Хаджи мурат характеристика главных героев. анализ произведения л.н. толстого «хаджи-мурат. другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Читать краткое содержание Хаджи Мурат Льва Толстого

Сюжет произведения разворачивается осенью в 1851 году. Главный герой Хаджи-Мурат является наибом муллы Шамиля. Они стали злейшими врагами. Имам взял в плен всех родных своего помощника. Хаджи-Мурат вынужден бежать в аул Махкет. Там он скрывается у старого приятеля Садо, но понимает, что вечно так продолжаться не будет и поэтому переходит на сторону своих врагов – русских.

Руководитель Куринского полка князь Воронцов со своей супругой Марьей Васильевной и ее сыном от предыдущего мужа проживает в лучших апартаментах крепости. Русской семье кажется, что они лишены многих вещей, вынуждены стеснять себя в чем-то. Другие же, видя жизнь князя и его семьи, поражаются их роскошью.

В эту самую ночь местные жители Махкета, хотят оправдать себя перед имамом, поэтому пытаются поймать наиба. Но Хаджи-Мурат ловкий и хитрый воин, взять его не так уж просто. Он со своим помощником убегает вглубь леса. Там их ждут другие мюриды. Здесь Хаджи-Мурат надеется на то, что Воронцов примет его пропозицию вести борьбу против имама. Русские офицеры, которые впервые увидели Хаджи-Мурата, поражаются его добродушию, наивной улыбке и спокойствию. Посланник наиба сообщает ему, что князь готов встретить его со всеми почестями. Это действительно оказалось правдой. Воронцов тепло принимает гостя. Герой требует, чтобы его отправили к главнокомандующему в Тифлис.

Отец Воронцова хорошо осмысливает то, что чеченский наиб всегда будет противником русского народа, а сейчас вынужден действовать так в связи с последними происходящими событиями. В это же время Хаджи-Мурат осознает, что старый князь раскусил его. Каждый из них говорит совершенно другое, не то о чем думает. В свою очередь Хаджи-Мурат дает слово верой и правдой служить царю, и настроить всех дагестанцев против Шамиля. За это наиб просит Воронцова помочь освободить его семью. Князь дает слова поразмышлять об этом.

Хаджи-Мурат находится в Тифлисе, ходит на светские мероприятия, а в глубине души противоречит образу жизни русских. В качестве помощника героя является Лорис-Меликов, которому наиб рассказывал о своей жизни и объяснил причину вражды с имамом. Адъютант тщательно наблюдал за воинами Хаджи-Мурата. Часть из них совершенно не понимало, почему повинуются наибу и в удобный момент могли перевестись на сторону Шамиля, остальные были верными своему руководителю, готовы были пожертвовать своей жизнью ради него.

Наиб по приказу Николая I находится в Тифлисе, ожидает набега на Чечню. В этой операции участвует и русский офицер Бутлер, который станет близким другом Хаджи-Мурату. Офицер восхищается песней наиба о кровной мести. Нападение русских оставило после себя неблагоприятный след: разрушен аул Махкет, мечети и другие достопримечательности засорены. Наблюдая за этой картиной, чеченцы испытывают чувство отвращения к русским и желают уничтожить их, как вредоносных насекомых.

Хаджи-Мурат оказывается в другой крепости именуемой Грозной. А его семья находится под пристальным наблюдением людей Шамиля в Ведено. Грозный имам требует, чтобы наиб вернулся назад, иначе его мать и супруга пойдут по рукам, а сына ослепят.

Наиб живет в это время в доме военного Петрова. Для Марьи Дмитриевны Хаджи-Мурат стал авторитетом. Она очень уважала чеченского военного, так как он отличался добротой, интеллигентностью, обходительностью по сравнению с русскими офицерами, которые то и могли, что пьянствовать и выражаться нецензурными словами.

Герой понимает, что все его усилия по освобождению семьи напрасны, он отправляется снова в Тифлис. Он служит царю, за что получает денежное вознаграждение. Но русские офицеры не торопятся помогать Хаджи-Мурату, поэтому он решает действовать самостоятельно. Наиб часто вспоминает родных и свое детство. Его наполняют непонятные чувства – ностальгия по Родине.

Мюриды наиба бессердечно убивают казаков. Хаджи-Мурат надеется, что перейдет речку Алазань, но ему это не под силу, так как дорогу полностью затопило водой. Битва на рисовом поле стало для него последней. В этом бою силы были неравны, Хаджи-Мурат был ранен и погиб.

Он был мужественным воином и боролся до конца.

Варвары отделили голову от тела Хаджи-Мурата и демонстрировали всем. Увидели голову наиба офицер Бутлер и Марьи Дмитриевна. Это была большая потеря для них. Хаджи-Мурат стал для них близким товарищем.

Шамиль во главе Имамата Чечни и Дагестана

В 1834 году, после гибели Гамзат-бека, Шамиль стал имамом. Шамиль обладал военным талантом, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, умением выбирать время для удара и помощников для исполнения своих предначертаний. Отличаясь твердой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев, умел возбуждать их к самопожертвованию и к повиновению его власти.

В 1834 году русский генерал Клюге фон Клюгенау захватил резиденцию Шамиля — аул Гоцатль. Шамиль отступил в Северный Дагестан, где укрепив свою власть среди горцев, возобновил борьбу.

В 1837 г., потерпев очередное поражение, Шамиль заключил перемирие и выдал заложников, но через год снова поднял восстание и добился больших успехов, несмотря на превосходство сил противника. В это время начались народные волнения в Южном Дагестане и Азербайджане, что сыграло на руку Шамилю.

За несколько лет Шамиль подчинил себе значительную часть Северо-Восточного Кавказа. Используя тактику партизанской войны, он тревожил гарнизоны русских крепостей левого фланга и центра Кавказской линии. К 1835 г. он усилился настолько, что осадил в Хунзахе правителя Аварии Аслан-хана Казикумухского.

Экспедиция, посланная против Шамиля в 1839 г. под руководством генерала П.Х. Граббе, осадила его в крепости на горе Ахульго. В ходе ожесточенного штурма 21 августа 1839 г. с младенцем на руках погибла жена Шамиля Джавгарат. Убит был его дядя Бартыхан, а сестра имама Патимат бросилась в пропасть. Имам Шамиль с небольшим отрядом мюридов пробился сквозь ряды осаждающих и скрылся в горах Аварии.

В 1840 г. Шамиль возобновил военные действия в Чечне, где к тому времени вспыхнуло восстание, вызванное стремлением русских разоружить чеченцев. К концу года Шамиль контролировал всю Чечню.

Весной 1842 г. генерал Головин отправился из Ичкерии в поход против резиденции Шамиля, находившейся в даргинском с. Дарго, но был разбит горцами и с большими потерями отступил. Головина на посту командующего Отдельным Кавказским корпусом сменил генерал-адъютант А.И. Нейдгарт.

Апогей власти третьего имама приходится на 1843-1847 гг. Ведя освободительную борьбу под зеленым знаменем Пророка за построение государства, основанного на предписаниях Всевышнего, Шамилю удалось объединить почти всех горцев Дагестана и Чечни.

Экранизации

Лев Толстой был не единственным деятелем искусства, которого впечатлили похождения Хаджи-Мурата. Режиссеры СССР, Турции и Италии создали кинопостановки по мотивам книги писателя. Первая экранизация – «Белый дьявол» – вышла в 1930 году в СССР. Режиссер Александр Волков пригласил на главную роль в фильме актера Ивана Мозжухина.

Кадр из фильма «Хаджи-Мурат — Белый Дьявол» (1959 год)

В 1959 году итальянец Рикардо Фреда снял киноленту «Хаджи-Мурат – белый дьявол» с участием Стива Ривза. В 1968 году одноименный проект создали в Турции. Главную роль в фильме исполнил Гюнейт Аркин. А в 1966 историческими событиями с участием Хаджи-Мурата заинтересовался . написал сценарий для картины, но фильм не был допущен к съемкам советской цензурой.

Работая над созданием повести, Лев Николаевич Толстой изучал огромное количество материалов. Он хотел достоверно передать характер и внешность воинственного героя, а также корректно описать реальные исторические факты. Для написания первого наброска писатель изучил более 5000 страниц записей и материалов. В повести отражены данные, которые он почерпнул из архивов и официальных документов.

  • Смелость и нрав Хаджи-Мурата покорили романтичного Толстого, и он даже пошел на контакт с родственником горца. Сын аварца Гулла в переписке поделился с писателем деталями жизни отца.
  • Толстой не стремился к изданию «Хаджи-Мурата» и не выпустил повесть при жизни. Таково было категоричное решение автора. После его смерти издали книгу под названием «Посмертные художественные произведения Л.Н. Толстого», в которую вошла повесть. Ее опубликовали в Москве в 1912 году, после внесения правок по правилам цензуры. В Берлине в том же году книгу издали без редактуры. Российские читатели впервые смогли полностью прочесть повесть в 1917 году.

Постановки

  • «Хаджи-Мурат» (1934), Кумыкский театр (в то время в Буйнакске). Режиссёр Г. Алиев, в гл. роли Амир Курбанов.
  • «Хаджи-Мурат» (2012), моноспектакль. Режиссёр и исполнитель заслуженный артист России, актёр Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова Михаил Морозов.
  • «Хаджи Мурат» (2014), Аварский театр им. Г. Цадасы (Махачкала).
  • «Хаджи Мурат» (2015), Тбилисский академический театр имени К. Марджанишвили. Режиссёр народной артист Грузии Гайоз Жордания, в гл. роли Паата Инаури.
  • «Хаджи Мурат» (2016), Азербайджанский государственный академический национальный драматический театр. Режиссёр Азерпаша Немят, в гл. роли народный артист Фуад Поладов.

Детство и юность

Шамиль родился летом 1797 года в селе Гимры, относившемся к территории Дагестана. По преданию, он был потомком Кумык Амир-Хана, известного сына тюркского народа. Отсюда появился вывод, что имам по национальности кумык.

В письменных источниках уточняется, что лидер горцев был сыном аварско-кумыкского кузнеца Денгава-Магомеда, принадлежавшего к благородному сословию, и дочери кумыкского или аварского бека Баху-Меседы. По традиции родители назвали сына в честь предка — Али, но потом изменили решение и дали имя дяди по женской линии.

Шамиль и Байсангур Беноевский / Фото: Uludagsozluk

В детстве герой Кавказа отличался живым характером и подвижностью. Также в воспоминаниях современников сохранился образ любознательного и своенравного ребенка.

В юном возрасте энергия была направлена в нужное русло, а именно на занятия гимнастикой, фехтованием и другими физическими упражнениями. Параллельно под началом Джамалуддина Казикумухского формировались мировоззрение и духовный облик Шамиля. Зрелой личностью, знавшей Священное Писание мусульман, грамматику, риторику, логику, арабский язык вместе с основами законоведения и философии, уроженец Дагестана стал к 20 годам.

Боевое крещение горец прошел в Кавказской войне, когда армия Российской империи атаковала родное селение. В ходе атаки погиб наставник и другие достойные люди. Будущему лидеру, тяжело раненному, чудом удалось бежать.

Артиллерия Шамиля

Среди персональной охраны Шамиля были польские кавалеристы, которые раньше воевали на стороне русской армии. У горцев была своя артиллерия, которой руководил, как правило, польский офицер.

Некоторые селения, которые сильнее остальных пострадали от вторжения и обстрелов русских войск, избавлялись от воинской повинности. Это было исключение. Взамен они были обязаны поставлять селитру, серу, соль и другие необходимые составляющие для ведения успешных боевых действий.

При этом максимальная численность войска Шамиля в отдельные времена достигала 30 000 человек. К 1842 году у горцев появилась постоянная артиллерия, которая была составлена из брошенных или трофейных пушек, принадлежавших ранее русским войскам. За счет этого во время Кавказской войны имам Шамиль стал добиваться успехов и даже определенного перевеса.

К тому же часть пушек производилась на собственном заводе, расположенном в Ведено. Там были отлиты, как минимум, 50 орудий. Правда, из них оказались годными не более 25%. Порох для артиллерии горцев изготовлялся также на территориях, подконтрольных Шамилю. Это было все то же Ведено, а также Гунибе и Укцукуле.

О книге

В современном обществе в условиях постоянного стресса и рутинных забот, иногда так хочется отвлечься и поднять своё душевное состояние. Чтение книг, без сомнения, один из самых популярных и действенных способов. С книгами жизнь становится интереснее и веселей, а многие жизненные неурядицы кажутся не такими уж и серьезными.

Книга Толстого Льва Николаевича «Хаджи-Мурат» – яркий образец подлинного искусства в жанре классическая художественная проза. В книге автор делится с нами своими размышлениями на многие злободневные темы современности и взаимоотношений между людьми. Основной сюжет произведения, главные герои, описание обстановки и диалоги между персонажами — всё детально продумано и проработано автором, что непременно завлечет читателя.

Основная мысль

Если подвести итог всему вышесказанному, то выделим следующее: своим произведением автор представляет читателю лишь одну из зарисовок событий Кавказской войны. В данной зарисовке он старается раскрыть и показать традиции и нравы горцев, а так же познакомить читателя с бытом русских солдат имперской армии.

Смыслом произведения является то, что из-за вторжений русских солдат на территорию Кавказа, начались трагические последствия. Народ был вынужден расколоться на несколько частей и жить в постоянной борьбе и противостоянии.  

Во всем тексте повести можно заметить, что сам Лев Николаевич относится с осуждением к этой войне, потому что не может понять её смысла.

Из этого можно сделать вывод, что главная мысль произведения – это осуждение власти, которая развязала войну, а так же отправила умирать на нее простых людей. Все это происходило лишь для того, чтобы удовлетворить собственные амбиции и желания.

Русский плен

Когда имам Шамиль сдался, его было решено вести в Чугуев к царю – Александру Второму.

Р.Н. Иванов, описывая судьбу имама, указывает, что 3 дня тот провел в ауле Чир-Юрт, потому что лидер исламистов был одет в изношенную черкеску. Негоже было представать перед императором в таком виде. В ауле Шамиля фотографировал граф Ностиц – любитель, достигший в съемке больших успехов. По свидетельствам очевидцев Шамиль постоянно вертелся, хватался за кинжал. Да, оружие ему оставили.

Никто не мог понять, почему имам нервничает. Оказалось, что во время действа за оградой сада стояли драгуны – на всякий случай. Из-за этого Шамиль волновался.

Далее Шамиль встретился с Александром Вторым в Чугуеве, в Москве – с генералом Ермоловым. Имам назвал Алексея Петровича настоящим старым львом, высказав ему таким образом свое уважение.

Также в Москве Шамиль посетил Большой театр. Затем он отправился в Санкт-Петербург, где был представлен императрице Марии Александровне.

После этого имам отправился к месту жительства, которое ему определили – в Калугу.

В 1861 году Шамиль вновь встретился с императором и попросил отпустить его в паломничество по святым для мусульман местам. Александр отказал.

В 1866 году случилось такое, что мне даже сложно вообразить, учитывая, что имам Шамиль воевал с Россией и стал пленником империи. Мусульманин стал подданным Александра, присягнул ему и государству на верность и даже стал потомственным дворянином.

Впрочем, нужно учитывать такую вещь:

один солдат, бывший в плену у Шамиля и увидевший имама в Калуге, бросился к мусульманину и поцеловал его руку. Многие, видевшие это, удивились. А солдат объяснил, что только там где жил Шамиль или был проездом, пленникам жилось хорошо. «Душа! Жаль, что в Христа не верует» — такая вот характеристика.

Полковник Руновский в своем дневнике писал, что Шамиль однажды говорил, как бил своих единоверцев – не за то, что были верны России, а за то, что имели склонность к грабежам и разбоям. «И вы будете их бить за это» — так говорил имам.

Только в 1869 году Александр Второй разрешил Шамилю выехать в Мекку. В следующем году имам побывал в Медине, где провел свои последние дни.

Тифлис

Встреча состоялась в Тифлисе. От Хаджи-Мурата поступило предложение о серьезной поддержке, которую он может оказать русской армии в борьбе против Шамиля. Взамен он просит помощи в освобождении своей семьи, которую имам взял в заложники. При видимой успешности переговоров ни наиб, ни Воронцов-старший полностью не доверяют друг другу. Главнокомандующий понимает, что наиб был и останется врагом, в данный момент он просто покоряется обстоятельствам.

До принятия решения Хаджи-Мурат проживает в Тифлисе. Он посещает светские мероприятия, но они ему чужды. Он не принимает образа жизни русских, ему не по душе их традиции и обычаи. Бесстыдными он считает женщин, которые оголяют свои плечи и руки.

С адъютантом Воронцова, Лорис-Меликовым, Хаджи-Мурат делится историей своей жизни. Он — сын кормилицы ханских сыновей. Поэтому жил во дворце, не испытывал ни в чем нужды. А потом мюриды объявили газават (священную войну с неверными). Много кровавых и страшных подробностей рассказал наиб адъютанту, описал странные для русских обычаи горцев.

Поведал он и о своих отношениях с Шамилем. Особого расположения имам к Хаджи-Мурату не испытывал, но нуждался в его воинских умениях. До Шамиля дошли слова наиба о том, что следующим имамом будет тот, у кого шашка острее. Шамиль принял решение избавиться от Хаджи-Мурата. Он поручил ему напасть на Табасарань, а потом ложно обвинил, отобрал все имущество и снял с наибства. Над Хаджи-Муратом нависла смертельная опасность, поэтому он уехал к русским. А его родные остались у имама. Он взял их в заложники.

Адъютант присматривается к ближайшим соратникам наиба. Некоторые из них (Гамзало) не жалуют русских. Халдар и Ханефи слепо подчиняются Хаджи-Мурату, а Хан-Магома просто играет жизнью и ему все равно кому служить.

В это время Николай Ӏ распорядился предпринять еще один набег на чеченцев. Многие офицеры (Бутлер) относятся к этому весело и бодро. Война им представляется молодецкой забавой, возможностью уйти от некоторых проблем, например карточных долгов.

В результате разорено несколько селений, осквернена мечеть, загажен фонтан, вырублены плодовые деревья, погибли люди. Особенно пострадал Макхет, и его жители обратились к Шамилю за защитой.

Князь Воронцов-старший все откладывает решение о выкупе семьи Хаджи-Мурата.

Жизнь в почетном плену

После приема в столице империи Шамиля отправили на постоянное жительство в Калугу. Ему было определено содержание – 15 тысяч рублей в год, что по тем временам было достаточно много. Аренда особняка также оплачивалась из государственной казны.

Дом Шамиля в Калуге. Современный вид

Всего в Калуге Шамиль провел девять лет. Он вел активную жизнь – посещал театр, бывал на светских приемах, также охотно принимал гостей у себя. Даже вдовы убитых на Кавказской войне офицеров признавали, что имам был хорошим человеком и интересным собеседником.
Необходимо заметить, что Шамиль был поражен русским гостеприимством. Он не ожидал, что его, врага, столько лет воевавшего против России, примут с таким радушием. В последние годы жизни он изменил мнение о русских и России. На седьмом году жизни в Калуге имам по собственному желанию принес присягу на верность российскому императору.

Экспозиция в доме-музее Шамиля в Калуге

Несмотря на то, что сам Шамиль достаточно часто посещал светские мероприятия, ходил в гости, его жены, согласно традиции, почти не покидали особняк, а лишь прогуливались в небольшом саду и изредка по вечерам выезжали в закрытой коляске.

На лето вся семья имама выезжала на дачу. Изредка почетного пленника приглашал к себе император – в общей сложности Шамиль приезжал к нему три раза. В 1869 году ему было пожаловано почетное дворянство.

Незадолго до кончины имама перевели в Киев по личному распоряжению императора. Такое решение было связано с тем, что калужский климат неблагоприятно сказывался на здоровье старика. Однако заветной мечтой Шамиля оставалось желание посетить Мекку, совершить паломничество (хадж). Он просил об этом еще в 1861 году, но тогда получил отказ. В 1869 году император согласился отпустить имама в путешествие.

После совершения паломничества Шамиль решил посетить Медину, где и скончался в 1871 году.

Увлечение «священной войной»

Проповеди, которые читал Гази-Мухаммад, в конце концов, увлекли и будущего имама Шамиля. Он оторвался от книг, из которых черпал знания, увлекся мюридизмом, который в то время начал быстро распространяться. Название этого учения происходило от слова «мюрид», которое в дословном переводе означает «ищущий путь к спасению». В обрядах и учениях мюридизм при этом мало чем отличался от классического ислама.

В 1832 году Шамиль принимал участие в Кавказской войне, что стало вполне ожидаемым в связи с его увлечениями. Вместе с Гази-Мухаммадом он оказался в осажденном русскими войсками селении Гимры. Операцией руководил генерал Вельяминов. Герой нашей статьи был тяжело ранен, но все же сумел пробиться сквозь осаждающих. При этом Гази-Мухаммад, который первым бросился в атаку, поведя за собой войска, был убит. Цитаты имама Шамиля воспроизводятся до сих пор многими его фанатами и последователями. Например, это, одно из первых сражений в своей карьере, он описал так:

Тело убитого имама было перевезено в Тарки, чтобы избежать новых возмущений (это места в районе современной Махачкалы). Территория контролировалась русскими войсками. Шамиль сумел встретиться со своей сестрой, предположительно из-за этого он так взволновался, что вскрылась свежая рана. Некоторые из окружающих посчитали его при смерти, поэтому новым имамом его выбирать не стали. На это место был назначен его сподвижник по имени Гамзат-бек Гоцатлинский.

Через два года в ходе Кавказской войны горцам удалось одержать несколько знаковых побед. Например, был взят Хунзах. Но уже в 1839 году их постигло тяжелое разгромное поражение при Ахульго. Шамиль после этого покинул Дагестан, он был вынужден срочно перебираться в Чечню, где некоторое время жил в селении Гуш-Корт.

Система управления горцами

Рассказывая о биографии имама Шамиля, нужно сделать акцент на том, как он организовал систему управления. Все подчинялось ему через военно-административную систему, которая была основана на стране, разделенной на округа. При этом каждый из них непосредственно управлялся наибом, который имел право принимать ключевые решения.

Для осуществления правосудия в каждом из районов был кади, назначаемый муфтием. При этом самим наибам строго запрещалось решать любые дела по шариату, это было ведомство, исключительно подведомственное кади или муфтию.

Каждые четыре наибства объединялись в мюриды. Правда, в последнее десятилетие своего правления Шамиль был вынужден отказаться от такой системы. Причиной тому стали начавшиеся распри между амирами джамаата и наибами. Помощникам наибов часто поручали самые важные и ответственные дела, ведь именно они считались преданными «священной войне» и очень мужественными людьми.

Их общее число было окончательно не установлено, но в то же время 120 из них обязательно подчинялись так называемому сотнику, входили в почетную страду самого Шамиля. И днем, и ночью находились при нем, сопровождая во всех поездках и на всех встречах.

Все должностные лица без исключения беспрекословно подчинялись имаму, любое ослушание или проступки были чреваты строгими выговорами. Они могли даже закончиться арестами, разжалованиями, телесными наказаниями плетьми. От этого избавлялись только наибы и мюриды.

В управлении, выстроенном имамом Шамилем, в биографии этого героя кавказского народа это описано, военную службу были обязаны нести все мужчины, способные носить оружие. При этом они делились на отряды до 10 и 100 человек. Соответственно, они были под руководством десятских и сотников, которые, в свою очередь, напрямую подчинялись уже наибам.

В самом конце своего правления Шамиль несколько изменил систему управления армией. Появились полки, насчитывавшие тысячу человек. Они уже делились на более мелкие отряды.

Финансовое состояние войск

Война имама Шамиля велась с переменным успехом во многом из-за перебоев в финансировании, оно было непостоянным. Случайные доходы формировались из трофеев, а постоянные из так называемого зяката. Это установленный шариатом сбор одной десятой доли доходов с овец, хлеба и денег всех жителей. Также существовала хараджа. Это подать, которая собиралась с горных пастбищ и с некоторых особенно отдаленных селений. Такую же подать они когда-то платили монгольским ханам.

В основном, казна имамата пополнялась за счет чеченских земель, которые были весьма плодородными. Но существовала и система набегов, которая также значительно пополняла бюджет. Из добытых трофеев было необходимо отдавать одну пятую часть Шамилю.

История создания

В основу анализируемого произведения «Хаджи-Мурат» легла реальная историческая фигура – аварец Хаджи-Мурат. Это был великий военный вождь, который проявил себя в период с 30-х по 50-е годы. Его отличительными чертами были отвага и воинское мастерство. Так же он запомнился тем, что во время военных действий он неоднократно менял сторону. Он воевал и за Российскую империю, и против неё. Его жизнь оборвалась в тот момент, когда он очередной раз решил перейти на сторону России, а после и вовсе сбежать.

Лев Николаевич в тот период проходил службу на территории Кавказа. Лично ему не довелось встретиться с Хаджи-Муратом, который уже успел стать легендой. Но тем ни менее на Толстого история легендарного аварца произвела неизгладимое впечатление.

Но произведение Лев Николаевич написал не сразу. Ему пришлось пройти осаду Севастополя, добиться известности, пережить серьезный душевный перелом, а так же создать собственное учение. И только в 1896 году, когда автор уже успел прожить и осмыслить свою жизнь, он написал в своем дневнике, что прогуливаясь, он увидел искореженный куст репейника. Тот натолкнул его на воспоминания о легендарном Хаджи-Мурате.

Именно в этот год писатель и начал работать над своим произведением. Полностью завершена повесть была лишь в 1904 году. А в печать повесть попала уже после смерти автора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: