Краткое содержание
«Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные». Умирая, старый пискарь учил сына «глядеть в оба». Понял премудрый пискарь, что вокруг его подстерегают опасности – крупная рыба может проглотить, рак клешней перерезать, водяная блоха замучить. Особенно боялся пискарь людей – еще его отец однажды чуть в уху не угодил.
Поэтому пискарь выдолбил для себя нору, в которую мог попасть только он. Ночью, когда все спят, выходил прогуляться, а днем – «в норе сидел и дрожал». Он недосыпал, недоедал, но избегал опасностей.
Как-то пискарю приснилось, что он двести тысяч выиграл, но, проснувшись, обнаружил, что у него из норы пол головы «высунулось». Почти каждый день у норы его поджидали опасности и, избежав очередной, он облегченно восклицал: «Слава тебе, господи, жив!»».
Боясь всего на свете, пискарь не женился и детей не имел. Он считал, что раньше «и щуки были добрее и окуни на нас, мелюзгу, не зарились», поэтому его отец еще мог позволить себе семью, а ему «как бы только самому прожить».
Прожил премудрый пискарь таким образом больше ста лет. Не было у него ни друзей, ни родных. «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется». Уже и щуки начали хвалить его, надеясь, что пискарь их послушает и из норы выберется.
«Сколько прошло годов после ста лет — неизвестно, только стал премудрый пискарь помирать». Размышляя над собственной жизнью, пискарь понимает, что он «бесполезный» и если бы все так жили, то «весь пискарий род давно перевелся бы». Решил он вылезти из норы и «гоголем по всей реке поплыть», но снова испугался и задрожал.
Мимо его норы проплывали рыбы, но никому не было интересно, как он до ста лет прожил. Да и премудрым его никто не называл – только «остолопом», «дураком и срамцом».
Пискарь впадает в забытье и тут снова привиделся ему давний сон, как он двести тысяч выиграл, да еще и «вырос на целых поларшина и сам щук глотает». Во сне пискарь случайно выпал из норы и вдруг исчез. Возможно его щука заглотала, но «скорее всего — сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?».
Краткое содержание Горя бояться — счастья не видать Маршак для читательского дневника
Жил-был на свете Дровосек. Дожил до старости, а все работает — помощи ждать не от кого. Трудно ему давались задания, сил почти не осталось, а беды все приходят и приходят. И не один он такой «счастливец» — и отец, и дед его горевали, попадали в сложные ситуации и, мало-помалу, справлялись со своими бедами.
Осталась у Дровосека только племянница Настя, хорошая и добрая девушка, влюбленная в солдата. Как наставник и опекун, переживал Дровосек за девушку, и постоянно заводил речи о возможной женитьбе. Но какой там, ждёт Настя солдата. Ждёт- не дождется, и никто ей не указ. Так и проходили дни семьи Кузьминых — в ссорах и ругани.
Вспомнив в очередной раз о своём тяжёлом горе, Дровосек воочию смог увидеть это самое Горе. Устало оно жить с семьёй Кузьминых, отпустить просило, и даже присказку рассказало, как от него избавиться.
А Купец, окрыленный радостью удачной находки, и не заметил, как к нему прицепилось Горе. И вмиг все изменилось: светлые дни потускнели, радость сменилась печалью. Тут и разбойники подоспели, все забрали, и оставили обноски — ну чем не разбойник? А Купец чуть что, сразу Горе поминать.
Но тут, как назло, королевская стража. Быстро они купца нашли, и не отпускают — царь едет!
Царь и вправду ехал на охоту. Они с королевичем заморским по птицам стреляют, те и падают сразу. Какие меткие стрелки! Правда птицы за полчаса до охоты были посажены на ветку, но царю об этом не обязательно знать.
Захотел царь поживиться добычей, а огонька-то нет. Тут как тут Купец-разбойник, забирай, мол, моё огниво, да Горе впридачу. И кони купцовы сразу нашлись, и жить стало легче!
Теперь царь загрустил — денег в казне нет, заморский королевич уезжает домой, дочка готова сбежать к тете, армия разбрелась, а тут с трёх сторон войну объявили — ну чем не горе! Нашёл царь корень своих бед, да и решил от него избавиться.
Позвал единственного верного ему человека Ивана Тарабанова, и стал предлагать купить за 5 медных царские вещи. Не нужны они простому солдату, но царь не сдаётся. Выменял он солдатские деньги на табакерку с табаком заморским, и горе впридачу отдал, а взамен расписку вручил, что подарок этот от самого царя.
И вмиг к царю все вернулись, и он довольный готов командовать парадом.
Узнал вскоре Иван о своём подарке, но не испугался Горя, да ещё и посмеялся над ним. Предложил он Горю табачку понюхать, то комариком обернулось, в табакерку — шмыг, а Иван крышечку — хлоп. Честный он человек, не может обманом Горе никому передать.
Тут-то горе и догнало его — мать-старушка умерла, дом пропал, а невесту Настю разбогатевший и ещё больше обозленный дядя Дровосек хочет выдать за богатого Купца.
Тут и гости в дом идут, и смотрины устраивают. Купец подарки дорогие дарит, а над солдатом посмеиваются, мол нет у тебя, солдат, за душой ничего. А как же нет, когда есть табакерка?
Достал её молодой человек, а гости присмотрелись — печать-то царская, обвинили Ивана в воровстве и к царю повели.
Не сразу вспомнил царь Ивана, только когда он про Горе говорить начал. Предложил Иван купить царю обратно табакерку, да за 5 медных, больше не надо. Поскребли по карманам в царских покоях, да и отдали солдату 5 медных вскладчину — Царь, Дровосек и Купец. Тут и Горе подоспело — изголодавшееся, злое и беспощадное. Только теперь оно будет с тем, кто выкупил табакерку.
А Иван вернулся домой к Насте, и сыграли они свадьбу долгожданную.
Мораль сей истории такова: проходи через горести с гордо поднятой головой, ибо не познав несчастья, не узнаешь истинного счастья. А если ты обманом навязываешь горе другим людям, ни к чему хорошему это не приведёт.
Горя бояться — счастья не видать
Старый Дровосек рубит в лесу дрова и всё время поминает горе-злосчастье. Его племянница Настя приносит ему обед. Дровосек упрекает девушку, что она ждёт своего любимого, солдата Ивана Тарабанова, который гол как сокол, а богатого мельника отвергает.
Дровосек продолжает рубить лес, поминая горе-злосчастье, и у него ломается топор. Перед Дровосеком появляется маленькая старушка — Горе-Злосчастье. Оно всё время было с его семьёй, оттуда и все несчастья.
Надоело Горю-Злосчастью с семьёй Дровосека жить, его охи-вздохи слушать, хочет оно по белу свету побродить. Для этого нужно кому-то что-то продать и сказать: «Бери моё добро, да горе-злосчастье в придачу».
Продолжение после рекламы:
Дровосек пытается что-то продать пробегающим мимо Охотнику и Пастуху, но те отмахиваются. Наконец ему удаётся продать за алтын верёвочку Купцу, у которого оборвалась постромка.
https://youtube.com/watch?v=dETiH722u5k
На Купца нападают разбойники. Он плачет, поминая Горе-Злосчастье. Горе говорит Купцу, как он может от него избавиться.
В лес приходит поохотиться царь Дормидонт с войском и со своим будущим зятем Заморским королевичем. Они хотят зажарить дичь, но им нечем разжечь огонь. Появляется Купец и предлагает купить у него кремень и огниво. Вместе с товаром Купец навязывает царю Горе-Злосчастье.
Дочь царя Анфиса просит отца купить для неё ларчик, но в казне нет денег. Заморский королевич отказывается жениться на бедной невесте, Анфиса тоже покидает разорившегося отца и уезжает к богатой тётке.
Горе откликается и говорит царю, как от него избавиться.
Брифли существует благодаря рекламе:
Царь предлагает солдату купить у него перстень, саблю, корону, но солдат отказывается — ему это не нужно. Царь угощает солдата табаком из своей золотой табакерки. Солдату нравится табак, и он соглашается купить табакерку у царя, но, кроме пятака, денег у него нет. Чтоб его не обвинили в воровстве, солдат требует у царя расписку. Вместе с табакеркой царь передаёт солдату Горе-Злосчастье.
Горе боится трудностей солдатской жизни и просит солдата кому-нибудь его продать, но солдат не хочет губить людей. Горе пугает солдата разными бедами, но солдат их не боится. Увидев у него на глазах слёзы, Горе злорадствует, но солдат говорит, что плачет от табаку. Горе просит его понюхать, забирается в табакерку, и солдат его там закрывает.
Солдат приходит к Насте, которая теперь живёт в богатом доме. Она рассказывает, что с тех пор, как дядя избавился от Горя-Злосчастья, у него дела пошли на лад. Но Горе теперь живёт у солдата в табакерке — мать его умерла, дом разрушен, и Настю против её воли выдают замуж.
Продолжение после рекламы:
В доме собираются гости, приезжает жених — Купец. Но вышедшая к гостям Настя объявляет, что её жених — солдат. Увидев у солдата дорогую табакерку, гости обвиняют его в воровстве. Солдата связывают и доставляют во дворец к царю.
В богато убранном дворце сидят царь, Анфиса, Заморский королевич и придворные. Стража впускает Купца, Дровосека и арестованного Солдата. Солдат показывает расписку, и царь подтверждает, что ради смеха продал солдату табакерку за пятак.
Чтоб Солдат не рассказал никому про Горе-Злосчастье, царь согласен его отпустить, но табакерку велит оставить во дворце. Солдат требует назад свой пятак. Царь и Купец дают по копейке, Дровосек алтын, и Солдат им всем дарит Горе-Злосчастье.
Горе забирает Купца, Дровосека и Царя в тартарары, а Солдат с Настей празднуют свадьбу.
Премудрый пискарь
Очень кратко: Умный пескарь решает, что если жить в тёмной норе и тихо дрожать, то его и не тронут. Умирая в одиночестве, он понимает, что не было в его жизни ни любви, ни дружбы, а все вокруг считают его дураком.
В оригинале используется написание «пискарь», оно сохранено в названии и цитатах как дань традиции. Однако современная норма — «пескарь», этот вариант используется в остальных местах.
Жил-был пескарь. Его умные родители умудрились дожить до глубокой старости. Старик-отец рассказывал, как однажды его выловили сетями вместе со множеством другой рыбы и хотели уже кинуть в кипящую воду, но он оказался слишком мал для ухи, и его выпустили в реку. Натерпелся он тогда страху.
Пескарь-сын огляделся и увидел, что он в этой реке самый маленький: любая рыба может его проглотить, а рак — перерезать клешнёй. Он даже своим братьям-пескарям отпор не сможет дать — накинутся гурьбой и запросто еду отнимут.
Продолжение после рекламы:
Пескарь был умный, просвещённый и «умеренно-либеральный». Он хорошо запомнил поучения отца и решил «так прожить, чтоб никто не заметил».
Первым делом он придумал сделать такую нору, куда никто другой забраться не сможет. Целый год он украдкой выдалбливал её носом, прячась в иле и траве. Пескарь решил, что будет выплывать из неё либо ночью, когда все спят, либо после полудня, когда остальная рыба уже сыта, а днём — сидеть и дрожать. До полудня рыбы всех мошек съедали, пескарю почти ничего не оставалось и жил он впроголодь, но «лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться».
Однажды он проснулся и увидел, что его караулит рак. Полдня рак пескаря поджидал, а тот в норке дрожал. В другой раз его щука целый день у норы стерегла, но он и от щуки уберёгся. Под конец жизни щуки начали его хвалить, что так тихо живёт, надеясь, что он возгордится и из норы высунется, но мудрый пескарь на лесть не поддавался и всякий раз, дрожа, одерживал победу.
Брифли существует благодаря рекламе:
Прожил он так больше ста лет.
Перед смертью, лёжа в своей норе, он вдруг подумал: если бы все пескари жили, как он, то «весь пискарий род давно перевёлся бы». Ведь для продолжения рода семья нужна, а члены этой семьи должны быть здоровы, бодры и сыты, жить в родной стихии, а не в тёмной норе, дружить и хорошие качества друг у друга перенимать. А пескари, дрожащие в норах, для общества бесполезны: «даром место занимают да корм едят».
Пескарь отчётливо осознал всё это, ему захотелось вылезти из норы и гордо проплыть по всей реке, но, не успев подумать об этом, он испугался и продолжил помирать: «жил — дрожал, и умирал — дрожал».
Пронеслась перед пескарём вся его жизнь, и понял он, что не было в ней никаких радостей, никому он не помог, не утешил, не защитил, доброго совета не дал, никто не знает о нём и не вспомнит его после смерти. Вот и теперь умирает он в тёмной, холодной норе, а мимо проплывают рыбы и ни одна не придёт спросить, как же этот премудрый пескарь умудрился столько прожить. Да и называют его не премудрым, а остолопом и дураком.
Тут он начал понемногу забываться, и приснилось ему, будто он в лотерею выиграл, вырос значительно и «сам щук глотает». Во сне его нос высунулся из норы, и пескарь исчез. Что с ним случилось — неизвестно, может, щука сожрала, а может и рак утащил, но, скорее всего, он просто умер и всплыл на поверхность. Какая щука захочет есть старого и больного пескаря, «да к тому же ещё и премудрого»?
Другие персонажи
- Гингема — злая волшебница Голубой страны, ненавидящая людей и зверей.
- Бастинда — злая волшебница Фиолетовой страны, сестра Гингемы.
- Виллина — старая добрая волшебница Жёлтой страны. Спасла людей от гибели, уничтожив Гингему.
- Стелла — мудрая, добрая и вечно юная волшебница Розовой страны.
- Гудвин — Великий Волшебник, на деле оказавшийся мошенником.
- Фермер Джон — отец Элли, любит дочку, научил её грамоте.
- Анна — мать Элли, тоже очень любит дочку.
- Людоед — коварно заманивает путников в свой замок.
- Рамина — королева полевых мышей, добрая и благодарная.
- Фарамонт — Страж Ворот Изумрудного города.
- Дин Гиор — Солдат-стражник, гордящийся своей длинной бородой.
- Уорра — предводитель стаи Летучих Обезьян.
- Фрегоза — кухарка Бастинды, добрая Мигунья.
Композиция и жанр
Структура сказки такая же, как и у других фольклорных произведений. Сначала идёт вступительная часть, затем описывается жизнь пискаря. Экспозиция образована рассказом о семье героя. Завязка начинается с того, что герой вспоминает, как отец учил его остерегаться опасностей, главные из которых — уда и уха. Развитие сюжета — та часть, где пискарь делает себе тесную нору и живёт в ней, укрываясь от страшного мира.
Кульминационные точки — сцены, в которых пескарь попадается на глаза раку и щуке. Та часть, где герой умирает, — развязка сюжета. В конце писатель даёт подсказку, как бы намекая, что название следует понимать иносказательно. Пискарь не был мудрым, хотя и считал себя таким.
Жанр произведения — сатирическая сказка. На это указывают следующие признаки:
- образы рыб, за которыми скрываются люди;
- переплетение реальности и фантастики;
- использование сатирических приёмов.
Вопросы:
– Если я замечаю у родственницы какие-то отклонения в поведении, а она этого не признает и лечиться не хочет?
– В медицинском праве есть Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании». Я считаю, что всем людям, которые занимаются уходом за дементными пациентами, в связи со сложной социальной и медико-юридической ситуацией, нужно этот закон прочитать и знать. Особенно про наблюдение психиатром: как можно приглашать психиатра, в каких случаях психиатр может недобровольно направить пациента в стационар, а когда отказать и т. п.
Но на практике, если мы видим деменцию, мы стараемся начать лечить её сразу, насколько это возможно. Так как получить разрешение суда на осмотр – это очень долго, а болезнь прогрессирует, родственники сходят с ума. Тут следует помнить, что психотропные препараты дементным пациентам оставлять на руках нельзя. Нужен жёсткий контроль. Они забывают их принимать либо забывают, что приняли, и принимают ещё. Или не принимают специально. Почему?
Можно составить приблизительный рейтинг болезненных идей у пожилых людей:
- Идеи ущерба, которые формируется на фоне нарушений памяти. То есть пожилой человек, уже охваченный паранойяльной тревогой, берет свои документы, деньги и прячет их, а потом не может вспомнить, куда их засунул. А кто украл? Либо родственники, либо соседи.
- Идеи отравления. Эту проблему можно решить, если начать лечение лекарствами в растворе. Потом, когда у человека эта идея пропадает, он соглашается принимать препараты для памяти добровольно
- Неадекватные сексуальные притязания. Я старался немного говорить об этом на Конференции. Очень сложная тема. Мы привыкли, что опекуны могут проявлять сексуальное насилие к беспомощным опекаемым. Но бывает и наоборот: лишённый критики и «тормозов» опекаемый совершает развратные действия по отношению к малолетним и т.п. Это бывает значительно чаще, чем многие предполагают.
– С чем может быть связан полный отказ от еды и воды на поздних стадиях деменции?
– В первую очередь, надо искать и лечить депрессию.
Рейтинг причин отказа от еды в пожилом возрасте:
- Депрессия (нет аппетита);
- Идеи отравления (изменения вкуса, подсыпали яд);
- Сопутствующие соматические заболевания с интоксикацией.
– Есть ли какие-то рекомендации ухаживающему человеку, если постоянно чувствуешь себя усталым?
- Если у вас есть замена, самый лучший способ, когда вы устали — оставить на время пост. Замену можно найти, если задаться такой целью.
- Если нельзя уехать и отдохнуть – лечим «синдром выгорания» лекарствами.
Надо иметь в виду, что уход за пожилым человеком, это тяжелая физическая и моральная работа, которая, нам, родственникам, не оплачивается. Почему ещё синдром выгорания так актуален? Если бы вам платили за уход деньги, вы бы так быстро не сгорали. Адекватно оплачиваемый уход — это профилактика синдрома выгорания.
Но ещё тяжелей перестроиться внутри, признать, что твой близкий болен, взять контроль над ситуацией в свои руки, и, несмотря на усталость и хлопоты, стараться радоваться этой жизни. Потому что другой не будет.
- Если вы мышь с болезнью Альцгеймера – вам повезло
Помогите Правмиру
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Помогите нам быть вместе!
ПОМОЧЬ
Кино
В кино Сабельникова дебютировала за пару лет до окончания выпуска из института. Её первой героиней стала строитель Наталья в драматической кино-повести «Ночная смена». Фильм не приобрёл особой популярности, зато позволил юной артистке набраться опыта.
Годом позже в драме Николая Розанцева «Холодно – горячо». Здесь Евгения получила роль девушки Светы. Знаменательно то, что здесь в титрах впервые появились имя и фамилия актрисы.
В 1972-м году Сабельникова окончила институт, и получила распределение на «Ленфильм». В новом качестве штатного сотрудника киностудии она снялась в комедии Иосифа Шапиро «Последние дни Помпеи». Вместе с ней над фильмом работали Людмила Аринина, Александр Демьяненко, Виталий Соломин и Игорь Дмитриев.
В 1973-м Евгения получила первую и последнюю главную роль в актёрской карьере. В музыкальной сказке Виктора Турова по произведению Самуила Маршака «Горя бояться – счастья не видать» она сыграла солдатскую невесту Настеньку. Жизнь Насти полна тревог, но в финале благодаря волшебству и находчивости солдата Ивана, всё разрешается наилучшим образом.
Кадр из фильма «Горя бояться — счастья не видать»
В венном кинофильме «О тех, кого помню и люблю» актёрский талант Евгении Сабельниковой раскрылся с новой силой. Её хрупкая Катя Сомова, волею судьбы оказавшаяся на войне в сапёрном батальоне, вызвала у зрителей волну искреннего сопереживания. Евгения Алексеевна вжилась в образ горемычной девушки-солдатки настолько глубоко и правдоподобно, что буквально жила, а не играла в кадре.
Кадр из фильма «О тех, кого помню и люблю»
Примерно в это же время актриса снялась в мелодраме «Старые стены». В фильме её экранной мамой стала блистательная Людмила Гурченко, а коллегами по площадке не менее известные Армен Джигарханян, Фёдор Одиноков и Евгений Киндинов.
Кадр из фильма «С весельем и отвагой»
В ленте о жизни рыболовецкого колхоза «С весельем и отвагой» персонаж Евгении – колхозница Люся, милая девушка с тонкими косичками. Она проста, естественна, и вместе с этим как-будто не похожа на окружающих её действующих лиц.
В 1974-мгоду родители Сабельниковой переехали в Москву. 23-летняя артистка не захотела разлучаться с родными и тоже отправилась в столицу. Она была принята на «Мосфильм», где проработала около 10-и лет. На «Мосфильме» были сняты удачные картины с её участием, среди которых социальная драма режиссёра Худякова «Жить по-своему» и «Молодость с нами». В соц-драме Евгения исполнила необычную для себя роль манекенщицы Лены, влюблённой в женатого мужчину. Несмотря на непонимание в семье Елена не желает разрывать отношений и прекращать порочную связь.
В 1976-м Сабельникова сотрудничала со Свердловской киностудией, на базе которой была снята мелодраматическая картина «Просто Саша». Там актриса исполнила роль близкой подруги главной героини Марины Неёловой.
В начале 80-х творческая биография Евгении Алексеевны пополнилась ещё одним военным кино. В роли Ольги она снялась в «Оленьей охоте», пронзительной ленте о детском доме и его маленьких воспитанниках, попавших в оккупацию во время Великой Отечественной войны.
Кадр из фильма «Оленья охота»
Последней работой в карьере Евгении стал небольшой эпизод в историческом кино «Мы обвиняем». Фильм, в котором актриса сыграла журналистку Эльзу Краймер, повествует о провокационном перелёте американского лётчика Пауэрса, нарушившем воздушную границу СССР весной 1960-го года.
Сжатый анализ
Михаил Евграфович работал над созданием «Премудрого пискаря» с декабря 1882 г. по январь 1883 г. Поводом для написания сатирического произведения послужила общественно-политическая обстановка в стране. Прослойка интеллигенции, настроенная либерально, предпочитала избегать активных действий, чтобы не нажить проблем. «Цвет общества» отсиживался в «укромных уголках»: люди опасались за свою жизнь.
Как говорил сам Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь» — сатирическая сказка. Сюжет можно воспринимать как буквально, так и в переносном смысле. Жизнь многих людей проходит так же уныло и безрадостно, как протекают дни главного героя произведения — мудрого пискаря (в XIX веке правописание слова было именно таким).
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Горя бояться — счастья не видать Маршак
Жил-был на свете Дровосек. Дожил до старости, а все работает — помощи ждать не от кого. Трудно ему давались задания, сил почти не осталось, а беды все приходят и приходят.
- Краткое содержание Колотый сахар Паустовского
Этот необыкновенный рассказ Константин Георгиевич Паустовский написал о широте русской души а так же человеческой доброте. Данное действие происходит в небольшом городке Забайкалья
- Краткое содержание Сердца трех Джека Лондона
Френсису Моргану, жителю Нью-Йорка, досталось огромное наследство от его отца. Томаса Ригана (друг отца) посещает Торрес Альварес и говорит, что в курсе, где находится клад Генри Моргана (потомок Морганов).
- Краткое содержание Остров доктора Моро Уэллс
Эдвард Прендик был одним из пассажиров судна «Леди Вейн», которое потерпело крушение. Его сочли погибшим, но спустя почти год подобрали в открытом море на шлюпке. Прендик рассказал, что все это время он был на острове
- Краткое содержание сказки Царевна-лягушка
Собрал отец своих детей и говорит: «Хотел бы я увидеть ваши семьи!» Отвечал им царь: «Пустите по одной стреле! Где она коснётся, там ваша суженная проживает».
Заключение к краткому пересказу
темы
- дружба;
- добро, побеждающее зло;
- упорство в достижении цели.
Идея произведения состоит в том, что дружба и взаимовыручка — это самое лучшее, что есть на свете. С друзьями можно преодолеть любые невзгоды.
Краткое содержание сказочной повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Образ и характеристика Хлестакова — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
«Наталья, боярская дочь» — краткое содержание и пересказ повести Н. М. Карамзина
«Что делать?» — краткое содержание и пересказ по главам романа Н. Г. Чернышевского
«Вольга и Микула Селянинович» — краткое содержание и пересказ былины
Образ и характеристика Бирюка — героя рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»
Образ и характеристика Ильюши — героя рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»
«Обелиск» — краткое содержание повести В. В. Быкова
Сравнительная характеристика Пугачёва у Есенина и Пушкина — героя романа «Капитанская дочка» и поэмы «Пугачёв»