Пелопонесские войны: причины, особенности и итоги

Глава десятая

Бывший Синюхаев вернулся в казармы. Осмотрел комнату, в которой он жил и которая теперь ему не принадлежала. К вечеру сюда вселился молодой человек. На Синюхаева он даже не смотрел. Этот новый жилец сделал указания денщику и стал ложиться в постель. А Синюхаев, переодевшись в старый мундир, оставил на себе только новые перчатки, так как он слышал, что перчатки означают, что он все-таки поручик, и отправился бродить по ночному Петербургу. Он подремал, присев на землю, и вышел из города. Больше он никогда не возвращался в казармы.

Такую бессмысленную жизнь при императоре Павле показывает Юрий Тынянов.

Как греки готовились к битве?

Нельзя сказать что греки сидели, сложа руки, и ждали, когда на них нападут сотни тысяч персов. Они также серьезно готовились к предстоящему сражению.

В 482 году до н. э. важный государственный деятель и стратег Фемистокл, приняв решение о создании флота для войны с врагом, приложил все возможные усилия для укрепления обороноспособности своего государства. Однако у жителей Афин не было достаточно сильной сухопутной армии, развитой на должном уровне и способной наравне воевать с персами.

Для такого неравного боя необходимо было привлечение сил воинов всех греческих полисов. Только тогда они имели шанс победить армию Ксеркса. После знаменитого требования «земли и воды» в аттическом Коринфе прошло общенародное вече, на котором перед лицом общей государственной опасности было решено прекратить междоусобицы и заключить Союз между главами отдельных городов-государств.

Также из Афин были направлены миссии и посольства в дальние греческие колонии, просящие о предоставлении помощи. Выполнить решение общего греческого собрания было достаточно сложно, так как разрозненность древних греков и их враждебность все еще оставались на высоком уровне.

Классический период (V — IV вв. до н. э.)

Расцвет и могущество стали для Афин преддверием катастрофы, глубокого кризиса и упадка. В 431 г. до н. э. между Афинами и Спартой, началась Пелопон­несская война, которая продолжалась 27 лет и имела трагические последствия для всего греческого народа.

Причинами этой войны были:

  • стремление Афин к господству над всей Элладой;
  • стремление Спарты остановить распространение демократии на Пелопоннесе:
  • противостояние между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и Средиземноморье;
  • вмешательство Персии в отношения полисов с целью посеять вражду между ними.
Всадники. Фрагмент рельефа Парфенона

Персы вмешивались в ход боевых действий, предос­тавляя соперникам поочередно денежную помощь. Так персам удавалось поддерживать вражду, пока Афины и Спарта окончательно не измотали друг друга.

Пелопоннесская война проходила в два этапа:

  • Архидимова война (431 — 421 гг. до н. э.);
  • Декелейская война (415 — 404 гг. до н. э.).

Превосходя Спарту на море, имея сильнейший в Греции флот, Афины уступали врагу по численности сухопутной армии.

Эти противоречия привели к изгнанию талантливых стратегов — Алкивиада и Перикла-младшего, сына выдающегося правителя. Сам Перикл в 430 г. до н. э не был избран стратегом. В 429 г. до н. э. во время осады города спартанцами он умер от чумы. В 421 г. до н. э. на 50 лет был заключён «Никиев мир», который восстано­вил предвоенную ситуацию, но не решил вопросы, из-за которых война началась.

Утратив своих лидеров, афиняне не смогли преодолеть политический кризис. Демос не понимал причин несчастья. В 404 г. до н. э. Афинское государство ка­питулировало. Афинский морской союз распался, спартанцы установили в Афи­нах олигархическое правление — «тиранию тридцати». Победители также были обессилены войной. От Пелопоннесской войны больше всего выиграли персы, усилиями которых удалось измотать в тяжёлой борьбе греческие государства.

Проверьте себя

3. Как Периклу удалось избежать суда и отчитаться в трате громадных денег?

Однажды Перикл был обвинен в чрезмерных расходах на строительство храмов и возведение статуй. В ответ на обвинения Перикл предложил возместить все расходы в казну, а на всех построенных храмах, в числе которых был Парфенон, написать, что они построены Периклом на его собственные средства. Народное собрание не пожелало уступать одному человеку славу возведения великолепных построек и одобрило отчет Перикла о расходах.

4. Кому из граждан было выгодно введение платы за исполнение выборных должностей?

Введенная Периклом система оплаты труда на выборных должностях прежде всего была выгодна беднейшим гражданам, которые зачастую уклонялись от жеребьевки на выборные должности, поскольку имели собственные дела и заботы — должны были зарабатывать средства для своих семей.

5. Кто такие Анаксагор, Софокл, Фи­дий? Чем, помимо дружбы с Периклом, прославился каждый?

Анаксагор — знаменитый ученый, друг и учитель Перикла. Анаксагор изучал явления природы и считал, что Солнце и Луна — это не боги, а огромные раскаленные камни.

Софокл — известный драматург и друг Перикла. Он дважды был избран на должность стратега Афин и один раз исполнял обязанности члена коллегии, ведавшей союзной казной. Но прежде всего Софокл знаменит своей работой в драматургии. Он написал несколько десятков пьес для афинского театра. Среди сохранившихся наиболее известные пьесы: «Антигона», «Царь Эдип», «Электра». Софокл также прославился своими изменениями в сценической постановке пьес. Он усовершенствовал декорации, маски, бутафорскую сторону театра, внёс перемену в постановку трагедий в виде тетралогий, ввёл в употребление расписные декорации. Все перемены имели целью сообщить ходу драмы на сцене больше движения, усилить иллюзию зрителей и впечатление, получаемое от трагедии.

Фидий — знаменитый скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Являлся руководителем возведений храмов и статуй на Акрополе. Также он знаменит своими скульптурными работами, среди которых самыми известными являются:

Ранняя история Афин

Предметом национальной гордости афинян в Классическую эпоху был тот факт, что они считали себя коренным населением Аттики. В отличие от спартанцев, аргосцев и коринфян, пришедших и захвативших свои земли в ходе переселения дорийцев.

Первым мифическим царем Афин считался Кекроп, сын богини Геи и обладатель змеиного хвоста вместо ног. Ему приписывали ряд установлений вроде начала жертвоприношений богам и правил брака.

Афины существовали уже в Микенскую эпоху, но тогда они еще не претендовали на лидерство в греческом мире, как Микены, Аргос или Тиринф. Поселения в Аттике существовали уже в 3 тысячелетии до н. э. Во 2 тысячелетии до н. э. сами Афины были скромным поселением, но по-настоящему крупным центром был Элевсин.

В Темные века, последовавшие за падением Ахейской Греции, возник знаменитый афинский синойкизм. Этим словом эллины называли объединение нескольких полисов в один. Основоположником синойкизма древние называли легендарного царя Тесея. Скорее всего, это был процесс, растянувшийся во времени. Локальные культы поселений Аттики переносили на Акрополь Афин, где они становились частью афинской религии. Объединение Аттики закончилось в 7 веке до н. э. покорением Элевсина, который стал частью Афинского государства, но с некоторыми правами. В Элевсине проходили знаменитые религиозные мистерии, за организацию которых отвечали аристократические роды этого города.

Кекроп. (Wikimedia Commons)

В 8 веке до н. э. в Афинах, как и в большинстве полисов, была ликвидирована царская власть. Детали скрыты туманом. Популярным был сюжет о последнем царе Кодре, который пожертвовал собой ради Афин. Его сын Медонт отказался от царского звания и стал первым пожизненным архонтом. Позже архонты стали избираться на 10 лет, а с 7 века до н. э. — на один год. Потомки Кодра, Кодриды, остались в Афинах как один из знатнейших и уважаемых родов. К ним относились законодатель Солон, тиран Критий и философ Платон.

По сути, царская власть была распределена между несколькими должностями. Басилей (царь) ведал культовой сферой, архонт — политическими вопросами текущего момента, а полемарх — военной сферой.

В 7 веке до н. э. были составлены законы Драконта. Затем, в 590-е годы до н. э. провел реформы законодатель Солон. В конце 6 века до н. э. следующий законодатель Клисфен провел новую программу реформ, которыми были заложены основы демократии. Полностью демократическая система сложилась к середине 5 века до н. э.

Пентеконтаэтия

Фукидид считал, что спартанцы начали войну в 431 году до н.э. «из страха перед растущим могуществом афинян, которые уже тогда… подчинили себе бо́льшую часть Эллады». Действительно, пятьдесят лет греческой истории, предшествовавших началу Пелопоннесской войны, ознаменовались становлением Афин как сильнейшей державы Средиземноморья. Отразив персидское вторжение в Грецию в 480 г. до н. э., Афины вскоре стали лидером коалиции греческих государств, продолжавших войну с Персидской империей на зависимых от неё территориях в Ионии и на Эгейском архипелаге. В течение этого периода, известного как Пентеконтаэтия («пятидесятилетие», название дано Фукидидом), Афины, первоначально занимавшие лидирующее положение в составе Делосского Союза, обрели статус правителя обширной Афинской державы. Персия была вынуждена оставить свои владения по берегам Эгейского моря, которые попали в зависимость от Афин. В то же самое время сила Афин значительно выросла; множество их прежде независимых союзников превратились в зависимые государства, обязанные выплачивать дань. Эти средства позволили Афинам содержать сильный флот, а с середины столетия они используются также и для собственных нужд Афин — для финансирования широкомасштабного строительства общественных зданий и украшения города.

Трения между Афинами и Пелопоннесскими государствами, включая Спарту, начались ещё в самом начале Пентеконтаэтии. После отступления персов из Греции Спарта попыталась предотвратить восстановление разрушенных врагом афинских стен (без стен Афины были мало защищены от атаки с суши и легко могли попасть под спартанский контроль), однако получила отпор. Согласно Фукидиду, хотя спартанцы не предприняли никаких действий в это время, они «втайне… очень досадовали, что им не удалось достичь своей цели».

Конфликт между государствами снова вспыхнул в 465 году до н. э., когда в Спарте произошло восстание илотов. Спартанцы попросили помощи в его подавлении у всех своих союзников, в том числе и у афинян. Афины выслали войска, но после их прибытия спартанцы заявили, что «их помощь больше не нужна», и отправили афинян домой (прочие союзники остались). Согласно Фукидиду, спартанцы отказались от помощи из опасения, что афиняне могут перейти на сторону восставших

В конечном итоге мятежные илоты сдались, однако при условии, что будут изгнаны, а не казнены; Афины поселили их в стратегически важном городе Навпакте, расположенном в самом узком месте Коринфского залива. Итогом этих событий стал выход оскорблённых афинян из союза со Спартой и заключение ими союза с Аргосом, постоянным соперником Спарты, и Фессалией.

В 459 году до н. э. Афины воспользовались войной между своими соседями — Мегарой и Коринфом, входившими в Пелопоннесский союз, и заключили с Мегарой союзный договор. В результате афиняне получили точку опоры на Коринфском перешейке и в Коринфском заливе; кроме того, выросло влияние Афин в Беотии. Всё это привело ко вступлению в войну Спарты, и началась так называемая Малая Пелопоннесская война. В ходе её Афины были вынуждены оставить под спартанским контролем владения в материковой части Греции за пределами Аттики (в том числе Мегары и Беотию), однако в составе Афинского союза остался важный остров Эгина. Заключённый зимой 446/445 года до н. э. Тридцатилетний мир признавал за обоими государствами право на контроль над собственными союзниками.

Бюст Фукидида

Причины войны

Война получила название Пелопоннесской по имени противника Афин, так как описали войну афинские историки.

Пелопоннесская война длилась с перерывами 27 лет, с 431 по 404 г. до н. э. Это была самая затяжная война во всей греческой истории.

Война была вызвана рядом причин экономического и политического характера. Прежде всего, Спарта и ее союзники были серьезно встревожены усилением афинского могущества и распространением влияния демократических Афин на все большую территорию. Наряду с фактическим подчинением огромного числа союзников, Афины держали в своих руках контроль над важнейшими торговыми путями того времени, ведшими в Египет, к Фракии, в Северное Причерноморье. Афинский флот безраздельно господствовал в Эгейском море.

В то же время Спартанское государство, располагавшее сильнейшей в Греции сухопутной армией, не ограничивалось своим господством на территории Пелопоннеса. Спарта стремилась распространить свое влияние и в областях Средней и Северной Греции (Беотия, Фокида, Фессалия) и на некоторых островах (Эгина). Спарта и Афины боролись за первенствующую роль в Греции, оспаривая друг у друга области влияния.

Эти противоречия двух ведущих рабовладельческих государств усугублялись различием в политическом строе Афин и Спарты. Афины поддерживали демократов и в других государствах Греций. Во всем Афинском союзе у власти стояли демократы. Афинское влияние сказывалось и за пределами союза. Демократически настроенные группы в государствах Пелопоннеса искали поддержки у Афин.

Реакционное Спартанское государство опасалось распространения демократических идей, которые могли привести к ослаблению влияния Спарты в Пелопоннесе и к выступлению порабощенных илотов и лишенных политических прав периеков в самой Спарте.

Вместе с тем, в самих Афинах и в государствах Афинского союза были группы людей, мечтавших об установлении реакционного аристократического режима и сочувствовавших Спарте.

Греческие государства раздирались ожесточенной политической борьбой между аристократами, представителями землевладельческой знати, и демократами, выражавшими интересы торговых и ремесленных слоев населения.

Политические противоречия и борьба за первенство в Греции между Афинами и Спартой дополнялись экономическим соперничеством Афин и союзника Спарты Коринфа. Коринф был видным центром торговли и ремесла, а по политическому строю аристократическим государством и входил в состав Пелопоннесского союза. Это был самый богатый и экономически сильный союзник Спарты, располагавший к тому же значительным морским, военным и торговым флотом. Коринф держал в своих руках торговлю с Сицилией и южной Италией. Он был серьезно встревожен тем, что влияние Афинского государства начало проникать и в эти области.

По мере того, как афиняне активизировали свои действия в этом направлении, усиливалась враждебность Коринфа. Коринф потребовал у Спарты принятия решительных мер. Спарта, уклонявшаяся сначала от нового открытого столкновения с Афинами, уступила настояниям Коринфа, который в противном случае грозил выходом из Пелопоннесского союза. Афинское правительство, во главе которого стоял в это время Перикл, решилось на войну под давлением торговых и ремесленных слоев, заинтересованных в захвате рабов, новых земель и расширении возможностей афинской торговли.

В конце 30-х годов V в. до н. э. отношения крайне обострились в связи со столкновениями на острове Керкира и территориях, принадлежавших Мегарам.

Когда вопрос о развязывании войны уже фактически был решен, Спартанское правительство предъявило Афинам в ультимативной форме следующие требования. Афины в свою очередь ответили тем же. Но в целом эти переговоры имели целью лишь выиграть время и, как и следовало ожидать, оказались безрезультатным.

Ахарнийцы и старая комедия [ править ]

Как и другие пьесы Аристофана, «Ахарнийцы» обычно подчиняются условностям старой комедии . Следующие драматические элементы содержат отклонения от условностей:

  • Агон : Агоны имеют предсказуемую поэтическую структуру с речами в длинных строках анапестов, обрамленных парой симметричных песен ( строфа и антистрофа ). В этой пьесе нет такой агонии. Между главным героем и хором идет ожесточенный спор в куплетах длинных хоровых стихов, обрамленных строфой и антистрофой (303–334), но основные аргументы за и против войны приводятся в обычном диалоге ямбического триметра , включая комментарии Ламаха как антагонист.
  • Парабазис : Здесь первый парабазис следует условной форме (строки 626–701). Однако второй парабазис (строки 971-99) необычен. Это можно интерпретировать как обычную симметричную сцену , и все же это кажется гибридным парабазисом / песней без какого-либо четкого различия между спетыми и декларируемыми частями. Более того, Хор в этих строках, кажется, комментирует действие, которое происходит на сцене во время обращения к аудитории, а это необычно для парабазиса. Более поздний отрывок (строки 1143–73) начинается с прощания с актерами, которое обычно освобождает сцену для парабазиса , но все же имеет форму обычной песни, а не парабазиса.

Другие интересные места:

  • Единоличный парабазис : Дикайополис говорит о преследовании за пьесу «прошлых лет» так, как будто он сам был автором.
  • Самоуничижение : Старая комедия — очень актуальная форма сатиры, направленная на людей, известных первоначальной аудитории. В этой пьесе сам автор становится главной мишенью пародийно-героического юмора пьесы. Он явно отождествляет себя с главным героем Дикайополисом и, таким образом, он также отождествляет себя с Телефусом , раненым героем, который ищет помощи, замаскированный под нищего. Именно в этих комбинированных ролях он принимает голос Геродота, чьи мифологические / исторические рассказы об изнасилованиях и ответных изнасилованиях как причине войны считались современниками забавными. В собственно парабазисеХор восхваляет поэта как спасителя Афин. Эти шутки за его собственный счет лучше всего понять в контексте его реальной ссоры с Клеоном, которому он остается непокорным, несмотря на свое издевательство над собой.
  • Возможные интерполированные строки : Ламах — еще одна жертва юмора пьесы, но одна из шуток, похоже, принадлежит не автору. Есть восемь строк (1181–88), которые некоторые редакторы опускают в своих переводах пьесы , в которой Ламах описывается мелодраматически, комментируя собственную смерть в канаве. Ламах погиб в Сицилийской экспедиции, когда его застали враги не на той стороне рва, спустя много лет после постановки пьесы.

Пелопонесские войны

После завершения греко-персидских войн, Афины стали претендовать на власть над территорией всей Греции. С этим категорически не была согласна Спарта, которая представляла собой не мене мощный и влиятельный полис. По мере того, как противостояние Афин и Спарты нарастало, вся Греция раскололась на два лагеря. Одни полисы поддерживали демократические Афины, другие перешли на сторону олигархической Спарты.

В 431 году до н.э. началась война между Афинами и Спартой, которая получила название Пелопонесской (Пелопонесс – южная часть Балканского полуострова, на которой располагалась Спарта).

Первыми боевые действия начали спартанцы. Они совершили военные набеги сразу на несколько областей Греции, поддерживающих Афины. Афиняне укрылись за стенами своего полиса, и спартанцы не смогли взять штурмом свободолюбивый город-государство. За стенами Афин спартанцы творили бесчинства: разоряли виноградники, убивали и уводили в плен местных жителей, истребляли домашний скот и оливковые сады.

Так продолжалось в течение нескольких лет, пока афиняне не предприняли ответную военную экспедицию. Афинские войска одержали победу над спартанцами на острове Сфактерия. В 421 году до н.э. между Спартой и Афинами был заключен мир, который продлился недолго.

В 415 году Афины снова направили свои войска против Спарты. Афиняне надеялись одержать победу, так как превосходили спартанцев на море. Но к этому времени Спарта отстроила мощный флот, при помощи Персии, которая была заинтересована в разжигании внутреннего конфликта в стране своего врага.

Спартанцы блокировали Афины с суши и с моря. Изнуренные голодом и болезнями, афиняне в 404 году до н.э. сдались. Пелопонесские войны закончились победой Спарты, которая стала господствовать над всей Грецией.

Победа досталась спартанцам дорогой ценой: посевы были вытоптаны, оливковые сады и виноградники разорены, отважные воины убиты или уведены в рабство. Наступил период упадка Греции. Повсюду, против власти Спарты, в греческих полисах поднимались восстания. Пока одни греки убивали других греков, над страной нависла новая угроза – соседнее царство Македония.

Литература

Боннар, А. Греческая цивилизация, т.2. — изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону. — 1994—448 стр. ISBN 5-85880-082-3

Виппер Р. Ю. Лекции по истории Греции. Очерки истории Римской империи (начало). Избранное сочинение в II томах. Том I. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1995.

История Древней Греции: Учеб./ Ю. В. Андреев, Г. А. Кошеленко, В. И. Кузищин, Л. П. Маринович; Под ред. В. И. Кузищина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2001. 399 с.: ил., карты.

История Древнего мира. Древняя Греция /А. Н. Байдак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. — Мн.: Харвест, 1998—800 с ISBN 985-433-227-6,
Лурье С. Я. История Греции/Сост., авт. вступ. статьи Э. Д. Фролов.— СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та. 1993. —680 с. ISBN 5—288—00645—8

Пелопонесская война // Военная энциклопедия : / под ред. В. Ф. Новицкого … . — СПб. ; : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.

Афины под властью Рима

После победы Октавиана над Антонием при Акциуме афиняне построили на Акрополе храм в честь богини Ромы и Августа, надеясь вернуть этим расположение принцепса. Август, его жена Ливия и дочь Юлия удостоились божественных почестей. Афиняне также воздвигли памятники Августу как богу-спасителю.

Божественных почестей Афины, наряду с другими полисами, удостоили Гая Цезаря, внука императора. Римляне платили древнему городу заботой и уважением. Ряд уважаемых римлян в эпоху Августа даровали Афинам зерно или деньги. Римляне жили в Афинах, включались в списки граждан и исполняли афинские магистратуры. Сохранилось упоминание, что римская весталка Вибидия удостоилась в Афинах статуи в качестве жрицы этого города.

В дополнение к унаследованным от Классической эпохи в Афинах проводились новые фестивали — в честь новых владык. Афиняне воздвигли памятники Траяну и Адриану.

В 1 веке н. э. Афины посетил апостол Павел. Хотя его возмутил город, «полный идолов», апостол прочитал афинянам проповедь, а также подискутировал с философами-эпикурейцами.

Тогда же в Парфеноне случился пожар. Вероятно, немного пострадала статуя Афины, которую удалось отреставрировать. С работами по восстановлению статуи связывают появление ее многочисленных уменьшенных копий, сделанных в то время.

Император Адриан был известным любителем эллинской культуры. Он не мог оставить без внимания крупнейший центр эллинского образования. По его приказу воздвигли несколько великолепных зданий. В 112 году н. э. император Адриан исполнил магистратуру архонта-эпонима Афин.

Афиняне попросили его о новом государственном устройстве. И Адриан дал им его — основанное на древних законах Драконта и Солона. По его приказу были завершены 600-летние работы по строительству храма Зевса, начатые еще Писистратом и продолженные Антиохом Епифаном и Августом. Также был построен храм Геры и достроена библиотека.

Император сделал Афины административным и религиозным центром Панэллинского союза. Этот союз должен был объединять не только эллинов, живущих в Европе, но всех эллинов — островитян и жителей азиатских полисов. Построенный в Афинах храм верховного бога стал центром нового союза.

Греки почитали Адриана как воплощение Зевса Олимпийского, и Афины не стали исключением. В Греции императора звали Адрианом Зевсом Себастом Олимпийцем. Прозвание Олимпиец имело особое значение для Афин, потому что такое прозвище было у их древнего политика Перикла, который ассоциировался с золотым веком.

После гибели в Египте любовника Адриана Антиноя многие греческие города почтили его память обожествлением. В афинском Элевсине в честь юного вифинца устроили праздник.


Император Адриан и Антиной. (Wikimedia Commons)

После того как христианство стало государственной религией, в Греции начлась борьба христиан и язычников, которых было много среди образованных эллинов. По приказу Феодосия I храм Парфенон был закрыт, а на его ворота наложена печать.

В 395 году н. э. в Грецию вторгся со своими войсками готский король Аларих. Готы опустошили Македонию, Фессалию и Беотию, после чего Аларих повел их на Афины.

Историк Зосим, один из последних язычников, писал, что король хотел взять и разграбить древний город. Перед Афинами ему открылось видение самой богини, готовой защищать город, и героя Ахиллеса, каким он был после гибели Патрокла. Якобы, устрашенный Аларих отказался от попытки взять город и заключил с афинянами мир. Ему позволили войти в Афины, где гот и эллины обменялись подарками.

Несмотря на это, другие авторы писали, что Аттика подверглась нашествию, а сами Афины были ограблены. Был сожжен храм Деметры в Элевсине. Вероятно, афиняне просто откупились от грозного вождя.

После раздела империи 395 года н. э. Афины стали частью Восточной Римской империи. Греция постепенно приходила в упадок и превращалась в регион, жители которого жили воспоминаниями о славной древности.

По приказу Юстиниана закрытые Парфенон и Эрехтейон превратили в христианские базилики. Бывший языческий храм Афины стал храмом Богородицы и епископской церковью. Его украсили мозаичными изображениями. Для архиерейского места из бывшего театра Диониса перенесли мраморное кресло.

Эпиграмма, обращенная к афинянам, подчеркивает отношение к ним как к людям, живущим памятью о прошлом своего города. Ее автор из Константинополя пишет афинянам, что на устах у них только древние философы, от которых остались одни гробницы. В Константинополе же можно найти новую возвышенную мудрость.

Начало битвы у Фермопил

Количество греков в проеме Фермопил было существенным, но при открытом сражении персы бы их разбили наголову. А вот применительно к данной местности, то битву можно было бы выиграть. Таким образом, Спартанцы разработали удачную тактику сражения, которая как выяснилось позднее, принесла им оглушительный успех. Фермопильский проход защищал дорогу в Среднюю Грецию, кстати, это была основная дорога. Так что, перекрыв ее греки перекрывали основной путь персам в Аттику и дальше на Пелопоннес.

Ксеркс, будучи прославленным полководцем и наделенным стратегическим умом, понял задумку греков. Увидев место на Фермопилах стало понятно, что просто так пройти здесь не удастся. Конечно, можно было воспользоваться услугами горцев – это местные жители. Однако не многие хотели показывать грекам обходные дороги. Да идти в горы персам было тяжеловато.

Царь Ахеменидов отправляет в стан Спартанцев своего переговорщика, тот предлагает грекам сдаться. При этом посол подчеркнул, что и Леониду и остальным грекам нет нужды оказывать сопротивление персам. Так как это закончится в любом случае для них плачевно. На это Леонид твердо сказал – ежели Ксеркс хочет разбить нас в битве, то пусть приходит и громит. Посол ответил, что спартанцы не понимают с чем им придется столкнуться. Если персы разом выпустят свои стрелы, то они затмят солнце, на что греки просто рассмеялись. Ну тем лучше, они готовы биться в темноте. Посол вернулся к персам ни с чем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: