Арсеньев владимир — дерсу узала

Николай Васильевич Гоголь

Современники Николая Васильевича Гоголя свидетельствуют, что прозаик поражал их своими странностями. У него была любовь к рукоделию: с величайшей старательностью он кроил себе платки и поправлял жилеты. Писал только стоя, а спал — только сидя.

Одной из многочисленных причуд писателя была страсть к катанию хлебных шариков. Поэт и переводчик Николай Берг вспоминал: «Гоголь либо ходил по комнате, из угла в угол, либо сидел и писал, катая шарики из белого хлеба, про которые говорил друзьям, что они помогают разрешению самых сложных и трудных задач. Когда он скучал за обедом, то опять же катал шарики и незаметно подбрасывал их в квас или суп рядом сидящих… Один друг собрал этих шариков целые вороха и хранит благоговейно…»

Востребованность приключенческого жанра в разные периоды

Расцвет приключенческого жанра приходится на конец XIX – начало XX вв. (американская, французская и английская литературы).

Во второй половине XIX в. начинается стремительное развитие городов. Этот процесс влияет на изменение психологии горожанина, который становится жителем мегаполиса. Теперь в центре сюжета находится город. Его неизведанные пространства дают свободу для приключений. Город, даже родной для главного героя, столь огромен, что таит опасность («Петербургские трущобы» В. В. Крестовского, «Парижские тайны» Э. Сю). С этим связано появление выражения «каменные джунгли».

В начале XX в. авторы помещают своих героев в необычные места: неприступные возвышенности, океанские и земные бездны («Затерянный мир» А. Конан Дойла, «Потерпевшие кораблекрушение» Р. Стивенсона и Л. Осборна, «Плутония» В. А. Обручева и др.).

В России развитию жанра способствует колонизаторская политика в Средней Азии (работы Н. Н. Каразина) и Первая мировая война (произведения Н. Н. Брешко-Брешковского). Тем не менее остро ощущается нехватка собственных мастеров приключенческого жанра. Однако это компенсируется доступностью переводов сочинений иностранных классиков (Р. Киплинг, Р. Хаггард, Р. Стивенсон, П. Бенуа, Ж. Гобино и т.д.).

Только в советское время начинает активно развиваться отечественная приключенческая литература. Большинство авторов ориентируются на детскую и подростковую аудиторию (А. П. Гайдар, В. А. Каверин, А. Н. Рыбаков, К. Булычёв, Е. С. Велтистов и др.).

Святослав Сахарнов «Повести о путешествиях»

В книгу вошли повести признанного классика детской литературы Святослава Сахарнова: «Белые киты», «Дорога на Багамайо» и «Осьминоги за стеклом». Его стиль отличают точность описания и кинематографичность текста – настолько живо прочитанное встаёт перед глазами.

Автор показывает нам красоту животного и растительного мира таких далёких друг от друга регионов Земли, как русский крайний Север, африканская саванна и остров Куба, но при этом не забывает писать и о людях (местных жителях, учёных, просто случайных знакомых). 

Главный герой повестей – это природа. Белые киты северных морей, слоны и жирафы африканских заповедников, осьминоги Карибского моря и другие животные проходят перед глазами читателя, как живые. 
Рекомендуемый возраст: от 7 лет.

Лев Николаевич Толстой

Многие современники считали, что Лев Николаевич Толстой совсем сбрендил на почве своих религиозных идей, оттого и ходит в рубище да якшается со всяким сбродом. Однако яснополянский граф объяснял свое пристрастие к пахоте, косьбе и рубке дров обычной привычкой к движению.

Если писатель за день ни разу не вышел из дома хотя бы на прогулку, то к вечеру становился раздражителен, а ночью долго не мог заснуть. Вот и двигался — много и с удовольствием. Во многом благодаря этому Лев Николаевич до последних дней сохранял удивительную бодрость.

Кроме того Толстой любил шить сапоги «на подарки». Раздаривал их всем — знакомым, друзьям, родственникам. Его зять Михаил Сухотин (кстати, предводитель дворянства) писал в своих мемуарах, что бережно хранил этот сувенир от тестя на одной полке с «Войной и миром».

Основоположники приключенческого жанра

Основоположником приключенческого жанра в Европе считают английского писателя Д. Дефо (ок. 1660–1731). Его роман «Робинзон Крузо» стал «моделью» для целого ряда позднейших «робинзонад», в которых на разные лады варьировались приключения главного героя книги Дефо.

«Робинзон Крузо» Д. Дефо, иллюстрация

Не менее важную роль в становлении жанра сыграл французский писатель А. Дюма-отец (1802–1870). Его произведения стали поистине бессмертными («Граф Монте‑Кристо», «Три мушкетера» и продолжение «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» и т.д.).

«Его романы, – отзывался о книгах Дюма А. И. Куприн, – несмотря на почти столетний возраст, живут вопреки законам времени и забвения, с прежней неувядаемой силой и прежним добрым очарованием».

Ещё один классик приключенческой литературы во Франции – Ж. Верн (1828–1905).

Перу этого талантливого писателя принадлежат всем известные произведения:

  • «Вокруг света за 80 дней»
  • «Таинственный остров»
  • «Пятнадцатилетний капитан»
  • «Дети капитана Гранта» и др.

«Остров сокровищ» Р. Стивенсона, иллюстрация

Образцом приключенческого романа считается произведение «Остров сокровищ» шотландского писателя Р. Л. Стивенсона (1850–1894).

Описанные в романе приключения связаны с поиском сокровищ, которые спрятал на необитаемом острове капитан Флинт. Также Стивенсон создал своего рода образец исторического приключенческого романа «Чёрная стрела».

Владимир Набоков

Годы жизни: 22 апреля 1899 – 2 июля 1977.

Самые популярные произведения: «Лолита», «Защита Лужина», «Дар», «Машенька».

Произведения Набокова нельзя назвать традиционной классикой, их отличает неповторимый стиль. Его называют писателем-интеллектуалом, в его творчестве главная роль принадлежит воображению.

Писатель не придает значения реальным событиям, он хочет показать душевные переживания героев. Большинство его персонажей – непонятые гении, одинокие и страдающие.

Настоящим переворотом в литературе стал роман «Лолита». Изначально Набоков написал его на английском, но решил заняться переводом для русскоязычных читателей. Роман до сих пор считается эпатажным, даже несмотря на то, что современный человек не отличается пуританскими взглядами.

Эрнест Хемингуэй

Краткость, но в то же время неповторимая яркость и атмосфера — пожалуй, именно в этом главная фишка произведений Эрнеста Хемингуэя. Его почти телеграфный стиль совсем не сушит повествование, даже наоборот — оно становится, своего рода, репортажем с очень четким эффектом присутствия. Читатели вместе с главным героем переносятся в кофейни Парижа, холмистые Пиренеи или чувствуют вкус и запах Карибского моря. Ведь сам великий американец был страстным путешественником и искателем приключений: жил во Франции, воевал в Испании, охотился в Танзании, катался на своей лодке «Пилар» на Кубе.

Композиторы

Пётр Чайковский – профессиональный композитор, творение музыки было смыслом его жизни. Тематика произведений обширна, каждая пьеса вызывает отклик у любого слушателя. Музыка проникнута лиризмом, напевностью, элементами народных мотивов. В театрах всего мира исполняются его балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».

Николай Римский-Корсаков – великий оперный композитор, опиравшийся на историю и сказки (оперы «Снегурочка», «Три чуда»). Думал, что музыкальные формы объединят слушателя с подлинной природой мира. В арсенале его выразительных средств: настоящая мелодика народных песен, частицы гармоний, позаимствованных у скоморохов. Был одарённым педагогом и дирижёром.

Дмитрий Шостакович – композитор советского периода, много экспериментировавший в музыке. Он работал во всех жанрах, и в стиле модерн. Однако, оперу «Леди Макбет Мценского уезда» не одобрил глава государства И.В.Сталин, после чего композитор подвергся репрессиям. Творчество ограничили рамками «государственных» предпочтений. Но каждому слушателю ясен подтекст настроений и смыслов симфоний № 5 и № 7.

Деление внутри приключенческого жанра

К приключенческому жанру относятся:

  1. Робинзонада – поджанр приключенческой литературы, который описывает трудности выживания человека на необитаемом острове («Коралловый остров» Р. Баллантайна, «Таинственный остров» Ж. Верна, «Остров доктора Моро» Г. Уэллса и т.д.).

«Таинственный остров» Ж. Верна, иллюстрация

2. Морской роман

3. «Сухопутные» приключения – путешествие главного героя в дальние страны, дремучие леса, пустыни (произведения Т. М. Рида, Г. Эмара, Ж. Верна и т.д.).

4. Колониальные романы – произведения, в которых описывается колониальная эпоха. Действие происходит в неевропейских странах, которые выступают колониальным владением европейских государств или являются объектом их экономического и политического интереса («Лорд Джим» и «Сердце тьмы» Дж. Конрада, «Сердце тьмы», «Аллан Кватермэн» Р. Хаггарда и т.д.).

5. Роман «плаща и шпаги» – поджанр приключенческой литературы, который описывает сюжеты из европейской и колониальной истории XVI–XVIII вв. («Три мушкетёра» А. Дюма, «Капитан Фракасс» Т. Готье, «Алый Первоцвет» Э. Орци).

  • Произведения о поиске сокровищ («Остов сокровищ» Р. Л. Стивенсона, «Лунный камень» У. Коллинза, «Сокровище Голубых гор» Э Сальгари и др.).
  • Книги про животных («Белый клык» Дж. Лондона, «Книга джунглей» Р. Киплинга).
  • Романы про индейцев («Оцеола, вождь семинолов», «Белый вождь» Т. М. Рида).
  • Уголовно-сенситивные романы (об убийствах, изменах, подмене детей и т.д.). Например, «Тайна Эдвина Друда» Ч. Диккенса.
  • Шпионские романы («Ким» Р. Киплинга).
  • Оккультные романы (главная тема – мистика). Например, романы Ж. Санда, Т. Готье, Б. Стокера.

Роберт Стивенсон. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

А как там у человечества с пониманием своего собственного разума? С пониманием психологии личности?

Повесть Роберта Льюиса Стивенсона была написана в 1886 году. Добрый добропорядочный доктор Джекил и его антипод — или двойник? — страшный мистер Хайд вдохновили многих постановщиков спектаклей, а затем и фильмов, показать свою историю-триллер.

Идеи психоанализа были сформулированы лишь десятилетием позже, но персонаж Стивенсона «опережает время», открывая, что человеческая личность — сложносоставная структура, с «добрым» и «злым» проявлением. В результате неудачного эксперимента злобная составляющая личности доктора берёт верх над благопристойной и социально приемлемой.

В XXI веке учёные приноровились гораздо лучше раскладывать человеческую личность по полочкам, но вновь и вновь мы сомневаемся: властны ли мы над собой?  

Виталий Коржиков «Весёлое мореплавание Солнышкина», «Солнышкин плывёт в Антарктиду»

Четырнадцатилетний Алексей Солнышкин бредит морем, но живёт в небольшой сибирской деревне. Он страстно желает стать матросом и бороздить морские просторы. В конце концов Солнышкин сбегает в портовый город Океанск. Там он устраивается юнгой на корабль, ведь когда человек целеустремлён, то его мечты сбываются.

В повести задействованы обычные люди, но встречаются и фантастические моменты. Например, умный кит помогает матросу добраться до парохода, дрессированные медведи драят палубу.

9. Николай Чуковский «Водители фрегатов: о великих мореплавателях XVIII — начала XIX века»

В книгу вошли рассказы разных лет о кругосветных плаваниях знаменитых капитанов, открывателей и исследователей новых земель: англичанина Джеймса Кука и француза Жана Франсуа Лаперуза, русских моряков под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского, французского капитана Жюля Дюмон-Дюрвиля.

Захватывающие приключения, опасности, героизм, мужество, непоколебимое упорство в достижении целей…  Помимо невероятных описаний путешествий, в книге затрагиваются проблемы истребления коренного населения тихоокеанских островов и индейцев Северной Америки, колонизации их территорий европейскими государствами.Книга была издана в 1941 году, но написанное интересно читать и современным детям. В конце книги дана краткая биография автора, сына Корнея Ивановича Чуковского.

Рекомендуемый возраст: от 10 лет.

Особенности построения сюжета и композиции приключенческого жанра

В основе сюжета большинства приключенческих произведений лежит борьба за новые территории. Авторы описывают противостояние коренного населения европейским захватчикам, изображают борьбу развитых европейских держав за мировое господство, отображают геополитический конфликт европейского и азиатского мира (Л. Жаколио, Ж. Гобино, С. Ромер и др.). Писатели передают личное отношение к этим вопросам, руководствуются разными принципами.

Время действия обычно оно максимально отдалено от настоящего момента: события происходят в далёком прошлом или переносятся в будущее.

Место действия может меняться. Основная задача автора – сообщить о реальных или вымышленных событиях. Главная цель – потрясти воображение читателя, удивить его.

Характер героя раскрывается вместе с развитием сюжета. Герой справляется с испытаниями, попадает в трудные ситуации, встречается лицом к лицу с врагами.

Главные герои произведений приключенческого жанра абсолютно разные. Их можно разделить на несколько типов:

  1. Честный, смелый, непоколебимый человек, преданный своим идеалам, способный к решительным действиям. Обычно он скитается по свету, не ищет ничего для себя, борется за свободу, восстанавливает справедливость, защищает слабых и беззащитных (таковы герои произведений Ж. Верна, Р. Стивенсона, А. Дюма).
  2. Авантюрист, преследующий собственную выгоду (может обладать как положительными, так и отрицательными характеристиками).
  3. Одарённый учёный (добрый, чудаковатый), который отправляется в путь ради науки. Нередко его знаниями пользуются нехорошие люди в корыстных целях.

«Три мушкетёра» А. Дюма, иллюстрация

Почти всегда герой оказывается победителем и в финале получает вознаграждение (например, Д’Артаньян из «Трёх мушкетёров» А. Дюма становится лейтенантом королевских мушкетёров). Такой образ, без сомнения, вызывает симпатии читателя.

Главный герой близок к простым людям: он может быть бедным, непривлекательным внешне, слабым физически, но все эти недостатки компенсируются его находчивостью и удачливостью.

Образы отрицательных героев также подробно разработаны. Чаще всего это антиподы главного героя: сильные, умные и изобретательные, но при этом они имеют злые намерения и коварные замыслы.

Владимир Дудинцев. «Белые одежды»

Физики-атомщики были в Советском союзе в почёте, а вот генетики — в опале. Действие романа начинается в 1948 году, когда генетика была названа «народным академиком» Лысенко «метафизическим направлением в биологии». Теперь все должны были поддерживать мичуринскую агробиологию (которую, отметим, позже признали лженаукой: всё-таки реальная история и без литературы полна притч и метафор).

Правильно ли исполняются наставления партии? В этом должен разобраться герой романа Фёдор Дежкин, которого направляют в сельскохозяйственный институт одного небольшого города. А в городе существует «подпольный кружок» студентов и учёных, которые в тайне продолжают развивать то научное знание, которое считают истинным…

Роман полон сложных характеров, философских рассуждений и бесконечной боли за науку во времена, когда белое нельзя называть белым. Он был завершён после смерти Сталина, опубликован впервые в 1980-х, а в 2013 году вошёл в перечень 100 книг по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендуемых Минобром к самостоятельному чтению школьникам.

Александр Сергеевич Пушкин

«Солнце русской поэзии», «наше все», Александр Сергеевич Пушкин очень любил лимонад. Особенно во время работы. И сразу же на ум приходят строки: «Выпьем, добрая подружка бедной юности моей, выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей».

Стоит отметить, что любимый напиток Александр Сергеевич пил по большей части по ночам. «Бывало, как ночью писать, сейчас ему лимонад на ночь и ставишь», — вспоминал камердинер поэта Никифор Федоров. При этом Пушкин любил и черный кофе, но, видимо, лимонад бодрил его больше.

Интересный факт: по воспоминаниям Константина Данзаса, лицейского товарища и секунданта Пушкина, отправляясь на дуэль с Дантесом, писатель зашел в кондитерскую и выпил стакан лимонада.

На его похороны пришли 10 тысяч человек

Федор Михайлович Достоевский умер на 60-м году жизни, 28 января 1881 года, от туберкулеза легких — вслед за своей матерью и первой женой. Достоевский успел исповедаться, причаститься и проститься со своими родными и близкими.

Ф.М. Достоевский на смертном одре. Литография: А.И. Лебедев, 1881 г. ГМИРЛ им. В.И. Даля

В последний путь писателя провожала необычайная похоронная процессия — более десяти тысяч человек. Николай Страхов вспоминал: «Похороны Достоевского представляли явление, которое всех поразило. Такого огромного стечения народа, таких многочисленных и усердных заявлений уважения и сожаления не могли ожидать самые горячие поклонники покойного писателя. Можно смело сказать, что до того времени никогда еще не бывало на Руси таких похорон. 

Всего яснее покажут дело цифры: в погребальной процессии, при выносе тела из квартиры (Кузнечный переулок, № 5) в церковь Св. Духа, в Невской лавре, было несено 67 венков и пели 15 хоров певчих.

67 венков — это значит 67 различных депутаций, 67 различных обществ и учреждений, пожелавших оказать почести умершему. 15 хоров певчих — значит 15 различных кружков и ведомств, имевших возможность для этого снарядить певчих».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: