Содержание
Слайд 1
Слайд 2
]
Цель проекта:
выявление особенностей изображения героев детских рассказов А.П. Платонова
Слайд 3
Задачи:
познакомиться с детскими рассказами А. Платонова
охарактеризовать героев рассказов
выявить общие черты героев
Слайд 4
Анализируемые рассказы:
«Сухой хлеб»
«Разноцветная бабочка»
«Цветок на земле»
«Ещё мама»
«Железная старуха»
«Никита»
Слайд 5
.
ПЛАН АНАЛИЗА РАССКАЗОВ:
Как зовут героя рассказа? Сколько ему лет?
Отношения в семье
Каков герой? Каковы его отношения с окружающим миром? Что является главным в его поведении.
Слайд 6
Рассказ «Сухой хлеб»
Герой –Митя Климов, «семи лет от роду»
«Отца у него не было,… умер на войне от болезни, теперь осталась у него одна мать. Лица дедушки он не помнил, помнил только тепло у груди деда, что согревало и радовало Митю». Очень любит свою мать. Когда она улыбается, Мите кажется, что все вокруг становится добрым.
Видя любимую мать в постоянных заботах, Митя решает съесть побольше хлеба, чтобы быстрее вырасти и взять часть ее забот на себя. В старом сарае он находит много «забытых предметов», которыми когда-то пользовался его дед. Мать говорила, что дед всегда работал и ничего не боялся. Мальчик тоже хочет быть похожим на него.
Слайд 7
Рассказ «Разноцветная бабочка»
Герой рассказа- Тимоша, который еще в детстве убежал из дома, гоняясь за бабочкой.
Отца в семье не было, Тимошу растила мама, которая всю жизнь прождала его и не хотела умирать, не увидев своего сына.
Любопытство Тимоши заставило его преследовать бабочку, это и привело к тому, что он оказался в пропасти, откуда можно выбраться только пробив стену. Долгие годы он потратил на это, но все-таки смог еще раз увидеть свою мать
Слайд 8
Рассказ «Цветок на земле»(1945)
Герой рассказа-маленькийАфоня, которому скучно жить на свете.
Отец его на войне, мать с утра до вечера работает на молочной ферме, а старый дедушка постоянно спит.
Однообразные дни очень надоели Афоне, он хотел узнать обо всем на свете. Однажды дед повел его в поле и рассказал, что даже цветы превращают мертвую землю в живую. С тех пор Афоня захотел делать из смерти жизнь и пообещал у цветов обязательно выпытать, «из чего они в мертвом песке живут…»
Слайд 9
Герой рассказа- Артём, «семи лет от роду»
2.Отца в семье нет. Мать очень любит своего сына, он тоже отвечает взаимностью. Он очень переживает за то, что если уйдет в школу, с мамой что-то случится. Мама для него- центр вселенной, защита от всех напастей.
3.Артем идет в школу и постоянно думает о матери, беспокоясь о ней. Разговаривает природой, с живыми существами, упрашивая их не мешать ему и не отвлекать от дела- первого похода в школу. Первая учительница становится мамой ,потому что так же переживает за него. Она говорит, что в его жизни будет еще много мам, потому что вся «наша Родина- ещё мама тебе»
Слайд 10
Герой рассказа- «малолетний»Егор
Семья его полная, но мать для него также является центром вселенной.
«Егор спать не любил, он любил жить без перерыва, чтобы видеть все, что живет без него». Его интересует, кто есть кто. Он разговаривает с жуком, червяком, жалеет их и расстраивается из-за их молчания. Они для него- ровня, почти «люди», со своими желаниями и потребностями. Во сне он видит железную старуху, которая хочет сгубить его, но Егор не хочет ей поддаваться и решает, что когда вырастет, то сам станет железным, чтобы напугать её саму.
Слайд 11
.
Рассказ «НИКИТА»(1945 г)
1. Герой рассказа- мальчик Никита, «пяти лет от роду».
2. «Отца в семействе не было; отец давно ушел на главную работу- на войну. Мать каждое утро уходит на работу, а Никита остается один. Мать называет его хозяином и велит ухаживать за курицами.
3. Окружающий мир для Никиты –живой: солнце похоже на дедушку, в колодце живут маленькие водяные люди, баня похожа на бабушку. В нем есть и злые и добрые предметы. Только появление отца и приобщение к труду изменило его мир. Он понял, что если трудиться, все вокруг будет добрым
Слайд 12
Выводы:
Героями рассказов А.Платонова чаще всего выступают мальчики. Им от 5 до 10 лет.
Часто в рассказах семьи- неполные. Отец либо на войне, либо умер, либо о нем вообще ничего не говорится.
В каждом рассказе ребенок особенно тесно связан с матерью. Мать для него- защита и опора, проводник во взрослый мир
Мать олицетворяет связь с природой, внешним миром.
Герои рассказов смотрят на мир по-взрослому, стремясь познать его, задаются даже философскими вопросами, пытаясь ответить на них.
Мальчики приучаются к труду как к жизненно важной необходимости. С ним их знакомит или отец( «Никита»), или дедушка («Сухой хлеб»)
Слайд 13
Слайд 14
Посмотреть все слайды
Инженер Платонов
Несмотря на успехи своих первых книг, становиться профессиональным писателем Климентов все же не собирался. В 1923 году он всерьез занялся электрификацией сельского хозяйства в своем регионе, а также мелиорацией. Даже стал заведующим отделом в Губернском земельном управлении.
В 1924 году решил вступить в Российскую Коммунистическую партию (большевиков). Первичная организация одобрила его кандидатуру, но членский билет он так и не получил.Большое влияние на инженера и писателя Климентова оказала встреча с Виктором Шкловским – известным писателем и пропагандистом достижений авиации. Примерно в это время появился и литературный псевдоним – Климентов превратился в Платонова.
Повесть А. Платонова «Котлован»
Замысел Котлована относится к осени 1929 года, а основная работа велась в первые месяцы 1930 года. В 1929 году Платонов работал в Наркомате земледелия. Там он занимался вопросами мелиорации на территории Воронежской области.
По словам самого Платонова, ему очень важно, «чтобы к моей выпяченной наблюдательности все прилипало и прикалывалось». В этом и проявлялось платоновское эстетическое восприятие и установка – дать возможность оказаться в литературе той жизни, которая еще не находила своего воплощения в русской литературе
Осенью 1929 года у Платонова умерла мать. Поздней осенью писатель покинул Наркомат земледелия. На этом закончился важный период жизни Платонова.
В критической статье Авербаха содержался такой фрагмент: «Нам нужно величайшее напряжение всех мускулов. А к нам приходят с проповедью расслабленности! А нас хотят разжалобить! А к нам приходят с проповедью гуманизма!»
«Задумчивость» героя превозмогает не только включенность в «общий темп труда», но и естественную для человека заботу о средствах к существованию. Экспозиция повести «Котлован»подключала героя к тому типу «сомневающегося человека» из народа, который прошел по дорогам гражданской войны.
Главный образ повести вызывает у читателя исторические, мифологические, исторические ассоциации с библейской Вавилонской башней, которая строится на месте разрушенного Божьего храма.
Каждая из встреч Ващева в его родном городе мотивирует начало путешествия героя в поисках правды «общего и отдельного существования». Эта искомая правда обозначена в повести понятием «истины». Именно истина, по мнению Платонова являет собой связующее звено между «Путем и жизнью».
«Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество», – писал Ф.М. Достоевский. Эта идея нашла отражение в «Котловане». Платов намеренно возвращается к вопросам жизни и пути человека. При этом Платонов явно полемизирует с тем собой, который принадлежит к революционной эпохе. К тому себе, кто претворял великий проект Царства Земного, Общего Дома – башни, объединенных глобальной идеей преодоления человеком -пролетарием всего природно-исторического.
«Мы будем искать истину, а в истине благо» – эти пафосные идеи из ранних трудов Платова становятся источником трагизма в повести «Котлован».
Сомневающийся платоновский герой – от Пухова до Ващива – наделен не только «умными руками», но и ограниченностью мышления.
Через конфликт общечеловеческой истины и исторической реальности Платонов воссоздает ситуацию, пророчески свидетельствующую о нарушении связей человека с прошлым, с домом-очагом, с обществом и словом как фактом культуры и жизни человеческой.
Тема будущего, прошлого и настоящего России отражены в повести. Прошлое – это крестьянская Росси, настоящее – строительство пролетариата, будущее – детство, что обретет себя в этом доме и воскрешение Движение Вощева связывают в повести эти как бы распавшиеся части России.
Мотив прижизненного разделения тела с душой в повести – один из наиболее повторяющихся и многослойных: мужик ложиться в пустой гроб «как скончавшийся», не веря в воскрешение с «горем смерти».
В этом страшном мрачном мире уместен инфернальный герой медведь. Он же Медведев. О его судьбе рассказывается больше, чем о прошлом деревни. Именно этот герой «лучше всех осознает» преимущества колхозного смысла жизни и поэтому призван судить кулаков. Однако этот суд становится источником ужаса для самого Медведева- медведя. Здесь Платонов явно боится спрямить.
В трагическом финале повести А. Платонов уравновешивает два враждующих мироотношения их общим стремлением «спастись в пропасти котлована».
Здесь мы видим, что антитеза в повести использована и как стилистический прием, и как черта мировосприятия, и как принцип композиции.
У А. Платонова в повести » Котлован» Настя – это символ будущего. Она являет собой «тот социалистический элемент, который дает душевные силы строителям». Смерть девочки символизирует собой крах новообретенного советского смысла жизни, победа древнего мифа над утопией строительства всеобщего дома. Смерть Насти – это возвращение к мучительному вспоминанию смысла.
Умирая Настя возвращается от языка новой социальной утопии к словесной игре, возвращается к матери. Смерть девочки с именем, за которым стоит воскрешение – это остановка действия в повести и финальный вопрос.
Творчество
Андрей Климентов поступил в железнодорожный техникум в 1918 году. Окончить обучение молодому человеку помешала Гражданская война. Для Андрея настал новый период жизни. Гражданскую войну он прошел в рядах Красной Армии. Октябрьская революция стала для молодого человека толчком к творчеству.
В начале двадцатых годов Климентов изменил фамилию и стал сотрудничать с редакциями разных журналов и газет Воронежа. Он попробовал себя как поэт, публицист, критик, обозреватель. В 1921 году из печати вышла первая книга Андрея Платонова под названием «Электрификация». Его рассказы более раннего времени отличаются агрессивностью. Смена тона в творчестве писателя произошла в 1921 году после встречи с будущей женой.
Андрей Платонов в молодости
В год рождения своего первенца Платонов выпустил сборник стихов «Голубая глубина». В 1926 году писатель окончил работу над рукописью повести «Епифанские шлюзы». Переезд в Москву и некоторая доля известности вдохновили автора. Следующий год был для Платонова очень плодотворным. Из-под пера писателя вышли повести «Сокровенный человек», «Город Градов», «Эфирный тракт», а также рассказы «Песчаная учительница», «Как зажглась лампа Ильича», «Ямская слобода».
Свои главные произведения Платонов создал на рубеже тридцатых годов прошлого века. В 1929 году он закончил работу над романом «Чевенгур», а в 1930 году – над социальной притчей «Котлован». При жизни писателя эти произведения не были изданы. Его отношения с властью и цензурой были очень натянутыми. Писатель неоднократно попадал в опалу. Повесть «Впрок», опубликованная в 1931 году, вызвала сильное недовольство Сталина. Политический деятель потребовал лишить писателя возможности печататься.
Иллюстрация к повести Андрея Платонова “Котлован”
В 1934 году давление власти немного ослабло. Платонов отправился с коллегами в поездку по Средней Азии. Вдохновение пришло к писателю после посещения Туркмении, и он написал рассказ «Такыр», чем вызвал новую волну неодобрения и критики. Когда Сталин читал некоторые из произведений Платонова, он оставлял на полях пометки в виде бранных слов, характеризующих автора.
Писатель Андрей Платонов
Несмотря на недовольство власти, писатель смог опубликовать в 1936 году несколько своих рассказов. После начала Второй мировой войны в его творчестве появилось место для фронтовой темы
В пятидесятых годах Платонов сосредоточил свое внимание на литературной обработке народных сказок
Библиография:
- 1920 — рассказ «Чульдик и Епишка»
- 1921 — рассказ «Маркун», брошюра «Электрификация»
- 1922 — книга стихов «Голубая глубина»
- 1927 — повести «Город Градов», «Сокровенный человек», «Эфирный тракт», рассказы «Ямская слобода», «Песчаная учительница», «Как зажглась лампа Ильича»
- 1929 — роман «Чевенгур»
- 1929 — рассказы «Государственный житель», «Усомнившийся Макар»
- 1930 — «Котлован», «Шарманка» (пьеса)
- 1931 — «Бедняцкая хроника» «Впрок», пьесы «Высокое напряжение» и «14 красных избушек»
- 1934 — повести «Мусорный ветер», «Ювенильное море» и «Джан», рассказ «Такыр»
- 1936 — рассказы «Третий сын» и «Бессмертие»
- 1937 — рассказы «Река Потудань», «В прекрасном и яростном мире», «Фро»
- 1939 — рассказ «Родина электричества»
- 1942 — «Одухотворённые люди» (сборник рассказов)
- 1943 — «Рассказы о Родине» (сборник рассказов)
- 1943 — «Броня» (сборник рассказов)
- 1945 — сборник рассказов «В сторону заката солнца», рассказ «Никита»
- 1946 — рассказ «Семья Иванова» («Возвращение»)
- 1947 — книги «Финист — Ясный Сокол», «Башкирские народные сказки»
- 1948 — пьеса «Ученик лицея»
- 1950 — сказка «Неизвестный цветок»
ЛИТЕРАТУРА
Андрей Платонович ПЛАТОНОВ
1899—1951
Только человек, для которого Россия была
его вторым существом, как изученный до
последнего гвоздя отчий дом, мог написать
о ней с такой горечью и сердечностью.
К. Паустовский
«Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности», — признался однажды Андрей Платонов…
…В сентябре 1918 года, когда Андрею Платонову было девятнадцать лет, — а он уже проработал подручным мастера в литейке и рабочим на заводе в годы Первой мировой войны — в Воронеже появился журнал с громким, демонстративно пролетарским названием — «Железный путь». Это был неожиданный, непохожий на старое вестник новой эпохи, культурной революции… У этого времени были свои жесты, лексика, плакаты… В «Железном пути» в 1918 году молодой Платонов опубликовал не столь уж много произведений: рассказ «Очередной», несколько стихотворений… И все же именно здесь начало жгуче-романтической мысли писателя, источник мечты о выходе в счастье человека, мечты о невозможном, которые останутся в Платонове навсегда.
Образ писателя тех лет возникал и в очерках журналистов Воронежа. На необоснованные мечты сделать речку Воронеж большой судоходной рекой мы слышим голос Андрея Платонова:
«— Зачем нам большую реку? И эту-то не используем мы никак…
А ежели — она ни к чему не годна больше?
Как так не годна? У нас вверх по реке весь урожай фруктов и овощей пропадает за неимением перевозных средств. Дайте мне немного денег. Я построю большие плоскодонки, не боящиеся летнего мелководья. Поставлю на них дешевые нефтяные двигатели. Целый флот будет. И за гроши перевожу в город весь избыток урожая.
Под глазами у него чуть-чуть посверкивает радость:
— Десятки сел благодарили бы. Помолчав секунду, добавил:
— И за один год окупятся все расходы. Немного бы денег, ребята!»
Конечно, денег — самой твердой точки опоры всех Архимедов1! — молодому мечтателю никто не дал… Воронеж тех лет получил в лице Платонова — журналиста, социолога2, оратора, поэта, поборника электрификации — звезду необычайной яркости…
И не приходится удивляться тому, что почти одновременно с появлением первой книги прозы Платонова «Епи-фанские шлюзы» (1927), высоко оцененной М. Горьким, писатель создал и сборники «Сокровенный человек», «Происхождение мастера», «Город Градов», роман «Чевенгур» и др.
Любимые герои в прозе Андрея Платонова… чаще всего мастеровые, деревенские правдоискатели, машинисты, «сироты» по своему душевному состоянию — пребывают в своеобразном странствии, скитальчестве. Таков и его рассказ «Юшка».
В 20—30-е годы на долю Платонова выпадает брань из-за рассказа «Усомнившийся Макар», который назван критикой «двусмысленным». Писатель остро почувствовал рост бюрократии, прозаседавшихся, жажду «заорганизовать» всё и вся…
Андрей Платонов прожил недолгую жизнь. Он умер в 1951 году в атмосфере непризнания, житейских невзгод, мучимый туберкулезом, наследием фронтовых дорог и сверхнапряжений.
Друзья, посещавшие его в последние годы, заставали писателя на неизменном черном диване, служившем ему постелью, — не вставая, сидя на ней, он и беседовал с ними. По свидетельству М. А. Платоновой, жены писателя, именно в 1950 году больной Платонов написал «Неизвестный цветок» (сказка-быль). О ком эта притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей?.. «Цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья… Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости…» Грустное упрямство, печальная воля к жизни живет в цветке — ив авторе! — застенчиво явление их в мир с «извинением» за свою непохожесть на других…
По В. Чалмаеву
1 Архимед — здесь имеется в виду изобретатель, по имени греческого ученого Архимеда.
2 Социолог — ученый, исследующий вопросы социологии, учения об обществе. Социология возникла в глубокой древности (ученые древности — Демокрит, Платон, Аристотель и др.).
Надежда и разочарование
Революцию 1917 года молодой Платонов встретил с большим воодушевлением, как и многие надеясь, что все обещания большевиков претворятся в реальные дела и наступит всеобщее благоденствие.
Одухотворенное высоким смыслом движение точных и красивых механизмов сливается в восприятии юноши со столь же высоким, точным и осмысленным движением революционного хода истории. «Революцией духа» назовет он в одной из своих статей пришедшую в мир провинциальных захолустий и озарившую его новым светом революцию.
Вот почему наряду с учебой в Воронежском политехникуме Платонов становится активным участником и корреспондентом многочисленных литературно-журналистских собраний и изданий.
В центре художественного мира Платонова тех лет — «организованное общество» и «человек-просветитель», бросивший вызов косным силам враждебных стихий. Власть над миром принесла ему революция. Именно в это время появляется у Платонова одна из основных его тем: тема пробуждения в человеке сознания вместе с приходом революции как закономерного, естественного процесса.
Не случайно платоновская публицистика всегда была истоком его постоянных, повторяющихся настойчиво и упорно, с великой последовательностью пытливого ума тем и сюжетов, излюбленных проблем и мотивов художественного творчества. Публицистика как бы предваряла, объясняла и задавала тон его художественному творчеству.
Андрей Платонов. Воронеж, 1922 год. Источник фото: The New York Review of Books (www.nybooks.com)
Но довольно скоро писатель увидел, что многие действия власти никак не способствуют достижению заявленных целей. Больше всего его угнетала насильственная коллективизация – этот метод, по мнению Платонова, не только не помогал развитию сельского хозяйства, но на корню губил его. Свои мысли писатель открыто высказывал в рассказах и повестях, надеясь донести их до широкого круга читателей, а также до руководства страны.
В 30-е годы инакомыслие жестко пресекалось. Так, в 1931 году вышла в печать повесть «Впрок», которую прочитал лично И.В. Сталин. Вождь вынес резолюцию: «Писатель несомненно талантлив, но совершенная сволочь!». Вышло распоряжение наказать автора и больше не печатать его произведения. Так что все, что было написано Платоновым с 1931 года и до начала ВОВ шло прямиком «в стол». Разумеется, такие книги, как роман «Чевенгур» и социальная притча «Котлован» никак не могли быть изданы в то время. Эти произведения были напечатаны за рубежом, а в России впервые стали доступны читателям в конце 80-х годов прошлого века.
Биография
Андрей Платонович Платонов — советский прозаик, поэт, публицист, драматург. Большая часть лучших произведений автора была опубликована после его смерти.
Родился Андрей Платонович в августе 1899 года в Ямской слободе (Воронеж). Мальчик был первенцем в семье железнодорожного мастерового. Отец будущего писателя, Платон Фирсович Климентов, был машинистом паровоза и слесарем, он дважды удостоен звания Героя труда. Мать Мария Васильевна Лобочихина была дочерью часового мастера. После замужества женщина занималась домашним хозяйством.
Андрей Платонов в детстве
Семья Климентовых была большой. За свою жизнь Мария Васильевна родила одиннадцать детей. Платон Фирсович проводил в мастерских почти все свое время. Старшие дети с юных лет помогали отцу зарабатывать деньги, чтобы прокормить семью.
В возрасте семи лет Андрей был зачислен в церковно-приходскую школу. В 1909 году мальчик поступил на обучение в городскую четырехклассную школу. С 13 лет будущий писатель начал работать по найму. Юноша пробовал разные профессии, до восемнадцати лет он успел поработать во многих мастерских Воронежа.
Темы рассказов Платонов
Его роман «Чевергун» не был принят к печати из-за цензуры, а его знаменитое произведение «Котлован» так же не было опубликовано. Все, что тогда разрешалось печатать – это уничижительную критику на его рассказы и романы.
Андрей Платонович писал о многих вещах: о Великой Отечественной войне, о труде крестьян и рабочих, об интеллигенции, о науке и спорте, о личности человека и его свободе. Особенно остро эта тема раскрыта в его творчестве 30-ых годов. В своих рассказах «Фро» и «Река Потудань» он поднимает темы истинной человеческой свободы и ощущения полноценного, хоть и быстро проходящего счастья. Также в своем творчестве он затрагивал актуальные социальные темы, которые касались руководства, власти страны и того строя, который господствует в ней.
Рассказ «По небу полуночи» посвящен именно опасности идеи национал-социализма, и тому, чем оборачиваются такие идеи в жизни простых людей. Тема войны раскрывается в рассказе «На могиле русских солдат», в котором Андрей Платонович пытается описать всю ту жестокость и зверство, которому подвергся русский народ во времена фашизма. Платонов смело высказал свое мнение о правлении Сталина этим рассказом, при этом прямо не называя его имя, и тем самым вызвал гнев у правителя. Произведения Платонова запретили, они не издавались, читать их не разрешалось, как и многих других писателей.
Андрей Платонов и его личная трагедия
Помимо многих сложностей в жизни и профессии, у А. Платонова случилась еще одна трагедия – потеря сына. В возрасте 15 лет подросток был арестован и попал в один из исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГа. История с этим арестом до сих пор неясна: то ли юноша озорства ради вместе с друзьями написал какое-то письмо, адресованное немцу, то ли его просто подставили, чтобы насолить отцу.
Andrey Platonov, 1938, Автор Мария Андреевна Платонова. Soul and Other Stories, New York 2007.
Как бы то ни было, Платона осудили на 10 лет, но благодаря хлопотам отца и его друзей срок сократили до двух лет. Однако, этого времени хватило, чтобы молодой человек вернулся серьезно больным, и через два года умер от туберкулеза. Отец, который лично ухаживал за сыном, заразился от него. В итоге, Андрей Платонович спустя восемь лет в январе 1951 года тоже скончался от туберкулеза.
Смерть
Во время Второй мировой войны Андрей Платонович в чине капитана служил фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». Писатель участвовал в боевых действиях, не отсиживался в тылу, был скромен в солдатском быту. По одной из версий, чахоткой Платонов заразился именно на войне. Солдатский быт помог писателю собрать материал для фронтовых рассказов и очерков, которые были напечатаны в журнале «Красная звезда».
В 1943 году умер единственный сын писателя. Платонов ухаживал за ним долгое время, но юноша так и не смог оправиться после тюремного заключения. По одной из версий, писатель заразился туберкулезом от сына.
Андрей Платонов
В 1946 году Платонов был демобилизован из-за болезни. В этом же году он закончил работу над рассказом «Семья Иванова», который появился в печати под названием «Возвращение». Волна критики снова накрыла Платонова с головой. Он был обвинен в клевете на воинов-победителей и отлучен от печати.
Последние годы жизни Платонову пришлось ради заработка заниматься черновым литературным трудом. Творчество писателя сосредоточилось вокруг переработки народных сказок. Интерес к детской литературе появился у Платонова из-за его маленькой дочки Машеньки. В 1950 году писатель закончил работу над сказками «Неизвестный цветок» и «Волшебное кольцо». По мотивам этих произведений советские мультипликаторы создали в конце семидесятых годов мультипликационные фильмы.
Памятник Андрею Платонову в Воронеже
Умер писатель зимой 1951 года в Москве от чахотки, похоронили его на Армянском кладбище. В 1952 году окончился жизненный путь отца писателя. Жена Платонова скончалась в 1983 году, она пережила мужа на три десятка лет. Их дочь Мария Андреевна посвятила свою жизнь работе по публикации произведений отца. Она также создала одну из версий его биографии.
Книги Платонова стали активно издаваться в восьмидесятые годы прошлого века. Произведения автора вызвали волну интереса у нового поколения читателей. В 2005 году Мария Андреевна умерла и была похоронена на Армянском кладбище.
Феномен Платонова
Судьба Андрея Платоновича Платонова оказалось нелегкой, словно заранее подготовив для него множество испытаний. И этот тяжелый жизненный опыт отразился в его творчестве. Платонова нельзя назвать писателем, которым зачитываются взахлеб. Но во всех его произведениях всегда присутствует неумолимая правда, такая неудобная для многих, но совершенно очевидная для самого автора.
Андрей Платонович Платонов
И вот исходя из этой внутренней правды он и творил, причем даже тогда, когда точно знал, что его не опубликуют. Он писал, потому что не мог не писать. И в наши дни, когда возможен более объективный взгляд на эпоху становления государства после революции 1917 года, произведения А. Платонова воспринимаются немного пророческими, как будто бы автор видел будущее.
Бывает так, что поэт или писатель известен и успешен при жизни. И есть такие, кто упредил своё время, но признание получил лишь спустя много лет. Путь культуры никогда не был прост и однозначен, хотя и своевременное, и позднее признание всегда получают в ней в конце концов справедливое истолкование. Простые формулы «созвучен эпохе» или «опередил свое время» самые наглядные и ходовые тому примеры.
Однако существуют и третьи: писатели с подспудной глухой славой, разгорающейся чем дальше, тем больше. И если в жизни в таланте и подлинности им не отказывали лишь самые справедливые и чуткие современники, их посмертная нужность для всех нас — обитателей большого мира — позволяет произнести как отгадку слово «классик».
История признания таких писателей чаще всего приходится на переломные этапы общественного развития, когда общественное сознание вновь обретает пытливость и интерес к собственному пути, теряет шоры, изгоняет «внутренних цензоров» и ниспровергает мнимые кумиры. Андрей Платонов — такой писатель.
Платонов уникальный писатель. Можно сказать, что Платонов придумал свой язык, и этот язык является у него и содержанием произведений тоже… Можно сказать и так, что его проза продолжает традиции «магического» или «фантастического» реализма, то есть на фоне реальной канвы повествования читатель одновременно погружается в очень сложную систему символически-образного языка, рисующего другой мир за пределами этой реалистической канвы.
Такая традиция в русской литературе начинается с М.Ю. Лермонтова, её продолжают Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский. Потом её подхватят и авторы-символисты Серебряного века – такие как Д.М. Мережковский и А.И. Белый, и даже некоторые «соцреалисты», такие как Максим Горький и такие «романтики» как А. Грин.
Вообще одновременно с А.П. Платоновым творит другой яркий представитель этого же направления М.А. Булгаков. И хотя их идейная направленность абсолютна противоположна, художественные средства выражения своих мыслей у этих писателей сходны.
Особенности творчества Платонова
В произведениях А.Платонова звучат скорбь и жалость. Для своих героев он выбирал тернистый путь страдания. Правда, которую искал герой произведений Платонова не всегда на самом деле правда, но и не ложь. Это лишь авторское восприятие реальности. При этом главная цель героев Платонова восстанавливать нарушенный порядок жизни и духа.
Сирота и ребенок живут почти в каждом герое писателя. Они брошены, оставлены у них нет дома. Сиротство у Платонова – это не только индивидуальная черта характера, но и знак разрушенной целостности.
В диалогах платоновских героев искрится юмор, народный фольклор с его сатирической составляющей делает юмор его персонажей умным и актуальным.
Платоновский персонаж может валять дурака, при этом задавая новый взгляд на знакомые вещи.
Платонов использует прием «деметафоризации» и метонимические конструкции. Каждая из единиц текста построена по законам целого, как бы сверхсмысла. Любимая синтаксическая конструкция Платонова – сложноподчиненные предложения с избыточным употреблением союзов «потому что», «чтобы», «так как», «дабы» фиксирующих причины, условия, цели тог мира, который создается в сознании героя.
В мире, воссозданном в творчестве Платонова, можно найти черты самых разных стилей, поэтик и идеологических систем. Структура каждой единицы повествования и текста подчинена двойной задаче:
- воссоздать конкретное проявление существующего мира;
- выразить то, к чему должно быть и чего не миновать.
У Платонова странные герои и оборванные финалы произведений. Его творения невозможно пересказать на основе логики героев.
Начало творческого пути Платонова
Во время Октябрьской революции и последующих событий Андрей Климентов встал на сторону “красных”, о чем говорится в его автобиографии. Сначала он работал военным журналистом, статьи и очерки печатались в различных революционных газетах, в том числе с крупными тиражами. Например, его статьи печатались в газете “Известия”, тираж которой был одним из самых больших.Но в 1919 году молодого рабочего призвали в действующую армию, в железнодорожные войска. Служил помощником машиниста, а затем — рядовым стрелком в специализированной железнодорожной части.
Рис. 2. Андрей Платонов в детствеПосле войны Климентов окончил партийную школу, что дало ему возможность поступить на службу в комитет Юго-Восточных железных дорог. Железные дороги были национализированы (то есть перешли из ведения частных компаний в ведение государства), поэтому были созданы новые органы управления. Первая его книга вышла в 1921 году, и это был не поэтический сборник и не повесть. Он написал брошюру под названием “Электрификация”. А стихи вошли в коллективный сборник, который так и назывался – “Стихи”. В этом же 1921 году он женился на красавице, графине по происхождению, а в то время учительнице Марии Кашинцевой, а год спустя родился сын, которого в честь деда назвали Платоном. Это была настоящая любовь, Мария стала другом на всю жизнь, хотя отношения с родными мужа у нее были напряженными. Это были важные годы для Платонова, о чем может рассказать даже краткий обзор его творчества этого времени. Рассказы и очерки продолжали появляться, но самое главное — поэтический сборник “Голубая глубина”. Эту книжку заметили критики, а также его товарищи по цеху, в частности, Валерий Брюсов.
Рис. 3. Андрей Платонов в молодости