10 самых известных русских композиторов, внесших огромный вклад в мировое культурное развитие

Интересные факты Феликсе Мендельсоне

Не стоит говорить, что композитор был личностью незаурядной. Однако есть особенно любопытные факты о нем:

  1. Феликс Мендельсон, помимо склонности к музыке, очень любил рисовать. Он превосходно владел карандашом и акварелью, а письма к друзьям и родным он обычно дополнял забавными рисунками и юмористическими заметками, что лишний раз подчеркивало его остроту ума и веселый нрав.
  2. При жизни репутация Мендельсона была очень высока. К нему относились с уважением коллеги и ученики. Тем не менее после смерти маэстро его творчество подверглось жесткой критике со стороны Рихарда Вагнера, который назвал произведения музыканта «пустым бренчанием».
  3. 11 мая 1829 года в берлинской Певческой Академии произошло первое со времен кончины Баха выступление «Страстей по Матфею». Феликс был доволен своей работой, но публика была настолько ошеломлена, что Академия приняла решение о включении произведения в ежегодный репертуар. Именно композитор и его выступление дало начало возрождению баховского движения.
  4. Национальность Феликса Мендельсона — немец еврейского происхождения.
  5. Во время нацистского режима в Германии имя композитора было запрещено и вычеркнуто из истории музыки страны, а памятник перед консерваторией Лейпцига был снесен и продан.
  6. В то время, когда маэстро руководил Лейпцигским оркестром Гевандхауза, он получал множество предложений и просьб о включении произведений молодых и опытных талантов в основную программу. Одним из таких композиторов был Рихард Вагнер. К сожалению последнего, Мендельсон потерял его работу. Этим можно объяснить, почему Вагнер так не любил Феликса и высказывался о нем крайне резко после его смерти.
  7. По мнению Авраама Мендельсона, старшая дочь Фанни подавала наибольшие надежды в музыке, относительно Феликса. Но в то время считалось просто немыслимым, чтобы женщина занималась музыкальной карьерой.
  8. Во время гастролей в Париже, композитор представил «Реформационную симфонию», которая, к сожалению, провалилась. Этот инцидент стал первым творческим ударом, после которого маэстро был подавлен. Благо, он сумел справиться.
  9. После успешного лондонского концерта, маэстро получил заманчивое предложение места главного дирижера в Дюссельдорфе. Тем не менее, в 1835 году после выступления на музыкальном фестивале в Кельне композитор получает предложение должности руководителя оркестра симфонических концертов в Лейпциге и сразу же его принимает.
  10. Многим неизвестно, что в 1836 году Феликс Мендельсон получил звание доктора философских наук.
  11. Образ композитора очень часто идеализируют. Во многих источниках пишут, что Мендельсон был примерным семьянином и относительно спокойным и уравновешенным человеком. Однако с такими фактами вступают в конфликт сведения из писем его племянника, который описывал дядю, как «резкого» и «переменчивого» человека. Как известно, перепады настроения и угрюмое состояние с бессвязным бормотанием являются поведением, которое было у композитора на пороге смерти.
  12. Четверо из пятерых детей Мендельсона прожили длинные жизни, став уважаемыми гражданами и представителями науки и искусства. Второй сын по старшинству умер от длительной болезни. Супруга композитора Сесилия Жанрено пережила мужа всего на шесть лет.
  13. Спустя большое количество времени после смерти композитора, появились слухи, что Мендельсон мог и не быть таким верным мужем для своей Сесилии, как принято было думать. Нашлись некие документы, якобы существовавшие, но не представленные общественности, гласящие, что Феликс имел определенную романтическую связь со шведской певицей Йенни Линд. Удивительно, но вы эту особу был влюблен и писатель Ханс Кристиан Андерсен. В этих сомнительных документах якобы писал Мендельсон и просил даму о свидании, а также угрожал самоубийством в случае отказа. После появления такой неподтвержденной информации появились мнения, что смерть Мендельсона наступила не по естественным причинам.

Хочется верить, что теперь личность великого композитора стала вам понятнее.

Игорь Стравинский

Игорь Стравинский – композитор из России, являлся гражданином США и Франции. Появился на свет в 1882 году, ушел из жизни в 1971 году.

В его музыке сочетается большое количество стилей. В самом начале творческого пути Стравинский создавал произведения, которые несли яркий отпечаток русской культуры.

На позднее творчество композитора оказывали влияние Новая венская школа, неоклассицизм.
Стравинский появился на свет недалеко от Санкт-Петербурга. В университете он учился на юриста, музыку изучал сам.

Композитор подчинял мелодии своим правилам. Он свободно соединял стили, формы и жанры, поэтому его творчество всегда с трудом поддавалось классификации.

Другие биографии:

  • Федор Конюхов

    Фёдор Конюхов – известный путешественник и мореплаватель, член российского Союза художников.

  • Лиханов Альберт

    Альберт Анатольевич Лиханов – известный деятель, автор многих детских произведений, журналист, академик, лауреат множества наград.

  • Александр Федорович Керенский

    Керенский родился не в самой богатой семье, но и не в очень бедной, 1881 года, в мае, в городе Симбирск. Кроме того, в этом городе также родился Ленин. Родители Александра хорошо дружили с родителями Ленина.

  • Княгиня Ольга

    Великая княгиня Ольга, причисленная к Лику Святых, правила Киевской Русью в период с 945-960гг., в статусе регентши, при несовершеннолетнем сыне Святославе. Согласно «Повести временных лет» Ольга

  • Георгий Жуков

    Георгий Константинович Жуков родился в Калужской губернии в 1896 г. С 1914 по 1916 гг. служил в царской армии. Участвовал в сражениях на юго-западной и западной Украине против австро-венгерских войск

Игорь Федорович Стравинский

Игорь Федорович Стравинский стал лидером неоклассицизма в музыке. Он свободно комбинировал жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.

Серия трех балетов: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913) моментально вывели Стравинского в ряды композиторов первой величины.

В творчестве Ставинского выделяется одна уникальная черта — «неповторяемость»,  его называли «композитором тысячи одного стиля». Его произведения отличают постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета. Он был космополитом и жил во многих странах, но всегда считал «я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе».

Память[править | править код]

В 2000 году на могиле установлено надгробие (архитектор В. А. Кашин, художник Ю. И. Селивестров). В 2001 году в В Санкт-Петербурге, на доме по адресу улица Пестеля, 12 была установлена мемориальная доска (скульптор Ю. В. Евграфов., архитектор В. А. Кашин) с текстом: «В этом доме с 1980 по 1995 год жил и работал композитор Валерий Александрович Гаврилин». Мемориальная доска установлена на здании вологодской музыкальной школы № 1 и на здании бывшего вологодского интерната (Гагарина, 46).

Санкт-Петербургская детская школа искусств в 2000 году получила имя композитора, в фойе установлен бюст композитора работы скульптора Ю. В. Евграфова. Имя Гаврилина присвоено Вологодской филармонии; под её эгидой каждые два года проходит Гаврилинский фестиваль, а также Губернаторский международный юношеский исполнительский конкурс имени Гаврилина. В Вологде существует музей «Литература. Искусство. Век XX» (филиал Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника), посвящённый творчеству Валерия Гаврилина и Николая Рубцова. Именем Гаврилина названа детская музыкальная школа Кадникова.

Санкт-Петербургская консерватория учредила стипендию имени для студентов.

В память о композиторе названы улицы в Санкт-Петербурге и селе Кубенское. Имя Гаврилина присвоено малой планете Солнечной системы.

Сотрудничество со звездами

Еще до судьбоносного решения, после которого Корнелюк уходит из театра, композитор начинает сотрудничать с Михаилом Боярским, Эдитой Пьехой и Филиппом Киркоровым, добавляя в репертуары тогдашних звезд эстрады собственные сочинения.


Свадебное фото Игоря Корнелюка

После начала сольной карьеры, когда Игорь, приглашенный Резниковым, с громким успехом побеждает в «Музыкальном ринге», Корнелюк впервые приходит на «Рождественский вечер» Аллы Пугачевой. Композитор приобретает звездные знакомства и находит людей, готовых с ним сотрудничать. После успеха в «Музыкальном ринге» Игорь Корнелюк дает концерт вместе с Илоной Броневицкой, Виктором Чайкой.

Память о В. А. Гаврилине

Сразу после смерти композитора (28 января 1999, Санкт-Петербург) постановлением Губернатора Вологодской области В.Е. Позгалева была создана Комиссия по наследию В.А. Гаврилина, а Вологодской филармонии присвоено его имя. В рамках областной программы «Наследие Гаврилина» проводится целый комплекс мероприятий.

Самым масштабным музыкальным проектом региона стал Международный музыкальный Гаврилинский фестиваль (1999, 2001, 2004, 2006).

В Вологде проводится Губернаторский международный юношеский конкурс им. В. Гаврилина (2001, 2004, 2007). На базе ДШИ г. Сокола и в ДМШ им. В.А. Гаврилина г. Кадникова Вологодской области организован областной конкурс юных пианистов «Перезвоны судьбы».

Издательство «Композитор — Санкт-Петербург» осуществляет публикацию Полного собрания сочинений В. Гаврилина (в 20 томах). 7 из них уже вышли в свет, том I («Перезвоны») — при поддержке Департамента культуры Вологодской области. Изданы книги «О музыке и не только…» (2001), «Этот удивительный Гаврилин…» (2002), «Слушая сердцем…» (2005); сочинения композитора записываются на CD.

Ежегодно в конце января в Вологде проходят Дни памяти Гаврилина. Экспозиции, посвященные композитору, открыты в филиале Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Литература. Искусство. Век XX», в Вологодском районном краеведческом музее с. Кубенское, в краеведческом музее г. Кадникова. Имя Гаврилина носит школа-интернат № 1 для детей-сирот Вологды, в 2000 по решению Комитета Международного астрономического союза его имя было присвоено малой планете № 7369.

Русские композиторы для детей

Россия – великая страна с богатым культурным наследием и талантливым народом. Русская композиторская школа началась в 19 веке с композиторов, которые смогли объединить европейское музыкальное искусство и русский дух. Русские композиторы стремились передать в своей музыке национальное мышление. В том числе они уделили много внимания детской музыке.

Петр Чайковский

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский – один из немногих русских композиторов, завоевавший небывалую всемирную славу. Его произведения «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» знает каждый. Считается, что Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека – лирическую задушевность и глубочайшую трагедию.

Детская тема проходит линией через все его творчество. В его работах есть педагогический репертуар. Он первый русский композитор, создавший для детей альбом фортепианных пьес. Это было не сложно, потому как Петр Чайковский любил и понимал детей.

Он написал много колыбельных, а в сборнике «Детский альбом» из 24 пьес отразил всю жизнь ребенка. Здесь истории о куклах, картины русской жизни и даже миниатюры, повествующие о дальних странах.

Примечательно то, что в семье композитора не было профессиональных музыкантов. Но все члены семьи очень любили музыку и часто ее слушали. Отец играл на флейте, а мать – на фортепиано и арфе. В 5 лет юный Чайковский уже освоил игру на фортепиано, а 8 лет научился превосходно играть по нотам.

Краткая биография:

  • Годы жизни: 07.05 (25.04).1840–06.11(25.10)1893.
  • Место рождения: г. Воткинск Вятской губернии (Удмуртская Республика).
  • 1849 – переехал в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.
  • 1850-1859 – учеба в училище Правоведения.
  • 1859-1863 – служба в Министерстве юстиции.
  • 1862-1866 – обучение в Петербургской консерватории.
  • 1866 – профессор Московской консерватории, написание Первой симфонии «Зимние грезы».
  • 1878-1890 – оставил преподавание, написал величайшие произведения «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Щелкунчик», «Детский альбом» и многие другие.
  • 1885 – избран директором Российского музыкального общества.
  • 1893 – почетный доктор Кембриджского университета.

Николай Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков – талантливейший русский композитор. Его музыка пропитана любовью к родным краям, поэтому его часто называют «народным» автором. Он писал преимущественно оперы и особенно любил работать с сюжетами детских сказок. Римский-Корсаков – основоположник жанра опера-сказка.

Композитор начал музицировать очень рано – с 4 лет. Но долгое время его музыкальный талант пропадал. В детстве он больше любил читать книги. Серьезно развиваться в направлении музыки начал после знакомства с Балакиревым в возрасте 17 лет.

Самые значимые и интересные произведения для детей – это «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане». Некоторые части последнего скоро начали исполнять отдельно. В частности, «Полет шмеля», мелодию белки и увертюру «Три чуда».

Биография кратко:

  • Годы жизни: 18.03.1844-21.06.1908.
  • Место рождения: г. Тихвин Новгородской губернии.
  • 1856 – поступление в Морской корпус в Петербурге, параллельно занимался музыкой.
  • 1861 – знакомство с М. А. Балакиревым и его кружком.
  • 1862-1865 – кругосветное путешествие.
  • 1865 – служба во флоте, музыкальное образование под руководством Балакирева, написание Первой симфонии.
  • 1865-1871 – написание крупных сочинений и романсов.
  • 1871 – профессор свободного сочинения и инструментовки в Петербургской консерватории.
  • 1873 – оставил службу во флоте и стал инспектором военных оркестров флота.
  • 1872-1896 – написание опер «Псковитянка», «Садко», «Снегурочка» и других.

8. Игорь Фёдорович СТРАВИНСКИЙ (1882-1971)

Игорь Фёдорович Стравинский — один из самых влиятельных мировых композиторов 20-го века, лидер неоклассицизма. Стравинский стал «зеркалом» музыкальной эпохи, в его творчестве отражена множественность стилей, постоянно пересекающихся и трудно поддающихся классификации. Он свободно комбинирует жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.

Родился близ Санкт-Петербурга, учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, самостоятельно изучал музыкальные дисциплины, брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской техникой. Профессионально сочинять он начал относительно поздно, но взлёт был стремительным — серия трёх балетов: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913) сразу вывела его в число композиторов первой величины.

В 1914 покинул Россию, как оказалось почти навсегда (в 1962 были гастроли в СССР). Стравинский — космополит, вынуждено сменив несколько стран — Россия, Швейцария, Франция, в итоге остался жить в США. Его творчество разделяют на три периода — «русский», «неоклассический», американский «серийного производства», периоды разделяются не по времени жизни в разных странах, а по авторскому «почерку». 

Стравинский был очень высокообразованным, общительным человеком, с прекрасным чувством юмора. В круг его знакомых и корреспондентов входили музыканты, поэты, художники, ученые, бизнесмены, государственные деятели.

Последнее высшее достижение Стравинского — «Реквием» (Заупокойные песнопения) (1966) вобрал и объединил предшествующий художественный опыт композитора, став истинным апофеозом творчества мастера.

В творчестве Ставинского выделяется одна уникальная черта — «неповторяемость», недаром его называли «композитором тысячи одного стиля», постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета — каждое его произведение неповторимо, но он постоянно возвращался к конструкциям, в которых видно русское происхождение, слышны русские корни.

Цитата И.Ф.Стравинского: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе»

Цитата о И.Ф.Стравинском: «Стравинский — истинно русский композитор… Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного… » Д.Шостакович

Интересный факт (байка): 

Однажды в Нью-Йорке, Стравинский взял такси и с удивлением прочитал на табличке свою фамилию.

— Вы не родственник композитора? — спросил он у шофера.

— Разве есть композитор с такой фамилией? — удивился шофер. — Впервые слышу. Впрочем, Стравинский — фамилия владельца такси. Я же не имею ничего общего с музыкой — моя фамилия Россини…

След и память

Имя Валерия Александровича Гаврилина дорого каждому любителю русской музыки. Это был безусловно один из талантливейших отечественных композиторов, который оставил после себя колоссальное творческое наследие.

Он — автор балетов, симфонических сюит, пьес для фортепиано, песен, романсов, хоровых и камерных вокальных произведений. Многие спектакли и кинофильмы сопровождаются его композициями.

Современники Гаврилина высоко ценили дарование этого человека. Известный композитор, Георгий Васильевич Свиридов, отзывался о произведениях Валерия Александровича как о подлинном искусстве, «кровью сердца» написанной музыке, которая звучит современно и вместе с тем глубоко народна по природе своей.

Зачастую талантливые люди проявляют себя в разных творческих сферах. Помимо занятий музыкой, которая была главной страстью в его жизни, Валерий Александрович писал литературные сочинения. Основной темой всех его статей и эссе было искусство и то место, которое оно занимает в народном сознании и жизни. Во всех работах прослеживается глубина мысли и чувства. Современники особенно отличали яркий литературный стиль, присущий Гаврилину.

В год смерти композитора в Вологде провели музыкальный фестиваль памяти Валерия Александровича Гаврилина. Фестиваль стал традиционным, активно проводится до сих пор и носит международный характер.

Сергей Рахманинов

Сергей Рахманинов создал собственный стиль, отличавшийся неповторимостью и уникальностью. Он объединил традиции Петербургской и Московской композиторских школ. Композитор появился на свет в 1873 году и умер в 1943 году.

Этот гениальный музыкант и потомственный русский дворянин стал символизировать русскую музыку во всем мире. Когда композитор оканчивал Московскую консерваторию, экзамен у него принимал Чайковский.

За одноактную оперу, созданную в качестве дипломной работы, он поставил юному Рахманинову пятерку с несколькими плюсами. Потом эта опера была рекомендована к постановке в Большом театре.

Московская публика очень быстро полюбила начинающего композитора. Потом Рахманинова настиг внутренний и творческий кризис, но он смог его преодолеть и снова завоевал статус известного российского музыканта.

Композитор много дирижировал, писал, давал концерты в Канаде, Америке и европейских странах. После революции 1917 года Рахманинов уехал из России вместе с семьей.

Биография

Родился в Вологде, семья жила в городе Кадников Сокольского района Вологодской области. Мать работала директором Кадниковского детского дома, а отец был заведующим районного отдела народного образования (РОНО) в городе Сокол. Отец вскоре после рождения сына в 1941 году погиб на войне.

Впоследствии жил с матерью в селе Перхурьево Кубено-Озерского района Вологодской области, учился в школе в селе Воздвиженье (через дорогу) до 1950 года. Мать была осуждена, и ребёнок попал в детский дом в Октябрьском районе Вологды, учился в средней мужской школе № 9, занимался в хоре, играл в оркестре народных инструментов, учился на фортепиано под руководством Татьяны Дмитриевны Томашевской и пробовал сочинять. Закончив 7 классов средней школы, поступил в Вологодское музыкальное училище на дирижёрско-хоровое отделение. В это время в училище работала Государственная экзаменационная комиссия, возглавляемая доцентом Ленинградской консерватории Иваном Михаловичем Белоземцевым, который его прослушал и рекомендовал к поступлению в Ленинградскую специальную музыкальную школу-десятилетку при консерватории. В 1953 году был принят в эту школу в класс кларнета (педагог Михаил Юшкевич) в 7-й класс и сразу же стал заниматься композицией у Сергея Вольфензона и игрой на фортепиано у Елены Гугель.

В 1958 поступил в консерваторию, которую окончил в 1964 году по специальности музыковеда-фольклориста (руководитель — профессор Рубцов) и по классу композиции профессора Евлахова. У него же после окончания консерватории занимался в аспирантуре.

С 1964 года вёл класс композиции в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории. С 1965 года — член СК СССР.

Могила В. А. Гаврилина на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге

Скончался незадолго до 60-летия в результате третьего инфаркта; похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Вершина славного пути

Когда Гаврилин работал над «Русской тетрадью», он совершенно забыл обо всем. В это время он написал немного произведений, а также музыку к кинолентам. В 1972 году им были написаны три замечательных и крупных произведения: продолжение «Немецкой тетради», музыкальная поэма «Военные письма» и опера «Повесть о скрипаче Ванюше».

В 1973 году он сотрудничает с Шульгиной, которая пишет стихи для его замечательных творений. Вокальные звезды любили исполнять его музыкальные произведения. Поэтому уже в 1950 году Валерий Александрович получает премию Ленинского комсомола. Автором хоровой симфонии «Перезвоны» является Валерий Гаврилин. Музыка, созданная им, поразила многих слушателей, симфония стала одним из значимых его произведений. Но композитор писал и балеты: «Женитьба Бальзаминова», «Подпоручик Романов», «Дом у дороги», «Анюта».

Дмитрий Шостакович: Детство и юность

Маэстро родился в сентябре 1906 года. Кроме маленького Димы, родители воспитывали ещё двух дочерей. Семье Шостаковича очень нравилась музыка. Дома родители и дети устраивали импровизированные концерты.

Семья жила неплохо, и даже зажиточно. Дмитрий посещал частную гимназию, а также популярную музыкальную школу имени И. А. Гляссера. Музыкант обучил Шостаковича нотной грамоте. Но он не учил композиции, поэтому Дима изучал все нюансы составления мелодии самостоятельно.

Шостакович в своих мемуарах вспоминал о Гляссере, как о злом, скучном и самовлюблённом человеке. Несмотря на его педагогический стаж, он совершенно не умел вести уроки музыки и не имел подхода к детям. Через несколько лет Дмитрий покинул музыкальную школу, и даже уговоры его матери не заставили изменить решение.

В детстве маэстро произошло ещё одно событие, которое он запомнил надолго. Он стал свидетелем ужасного события в 1917 году. Дима увидел, как казак, разгоняющий толпу народа, разрубил пополам маленького мальчика. Как ни странно, трагическое событие вдохновило маэстро на написание композиции «Траурный марш памяти жертв революции».

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков должен был продолжить семейную традицию. Он стал морским офицером, на военном корабле обошел много стран Европы и двух Америк, но музыкальный дар, унаследованный от матери, определил судьбу великого русского композитора.

Центральное место в его музыкальном наследии занимают оперы. Это 15 произведений, которые демонстрируют разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений Римского-Корсакова. Все они имеют особый почерк — мелодичные вокальные линии на фоне оркестровой музыки. Ключевыми темами произведений Римского-Корсакова были русская история и мир сказки и эпоса. Его даже называли «сказочником».

Как в хронологическом порядке расположить события?

Вопрос 5

Расположите указанные события в хронологическом порядке:

  1. 1) Балатонская операция
  2. 2) захват немецкими войсками Минска
  3. 3) выход Румынии из войны с СССР
  4. 4) оборона Воронежа
  • 2-3-4-1
  • 2-4-3-1
  • 1-3-4-2
  • 2-4-1-3

По мнению Кулответа: 2-4-3-1
Обоснование:

1) Балатонская операция — Начало 6 марта 1945 г. Окончание 16 марта 1945 г.
2) захват немецкими войсками Минска — Когда немцы вошли 28 июня 1941 года в Минск, они были немало удивлены этому скоплению местных жителей у товарных вагонов на железнодорожной станции. Люди вскрывали вагоны и разбирали продукты.
3) выход Румынии из войны с СССР — 24 августа 1944 года Румыния объявила о своем выходе из войны. Румынский Фюрер был передан СССР, а Михай стал новым правителем.
4) оборона Воронежа — с осени 1942 года по 25 января 1943 года (212 дней) почти вся западная правобережная часть города Воронежа была оккупирована немецкими войсками.

Успех в музыке и кризис

К концу учебы в консерватории Гаврилин написал сюиту «Тараканище», несколько струнных для квартета и «Немецкую тетрадь» – вокальный цикл на стихи Гейне, который был встречен в Союзе композиторов овациями и на протяжении многих лет входил в репертуар исполнителей.

По настоянию Шостаковича Валерий поступил в аспирантуру. Экзамены он сдал экстерном. Дипломной работой стал цикл «Русская тетрадь». В 1965 году на заключительном концерте декады ленинградской музыки исполнение этого сочинения имело огромный успех. Гаврилина стали называть «Есениным от музыки». В 1967 году композитор становится самым молодым лауреатом Госпремии имени Глинки.

После такого ошеломительного успеха у Гаврилина начинается творческий кризис. Он пишет всегда и много, но не может достигнуть того высокого творческого достижения, которые он создал в своих вокальных циклах. И он на несколько лет уходит в тень, где создает пьесы для фортепиано, сюиты, пишет музыку к фильмам и спектаклям. И только в семьдесят втором году ему удается написать несколько мощных произведений, таких как опера «Повесть о скрипаче Ванюше», симфонические произведения «Военные письма» и «Немецкая тетрадь 2». Немного позже появляются и другие: «Немецкая тетрадь 3», «Вечерок «Из альбома старой женщины» и цикл на стихи Шульгиной «Земля».

Во всех этих произведениях Гаврилину удалось создать новый жанр, который один из музыковедов назвал «песенно-симфоническим». Его эстрадно-музыкальные произведения имеют такой высокий уровень, что их с удовольствием исполняли и исполняют оперные и камерные знаменитости.

Ранние годы

Композитор Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 по новому стилю в столице, Санкт-Петербурге. Будущий сочинитель, мэтр музыкального искусства, имел довольно простое, рабоче-крестьянское происхождение. Но от того не менее интересное.


Д.Д. Шостакович в детстве

По отцовской линии предки молодого человека на несколько поколений вглубь были чуть ли не профессиональными революционерами. Прадед участвовал в польском восстании, за что был сослан на Урал.

Деда будущего композитора звали Болеслав. Мужчина активно сотрудничал с членами «Земли и Воли» — радикального кружка, который боролся с царизмом, монархическим режимом крутыми, террористическими методами. Помогал в организации побегов крупных революционных деятелей. В какой-то момент был арестован и сослан в Сибирь.

Отец Шостаковича, Дмитрий, принимал участие в событиях 1905 года. Был в числе протестующих, предоставлял активистам свою квартиру для печати агитационных материалов. Официально работал в Палате мер и весов, занимая довольно скромную по тем временам должность.


Юный Дмитрий Шостакович

Известно, что Дмитрий Шостакович, отец композитора, очень любил музыку. Был неравнодушен к пению, романсам и отличался сильным, красивым голосом.

Мать занималась игрой на фортепиано. О ее образовании известно не так много. Точно можно сказать, что женщина происходила из простой, но зажиточной семьи. Дед Шостаковича по этой линии занимался золотодобычей, был меценатом.

О раннем детстве композитора известно очень мало. Первые сведения приходится на 1915 год, когда молодой человек поступил в гимназию и начал получать общее образование.

В тот же период Шостакович посетил театр, увидел постановку «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова, что и стало судьбоносным событием. Он был так впечатлен, что захотел стать профессиональным сочинителем, композитором.


Д.Д. Шостакович в юности

Первые уроки музыки приходятся на то же время. Сначала учителем Шостаковича была его мать, которая довольно умело играла на фортепиано. А когда ее знаний и навыков не хватило, женщина обратилась к профессиональному преподавателю. Вторым учителем Шостаковича стал И. Гляссер.

Примерно через 2 год молодой человек покинул своего учителя. Он видел мальчика исключительно как исполнителя, в то время как юноша хотел стать композитором. У него уже был опыт сочинительства. В 1918 молодой человек познакомился с А. Глазуновым, видным музыкантом еще дореволюционной эпохи.

Ознакомившись с произведениями Шостаковича, его игрой, мэтр заинтересовался перспективным юношей. По его настоянию будущий композитор поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию.

Дмитрий Дмитриевич получил возможность учиться у лучших преподавателей. Среди его наставников были Н. Соколов, М. Штейнберг и прочие.


Молодой Д.Д. Шостакович

Уже в период обучения Шостакович показывал недюжинные способности к музыке. Из-под его пера вышло первое крупное произведение — Скерцо fis-moll. Оркестровое сочинение оказалась на удивление зрелым.

Молодой человек стремился развиваться как композитор. Однако ему не хватало исполнительской подготовки.

Чтобы устранить этот недостаток, в 1920 Шостакович поступил на фортепианное отделение, где параллельно сочинительству осваивал игру на инструменте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: