«Вий» очень краткое содержание
Н. В. Гоголь «Вий» краткое содержание для читательского дневника:
Трое семинаристов отправились домой на вакации, по дороге попросились заночевать в одной деревне. Хозяйка, старая и страшная бабка, уложила Хому в сарае, а ночью пришла к нему, оседлала и отправилась на шабаш. Храбрый парень сумел справиться с ведьмой, но когда она умирала, то превратилась в юную красавицу.
А наутро за ним пришли от воеводы с требованием, чтобы Хома читал псалтырь у гроба внезапно умершей дочери пана в течение трех ночей.
Когда парень остался в темной церкви ночью наедине с панночкой, лежащей в гробу, он очень испугался. Как оказалось, это и была та самая ведьма, желающая мести за свою смерть. Но еще больше он испугался, когда ведьма встала и стала искать его, чтобы отомстить за свою смерть.
Три ночи предстояло Хоме провести над гробом с панночкой в отчаянных попытках спастись от её заклинаний. Потом она позвала на помощь всю нечисть, и, в конце концов, с помощью Вия, демонического славянского существа, нечистые одолели юношу.
Вывод:
Хому победил его собственный страх, он боялся ведьму и нечистую силу, и хотя находился в храме, не мог найти для себя спасения. На мой взгляд, человек должен бороться со своими страхами, и тогда он станет непобедим.
Это интересно: Повесть «Шинель» была впервые опубликована в 1843 году. Для детального ознакомления с сутью произведения предлагаем прочитать краткое содержание «Шинели» Гоголя. Она рассказывает о жизни «маленького человека» в обществе. Он всем безразличен, но искренне любит свою маленькую должность. Лишь одно обстоятельство выдергивает его из привычного уклада жизни: покупка новой шинели.
Анатолий Алексин — В стране вечных каникул: Краткое содержание
Повесть-сказка посвящена Л. Лагину, автору «Хоттабыча».
Рассказчик вспоминает довоенное детство. Пете 12 лет. Его мечта – стать массовиком-затейником на праздниках. За победу в конкурсе велосипедных гонок на Елке лентяй и сладкоежка Петя получает необычайный приз от Деда-Мороза: выполнение любого желания. В последний день каникул он просит себе каникул, как сегодня. И чтобы все его развлекали.
Утром папа с мамой его не будят, и друг Валерик, фантазер, артист теневого театра, неподдающийся гипнозу, за ним не зашел. Значит, путевка в Страну Вечных Каникул выдана. Все в школу – а ему не надо. Для учительницы он «на лечении». Залез в пустой троллейбус, доехал до Дома культуры медработников (Докмераб). Там все, как вчера. И дядя Гоша, и елка. Но «житель» (каникуляр) в Стране только один – Петя. Концерт и конкурсы, сласти – все для него. Есть еще стол заказов развлечений. Туда надо звонить. Ребята во дворе берут его в игру. Вратарь из него плохой. Но Дед-Мороз не стал делать из него великого хоккеиста.
Поруганная церковь и поминки
За всеми этими событиями петух закричал уже второй раз. Бесы разлетаются кто куда, но скрыться успевают не все, некоторые застревают в проемах окон. Церковь так и остается стоять, постепенно зарастая бурьяном и покрываясь мхом. Это место в округе справедливо считают проклятым. Узнав о страшной участи товарища, Тиберий Горобец и Халява решают помянуть Хому горилкой. Главной причиной его гибели они считают трусость.
Современные режиссеры тоже не упускают гоголевский шедевр из виду. Так, уже в этом году увидела свет принципиально новая экранизация повести, снятая еще несколько лет тому назад, но, видимо, ввиду финансовых затруднений, не вышедшая в широкий прокат вовремя. Фильм по-своему замечательный и оригинальный, однако, приходится признать, что к гоголевскому шедевру он имеет весьма слабое отношение.
Картина снята в неопределенном, смешанном жанре – не то триллера, не то психологического детектива. Сохранены имена персонажей Гоголя, но сюжет переписан начисто. Поэтому если уж решиться на просмотр такого кино, то лучше все-таки представлять и первоисточник. Это поможет при последующем сравнении, хотя кино и литература – все-таки различные виды искусства.
Хома Брут на своё несчастье встретил ведьму, которая оседлала его, как коня, и понеслась на нём по полям верхом. Сумев освободиться, парень сумел забраться на саму старуху и начал бить её поленом, пытаясь вырваться из-под её чар. Позже его заставили читать молитвы над телом панночки, но, как оказалось, это и была та самая ведьма, желающая мести за свою смерть. Три ночи предстояло Хоме провести над гробом с панночкой в отчаянных попытках спастись от её заклинаний. В последнюю ночь ведьма призвала Вия, направившего на уже поседевшего парня всю свою свору, и от страха Хома умер на месте.
Силы добра и зла ведут за людские души непрекращающуюся борьбу. Неравная борьба с нечистью, в которую вступает герой Хома Брут, приводит его к смерти, несмотря на то, что он отчаянно боролся с черной силой и даже сумел обмануть ведьму. Автор показывает, что даже стойкие героические натуры не всегда способны вырваться из плена враждебных чёрных сил.
История создания
Итак, начнем анализ Набокова («Машенька» — в фокусе нашего внимания). Роман был написан в 1926 году в Берлине. Он имеет много биографических мотивов, в первую очередь связанных с тоской по Родине, непереносимой грустью эмигранта по утраченному дому.
В журнале «Нива» сразу после выхода романа была напечатана рецензия на него: «Свою судьбу Набоков вышивает по канве своих произведений… отражена судьба целого человеческого типа — русского интеллигента-эмигранта». Жизнь за границей была, как и для многих покинувших родную страну людей, трудна. Единственное, в чем Набоков мог найти утешение, — воспоминания о прошлом, где были радость, любовь, дом. Именно эти светлые мысли легли в основу романа.
Мир мечты
На следующее утро после праздника в Доме культуры медицинских работников у главного героя не зазвонил будильник, родители не торопились его будить и даже друг Валерик не позвонил в его дверь, когда уже пришло время идти в школу. Но особенно Петю удивило наставление отца «Перевернись на другой бок и продолжай спать!».
Когда родители главного героя ушли на работу, ему удалось выйти на улицу. Он прошелся по старой знакомой дороге, что вела к школе, и которую он мог пройти с закрытыми глазами. Повстречал несколько своих знакомых, но они словно не замечали его, хотя раньше накинулись бы с расспросами о том, как прошли каникулы. Бесцельно блуждая, Петр вышел на мостовую, где милиционер направил его на остановку троллейбуса.
Общественный транспорт с надписью «В ремонт» был специально предназначен для Пети и довез его к Дому культуры медицинских работников. Там все было так же, как и вчера: Дед Мороз, елка, конкурсы, концерт и подарки. С одной только поправкой: все это было для него одного. Поначалу было весело. Петя выходил победителем из любого соревнования, даже если в чем-то и был плох – у него ведь не было конкурентов. Да и все призы достались ему. Вот только петь хором в одиночестве было совсем не весело. Но он готов терпеть, ведь стал первым жителем (каникуляром) в Стране Вечных Каникул. В кратком содержании стоит также упомянуть, что ему стали доступны все развлечения — от цирка до кино.
«Глазами клоуна»: описание и анализ романа Белля
«Глазами клоуна» — роман Генриха Бёлля. Был завершен писателем и впервые опубликован в 1963 году, в Кельне. На русский язык переведен в 1964 году. Роман получил весьма резкие отзывы в западногерманской прессе; некоторые рецензенты даже утверждали, что Беллю пора «немного отдохнуть». То обстоятельство, что писатель был переводчиком бестселлера Д. Селинджера «Над пропастью во ржи» (где «глазами» подростка увидены нечестность взаимоотношений взрослых и не замечаемая ими прелесть мира), после выхода романа «Глазами клоуна», в котором главный герой-рассказчик в каком-то смысле тоже остается ребенком, дало повод обвинить Белля во вторичности. В действительности Белль и Селинджер уловили сквозные настроения эпохи «рассерженных молодых людей», ищущих альтернативу родительским ценностям. Однако воплощением этой темы не исчерпывается содержание романа Белля. Органичное сочетание тончайшей лирики и гротескной сатиры превращает «Глазами клоуна» в одну из самых сильных книг, написанных в Европе после войны.
Говоря о себе, Белль неоднократно делился ощущением, будто все им написанные вещи представляют собой единый текст. Его непрерывность создают константы беллевского отношения к миру, проявляющиеся в каждом фрагменте письма: ненавистью к насилию, сострадание к «маленькому человеку» (впрочем, «большие» люди здесь тоже малы и вызывают жалость), любовь к женщине и ребенку. Гуманизм, которому Белль учился у Диккенса и Достоевского, у него, немца военного поколения, всегда имеет горький привкус вины. Прошлое не заживает, и хотя минуло уже столько лет со смерти шестнадцатилетней сестры клоуна Ганса Шнира — Генриетты, отправленной собственной матерью «выполнять свой долг, чтобы выгнать жидовствующих янки с нашей священной немецкой земли», и с того дня, когда маленький Георг нечаянно взорвал себя фаустпатроном во время учений школьной группы гитлерюгенда, герой не может и не хочет забыть об этом.
Белль ставит своего героя в настоящую экзистенциальную ситуацию: Ганс Шнир (Ганс в немецком фольклоре — тип простака) в 21 год уходит из родительского дома, где его отец, «король бурого угля», подсчитывает миллионные прибыли, а мать, никогда не дававшая детям поесть досыта, по ночам крадется в кладовую и жадно глотает ветчину, разрывая куски руками (даже такие детали у Белля описаны с бесконечным терпением и нежностью к человеку). Шнир уходит, чтобы вести кочевую жизнь клоуна, автора пантомим, пародирующих политическую элиту, — трудную жизнь, в которой единственная точка опоры — это любовь Мари (родители отрекаются от Ганса, как от «невыгодного предприятия»). И когда клоун теряет Мари, не выдержавшую тяжести нужды и скитаний, выбравшую душевное и материальное равновесие «первой леди немецкого католицизма», — никто и ничто не может смягчить боль его утраты, сделать существование выносимым. В романе «Глазами клоуна», как и в более ранних своих произведениях, Белль близок к французской, «атеистической», ветви экзистенциализма.
Характерной особенностью беллевской манеры является то, что он почти никогда не ведет повествование от лица автора: роман «Глазами клоуна» представляет собой внутренний монолог Шнира, потерпевшего крах на сцене и вернувшегося в Бонн в поисках Мари. Шнир — не автобиографичен, но, безусловно, Белль передал ему многое из личного опыта.
«Глазами клоуна» — роман состояния. Собственно действие в нем продолжается немногим более трех часов и сводится к нескольким неудачным телефонным разговорам с просьбой о помощи, визиту отца и последней отчаянной попытке героя заработать денег — с гитарой и шляпой у вокзала. На этом небольшом временном отрезке в сознании героя разворачивается множество эпизодов прошлого, которые герой помнит так отчетливо и переживает так сильно, как будто они происходят в настоящем. В 1968 г. по роману «Глазами клоуна» в театре имени Моссовета был поставлен одноименный спектакль, не сходивший со сцены двадцать лет (исполнитель главной роли, постановщик и художник спектакля — Г. Бортников).
Театральный талант
Талант искусственного перевоплощения в роли Геннадий Бортников обнаружил еще до начала учебы в МХАТе. Манерное поведение соседских товарищей, посещавших театральную студию, сподвигло юношу прийти на занятия и посмотреть, чему там обучают. Образованная женщина-педагог, интеллигентные воспитанники и таинственная атмосфера влюбили Геннадия в это искусство. Он попросился в студию актерского мастерства декоратором и его взяли волонтером оформлять спектакли.
Волею судьбы Бортникову однажды предложили прочитать Пушкина. Успешная декламация вывела парня из художника в актеры. Первой ролью у Геннадия был образ ворона из сказки Маршака «Двенадцать месяцев».
Богатырь — анализ
Это странная сказка, достаточно психологичная и поучительная. Вроде бы используются сказочные мотивы, образы, герои, а речь идёт, будто бы, и о современности, о вечных проблемах.
Этот самый Богатырь появился на свет от Бабы Яги. Уже неожиданный поворот, так как эта ведьма – явно не положительный персонаж в сказках. От неё (и от её наследника) сложно ждать чего-то хорошего.
Вначале всё не так плохо – богатырь растёт. Мамаша его отстранилась от воспитания, от чего общество только выиграет… И когда он сил набрался, то и пошел на свой первый подвиг. Но всего лишь пошел он в лес – разбил одно дерево кулаком, другое… А в третьем было дупло. Недолго думая, богатырь залез туда спать. В принципе, не такой уж и странный поступок для русского-народного героя, ведь все помнят, что богатырь может тридцать лет и ещё три года на печи спать, то есть сил набираться. Вот все и решили, что этот сын Бабы Яги тоже копит энергию на какой-то подвиг. Если Родина будет в опасности, то он непременно проснётся и всех спасёт.
Супостаты узнали, конечно, что появился богатырь – защитник у народа. С опаской стали относиться к стране. Не спешат уж нападать и угрожать. Но всё-таки за годы разное было – беды, голод, волнения. И всё люди ждут, что богатырь очнётся — спасёт всех, причём и от бедности, и от врагов, и от беспорядков всяких. Но он всё спит в дубовом дупле – храпит на весь лес. Тогда все себя и утешают, что пока, значит, не самая страшная беда обрушилась на страну.
И всё-таки не могли выдержать враги бесконечно долго. Напали на страну, окружили дерево, где почивал богатырь. Кстати, важная деталь показана автором – уже некоторое время богатырь не храпел. Это ведь можно трактовать в том смысле, что он проснулся, готовится на ратный подвиг
Стали супостаты осторожно приближаться к дуплу… И сказали все вдруг: «Воняет!» Оказалось, что от богатыря того осталась только голова, всё остальное давно съели гадюки
Тогда супостаты напали на страну. Логично, что громили они всё с яростью за то, что столько лет терпели и боялись. Даже слава о богатыре не очень помогла народу – только оттянула момент провала.
В сказке звучат разные голоса. Глас народа звучит очень просто: «ужо», «воспрославит»… Само повествование тоже стилизовано, здесь используется такая устаревшая лексика, как «други» или «око».
В сказке показаны и страхи врагов, и надежды соотечественников, и глупость «богатыря».
Идея, тема, смысл, суть
Глава четвертая
Поздно утром во вторник Ганин отправляется к Людмиле. После вчерашних событий ему кажется, что он помолодел ровно на девять лет. Ганин расстается с девушкой. При этом Лев Глебович объясняет свое решение тем, что любит другую женщину. Не дождавшись от Людмилы нормального ответа, он уходит. Покончив с утомительным для него романом, Ганин чувствует себя свободным. Он вспоминает, что случилось с ним девять лет назад.
Ему было шестнадцать. Летом в усадьбе он выздоравливал от тифа. В той комнате, где лежал Ганин, и зародился тот женский образ, который спустя месяц ему посчастливилось встретить наяву.
Целый день Ганин гуляет по городу, отсчитывает дни до приезда Машеньки. Придя в пансион, он встречает Алферова. Тот предлагает ему сходить вместе с ним за газетой. Ганин отказывается. Лев Глебович идет в пустую комнату Алферова и начинает рыться в ящиках. За этим занятием его застает Клара. Она обещает не выдавать Ганина. Лев Глебович говорит, что не собирался ничего красть у Алферова, а также рассказывает, что расстался с Людмилой. После его ухода Клара начинает плакать.
Глава семнадцатая
Ганин идет по утренним улицам и думает о том, что давно не чувствовал себя «таким здоровым, сильным, готовым на всякую борьбу». Он садится на скамейку в сквере около вокзала. Через час приедет Машенька. Лев Глебович надеется встретить ее, пока Алферов будет спать. Вдруг Ганин осознает, что роман его с Машенькой кончился навсегда, что он до конца исчерпал свое воспоминание, что образ Машеньки остался в пансионе вместе с умирающим поэтом. Лев Глебович дожидается минуты, когда по железнодорожному мосту проходит идущий с севера экспресс. После этого садится в такси и уезжает на другой вокзал, расположенный в конце города. Там он берет билеты на поезд, который следует на юго-запад Германии. Ганин предвкушает, как без всяких виз пересечет границу, – «а там Франция, Прованс, а дальше – море».
- «Машенька», анализ романа Набокова
- «Защита Лужина», анализ романа Набокова
- «Дар», анализ романа Набокова
- «Дар», краткое содержание по главам романа Набокова
- «Лолита», анализ романа Набокова
- «Защита Лужина», краткое содержание по главам романа Набокова
- «Лолита», краткое содержание романа Владимира Набокова
- «Камера обскура», анализ романа Набокова
- «Приглашение на казнь», анализ романа Набокова
- «Камера обскура», краткое содержание по главам романа Набокова
- «Приглашение на казнь», краткое содержание по главам романа Набокова
- «Облако, озеро, башня», анализ рассказа Набокова
- «Круг», анализ рассказа Набокова
- Набоков Владимир Владимирович, краткая биография
- «Гроза», анализ рассказа Набокова
По произведению: «Машенька»
По писателю: Набоков Владимир Владимирович
Глава шестая
Ганин не помнил, когда точно увидел Машеньку в первый раз: то ли на дачном концерте, то ли раньше, но мельком. Концерт был организован в большой риге на лугу. Выступал приглашенный из Петербурга бас. Но в тот день для Ганина существовало только одно: «он смотрел перед собой на каштановую косу в черном банте». Когда девушка поворачивала в сторону лицо, Лев Глебович видел «темный румянец ее щеки, уголок татарского горящего глаза, тонкий изгиб ноздри». Ганин не помнил, когда встретил Машеньку снова – на следующий день или спустя неделю. Несколько раз он видел ее во время велосипедных прогулок. Лев Глебович клялся себе, что заговорит с ней, но смелости не хватало. Зато от знакомого студента Ганин узнал имя прекрасной незнакомки.
Личная жизнь Геннадия Бортникова
Актер всего себя отдавал сцене, активно работал в кино и на радио. Невзирая на популярность у женщин и сумасшедший успех, Геннадий Леонидович был одинок. Он никогда не был женат, не имел детей, по крайней мере, официально. Даже после его смерти многие друзья говорили, что врачи поставили диагноз, связанный с инфарктом, но на самом деле – актер ушел из жизни от одиночества.
По жизни Геннадий Бортников имел свои странности. Он был практически не приспособлен к быту, совмещал актерскую работу с живописью. Рисовал картины, которые просто раздаривал друзьям и знакомым. Актер совсем не думал о финансовой стороне жизни, не расстроился, когда при распределении дачных участков на нем закончилась очередь, и даже не приватизировал собственную квартиру. Зато артист очень любил собак и постоянно подкармливал бездомных животных.
О его натуре говорит и тот факт, что когда главную роль в пьесе «Последняя жертва» (которую долгое время играл Бортников) режиссер отдал Старыгину, Геннадий Леонидович после спектакля зашел с цветами в гримерку и поздравил своего коллегу от всей души.
Тема покаяния
Жизнь самого поэта Твардовского связана с теми страшными и трагическими годами, которые пережил русский народ. Он решил в поэме «По праву памяти», краткое содержание которой есть в статье, показать ужасные сталинские репрессии и хрущевскую оттепель.
Главная тема поэмы — покаяние. Автор говорит о том, что проблема памяти постепенно перерастает в проблему ответственности будущего поколения. Мастер говорит: молодые люди не желают разбираться в том, что было в прошлом. Автор считает, что человек не имеет право забывать страшное прошлое своей страны и своего народа. Ведь если все забыть, то трагические и страшные последствия неизбежны. Связь поколений находит сильное звучание в произведении Александра Трифоновича Твардовского.
Пережив арест отца, автор показывает, как сложно выжить в обществе, если на ребенке уже поставили клеймо «сын врага народа». И чтобы жизнь протекала по-другому, нужно было отказаться от отца, то есть предать самого близкого и родного человека. И в этом заключается трагедия отдельного гражданина и всего поколения. Отсюда и такое двойственное отношение к Сталину: как к сильной личности и тирану. Поэт считает, что молодое поколение должно знать суровую правду о страшном времени правления вождя. Неудивительно, что тема покаяния оказывается основной в поэме.
Пик популярности
Перспективному актеру доставались самые лучшие роли в постановках Завадского и Анисимовой-Вульф. Бортников Геннадий Леонидович произвел фурор на публику после выхода спектакля «Глазами клоуна» немецкого классика Генриха Белля. Купить билет на эту постановку было весьма затруднительно, а толпы женщин постоянно собирались возле Моссовета, чтобы увидеть своего кумира.
Он был романтичным и театральным, выходя на сцену, он завораживал зрителя и не отпускал его внимание и интерес, пока играл
Запоминающимися постановками с его участием были: «Петербургские сновидения», «Братья Карамазовы», «Последняя жертва», «Венецианский купец». Но вторым по величине успешным спектаклем стал «Петербургские сновидения», где Геннадий Бортников сыграл Раскольникова. Тогда все московские театралы признали его высокоталантливую игру. На пике популярности, когда он был молод, сочеталось в нем физическое и душевное единение с персонажами, незабываемая внешность, музыкальность и пластика.
Популярные сегодня пересказы
- Модная лавка — краткое содержание комедии Крылова Произведение под названием «Модная лавка» написано известнейшим русским писателем Иваном Андреевичем Крыловым. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.
- Красный цветок — краткое содержание рассказа Гаршина Однажды в психиатрическую больницу одной из губерний доставляют душевнобольного человека. Это образованный и не обделенный интеллектом мужчина. Но у него начался приступ буйности
- Таинственный остров — краткое содержание романа Жюля Верна Роман начинается с того, что в Америке во время Гражданской войны в городе Ричмонде из тюрьмы убегает пять человек. Они – северяне, улетают на воздушном шаре. Сильный ветер уносит его в Южное полушарие
- Рассказ о неизвестном герое — краткое содержание стиха Маршака Обычный, ничем не примечательный парень, проезжает по Москве в трамвае. Неожиданно его напевания прерываются ужасной картиной — он замечает, что в доме напротив случился пожар – из окна идет дым
Тема
Основная тема поэмы «По праву памяти» (краткое содержание подтверждает эту мысль) – тема памяти. Но эта проблема трансформируется в другую, более опасную – ответственности пред потомками за нежелание разбираться с тем, что произошло в прошлом: «Кто прячет прошлое… тот вряд ли с будущим в ладу». Твардовский считал, что никто не вправе забывать прошлое, так как оно касается всех и влияет на будущее страны, на ее развитие и благополучие народа.
Поэма построена как экспрессивный монолог лирического героя, обеспокоенного утратой преемственности и разрушением связи между поколениями.
Угасание
Вполне возможно, что Геннадий Леонидович не мог найти амплуа, соответствующее его возрасту. По натуре он был романтичным, не всегда понимал, что такое современность, да особо и не старался понять. Такие слова о нем сказала Вульф.
Кроме того, она отметила, что последние два десятка лет своей жизни актер почти ничего не играл. Были спектакли «Прихоти любви, или Капризы Марианны», еще несколько небольших работ, которые больше походили на провал, к сожалению. В кино также работ практически не было, появилось ощущение, что Геннадий Бортников, актер, блиставший многие годы, оказался никому не нужным. Хотя сам артист умирать не собирался, он жаждал быть востребованным, имел желание играть.
Глава девятая
Утром Ганин идет за лекарством для Подтягина. Старику становится лучше, но Клара и Лев Глебович решают пока не выпускать его из дома. Алферов получает телеграмму от Машеньки. В ней сообщается, что она приедет в субботу утром. Алферов идет к Ганину и спрашивает, съедет ли тот к субботе. Дело в том, что Алферов – сосед Ганина. Между их комнатами есть дверь. Алферов намерен первое время жить с Машенькой в пансионе, заняв дополнительно комнату Ганина. Лев Глебович обещает, что съедет. После этого он выходит на улицу и вновь начинает предаваться воспоминаниям.
Накануне отъезда в Петербург к началу учебного года в школе Ганин встретился с Машенькой в чужой заколоченной усадьбе. Неожиданно они заметили, что за ними подглядывает сын сторожа, «зубоскал и бабник лет двадцати». Лев Глебович подрался с ним. Утром Ганин уехал в Петербург. Машенька переселилась туда только в ноябре. Началась новая эпоха их любви. Встречаться было сложно, поэтому они писали друг другу письма и подолгу разговаривали по телефону. Ганин понимал, что их любовь стала «протираться», ведь всякая любовь требует уединения, которого у них не было. Машеньку увезли в Москву, и Лев Глебович почувствовал облегчение. В мае он снова отправился на дачу, и даже успел там пережить роман с дамой, муж которой воевал на фронтах Первой мировой войны.
В предыдущее лето отец Машеньки снимал дачу в Воскресенске. На этот раз он решил выбрать другое место. Теперь Ганина и Машеньку разделяло расстояние в пятьдесят верст. Лев Глебович приехал к девушке на свидание на велосипеде. В тот вечер Ганин «полюбил ее острее прежнего и разлюбил ее как будто навсегда». После этого летом они больше не встречались. На зиму Ганин вернулся в Петербург, сдал экзамены и поступил в Михайловское юнкерское училище. Следующим летом, в год революции, Лев Глебович вновь встретил Машеньку на Варшавском вокзале. Они оказались в одном вагоне. Ганин говорил всякую чепуху. После того как Машенька сошла с поезда на первой станции, Лев Глебович понял, что не разлюбил ее. С тех пор Ганин никогда с ней не встречался.
Глава шестнадцатая
Колин и Горноцветов приводят к Подтягину знакомого русского доктора, который уходит спустя полчаса, обещая вернуться утром. Хозяйка пансиона спрашивает у Ганина, стало ли поэту легче. Лев Глебович говорит, что улучшений нет. Ганин идет в комнату танцовщиков, где спит пьяный вдрызг Алферов. Он просыпается, рассказывает, что в отсутствии Машеньки у него один раз была другая женщина. Ганин отводит Алферова в его комнату. Тот просит Льва Глебовича поставить будильник на половину восьмого. Ганин ставит будильник на одиннадцать часов. После он идет принимать душ, затем навещает Подтягина, который находится при смерти. Попрощавшись с поэтом, Ганин покидает пансион. Его провожает Клара.