История создания повести котлован. история создания и анализ повести «котлован» платонова а.п

Краткое содержание рассказа Котлован Платонова

В день своего тридцатилетия Вощев был уволен с механического завода по причине «слабосильности» и задумчивости. Это рождает сомнения в его душе, он не знает, как жить дальше и уходит в другой город. После дня, проведенного в дороге, он засыпает в глубокой теплой яме. Вощева будит косарь, который отправляет его спать в барак, рассказав о том, что на месте этой ямы будет построено огромное здание.

Вощев просыпается вместе с мастеровыми, которые рассказывают ему о том, что строят дом, который предназначается для местного пролетариата. Он присоединяется к работе, предполагая, что сумеет выжить и здесь.

Господин Пашкин, председатель окрпрофсовета, часто появляется на стройке и поторапливает мужиков, призывая их ускорить темпы работы. По вечерам, после работы Вощев много думает о светлом будущем.

Один из рабочих, Сафронов, хочет где-нибудь отыскать радио, чтобы быть в курсе достижений.

Чиклин приходит к кафельному заводу и находит там маленькую девочку, сидящую рядом с умирающей матерью. В женщине он узнает дочь владельца этого завода, которая давным-давно поцеловала его. Она умирает, и Чиклин забирает с собой в барак девочку.

Пашкин призывает мастеровых к борьбе с колхозными капиталистами, они отправляют Сафронова и Козлова в деревню, где их убивают.

Мастеровые проводят собрание, на котором зачитывается список крестьян, которые переходят в колхоз и список «кулацкого сектора», тех, кого сажают на плот и «отправляют по речке в море».

После этих событий девочка Настя сильно заболела, она умирает. После этого Чиклин решает, что нужно рыть еще больший котлован, чтобы в доме мечты хватило места всему пролетариату. Жачев отказывается принимать в этом участие и уползает в город, чтобы убить товарища Пашкина.

Рассказ раскрывает конфликт между личностью, с её духовными терзаниями, и исторической действительностью.

Краткое содержание

Столичный купец Самсон Большов решает провернуть аферу, чтобы избавиться от бесчисленных долгов — он объявил о своем банкротстве, временно отдав состояние доверенному лицу.

В сообщники Самсон выбрал своего приказчика и старого друга Лазаря Подхалюзина. Он посвящает его в хитроумный план, и тот с ним соглашается, но в действительности хочет обмануть своего покровителя и забрать себе все состояние. Лазарь плетет интриги, пытаясь переманить к себе на сторону стряпчего Рисположенского, тот также помогает Самсону в его махинации, а также сваху Наумовну, чтобы она помешала свадьбе дочке Большова — Олимпиаде, которую любил Подхалюзин.

План Лазаря начинает работать. Помолвка девушки срывается, и Самсон объявил Подхалюзина новым женихом. Дочь закатывает скандал, но будущий супруг говорит ей о том, что все состояние ее отца уже у него. Он соблазняет Олимпиаду, обещая ей огромный дом и дорогие одежды, та соглашается выйти за него замуж.

Через определенное время пара поженилась, они проживают в богатом имении. Лазарь на пике успеха, Большова отправили в долговую тюрьму, а Наумовна и Рисположенский обмануты и прогнаны из дома. Неожиданно появляется Самсон и просит зятя с дочкой помочь ему погасить долги. Ни Подхалюзин, обязанный Большову всем, ни Олимпиада не проявляют к нему сочувствия и выгоняют его. Лазарь все-таки оказался не полностью подлым человеком и отправляется договариваться с кредиторами, надев свой самый негодный костюм, чтобы снизить цену.

Художественные особенности

Автор известен языковой уникальностью своих текстов. Его стиль не имеет аналогов, это новаторская находка Платонова. Главным оружием в руках писателя становится плеоназм — избыточность речи, когда автор нарочно добавляет ненужные слова, чтобы усилить абсурдность и гротескность происходящего. Он подражает простонародной речи, показывая, что люди вообще не понимают, о чем говорят. В их устах новые слова лишаются прямого значения и выглядят карикатурно.

Важно отметить фантастичность образов. Автор постепенно погружает нас в выдуманный мир гротеска и гиперболы

Так, медведь-молотобоец воюет с капитализмом наравне с людьми, чуя кулаков по запаху. А маленькая девочка призывает бить кулаков и разжигать пламя классовой борьбы. «Что за Юлии здесь сидят?» — говорит она рабочим, используя имя своей матери в качестве нарицательного. Так она обозначает буржуев. Не менее удивителен мужик, убивший Козлова и Сафронова, который сам пришел и лег в могилу, заставляя себя умереть.

Интересны и отсылки к мифологии. Сцена, когда кулаки отправляются на плотах в никуда и со всеми целуются на прощание, напоминает языческие похороны на погребальной ладье. Иными словами, мы видим настоящие похороны крестьянского-христианского мира. А медведи в старину обладали даром вынюхивать злую силу. У Платонова Миша изобличает кулачество.

Есть в повести и горькая ирония:

Интересно, что сюжет книги воплотился в жизнь. В 1931 году был снесен Храм Христа Спасителя, а на его месте планировали построить «Дворец Советов» высотой 415 метров по проекту Бориса Иофана. Однако большевики смогли только вырыть огромный котлован, на месте которого потом соорудили бассейн, чтобы прикрыть зияющую бездну хоть чем-то реальным.

«Котлован» (Платонов): анализ

Тема повести — строительство в деревне и городе социализма. В городе оно представляет собой возведение здания, куда должен войти на поселение весь класс пролетариата. В деревне оно состоит в основании колхоза, а также уничтожении кулаков. Герои повести заняты реализацией данного проекта. Вощева, героя, который продолжает ряд искателей смысла жизни у Платонова, увольняют из-за задумчивости, и он попадает к землекопам, роющим котлован. Масштаб его во время работы все увеличивается и достигает, в конце концов, грандиозных размеров. Все более масштабным, соответственно, становится и будущий «общий дом». Двое рабочих, отправленных в деревню для проведения коллективизации, погибают от «кулаков». Их товарищи расправляются над последними, доводя до конца свое дело.

Название произведения «Котлован» (Платонов), анализ которого мы проводим, приобретает символический, обобщенный смысл. Это общее дело, надежды и усилия, коллективизация веры и жизни. Каждый здесь во имя общего отрешается от личного. В названии есть прямые и переносные смыслы: это строительство храма, «целина» земли, «перелопачивание» жизни. Но вектор направлен вглубь, вниз, а не вверх. Он ведет ко «дну» жизни. Коллективизм постепенно начинает все более напоминать братскую могилу, где хоронят надежду. Похороны Насти, ставшей как бы общей дочерью рабочих, — финал повести. Для девочки становится могилой одна из стенок этого котлована.

Герои повести — искренние, работящие, совестливые труженики, как показывает содержание Платонова «Котлована», романа, описывающего их характеры довольно подробно. Эти герои стремятся к счастью и ради него готовы самоотверженно трудиться. Оно при этом заключается не в удовлетворении личных потребностей (как у живущего в довольстве и сытости Пашкина), а в достижении для всех высшей жизненной ступени. Смысл труда этих рабочих — в частности будущее Насти. Тем сумрачнее и трагичнее финал произведения. Итог его — размышление над телом девочки Вощева.

История создания

В 1929 году Платонов получил длительную командировку. Он объездил десятки деревень, где в эти годы ударными темпами производилась коллективизация. Однако то, что увидел писатель, разрушило все его представления о советских идеалах и перспективах. Тысячи людей стали жертвами чудовищной политики истребления кулачества. Целыми семьями их выгоняли на необитаемые северные земли, не дав ни одежды, ни орудий труда. Многие умирали еще в дороге. Исключения не делали даже для малолетних детей. Они тоже отправлялись в неизведанные места, чтобы погибнуть от голода и холода. Иными словами, самые знающие, трудолюбивые и достойные крестьяне были убиты, а пьющие, несостоятельные и ленивые люди, не скопившие ничего, вдруг получали в общее пользование все, что нажито чужим трудом. Лучше всех в итоге устраивался тот, кто красивее говорил о новой власти.

Платонов отметил и другие тревожные тенденции. Уничтожение индивидуальности, искоренение интеллигенции, потеря нравственных ориентиров — все это отражено в повести. Финал и вовсе говорит о том, что социалистическое общество обречено на небытие. Вот что о концовке писал сам Платонов:

Известно, что свою повесть Андрей Платонович создавал в довольно непростое для страны время перехода от старого к новому. Конечно же, было много необоснованных перемен. При этом далеко не все методы формирования новых законов общества можно было назвать гуманными. Платонов как раз предпринял попытку выяснить их сущность.

Работу над созданием своего произведения Андрей Платонович завершил а 1930 году. Естественно, произведение на протяжении длительного времени распространялось в самиздате. Это было вызвано тем, что из-за цензуры повесть не была допущена к печати. При этом жестокое наказание могло последовать даже за хранение брошюр.  Произведение Платонова «Котлован» в СССР было опубликовано только в 1987 году.

Пошаговая инструкция по вывозу земли

Вывоз земли с участка, где была разработка котлована происходит в соответствии с установленными в регионе правилами. Землю нельзя самостоятельно выносить ведрами на ближайшее поле или площадку ТБО.

Так как землями распоряжается местная власть и они находятся во владении муниципалитета, здесь действуют ограничения. Самовывоз отработанного материала запрещен, так как специальным ведомством выдается лицензия на предприятия, которые могут вывозить котлованный грунт.

Как выглядит работа поэтапно:

  1. Заказчик нанимает специальную строительную фирму, которая имеет лицензию на вывоз котлованного грунта на выделенный для этого полигон.
  2. В процессе оформления заявки подрядчик оценивает объемы выполняемых работ. Он должен оценить объем вывоза и утилизации земли, провести предварительные расчеты стоимости, составить план погрузочных и отгрузочных работ, а также сделать план транспортных операций.
  3. Подрядчик отправляет специальную технику для вывоза котлованного грунта. Техника должна уметь собрать, погрузить землю и транспортировать его на место утилизации.
  4. Подрядчик предоставляет заказчику отчетность об успешном проведении процедуры. Этот документ заказчик может приложить к смете, если строительство выполняется в больших объемах.

На процедуру вывоза влияет класс опасности отходов. Подрядчик должен соблюсти все законодательные нормы: если грунт не пригоден для дальнейшего использования, его нужно утилизировать. Если же земля соответствует нормам – ее можно использовать для дальнейшего строительства.

Персонажи

В «Котловане» Платонов представляет читателю модель советского общества на фоне событий 1929 и 1930 гг. Например, Сафронов выступает в роли выразителя официальной идеологии. Подобные ему люди считались идейной опорой власти. Козлов – типичный приспособленец, решивший покинуть котлован ради общественной работы. Председатель окружного бюро профессиональных союзов Пашкин – функционер-бюрократ, получающий солидную зарплату.

Что касается девочки Насти, то она символизирует новую советскую Россию. Ее мать – умершая буржуйка Юлия – Россия историческая. По мысли Платонова, новая Россия, старающаяся отказаться от собственного прошлого, без России старой существовать не способна. Именно поэтому в финале умирает Настя, истосковавшаяся по матери.

Главный герой повести – Вощев, человек, пытающийся отыскать истину, обрести смысл жизни. Без этого не радует его ничего на белом свете. Есть у Вощева странное увлечение – собирать всякую ветошь «для социалистического отмщения». В финале он так же соберет деревенских жителей и приведет их на строительство котлована. Деятельность Вощева тесно связана с реальной установкой советской власти на сдачу утиля, что должно было помочь сбору денег на индустриализацию и созданию сырьевой базы промышленности. В «Котловане» деревенский народ, которого Вощев привел на стройку, — фактически такой же утиль, расходный материал. Ничего хорошего его не ждет.

«Котлован» (Платонов): анализ

Тема повести — строительство в деревне и городе социализма. В городе оно представляет собой возведение здания, куда должен войти на поселение весь класс пролетариата. В деревне оно состоит в основании колхоза, а также уничтожении кулаков. Герои повести заняты реализацией данного проекта. Вощева, героя, который продолжает ряд искателей смысла жизни у Платонова, увольняют из-за задумчивости, и он попадает к землекопам, роющим котлован. Масштаб его во время работы все увеличивается и достигает, в конце концов, грандиозных размеров. Все более масштабным, соответственно, становится и будущий «общий дом». Двое рабочих, отправленных в деревню для проведения коллективизации, погибают от «кулаков». Их товарищи расправляются над последними, доводя до конца свое дело.

Название произведения «Котлован» (Платонов), анализ которого мы проводим, приобретает символический, обобщенный смысл. Это общее дело, надежды и усилия, коллективизация веры и жизни. Каждый здесь во имя общего отрешается от личного. В названии есть прямые и переносные смыслы: это строительство храма, «целина» земли, «перелопачивание» жизни. Но вектор направлен вглубь, вниз, а не вверх. Он ведет ко «дну» жизни. Коллективизм постепенно начинает все более напоминать братскую могилу, где хоронят надежду. Похороны Насти, ставшей как бы общей дочерью рабочих, — финал повести. Для девочки становится могилой одна из стенок этого котлована.

Герои повести — искренние, работящие, совестливые труженики, как показывает содержание Платонова «Котлована», романа, описывающего их характеры довольно подробно. Эти герои стремятся к счастью и ради него готовы самоотверженно трудиться. Оно при этом заключается не в удовлетворении личных потребностей (как у живущего в довольстве и сытости Пашкина), а в достижении для всех высшей жизненной ступени. Смысл труда этих рабочих — в частности будущее Насти. Тем сумрачнее и трагичнее финал произведения. Итог его — размышление над телом девочки Вощева.

Тематика

Важнейшая тема произведения – тема поиска истины, смысла жизни. Главным образом этим занят Вощев. Ему без смысла и без истины жизнь не мила. Пытаясь найти ответы на вечные вопросы, он забывается в работе, чтобы было не так мучительно существовать. Смысл жизни ищет не только Вощев, но и другие персонажи повести. Например, медведь, работающий на кузнице. Его Вощев берет в свидетели, что истины нет, а потом отмечает: «Он ведь только работать может, а как отдохнет, задумается, так скучать начнет». В финале произведения так и не удается обнаружить ни истины, ни смысла жизни. Настя умирает, котлован не выкопан.

Другая важная тема повести – тема смерти. Она в произведении напрямую или косвенно упоминается постоянно. Котлован походит на могилу. Насте дарят два гроба – предполагается, что в одном девочка будет спать, в другом хранить игрушки. Вощева автор называет «заочно живущим». Про рабочих, спящих в бараке, говорится, что они «были худы, как умершие». Для инженера Прушевского весь мир – «мертвое тело». Примеров можно привести еще много. Кстати, тема смерти и ее преодоления – пожалуй, самая главная во всем творчестве Платонова. Как отмечает Анатолий Рясов, в платоновских произведениях страшный опыт смерти – это одновременно и опыт бессмертия.

«Котлован» считается одним из сложнейших произведений не только в русской, но и в мировой литературе. Каждый, кто внимательно прочитает повесть, поймет ее по-своему, а при повторных прочтениях будет постоянно открывать новые грани.

Сценическая судьба пьесы

Всем известно, что пьесы в отличие от других жанров литературы трансформируются в другой, не менее важный вид искусства — театр. Однако не все пьесы имеют сценическую судьбу. Существует множество факторов, которые способствуют или препятствуют постановкам пьес на подмостках театров. Главным критерием, определяющим жизнеспособность пьесы в будущем, является ее актуальность тем, освещаемых автором.

Пьеса «Свои люди — сочтемся» была создана в 1849 году. Однако долгие одиннадцать лет царская цензура не давала разрешения на ее постановку в театре. Впервые «Свои люди — сочтемся» была поставлена актерами Воронежского театра в 1860 году. В 1961 году государственная цензура внесла свои изменения в пьесу и разрешила ее постановку в театрах империи в отредактированном варианте.

Такая редакция сохранилась до конца 1881 года. Следует отметить, что когда знаменитый режиссер А. Ф. Федотов в 1872 году позволил себе дерзость и поставил пьесу в первоначальной форме в своем Народном театре, этот театр уже через несколько дней был навсегда закрыт по указу императора.

Чиклин, Никита

Один из главных героев повести, землекоп, старший в артели. Всю жизнь работал руками, а не головой, поэтому был малограмотным. Когда он работал в молодости на кафельно-изразцовом заводе, его поцеловала дочь хозяина завода. Он тогда не оценил этого поступка, и молча ушёл от неё, а сейчас жалел об этом. Чиклин пошёл на этот завод и нашёл её там умирающей. После её смерти, он взял её дочь Настю в артель и стал заботиться о девочке. После убийства Козлова и Сафронова в деревне, отправился туда наводить порядок, выяснял, кто убил его товарищей, потом занялся раскулачиванием кулаков. В конце произведения он ударил Активиста, который не дал накрыть больную Настю своим пиджаком, и убил. Когда Настя умерла, он вырыл ей огромную могилу и похоронил.

Радиовышка

Продолжается повесть, которую создал Платонов («Котлован»). Содержание дальнейших событий следующее. Пашкин устанавливает на стройке радиовышку. Доносятся оттуда без перерыва требования к работающим. Сафронову не нравится то, что он не может ответить. Жачеву этот звук надоел и он просит предоставить ответ на данные сообщения. Сафронов сожалеет, что не может собрать рабочих.

Прибывшая с Чиклиным с завода девчушка спрашивает про меридианы, но поскольку тот не знает ничего об этом, он говорит, что это перегородки, отделяющие от буржуев.

Копающие после работы собираются возле девочки и спрашивают ее, откуда она, кем является, кто ее родители. Помня наставления мамы, она объясняет, что не знает родителей, но не хотела при буржуях появиться на свет, а родилась, как только стал править Ленин.

Сафонов замечает, что Советская власть является самой глубокой, ведь даже маленькие дети знают Ленина, не зная при этом своих родственников.

Смысл финала произведения А.П. Платонова «Котлован»

Финал произведения «Котлован» подтверждает одну из идей символичного заглавия книги. Люди старались, трудились, боролись, но все оказалось напрасным. В концовке книги умерла девочка Настя. Теперь одна из стен огромного котлована стала для героини могилой. Символичный и очень грустный финал произведения, который оставляет неприятный осадок в душе.

Герои повести искренне верили в счастливый исход. Они жаждали перемен. Для этого они не только надеялись на других, но и сами прикладывали неимоверные усилия. Для жителей того непростого времени счастье заключалось не в удовлетворение личных потребностей. Первостепенным для них был создание комфортных условий проживания для всего общества. Высшая ступень существования — основная цель жизнедеятельности простого человека.

Со временем люди поняли, что им не суждено увидеть перемены своими глазами. Однако они не расстроились. Ведь они верят, что желанный результат будет достигнут другими поколениями. Для этого они уже собственными силами создали крепкий нерушимый фундамент. Взаимопомощь, взаимовыручка сделали простых жителей искренними и преданными людьми, которые ценят труд и участие каждого. Персонажи повести «Котлован» не погибают забытыми и никому не нужными. Они вложили всю свою энергию в доброе дело, которое обязательно даст свои плоды.

В области производительности труда

Едва ли можно сомневаться, что одним из самых важных фактов нашего строительства за последний год является тот факт, что нам удалось добиться решительного перелома в области производительности труда. Перелом этот выразился в развертывании творческой инициативы и могучего трудового подъема миллионных масс рабочего класса на фронте социалистического строительства. В этом наше первое и основное достижение за истекший год.

Развертывание творческой инициативы и трудового подъема масс стимулировалось по трем основным линиям:

а) по линии борьбы с бюрократизмом, сковывающим трудовую инициативу и трудовую активность масс — через самокритику;

б) по линии борьбы с прогульщиками и разрушителями пролетарской трудовой дисциплины — через социалистическое соревнование

в) по линии борьбы с рутиной и косностью в производстве — через организацию непрерывки.

В результате мы имеем величайшее достижение на фронте труда в виде трудового энтузиазма и трудовой переклички миллионных масс рабочего класса во всех концах нашей необъятной страны. А значение этого достижения поистине неоценимо, ибо только трудовой подъем и трудовой энтузиазм миллионных масс может обеспечить тот поступательный рост производительности труда, без которого немыслима окончательная победа социализма в нашей стране над капитализмом.

«Производительность труда, — говорит Ленин, — это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя. Капитализм создал производительность труда, невиданную при крепостничестве

Капитализм может быть окончательно побежден и будет окончательно побежден тем, что социализм создает новую, гораздо более высокую производительность труда» (т. XXIV, стр. 342).

Исходя из этого, Ленин считает, что:

«Мы должны проникнуться тем трудовым энтузиазмом, той волей к труду, упорством, от которого теперь зависит быстрейшее спасение рабочих и крестьян, спасение народного хозяйствам (т. XXV, стр. 477).

Такова задача, поставленная Лениным перед партией.

Истекший год показал, что партия с успехом выполняет эту задачу, решительно преодолевая стоящие на атом пути трудности.

Так обстоит дело с первым важным достижением партии за истекший год.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Настя  – бездомная девочка, которую Чиклин  нашел возле умирающей матери, всеобщая любимица артели.
  •  Прушевский  – инженер-неудачник, инициатор бесполезного строительства «общепролетарского» дома.
  •  Сафронов  – один из профсоюзных активистов мастеровой артели, свято верующий в силу колхозного пролетариата.
  •  Козлов  – хилый артельный доносчик, выбившийся в председатели кооперативного главкома кляузами.
  •  Пашкин  – бюрократ, чиновник, председатель окрпрофсоюза.
  •  Медведь  – кузнечный молотобоец и даровой раздуватель мехов.
  •  Активист  – самопровозглашенный управляющий колхоза, установивший свои порядки в деревне.

Андрей Платонов. Котлован

    В  день тридцатилетия личной жизни  Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал  средства  для своего  существования. В увольнительном документе ему написали, что   он   устраняется   с   производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда.
    Вощев  взял  на квартире вещи в мешок и вышел наружу, чтобы на воздухе лучше понять  свое  будущее.  Но  воздух  был  пуст, неподвижные  деревья  бережно  держали жару в листьях, и скучно лежала пыль  на  безлюдной  дороге  —  в  природе  было  такое положение.  Вощев  не  знал,  куда  его влечет, и облокотился в конце города на низкую ограду одной усадьбы, в которой приучали бессемейных детей к труду и пользе. Дальше город прекращался —
там  была  лишь  пивная  для  отходников  и   низкооплачиваемых категорий,  стоявшая,  как  учреждение, без всякого двора, а за пивной возвышался глиняный бугор, и старое дерево росло на  нем одно  среди светлой погоды. Вощев добрел до пивной и вошел туда на искренние  человеческие  голоса.  Здесь  были  невыдержанные люди,  предававшиеся  забвению своего несчастья, и Вощеву стало глуше и легче среди них. Он присутствовал в пивной  до  вечера,
пока  не зашумел ветер меняющейся погоды; тогда Вощев подошел к открытому окну, чтобы заметить начало ночи, и увидел дерево  на глинистом  бугре — оно качалось от непогоды, и с тайным стыдом заворачивались   его   листья.   Где-то,   наверно    в    саду совторгслужащих,   томился   духовой   оркестр:   однообразная, несбывающаяся  музыка  уносилась   ветром   в   природу   через приовражную  пустошь,  потому что ему редко полагалась радость,
но ничего не мог совершить равнозначного музыке и проводил свое вечернее время неподвижно. После ветра опять настала тишина,  и ее  покрыл  еще  более  тихий  мрак.  Вощев  сел  у окна, чтобы наблюдать нежную тьму ночи, слушать  разные  грустные  звуки  и мучиться сердцем, окруженным жесткими каменистыми костями.
    — Эй, пищевой!— раздалось в уже смолкшем заведении.— Дай нам пару кружечек — в полость налить!
    Вощев  давно  обнаружил, что люди в пивную всегда приходили парами,  как  женихи  и  невесты,  а  иногда  целыми   дружными свадьбами.
    Пищевой  служащий  на  этот  раз  пива  не  подал,  и  двое пришедших кровельщиков вытерли фартуками жаждущие рты.
    — Тебе, бюрократ, рабочий  человек  одним  пальцем  должен приказывать, а ты гордишься!
    Но  пищевой берег свои силы от служебного износа для личной жизни и не вступал в разногласия.
    — Учреждение, граждане, закрыто. Займитесь  чем-нибудь  на своей квартире.
    Кровельщики взяли с блюдечка в рот по соленой сушке и вышли прочь. Вощев остался один в пивной.
    —  Гражданин!  Вы  требовали  только одну кружку, а сидите здесь бессрочно! Вы платили за напиток, а не за помещение!
    Вощев захватил свой мешок и отправился в ночь.

Композиция комедии

Непосредственное начало комедии — завязка: читатель видит молодую девушку Липочку, которая безумно желает стать замужней женщиной, и не без протеста соглашается на предложенную своим отцом кандидатуру — приказчика Подхалюзина. В каждой комедии присутствует так называемая движущая сила, зачастую это главный герой, который часто занимает контрапозицию к большинству действующих лиц, либо своим активным участием, способствует острому развитию сюжетной линии.

В пьесе «Свои люди — сочтемся» такой статус имеет купец Большов, который при поддержке своих родных придумал финансовую авантюру и внедрил ее в действие

Наиболее важно частью композиции является кульминация в комедии — та часть произведения, где действующие лица переживают максимальный накал эмоций

В данной пьесе кульминацией служит эпизод, в котором Липочка открыто занимает сторону своего мужа и говорит отцу о том, что они не заплатят за его кредиты ни копейки. За кульминацией следует развязка — логический исход событий. В развязке авторы подводят итоги всей комедии, разоблачают всю ее суть.

Развязкой «Свои люди — сочтемся» является попытка Подхалюзина поторговаться с кредиторами отца своей жены. Некоторые литераторы для достижения максимального драматического момента своевольно вводят в комедию немую финальную сцену, которая окончательно замыкает действие.

Но Александр Островский использует другой прием — Подхалюзин остается верным своим принципам о последнего, обещая вместо скидки кредитора, не обсчитывать его в будущем собственном магазине.

Главные герои и их характеристика

Главные герои повести «Котлован» представлены в списке:

  1. В образе Вощева автор изобразил мужчину, который лишился работы на механическом заводе. На момент повествования главному персонажу тридцать лет. Герой принимает решение найти себе работу в другом городе. Во время дороги Вощев, увидев большую яму, решает остаться на ночлег. На самом деле, это был котлован, предназначенный для строительства нового здания для пролетариата.
  2. Новое здание символизирует перемены, возникающие в обществе. Однако на котловане строительство останавливается.
  3. Главной героиней повести является девочка по имени Настя. Её образ олицетворяет будущее. От строителей Настя получила гробы. Этот подарок девочка использовала в качестве ящика и кроватей для игрушек. Эти гробы рабочие забрали у крестьян. Этим автор желал максимально точно отобразить положение крестьян в сложившихся условиях. Настя не смогла дожить до окончания стройки. Смерть Насти символизирует крушение всех надежд на новую жизнь. 
  4. Чиклин — бывший заключенный, который стал рабочим, потому что ничего другого делать не умел. Известно, что он имел много романов и дружб, но никому не был верен. Человек добрый, честный, но не мыслящий. Он не осознает, зачем работает, и делает это по инерции.
  5. Сафронов — оптимист и наивный человек, который не осознает, а зубрит пролетарские лозунги. Слепо верит во все, что говорит власть имущий.
  6. Козлов — хитрый и подлый карьерист, негодный работник и доносчик, который добивается успеха в пролетарском обществе.
  7. Пакшин — толстый и пугливый чиновник, который больше всего на свете боится доносов и критики начальства. Живет как буржуй.
  8. Жачев — инвалид империалистической войны. Желчный и грубый человек, но добр к детям. Он верит, что когда-то на земле останутся только они, а все взрослые должны умереть, как пережиток прошлого.
  9. Прушевский — инженер. Отчаялся найти смысл жизни, болезненно ощущает свое одиночество в новых реалиях. Такие люди становятся классовыми врагами только в силу ума и образования.

Вывод по рассказу

Пьеса Островского Александра описывает обычную купеческую семью. Отец семейства, Большов, неимоверно скуп и жаден, поэтому хочет скрыть свое хорошее материальное состояние. Он имеет капризную и избалованную дочь по имени Олимпиада. ГОлава семейства настаивает на ее замужестве с Лазарем Подхалюзиным, потому что он стал владельцем его состояния. Молодая семья купается в роскоши, а отец в это время банкрот. Ему очень горько осознать, что собственная единственная дочь жестока и эгоистична.

Островский Александр Николаевич в пьесе «Свои люди — сочтемся» обличает эгоизм и жадность. Классик второй половины 19 века стремится показать читателю, что дети – это зеркало родителей

Поэтому важно обращать внимание, в первую очередь, на себя, когда мы имеем собственных детей. Приходит на ум известная поговорка: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: