Гобсек

Вопросы для беседы по повести О.Бальзака «Гобсек».

Вопросы для беседы по содержанию повести О.Бальзака «Гобсек».

Опишите внешность Гобсека и его комнату, образ жизни этого человека

Лицо старого ростовщика своей «желтоватой бледностью», похожей на «цвет серебра, с которого слезла позолота», напоминает Дервилю «лунный лик». Глаза Гобсека – «маленькие и жёлтые, словно у хорька», нос – длинный с острым кончиком, губы – тонкие, «как у алхимиков», черты лица – «неподвижные, бесстрастные, казались отлитыми из бронзы». Когда ростовщик приподнимает истрёпанный картуз, то взору открывается «полоска голого черепа, жёлтого, как старый мрамор». «Все его действия были размеренны, как движения маятника. Это был какой-то человек-автомат, которого заводили ежедневно». В первое время Дервиль не мог даже сказать, сколько лет Гобсеку, так как последний выглядел то ли до времени состарившимся, то ли хорошо сохранившимся на веки вечные.

Каков девиз его жизни?

(Лучше самому давить, чем позволять, чтобы другие давили).

Как характеризует Гобсека следующий эпизод:

Случайно у него было при себе золото, и вдруг двойной наполеондор каким-то образом выпал у него из жилетного кармана. Жилец, который спускался вслед за стариком по лестнице, поднял монету и протянул ему.

– Это не моя! – воскликнул он, замахав рукой. – Золото! У меня? Да разве

я стал бы так жить, будь я богат! (Гобсек осторожен).

Почему «этот странный человек ни разу не пожелал увидеть ни одной из представительниц четырех женских поколений, составлявших его родню»?

Он ненавидел своих наследников и даже мысли не допускал, что кто-либо завладеет его состоянием хотя бы после его смерти.

Почему Гобсек сразу решил, графиня де Ресто и Фанни Мальво – совершенно разные?

При каких обстоятельствах состоялась первая встреча Гобсека и де Трая?

Опишите Максима де Трая. Каковы его доходы?

(ясное чело, румяные, свежие уста, милая улыбка, белоснежные зубы и ангельский облик,белокурый красавчик, бездушный игрок). Какое впечатление произвела на Гобсека Фанни Мальво? (фея одиночества, от неё веяло чем-то хорошим, по-настоящему добродетельным).

Почему ещё при первой встрече с графиней де Ресто Гобсек сказал, что нищета, грозившая этой женщине и притаившаяся за всей этой роскошью, поднимала голову и казала … свои острые зубы.

(Гобсек очень хорошо разбирался в людях).

В тот день, когда Дервиль принес свой долг Гобсеку и расплатился полностью, спросил у него, почему он, желая помочь, не позволил себе оказать это благодеяние совершенно бескорыстно?

(Избавил от признательности и дал право считать, что Дервиль ему ничем не обязан).

Графиня де Ресто лишила своих детей наследства, как это произошло? Расскажите.

Кому были адресованы слова Гобсека: «Чтобы пролить свою кровь, надо ее иметь, милый мой, а у тебя в жилах вместо крови грязь». (Максиму де Траю).

Почему Гобсек не торопился передать огромное состояние графа де Ресто Эрнесту?

Несчастье – лучший учитель. В несчастье он многому научится, узнает цену деньгам, цену людям – и мужчинам и женщинам. Пусть поплавает по волнам парижского моря. А когда станет искусным лоцманом, мы его в капитаны произведем.

Почему мы называем Гобсека богатый бедняк? Какое впечатление производит сцена смерти Гобсека? (После смерти старика Дервиль находит в соседних комнатах гниющие горы еды, покрытые плесенью, залежалые товары, с которыми Гобсек был не в силах расстаться. Власть денег приводит к тому, что этот неглупый, волевой и по-своему честный человек умирает жалкой смертью, даже не воспользовавшись плодами своих усилий. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине.)

С какой целью Дервиль рассказал виконтессе де Гранлье историю семьи де Ресто?

( чтобы изменить взгляд виконтессы де Гранлье на положение в свете графа Эрнеста де Ресто).

Немного исторических фактов

Написание романа приходится на январь 1930 года, после чего он вошел в знаменитый цикл автора «Человеческая комедия», где последний откровенно высмеивал все пороки, свойственные людской натуре, не забывая напоминать и о добродетели, благодаря которой еще держится этот мир. И вот несколько интересных фактов об этом замечательном произведении с его поразительно жизненным сюжетом, остающимся актуальным по сей день:

  • В настоящее время «Гобсек» считается одним из самых читаемых произведений Бальзака, ввиду чего он является обязательным для изучения в рамках школьной программы. Кроме того, роман постоянно изучается и анализируется критиками и литературоведами, продолжая открываться с новой стороны. Стоит ли говорить, что и простые любители художественной литературы получают возможность почерпнуть для себя что-то новое благодаря глубокому смыслу и всей многослойности произведения.
  • Сборник «Человеческая комедия» включил в себя несколько разделов и, в частности, «Гобсек» вошел в «Сцены частной жизни», второе название которого является еще более громкоговорящим, отражая свойственные тому времени взгляды и манеру поведения, именуясь «Этюдом о нравах».
  • Как и многие романы того времени, «Гобсек» выходил отдельными частями с соблюдением определенного промежутка времени между ними. Так, первая глава, которую Бальзак назвал «Ростовщиком», была напечатана в популярном французском журнале уже в феврале 1930 года. Практически вся она была посвящена истории жизни ключевого персонажа по имени Жан Эстер ван Гобсек, позволяя читателю лучше понять характер героя. Совсем скоро на читательский суд была представлена дополненная часть произведения «Папаша Гобсек», фактически ставшая трилогией, разбитой на главы «Ростовщик», «Адвокат» и «Смерть мужа», в которых были рассказаны истории единственного верного друга старого скряги и другого персонажа, вокруг которого, собственно, и завертелись все события — графини де Ресто с ее семьей и любовником.
  • Ближе к середине года произведение было включено в упомянутый сборник без какого-либо структурирования и деления на главы, и до сих пор именно такая версия бальзаковского «Гобсека» считается классической.

Тематика произведения

Исследование человеческой души

Бальзака интересует все, что могло бы пролить свет на происхождение о особенности человеческих страстей. Литературное исследование страсти проходит в двух плоскостях:

  • Гобсек предстает как «ученый», который пытается проникнуть в глубину такого чувства, как страсть. Последняя проявляется в жизни в разных ипостасях: жадность к деньгам, похоть к женщинам, эгоизм и обожание себя (нарциссизм) и т. д.
  • Автор, в свою очередь, тоже «препарирует» своего персонажа (то есть Гобсека) под микроскопом литературного анализа. Писатель, таким образом, демонстрирует, что образ умудренного опытом мужчины скрывает ту самую страсть: желание получить больше денег, накопить больше вещей.

Мотив пагубной страсти

В центре прозы французского автора – власть богатства, страсть к деньгам, накоплению, обогащению. Отдельные события-примеры подтверждают – снова и снова – заключение писателя о разрушительном характере страстей.

Тема отчуждения

Кроме этого, литератор обращается к мотивам затворничества. Эта тема воплощена через образ Гобсека (в особенности, через стиль жизни героя). Мужчина отчуждается от общества, причем делает это по собственной воле. Бальзак раскрывает гнилые, нравственно низкие аспекты человеческой натуры. В конце повествования читатель понимает, почему Гобсек так относится к своим наследникам. Герой умирает, не оставив завещания, – что тоже символично.

Мотивы произведения

Отдельно стоит проанализировать бальзаковское творение на предмет мотивов, которые раскрывает писатель на этих страницах:

  • власть денег над человеческой душой и социумом;
  • власть одного человека над другим (этот мотив раскрывается через привилегированное положение ростовщика);
  • супружеская измена;
  • поиск сокровища (желание легких денег, отсутствие стремления прилагать усилия в жизни);
  • дружба старика и юноши;
  • мудрость и опыт жизни;
  • скупость;
  • одиночество;
  • философское отношение к жизни;
  • трудолюбие и роль работы в жизни;
  • общественные и индивидуальные пороки;
  • потеря рассудка, безумие (конец главного героя);
  • отчуждение и отстраненность человека;
  • любовь, мания, страсть.

Конфликты повести

Бальзаковское произведение не зря входит в школьную программу. Конфликты, которые автор выворачивает наизнанку в этом творении, не теряют своей актуальности. Обратимся к ключевым конфликтам “Гобсека”:

  • человек contra общество (отображается через образ главного героя, который противостоит обществу; таким образом сам писатель высказывает протест против порядков современного ему общества);
  • социум contra индивидуальность (автор обращается также к социальному конфликту: расслоение общества на простых людей, торговцев, аристократию и буржуазию);
  • отцы contra дети (сын графа не понимает своего отца; Гобсек не хочет иметь детей).
  • идеология contra философия (Гобсек предстает в образе философа, который тоже попадает в сети порока);
  • семья contra быт (на примере семейства де Ресто);
  • чувства contra разум.

4.4 / 5 ( 5 голосов )

Прочие произведения

В молодости Оноре старался не обращать внимания на несправедливые слова критиков, продолжая свое дело. Ранними работами стали:

Роман «Шуаны»;

— «Шагреневая кожа»;

— «Гобсек»;

— «Дом кошки, играющей в мяч».

Бальзак стремился продемонстрировать индивидуализированный тип каждого своего персонажа. Центром его творчества являлись не выдуманные герои, а жизнь и поступки буржуазного общества. Полюбившийся образ Гобсека из одноименной повести показал читателям, какой может быть жизнь трагичной, если человеку приходится убить в себе все хорошее и стать бездушным обдиралой и накопителем.

«Гобсек» впечатляет глубоким смыслом и моральной подоплекой сюжета. Это произведение связано с романом Бальзака «Отец Горио», а некоторые герои промелькивают в других сочинениях французского писателя, например, в романе «Человеческая комедия».

История создания

Работая над литературным произведением, Бальзак тщательно формировал описание героев, поднимал волновавшие его проблемы и изобличал пороки. Жадность, тщеславие, лицемерие всегда попрекались автором. Помимо главной мысли повести, Бальзак раздумывал над тем, как придать произведению художественную изысканность. Он пытался сохранить убедительность характеристик, сделать так, чтобы герои, собранные в ансамбле произведения, олицетворяли современную автору эпоху.


Писатель Оноре де Бальзак

Точная дата написания оспаривается историками. После смерти писателя нашли три редакции произведения, в которые он вносил правки в течение 18 лет. Основой для повести послужил короткий рассказ «Ростовщик», написанный Бальзаком на заказ для журнала «Модник». Он послужил основой для первой главы произведения под названием «Опасности беспутства». В 1832 году его перевели на русский язык, а уже в 1835 публика приняла обновленный вариант повести. Название сменилось на «Папаша Гобсек», ассоциировавшееся у читателей с наименованием «Отец Горио».

Нынешнее название Бальзак дал повести в 1848 году, когда в порыве вдохновения вновь вернулся к редактуре. Он убрал мягкое обращение «папаша», решив познакомить читателя с грубым и алчным ростовщиком с необычной биографией.


Книги Оноре де Бальзака

В обоих вариантах повести Бальзак обличал жертв денег и залогов, а также тех, кто располагал властью над ними в виде векселей. В сочинении Бальзака противопоставляются аристократы и простые слои населения; те, кто привык работать без отдыха, и те, кто умеет тратить золото, прожигая жизнь.

Искусствоведы предполагают, что «Гобсек» основан на реальных событиях, свидетелем которых был автор произведения. Повесть называют автобиографичной, усматривая параллели с личной жизнью Бальзака. Писатель обсуждает в своих произведениях значение денег, осуждая их всепоглощающую власть. Драматизм, который несут в себе мужские и женские образы, непредсказуемые коллизии, высокая степень морализма подкупают любого, кто знакомится с творчеством Бальзака вообще и повестью «Гобсек» в частности.

Трагедия Гобсека

В центре повести Оноре де Бальзака «Гобсек», краткое содержание которой изложено выше, — человек, скопивший огромное состояние, но оставшийся в конце своего пути совершенно один. Гобсек — так зовут этого героя — ни с кем не общается, мало выходит из дому. Единственный человек, кому он доверяет — Дервиль. Ростовщик видел в нем и делового товарища, и умного собеседника, и хорошего человека.

Молодой стряпчий, общаясь со стариком, набирается опыта, просит рекомендации и совета. Наблюдая за ростовщиком, Дервиль сделал вывод, что в нем живут двое: существо подлое и возвышенное, скряга и философ.

Жизненный опыт научил старика оценивать человека с первого взгляда, мыслить и анализировать. Он часто рассуждал о смысле жизни. Но с возрастом страсть к деньгам все же возобладала и постепенно переросла в поклонение. Возвышенные чувства переросли в эгоизм, жадность и циничность. Если в молодости он мечтал познать мир, то к концу жизни главной его целью стала охота за деньгами. Но счастья они ему не принесли, он так и умер в одиночестве со своими миллионами.

Как видно из краткого содержания по главам, Гобсек и вся его жизнь — это трагедия не отдельного человека, а целой системы. Жизнь Гобсека только подтверждает известное выражение: счастье — не в деньгах. Бальзак на его примере показал, к чему приводит бездумное поклонение звонкой монете.

Год:
1830 Жанр:
повесть

Гобсек – это слово, которое означает человека, только и думающего о деньгах. Гобсек – по-другому, это человек, который дает деньги в долг под большие проценты. Это – ростовщик, который не знает жалости, когда дело касается денег. Именно такие люди часто вызывают негатив, неприязнь, ведь их трудно понять, с ними трудно иметь дружеские отношения, кроме деловых и каких-либо выгодных сделок.

Эрнст – это имя молодого человека, который вызывает искренние чувства у одной молодой леди, которая является красивой и богатой наследницей. А ее мать – сама виконтесса, которая достаточна разумна, а потому не странно, что она противится влюбленным. Тем более, что одна из влюбленных – ее дочь. Все потому, что Эрнст – молодой, красивый, но вместе с тем – бедный.

Он вхож в аристократическое общество, и сам аристократ, но обедневший. Так как его мать – была в молодости очень легкомысленна, и получилось так, что она заложила все свое состояние из-за того, что у нее был молодой любовник. Она тратила деньги на ветер, а потому теперь у ее сына – не слишком хорошая репутация. При этом разговоре присутствует Дервиль, адвокат, который пользуется уважением виконтессы, а потому является другом семьи. Он вмешивается в разговор, и рассказывает очень интересную историю, которая касается матери молодого человека Эрнста.

Дервиль, когда жил в пансионе дешевом, будучи студентом, познакомился там с непредсказуемым человеком, которого звали Гобсек. Этот человек был ростовщик. Это был старик, внешность которого была какая-то желтая, нос – длинный, тонкие губы. Это был человек-вексель, он был холоден и равнодушен к бедам других. Он был необыкновенно богат, но его ненавидели все, кто у него занимал. Однажды, Гобсек, который из всех соседей общался только нормально с Дервилем, рассказал ему о графине. Она пришла занимать деньги, чтобы давать их своему молодому красивому любовнику, который еще тот был мот и транжира. В закладную Гобсеку она вручила бриллиант невиданной красоты. Так получилось, что графиня все последующие годы тратила деньги и драгоценности мужа.

Однажды, муж ворвался к Гобсеку, требуя, чтобы тот возвратил драгоценности, так как он не имеет права брать их. Но все вышло по-другому. Гобсек посоветовал ему отдать все права на владения домом и деньгами после смерти его, графа, — Гобсеку, чтобы жена не смела тратить деньги.

Смерть ростовщика

Краткое
содержание «Гобсека» продолжается рассказом о том, как на следующий день в дом графа пришли Гобсек и Дервиль. Их глазам открылось ужасающее зрелище: графиня, не стыдясь того, что в доме находится покойник, учинила настоящий погром. Заслышав их шаги, она сожгла документы, адресованные Дервилю, и тем самым предопределила судьбу всего имущества: оно перешло во владение Гобсека.

Ростовщик оставил особняк и по-барски стал проводить время в новых владениях. На просьбы Дервиля сжалиться над графиней и детьми он неизменно отвечал: «Несчастье — лучший учитель».

Когда сын Ресто узнает цену деньгам, тогда он и вернет имущество. Дервиль, услышав о любви молодого графа и Камиллы, отправился к старику и застал его при смерти. Все свое имущество тот завещал родственнице — публичной девке.

В изложении краткого содержания «Гобсека» нужно отметить, что старый ростовщик не забыл и о Дервиле — поручил распорядиться припасами. Увидев сгнившие и протухшие продукты, стряпчий убедился, что скупость Гобсека превратилась в манию. Оттого он ничего не продавал, что боялся продешевить.

Так что виконтессе не о чем беспокоиться: молодой Ресто вернет свое состояние. На что виконтесса отвечала, что Камилле вовсе не обязательно встречаться со своей будущей свекровью.

Главные и второстепенные герои

В повести 2 главных героя. Первый — ростовщик Жан Эстер ванн Гобсек, по фамилии которого названо произведение. Это прижимистый и расчётливый человек, однако он по-своему справедлив и принципиален. Второй главный герой — стряпчий Дервиль. Несмотря на специфику профессии, он способен помочь человеку бескорыстно. Примечательно в образе Дервиля то, что он сумел понять ростовщика, который был сложной и противоречивой личностью.

Другие персонажи произведения и их характеристики:

  • Граф де Ресто. Порядочный человек, с достоинством принимающий удары судьбы и желающий счастья сыну. Знатный и уважаемый господин, обманутый муж.
  • Графиня де Ресто. Порочная женщина, волочившаяся за молодым любовником и истратившая на него немалую часть состояния.
  • Эрнест де Ресто. Сын графини, влюблённый в Камиллу.
  • Максим де Трай. Любовник графини, который долго пользовался её деньгами и положением. Красивый гуляка.
  • Виконтесса де Гранлье. Одна из самых знатных и богатых дам в аристократическом предместье Сен-Жермен. Хозяйка роскошного дома. Во время революции у неё конфисковали имущество, но стряпчий Дервиль помог вернуть добро.
  • Камилла. Добродетельная девушка, дочь виконтессы, влюблённая в графского сына Эрнеста. Виконтесса не одобряет увлечения дочери, ведь она уверена, что юноша беден, к тому же о его матери в молодости ходили пересуды.

На создание повести у Бальзака ушло около 18 лет, при этом он дважды менял название. Только в последнем варианте произведение стало называться «Гобсек».

Значение Украины в жизни писателя

Впервые Бальзак посетил эту страну в 1847 году. Здесь он был обвенчан с Эвелиной Ганской, поэтому часто посещал украинские земли. Множество очерков было написано им об этих чудесных местах, и одним из них является «Письмо о Киеве». Бальзак восхищался плодородной землей, на которой ежегодно сеют пшеницу, при этом совершенно не удобряя почвы.

Будучи в имении Ганской, Оноре искренне интересовался жизнью крестьян. Ему нравилось наблюдать за группами людей, которые шли с работы, напевая при этом веселые песни. В итоге любовь автора к Украине отобразилась не только в письмах для Парижа, но и в романе «Крестьяне».

Стратегии поведения по отношению к деньгам

Каждый взрослый индивид рано или поздно определяет для себя какую-то стратегию заработка и расхода денежных средств. В основном она формируется, опираясь на отношение к материальным благам, которое было привито ребенку в детстве родителями. Далеко не редкость, когда стратегия поведения заведомо неправильная, т.к. в раннем возрасте человек сталкивался с какими-то финансовыми проблемами, отражающимися на качестве жизни его семьи:

  • Алчность — нездоровое стремление к приумножению своих доходов любыми возможными методами.
  • Скупость — одновременно и схожее и отличающееся от предыдущего состояние, находясь в котором, человек избегает любых финансовых трат, даже самых несущественных, дабы сохранить свой капитал.
  • Жадность — совокупность первых двух состояний, формирующаяся в человеке при наличии одной из них.
  • «Крупная игра» — весьма абстрактный термин, который можно интерпретировать по-разному, но его можно употребить в контексте предприимчивости. Когда речь идет о человеке, имеющем здравое стремление к преумножению своего капитала, дабы иметь возможность в дальнейшем выделить из него средства, необходимые для вложения в новые проекты, способные приносить прибыль.
  • Расчетливость — пограничное состояние между бережливостью, экономностью и скупостью, алчностью.
  • Щедрость — умение легко расставаться с заработанными деньгами. Это качество, которое направлено в большей степени не на себя, а на других людей, окружающих человека в той или иной сфере его жизни.
  • Расточительность — тотальное неумение копить то, что было заработано. Расточительные люди настолько легко расстаются с деньгами, что практически все доходы от их трудовой деятельности склонны улетучиваться в первый же день после зарплаты.

Образ Гобсека в повести Бальзака «Гобсек»

Французский писатель-реалист Оноре де Бальзак считал, что в произведении должно быть больше живых подробностей, бытовых деталей, так как изображение обыденности придает образам и явлениям правдивости. Бальзак – автор эпичного цикла произведений «Человеческая комедия», куда входит и знаменитая повесть «Гобсек». Главный герой – богатый ростовщик, который считает, что при помощи денег можно управлять людьми. Он находил клиентов в крайней нужде и давал им деньги под огромный процент. Таким образом герой накопил целое состояние. Однако Гобсек продолжал жить скромно, экономил каждую копейку. Ним овладела безумная страсть к накоплению, и вместе с ней появилась подозрительность к людям. Гобсек притворялся бедным стариком, чтобы никто не ограбил его. Однажды он стал заложником сразу двух своих страстей. Герой выронил золотую монетку, но не признал, что она принадлежит ему. Несмотря на жадность к деньгам, он не смог раскрыть себя другим жильцам дома.

Образ Гобсека не однозначный. В нем словно уживаются скряга и философ. Он не просто берет с клиентов проценты, а наслаждается моментами слабости жалких людей, которые попадают к нему в зависимость. Гобсек создает собственную теорию безграничной власти золота над разумом человека. Он уверен, что тот, кто владеет золотом – владеет миром. И все же, Гобсек – не злонравная личность, потому что умеет видеть не только плохие, но и хорошие качества в других. Старик ловко подмечает детали в поведении и даже движениях своих клиентов, знает, когда они боятся, пытаются отстрочить выплату денег. Но Гобсек не умолим, и все векселя собирает без просрочки, самостоятельно бегая «на своих тонких ножках» по домам своих должников.

Однако этот «человек-автомат» знает, что такое дружба, хоть и понимает ее в меру своих убеждений. Когда Дервиль, единственный компаньон ростовщика, просит занять ему денег, тот отказывает, объясняя тем, что деньги губят дружбу: должник чувствует себя обязанным, а кредитор ждет свой процент. Зная себя, Гобсек не хочет иметь «золотую» власть над другом. Человечность Гобсека проявляется и в его отношении к швее Фанни Мальво. Он восхищается благородностью бедной девушки.

Гобсек – хороший аналитик, хотя его выводы и предвзяты. Наблюдая за людьми, он понимает, что единственный постоянный двигатель в мире – это золото. Одно оно, по его мнению, неизменно – а значит, чтобы добиться власти, нужно владеть золотом.

Зачем Гобсеку неограниченная власть над другими? Ответ скрывается в пережитых событиях в молодости. Тогда герой был совсем другим, не циничным реалистом, а отчаянным романтиком. Но предательство и несчастная любовь сделали его сердце черствым. Теперь понятно, почему единственным другом, который не предаст, он называл деньги.

Оноре де Бальзак показывает в образе главного героя то, как культ золота калечит души людей. Ведь Гобсек имел большую внутреннюю силу, но выбрал путь бездушной машины по стяжательству денег, превратившись из человека-философа в полуавтомат.

Образ Дервиля в повести Бальзака «Гобсек» Гобсек в начале и конце повести Бальзака «Гобсек» В чем проявился реализм писателя при создании образа Гобсека? История написания повести Бальзака «Гобсек»

Сюжет

Историю ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье — одной из самых знатных и богатых дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье. Её дочь Камилла выказывает расположение молодому графу Эрнесту де Ресто. Когда он уходит, виконтесса упрекает свою дочь, ведь Эрнест беден и происходит из незнатного рода. Дервиль решает раскрыть истинное положение дел. Свой рассказ он начинает издалека. Когда Дервиль был бедным безработным студентом, он познакомился в дешёвом пансионате с ростовщиком Гобсеком. Из всех соседей старик поддерживает контакты только с Дервилем, с которым он делится своими циничными представлениями о жизни и рассказывает случаи из практики.

Окончив учёбу, Дервиль устраивается на должность стряпчего в адвокатское агентство. Однажды ему выпала возможность выкупить заведение. С этим предложением он обращается к Гобсеку. Ростовщик соглашается дать нужную сумму, но берёт с него процент, вместо того, чтобы по дружбе одолжить деньги без процента. Это он объясняет тем, что избавляет его от чувства долга перед ним. За пять лет Дервиль полностью оплачивает долг.

Однажды блестящий граф Максим де Трай упросил Дервиля свести его с Гобсеком, но ростовщик наотрез отказался дать ссуду человеку, у которого долгов на триста тысяч, а за душой ни сантима. Тогда де Трай приводит Гобсеку свою любовницу — графиню де Ресто. Та, купившись на наигранные страдания подлого любовника, соглашается на кабальные условия договора.

После ухода любовников к Гобсеку врывается муж графини с требованием вернуть заклад. Дервиль предлагает решить вопрос миром, а Гобсек советует графу передать всё своё имущество надежному человеку путём фиктивной продажной сделки: это якобы единственный способ спасти от разорения хотя бы детей. Граф принимает совет и начинает с помощью Дервиля осуществлять эту операцию, выбрав в качестве конфидента самого Гобсека.

Дервиль, так и не получив встречной расписки о фиктивности сделки, узнает, что граф де Ресто тяжело болен. Графиня, чувствуя подвох, делает всё, чтобы не допустить стряпчего к мужу. К этому моменту графиня уже убедилась в подлости Максима де Трая и порвала с ним. Она столь ревностно ухаживает за умирающим мужем, что многие склонны простить ей прежние грехи — на самом деле она только хочет получить наследство. Граф, который не в силах добиться встречи с Дервилем, хочет передать документы старшему сыну — но жена отрезает ему и этот путь, лаской воздействуя на мальчика. В последней страшной сцене графиня молит о прощении, но граф остается непреклонен. В ту же ночь он умирает, а на следующий день в дом являются Гобсек и Дервиль. Их глазам предстает жуткое зрелище: в поисках завещания графиня учинила настоящий разгром в кабинете, не обращая внимания на присутствие покойника. Заслышав шаги чужих людей, она бросает в огонь бумаги, адресованные Дервилю, — имущество графа тем самым безраздельно переходит во владение Гобсека.

К концу жизни скупость Гобсека обращается в манию — он ничего не продаёт, боясь продешевить. В его доме скапливается огромное количество испорченной еды. Ростовщик сдаёт внаём особняк, а лето проводит по-барски — в своих новых поместьях. На все мольбы Дервиля сжалиться над раскаявшейся графиней и её детьми он отвечает, что несчастье — лучший учитель. Пусть Эрнест де Ресто познает цену людям и деньгам — вот тогда можно будет вернуть ему состояние. Узнав о любви Эрнеста и Камиллы, Дервиль ещё раз отправляется к Гобсеку и застаёт старика при смерти. Всё своё богатство старый скряга завещает своей дальней родственнице, назначив попечителем Дервиля, а замок графа отписывает сыну графа Эрнесту.

В заключение Дервиль сообщает, что Эрнест де Ресто в скором времени обретёт утраченное состояние. Виконтесса соглашается, что молодому графу надо быть очень богатым: только в этом случае мадемуазель де Гранлье сможет выйти за него замуж.

Биография


Гобсек – арт Все герои повести подробно описаны автором и имеют развернутые характеристики. Внешность Гобсека много говорит о персонаже. Старик с желтоватым лицом округлой формы и неприятными чертами не вызывает симпатии. Национальность героя скрывается. Его прошлое покрыто завесой тайны, но ясно, что жизнь ростовщика была насыщенной и многообразной. Гобсек утверждает, что человека делают сильным трудности и горе, они же повышают восприимчивость.

Анализ героя позволяет предположить, что в юности он был пиратом. Скупость и эгоизм помогли скопить некоторое состояние, которое он использовал, давая деньги под высокий процент. За неприступность и суровость старика звали «золотым истуканом». Гобсек был востребован в своей среде. После разделения «зон обслуживания» между городскими ростовщиками он стал работать с аристократами и представителями сливок общества. При этом в любой ситуации, сколь бы щекотливой она ни была, он оставался непреклонным в решениях.


Иллюстрация к книге «Гобсек»

Гобсек является олицетворением алчности. В образе объединена романтическая и реалистическая литературные традиции. Внешность персонажа говорит о благородной старости, умудренности опытом и житейской мудрости, а поступки делают его бездушной машиной по зарабатыванию денег. Чем больше становилось состояние ростовщика, тем меньше человечности оставалось в нем. Лучший профессионал в своей области, он демонстрирует высокую степень подготовки к работе с финансами, дальновидность и прозорливость.

Сообразительный ростовщик ловко проворачивает аферы, оставаясь дипломатом. Бизнесмен и опытный делец, герой дает советы, вкладывает деньги, принося пользу обществу, но не идет на поводу у праздности. Персонаж привлекает честностью и философским взглядом. Все аргументы, которые он озвучивает, подкреплены опытом из его прошлой жизни.


Внешность Гобсека

Гобсек был юнгой-корсаром в юности, торговал драгоценными камнями и рабами, состоял на службе у государства. Им двигал инстинкт самосохранения, позволивший герою выжить в сложных ситуациях, с которыми он сталкивался в карьере.

Финал жизни ростовщика поражает. Его жизнь прошла в накопительстве, которое не принесло ни удовольствия, ни пользы. Ближе к смерти романтическая натура взяла верх над рациональным зерном, поэтому наследство Гобсека отойдет внучке сестры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: