Анализ книги «севастопольские рассказы» (л. н. толстой)

Анализ переживаний автора

Своим живым и пронизанным настоящим переживаниям войны Толстой заставляет читателей ощущать совершенно разные, мощные эмоции — от страха до восхищения

В рассказе подробно описаны защитники Отечества и их жизнь, автор уделяет внимание тому, что они переживают, как воспринимают жизнь и окружающий мир

Описывая их быт и привычки, Толстой раскрывает перед нами настоящую суть их жизни, и история об обороне Севастополя из официальных военных сводок превращается в творящуюся на глазах у читателей историю, в которой раскрываются человеческие судьбы.

Описывая военные действия глазами простых людей, Толстой заставляет читателей полностью прочувствовать действительную картину военной жизни. В этом и основная заслуга Толстого, как выдающегося писателя, он не просто со знанием дела описывает войну, он, прежде всего, заставляет людей испытывать настоящую гордость за русских солдат.

Это обусловлено тем, что Толстой специально выбрал лаконичный и сухой стиль повествования, и в рассказе не встречаются восторженные восклицания и прямое выражение восхищения — простота рассказа еще больше удивляет читателей. Свое мастерство Толстой сумел воплотить и в таком небольшом очерке, опубликованном в статусе статьи.

Экономика

В годы Великой Отечественной войны в Оренбуржье были эвакуированы многие предприятия, что дало толчок для развития промышленности. Открытие в 1960-х годах Оренбургского газоконденсатного месторождения (крупнейшего в России) дало большие перспективы для экономики. В 1950-х годах велась активная распашка степной целины, развивалось сельское хозяйство.

В настоящее время здесь развиты газовый, нефтяной, энергетический, металлургический, машиностроительный комплексы промышленности. Недра богаты углеводородным сырьем, рудами черных и цветных металлов, золотом, неметаллическими полезными ископаемыми (асбест, уголь, каменная соль, сырье для стройиндустрии). Ежегодно на территории области добывается свыше 3% нефти, газа и газового конденсата от общероссийского уровня, производится свыше 16% медного и 24% цинкового концентрата.

Крупнейшие предприятия: ОАО «Оренбургнефть», ОАО «Оренбурггазпром», ОАО «Орск-нефтеоргсинтез», ОАО «Оренбургские минералы», ОАО «Уральская сталь» (Новотроицк), ОАО «Южуралникель» (Орск), ООО «Орский завод легких металлоконструкций», ООО «Медногорский медно-серный комбинат», ОАО «Гайский ГОК».

Оренбуржье вносит весомый вклад и в сельское хозяйство России. Здесь находится 4,9% всех российских сельскохозяйственных угодий. Ежегодно выращивается более 3 млн тонн зерновых культур, в том числе более 1,5 млн тонн пшеницы.

Один из брендов региона – оренбургские пуховые платки. Своей славой они обязаны качеству исходного материала – пуху оренбургских коз. Он эластичный, легкий, имеет низкую теплопроводность. Опыт вязания платков и шалей оренбургские казачки переняли у казахов и калмыков. Местный пуховязальный промысел получил широкую известность после Всемирной выставки 1862 года, где были представлены удостоившиеся медали изделия оренбургской казачки Марьи Усковой.

Административный центр области — город Оренбург. В состав Оренбургской области входят 489 муниципальных образований: 13 городских округов, 29 муниципальных районов, 447 сельских поселений. Наиболее крупные города: Оренбург, Орск, Новотроицк, Бузулук , Бугуруслан, Гай.

Численность населения Оренбургской области по данным Росстата составляет 1 963 000 человек. Плотность населения — 15,87 чел./км2. Доля городского населения — 60,57%.

Годовой бюджет Оренбургской области на 2020 год составляет 106 млрд рублей.

Человек за бортом

Владимир Высоцкий

Был шторм. Канаты рвали кожу с рук,
И якорная цепь визжала чёртом.
Пел ветер песню дьявола, и вдруг
Раздался голос: — Человек за бортом!

И сразу: Полный назад! Стоп машина!
Живо спасти и согреть!
Внутрь ему, если мужчина,
Если же нет — растереть!

Я пожалел, что обречён шагать
По суше, — значит, мне не ждать подмоги.
Никто меня не бросится спасать
И не объявит шлюпочной тревоги.

А скажут: — Полный вперед! Ветер в спину!
Будем в порту по часам.
Так ему, сукину сыну,
Пусть выбирается сам!

И мой корабль от меня уйдёт.
На нём, должно быть, люди выше сортом.
Вперёдсмотрящий смотрит лишь вперёд,
Ему плевать, что человек за бортом!

Я вижу: мимо суда проплывают,
Ждёт их приветливый порт.
Мало ли кто выпадает
С главной дороги за борт.

Пусть в море меня вынесет, а там —
Шторм девять баллов новыми деньгами!
За мною спустит шлюпку капитан,
И обрету я почву под ногами.

Они зацепят меня за одежду,
Значит, падать одетому — плюс!
В шлюпочный борт, как в надежду,
Мёртвою хваткой вцеплюсь.

Здесь с бака можно плюнуть за корму.
Узлов немного — месяц на Гавану,
Но я хочу на палубу — к нему,
К вернувшему мне землю капитану!

Правда, с качкой у них — перебор там,
В штормы от вахт не вздохнуть,
Но человеку за бортом
Здесь не дадут утонуть!

Я на борту, курс прежний, прежний путь.
Мне тянут руки, души, папиросы.
И я уверен, если что-нибудь, —
Мне бросят круг спасательный матросы.

Давайте ж полный вперёд, что нам льдина!
Я теперь ваш, моряки!
Режь меня, сукина сына,
И разрывай на куски!

Когда пустым захлопнется капкан
И на земле забудутся потери,
Мне самый лучший в мире капитан
Опустит трап, и я сойду на берег.

Я затею такой разговор там
И научу кой-кого,
Как человека за бортом
Не оставлять одного.

Песня попугая

Владимир Высоцкий

(из аудиоспектакля «Алиса в Стране Чудес»)

Послушайте все — ого-го! эге-гей! —
Меня, Попугая — пирата морей!

Родился я в тыща каком-то году
В банано-лиановой чаще.
Мой папа был папа-пугай какаду,
Тогда ещё не говорящий.

Но вскоре покинул я девственный лес,
Взял в плен меня страшный Фернандо Кортес, —
Он начал на бедного папу кричать,
А папа Фернанде не мог отвечать.
Не мог, не умел отвечать.

И чтоб отомстить — от зари до зари
Твердил я три слова, всего только три.
Упрямо себя заставлял — повтори:
«Карамба!» «Коррида!!» и «Чёрт побери!!!»

Послушайте все — ого-го! эге-гей! —
Рассказ попугая — пирата морей.

Нас шторм на обратной дороге настиг,
Мне было особенно трудно.
Английский фрегат под названием «бриг»
Взял на абордаж наше судно.

Был бой рукопашный три ночи, два дня,
И злые пираты пленили меня.
Так начал я плавать на разных судах,
В районе Экватора, в северных льдах..
На разных пиратских судах.

Давали мне кофе, какао, еду,
Чтоб я их приветствовал: «Хау ду ю ду!»
Но я повторял от зари до зари:
«Карамба!» «Коррида!» и «Чёрт побери!»

Послушайте все — ого-го! эге-гей! —
Меня, Попугая — пирата морей.

Лет сто я проплавал пиратом, и что ж?
Какой-то матросик пропащий
Продал меня в рабство за ломаный грош,
А я уже был говорящий.

Турецкий паша нож сломал пополам,
Когда я сказал ему: «Паша, салам!»
И просто кондрашка хватила пашу,
Когда он узнал, что еще я пишу,
Читаю, пишу и пляшу.

Я Индию видел, Иран и Ирак,
Я — индивидуум, не попка-дурак.
(Так думают только одни дикари.)
Карамба! Коррида! И чёрт побери!

Мои капитаны

Владимир Высоцкий

Я теперь в дураках — не уйти мне с земли —
Мне поставила суша капканы:
Не заметивши сходней, на берег сошли —
И навечно — мои капитаны.

И теперь в моих песнях сплошные нули,
В них всё больше прорехи и раны:
Из своих кителей капитанских ушли,
Как из кожи, мои капитаны.

Мне теперь не выйти в море
И не встретить их в порту.
Ах, мой вечный санаторий —
Как оскомина во рту!

Капитаны мне скажут: «Давай не скули!»
Ну а я не скулю — волком вою:
Вы ж не просто с собой мои песни везли —
Вы везли мою душу с собою.

Вас встречали в порту толпы верных друзей,
И я с вами делил ваши лавры, —
Мне казалось, я тоже сходил с кораблей
В эти Токио, Гамбурги, Гавры…

Вам теперь не выйти в море,
Мне не встретить их в порту.
Ах, мой вечный санаторий —
Как оскомина во рту!

Я надеюсь, что море сильней площадей
И прочнее домов из бетона,
Море — лучший колдун, чем земной чародей, —
И я встречу вас из Лиссабона.

Я механиков вижу во сне, шкиперов —
Вижу я, что не бесятся с жира, —
Капитаны по сходням идут с танкеров,
С сухогрузов, да и с «пассажиров»…

Нет, я снова выйду в море
Или встречу их в порту, —
К чёрту вечный санаторий
И оскомину во рту!

1971

Дальнейшие события

Затем автор больше сосредотачивается на Михаиле Козельцове. Поручик прибывает в свой полк и докладывает об этом командиру. Им является друг Козельцова — Батрищев. Михаилу поручают командовать целой ротой солдат. Батрищев весьма холодно обращается с подчиненным. А вот офицеры и рядовые, напротив, радостно и с распростертыми объятьями встречают своего командира.

Владимира также хорошо приняли на его батарее. Другие офицеры с теплотой и уважением относились к этому славному, образованному юноше. Наставляли и поучали его, как родного сына. Козельцов-младший проявлял искренний интерес в беседах. Делился с другими последними новостями из столицы. Вскоре молодой человек отправляется на мортирную батарею. В одном из боев Владимир чуть не лишается жизни.

Происходит неожиданное нападение на батарею Козельцова-старшего. Командир в это время спит сладким сном. Но пробудившись, герой отчаянно идет сражаться вместе со своими солдатами. Во время боя Козельцов получает ранение в грудь. Оно становится смертельным. Умирая, Михаил желает своему брату такой же «легкой» смерти.

К сожалению, кончина вскоре настигает и младшего Козельцова.

Севастополь в декабре месяце помогите пожалуйста пересказ

Начало рассказа Льва Толстого «Севастополь в декабре», как и все повествование, выполнено хмурыми красками. С бухты под Сапун-горою тянет холодом, туманом, море чернеет, слышен неумолкаемый гул.

То и дело накатывает грохот выстрелов. Город воюет. Автор замечает сразу, какой гордостью и каким мужеством наполняется сердце каждого, кто попадает даже в страшное и тяжелое время в Севастополь.

Этот город – живая легенда еще с той, далекой войны.

Несмотря на бой орудий, в Севастополе идет какая-то жизнь. Торговки предлагают пирожки и выпивку, люди приспособились к осаде города и занимаются ежедневными делами, без которых просто не выжить. А на бастионах в это время происходит что-то невыразимо ужасное, бередящее кровь.

Как великий мастер детали, Лев Толстой потрясает описанием того, как военфельдшеры складывают в углу в полевом госпитале отрезанные части тела раненых. Здесь лежит ампутированная нога женщины, которую оторвало снарядом, пока жена носила мужу обед на бастион. Здесь руки только что державших орудие солдат, которым война навсегда перечеркнула жизнь.

Лев Толстой иллюстрирует мысль, что война – не бой барабанов, не марш парадным строем, не развевающиеся флаги. А только грязь, кровь, ужас и смерть.

Автор приводит рассказ молодого офицера, которого якобы антисанитария достала больше, чем бомбы, летящие на голову. Но этот всего лишь показная развязность, на самом деле молодому человеку очень страшно.

Самый опасный четвертый бастион предстает в рассказе как скопище носилок с умирающими ранеными, Здесь мазками рисуется оценка ситуации опытным артиллеристом. Рядом полегла вся батарея, но бастион, где остался один артиллерист за орудием, все палила и палила.

Бомба в матросской землянке раскромсала одиннадцать человек. Упорство и героизм воинов не поддаются передаче.

Кто-то играет со смертью, мечтая, чтобы ядро прилетело и взорвалось поближе, а тебе бы удалось выжить в этом диком поединке, обхитрить смерть.

Автор восхищается чувством пренебрежения опасностью и высоким чувствам защитников. В конце зарисовки он делает вывод: несмотря на суровый декабрь, любому, кто побывал в Севастополе, понятно: город врагу не взять.

Мужество героев невозможно перевести ни в награды, ни в славу. Это только любовь к Родине может заставить принять такие жуткие угрозы войны и такие жуткие условия противостояния неприятелю. Лев Толстой делает главный акцент: свойствен этот героизм, эта глубина души только русскому человеку. Севастопольская эпопея 1912 года стала свидетелем великого героизма всего русского народа

Севастополь в мае

Прошло уже шесть месяцев с тех пор, как в Севастополь пришла война. Тысячи людей погибли. Город переживает осаду. По улицам бродят военные. Читателю представляют офицера Михайлова – сутулого человека высокого роста, с некоторой неловкостью в движениях. В памяти Михайлова всплывают картины его прежней жизни, когда его окружали совершенно иные, нежели сейчас, люди. Теперешние приятели прохладно выслушивали рассказы Михайлова о приемах у губернатора или генерала, явно не веря в их правдивость.  Всё, о чём Михайлов сейчас мечтал, так это новое звание. Прогуливаясь по бульвару и желая встретиться с аристократами города, Михайлов наткнулся на ребят со своего полка. Рукопожатие с ними вновь напомнило ему, что не этого всего он хотел.

Несмотря на осаду, в Севастополе много людей и много в них тщеславия. Кажется, под пролетающими пулями и с ежедневными взрывами тщеславие должно было сразу испариться, но оно как неизлечимая болезнь, разделившая людей на три категории: считающих тщеславие справедливым и обязательным явлением и охотно ему подчинившихся; находящих его дурным, но непреодолимым пороком; и тех, кто не смог отрефлексировать в себе тщеславия и поэтому неосознанно и слепо ему подчинился.

Михайлов увидел местную «аристократию», два раза их обошел, прежде чем решился подойти и поздороваться. Ему было страшно от мысли, что они его проигнорируют, задев тем самым его самолюбие. Начавшаяся беседа сразу выявила некоторое высокомерие по отношению к герою, а позже «аристократы» и вовсе перестали его замечать, всем видом намекая, что он обременяет их своим присутствием.

По пути домой Михайлов вспоминает, что на следующий день ему предстоит подменить захворавшего офицера и идти на бастион, и либо он будет убит, либо получит награду. Какое-то время он размышлял о своих возможных ранениях, но напомнил себе, что бастион – его долг.

В дорогой, со вкусом обставленной квартире Калугин принимал гостей-«аристократов». Все пьют чай, играют на фортепиано, беседуют

Между собой, вдали от посторонних глаз они ведут себя вполне естественно и непринуждённо, но стоило в комнате появиться офицеру с письмом для генерала – вновь появились то высокомерие и важность, с которым пришлось столкнуться Михайлову на бульваре. Калугин говорит приятелям, что впереди их ждет «жаркое» дело

Гальцин интересуется, не стоит ли ему отправиться на бастион, чтобы исполнить поручение, со страхом надеясь, что его никуда не отправят. Калугин приступает отговаривать его от этой затеи, хотя он и сам прекрасно знает о нежелании и трусости Гальцина. На улице Гальцин расспрашивает всех прохожих о ходе битвы, не забывая ругать при этом отступающие войска. Калугин же идет на бастион, старательно показывая всем свое бесстрашие.  Он разочарован командиром батареи, славящегося своей храбростью, но на деле демонстрирующим одну трусость. Калугин желает осмотреть бастион и оружие, но, командир, понимая, что это рискованно, вместо себя отправляет с ним молодого офицера.

Генерал приказывает Праскухину сообщить Михайлову о передислокации.  Приказ выполнен, и ночью батальон под вражеским огнём выдвигается. Михайлов и Праскухин заботятся лишь о впечатлении, которое они производят друг на друга. Тут начинаются сильнейшая бомбардировка, и один из снарядов убивает Праскухина. Михайлов получил ранение в голову, за которую ему положена награда, и вместо того, чтобы перевязать рану, он ползёт обратно к Праскухина, не будучи уверенным в его гибели. Найдя его тело, Михайлов возвращается.

Усыпанная цветами долина была вся покрыта окровавленными трупами. Над Сапун-горой вновь встает солнце и лёг густой туман.  

Уже на следующий день, прогуливаясь по тому же бульвару, «аристократия» хвастала своей храбростью и рассказывала о своём непосредственном участии в сражении. Каждый из них был будто Наполеон, готовый убить ещё сотни людей ради повышения жалования или нового звания.

Россия и Франция объявили о перемирии. Солдаты начали общаться со вчерашними врагами, забыв про свою ненависть и неприязнь. Офицер беседует с французом о жестокости войны, и каждый из них признает острый ум второго. Маленький мальчик ходит по полю, усыпанному телами и белыми флагами, и собирает цветы. Все эти люди – христиане, знающие о люби к ближнему. Но они не упадут на колени, раскаиваясь перед Богом за свои деяния, и не обнимут друг друга, прося прощения за убийства.  Как только перемирие прекратится, они так же поднимут своё оружие и направят дула друг на друга.

Мечта Михайлова

Этот офицер мечтает о повышении. На бульваре он встречает Обжогова, капитана, а также прапорщика Сусликова. Это служащие его полка. Они здороваются с Михайловым, пожимают ему руку. Однако офицеру иметь с ними дело не хочется. Он тоскует по обществу аристократов. Лев Николаевич рассуждает о тщеславии, проводит его анализ. «Севастопольские рассказы» — произведение, в котором много авторских отступлений, размышлений на философские темы. Тщеславие, по мнению автора, «болезнь нашего века». Поэтому существуют три типа людей. Первые принимают начало тщеславия как необходимо существующий факт, а потому справедливый. Эти люди ему свободно подчиняются. Другие рассматривают его как непреодолимое, несчастное условие. Третьи рабски, бессознательно действуют под влиянием тщеславия. Так рассуждает Толстой («Севастопольские рассказы»). Анализ его основан на личном участии в описываемых событиях, на наблюдениях за людьми.

Дважды Михайлов проходит нерешительно мимо кружка аристократов. В конце концов он отваживается поздороваться. Раньше этот офицер боялся к ним подходить оттого, что эти люди могли не удостоить его вовсе ответом на приветствие и уколоть тем самым его больное самолюбие. Аристократическое общество — это князь Гальцин, адъютант Калугин, ротмистр Праскухин и подполковник Нефердов. Они ведут себя по отношению к Михайлову довольно высокомерно. Гальцин, например, берет офицера под руку и прогуливается с ним немного лишь потому, что знает, что этим доставит удовольствие ему. Однако вскоре они начинают разговаривать демонстративно лишь между собой, давая понять Михайлову, что не нуждаются больше в его обществе.

Штабс-капитан, вернувшись домой, вспоминает, что наутро вызвался идти на бастион вместо заболевшего офицера. Ему кажется, что его убьют, а если этого не произойдет, то наверняка наградят. Штабс-капитан утешает себя, что его долг — идти на бастион, что он поступил честно. Он гадает по дороге, куда его могут ранить — в голову, живот или ногу.

Севастополь в мае

Главный герой этого рассказа не люди, а правда о войне. Уже полгода идет оборона города. Многие нашли здесь смерть, многие – ордена. Порох и смерть не могут положить конец войне, а дипломаты не хотят договориться о мире. И безумие продолжается. Весной на бульваре играет полковая музыка. Кругом оживленная публика. Сюда идет нескладный штабс-капитан Михайлов. Теперь он в пехоте, а был в кавалерии. Ему пишет письма друг, муж очаровательной Наташи. Они видят в нем героя, но, конечно, очень далеки от войны. Он и сам мечтает получить орден и когда-нибудь жениться на Наташе. Ведь ее муж может внезапно умереть. На бульваре все хотят казаться значительнее, чем они есть. Михайлов рискнул заговорить при всех с «аристократами»-адъютантами, и они отнеслись к нему снисходительно. «Тщеславие – болезнь нашего века».

Но дома все вернулось на свои места. В комнатке с земляным полом он предчувствует, что в бою его убьют. Зря он вызвался подменить больного поручика. А теперь украдкой плачет и молится. На бастион его проводили слуга-грубиян Никита да старая матроска. Аристократ князь Гальцин уверен, что в солдатах настоящей храбрости не может быть. Ведь это неотесанные вшивые мужики. Офицер Калугин вступается за солдат. Между тем, разгорается ночной бой. Бомбы падают, как звезды с неба. Князь и поручик, которого подменил Михайлов, расспрашивают раненых о бое. Поручик даже ругает раненых. Будто это просто трусы, бегущие с бастиона. Князю стыдно за него и себя. В госпиталях кипит работа.

Калугину пришлось идти на позиции с приказом для генерала. Ему было так страшно, что часть пути он проделал ползком. Но столкнувшись с Михайловым, которому разрешили с солдатами уйти в резерв, Калугин посмеивается, видя, что тот боится снарядов. Михайлов по пути еще сходил удостовериться, что офицер Праскухин убит, а не ранен. Многие офицеры с приятным волнением ждут наград. Наконец, объявлено перемирие, французы и русские пытаются общаться. Но это все временно. И вновь два христианских народа пойдут убивать друг друга.

Тест по рассказам

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 344.

Граф Лев Николаевич Толстой является одним из самых почитаемых писателей-прозаиков в русской истории. Значимость его трудов невозможно переоценить. Автор уделил особое место в своем творчестве военной тематике, и сборник «Севастопольские рассказы» является ярким представителем этого жанра. «Севастопольские рассказы» были изданы в 1855 году. Особенностью этих очерков является тот факт, что писатель сам был участником описываемых боевых действий, и, можно сказать, примерил на себя роль военного корреспондента. Сборник был написан меньше чем за год, и все это время Толстой находился на службе, что позволило ему с удивительной точностью передать основные события тех месяцев. Сюжет полностью реалистичен, именно его и передает краткий пересказ от команды «Литерагуру».

Рассказчик прибывает в осажденный Севастополь и описывает свои впечатления, совмещая описания самых, казалось бы, будничных вещей, и перечисление ужасов войны, проникающих повсюду – смешение «городской жизни и грязного бивуака».

Он попадает в залу Собрания, в которой устроен госпиталь для раненых солдат. Каждый солдат по-разному описывает свое ранение – кто-то не чувствовал боли, потому что не заметил ранения в пылу боя, и жаждет выписки, а умирающий, уже «пахнущий мертвым телом» мужчина уже ничего не видит и не понимает. Женщина, носившая своему мужу обед, от снаряда потеряла ногу по колено. Чуть дальше автор попадает в операционную, которую описывает как «войну в настоящем ее выражении».

После госпиталя рассказчик попадает в резко контрастирующее с госпиталем место – трактир, где рассказывают друг другу различные истории моряки и офицеры. Например, один молодой офицер, несущий службу на самом опасном, четвертом бастионе, хорохорится, делая вид, что больше всего его заботит грязь и непогода. По пути к четвертому бастиону попадается все меньше невоенных людей, и все больше вымотанных солдат, в том числе раненых на носилках. Солдаты, давно привыкшие к грохоту выстрелов, спокойно гадают, куда попадет следующий снаряд, а офицер-артиллерист, увидев тяжелое ранение одного из солдат, невозмутимо комментирует: «Это вам каждый день эдак человек семь или восемь».

Автор

  • Александр Астахов (1)
  • Александр Афанасьев (1)
  • Александр Бестужев (1)
  • Александр Блок (3)
  • Александр Грибоедов (2)
  • Александр Грин (4)
  • Александр Дружинин (1)
  • Александр Костюнин (1)
  • Александр Куприн (19)
  • Александр Новоселов (1)
  • Александр Островский (4)
  • Александр Пушкин (43)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Солженицын (5)
  • Александр Твардовский (3)
  • Алексей Свирский (1)
  • Алексей Толстой (4)
  • Альберт Лиханов (3)
  • Анатолий Алексин (8)
  • Анатолий Приставкин (1)
  • Андрей Геласимов (1)
  • Андрей Некрасов (1)
  • Андрей Платонов (17)
  • Анна Масс (2)
  • Антон Чехов (48)
  • Антоний Погорельский (1)
  • Антуан де Сент-Экзюпери (1)
  • Аркадий Аверченко (3)
  • Аркадий Гайдар (2)
  • Астрид Линдгрен (1)
  • Борис Васильев (4)
  • Борис Екимов (1)
  • Борис Житков (4)
  • Борис Пастернак (2)
  • Борис Полевой (2)
  • Борис Тищенко (1)
  • Борис Шергин (3)
  • Братья Гримм (2)
  • Валентин Катаев (4)
  • Валентин Распутин (4)
  • Валентина Осеева (5)
  • Валерий Медведев (1)
  • Вальтер Скотт (1)
  • Василий Белов (2)
  • Василий Гроссман (1)
  • Василий Жуковский (7)
  • Василий Шукшин (15)
  • Василь Быков (2)
  • Вениамин Каверин (1)
  • Викентий Вересаев (1)
  • Виктор Астафьев (13)
  • Виктор Голявкин (1)
  • Виктор Гофман (2)
  • Виктор Гюго (1)
  • Виктор Драгунский (3)
  • Виктор Сидоров (1)
  • Вильгельм Гауф (3)
  • Вильям Козлов (1)
  • Виссарион Белинский (3)
  • Виталий Бианки (7)
  • Виталий Губарев (1)
  • Виталий Закруткин (1)
  • Владимир Богомолов (1)
  • Владимир Железников (3)
  • Владимир Короленко (6)
  • Владимир Крупин (1)
  • Владимир Набоков (4)
  • Владимир Одоевский (2)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владимир Тендряков (1)
  • Владислав Крапивин (2)
  • Всеволод Гаршин (5)
  • Вячеслав Шишков (1)
  • Гавриил Троепольский (1)
  • Галина Черноголовина (1)
  • Ганс Христиан Андерсен (13)
  • Геннадий Черкашин (1)
  • Геродот (1)
  • Ги де Мопассан (1)
  • Глеб Успенский (1)
  • Гомер (4)
  • Гофман (1)
  • Гёте (1)
  • Даниель Дефо (1)
  • Даниил Заточник (1)
  • Денис Фонвизин (3)
  • Джанни Родари (1)
  • Джеймс Гринвуд (1)
  • Джеймс Олдридж (1)
  • Джек Лондон (7)
  • Джеральд Даррелл (1)
  • Джером Сэлинджер (1)
  • Дмитрий Григорович (1)
  • Дмитрий Лихачев (1)
  • Дмитрий Мамин-Сибиряк (3)
  • Дмитрий Писарев (1)
  • Евгений Басов (1)
  • Евгений Замятин (1)
  • Евгений Носов (7)
  • Евгений Пермяк (1)
  • Евгений Шварц (2)
  • Екатерина Мурашова (1)
  • Елена Верейская (3)
  • Елена Габова (1)
  • Жозеф Рони-старший (1)
  • Жорж Санд (1)
  • Захар Прилепин (2)
  • Иван Бунин (27)
  • Иван Гончаров (5)
  • Иван Дмитриев (1)
  • Иван Крылов (12)
  • Иван Поммо (1)
  • Иван Соколов-Микитов (1)
  • Иван Тургенев (48)
  • Иван Шмелев (4)
  • Игорь Левшин (1)
  • Игорь Стравинский (1)
  • Иларион Киевский (1)
  • Ирина Полянская (1)
  • Исаак Бабель (1)
  • Кир Булычев (2)
  • Клиффорд Саймак (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Воробьев (3)
  • Константин Паустовский (12)
  • Константин Станюкович (2)
  • Лев Кассиль (4)
  • Лев Толстой (32)
  • Леонид Андреев (5)
  • Леонид Леонов (1)
  • Леонид Пантелеев (4)
  • Лидия Чарская (2)
  • Лия Гераскина (1)
  • Луиза Мэй Олкотт (1)
  • Льюис Кэрролл (1)
  • Любовь Воронкова (1)
  • Любовь Романова (1)
  • Людвиг Минкус (1)
  • Людмила Петрушевская (1)
  • Людмила Улицкая (1)
  • Майк Гелприн (1)
  • Максим Горький (15)
  • Марина Москвина (1)
  • Марк Алданов (1)
  • Михаил Булгаков (7)
  • Михаил Зощенко (13)
  • Михаил Лермонтов (31)
  • Михаил Осоргин (1)
  • Михаил Пришвин (10)
  • Михаил Салтыков-Щедрин (12)
  • Михаил Шолохов (8)
  • Мольер (4)
  • Мухамедша Бурангулов (1)
  • Надежда Тэффи (2)
  • Нестор Летописец (1)
  • Николай Булгаков (1)
  • Николай Вагнер (1)
  • Николай Гарин-Михайловский (2)
  • Николай Гоголь (28)
  • Николай Добролюбов (2)
  • Николай Дубов (1)
  • Николай Карамзин (4)
  • Николай Лесков (12)
  • Николай Некрасов (8)
  • Николай Носов (10)
  • Николай Телешов (2)
  • Николай Устинович (1)
  • Николай Чернышевский (1)
  • О. Генри (3)
  • Ольга Громова (1)
  • Оноре де Бальзак (2)
  • Оскар Уайльд (4)
  • Павел Бажов (8)
  • Павел Засодимский (1)
  • Павел Санаев (1)
  • Проспер Мериме (1)
  • Радий Погодин (2)
  • Редьярд Киплинг (1)
  • Роберт Стивенсон (1)
  • Роберт Шекли (1)
  • Рувим Фраерман (1)
  • Рэй Брэдбери (9)
  • Сакен Жунусов (1)
  • Самуил Маршак (1)
  • Саша Черный (3)
  • Сельма Лагерлёф (2)
  • Сервантес (1)
  • Сергей Аксаков (2)
  • Сергей Баруздин (1)
  • Сергей Михалков (1)
  • Софокл (1)
  • Софоний Рязанец (1)
  • Софья Прокофьева (2)
  • Софья Радзиевская (1)
  • Стендаль (1)
  • Тед Чан (1)
  • Томас Майн Рид (1)
  • Турольд (1)
  • Уильям Голдинг (1)
  • Уильям Шекспир (6)
  • Ульф Старк (1)
  • Фазиль Искандер (3)
  • Франц Кафка (1)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Фрэнсис Бёрнетт (1)
  • Фёдор Абрамов (7)
  • Фёдор Достоевский (11)
  • Чингиз Айтматов (4)
  • Шарль Перро (5)
  • Эдгар Аллан По (3)
  • Эдуард Артемьев (1)
  • Эдуард Веркин (1)
  • Эдуард Успенский (1)
  • Энн Хогарт (1)
  • Эрнест Сетон-Томпсон (2)
  • Эрнест Хемингуэй (1)
  • Эсхил (1)
  • Юлия Кузнецова (1)
  • Юнна Мориц (1)
  • Юрий Бондарев (1)
  • Юрий Вронский (1)
  • Юрий Казаков (3)
  • Юрий Коваль (1)
  • Юрий Нагибин (1)
  • Юрий Яковлев (6)

Художественные особенности

Толстой задействует различные литературные приемы с целью воспроизвести необходимую атмосферу как можно более ярко и точно. В тексте имеются эпитеты («величественные звуки», «громкий смех», «подленький голос», «вонючей грязью», «в уютной комнатке»)

Особую важность представляют цвета: красный, белый, голубой, серый, зеленый и прочие — классик использует целую палитру красок («черное пространство», «в синем небе», «розоватые лучи»)

Несложно отыскать сравнения («визжащие, как струна», «жужжащие, как пчела») и метафоры («взвизгнет ядро», «бомбы свистели и лопались»).

Для придания речи живости писатель обращается к восклицательным предложениям и риторическим вопросам: «Счастливого пути!», «Черт возьми!», «Господи, Господи!», «А я заколол одного!», «Что значит смерть и страдания такого ничтожного червяка, как я, в сравнении с столькими смертями и столькими страданиями?».

Рассказ об августе

Третьим и последним рассказом в цикле является «Севастополь в августе». Очерк отличается естественностью языка. В нем автор не пытается использовать литературные приемы и описывать интриги. Он просто показывает быт защитников Севастополя, рассказывает, что обычные люди не рискуют своей жизнью ради тщеславия, но и не берегут ее в критические моменты. В третьей части рассказывается следующая история:

  1. У офицера Володи Козелкова есть только один страх — струсить. Утром 27 августа парень снова погружается в свои мысли, боится, что его одолеет чувство страха и он станет предателем. Юноше очень не хочется умирать, ведь впереди у него вся жизнь.
  2. В конце августа офицер встречается со своим братом Михаилом, который уже давно являлся защитником города, но находился в отпуске из-за ранения.
  3. Володя приехал в Севастополь вместе с братом. Козельцов пребывает в ужасном настроении, в голове у него возникает странная картина. Ему видится, что брат погибает на поле боя, а он бросается отомстить за его кончину и умирает рядом с ним. Скоро мысли Володи станут реальностью. Его брата действительно ранят и он погибает во время перевязки. Козельцов же умирает на мортирной батарее.
  4. Повествование завершается тем, что русские переходят через бухту на Северную сторону.

Боевые действия велись практически год, но Толстой описал только три истории. Однако они позволяют понять полную картину происходящего. Читая краткое содержание и проводя анализ, стоит отметить, что от рассказа к рассказу все больше усиливается критический пафос, Лев Николаевич обличает героев произведения. Он все сильнее проводит черту между простыми, искренними солдатами и тщеславными офицерами.

«Севастопольские рассказы» изучают в старших классах и пишут по ним конспекты, поскольку истории содержат в себе множество ценных уроков. Произведение заложило основу реалистичному изображению войны. Писатель описывает события глазами простых людей. Этот опыт пригодился Толстому для написания романа «Война и мир». Можно с уверенностью сказать, что литератор всегда интересовался внутренним миром людей, попавших на войну, и стремился показать правдивую картину происходящего.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: