Личная жизнь
Несмотря на мировое признание, Джордж очень переживал, что не смог получить нормальное музыкальное образование. Он несколько раз в неделю усердно занимался на фортепиано, чтобы восполнить этот постыдный, по его мнению, пробел в своей жизни. Также известно, что Джорджа часто мучили нервные срывы и болезни желудка.
Музыкант постоянно сидел на строгой диете, которая была построена на сбалансированном питании. Помимо этого, мужчина часто посещал сеансы психоаналитика, который помогал ему разобраться с личными переживаниями. Несмотря на болезнь и регулярные депрессии, композитор не всегда был угрюм
Он любил веселые посиделки и моментально хватался за новые идеи, которые привлекли его внимание. Его жизнь всегда бурлила и била ключом
Гершвин просто купался в женском внимании, ведь он был богат, обладал красивой наружностью и хорошей фигурой. Зачастую ему не хватало тех дам, которые сами вешались на него, и тогда он приходил в публичные дома. Однажды Джордж не постеснялся спросить у своего друга, сколько денег нужно отдать, чтобы взять женщину на содержание. Однако, услышав в ответ шокирующую сумму, больше никогда не задавался подобными вопросами.
При жизни композитор славился своими любовными похождениями, ему приписывали романы с самыми красивыми женщинами той эпохи. Особенно сильно Джордж был влюблен в свою ученицу Александру Белых. Также широко известны десятилетние отношения Гершвина с композитором Кей Свифт, которая давала ему ценные советы по поводу музыки.
К сожалению, они так и не стали законными супругами, хотя ради возлюбленного Кей ушла от своего мужа Джеймса Уорбурга. Внучка Свифт, Кэтрин Вебер, считает, что инициатором их разрыва стала мать Гершвина, которая хотела видеть в качестве невестки еврейку. Мужчина посвятил бывшей избраннице песню «Oh, Kay», которую назвал в ее честь.
После смерти композитора, Свифт написала аранжировки к нескольким его песням и неоднократно работала вместе с его братом Айром. Джордж слыл настоящим ловеласом и сердцеедом. В его жизни было много ярких влюбленностей и громких романов. Однако, ни одну из своих прекрасных избранниц Гершвин не смог полюбить также сильно, как музыку.
[править] Карьера
Я‘аков (Джейкоб) Гершович (Яков Гершовиц) родился 26 сентября 1898 года в Бруклине в Нью-Йорке, вторым ребёнком из четверых детей в семье в семье евреев-эмигрантов из Одессы. Его отец, Мойше Гершовиц (Моррис Гершвин), переехал в Бруклин из Санкт-Петербурга в начале 1890-х годов; мать, Роза Брускина, несколькими годами ранее.
Не получил систематического музыкального образования, но в 12 лет начал самостоятельно учиться играть на фортепиано, а с 14 лет учился игре на фортепьяно у Чарльза Хамбицера. Позднее, уже став известным композитором, не переставал учиться, совершенствовать свою технику. Позднее брал уроки композиции и гармонии у таких музыкантов как Рубин Голдмарк и Иосиф Шиллингер.
С 1913 года — пианист-аккомпаниатор в музыкальном магазине, примерно с того того же времени начал сочинять песни в стиле Ирвинга Берлина и Джерома Керна.
Вскоре снискал успех мюзиклами, написанными в основном на тексты своего брата, Айры Гершвина. Многие песни из мюзиклов стали очень популярными. Из 9 написанных Гершвином мюзиклов наиболее популярны «Леди, будьте добры», «Смешное лицо», «Безумная», а также многие его песни.
В 1914 году начал профессионально заниматься музыкой, работая аккомпаниатором в музыкальном издательстве Джерома Ремика. 2 года спустя было выпущено первое авторское произведение молодого Гершвина — «When You Want ’Em, You Can’t Get ’Em»
Несмотря на то, что оно не пользовалось особым успехом у публики, Гершвин привлёк внимание некоторых известных бродвейских продюсеров и режиссёров. Так, Зигмунд Ромберг включил музыку Гершвина в своё ревью The Passing Show of 1916
В это время Гершвин, занимаясь фортепиано, гармонией и оркестровкой, подрабатывал пианистом в ресторанах.
В 1920—1924 годах создавал по нескольку десятков произведений для George White’s Scandal.
В 1922 году написал даже настоящую оперу — Blue Monday (известную также как «135th Street»), после премьеры которой был приглашен в джаз-бэнд Пола Уайтмена в качестве композитора. Для Уайтмена Гершвин сочинил жемчужину своего творчества — «Rhapsody in Blue» («Рапсодия в блюзовых тонах»).
Настоящая слава пришла к Гершвину в 1924 году, после написания вышеупомянутой «Рапсодии в блюзовых тонах» для фортепьяно с оркестром, исполненной автором с оркестром под управлением Пола Уайтмена. Это произведение, в котором элементы джаза, негритянского фольклора и легкой развлекательной музыки сочетаются с блестящим фортепьянным письмом в стиле Ф. Листа и С. Рахманинова, стало своего рода мостом между лёгкой и академической музыкой. «Рапсодия» входит в число самых исполняемых концертов для фортепьяно с оркестром и в репертуар лучших пианистов мира.
В том же 1924 году сочинил мюзикл Lady, Be Good, который стал первым настоящим успехом композитора на Бродвее. В этой постановке Гершвин впервые работал со своим братом Айрой Гершвином, который писал все тексты. Следующее десятилетие этот творческий союз был самым продуктивным и востребованным на Бродвее. Самым удачным их шоу было Of Thee I Sing, 1931 год; за него они в 1932 году получили Пулитцеровскую премию, первый раз присуждённую музыкальной постановке.
В 1925 году написал также концерт для фортепьяно с оркестром, в котором джазовые гармонии и интонации сочетаются с традициями французских импрессионистов.
В 1923−1926 годах сочинил три прелюдии для фортепьяно, в одной из которых (Второй) заметны мелодические еврейские интонации.
В академическом жанре создал также симфоническую сюиту «Американец в Париже» и «Кубинскую увертюру».
В 1934−1935 годах сочинил оперу «Порги и Бесс», построенную на негритянских интонациях и ритмах (без использования прямых цитат). Несколько мелодий из оперы, использованных нью-йоркскими джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизаций, стали одними из самых популярных джазовых тем; одна из них — колыбельная «Песня о лете» — стала неотъемлемой частью джазового репертуара.
В 1936 году переехал в Голливуд, где подружился с Арнольдом Шёнбергом и стал писать музыку для кино. Сочинил песни для трёх фильмов.
Скончался 11 июля 1937 года в Лос-Анджелисе.
В 1985 году братья Гершвины были награждены Золотой медалью Конгресса.
Джордж Гершвин — интересные факты
Джордж Гершвин – известный джазовый американский пианист еврейского происхождения. Музыкант стал одним из первых, кто смог объединить в своих работах классику и современную, популярную музыку. Представляем интересные факты о Гершвине.
Имя при рождении – Яков. Родился в 1898 году.
Родители были эмигрантами, приехавшими из Одессы.
Фамилия отца – Гершовиц. Но позже он сменил имя и фамилию и стал носить фамилию Гершвин.
В семье было 4 детей. Жили они в скромных условиях.
Будучи 12-летним подростком, Гершвин знакомится со скрипачом Максом Розеном и решает заняться музыкой.
Джордж часто посещал джазовые концерты.
В их семье музыкой занимался его старший брат Айра.
Пианино, на котором начал обучаться игре юный Гершвин, принадлежало его брату.
Однако, Гершвин не имел специализированного музыкального образования и его это смущало.
С 16 лет сочинял музыку, любил импровизировать. Работал музыкантом в музыкальном магазине (привлекал посетилетей игрой на пианино). Также играл в ресторанах.
Помимо игры на фортепиано, обучался также гармонии и оркестровке.
Подрабатывал в нотном издательстве. Его работы использовались для мюзиклов, которые ставились на Бродвее. В общей сложности он написал музыку к 40 спектаклям и постановкам и получал хорошие рецензии и положительные реакции критиков.
Первое его выступление состоялось, когда юному музыканту было всего 18 лет. Его сразу заметили
На его музыку и выступления выходили положительные отзывы, привлекая все больше внимание к его персоне.
В связи с затруднительным финансовым положением, он подрабатывал частным репетитором.
Был знаком с Иосифом Шиллингером. Данный композитор, а также педагог, славился своим математическим подходом к музыке.
Его мюзикл «Ла Ла Люсиль» построен полностью на импровизации исполнителя.
Несколько лет ездил по Европе
Там его деятельность была высоко оценена.
Был удостоен Пулитцеровской премии за свои работы.
Занимался творчеством совместно со своим братом. Они писали музыку к фильмам и театральным постановкам.
Сам брат Гершвина взял себе творческий псевдоним, так как считал, что Гершвин должен быть только один.
Гершвин испытывал особое пристрастие к живописи и литературе. Сам немного рисовал.
Страдал от нервных срывов. Также у композитора были проблемы с пищеварением и желудком, поэтому на протяжении всей жизни он соблюдал строгую диету.
Во время одного из выступлений потерял сознание. Ему поставили диагноз – нервное истощение.
Примерно в это же время выяснилось, что пианист серьезно болен. Но он, вопреки рекомендациям врачей, продолжал заниматься творчеством и много работал.
В последние годы своей жизни работал в Голливуде.
В 1937 получает звание почетного члена Академии в Италии.
Умер от опухоли головного мозга в 1937 году. Наследство досталось его матери.
Был номинирован на кинопремию «Оскар» в категории «Лучшая песня» за фильм «Давайте потанцуем» в 1938 году.
Большинство его спектаклей выполнено в жанре мюзикл.
Среди его работ есть музыкальные спектакли, оперы и инструментальные произведения.
В Москве имя Гершвина носит детская музыкальная школа.
Одними из самых известных его произведений являются: «Порги и Бесс» и «Рапсодия в блюзовых тонах».
Опера «Порги и Бесс» создавалась в течение двух лет. «Порги и Бесс» стала одной из самых популярных в мире по количеству постановок.
«Рапсодия в блюзовых тонах» была положительно оценена такими именитыми личностями, как Стравинский и Рахманинов – они посещали премьеру.
Гершвин стал создателем нового стиля, который носил название симфонический джаз. Такой результат у него появился в результате экспериментов со стилями при написании произведений для коллектива Пола Уайтмана.
Некоторые его произведения использовались в таких фильмах, как: «Великий Гэтсби», «Улыбка Мона Лизы», «Авиатор», «Двухсотлетний человек».
Журналистское расследование, сделанное в 2000-х годах, установило, что Гершвин был одним из самых богатых композиторов.
В его честь был выпущен фильм в 1945 году, который называется «Рапсодия в блюзовых тонах».
В 1985 году двух братьев наградили Золотой медалью Конгресса.
Подробности личной жизни композитора
Джордж был разносторонней личностью. В молодости он увлекался футболом, конным спортом и боксом. В более зрелом возрасте в список его увлечений попали живопись и литература.
После себя композитор не оставил наследников. Он не был женат, но это не означает, что его личная жизнь была скучной и однообразной. Александра Бледных, которая изначально числилась как ученица музыканта, надолго засела в его сердце. Девушка разорвала с Джорджем, когда поняла, что так и не дождётся от него предложения руки и сердца.
Затем маэстро был замечен в отношениях с Кей Свифт. На момент знакомства, женщина была замужем. Она бросила официального супруга, чтобы начать с Джорджем отношения. Пара жила под одной крышей 10 лет.
Он так и не сделал девушке предложения, но это не помешало влюблённым построить хорошие отношения. Когда любовь прошла – молодые люди поговорили, приняв решение поставить точку в любовных отношениях.
В 30-е годы он влюбился в актрису Полетт Годдар. Композитор трижды признавался девушке в любви и трижды получал отказ. Полетт была замужем за Чарли Чаплином, поэтому не могла ответить маэстро взаимностью.
«Порги и Бесс»
Однажды ночью, мучаясь от бессонницы, Джордж решил почитать, и ему в руки попался роман Дюбоза Хейуорда «Порги». Созданные автором поэтические образы настолько увлекли композитора, что у него тут же в голове начались зарождаться мелодии. Джордж уже забыл о сне, читал до самого утра, а потом написал автору произведения письмо, в котором рассказал, что ему очень бы хотелось написать оперу на «Порги». Это был 1926 год.
Автор романа ответил согласием, но так как Гершвин был очень занят другими сочинениями и дирижёрской работой, приступить к созданию оперы «Порги и Бесс» получилось лишь в 1934 году. Композитор уехал из Нью-Йорка в маленький рыбацкий посёлок в Южной Каролине, чтобы полностью проникнуться духом произведения. Он напряжённо работал над оперой 20 месяцев.
Это произведение стало самым значительным и популярным из всех, созданных Джорджем Гершвином. Получился настоящий музыкальный шедевр, в котором переплелись джазовые импровизации, фольклор и симфонические мелодии. В 1935 году состоялась премьера в Америке, произошло это в Бостоне в «Колониел-театре». Успех был головокружительный, четверть часа не стихали аплодисменты и восторженные возгласы публики. В истории США «Порги и Бесс» стало первым представлением, на которое пускали людей разных рас.
С января 1936 года опера поехала в гастрольный тур по американским городам, в Европу добралась лишь после 1945 года, а в 1956 «Порги и Бесс» была показана негритянской труппой в Москве и Ленинграде.
Сотни постановок пережила эта опера и вошла в мировой музыкальный золотой фонд.
Сочинения
- Музыкальные спектакли
- La La Lucille, 1919 (Ля-ля, Люсиль)
- Lady, be good, 1924 (Будьте добродетельны, леди)
- Strike Up the Band, 1927 (Пусть гремит оркестр)
- Girl Crazy, 1930 (Безумная)
- Of Thee I Sing, 1931 (О тебе я пою)
Оперы
- Голубой понедельник (опера), 1922, другое название 135th Street (135-я улица)
- Порги и Бесс, 1935, либретто Д. Хейворда, стихи Айры Гершвина со знаменитой арией Summertime.
Инструментальные произведения
- Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром (Rhapsody in Blue, 1924)
- Порги и Бесс, симфоническая картина
- Американец в Париже (An American in Paris, 1928),
- Вторая рапсодия (Second Rhapsody)
- Кубинская увертюра (Cuban Overture)
- 3 прелюдии для фортепиано
- Сюита «На скорую руку» (Ambulatory Suite)
- Симфоническая Сюита «Кэтфиш-Роу» (на темы из оперы «Порги и Бесс»)(Catfish-Row)
- Концерт для фортепиано с оркестром F-dur (Concerto in F)
- 2 вальса в До-миноре
- Вариации на тему песни «Я ощущаю ритм») (для фортепиано и джазового оркестра)
Интересные факты
- Одним из хобби Гершвина была живопись и литература.
- Гершвин был влюблен в Александру Бледных — лучшую ученицу.
- Айра Гершвин, работавший с братом под псевдонимом Артур Френсис, использовал для его создания имена своих брата и сестры.
- В 1985 году братья Гершвины были награждены Золотой медалью Конгресса.
- В 1945 году вышел фильм «Рапсодия в блюзовых тонах», посвящённый композитору.
- Образ композитора был также создан в приключенческом телесериале 1992—1993 гг «Хроники молодого Индианы Джонса» (сыграл Том Беккет) — серия «Скандал 1920-го».
- В Нью-Йорке существует театр Гершвина, названый в честь Джорджа Гершвина и его брата Айры Гершвина.
Интересные факты
- Музыкант был захоронен на кладбище Westchester Hills, которое находится в пригороде Нью-Йорка.
- Гершвин ни разу не был женат, детьми он тоже не обзавелся. Завещание Джордж писать не стал, поэтому его недвижимость досталась матери. Наследники долгое время собирали прибыль от авторских прав на его музыкальные произведения. Однако они утратили свою силу в 2007 году, когда прошло 70 лет со дня смерти музыканта. В 2005 году журналисты провели расследование и пришли к выводу, что Гершвин был одним из богатейших композиторов в мире.
- Гершвин был удостоен награды на церемонии вручения премии «Оскар» в 1937 году за композицию «They Can’t Take That Away from Me» (Этого у меня не отнимут), которую он написал вместе с родным братом для кинокартины Shall We Dance (Давайте потанцуем). Легендарная статуэтка была вручена посмертно, Джорджа не стало через пару месяцев после премьеры фильма.
- Музыкальный язык Гершвина можно описать, как непосредственный, красочный, с нотками юмора. Главное место в его творческой карьере заняли мюзиклы, которые он очень любил, и в которые вкладывал всю свою душу.
- Во всех музыкальных шедеврах композитора есть своеобразная форма, реальность сценических ситуаций и противостояний, энергичность развития сценария, дуэт трагических и комедийных картин.
- В 1918—1919 года на бродвейских подмостках уже вовсю гремела музыка Гершвина. Композиция «Swanee», которую взял в свое шоу «Sinbad» Эл Джонсон, имела настоящий успех. В итоге певец несколько раз записывал её на пластинках и неоднократно пел в кинофильмах.
- Первый учитель Гершвина, Иосиф Шиллингер славился своим уникальным подходом к сочинению музыки – композитор воспринимал творческий процесс с математической точки зрения и пытался найти универсальный музыкальный алгоритм.
- Гершвин очень увлекался живописью и литературой.
- Старший брат и соавтор Джорджа – Айра Гершвин взял себе сценическое имя Артур Френсис, которое было составлено из имен их брата и сестры.
- В 1945 году на экраны вышла картина, посвященная композитору. Фильм назывался «Рапсодия в блюзовых тонах».
- Прообраз Гершвина был также использован в популярном сериале «Хроники молодого Индианы Джонса». Композитора сыграл актер Том Беккет.
- Самым внушительным сочинением композитора стала опера «Порги и Бесс». Автор литературного первоисточника лично принимал участие в процессе написания шедевра.
- В Нью-Йорке есть театр, который назвали в честь потрясающего творческого союза двух братьев — Джорджа Гершвина и Френсиса Артура. Читайте еще: Фрэнк Синатра биография.
Джордж Гершвин стал настоящим классиком своего времени. Главное, что осталось после смерти гениального композитора – его потрясающие музыкальные произведения. Самые популярные музыканты считают за честь исполнить произведения маэстро. Джордж Гершвин при жизни смог построить ошеломительную карьеру, его обожала публика и уважали профессиональные критики. Композитор разрушил стену между классическими и популярными направлениями в музыке и оказал огромное влияние на развитие джаза.
Детство, юность, творчество
Родился 26 ноября в семье еврейских переселенцев в Бруклине. Отец, Моррис Гершвин, в США владел рестораном. Музыкальностью родители не отличались. У Гершвинов было 4 детей, и все были связаны с музыкой. Яков — второй сын. На протяжении жизни сотрудничал со старшим братом Айрой — поэт песенник. Джордж в детстве был неуравновешенным и неуправляемым хулиганом, мог стать гангстером, подворовывал и постоянно встревал в драки — никаких надежд не подавал.
В 11 лет, когда старшему брату купили пианино и под впечатлением игры на скрипке одноклассника Макса Розенцвейга, Яков начал самостоятельно постигать азы игры на пианино. Спустя год родители наняли учителя для Джорджа.
Чарльз Хамбитцер — первый учитель познакомил Якова с фортепианной классической музыкой, ранними работами Арнольда Шенберга и произведениями Равеля и Дебюсси.
Незабываемое впечатление получил после прослушивания классической «Мелодии» А. Рубинштейна, обработанной в регтайм — танцевальная музыка, популярная в США в период с 1900 по 1918, напоминала марш — предшественница джаза.
Образования в учебном заведении Гершвин не получил. До всего доходил сам. На своем творческом пути композитор никогда не переставал обучаться и совершенствовал навыки и методы. Завязал знакомства с известными деятелями искусства того времени, такими как, например, композитор и профессор Иосиф Моисеевич Шиллингер, который разработал математический алгоритм для сочинения музыки.
В 14 лет устроился в «Тин Пэн Элли» на работу. Для посетителей Яков играл на пианино.
1914 г. — премьера первого произведения
Не увенчалась успехом, но привлекла внимание Зигмунда Ромберга, который использовал музыку Гершвина. Так Гершвин появился на Бродвее и дебютировал как композитор с песней «Swanee», которая впервые прозвучала в мюзикле «Синдбад».
В 18 лет Джордж создал первую оперетту
Композитора привлекали новые направления. Написал песню «Когда вы захотите», которую замечательно исполнила Софи Такер.
Когда Гершвину было 19 в его талант поверил Макс Дрейфус — глава Хармса. Еженедельно выплачивали автору вознаграждение.
1918 год — первый успех. Песня «В нем что-то есть» стала шлягером и переиздавалась еще 10 лет.
Сочинил первую одноактную оперу в 1922 г. — «Голубой вагончик».
Яков пишет для Бродвея (куплеты и мюзиклы).
Пол Уайтман в 1924 г. предложил композитору сотрудничество. В этот период написана «Rhapsody in Blue» для фортепиано с оркестром. На премьере присутствовал сам Рахманинов. Успех был ошеломительный.
В 1928 г. создает симфонию «Американец в Париже» после трехгодичного творческого турне по Европе. Грандиозным был успех в Лондоне, но сердце композитора Д. Гершвина рвалось в Париж. Джордж желал поскорее познакомиться с известным французским композитором Морисом Равелем, музыкой которого он всегда восхищался — она привлекала композитора необычайной и неповторимой гармонизацией. Париж впечатлил Джорджа не только музыкой, но и достопримечательностями. Волнующая и незабываемая атмосфера французской столицы отразилась в поэме композитора «Американец в Париже», где он объединил классику, джаз и фольклор. Успех был грандиозным. Мнения критиков разделились. Одни считали ее «приторной и вульгарной», другие — «радостной и притягательной».
Сочинил «Second Rhapsody» в 1931 г.
В 1932 году был удостоен Пулитцеровской премии за шоу «Of Thee I Sing».
На основе реальных событий создана балладная пьеса «Porgy and Bess» (Порги и Бес) — опера амбициозная по роману Д. Хейуорда принесла Д. Гершвину всемирную славу. В работе над многоактной оперой от композитора потребовалось более глубокого проникновения в тайны музыкальной классики — Гершвин обогатил давно устоявшийся жанр, использовал банджо и африканские барабаны. Он создал новый ни на что не похожий стиль. Премьера баллады состоялась в 1935 г. в Бостоне. «Порги и Бес» имела огромный успех и вошла в десятку лучших американских произведений всех времен. Нет в мире джазмена, который не знал бы «Колыбельную Клары».
1936 год — переехал в Голливуд и подружился с Арнольдом Шенбергом. Сочинил песни для 3‐х фильмов.
Начались головные поли и головокружения. Многие полагали, что это следствие переутомления и игры в гольф, но в 1937 году врачи диагностировали онкологическое заболевание. В клинике «Седарс Синай» Якову удалили опухоль, но было уже поздно. Умер 11 июля.
Успехи
С 1920 по 1924 год Гершвин писал для ежегодного производства, поставленного Джорджем Белый. После шоу под названием «Синий понедельник» & # x201D; лидер группы в яме Пол Уайтмен попросил Гершвина создать джазовый номер, который повысил бы респектабельность жанра.
Легенда гласит, что Гершвин забыл о запросе, пока не прочитал газетную статью, в которой сообщалось о том, что на последнем концерте Уайтмена будет представлена новая композиция Гершвина. Писая с безумной скоростью, чтобы уложиться в срок, Гершвин написал, пожалуй, свою самую известную работу — «Rhapsody in Blue».
В 1920-е годы Гершвин проводил время в Париже. , которая вдохновила его джазовое влияние на оркестровую композицию «Американец в Париже». Созданный в 1928 году, американец в Париже вдохновил Оскара-мюзикл 1951 года с одноименным фильмом, который был снят Винсентом Миннелли в главных ролях Джин Келли и Лесли Карон. Бродвейский мюзикл, основанный на фильме, был открыт в 2014 году.
Гершвин Джордж
Джордж Гершвин: образец джазовой музыки
Джордж Гершвин, непревзойденный мастер исполнения и сочинения джазовой музыки, по праву считается одним из лучших композиторов в истории Соединенных Штатов Америки. В своей музыке, по словам самого композитора, он старался передать дух свободы, бурлящую энергию американцев того времени.
Краткая биография
Как практически все население Америки, состоящее из волн эмиграции разных периодов и их потомков, Джордж Гершвин не является исключением. Он родился 26 сентября 1898 года в семье еврейского эмигранта из России, настоящее имя композитора – Янкель Гершовиц.
Детство Джордж провел в районе Ист-Сайд в Нью-Йорке. Родители не подозревали, какой музыкальный талант заложен в их озорном малыше, пока не купили пианино, предназначенное для занятий старшего брата Джорджа (всего в семье было четверо детей).
Взяв несколько уроков музыки у разных педагогов, Гершвин посвящает свою юность ежедневным многочасовым импровизациям за инструментом. Игнорируя мнение родителей, шестнадцатилетний будущий композитор устраивается на работу продавцом нот в музыкальный магазин. Он с удовольствием играет для посетителей на пианино, установленном в магазине, и мечтает попробовать себя в сочинении музыки.
Через два года состоялся композиторский дебют Гершвина: его музыка прозвучала на эстраде одного из music-холлов на Бродвее. Дебют вышел удачным, Гершвина заметила не только публика, но и нью-йоркские продюсеры. Одно из произведений Гершвина, — песня «Swanee», — вошла в мюзикл «Синдбад», прозвучала в одном из фильмов и была многократно издана на пластинках.
Расцвет творчества
В 1919 году состоялась премьера мюзикла «Ла Ла Люсиль», музыка которого была полностью основана на сочинениях Гершвина, а в последующие шесть лет композитор создал музыку к сорока с лишним спектаклям. Слава композитора быстро нашла Гершвина, но тот не собирался останавливаться на достигнутом. По словам самого Джорджа, гениального «самоучки», он мечтал стать «настоящим композитором». Гершвин не стесняется просить об уроках композиции знаменитых современников: Стравинского, Шенберга, Равеля, оттачивает игру на фортепиано.
С 1920 по 1924 года Гершвин неустанно работает, ежегодно сочиняя десятки произведений, среди которых — опера «Blue Monday». Тяготение композитора к джазовой музыке и блюзу ярко проявляется в совместной деятельности с джаз-бэндом Пола Уайтмена. Именно для этого музыкального коллектива Гершвин сочиняет гениальную «Рапсодию в стиле блюз». На премьере, прошедшей с оглушительным успехом, присутствовал сам Рахманинов.
Джаз. Блюз
Последующее творчество Гершвина – яркое свидетельство окончательно сложившегося музыкального стиля композитора. Наиболее известные сочинения данного периода творчества:
- Фортепианный концерт (1925);
- оркестровое сочинение «Американец в Париже» (1928), навеянное путешествиями в Европу;
- Вторая рапсодия для фортепиано с оркестром (1931);
- Кубинская увертюра (1932).
Все эти произведения объединяет интересное органичное сочетание негритянского джаза, эстрадной музыки и некоторых форм европейской классики.
Помимо сочинения классических произведений, Гершвин с успехом пишет музыку для Голливуда и театральных представлений. В 1932 году композитор получает Пулитцеровскую премию (впервые премию вручили за музыкальную постановку), а в 1935 году проходит премьера самого масштабного произведения Гершвина – опера «Порги и Бесс».
К сожалению, жизнь знаменитого композитора оказалась коротка: в 1932 году у Гершвина проявились симптомы опухоли головного мозга. Проведенная операция оказалась безуспешной, и 11 июля 1937 года Джордж Гершвин, не приходя в сознание скончался.
Вернуться в галерею славы
Вернуться на главную
Личная жизнь
Джордж Гершвин всю жизнь переживал из-за недостатка своего музыкального образования и еженедельно тратил большое количество времени на совершенствование своего образования и заполнения пробелов. К тому же он часто страдал от нервных срывов и мучился с желудком. Это привело к регулярному посещению психотерапевта и строгой диете.
При всем этом он был довольно веселым и жизнелюбивым человеком. Слава и деньги поддерживали вокруг него поток прекрасных женщин. Женщин также привлекала его приятная внешность. Когда ему не хватало внимания дам, которые сами вешались на шею, он шел в публичный дом.
Любовные похождения композитора вошли в историю. Ему приписывали адюльтеры с красивейшими женщинами его времени.
Одной из больших его привязанностей была ученица Александра Белых.
На протяжении десяти лет он был в связи с Кей Свифт, которая являлась композитором и давала ему советы по части музыки. Однако, даже не смотря уход Кей от законного супруга, они с Джорджем так и не оформили свои отношения. Говорят, что в их разрыве была виновата мать Джорджа, мечтавшая видеть в роли невестки только девушку еврейских кровей. Джордж посвятил возлюбленной песню.
С Кей Свифт
Несмотря на большое количество романов и бурную личную жизнь, композитор так и не смог составить свое личное счастье. До конца жизни его истинной страстью была музыка.
Биография Джорджа Гершвина о главном
Популярный композитор Джордж Гершвин родился в 1898 году в Нью-Йорке. Родители его были еврейскими переселенцами из России. В Америке они владели небольшим рестораном. Своих четверых детей родители старались хорошо воспитать.
В детстве Джордж был шаловливым мальчиком, плохо учился. Родители даже не подозревали, что у него есть какие-то особые таланты. Они проявились, когда старшему брату приобрели фортепиано. Джорджу тогда было одиннадцать лет. Собственными силами он постигал музыкальные азы и почти не отходил от инструмента. Вскоре стал подбирать различные популярные мелодии. Увидев такое рвение ребёнка, родители наняли педагогов. Занимаясь с профессиональными педагогами, он освоил нотную грамоту, основы композиции и гармонии.
В пятнадцать лет Гершвин бросил школу и начал зарабатывать игрой на фортепиано. В его обязанности входило играть в музыкальном магазине и привлекать клиентов. Многие из них приходили послушать юного музыканта. Молодой человек прекрасно и легко импровизировал, играя регтайм и джаз. Самые удачные из сочинённых произведений Джордж записывал. Уже в шестнадцать лет ему предложили работу в нотном издательстве, где он должен был сочинять музыку. Вскоре его сочинения стали использовать в мюзиклах на Бродвее. В течение семи лет композитор написал музыку к сорока спектаклям. Критики и зрители были в восторге от молодого музыканта, называя его гениальным, и пророчили великое будущее.
Гершвин часто работал в сотрудничестве со своим старшим братом, который стал поэтом, а не музыкантом, как предполагали родители. В 1922 году братья совместно создают свою первую одноактную оперу, смешав классическую и джазовую музыки. Опера была немного недопонята зрителем, но Гершвин не расстроился. Он продолжал писать музыку для мюзиклов, которые с незабываемым триумфом проходили на Бродвее.
В 1924 году композитор получил предложение от знаменитого короля джаза Пола Уайтмана сочинять музыку для его коллектива. В течение месяца Гершвин, экспериментируя, совместил симфоническую и джазовую музыки. 12 февраля 1924 года прошёл концерт оркестра с новым музыкальным стилем — симфоническим джазом. На премьере присутствовали многие знаменитые композиторы, которые высоко оценили мастерство Джорджа Гершвина.
Триумф талантливого композитора продолжился, когда он гастролировал по Европе. В результате Гершвин стал самым богатым композитором в Америке. Он писал музыку к фильмам в Голливуде, был наставником для многих молодых музыкантов.
В 1935 году Гершвин создал свою лучшую оперу «Порги и Бесс», в которой повествовал о жизни чернокожих людей, об их трудовых буднях. Постановка стала одной из самых часто исполняемых опер в мире.
У Джорджа Гершвина было много поклонниц, хоть он до конца и не верил, что его любят и восхищаются. Но ни разу женатым так и не был.
В начале 1937 года у музыканта стала часто болеть голова, появились кратковременные отключения памяти, потеря веса. Летом этого же года Гершвин скончался от опухоли, ему было тридцать восемь лет. Для поклонников его музыки это была шокирующая новость.
Кратко
Интересные факты и даты из жизни
Популярные люди
-
Конюхов Федор
12 декабря 1951 года в селе Чкалово, что в Запорожской области, родился Конюхов Федор Филиппович. Он жил вместе со своей семьей в живописном уголке Азовского моря. С ранних лет детей приучали к тяжелому сельскому труду. Так же Федор часто
-
Ландау Лев Давидович
В Лев Давидович родился 1908 году в солнечной столице Азербайджана. Его семья имела еврейские корни. Еще в детстве он показал свои уникальные способности к математике. А в свои 14 лет, он был зачислен в университет на два факультета одновременно.
-
Конфуций
Конфуций является древним мудрецом и философом Китая. Родился примерно в 551 году до н. э. его мать Янь Чжэнцзай являлась наложницей, которой было 17 лет. Отцу Шулян Хэ в это период было 63 года, он был потомком Вэй-цзы, полководца императора.
-
Булгаков
М. А. Булгаков – известный писатель и драматург, родившийся 15 мая 1891 года в городе Киев. Отец Михаила был профессором и преподавал в одной из духовных академий Киева. В семье, где рос будущий поэт, было много детей, но все они были дружны
-
Гайдн Йозеф
Йозеф Гайдн был рожден весной 1732 года в деревне в Австрии. Его отец был мастером, чинившим колеса у карет. Родители мальчика любили петь и музицировать. Они заметили в своем сыне склонность к музыке и отправили его учиться. Мальчик пел в
-
Годунов Борис
В 1552 году на свет появился Борис Федорович Годунов – первый правитель периода смуты в России, времени между царскими династиями Рюриковичей и Романовых. Детство Бориса было омрачено смертью его отца, небольшого помещика в городе Вязьма,
Музыка
Джордж Гершвин – автор более 300 песен, 9 мюзиклов, 2 опер и ряда произведений для пианино. Наиболее популярны опера «Порги и Бесс» и «Рапсодия в стиле блюз» (также известная как «Рапсодия в блюзовых тонах»).
Джордж Гершвин — «Рапсодия в стиле блюз»
О создании рапсодии есть такая легенда: «джазовый император» Пол Уайтмен захотел симфонизировать любимый музыкальный стиль и попросил Гершвина написать серьезное классическое произведение для своего оркестра. Композитор скептически отнесся к предложению джазмена, но когда Пол разрекламировал будущий шедевр в газетах, был вынужден меньше чем за месяц создать знаменитую мелодию.
Мюзикл «Американец в Париже» Гершвин написал, находясь под впечатлением от трехлетнего вояжа по Европе. В произведении проявилось новаторство музыканта, смело объединяющего классику и песню, джаз и фольклор.
Джордж Гершвин — «Колыбельная Клары» («Summertime»)
«Порги и Бесс» — первый американский спектакль, на котором имели право присутствовать зрители различных рас. Впечатленный романом Дюбоза Хейварда о жизни афроамериканцев, Гершвин более чем на полтора года заточил себя в маленьком негритянском поселке в штате Южная Каролина и, наблюдая за жизнью обитателей, творил свой шедевр. После премьеры овации гремели 15 минут.
«Колыбельная Клары», четырежды звучащая в опере и известная как композиция «Summertime», признана самой популярной мелодией 20 века. По числу кавер-версий она обогнала даже битловскую «Вчера». Имеется версия, что на создание шлягера Гершвина подтолкнула не только музыка афроамериканцев, но и украинская колыбельная «Ой ходить сон коло вікон», услышанная им во время гастролей малороссийского вокального коллектива в США.