Проблемы
Проблематика рассказа «Певцы» состоит из проблем эпохи, когда жил и творил Тургенев, и вопросов, актуальных во все времена.
- Тургенев в своем рассказе не просто изображает яркие крестьянские характеры, он поднимает проблему трудной народной доли, говорит о крепостном праве, которое лишает человека возможности проявить свои способности и таланты. Своим страстным пением Яков способен тронуть любую душу, он — художник по своей натуре, однако вынужден работать на фабрике и единственной возможностью показать свой талант для него являются подобные соревнования в сельском кабаке. Точно так же редким мгновением единения с искусством и самими собой становится певческий поединок для целовальника, его жены, Дикого-Барина и прочих гостей, которые очень скоро вынуждены будут вернуться к своим привычным будням.
- Проблема испорченности русского народа, забитого рабством и непосильной ношей труда, тоже поднимается в произведении. Неудивительно, что недолгий душевный подъем, вызванный в односельчанах пением Яшки-турка, очень быстро сменяется «невеселой картиной» пьянства и разгула, от которой стремится убежать рассказчик.
Тургенев. Все произведения
- Андрей Колосов
- Ася
- Ася по главам
- Бежин луг
- Бирюк
- Бригадир
- Бурмистр
- В дороге
- Вешние воды
- Воробей
- Гамлет Щигровского уезда
- Два помещика
- Два приятеля
- Дворянское гнездо
- Дневник лишнего человека
- Дым
- Ермолай и мельничиха
- Живые мощи
- Завтрак у предводителя
- Записки охотника
- История лейтенанта Ергунова
- Касьян с Красивой мечи
- Клара Милич
- Конец Чертопханова
- Контора
- Лебедянь
- Лес и степь
- Льгов
- Малиновая вода
- Месяц в деревне
- Мой сосед Радилов
- Муму
- Накануне
- Нахлебник
- Нищий
- Новь
- Однодворец Овсянников
- Отцы и дети
- Певцы
- Первая любовь
- Первая любовь по главам
- Песнь торжествующей любви
- Пётр Петрович Каратаев
- Поездка в Полесье
- Провинциалка
- Пунин и Бабурин
- Рассказ отца Алексея
- Рудин
- Свидание
- Смерть
- Собака
- Сон
- Степной король Лир
- Странная история
- Стучит!
- Татьяна Борисовна и её племянник
- Три встречи
- Уездный лекарь
- Фауст
- Холостяк
- Хорь и Калиныч
- Часы
- Чертопханов и Недопюскин
Главная мысль
Идея рассказа Тургенева «Певцы»: существует чёткая грань, отделяющая красоту от обыденного развлечения. Выступление Якова не только превзошло выступление рядчика, оно в корне отличалось тем, что напрямую воздействовало на души окружающих, это было не просто приятное зрелище, она было по-настоящему красиво.
Смысл рассказа Тургенева «Певцы»: красота – лёгкое мерцание во мраке обыденности, и человеку после соприкосновения с красотой больно возвращаться в душную темноту жизни. Именно это ощущает рассказчик после выступления, поэтому уходит из кабака до того момента, как Яков с другими мужиками начинает праздновать и пьянствовать, то есть до того, как Яков из транслятора невыразимого превратится обратно в черпальщика Яшку-Турка.
Композиция
Тургенев создает традиционную трехчастную композицию. Сначала идет зачин – неспешная завязка, рассказывающая о том, как охотник и его собака возвращаются домой. Кульминация действия стремительна – вот пес Трезор собирается схватить птенца, а вот старый воробей уже заслоняет того стоим телом.
Важно заметить, что произведение не показывает собаку как нечто злое, все-таки хватать добычу – это ее инстинкт. Нет, Трезор – это в определенном смысле воплощение судьбы, такое сравнение вполне уместно в данном случае
Наконец, развязка – и она очень оптимистична: большая собака отступает перед маленьким воробышком, ошеломленная его героизмом. Вместе с охотником они уходят с места событий, благоговея перед птицей и той силой, которая заставила ее забыть об инстинкте самосохранения.
Герои рассказа
Автора в рассказе интересует встреча героя со смертью. Поводом к размышлению стала смерть подрядчика Максима, которого в лесу убил падающий ясень, срубленный крестьянами. В смерти Максима (как и других героев) нет ничего безобразного. Несмотря на то, что ветки падающего дерева переломали Максиму руки и ноги, он почти не стонал, покусывал посиневшие губы, глядел вокруг «словно с удивлением». Дрожащий подбородок, прилипшие ко лбу волосы, неровно поднимающаяся грудь делают его похожим на романтического героя в сильном волнении. Он и правда волнуется перед встречей со смертью, которая, как он чувствует, подступает.
Но для Тургенева важно не то, как выглядит герой, а то, что он думает и чувствует в момент смерти. Первая мысль Максима о том, что он сам виноват в своей смерти: Бог наказал его за то, что он велел мужикам работать в воскресенье
Дальше Максим распоряжается насчёт имущества, не забыв купленную вчера лошадь, за которую дал задаток, просит прощения у мужиков. Рассказчик так охарактеризовал смерть русского мужика: «Он умирает, словно обряд совершает: холодно и просто», – но не тупо или равнодушно, как может показаться со стороны.
Другой мужик, мужественно ждущий смерти – обгоревший крестьянин соседа. Рассказчика поражает не столько поведение мужика, сколько его жены и дочери, которые в гробовом молчании сидят в избе и тоже ждут смерти, так что рассказчик «не вытерпел и вышел». При этом другие члены семьи относятся к подступающей к родственнику смерти как к чему-то обыденному, даже не прекращают повседневных дел.
Лыбовшинский мельник Василий Дмитрич, у которого случилась грыжа, только на 10 день пришёл к фельдшеру за помощью: «И умирать мне из-за этакой дряни?» Мельник произносит почти анекдотическую фразу о том, что умирать лучше дома, где в его отсутствие «господь знает что приключится». Никакой паники перед лицом смерти у мельника нет, по дороге домой он со встречными раскланивается, и это за 4 дня до смерти!
Рассказчик описывает смерть приятеля Авенира Сорокоумова, учившего детей помещика Гура Крупяникова. Сорокоумов обладал младенчески чистой душою. Он радовался успехам товарищей, не знал зависти и самолюбия. Авенир наслаждается отведёнными ему днями: читает любимые стихи, вспоминает с гостем Москву, Пушкина, говорит о литературе и театре и жалеет умерших друзей. Сорокоумов доволен прожитой жизнью, уезжать и лечиться не хочет, потому что «всё равно, где умирать». Крупяников известил о смерти Сорокоумова в письме, добавив, что тот скончался «с таковою же бесчувственностью, не изъявляя никаких знаков сожаления». То есть Сорокоумов принял смерть как должное.
Совсем уж анекдотической выглядит ситуация смерти старушки-помещицы, которая пыталась заплатить попу за собственную отходную и была недовольна тем, что священник сократил положенную молитву.
Смерть
В одно прекрасное июльское утро заехал я к моему молодому соседу Ардалиону Михайловичу с предложением поохотиться на тетеревов. Он согласился с условием, что по дороге мы заедем к нему в Чаплыгино, где рубят дубовый лес. Сосед взял с собой десятского Архипа, толстого и приземистого мужика с четырёхугольным лицом, и управляющего Готлиба фон-дер-Кока, юношу лет 19-ти, худого, белокурого, подслеповатого, с покатыми плечами и длинной шеей. Поместье недавно досталось Ардалиону в наследство от тётки.
Дубовый лес Ардалиона Михайловича был мне знаком с детства — я часто гулял здесь с моим гувернёром. Бесснежная и морозная зима 40-го года погубила вековые дубы и ясени. Мне горько было смотреть на умирающий лес. Мы пробирались на место рубки, как вдруг послышался шум упавшего дерева и крик. Из чащи выскочил бледный мужик и сказал, что подрядчика Максима придавило срубленным ясенем. Когда мы подбежали к Максиму, он уже умирал.
Продолжение после рекламы:
При виде этой смерти я подумал, что русский мужик умирает, словно совершает обряд: холодно и просто. Несколько лет назад, в деревне у другого моего соседа, мужик обгорел в овине. Когда я зашёл к нему, он умирал, а в избе шла обычная, повседневная жизнь. Я не вытерпел и вышел.
Ещё, помнится, завернул я однажды в больницу села Красногорья, к знакомому фельдшеру Капитону. Вдруг на двор въехала телега, в которой сидел плотный мужик с разноцветной бородой. Это был мельник Василий Дмитриевич. Поднимая жернова, он надорвался. Капитон осмотрел его, нашёл грыжу и начал уговаривать остаться в больнице. Мельник наотрез отказался и поспешил домой, чтобы распорядиться своим имуществом. На четвёртый день он умер.
Вспомнил я и моего старинного приятеля, недоучившегося студента Авенира Сорокоумова. Он учил детей у великороссийского помещика Гура Крупяникова. Авенир не отличался ни умом, ни памятью, но никто не умел так, как он, радоваться успехам друзей. Я посетил Сорокоумова незадолго до его смерти от чахотки. Помещик не выгонял его из дому, но жалование платить перестал и нанял детям нового учителя. Авенир вспоминал студенческую юность и жадно слушал мои рассказы. Через 10 дней он умер.
Много ещё примеров приходит в голову, но ограничусь одним. При мне умирала старушка помещица. Священник подал ей крест. Приложившись к кресту, она засунула руку под подушку, где лежал целковый — плата священнику, и испустила дух. Да, удивительно умирают русские люди.
Детство и образование
Будущий писатель Иван Тургенев появился на свет 9-го ноября 1818 года в Орле российской империи. Молодой человек имел родовитое происхождение. Его предками были крупные тульские дворяне. В лучшие годы дед владел имением в несколько тысяч душ, однако в течение жизни потерял большую часть имущества.
Портрет Вани Тургенева в возрасте 7 лет, неизвестный художник
Отец молодого человека на момент появления сына на свет служил в кавалергардском полку. Был довольно ветреным и легкомысленным. Под стать членам своего семейства он быстро просадил значительную долю нажитого. У него возникли проблемы с деньгами. Финансовое положение молодой военный решил поправить, подобрав себе достойную пару. Вскоре он женился на Варваре Петровне Лутовиновой, дочке не менее богатого семейства.
Сергей Николаевич Тургенев, отец писателя
Мать будущего литератора происходила из родовитого дворянства. Брак был заключен без возражений со стороны семьи супруги. Однако назвать его счастливым было невозможно. Отец Тургенева, Сергей Николаевич, частенько ходил на сторону, вел ветреный образ жизни. В 1830 он ушел из семьи. А через несколько лет трагически скончался.
Иван был не единственным ребенком. Помимо него у матери осталось еще двое сыновей: Сергей и Николай. После кончины супруга, с финансами проблем у нее не было. Еще до момента замужества Варвара Петровна получила в наследство от дяди имение с 5000 душ.
Варвара Петровна Лутовинова, мать Ивана Тургенева
По сообщениям источников, мать писателя была женщиной непростой. Имела властный характер и отличалась недюжинным деспотизмом. Частенько била детей. Доставалось даже Ивану, который слыл ее любимчиком. Замашки помещицы, барыни удивительным образом сочетались с желанием поднять детей, заботой о членах своей семьи.
Начальное образование Тургенев Иван Сергеевич получил на дому. Его обучением занимались немецкие и французские гувернеры. Мать молодого человека была женщиной образованной, на удивление начитанной. Хорошо знала иностранные языки, интересовалась отечественной и зарубежной литературой.
Семья поддерживала тесные контакты с известными писателями и поэтами того времени: Жуковским, Загоскиным.
После получения начальных знаний, ради систематического образования семья поселилась в Москве. Тут Тургенев был зачислен в пансион Вейденгаммера, после чего продолжил учебу в заведении И.Ф. Краузе.
Незадолго до кончины отца Иван Сергеевич поступил в Московский университет на факультет словесности. К тому моменту он живо интересовался русской литературой. Любовь к отечественным произведениям ему привил один из крепостных слуг, когда будущий литератор еще находился в Орловской губернии.
И. Тургенев в юности
Не прошло и года, как старший сын семьи был зачислен в артиллерийское подразделение в Санкт-Петербурге. Ивану пришлось переводиться в столицу. Он поступил в университет на факультет философии.
«Писатель и критик»
Здесь речь идет о том, что значит настоящий талант в жизни и чем он измеряется. Писатель видит смысл жизни в подлинной самоотдаче и величайшем стремлении донести до читателей какую-то светлую идею, обладающую непреходящей ценностью. Критик обнаруживает в таком существовании нечто недостойное, однако сам умеет только рассуждать и оценивать. Автор показывает, что настоящий писатель и критик живут в каждом из нас. Один одержим мечтой о творчестве, другой его постоянно ругает, возвращая к суровой неприглядной действительности. Их спор может продолжаться до тех пор, пока кто-то один не уступит другому и не сдаст собственные позиции.
Сюжет и композиция
Рассказ «Малиновая вода» входит в цикл «Записок охотника», объединённых героем-рассказчиком. Название рассказа посвящено источнику, ключу, который назывался «Малиновая вода», бьющему из расселины речки Истры.
Небывалая августовская жара, сопровождающая героев на протяжении рассказа, приводит охотника к источнику. Экспозиция рассказа – летний пейзаж и описание ключа, возле которого рассказчик встречает двух стариков — Стёпушку и Тумана.
Рассказав о Стёпушке, охотник подходит поближе и узнаёт другого старика, Тумана, с которым вспоминает порядки при старом графе. Таким образом, через монолог (рассуждения рассказчика о Стёпушке) и диалог (с Туманом) читатель узнаёт о жизни не только этих крестьян, но и барина Петра Ильича.
Рассказ как будто завершается этим диалогом. Но за ним следует пейзаж, в котором ещё усиливается ощущение жары и духоты. Он играет роль своеобразной интерлюдии, после которой в действие вводится новый персонаж – крестьянин Влас.
Из диалога Тумана с подошедшим Власом, недавно потерявшим сына, читатель узнаёт, что жизнь при сыне графа, Валериане Петровиче, ещё более тяжела.
Унылая песня в финале на том берегу реки соответствует настроению героев. Финал у рассказа открытый, не определена судьба ни одного из героев.
Расцвет творчества
С 1847 года по приглашению Некрасова в преобразованном журнале «Современник» выходят его «Современные заметки» и первые главы «Записок охотника» («Хорь и Калиныч»), которые принесли автору огромный успех; и он начал работу над остальными рассказами про охоту.
Работа в «Современнике» принесла Тургеневу много интересных знакомств, в журнале также печатались Достоевский, Гончаров, Островский, Фет и другие известные писатели.
В 1847 году вместе со своим другом Белинским уезжает за границу, где становится свидетелем февральской революции во Франции.
В конце 40-х – начале 50-х годов активно занимается драматургией, пишет пьесы «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник» (оба – 1848), «Холостяк»(1849), «Месяц в деревне»(1850), «Провинциалка»(1851), которые ставятся на театральных сценах и имеют успех у публики.
Тургенев переводил на русский язык произведения Байрона и Шекспира, у них он учился мастерству владения литературными приёмами.
В августе 1852 года публикуется одна из самых главных книг Тургенева – «Записки охотника».
После смерти Гоголя Тургенев написал некролог, за который Иван Сергеевич был отправлен на два года в ссылку в родное село. Существует мнение, что истинной причиной ссылки стали радикальные взгляды писателя, а также сочувственное отношение к крепостным крестьянам, которое он выражал в своем творчестве.
Во время ссылки Тургенев пишет рассказ «Муму» (1852). Затем, после смерти Николая I, в печати появляются наиболее известные произведения Тургенева: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862).
К другим известным произведениям писателя можно отнести романы «Дым»(1867) и «Новь»(1877), повести и рассказы «Дневник лишнего человека» (1849), «Бежин луг» (1851), «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) и многие другие.
Осенью 1855 года Тургенев познакомился с Львом Толстым, который вскоре опубликовал рассказ «Рубка леса» с посвящением И. С. Тургеневу.
4. Накануне
История создания романа восходит к 1854 году, когда сосед Тургенева по имению передал ему свои наброски под названием «Московское семейство». Знакомый Ивана Сергеевича попросил его дополнить и переписать эти записи, оставив неизменным сюжет. Писатель взялся писать роман только через 5 лет по прошествии тех событий, когда сосед уже умер.
Роман рассказывает о девушке из дворянского рода, Елене, которая очень хочет влюбиться, но никак не может найти своего суженого. Однажды она встречает болгарина, который одержим идеей освободить свою Родину от турков. Елена без памяти влюбляется и бросается вслед за любимым в другую страну. Вместе им удается обрести единый смысл жизни.
«Солдат и смерть» очень кратко
Краткое содержание «Солдат и смерть» для читательского дневника:
Отслужил солдат и пошел домой, а по дороге волшебной сумой разжился. Помог солдат барину от чертей избавиться, в мешок чертей загнал, да гирей отлупил. Забрала смерть солдата, только не было солдату места ни в раю, ни в аду.
Стоял солдат на часах у райских врат и три года посылал от имени бога смерть дубы грызть. Рассердился Бог, велел солдату смерть откармливать, а солдат только пуще над ней издеваться начал. Видит Бог, что ничем солдата не проймешь, и оставил его в покое.
Главная мысль:
Над храбрым солдатом ни бог, ни черт не властны, да и смерть ему не страшна. Сказка учит никогда не унывать и всегда стоять на своем до конца, если уверен в своей правоте. Учит не признавать авторитетов и жить своим умом. Учит не бояться смерти. Учит смелости, находчивости, отзывчивости.
Начало литературного пути
Учась на третьем курсе института, в 1834 году Тургенев пишет свою первую поэму под названием «Стено». А в 1838 году в печать выходят два его первых стихотворения: «Вечер» и «К Венере Медицейской».
В 1841 году, вернувшись в Россию, занимался научной деятельностью, написал диссертацию и получил степень магистра филологии. Затем, когда тяга к науке остыла, Иван Сергеевич Тургенев служил чиновником в министерстве внутренних дел до 1844 года.
Гоголь Николай Васильевич биография
В 1843 году происходит очень важная встреча в биографии Тургенева: он знакомится с Белинским, и у них завязываются дружеские отношения. Под влиянием Белинского создаются, печатаются новые стихотворения Тургенева, поэмы, повести, среди которых: «Параша», «Поп», «Бретёр» и «Три портрета».
10 самых интересных фактов о Тургеневе
- В детстве Иван, хоть и был любимым сыном своей матери, регулярно подвергался побоям с ее стороны. В женщине странным образом сочетались начитанность и образованность с жестокостью и деспотичностью к близким людям. Именно Варвара Петровна послужила прообразом вздорной барыни в рассказе «Муму».
- Студент Тургенев отличался легкомыслием и чрезмерным расточительством. Он не жалел родительских денег на развлечения. Однажды мать решила его проучить и выслала кирпичи в посылке вместо денег.
- Еще подростком Тургенев отличался незаурядными способностями. Известно, что в университет он поступил в пятнадцатилетнем возрасте. В 18 лет он получил высшее образование, а в 24 получил звание магистра философских наук.
- Тургенев был знатным гурманом и никогда не отказывал себе в удовольствии плотно поесть. Особенно ему нравились домашние кушанья. Приезжая на каникулы домой в Спасское, Ваня неустанно занимался дегустацией блюд, приготовленных по указаниям матери. Любимым десертом Ивана Сергеевича было варенье из крыжовника.
- Большую часть жизни Тургенев провел за рубежом. В Париже он часто встречался со многими местными писателями. Встречи обычно назначались в ресторанах. Среди инициаторов подобных обедов выступали Эмиль Золя, братья Гонкур, Альфонс Доде, Гюстав Флобер, а во главе стола неизменно восседал Иван Сергеевич. Наслаждаясь блюдами французской кухни, литераторы не забывали обсуждать вопросы по мировому искусству.
- На семнадцатилетнего Тургенева было заведено дело за угрозу применения оружия. Так юноша решительно боролся с крепостничеством. Однажды он взял в руки ружье и пошел защищать крепостную девушку от гнева ее законной хозяйки. Это был, пожалуй, единственный случай в истории России, когда дворянин решился на подобное действие. Позже писатель отстаивал свою точку зрения с помощью литературного дара и, в основном, находясь вдалеке от родины. На большее ему не хватало твердости характера.
- Тургенев был человеком чистоплотным и опрятным, обожал костюмы с блестящими пуговицами и яркими галстуками. Перед тем как начинать творить, он, прежде всего, наводил порядок на рабочем столе и обрабатывал руки одеколоном.
- Отличительной чертой тургеневской внешности была большая голова. После смерти мозг писателя был извлечен патологоанатомами и взвешен. Оказалось, что его масса – около двух килограммов, что значительно превосходило стандартные показатели. Кроме того, существовала еще одна анатомическая особенность классика. Теменная кость у Тургенева была слишком тонкая, отчего даже при легком ударе по голове он терял сознание.
- Главной любовью писателя была певица и композитор Полина Виардо. Находясь за границей, влюбленный мужчина постоянно искал встреч с ней. Любовь Тургенева походила на какую-то болезнь, наваждение. Впервые Иван Сергеевич увидел Полину осенью 1843 года на сцене Санкт-Петербургского театра во время показа оперы «Севильский цирюльник». Дама не отличалась особенными внешними данными, но при этом была очень обаятельной. Она преображалась во время пения и этим привлекала к себе мужчин. Не устоял и Тургенев. Не останавливало потерявшего голову кавалера семейное положение избранницы. Кстати, знакомство молодых людей произошло благодаря мужу Полины, Луи Виардо – заядлого охотника. Одно время супруги и их дети, Тургенев и его дочь жили под одной крышей. Все вокруг осуждали этот странный союз, но досужие сплетни не могли повлиять на эти отношения. Ходили слухи, что младший сын певицы – Поль – не от законного мужа, а от русского любовника.
- Любимой настольной игрой писателя были шахматы.
Анализ стихотворения «Русский язык» Тургенева
«Русский язык» (1882) — поэтическая миниатюра-раздумье. Причём, раздумье это грустное и тягостное. Почему? Потому что лирический герой пребывает вдали от родины. Слегка замедленный в начале ритм хорошо передаёт ощущение не проходящей тоски. Но она всё-таки преодолевается уверенностью, что «великий» язык мог быть дан только «великому народу». Убеждённость мысли усиливается ритмом последнего предложения.
Короткое стихотворение начинается с грустного раздумья о судьбе родины, а заканчивается торжественной одой во славу языка и народа, его создавшего: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Читательский дневник по пьесе-сказке «Снегурочка» Островского
Сюжет
Дочка старого Мороза и Весны, шестнадцатилетняя Снегурочка – девушка с холодным сердечком. Эта особенность оберегает ее от происков заклятого врага Мороза – Ярилы (Солнца). Если она кого-нибудь полюбит, то растает. Однако родители отправляют дочку к людям, чтобы ей стало повеселей. Живет она у пары без детей, Бобыля и Бобылихи. Больше всего любит слушать песни пастуха Леля. Он в нее влюблен, но девушка не понимает его чувств. К ней загорается страстью жених ее подруги Купавы, богач Мизгирь. Обиженная Купава доходит до суда царя Берендея. Всех участников истории приглашают во дворец. Царь дивится на красу Снегурочки.
Ее сердце поручено растопить любовью все тому же Лелю. Она должна быть на Ярилином празднике среди тех, кто вступит в брак. Этот обряд в честь Солнца должен уничтожить власть Мороза, захватившего царство. Девушку выручает мать-Весна. Украшенная чудесным венком, дочь чувствует тепло в сердце. Ее любовь уходит к первому встреченному молодцу, Мизгирю. На празднике Снегурочка счастлива. Но упавшие лучи солнца заставляют ее таять. Мизгирь сводит счеты с жизнью в озере. Берендей и весь народ надеются, что обряд все-таки угоден Яриле, и зима отступит от полей и садов страны.
Средства художественной выразительности
Мастерство Тургенева-рассказчика заключается в изображении утонченных пейзажей, психологизме (раскрытии внутреннего мира персонажей через речь, поведение). Автор стремится разобраться в сути описываемого явления. Именно это стремление к отображению мельчайших подробностей изображаемой жизни и сделало его великим писателем.
Стиль Тургенева в «Певцах» характерен обилием эпитетов и сравнений.
Пейзаж, ландшафт села, разделённого пополам оврагом, словно символизирует ту рану, которую ощутил повествователь при возвращении из глубин души к обыденному существованию.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Презентация к уроку «Песня как художественный прием раскрытия характеров героев по рассказу И.С. Тургенева «Певцы» включает в себя историю создания рассказа, биографические сведения о музыкальности автора,его отношение к народной песне.Дан словарь диалектных, устаревших слов, авторская характерстика героев.
5. Первая любовь
В список самых известных произведений Тургенева входит повесть с романтичным и красивым названием «Первая любовь», которую Иван Сергеевич написал далеко не в юном возрасте. Писатель работал над произведением с января по март 1860 года – в тот момент ему стукнуло уже 42 года. Идея взята прямо из жизни самого Тургенева – это в большой мере автобиографичное произведение. В нем он пытался переосмыслить свою юность, понять ошибки прошлого.
В повести автор от лица пожилого человека описывает душевные переживания, происходящие с ним в юном возрасте, когда он встретил свою первую любовь и испытал ранее неведанные чувства. По замыслу 16-летний подросток влюбляется в 21-летнюю девушку со сложным характером.
«Голуби»
Потрясающее жизнеутверждающее произведение, которое помогает почувствовать, насколько велико многообразие жизни. Оно наполнено невообразимой любовью ко всему сущему, чем и отличается от других стихотворений в прозе Тургенева. «Голуби» — это настоящий гимн жизни. Произведение помогает понять, насколько мы порой заблуждаемся относительно каких-то проявлений действительности. По мнению автора, самым главным в жизни является любовь и сострадание.
Наблюдая за поведением птиц, писатель восторгается их самоотверженными проявлениями, желанием помогать и быть нужными друг другу. Вероятно, он сравнивает эту картину с людскими взаимоотношениями, которые не всегда бывают столь гармоничными и прекрасными.
Смерть
В одно прекрасное июльское утро заехал я к моему молодому соседу Ардалиону Михайловичу с предложением поохотиться на тетеревов. Он согласился с условием, что по дороге мы заедем к нему в Чаплыгино, где рубят дубовый лес. Сосед взял с собой десятского Архипа, толстого и приземистого мужика с четырёхугольным лицом, и управляющего Готлиба фон-дер-Кока, юношу лет 19-ти, худого, белокурого, подслеповатого, с покатыми плечами и длинной шеей. Поместье недавно досталось Ардалиону в наследство от тётки.
Продолжение после рекламы:
Дубовый лес Ардалиона Михайловича был мне знаком с детства: я часто гулял здесь с моим гувернёром. Бесснежная и морозная зима 40-го года погубила вековые дубы и ясени. Мне горько было смотреть на умирающий лес. Мы пробирались на место рубки, как вдруг послышались шум упавшего дерева и крик. Из чащи выскочил бледный мужик и сказал, что подрядчика Максима придавило срубленным ясенем. Когда мы подбежали к Максиму, он уже умирал.
При виде этой смерти я подумал, что русский мужик умирает, словно совершает обряд: холодно и просто. Несколько лет назад, в деревне у другого моего соседа, мужик обгорел в овине. Когда я зашёл к нему, он умирал, а в избе шла обычная, повседневная жизнь. Я не вытерпел и вышел.
Ещё, помнится, завернул я однажды в больницу села Красногорья, к знакомому фельдшеру Капитону. Вдруг на двор въехала телега, в которой сидел плотный мужик с разноцветной бородой. Это был мельник Василий Дмитриевич. Поднимая жернова, он надорвался. Капитон осмотрел его, нашёл грыжу и начал уговаривать остаться в больнице. Мельник наотрез отказался и поспешил домой, чтобы распорядиться своим имуществом. На четвёртый день он умер.
Брифли существует благодаря рекламе:
Вспомнил я и моего старинного приятеля, недоучившегося студента Авенира Сорокоумова. Он учил детей у великороссийского помещика Гура Крупяникова. Авенир не отличался ни умом, ни памятью, но никто не умел так, как он, радоваться успехам друзей. Я посетил Сорокоумова незадолго до его смерти от чахотки. Помещик не выгонял его из дому, но жалование платить перестал и нанял детям нового учителя. Авенир вспоминал студенческую юность и жадно слушал мои рассказы. Через 10 дней он умер.
Много ещё примеров приходит в голову, но ограничусь одним. При мне умирала старушка помещица. Священник подал ей крест. Приложившись к кресту, она засунула руку под подушку, где лежал целковый — плата священнику, и испустила дух. Да, удивительно умирают русские люди.
Система персонажей произведения
В рассказе автора интересует встреча героя со смертью. А поводом к такому размышлению стала смерть подрядчика Максима от несчастного случая. Максима в лесу убил падающий ясень, срубленный крестьянами. В этой смерти, как и в смерти других герое, ничего безобразного нет. Несмотря на то, что руки и ноги Максима были переломаны ветками падающего дерева, подрядчик почти не стонал. Он покусывал посиневшие губы и смотрел вокруг будто с «удивлением». Прилипшие ко лбу волосы, неровно поднимающаяся грудь, дрожащий подбородок делают Максима похожим на романтического героя, пребывающего в сильном волнении. Подрядчик и правда волнуется, он чувствует, как к нему подступает смерть.
Однако для писателя значение имеет не то, как выглядит герой, а его мысли и чувства в момент смерти. Первой мысль Максима была мысль о том, что в своей смерти виноват он сам. Подрядчик считает, что Бог его таким образом наказал за то, что он заставил мужиков работать в воскресенье. Затем Максим дает распоряжения насчет имущества, при этом не забыв и о купленной накануне лошади, за которую дал задаток. После Максим просит прощения у мужиков. Рассказчик охарактеризовал смерть русского человека так: «Он умирает, словно обряд совершает». Русский мужик умирает «холодно и просто», но не равнодушно, как может казаться со стороны.
Еще один герой рассказа – обгоревший крестьянин, мужественно ждущий смерти. Рассказчик поражен не столько поведением мужика, сколько поведением его жены и дочери. Они в гробовом молчании сидят в доме и тоже ждут смерти. Рассказчик «не вытерпел и вышел». Другие члены семьи при этом к подступающей к их родственнику смерти относятся как к чему-то обыденному, они продолжают заниматься повседневными делами.
Лыбовшинский мельник Василий Дмитрич, которого беспокоила грыжа, к фельдшеру за помощью обратился только на десятый день. Мельник говорит о том, что лучше умирать дома, ведь там в его отсутствие может приключится «господь знает что». У Василия Дмитрича нет никакой паники перед лицом скорой смерти. По дороге домой мельник раскланивается со всеми встречными, и это за несколько дней до смерти.
Далее рассказчик описывает смерть Авенира Сорокоумова, который учил детей помещика Гура Крупятникова. Авенир Сорокоумов обладал кристально чистой душой. Он искренне радовался успехам товарищей, не знал самолюбия и зависти. Сорокоумов наслаждается днями, отведенными ему. Он читает любимые стихи, говорит о театре и литературе, вспоминает Москву, Пушкина и жалеет умерших друзей. Авенир доволен прожитой жизнью, он не хочет уезжать на лечение, так как считает, что все равно, где умирать. Гур Крупников о смерти Сорокоумова известил в письме, в котором добавил, что Авенир принял смерть как должное.
Ситуация смерти старушки-помещицы выглядит совсем необычно. Старушка пыталась заплатить священнику за отходную и была крайне недовольна тем, что поп сократил положенную молитву.