Антропологический материализм Л. Фейербаха
Последним великим представителем классической немецкой философии был Л. Фейербах. Его выдающаяся историческая заслуга заключалась в глубокой критике идеализма Канта, Гегеля и других философов и в возрождении, продолжении передовой традиции материализма в XVIII веке. Век. В отличие от других представителей классической немецкой философии, которые были идеалистами, Фейербах — воинствующий материалист.
Философия Людвига Фейербаха считается завершающим этапом немецкой классической философии и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.
Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция — Демокрит и Эпикур; Англия Нового времени — Бэкон, Локк; Франция — материалисты эпохи Просвещения), но эти материалистические философские школы были в основном внутренним явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречивостью, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (одной из форм этого компромисса, в частности, был деизм).
Философия Людвига Фейербаха была первым примером глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:
- полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;
- попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;
- материалистическое, с учетом последних достижений науки, объяснение проблем мира и человека;
- сильный интерес к социальным и политическим вопросам;
- убеждение в познаваемости окружающего нас мира.
Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX века, предшественником марксизма. Марксистская философия, сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха (Карл Маркс, Фридрих Энгельс), вышла за национальные границы Германии и стала мировой философией, которая была особенно популярна в середине и конце 19 века и в первой половине 20 века.
Ранний период философии Фейербаха отмечен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах: отвергает идею тождества бытия и мышления; не признает существование абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и главной причины материального мира; логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальном мире — окружающий мир очевиден и осязаем, а абсолютная идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля; не признает единства философии и религии; отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).
Фейербах считает философию Гегеля искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое и несовместимой с последними достижениями науки.
В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории заключается в том, что…:
- Природа и человек — единственные реальности;
- Человек — часть природы;
- Человек — это единство материального и духовного;
- Человек должен быть главным интересом философии;
- Идея не существует сама по себе, а является продуктом человеческого сознания;
- Бога как отдельной и независимой реальности не существует; Бог — это плод воображения человека;
- Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не создана и никем не уничтожена;
- все, что нас окружает (предметы, явления) — это различные проявления материи.
Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от более ранних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идеей существования Бога — деистов и других, — Фейербах занимает атеистическую позицию и тесно связывает проблему Бога с антропологией.
Идеализм — это…
ИДЕАЛИЗМ (фр. idealisme от греч. ιδέα — идея) — это направление в философии, объединяющее множество учений, которые так или иначе утверждают, что сознание первично, а материя вторична.
Глобально все философские течения разделены на два лагеря — идеализм и материализм. В зависимости от ответа на главный вопрос философии «Что первично — дух или материя?», мыслитель считается материалистом или идеалистом (помним, что речь не о человеке в розовых очках, бредящем идеалом).
Это противостояние чем-то напоминает вечную дилемму курицы и яйца, однозначное решение которой есть только у палеонтологов, утверждающих, что яйцо первично.
Тема идеализма звучала еще на заре рождения философии в древнем мире, а вот сам термин появился только в XVIII веке, когда немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц развел философов по две стороны баррикад.
Материалисты отталкиваются от учения Эпикура с его «ничто не происходит из несуществующего, и ничто не переходит в несуществующее», а идеалисты — от философии Платона с его «эйдосами».
Идеализм — это способ понимания мира, во многом противоположный материализму (что это?), но есть еще и третья правда — дуализм, т.е. попытка объединить и примирить оба взгляда на действительность.
Философы-идеалисты считают, что дух определяет бытие. Иными словами, сознание, мышление, идеи формируют не только человеческое мировоззрение, но и саму реальность.
Если перенести рассуждения об идеализме на современную почву, то на ум приходит самый философский фильм всех времен и народов «Матрица», снятый братьями Вачовски в 1999 году и наделавший много шума.
В «Матрице» намешано много философских учений, библейских сюжетов, отсылок к древнегреческим мыслителям, но, пожалуй, момент, ближе всего подобравшийся к сути идеализма, это эпизод с ложкой, которой на самом деле не существует.
Идеализм неоднороден по своей структуре. Выделяют два глобальных направления — объективный и субъективный идеализм, в рамках которых рождалось множество ответвлений.
Иммануил Канта
Во вторую половину 18 века и первой половины 19 века начала развиваться немецкая философия. Основателем данного течения стал Иммануил Кант. Его учения и творчество принято разделять на докритический и критический период.
В своей знаменитой работе во время докритического периода о всеобщей естественной истории и теории неба мыслитель создал идею, которая заключалась в том, что Вселенная была создана естественным способом, благодаря действию динамических сил из космического газа. Эта же теория включает в себя общее устройство всего мира и наличие в нем всех физических законов между небесными телами, что послужило образованию одной системы. Благодаря этому предположению Кант высказал научное предсказание о том, что в Солнечной системе ещё есть нераскрытые планеты. В период механицизма он стал в ряды первых философов, который стремился создать образ динамичного, подверженного эволюции, мира.
Во время докритического периода, который представляется как подготовительный этап критическому, философ создавал идеи, которые впоследствии стали бессмертными и вошли в мировую классику философии. В критические же период были созданы идеи, которые называют основными, поскольку они описывали работу человеческого разума и критику его работы.
В своих трудах Кант писал, если люди с их разумом начнут вести беседы о работе всего мира, не имея за плечами опыта, они придут в конце к противоречиям. А противоречивые утверждения должны вместе либо быть доказуемы, либо опровергнуты.
Кант указывал на то, что любая вещь или сила, оказывающая влияние на человека, не способна стать объектом для исследования, так как познание человека никак не связывается с основными целями познания. Так люди должны познавать в себе явления, а не вещи. Это утверждение сыграло против Канта: из-за него, философа обвинили в агностицизме, а именно в отрицании мирового познания.
Краткая биография[править | править код]
С детства в Гегеле отмечали любознательность и стремления получить ответы на интересовавшие его вопросы. Уже в раннем возрасте Георг зачитывается литературой о древнегреческой культуре, и видимо по этой причине он решает стать на путь философствования. Проведя большую часть своей жизни в различных библиотеках, Гегель не привнёс никаких интересных сведений в свою биографию; он также мало принимал участие в политической жизни, хотя всегда считал себя непревзойдённым теоретиком в области политической философии. Об этом свидетельствует озабоченность Гегелем Французской революцией, штудирование этики Канта. Закончив теологический институт, он решает избрать сначала преподавание, а затем академическую деятельность.
На профессиональную карьеру Гегеля оказал значительное влияние Шеллинг, его близкий друг, ставший в последствии неприятелем и конкурентом в области философии. Это связанно с тем, что Шеллинг обвинял Гегеля в плагиате собственных идей, хотя Энгельс дискредитировал Шеллинга в работе «Шеллинг о Гегеле», тем самым дав рост гегельянству по всей Германии.
Краткая биография Гегеля
Но начнём мы, пожалуй, с краткой биографии знаменитого философа.
Георг Фридрих Вильгельм Гегель появился на свет 27 августа 1770 года в немецком городке Штутгарт, в семье государственного чиновника. Он работал у герцога Карла Ойгена секретарём при казначействе.
В 1788 году он начал свою учёбу в Тюбингенском институте, который закончил в 1793. В университете он уделял много внимания теологии и философии. По укоренившейся ещё с детства привычке, много читал и усердно занимался. В университетские годы он, как известно, дружил с Шеллингом и Гельдерлином, знаменитым немецким поэтом.
Будучи всего лишь 20-ти летним студентом, Гегель защитил магистерскую диссертацию, став магистром философских наук. Несмотря на то, что последние 3 года в университете он провёл, изучая богословие и успешно сдал экзамены, священнослужительство его совершенно не привлекало. Вероятно, дело было в его неприязни к церкви, которая развилась за время учёбы в университете.
После успешного окончания университета он 3 года, с 1793 по 1796, работал в качестве домашнего учителя в Берне. Следующие 3 года, с 1797 по 1800 мало отличались от предыдущих. Гегель всё также работал домашним учителем, но теперь во Франкфурте-на-Майне.
Всё свободное от работы время, Гегель тратил на написание своих сочинений и был полностью погружён в книги.
В 1799 получив от отца наследство в 3000 гульденов и добавив к нему собственные накопления, смог наконец полностью посвятить себя академической деятельности.
В январе 1801 года он получил должность приват-доцента Йенского университета и возможность читать лекции. Однако это занятие давалось ему с трудом, и он не был популярен у учеников.
В 1805 году ему присвоили должность экстраординарного профессора в том же Йенском университете, где в 1806-м написал одну из своих самых знаменитых работ «Феноменология духа», которую он закончил, по его словам, за день до окончания битвы за Йену, в которой французы одержали победу и захватили Йену. Вследствие чего ему пришлось уехать из города и устроиться редактором газеты в Бамберг, где он проработал всего год до 1808, который оставил у него сплошь негативное впечатление.
Поэтому, когда в 1808-м ему предложили занять пост ректора в Нюрнбергской гимназии, он с удовольствием согласился и с радостью переехал. Проработал он там до 1816 года.
В 1811 году, Гегель всё-таки решил жениться, его избранницей стала Мария Елена Сузанна фон Тухер, представительница баварской знати. Нюрнберге играет важную роль в жизни немецкого мыслителя, ещё и потому, что именно здесь была издана первая часть его фундаментального труда «Наука логики».
Он оставался бы там и дальше, если бы в 1816 году не получил приглашение на должность штатного професора философии сразу от трёх университетов: Эрлангера, Гельдерберга и Берлина. Он выбрал Гельдерберг, в котором проработал ещё 2 года до 1818, а затем перебрался в Берлин, где обосновался в Берлинском университете, выполняя обязанности заведующего кафедрой философии.
Если в 1818 его лекции посещали неохотно, то к 1820-му он стал настолько знаменит, что его приезжали послушать не только немецкие студенты, но и многие интересующиеся со всего света. Его взгляд на философию права, а также именно Гегелевское понимание государственного строя понемногу начали становиться государственной идеологией и в 1821 он выпустил свою новую работу, которую назвал «Философия права».
В 1830 занял место главы Берлинского университета и в 1831 получил от действующего монарха особую награду за достойную службу государству немецкому.
В августе того же года Гегель поспешно покинул Берлин, в котором свирепствовала эпидемия холеры, но в октябре вернулся, так как посчитал, что больше бояться нечего. Однако болезнь всё-таки достала его и в ноябре он скончался.
Хоть холеру и считают официальной причиной смерти Гегеля, многие всё же полагают, что основной причиной смерти стало некое серьёзное заболевание желудка.
Учение о бытии (онтологя)
- Элементами структуры материи являются:
а) неживая природа, психика, живая природа;
б)неживая природа, математические объекты, живая природа;
в)неживая природа, живая природа, социум (общество);
г)неживая природа, живая природа, сознание.
- Философская категория, характеризующая бытие со стороны его внутреннего единства. называется
а)идеей;б)субстанцией;в)реальностью;г)атрибутом.
- Важнейшим свойством материи согласно философии диалектического материализма является:
а)отображаться в сознании человека;
б) быть объективной реальностью;
в) существовать в ощущениях человека;
г) быть фиксируемой физическими методами.
- Философская категория «материя» означает:
а) все, что существует;
б) все явления во вселенной, обладающие массой покоя и протяженностью;
в) объективную реальность, т.е. все, что существует вне временных и пространственных ограничений вне и независимо от идеального, духовного бытия.
г) всю совокупность вещей, предметов, тел, находящихся во вселенной.
- Движение материи – это:
а)всякое изменение, взаимодействие. взаимосвязь;
б) перемещение тел в пространстве и во времени;
в) количественное увеличение и уменьшение материальных тел в массе объема;
г) качественное изменение.
- Диалектико-материалистическую классификацию основных форм движения предложил:
а) Гегель;б) Фейербах;в) Маркс;г) Энгельс.
- Согласно диалектическому материализму:
а) движение есть способ существования материи;
б) движение материи есть результат первотолчка;
в) движение существует независимо от материи;
г) материя движется по воле Бога.
- Сведение высшей формы движения к низшей называется:
а) эволюционизм;б) редукционизм;
в) витализм;г) релятивизм.
- Общей теорией развития является:
а) эволюционизм;б) релятивизм;
в) витализм;г) диалектика.
- Теория самоорганизации сложных веществ называется:
а) кибернетикой;б) динамикой;
в) квантовой механикой;г) синергетикой.
- Высшей формой материи является:
а) биологическое движение;б) математическое движение;
в) механическое движение;г) социальное движение.
- Категорией обозначающей длительность существования и последовательности системы состояний всех материальных объектов является:
а) движение;б) время;в) пространство;г) количество.
- Категорией обозначающей протяженность, структуру, взаимное расположение всех материальных объектов является:
а) время;б) качество;в) пространство;г) количество.
- Субстанциальная концепция пространства и времени утверждает:
а) их природа определяется движением материи;
б) их природа определяется субъектом;
в) их независимость от движения материи;
г) их зависимость от наблюдателя.
- Основы концепции, согласно которым пространство и время существуют независимо от материи, составила картина мира, описываемая:
а)квантовой механикой;
б)механикой Ньютона;
в) общей теорией относительности;
г) общей и специальной теорией относительности.
- Философский смысл СТО и ОТО Л. Эйнштейна состоит в том, что:
а) пространство и время хаотичны и неустойчивы;
б) пространство и время взаимосвязаны со всеми другими свойствами материи: движением, массой;
в) пространство и время имеют бесконечное количество измерений;
г) пространство и время зависят от наблюдателя.
Детство и юность будущего философа
Будущий философ родился 27 августа 1770 года в городе Штутгарт, расположенном на юго-западе Германии. Предки семьи были из австрийских лютеран, покинувшим страну в XVI веке в связи с проведением Контрреформации. Сбежав в Германию, они обосновались в Швабии Отец Гегеля, Георг Людвиг, состоял на службе при дворе герцога Вюртембергского в налоговом ведомстве. Мать, Мария Магдалена Луиза, вела домашнее хозяйство. Она происходила из семьи Фромм, ее отец был юристом в суде Вюртемберга. Кроме Георга Вильгельма Фридриха в семье родилось еще двое детей, дочь Кристина Луиза и сын Георг Людвиг, который погиб в России, будучи офицером в рядах армии Наполеона.
Семейный быт складывался, как у многих порядочных чиновников того времени, на строгости нравов, религиозности и домовитости. В таких семьях жены обходились без прислуги, хлопоча с утра до вечера по хозяйству, воспитывая детей, следя за аккуратностью одежды членов семьи, и ни в коем случае не обсуждая с супругами политические события и их общественную деятельность. Попасть в дом чиновника было весьма затруднительно, поэтому у будущего светила философии не было друзей, с которыми он мог бы шалить и играть в детские игры.
Гегель начал обучаться наукам в трехлетнем возрасте, его отправили в немецкую школу, где он проучился два года. В пять лет начал обучаться в латинской школе, а в семилетнем возрасте стал учеником Штутгартской гимназии. Помимо занятий в учебном заведении, дома его ждали занятий с репетиторами, приглашенными его отцом, поскольку тот считал, что полученных в гимназии знаний недостаточно для хорошего образования.
Судя по тому, что Гегель был завсегдатаем городской библиотеки и карманные деньги тратил на книги, молодому человеку нравилась такая вовлеченность в учебу, он много читал, особенно его привлекали идеи античных философов.
Когда Гегелю исполнилось 13 лет, мать умерла от желчной лихорадки. Отец и сам будущий философ тоже переболели этой болезнью, но им удалось выжить.
Гегель в молодости
Система философии Гегеля – кратко
Гегель в своей философской системе принимал те же три ступени в развитии познающей силы, но устранял из этого процесса всякий вид произвольной деятельности, считая весь процесс необходимым движением от одной ступени развития к другой – от бытия в себе чрез бытие вне себя к бытию в себе и для себя (идея, природа, дух). Необходимый процесс саморазвития совершается, по Гегелю, в чистом или абсолютном разуме (идее), вследствие чего разум (мышление) оказывается единственным и действительно сущим, а все действительное необходимо разумным. Разум в этой системе есть, следовательно, единственная субстанция, но не реальная, а чисто идеальная и логическая (поэтому философию Гегеля часто именуют панлогизмом). Превратить эту субстанцию в субъект, т. е. первоначальный бессознательный разум в самостоятельный, в дух и даже в абсолютный Дух, так как субстанция есть абсолютный разум, составляет задачу мирового процесса. Выхождение субстанции из её первоначального вида существования, как логической идеи, в инобытие, как природы, и заключительное понимание себя самой, как единого и истинно действительного, понимание, что такое абсолютная идея, какова она есть в развитом своем существе, составляет ступени мирового процесса.
Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Портрет работы Я. Шлезингера
Отсюда возникают три части системы Гегеля: 1) , изображающая разум или идею в её бытии в себе (An-sich-sein). 2) философия природы, изображающая ту же идею в её инобытии (Anderssein) и 3) , изображающая идею в её бытии в себе и для себя (An-und-für-sich-sein). Абсолют или логическая идея существует сначала, как система домировых понятий; затем он спускается в бессознательную сферу природы, пробуждается к самосознанию в человеке, выражает свое содержание в общественных установлениях, чтобы в искусстве, религии и философии возвратиться к самому себе, достигнув более высокой и развитой законченности, чем какою он владел. Поэтому логика должна быть «изображением Бога, каков он есть в своем вечном существе, прежде создания природы и конечного духа». Так как разум есть единственно существующее, так как тот же разум становится и природой и потом самосознающим духом, то логика в философской системе Гегеля совпадает с онтологией или метафизикой, она есть не только наука о мышлении, но и о бытии. «Что разумно, то действительно и что действительно, то разумно». Метод, которым Гегель развивает содержание логики, т. е. абсолютной идеи, называется диалектическим.
Основа философской системы Гегеля
Прежде чем начать разбирать его основные идеи следует разобраться, какая аналитическая структура лежит в основе его философской системы.
Философская система Гегеля строится на кантовских идеях. Но если у Канта камнем преткновения был чистый разум, который был избавлен от всего чувственного, материального и даже опытного. Канта интересует возможность самопроизвольного познания мира чистым разумом, не привлекая категории опыта.
То Гегель придерживается совершенно иного мнения. Он считал, что наше опытное познание необходимая категория для понимания сути вещей. Гегель даже сравнивал систему познания Канта с человеком, который хочет научится плавать, не входя в воду.
Исходя из этих принципов, Гегель формулирует свой основной философский принцип – Принцип тождества мышления и бытия.
Из этого принципа следует то, что наши эмпирические знания встраиваются в структуру нашего мышления. Через наши методы познания природа открывает нам какую-то свою часть Её ноуменальная сущность как бы просвечивается через явление (феномен).
Но гораздо более важно для понимания его философской системы, её логика, описанная в книгах «Большая логика» и «Малая логика» являющихся частью фундаментального труда «Наука логики». В ней Гегель рассказывает про свою тройственную систему, называемую им самим диалектикой
Любое свойство предмета, по словам Гегеля, если оно описывает характеристику реального целого, само по себе противоречиво
В ней Гегель рассказывает про свою тройственную систему, называемую им самим диалектикой. Любое свойство предмета, по словам Гегеля, если оно описывает характеристику реального целого, само по себе противоречиво.
И именно противоречие он считал критерием истины. Отсутствие противоречий – критерий заблуждения.
Утверждение о свойствах предмета называется тезисом. Утверждение, ему противоречащее – антитезис.
Третьей составляющей в этой системе является слияние этих двух противоречий с учётом всех логических несостыковок, берущее лучшее от двух утверждений– синтез. Синтез это одно из самых важных явлений в философии Гегеля. Она создана дабы привести тезис и антитезис к общему знаменателю, а затем сформировать из полученного синтеза новый тезис, для которого выбирается антитезис и так далее до тех пор, пока не достигнем некого непротиворечивого Абсолюта.
Ведение такого понятия как синтез, по мнению Гегеля было необходимо для преодоления кантовских антиномий, суждений, в которых тезис и антитезис одинаково доказуемы.
Именно по этой схеме и работает практически вся философия Гегеля. Именно так он формировал свои законы диалектики, учение об абсолютной идее и всё остальное.
Ранние годы: 1770—1801
Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770 года, в семье высокопоставленного чиновника — Георга Людвига Гегеля (1733—1799), секретаря казначейства при дворе Карла Ойгена, герцога Вюртембергского. Предки Гегеля были лютеранами из Каринтии, изгнанными из Австрии в XVI веке, в период Контрреформации и обосновавшимися в Швабии. Отец Гегеля считал, что школьного образования его сыну недостаточно. Он нанял педагогов для сына, которые ходили к ним на дом. Гегель хорошо учился и за успехи в учёбе получал награды, переходя из класса в класс. С самого детства он много читал. Карманные деньги он тратил на книги. Часто посещал городскую библиотеку, в которой читал книги о науке и философии.
Между тем он плохо разбирается в художественной литературе. Юность Гегеля прошла на фоне расцвета немецкой литературы. Однако Гегель игнорирует классику и зачитывается бульварной литературой. Гегель также увлекается античной литературой. Он уважает творчество Софокла и Еврипида, переводит Эпиктета и Лонгина. Любовь к античности Гегель сохранит до конца жизни.
Он окончил гимназию в октябре 1788 года. В 1788—1793 учился в Тюбингенском теологическом институте (богословской семинарии) при Тюбингенском университете, где прослушал философский и теологический курсы и защитил магистерскую диссертацию. При этом ему полагалась герцогская стипендия. Из своих сокурсников был дружен с Шеллингом и поэтом Гельдерлином. Был вместе с ними членом студенческого политического клуба, увлекавшегося идеями Французской революции. Занимался с особым усердием, много времени, как обычно, проводил над книгами. За это над ним часто посмеивались одногруппники, что, впрочем, его абсолютно не обижало. Мирские развлечения также были не чужды ему; он пил много вина, нюхал табак, играл в карты и фанты.
В 20 лет Гегель стал магистром философии. Три последних года в университете были посвящены богословию. Гегель успешно сдал экзамены. Однако священником становиться не хотел. Возможно, причины лежали в антипатии Гегеля к церкви, зародившейся ещё во время учёбы.
В октябре 1793 года Гегель отправляется в Берн. Там он становится воспитателем детей патриция Карла Фридриха Штейгера. Детей было трое: 1 мальчик и 2 девочки. Работа не отнимала у него много времени, что позволяло продолжать своё образование и заниматься творчеством. Во всё время, прожитое в Берне, Гегель не переставал писать свои работы.
- 1797—1800 — домашний учитель во Франкфурте-на-Майне
- 1799 — после смерти отца получил небольшое наследство, которое, вместе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от преподавания и вступить на поприще академической деятельности.
Краткая биография Н. В. Гоголя
Гоголь Николай Васильевич (годы жизни с 1809 по 1852) писатель, по национальности – русский, автор театральных постановок, критик. Мать и отец – помещики. Родился на территории города Полтавы, близ поселения Сорочинцы.
В юности обучался в Полтавском училище, а после успешного окончания последнего, учился в Нежинской гимназии. Дальнейшая судьба Гоголя протекала в Санкт-Петербурге, где с 1828 года он пребывал на государственной службе.
Первым произведением, которое вышло из-под пера писателя и подарило ему известность, был сборник рассказов «Басаврюк». Чуть позже, при доработке, эта книга получила имя «Вечер накануне Ивана Купалы».
Самыми знаменитыми творениями Николая Васильевича стали «Майская ночь», «Страшная месть», «Тарас Бульба», «Ночь перед Рождеством». Во всех них писателем воспроизводится повседневная бытность населения глубинки из Украины.
Известен Гоголь Н. В. и своим авторством драматургических постановок – всем хорошо известна пьеса «Ревизор», которая, однако, была холодно встречена публикой в 1835-ом году.
После своего фиаско на драматургическом поприще Николай Васильевич отправляется искать вдохновения в страны Европы – Швейцарию, Францию, Италию. Именно во время этого турне Гоголь завершает работу над своим шедевром – «Мертвыми душами».
Завершение жизни писателя отмечается глубочайшим творческим кризисом, во время которого Николай Васильевич уничтожает второй том «Мертвых душ». Смерть встретила Гоголя 21 февраля 1852 года.