Темы и проблемы
- Основная тема пьесы — деформированные отношения в обществе. У людей складываются отношения, основанные на торговле: если «товар» имеет достойный вид, то его покупают, если же нет, то исключают из общества. Так поступили и с Ларисой: все воспринимали ее как высококачественный «товар», поэтому были готовы платить за нее и одаривать подарками. Кнуров и Вожеватов «съездили бы с ней в Париж», Харита Огудалова берет за смотрины дочери деньги, Карандышев использует Ларису как способ возвыситься в обществе и обзавестись полезными связями.
- Любовь в таком мире не существует. Когда Лариса влюбляется в Сергея Паратова, ее ждет разочарование. Сергей Сергеич навряд ли испытывал к девушке взаимные чувства: он покинул ее, не предупредив об отъезде, и не дав ни малейших обещаний. В свою очередь Лариса была готова броситься вслед за Паратовым, она сохраняла свои чувства к мужчине целый год. Девушка настолько сильно любит Паратова, что называет «мужеством» то, что он, не дрогнув, стрелял в нее из пистолета.
- Бесчестие становится нормой. Паратов сумел выгодно обручиться и получить «полмиллиона» приданого. Сергей Сергеич Паратов представляет тот тип человека, который комфортно чувствует себя в данном типе общества. Он торгует собой, ищет состоятельных невест, сравнивает лучшие варианты. Он не побоялся солгать Ларисе, пообещав ей взаимную любовь, только чтобы унизить Карандышева.
- Нравственные проблемы присутствуют у каждого героя «Бесприданницы». Несмотря на все положительные характеристики Ларисы Огудаловой, героиня дает себе право сбежать от Карандышева, своего жениха. Такой поступок можно объяснить любовью к Сергею Паратову, но он не оправдывает ее действий. Как уже упоминалось раньше, Карандышев радуется выгодному браку, Харита Игнатьевна буквально живет за счет дочери, а Вожеватов с Кнуровым подкидывают монету для того, чтобы выбрать, кому достанется Лариса. Цинизм и равнодушие стали основой межличностных отношений, где деньги вытеснили людей. Это и есть проблематика драмы.
Тугина даёт деньги избраннику
Юлия отправляется к Флору Федулычу Прибыткову, пожилому дальнему родственнику. Мужчина богат, у него нет детей, а супруга умерла. Когда-то он обещал Юлии своё покровительство. После длительных уговоров старик соглашается дать ей необходимую сумму. Дульчина с радостью приносит деньги избраннику, а тот проигрывает их в карты.
Об отношениях Вадима и Юлии становится известно родной тёте девушки Глафире Фирсовне. Женщина переживает за племянницу и пытается предостеречь её от роковой ошибки, однако та безответно влюблена и верит Дульчину. Тогда Глафира Фирсовна рассказывает об их связи Прибуткову. Он расстроен из-за племянника Лавра Мироныча.
Действие первое
В первом явлении автор знакомит читателя с местом, где начинаются события, – вымышленный крупный город на берегу Волги Бряхимов. Первый диалог разворачивается около кофейной на бульваре.
Василий Данилович беседует с Мокием Кнуровым и рассказывает, что хочет приобрести у Сергея Сергеевича Паратова пароход с наименованием «Ласточка», но уже слишком долго ожидает продавца.
Гаврило убеждает Вожеватова, что Паратов точно прибудет, потому что для встречи снарядили лучшую в Бряхимове упряжку в четыре лошади.
Вожеватов требует налить шампанское в чайных чашечках и за распитием рассказывает Мокию, что популярная в городе красавица — Лариса Дмитриевна станет супругой Юлия Капитоныча Карандышева. Мокий озадачен, ведь считает, что Юлий не пара такой эффектной девушке.
Василий поясняет собеседнику, что бесприданница дала согласие на скромный брак после того как пережила недавнюю влюбленность в Паратова, который, подарив надежду на ответные чувства, внезапно пропал.
Спустя некоторое время с девушкой пытались «подружиться» несколько непримечательных людей — «непонятный старик», пьяный управляющий и обыкновенный кассир, который в доме бесприданницы устроил большой скандал.
Молодой Огудаловой все надоело, и она сказала, что станет супругой первого человека, кто посватается. Выбор пал на Карандышева, давно влюбленного в девушку.
К разговору двух мужчин присоединяются мать и дочь — Лариса и Харита Огудаловы, а также Юлий Капитоныч. За беседой Карандышев на равных разговаривает и с Кнуровым, и с Вожеватовым, приглашая богачей к себе домой на обед. Харита объясняет, что прием устроен специально для дочери.
Юлий, как только остается наедине с невестой, обвинил девушку в излишней вольности во время разговора с Василием Даниловичем.
Потенциальный супруг доводит бедняжку до слез, называя всю семью «цыганским табором». Бесприданница отвечает, что в семье и окружении были и хорошие люди, например, Паратов.
Оказывается, Юлий Капитоныч очень плохо относится к богачу и хочет выяснить, чем он хуже этого человека, на что бесприданница называет Паратова идеалом мужчины.
Паратов не был в Бряхимове целый год. Он прибыл с Робинзоном, которого во время поездки по Волге снял с необитаемого острова. Актера Аркадия Счастливцева высадили туда с парохода за пьяный дебош.
Кнуров спрашивает прибывшего, не жалко ли продавать такой прекрасный пароход, как «Ласточка», на что Паратов отвечает: «Если найду выгоду, продам все, что смогу». Также объявляет, что в скором времени станет мужем богатой девушки, за которой в приданое дают золотые прииски.
Василий Данилович обговаривает с хозяином кофейной, что тот вечером должен устроить гуляния по реке, а также большой пикник, однако в какой-то момент Вожеватов вспоминает о приглашении всех в дом Юлия Карандышева.
Мать Весна
На первый взгляд, очень странный персонаж. Весна любит свою дочь, но при этом отпускает жить к людям.
Она даже одаривает Снегурочку чувством любви, зная, что это принесёт девушке погибель. Но если присмотреться внимательнее, то мотивы такого поведения Весны становятся понятны.
Она, как любая мать, в первую очередь хочет, чтобы её ребёнок был счастлив. Добиться этого можно, лишь опустив его от себя.
Для этого ей приходится:
- пойти наперекор отцу девочки;
- отпустить дочь в незнакомый мир;
- одарить Снегурочку венком, чтобы та могла испытать любовь.
Популярные сегодня темы
На очень трогательной картине Сурикова Василия Ивановича, мы видим девочку, которая является старшей дочерью автора по имени Ольга. Она была написана в 1888 году и имела грандиозный успех
Роман Герой нашего времени Михаила Юрьевича Лермонтова — первый психологический роман в истории русской литературы. Хронотоп этого произведения нарушен, автор сделал это осознанно
Эта комедия написана по классическим канонам. В основу положен конфликт – страсти противостоят здравому смыслу. Главный герой, буржуа, имеет всё, о чём может пожелать человек.
Рассказ «Река играет» написан русским писателем Владимиром Галактионовичем Короленко. Анализ данного произведения приведен в этой статье.
Каверин захотел написать данный роман в 1936 году. Это желание вызвал один ученый, который поведал писателю очень интересные истории. Три месяца Вениамин Александрович занимался написанием работы
Купец Мизгирь
Этот герой появляется в пьесе как завидный жених для подружки Снегурочки Купавы. Однако увидев саму Снегурочку, он быстро теряет интерес к своей невесте.
В целом образ молодого человека можно описать следующими словами:
- красив;
- молод;
- богат;
- самоуверен.
Деньги дают ему определённое положение в обществе и делают желанным женихом для любой девушки. Но только не для Снегурочки. Мизгирь привык, что ему ни в чём нет отказа. Возможно, именно эта привычка иметь всё, что пожелает, а вовсе не внезапно вспыхнувшая любовь побуждает юношу добиваться Снегурочку во что бы то ни стало.
Он даже прилюдно отзывается о своё бывшей невесте, как о доступной девушке, чем характеризует себя с не очень хорошей стороны. А его попытка взять Снегурочку силой только добавляет отвращения. Несмотря на то что Мизгирь и Снегурочка всё же становятся влюблённой парой в конце сказки, чувство неприязни к этому персонажу так и не проходит.
Популярные сочинения
- Современная молодежь — сочинение рассуждение 9 класс Поколения меняются, интересы и мода тоже. Поэтому уже не вызывает удивление осуждение молодежи другими поколениями. Многие говорят, что нынешняя молодежь не уважает старших и имеет совершенно другие ценности
- Примеры сострадания из литературы Сострадание – это умение сочувствовать, сопереживать другому человеку. Многие авторы посвятили этой теме свои произведения. В творчестве Куприна тема милосердия и сострадания является центральной
- Почему Чацкий обречен на одиночество? — сочинение И так, Чацкий был очень щедрым человеком. Он любил свободу и стремился быть не от кого не зависимым. Он не когда не слушает других людей со своим мнением. Ведь у него есть собственные решения и взгляды на тот или иной поступок.
Основная тема
Драма человеческой души в безнравственном обществе — это и есть основная суть главной трагической темы в пьесе Островского «Бесприданница», которую автор широко раскрывает через героиню Ларису Огудалову. Она не получила приданое от своей матери, поэтому ей придётся страдать в этом нечеловечном мире. Женихи, которые ведут борьбу за девушку, не воспринимают её всерьез, она становится для них либо предметом для хвастовства, либо просто игрушкой и вещью.
Тема разочарования в мире, также присутствует в произведении. Главную героиню ждёт страшный конец: опустошение, отчаяние, бесчестье и смерть. Девушка верила в лучшую и новую жизнь, верила в любовь и доброту, но всё, что ее окружало, смогло доказать ей, что ни любви, ни намёка на просветление просто нет. Все сюжетные линии в произведении затрагивают социальную тематику. Лариса живет в мире, где все можно обрести за деньги, даже любовь.
В доме Агафьи Тихоновны
Пока Кочкарев поднимает с дивана надворного советника и вынуждает его ехать к невесте, Фекла Ивановна знакомит купеческую дочь с потенциальными женихами: Яичницей, Анучкиным, Жевакиным. Сначала на словах, а затем и лично: вскоре они появятся в доме.
Познакомившись с женихами, Агафья Тихоновна испытывает неловкость и убегает, а Фекла Ивановна приглашает всех к вечернему чаю для лучшего знакомства. Кочкарев, все-таки вытащивший друга из дома и ставший свидетелем сцены знакомства, убеждает Ивана Кузьмича, что лучшей партии ему не найти и что действовать нужно немедленно.
Таким образом, в первой части пьесы перед зрителем предстают люди, желающие найти для себя некий идеал, созданный в воображении. При этом никто из них не вспоминает, что главное в браке – это союз двух родственных душ. К таким мыслям подводит нас в комедии «Женитьба» Гоголь.
Композиция
Анализ «Бесприданницы» включает в себя описание композиционной структуры произведения. Композиция пьесы выдержана по всем классическим законам, пьеса состоит из четырех актов:
- первый акт содержит в себе экспозицию и завязку (описание жизни Ларисы и её семьи, приезд Паратова);
- во втором акте происходит развитие событий (Лариса всё больше убеждается, что её личное счастье возможно только с Паратовым и ради него готова пожертвовать многим);
- третий акт – кульминация (обед у Карандышева, пение Ларисы, которое, по сути, является чистым и искренним признанием любви к Паратову);
- четвертый акт – развязка (гибель Ларисы, которая в момент своей смерти от души прощает всех тех, кто так или иначе виновен в её гибели).
Все события происходят в течение суток, что ещё более усиливает драматизм истории. Линейная композиция позволяет автору максимально точно донести мотивы поведения главных действующих лиц. Становится понятно, что их поступки во многом обусловлены не только чертами характера, но и той средой, в которой они живут.
Роль в сюжете пьесы
Паратов, будучи частым гостем в доме Огудаловых, стал объектом обожания Ларисы Огудаловой. Он распугал все женихов и провел с ней ночь на своем пароходе. После этого, Паратов уехал в свое имение, решать проблемы с управляющим. Ясно, что живя в таком духе, богатым оставаться трудно. Паратов разорился, но тут же нашел выход, воспользовавшись своей фамилией и внешними данными. Он обвенчался с девушкой, имеющей богатое приданое.
Продав свой пароход Вожеватову, Паратов снова приехал в город, где жили Огудаловы. Он пришел к ним гости и снова растревожил сердце Ларисы, которая собиралась выйти замуж за Карандышева. Поссорившись с последним, он, с помощью своего шута Робинзона, напоил его и увез Ларису на пароход (отметить его продажу). Проведя с ней ночь, Сергей Сергеевич, сказал ей, что она ему не нужна… В результате, отчаявшуюся Ларису застрелил ревнивый Карандышев.
Действие второе
В первом явлении второго действия автор переносит читателя в дом Огудаловой. Описывается их интерьер, где основным элементом выступает фортепиано, на которой лежит гитара.
К Харите Игнатьевне пожаловал Мокий Парменыч. Кнуров, понимая, что Юлий довольно несостоятельный чиновник, негодует и возмущается в связи с предстоящей женитьбой.
По его точке зрения, бесприданница сотворена «для блеска». Он считает, что девушка в скором времени после брака уйдет от супруга, и в таком случае ей будет нужен состоятельный «друг», а самому Кнурову ничего для нее не жалко. Уходя, Мокий просит, чтобы Огудалова подготовила дочке подвенечный гардероб, а счета за покупки оформила на него.
Девушка сообщает матушке, что желает в ближайшем будущем уехать в деревню, объясняя это тем, что по сравнению с жизнью, которая протекает в городе, даже дикое место покажется сущим раем. Увидев на улице цыгана Илью, приглашает к себе.
В разговоре с девушкой цыган обмолвился, что в Бряхимов прибыл барин, который отсутствовал здесь год. Харита Игнатьевна размышляет о том, что, может быть, дочь слишком поторопилась с замужеством, а потому могла «прозевать» богатейшего человека – Паратова. Дочка отвечает матери, что не хочет больше терпеть унижений.
К Огудаловым приходит Юлий. Девушка настойчиво интересуется, когда молодые отправятся в деревню, однако Карандышев отвечает, что не желает форсировать события. Юлий с осуждением говорит о принципах, моральных сторон и нравах общества.
Негодует и злится, что в Бряхимове только и говорят о приехавшем барине – Паратове. Бесприданница сильно пугается и требует немедленного отъезда в деревню. В этот момент к Огудаловым с визитом является Сергей Сергеевич.
Харита Игнатьевна приглашает Паратова, который ведет себя достаточно серьезно, но иногда может и «откинуть» какую-нибудь шуточку.
Он кратко повествует о том, что год назад его вынудила уехать ситуация, в которой необходимо было решить вопросы, связанные с имуществом. Также не упускает возможности рассказать о своей богатой невесте и предстоящей женитьбе.
Паратов попросит матушку пригласить Ларису, на что она отвечает согласием.
Паратов осуждает ее за том, что не дождалась его, обвиняет в этом «ветреность», присущую всем женщинам. Лариса обижается, говорит о все еще сохранившихся к нему сильных чувствах, но она от безысходности выходит замуж за Карандышева. Паратов отвечает, что сохранит об этой девушке лучшие воспоминания, но расстанутся они, как хорошие друзья.
К разговору Паратова и Ларисы присоединяются её мать и будущий супруг. Паратов всеми способами пытается «задеть» Юлия Капитоновича, обидеть, в результате происходит ссора. Харита Игнатьевна извиняется и требует у Карандышева пригласить Паратова на обед.
В дом Огудаловых прибывают Василий Данилович с актером Робинзоном, которого Вожеватов представляет как англичанина. Паратов желает «потешиться» над будущим супругом во время предстоящего обеда.
https://youtube.com/watch?v=AExA2TeqcZY
История написания
В 70-х годах 19 столетия Александр Николаевич занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда. По долгу службы он принимал участие в громких судебных заседаниях и был хорошо знаком с криминальной хроникой того времени. Все это давало Островскому, как писателю, богатый литературный материал, который он зачастую использовал в своих произведениях.
Островский приступил к написанию пьесы осенью 1874 года. Однако параллельная работа над другими произведениями затянула ее написание на долгих четыре года. Благополучно пройдя цензуру, «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки».
И лишь в 90-х годах 19 века, спустя почти 10 лет после смерти писателя, к пьесе пришел заслуженный успех.
Суть драмы Островского полностью отражает смысл названия – «Бесприданница». Раньше так называли бедных девушек, у которых за душой не было ни гроша. Положение их было весьма унизительным и тяжелым – редко кто хотел создавать семью с иждивенкой, которую всю жизнь необходимо было полностью содержать
Лишь красота, воспитание и внутренние качества могли привлечь внимание достойного жениха, готового закрыть глаза на отсутствие приданого у невесты
Таким образом, автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстает товаром, который можно купить или продать. Мало кого интересуют личность человека, его душевные переживания, поскольку каждый преследует одну лишь цель – не продешевить.
Лариса Огудалова – тонко чувствующая, добрая и ранимая девушка, настоящая красавица, которая, все же обладает одним существенным недостатком – отсутствием приданого. Смысл своей жизни они видит в поиске настоящей любви, и вскоре находит ее в лице Сергея Паратова. Его образ она видит в некоем ореоле, наделяя его несуществующими на деле достоинствами.
Однако вскоре романтический флер спадает с глаз героини, и она здраво оценивает сложившуюся ситуацию. Люди, окружающие ее, в том числе и родная мать, видят в ней лишь роскошную забаву, дорогую игрушку, которой можно похвастать в обществе. Даже в близком окружении никто не стремится заглянуть в ее душу, проявить к ней искреннее участие.
Лариса приходит к печальному выводу, что она – вещь, которую следует продать подороже. Столкновение чистой души с порочным материальным миром неизменно приводит к трагической развязке – гибели главной героини. Однако в своей смерти Лариса находит отраду, поскольку та дарит ей долгожданную свободу.
Действие четвертое
В первом и втором явлениях Юлий прибегает в кофейню и пытается разузнать у Робинзона местонахождение всей компании, однако актер не рассказывает ему.
Мокий и Василий Данилович проявляют сочувствие к Ларисе, ведь они понимают, что Паратов не откажется от женитьбы на богатой девушке ради нее.
Мокий решает вмешаться в жизнь Ларисы – он предлагает девушке стать его содержанкой.
Сергей отблагодарил бесприданницу за участие в его пикнике. Она задаёт вопрос: «Отныне я ваша жена?». Паратов сообщает, что он обручен. Сергей просит Робинзона отвезти бесприданницу обратно в дом. Лариса молит Василия помочь ей, но он оставляет ее с Мокием, который предлагает ей уехать. Девушка ответа не дает.
Когда бесприданница осталась одна, она хочет прыгнуть в воду, но передумывает.
Актер доставляет Ларису к Юлию. Девушка оскорбляет его словами, что его забота о ней – унижение. Он отвечает, что Вожеватов и Мокий считают ее за вещь. Она согласилась, что именно для Карандышева она вещь.
Бесприданница хочет встретиться с Мокием. Юлий просит девушку быть с ним, но та отказывается. После этого Карандышев стреляет в Ларису, она умирает, не виня в этом никого кроме себя.
Персонажи
Лариса Огудалова славится не только редкой утончённой красотой, но и творческой одарённостью: она «играет на разных инструментах, поёт», любит романсы (хотя в этом мы не можем не заметить дурного вкуса, некой ограниченности, но не будем её осуждать). Героиня всей душой стремится прочь из мира обывателей, тоскует по настоящему чувству, по подлинности. «…в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет. Ну, понимаете, тривиального… Ведь это эфир», — признаёт даже циничный Кнуров. Но у этой отрешённости от обыденного есть и обратная сторона: Лариса порой оказывается слепа в оценке других людей, она видит в Паратове только создаваемую им иллюзию — вольную, красивую, иную жизнь, не замечая душевного убожества самого Паратова. Героиня способна на отчаянные поступки, она смело следует за Паратовым, теряя всё. Страшный поступок Карандышева освобождает героиню и от самоубийства, и от судьбы содержанки. Перед смертью так и не нашедшая любви Лариса говорит, что всех прощает и всех любит.
Карандышев: -ещё один «маленький человек» со своими комплексами, злобой и тщеславием. Искренне влюблённый в Ларису, он гораздо больше, нежели её спокойствия, хочет для себя своеобразной выгоды: торжества, публичной компенсации за прошлые унижения. На словах презирая мир, где правят деньги, Карандышев полностью подчиняется его законам. Убийство Ларисы для Карандышева не проявление ревности: он не ревнует, потому что и так знает, что нелюбим. Карандышев хочет присвоить красивую, недоступную, внутренне далёкую от него Ларису. Властвовать ей, подчинить её он может только в смерти.
Паратов: — У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно», — так характеризует себя сам персонаж. «Промотавшийся кутила, развратный человек», — эти слова, сказанные Карандышевым, также оказываются точной характеристикой Паратова. Финансово «проигравший», Паратов совершает очередную выгодную сделку: продаёт не только свой пароход, но и себя самого богатой невесте в обмен на золотые прииски. При этом свои низменные действия Паратов пытается прикрыть в глазах окружающих высокими причинами, создать вокруг себя ореол тайны.
Кнуров: — циничный человек, влюблённый в Ларису, но не желающий разрушать свою семью. Относится к Ларисе как к драгоценной изящной вещице, предлагает ей роль содержанки.
Вожеватов: — странный персонаж с непонятными мотивами. Он друг детства Ларисы, интересуется ей, может себе позволить женитьбу. В чём же дело? Ищет богатую невесту? Или не хочет жениться на той, кто влюблена в другого? Или, скорее всего, этот прагматичный человек не хочет ни хлопот, ни расходов, ни экстремальных чувств. Как бы там ни было, он предаёт Ларису в конце, разыгрывая её, как вещь, в орлянку с Кнуровым, отказывая Ларисе даже в слове утешения.
Харита Огудалова: — «бойкая женщина», озадаченная деньгами. Эта небогатая вдова успешно выдала замуж двух старших дочерей (причём богатые женихи, как выяснилось позже, сломали жизнь девушкам, одна из них даже погибла от руки ревнивого супруга), но автор не показывает никаких переживаний Хариты Игнатьевны по этому поводу. Зато мы наблюдаем, как она старается хитростью, лицемерием, интригами не «продешевить», сбывая с рук красавицу-дочь.
Сочинение про Хариту Огудалову
В произведении мы знакомимся с множеством персонажей и образов, созданных Островским, которые находятся преимущество в знатной области, то есть они, в большинстве своём знать.
Из произведения мы узнаём о главных персонажах сюжета. Ими являются Мать и дочь. Харита и Лариса Огудаловы. Благодаря красноречию, и сладким речам на различных вечерах Хариты Огудаловой, в её доме постоянно бывают гости и женихи для её дочери Ларисы.
Позже также узнаётся, что у Хариты было ещё две дочери, которых она уже выдала замуж за некоторых молодых людей, однако судьба их не столь хороша. Одна её дочь была отдана психически больному горцу, который впоследствии застрелил её из-за ревности, а вторую дочь она отдала за шулера, после чего от неё не было вестей. Сейчас же Харита пытается выдать замуж свою оставшуюся дочь Ларису. Однако Лариса является полной противоположностью своей матери, и считает, что лучше жениться скорее по любви, нежели так как она хочет выдать её замуж. С чем Харита категорически не согласна, и, не слушая возражений дочери, выдаёт её замуж за мелкого чиновника Карандышева, который впоследствии её убивает.
Из всего вышеописанного мы можем проанализировать характер и образ Хариты и сделать вывод, что данная женщина, потерпев поражение в своей любовной борьбе, пыталась всеми силами устроить эту жизнь, которая не вышла у неё, своим дочерям. И абсолютно ослеплённая данным желанием она сделала им только хуже, после чего осталась совсем одна в этом мире, где её никто не поддержит, так как единственной её поддержкой были её дочери, которых, по своей глупости, она потеряла, и теперь, соответственно, осталась из-за этого одна.
Харита, несмотря на весь нехороший и отторгающий образ, который сложился в процессе повествования, на самом деле является весьма хорошим человеком, просто по своей неосведомлённости она потеряла всех своих родных, хотя желала им только всего самого лучшего, из-за чего пыталась поскорее выдать их замуж, дабы устроить им хорошую и безбедную жизнь. Через данный образ автор раскрывает нам проблему излишней материнской любви, которая преобладает в образе Хариты, и собственно, что и является самим прообразом Хариты. Она является олицетворением самой материнской любви, слепой и беспощадной, которая всегда будет желать для своих детей всего самого лучшего, даже если они лучше знают что именно для них лучше