Василий чапаев — биография, новости, личная жизнь

Краткое содержание

Роман «Чапаев» начинается с описания рабочего отряда под командованием Фрунзе, который отправляется воевать с Колчаком. От имени отряда с ткачами прощается Федор Клычков. Вчерашний студент, когда началась революция, проявил себя в роли опытного организатора. Умеет находить общий язык с рабочими, которые считают его своим.

До Самары поезд добирается около двух недель. В это время Клычков получает записку от Фрунзе с приказом немедленно прибыть в Уральск раньше основного отряда. Политработники отправляются в путь на перекладных.

Уже в городе Клычков постоянно слышит истории о комдиве Чапаеве, о котором рассказывают, как о народном герое. В Уральске его назначают комиссаром в группу, который руководит как раз тот самый комдив.

Краткое содержание

Роман «Чапаев» начинается с описания рабочего отряда под командованием Фрунзе, который отправляется воевать с Колчаком. От имени отряда с ткачами прощается Федор Клычков. Вчерашний студент, когда началась революция, проявил себя в роли опытного организатора. Умеет находить общий язык с рабочими, которые считают его своим.

До Самары поезд добирается около двух недель. В это время Клычков получает записку от Фрунзе с приказом немедленно прибыть в Уральск раньше основного отряда. Политработники отправляются в путь на перекладных.

Уже в городе Клычков постоянно слышит истории о комдиве Чапаеве, о котором рассказывают, как о народном герое. В Уральске его назначают комиссаром в группу, который руководит как раз тот самый комдив.

Очень страшная история — краткое содержание повести Алексина

Книга была написана от лица мальчика, учащегося в шестом классе. Все действия происходит в городе Москва. Об этом выясняется во второй. части книги. Она состоит из двух частей. Первая имеет название «Тайна старой дачи», а вторая под названием «Покойник оживает начинает действовать.»

Главным лицом является мальчик Алик. В книге рассказывается, как преподаватель Алика организовал литературный кружок и взял в него пятерых умных ребят, одноклассников мальчика. А также еще одним участником этого кружка был Глеб, он являлся внуком писателя Бородаева, в честь которого был назван данный кружок.

Однажды на одной из выставок ребята узнал об одной книге, под названием «Тайна старой дачи». Книга о том, как один дачник бесследно и загадочно пропал в канун новогодних праздников. И эта дача существует на самом деле.

Через какое-то время весь класс вместе с руководительницей едет на стадион. Там она готовится к соревнованиям по теннису. Из -за этой поездки родители учеников устроили скандал, так как этот стадион находился очень далеко. Но об этом потом все забывают.

Когда наступил день поездки на дачу, молодая руководительница не пришла, так как, по словам Глеба, была занята переездом и заболела. В то время Глеб предлагает ребятам поехать туда одним и те соглашаются, так как тоже заинтересованы в данной истории.

Приехав на дачу, они обнаружили молодого человека Григория, его тетя была хозяйкой дачи.

Бородаев часто снимал эту дачу и хорошо знал Григория.

Эту книгу автор писал в подвале, и ребята захотели посмотреть его. Племянник проводил ребят туда и закрыл их, сказав, что так они лучше узнают эту историю. Ребята были напуганы и им нужно было возвращаться домой. Также они увидели в этом подвале скелет.

Чтобы ребята не так боялись, Алик предложил устроить некое заседание и предложил некоторым друзьям сочинить историю про этот день.

Девочка начала сочинять подобный план своих сегодняшних действий, а Алик в это время находит в ее фразе какой-то смысл, но пока не собирается делиться с остальными. Потом он попросил Глеба вспомнить что-нибудь интересное из жизни его деда.

Алик понимает, что дед просто наспросто нагонял на себя страх, чтобы было больше вдохновения, а скелет просто обычный муляж. Алик никому не говорил о своих загадках, о том, что Глеб сам здесь их заточил и специально спланировал эту поездку.

Алик в это время отвлек племянника и им удалось запереть его в подвале. Дождавшись поезда, ребята собрались уходить, но Наташа сказала, что все-таки нужно выпустить племянника из подвала.

Алик в это время отвел Глеба в сторону и сказал ему о своих догадках и предложил разыграть перед всеми некий спектакль, они связали племянника, но тот выбрался, так дверь ему отпер Глеб, и при таком варианте племянник не будет сердиться на Глеба.

Ребята догоняют отбывший поезд. В поезде Алик наедине с Глебом начал разговор. Выясняется, что Глеб Бородаев хотел вернуть к себе почет и уважение, и чтобы заново открыли кружок имени его дедушки. Поэтому он подстроил так, чтобы руководительницу уволили.

А также наврал всем ребятам о правдоподобности истории о даче. Но в подвале Глеб видел некую мемориальную таблицу, на которой было написано о том, что книга «Тайна старой дачи» была придумана.

Глеб с племянником специально закрыл всех в подвале, чтобы родители ребят заволновались о опять обвинили во всем учителя.

В конце книги Алик спросил у Наташи стоит ли прощать за это Глеба. На это она ответила, что если слабый человек бывает жестоким, то это противно, но если смелый бывает жестоким, то это страшно.

Читательский дневник.

Чуковский Федорино горе краткое содержание сказки для читательского дневника

Год: 1926 Жанр: сказка Главные герои: Федора Бабушка Федора была ленивой и не любила прибираться в доме. Однажды вся ее посуда, мебель и все вещи, нужные в хозяйстве, обиделись на нее и ушли куда глаза глядят. И не просто ушли, а побежали сломя голову. Хозяйка, увидев это, бросилась вдогонку. Стала просить их вернуться, пыталась поймать в руки. Но даже блюдца рассмеялись над предложением Федоры. Федорины коты попытались помочь вернуть беглецов, запугав их страшными последствиями ухода. Но все оказалось бесполезно. Вещи готовы были сгинуть, только бы не возвращаться.

Всем, кто попадался на пути, предметы жаловались на свою жизнь и рассказывали о причине побега. И каждый собеседник им сочувствовал и поддерживал в решении уйти.

Поняла Федора, как тяжело ей одной, оценила тщетность попыток вернуть мебель и посуду, заплакала от беспомощности. Время шло: тарелки, чайник, блюдца, корыто начали уставать в дороге. И в тот момент, когда у сбежавших блеснула мысль о возвращении, появилась Федора и пообещала, что все исправит, если ее «бедные сиротки» вернутся. Не выдержали несчастные и простили обидчицу. Радостные, побежали они домой. Вместе с хозяйкой навели порядок в доме, приготовили еду, а самовар даже угостил Федору чаем.

Анализ сказки. 2 класс

Читать краткое содержание Федорино горе. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Федорино горе — краткое содержание сказки Чуковского (сюжет произведения)

В этом стихотворении автор затрагивает проблему чистоплотности людей по отношению к своим вещам. Основные персонажи – посуда и всякая домашняя утварь, которую писатель оживил, наделил способностью двигаться и высказывать свое мнение — с одной стороны; и бабушка Федора – с другой. Не имея больше сил жить в грязи и терпеть небрежное отношение к себе со стороны хозяйки, все домашние предметы уходят из ее дома. Что будет делать после этого Федора?

Как и любое стихотворение Чуковского, «Федорино горе» написано живым, образным языком, с юмором и носит поучительный для читателя характер.

Бабушка Федора была ленивой и не любила убираться. И в один прекрасный день вся посуда и домашняя утварь решила от нее сбежать. Сито, корыто, лопата, метла, топоры, кочерга и остальные предметы домашнего обихода друг за другом стали покидать дом Федоры. Они стремительно, наталкиваясь друг на друга, безоглядно спасались бегством. Чашки, блюдца вилки – все ушли. Никто не захотел оставаться у неряшливой хозяйки. Напрасно Федора пыталась остановить беглецов. Хозяйские коты предостерегали их об опасностях и неприятностях ожидающих их в пути. Но домашняя утварь и посуда были непреклонны. Им так надоел беспорядок и грязь в доме Федоры, что они предпочитали пропасть в поле, чем вернуться к прежней жизни. На пути, спасающуюся бегством посуду, встретила курица. Она также предупредила их о трудностях самостоятельного существования. Но на это медный таз ответил, что Федора так запустила и измучила свои вещи небрежным отношением, что в некоторых из них даже поселились тараканы и лягушки. И потому к «неряхе – замарахе» они не хотят возвращаться.

Вся утварь ушла. Бабушка Федора осталась в доме наедине лишь с тараканами. И только тогда она поняла, как ей неудобно и плохо без домашних вещей. Она не могла ни сесть за стол, ни сварить щи. Однако, шедшая по полям и болотам, посуда тоже устала. Все стали подумывать о возвращении, когда заметили Федору, тихо идущую за своими беглецами. Она пела песню, обещая их вымыть и вычистить, избавиться от тараканов и пауков. И посуда пожалела Федору, простила ее и решила вернуться обратно. Ведь им тоже было нелегко без своей хозяйки.

Возвратившись в дом, вместе со всеми сбежавшими вещами, бабушка Федора принялась тщательно отмывать и чистить каждый предмет: будь то кастрюля, самовар или блюдце. С любовью и лаской она привела в порядок каждую вещь в своем хозяйстве. С тех пор Федора стала заботиться о своей посуде и остальных вещах. Она мыла, ухаживала и следила за ними. И все предметы, в свою очередь, стали с радостью помогать хозяйке в ведении домашних дел.

Все, окружающие человека в быту вещи нужно содержать в чистоте и порядке. Каждому следует бережно и с любовью относится к тому, что имеет. И лишь тогда предметы послужат нам верой и правдой на долгие, долгие годы.

Источник

История создания

В середине XIX в. в России распространились производственные предприятия. Производство — это очень хорошо, но реализовано оно было совершенно бесчеловечным образом. Строительство железных дорог осуществлялось буквально на костях человеческих. Этому факту была посвящена статья публициста Н. А. Добролюбова «Опыт отучения людей от пищи». В ней рассказывалось, как именно делаются прогрессивные дела: людей привозят в степь трудиться, держат на жаре без хлеба, жилья и медикаментов… Смертность, конечно, была очень высокая. А тому, кто выжил, приписывались самые разнообразные недоимки, в результате чего он не только не зарабатывал, но ещё и оставался должен.

Отразить этот вопиющий факт в литературе взялся Николай Алексеевич Некрасов — в поэме (по мнению некоторых специалистов — стихотворении) «Железная дорога».

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: поэма.

Проблематика:

  • социальная (рабский труд простого человека во имя обеспеченного сословия);
  • ответственность перед младшим поколением.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Описание полностью построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лед на речке, лес, желтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе” . Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…” . Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

Начало жизни

Ни для кого не секрет, кто написал «Федорино горе». Автор — Корней Чуковский. Он родился в далеком 1882 году. Впоследствии в краткой автобиографии 1964 года Чуковский признавался, что не любил, когда его называли старейшим писателем. Однако это действительно так, ведь ему посчастливилось увидеть Александра Куприна, Владимира Короленко, Александра Блока и других деятелей Серебряного века. Местом рождения Чуковского стал Петербург. Его отцом был студент, который оставил крестьянку, мать писателя, с двумя детьми. В городе на Неве мальчик занимался самообразованием, погружался в тонкости английского языка (что ему очень пригодилось, когда работал в Лондоне в качестве корреспондента газеты «Одесские новости»).

Вернувшись в Россию, писатель наладил контакты с людьми, которые ныне признаны классиками литературы. Чуковскому принадлежит ряд работ, посвященных творчеству Некрасова (который был его любимым поэтом), Чехова, футуристам, массовой литературе. Но когда стал интересоваться литературным творчеством для детей тот, кто написал «Федорино горе»? Автор этой сказки по приглашению Горького начал работать в издательстве «Парус». Заведуя в нем детским отделом, Чуковский и сам подумывал о написании сказочной поэзии и прозы. Вскоре издательство прекратило существование, и писатель со своим «Крокодилом» (который уже в то время был создан) перекочевал в «Ниву».

Ненавидели свои

В гибели Чапаева были заинтересованы командующий 4-й армией Восточного фронта Тихон Хвесин и председатель Реввоенсовета Лев Троцкий. Популярность Чапаева им была словно кость в горле. Когда Василий Иванович попросил Реввоенсовет прислать дозорный аэроплан, ему прислали аж четыре. Но, по утверждению Клавдии Васильевны, в них сидели предатели. Они намеренно не сообщали о местоположении противника. Враги из штаба красных обещали за голову Чапаева 15 тысяч золотых, беляки — 25 тысяч. Есть за что рисковать… Двоих якобы лично убил за предательство порученец комдива Петр Исаев, прототип Петьки. А двое все же получили свои сребреники.

Накануне лбищенской трагедии Троцкий и Хвесин расформировали сплоченную в боях чапаевскую бригаду, а ему вверили неподготовленные полки добровольцев и приказали наступать в направлении Уральска. Возле села Таловое чапаевцы попали в окружение. Силы противника были в пять раз больше. Как оказалось, командиры 4-й армии специально растянули фронт на 250 километров. Очередной бой стал последним…

Персонажи

  • Чапаев Василий Иванович — среднего роста, волосы тёмно-русые, глаза синие, пышные фельдфебельские усы. Одет во френч, чёрную бурку, чёрную шапку с красным околышем, синие брюки, оленьи сапоги. На плечах ремни, сбоку револьвер. Незаконный сын дочери казанского губернатора и цыгана-артиста. Ветеран Первой мировой войны. Фельдфебель, кавалер ордена святого Георгия. Был эсэром, анархистом, примкнул к большевикам. Раненым утонул в реке Урал.
  • Клычков Фёдор — комиссар, бывший студент и фельдшер.
  • Пётр Исаев — адъютант Чапаева. «Маленький, худенький черномазик». Застрелился из нагана, чтобы не попасть в плен к казакам.

Сюжет[править]

В отличие от чисто художественных произведений «Чапаев» не имеет сквозного сюжета. Это хроника действий 25-й дивизии от приезда комиссара Фурманова и до гибели главного героя. Показаны, конечно, самые яркие эпизоды, порой никак друг с другом не связанные, а диалоги ушли в народ.

  • Фильм начинается сценой бегства чапаевцев. «Белые хутор отбили!» Чапаев одним своим появлением заставляет беглецов развернуться. Сказочности картине добавляют вырастающие из-под каждого куста новые группы красноармейцев.
  • Военный совет. «Тихо! Чапай думать будет!» «То, что вы говорили — наплевать и забыть».
  • В занятой станице. Чапаев объяснял комбригу Еланю и комиссару Фурманову тактику ведения боя на картофелинах. «Где должен быть командир?».
  • Анка изучает пулемёт, Петька изучает Анку. «А вот это — щёчки».
  • «Экзаменовать коновала на фельдшера!» «Александр Македонский конечно герой, но зачем стулья ломать?» «Македонский — кто такой, почему не знаю?» «А его мало кто знает…»
  • «Белые пришли — грабют, красные пришли — грабют…»
  • Речь Чапая против мародеров. «А ты сам за большевиков или за коммунистов?» «Я за интернационал.» «А за второй или за третий?» «А Ленин в каком? … Тогда и я за третий».
  • Петька берет в плен беляка. «Брат Митька помирает, ухи просит…» Помирает от жестокой порки И помер очень скоро, то есть от ходатайства брата, попросившего Митьку за дезертирство не расстреливать, в итоге сам Митька лишь проиграл.
  • Эпичное исполнение песни «Черный ворон».
  • «— Почему не стреляла, Анка? — Поближе подпустить хотела».
  • «Василий Иваныч, ты армией командовать могешь?» «Могу!» … «Ну, а… в мировом масштабе, Василий Иванович, совладаешь?» «Нет, не сумею. Языков не знаю
  • Психическая атака белых. Эпичнейший эпизод, про который разговор будет ниже. «Красиво идут» «Интеллигенция!»
  • Кавалерия из-за холмов. ВИЧ во главе кавэскадрона успевает как раз во время, когда у Анки кончились патроны.
  • Белые планируют налет на Лбищенск. В роли белого броневика — советский БА-27 обр. 1927 г.
  • Чапаевцы, как положено, пророчески поют «Ревела буря, дождь шумел…». Через несколько часов Чапаю придется повторять подвиг этого самого Ермака…
  • Бой в Лбищенске. Анка скачет за подмогой. Чапаев ранен. Добирается до реки, плывет. «Врешь, не возьмешь!» Но от пули убежать тяжело, не то что уплыть… R.I.P. А вот и нет! Сиквел «Чапаев с нами» утверждает — выплыл! См. ниже.
  • Подмога пришла слишком поздно, но все же показала врагу кузькину мать.

Вызов к Фрунзе

В это время Фрунзе вызывает Клычкова и Чапаева в Самару, где находится сам. Приказывая политруку охладить партизанский пыл командира, он повышает того по службе. Федор подчеркивает, что ведет работу как раз в этом направлении.

На обратном пути Чапаев рассказывает свою биографию. Оказывается, он родился от цыганского артиста и дочери казанского губернатора. В этом Клычков сомневается, относя информацию на счет чрезмерной фантазии героя Гражданской войны.

В остальном в его судьбе нет ничего необычного. В детстве пас скот, после торговал у купца, работал плотником, даже ходил с шарманкой по Волге. Пошел служить, когда началась война. Ему изменила жена, тогда Василий Иванович забрал детей, которые сейчас живут у одной вдовы. Сам он все время хотел учиться, старался как можно больше читать, однако, до сих пор болезненно ощущает недостаток своего образования, признавая, что является темным человеком.

Образ коровы

Об образе этого животного уже упоминалось в разделе «краткое содержание». Корова Платонова не зря даже внешне изображается похожей на человека. Автор как будто хочет подчеркнуть, что она ничем не отличается от нас. Образ данного животного воссоздается в ассоциации с портретом человека: добрые глаза, большое худое тело. Она является олицетворением чуда жизни, силы, скрытой в слабости, внешнем изнурении. С коровой связан мотив родственного чувства, которое объединяет все живые существа. В заботе о ней мальчик находит совсем другие, более глубокие отношения.

Это самоотверженное животное и мальчик Вася — главные герои произведения, которое создал Андрей Платонов. «Корова», краткое содержание которого было представлено в нашей статье, — это рассказ об их взаимоотношениях. Он учит нас доброте и любви к ближнему.

С этой книгой читают

Герой нашего времениЛермонтов Михаил Юрьевич

В книгу вошел роман М.Ю.Лермонтова (1814–1841) «Герой нашего времени», обязательный для чтения и изучения в средней общеобразовательной школе.

Роман «Герой нашего…

4.27
 (263)

Мастер и МаргаритаБулгаков Михаил Афанасьевич

«Мастер и Маргарита» – блистательный шедевр, созданный Михаилом Булгаковым, завораживающая мистическая дьяволиада, обнажающая вечные темы любви, борьбы добра со злом,…

4.59
 (579)

ДиверсантАзольский Анатолий Алексеевич

Он прошел обучение у лучших инструкторов ГРУ. Он способен выживать и побеждать в самых безнадежных ситуациях. Он виртуозно владеет всеми видами оружия и рукопашного боя….

4.53
 (3)

Старик и мореЭрнест Миллер Хемингуэй

Эрнест Хемингуэй написал «Старика и море» в 1951 году на Кубе. В 1952 году книга была опубликована под английским названием «The old Man and the Sea». Эта новелла стала…

3.86
 (69)

Преступление и наказание Достоевский Федор Михайлович

«Преступление и наказание» – гениальный роман, главные темы которого: преступление и наказание, жертвенность и любовь, свобода и гордость человека – обрамлены почти…

4.29
 (338)

Повесть о настоящем человекеПолевой Борис Николаевич

Перед вами книга из серии «Классика в школе», в которой собраны все произведения, изучаемые в начальной, средней школе и старших классах. Не тратьте время на поиски…

4.49
 (32)

ОбломовГончаров Иван Александрович

«Обломов» Гончарова. «Золотая классика» русской литературы. Оригинальная, неоднозначная книга, которую считают и эталоном критического реализма, и романом откровенно…

4.01
 (140)

Темные аллеи Бунин Иван Алексеевич

Иван Алексеевич Бунин – один из крупнейших мастеров новеллы в современной русской литературе и выдающийся поэт. В 1933 году стал первым русским лауреатом Нобелевской…

4.11
 (54)

Развязка

В финале романа «Чапаев» 1923 года дивизия движется на Лбищенск, отсюда до Уральска около ста километров. Вокруг сплошная степь. Население враждебно встречает красные полки. К чапаевцам засылают лазутчиков, которые сообщают Колчаку о плохом снабжении красноармейцев. У них не хватает патронов, снарядов и продовольствия. Белые буквально врасплох застают голодные и измотанные отряды. Комдив вынужден мотаться по степи, чтобы максимально оперативно раздавать приказы своим частям. Клычкова вызывают в Самару, хоть он и просил его оставить, смотря на окружающие дивизию трудности.

В Лбищенске расположен штаб дивизии, откуда главный герой романа «Чапаев» Фурманова ежедневно объезжает части. Разведка доносит, что в районе железнодорожной станции не обнаружено казаков. Ночью по неизвестной причине снимают усиленный караул, хотя сам Чапаев такого приказа не отдавал. На рассвете белые нападают на дивизию врасплох. В жутком и стремительном бою практически все погибают. Сам комдив ранен в руку. Рядом с ним его верный вестовой Петька Исаев, которого убивают на берегу Урала. Комдив пытается переплыть через реку, но когда оказывается уже практически у противоположного берега, его убивают пулей в голову.

Оставшиеся от дивизии части с боями вырываются из окружения.

Первый бой

В романе «Чапаев» описывается первый бой, во время которого Клычков наблюдает за комдивом. Это сражение за станицу Сломихинскую. Чапаев на лошади носится по всему переднему краю, подбадривая бойцов и отдавая необходимые приказы. В самых горячих точках он всегда оказывается в нужный момент.

Клычков восхищен этим командиром. К тому же из-за собственной неопытности он отстает от красноармейцев, ворвавшихся в станицу. В Сломихинской начинаются грабежи и беспорядки. Чапаев пресекает их одним только своим выступлением. Он приказывает солдатам больше не грабить, все ему беспрекословно подчиняются. Правда, награбленное возвращают только бедным, а то, что было отобрано у богатых, делят между собой.

Изъятие тиражей книги, изданных до 1938 года, и отцензурированное переиздание романа

После расстрела И. С. Кутякова (справа), все ранее изданные тиражи книги были изъяты и уничтожены, книга была переиздана с вымышленными фамилиями персонажей и стала называться «романом»

Исходные тиражи книги был изъяты и уничтожены в 1938 г. после того как один из ключевых персонажей романа, И. С. Кутяков (b) (в период описываемых в романе событий — командир 73-й бригады, правая рука «Чапая»), был расстрелян как «враг народа». В переизданном варианте романа его подлинная фамилия была заменена на использованную в фильме братьев Васильевых (b) — «Елань». Кроме того, были подчищены фамилии других расстрелянных военачальников — командира 75-й Алтайской (бывшей Александрово-Гайской) бригады Ф. К. Потапова (b) (во время службы Фурманова в 25-й дивизии Потапов был комендантом Уфы и комбригом-75) заменили на «Попова», начальника политотдела 1-й армии В. А. Тронина (b) на «Траллина», наконец, жену Фурманова — зав. культпросветотделом чапаевской дивизии А. Н. Фурманову (b) заменили на «Зою Павловну». Фрагмент, где среди прочих упоминается начальник штаба дивизии Н. М. Новиков, был вообще изъят из текста. В этой связи, книги издания до 1938 года ныне редкость, в частности первого издания 1923 года (М., Госиздат) является библиографическим раритетом и антикварной ценностью, книга издания 1932 года (М., изд-во «Федерация (b) ») доступна только в некоторых иностранных библиотеках (например, библиотека Университета штата Индиана). Когда А. Н. Фурманова в период брежневского застоя (b) попыталась издать роман с авторским примечанием в тексте «У живых — имена чужие, у погибших — свои» и реальными фамилиями персонажей по оригинальному авторскому тексту: «Кутяков», «Потапов», «Тронин», на неё обрушились советские литературоведы.

Историческая обстановка во время написания поэмы

Торжество победившей революционеров-демократов реакции ощущал не только Некрасов. «Железная дорога» — краткое повествование о том, в какие узкие рамки между голодом и непосильным трудом был поставлен весь народ. Ушли из жизни заступники народа, критики-шестидесятники, которых называли «совестью народной»: Добролюбов и Писарев. Отправился в дальнюю ссылку Чернышевский.

Власть в 1861 году неподготовленно, обвально отменила Как известно, 75% поместий в крепостной России были немеханизированы. Патриархальную деревню открыли для капиталистических отношений. Началось обвальное разорение неэффективных хозяйств. На рынок труда вышла огромная масса практически дармовой рабочей силы. Бывшие крестьяне шли на любые работы, практически за еду. Назревали социальные катастрофы. Как размышление о судьбах России в своем журнале «Современник» издает свою же поэму Некрасов «Железная дорога». Краткое содержание ее сразу же стало предметом обсуждения всего русского общества.

Биография Чапаева

Василий Чапаев появился на свет 28 января (9 февраля) 1887 г. в деревне Будайке (Казанская губерния). Он рос в крестьянской семье плотника Ивана Степановича. У своих родителей он был третьим из 9 детей, четверо из которых умерли еще в раннем детстве.

Когда Василию было около 10 лет он вместе с семьей переехал в Самарскую губернию, которая славилась своей хлеботорговлей. Здесь он начал посещать церковно-приходскую школу, в которую ходил примерно 3 года.

Стоит заметить, что Чапаев-старший намеренно забрал сына из этой школы по причине серьезного инцидента. Зимой 1901 г. Василия поместили в карцер за нарушение дисциплины, оставив его без верхней одежды. Испуганный мальчик подумал, что может до смерти замерзнуть, если о нем вдруг забудут преподаватели.

В итоге, Василий Чапаев разбил окно и выпрыгнул с большой высоты. Ему удалось выжить только благодаря наличию глубокого снега, который смягчил его падение. Добравшись домой ребенок рассказал обо всем родителям и болел еще не один месяц.

Со временем отец начал обучать сына плотницкому ремеслу. Затем юношу призвали на службу, но спустя полгода комиссовали, вследствие образовавшегося бельма на глазу. Позже он открыл мастерскую по ремонту сельскохозяйственных инструментов.

Сюжет

Февраль 1919 года (b) . Из Иваново-Вознесенска (b) отправляется поезд с отрядом ткачей, который направляется на Урал (b) , на борьбу с армией Колчака (b) . С отрядом едет и молодой политработник (b) Фёдор Клычков. В Самаре (b) он и другие политработники получают приказ срочно ехать в Уральск (b) . По дороге Фёдор слышит рассказ о красном командире-кавалеристе Чапаеве (b) , который представляется ему народным героем наподобие Пугачёва (b) или Разина (b) . В Уральске политработники встречаются с Фрунзе (b) и обсуждают положение на фронте. Клычков неожиданно получает назначение в Александров-Гай (b) , где формируется часть под предводительством того самого легендарного Чапаева.

Карта городов упоминаемых в романе

Клычков приезжает в Алгай, знакомится с политработником Ежиковым (который чувствует в Фёдоре своего конкурента) и узнаёт, что скоро состоится бой за станицу Сломихинскую. Он впервые встречается с Чапаевым и присутствует на совете при разработке плана наступления. Фёдор понимает, что сблизиться с Чапаевым будет непросто и решает сначала доказать ему и всему отряду, на что способен сам Фёдор. Однако во время Сломихинского боя, первого боя Фёдора, он неожиданно для себя трусит и в течение всего боя ездит вдоль линии тыла, не решаясь идти вперёд. После боя бригаду Чапаева перебрасывают под Бузулук (b) , а самого Чапаева и Клычкова вызывают в Самару к Фрунзе на совещание. Затем они ждут распоряжений в Уральске.

Во время поездки Фёдору удаётся лучше узнать биографию Чапаева и его взгляды. Он убеждается в полной политической безграмотности Чапаева, который считал, что в штабах сидят одни предатели, не чтил интеллигентов, при этом время от времени крестился. Фёдор ставит перед собой задачу «взять Чапаева в духовный плен», «разбередить в нём стремление к знаньям, к образованию, к науке, к широким горизонтам — не только к боевой жизни». Постепенно Клычков просвещает Чапаева в политическом плане.

В конце апреля бригада Чапаева участвует в наступлении на Бугуруслан (b) и идёт дальше, на Белебей (b) . Клычков и Чапаев становятся близкими друзями, Клычкова уважают и другие командиры бригады (в том числе талантливый молодой полководец Павел Елань). Фёдор уже активно участвует в боях, описание одного боя (под Пилюгино (b) ) в его дневнике (b) приводится в романе. Он также размышляет о феномене всеобщего поклонения бойцов перед Чапаевым и приходит к тому выводу, что хотя сам по себе Чапаев не был каким-то исключительным человеком, он в максимальной степени соответствовал ожиданиям данного периода истории: «Многие были и храбрей его, и умней, и талантливей в деле руководства отрядами, сознательней политически, но имена этих „многих“ забыты, а Чапаев живёт и будет долго-долго жить в народной молве, ибо он — коренной сын этой среды и к тому же удивительно сочетавший в себе то, что было разбросано по другим индивидуальностям его соратников, по другим характерам».

Сюжет поэмы

Самое драматичное начинается буднично. Как будто акварелью написаны первые ее стихотворные строки. Поздняя осень, «лед неокрепший», «река студеная», но на деревьях листья, еще не успевшие «поблекнуть». Лирически начинает свой рассказ Некрасов. «Железная дорога» содержание свое раскрывает перед читателем намеренно постепенно.

Малолетний сынишка в кучерском армячке и его отец-генерал отправились в путь по железной дороге. Сыну, спросившему о том, кто построил ее, отец назвал имя «строителя»: «Граф Петр Андреевич Клейнмихель…» Но задремавшему в дороге ребенку приснилась правда об этом строительстве, похожая на триллер. Только под страхом голодной смерти можно было решиться на такую работу. Жить в землянке, питаться кое-как, практически не иметь отдыха, страдать от холода и сырости, и при этом изматывающе трудиться по 12-14 часов. Работа спорилась. Иуды-десятники записывали просчеты каждого. Когда же приходило время расчета, десятники обнародовали штрафы, числящиеся за каждым. К выплате получалось совсем немного, а зачастую строители были даже должны. Затем рабочим «дарили» бочку вина, и вопрос об оплате, таким образом, снимался в принципе. Непокорных засекали насмерть. Умерших от болезней и истощения хоронили там же. Дорога, практически, возводилась на костях.

Подлую систему, не правда ли, выставляет на суд российской общественности Некрасов? «Железная дорога» краткое содержание свое прямо противопоставляет официально принятой точке зрения. Ее идея — вера в народ, который, все-таки обретет себе достойную судьбу (проложит «широкую, ясную… дорогу). Кстати, это произведение со «скрежетом зубовным» припомнили ему цензоры, когда два года спустя закрывали журнал «Современник», где она была напечатана.

Но в памяти народной осталась память, когда в раздавленном репрессиями обществе гордо и звонко прозвучало произведение Некрасов «Железная дорога». Краткое содержание ее следует воспринимать, как попытку автора «увидеть свет», превозмогая «полночную тьму» махровой реакции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: