Сочинение на тему: «что такое самостоятельность?»

Вариант 4

В рассказе «Конь с розовой гривой», написанном В.П. Астафьевым по воспоминаниям о своём детстве, раскрывается тема трудного пути нравственного становления ребёнка, постижения им понятий о человеческой честности и подлости. Автор убеждает, что только любовь, доброта, умение прощать, встреченные им со стороны близких людей, могут помочь маленькому человеку выбрать правильную дорогу и окрепнуть в столкновении с миром, где есть неизбежное зло.

Центром рассказа являются две крестьянские семьи: мальчика-сироты, который живёт с бабушкой и дедом, и соседского семейства Левонтия, его непутёвой жены Васёны и их многочисленных отпрысков.

Сравнивая уклад жизни в двух домах, автор показывает решающую роль семейного воспитания в становлении личности подрастающего человека. В пьющей левонтьевской семье дети никому не нужны, до их будущего нет дела горе-родителям. Их потомство растёт, как бурьян, и во многих сценах ведёт себя под стать зверёнышам.

Например, на рыбалке они едят почти сырую рыбу, не дождавшись, когда она запечётся. Особенно отвратителен Санька: он требовал от героя рассказа носить ему ворованные калачи, пока «не нажрался». Этот испорченный мальчик давно привык подличать, сквернословить, хитрить и делать гадости.

Совсем не так воспитывают своего подрастающего без родителей внука бабушка Катерина Петровна и её старый муж. За то, что мальчишка, подстрекаемый Санькой, смошенничал и набил корзинку травой, лишь присыпав её сверху земляникой, он получил такой урок, который запомнил навсегда. Бабушка сумела найти слова, которые прожгли душу героя чувством стыда и страха за то, что он стал преступником.

Его горькое раскаянье и слёзы убеждают читателя, что герой никогда не станет обманывать и будет ограждён от дружбы с подлыми людьми прививкой, полученной в общении с негодяем Санькой.

Рассказ учит, что главная цель воспитания не только в том, чтобы дать ребёнку понять, как скверно он поступил, но и убедить, что он справится с ошибкой, вселить надежду на выход из тупика. Символом такой надежды в произведении стал «пряник конём» с розовой гривой, который Катерина Петровна подарила внуку из сострадания к его трепещущей раскаявшейся душе. Её милосердное прощение – урок подлинной любви, который герой запомнил на всю жизнь.

6 класс. Кратко

Летописи. Былины. Жития

Ответы к страницам 11-12.  Три поездки Ильи Муромца

1. О чём повествуется в прочитанных былинах? Помогут ли ответить на этот вопрос названия?

2. Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги? Чем закончились поездки богатыря? Какие надписи сделал он на камне?

3. Перечитай последние строчки былины в пересказе И. Карнауховой. Как они помогают понять характер героя?

4. Запиши рассказ об Илье Муромцев «Рабочую тетрадь». Сначала ответь на вопросы:

• Когда происходили описанные в былине события? 

• Как выглядел Илья Муромец?

Найди в тексте описание его внешнего вида.

• О каких чертах характера Ильи Муромца говорится в былине?

• Какие поступки совершил богатырь? Что убеждает нас в том, что Илья Муромец любил свою Родину?

• Какие слова ты выберешь для своего рассказа: смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, бескорыстный, жадный, способный к состраданию? Объясни свой выбор.

5. В чём особенность языка былины? Найди в тексте эпитеты («красна девица»), повторы речевых оборотов («думу думали, раздумывали)», слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («солнышко»), преувеличения («ночью тёмною-растёмною»). Запиши их  в «Рабочую тетрадь».

6. Раздели текст на части, озаглавь каждую часть. Как они связаны друг с другом? Обоснуй своё мнение.

7. Перескажи одну из частей былины от лица Ильи Муромца.

8. Составь сообщение об Илье Муромце. Обсудите с другом,  каково значение подвигов Ильи Муромца для Русского государства.

Популярные сочинения

Сочинение Любовь или сумасшествие по Гранатовому браслету Куприна Любовь – это великое и неописуемое чувство, которое одним приносит радости, а другим, наоборот – страдания. Без этого чувства многие люди не видят смысла существования, а другие готовы отдать свою жизнь ради любимого человека
Сочинение Новаторство поэзии Маяковского Владимир Владимирович Маяковский — один из известнейших поэтов серебряного века. Он принадлежал в такому литературному течению, как футуризм

Суть заключается в том, что футуристы намеревались
Загрязнение окружающей среды сочинение Среди глобальных экологических проблем, планомерно истребляющих природу и приближая день конца нашей планеты, следует акцентировать внимание именно на экологическом загрязнении географических и пространственных массивов.

Шукшин. Все произведения

  • Алёша Бесконвойный
  • Боря
  • В профиль и анфас
  • Ванька Тепляшин
  • Верую
  • Волки!
  • Выбираю деревню на жительство
  • Гринька Малюгин
  • Даёшь сердце
  • До третьих петухов
  • Дядя Ермолай
  • Жатва
  • Жена мужа в Париж провожала
  • Живёт такой парень
  • Забуксовал
  • Земляки
  • Калина красная
  • Космос, нервная система и шмат сала
  • Крепкий мужик
  • Критики
  • Любавины
  • Мастер
  • Материнское сердце
  • Микроскоп
  • Миль пардон, мадам!
  • Обида
  • Одни
  • Осенью
  • Охота жить
  • Постскриптум
  • Правда
  • Сапожки
  • Светлые души
  • Сельские жители
  • Слово о малой Родине
  • Солнце, старик и девушка
  • Срезал
  • Стенька Разин
  • Стёпка
  • Странные люди
  • Чередниченко и цирк
  • Чудик
  • Экзамен
  • Энергичные люди
  • Я пришел дать вам волю

Основная идея

Повесть «Детство» представляет собой зарисовку из жизни провинциального города на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Писатель честно и в полной мере демонстрирует нам абсолютно дикие нравы российского общества и все самые неприглядные стороны жизни. Смысл повести «Детство» заключается в демонстрации того, что бедняки лишены этой светлой поры. Они сразу рождаются взрослыми и терпят ужасное обращение, пока сами не ожесточаются.

Также Горький пытается переосмыслить свою собственную жизнь. Перенося на бумагу свои самые яркие детские воспоминания, он пытается понять, какое место они занимают в его жизни, как они повлияли на него, и был бы он тем, кто он есть, если бы не пережил всех этих страданий и лишений. Главная мысль повести «Детство» заключается в своеобразном становлении личности под гнетом социального неблагополучия. Народ так и останется темным и бедным, жестоким и жадным, если дети будут воспитываться в таких условиях и такими людьми.

Характеристика персонажей (с цитатами из произведения)

Персонаж Характеристика персонажа Цитаты персонажа
Дима Главный герой произведения. Одиннадцатилетний мальчик который очень любит читать, и в своём стремлении прочитал практически всё, что было создано в мировой литературе для его возраста, после чего начал читать книги, которые были написаны для детей другого возраста и взрослых. Этим он вызывает недовольство у своей матери, которая изливает его на своего мужа. Не любит, когда родители спорят о книгах, и за справедливостью обращается к бабушке, желая, чтобы она разрешила очередной бессмысленный спор. В начале произведения читает Большую энциклопедию, принимается за том на букву «Б», где внезапно встречает исписанный незнакомым почерком тетрадный лист. Оказывается, что это домашнее сочинение его умершего дяди Владимира. Он читает письмо сначала сам, и видит, что ребёнок, которым тогда был его дядя, адресует его не году, а человеку. Тем самым он идет против просьбы учительницы. После прочтения письма, понимает, почему бабушка стала тихой и грустной -такой она стала после похоронки на её сына. Отдаёт бабушки его письмо, чтобы та смогла его прочитать, и спрашивает у неё, где девушка, о которой пишет его дядя. С удивлением узнаёт, что она живёт над ними, и вышла замуж за Лёшку, о котором его дядя написал в письме. Считает его чудаком, узнает, что девушка стала детским врачом, а не хирургом, а парень, ставший ее мужем, преподает литературу в институте. От бабушки узнает, что их сына зовут Володя. Дежурит во дворе, ожидая свою соседку, и передает ей письмо Володи, решив, что она должна о нем знать. После узнаёт, что она его любила. – Ничего… Я так просто. Хотел проверить, ты спишь или нет.
Мама Появляется только в начале произведения. Ей не нравится, что её муж предпочитает не запирать свой книжный шкаф, и ребёнок таскает из него книги, не предназначенные для его возраста, хотя сама прочитала Анну Каренину в шестом классе, о чем ей напоминает её мать. – Почему ты не запираешь свой книжный шкаф?
Папа Отец Димы, позволяющий ребёнку читать всё, что тот пожелает, потому что считает, что в этом ничего вредного нет, а запирать книги кощунственно. – Запирать книги – это кощунство!
Бабушка Старенькая бабушка, мать Володи и матери Димы. Ранее была весёлой, однако погрустнела после того, как её сын умер на войне и на него пришла похоронка. Говорит тихо и неторопливо, всегда защищает Диму, когда родители спорят о том, стоит ли ему читать взрослые книги. – В каком классе ты сама-то прочитала «Анну Каренину»?

– И ее ты знаешь. Однажды, когда у тебя была высокая температура, мы позвали ее. Она сделала тебе укол… Помнишь?

Володя Дядя главного героя, умерший на фронте. В произведении предстаёт как герой, пишущий письмо любимой девушке вместо того, чтобы писать письмо году по заданию учительницы. В письме фантазирует, что женат на любимой девушке, работает вместе с ней, является врачом, и у них есть два ребёнка: дочь и сын. Его мечты не сбываются. Дорогая Валя! Мария Никитична хочет, чтобы мы обращались к году, а я обращаюсяь к тебе. К тебе, живущей в том самом году!

Все эти тридцать лет я был ужасно счастлив из-за того, что ты любила меня, а не Лешку Филиппова! Хотя он хороший парень. (Теперь-то уж хороший пожилой человек!)

Валя Девушка из письма. Педиатр, живёт в квартире над главным героем. Вышла замуж за Алёшу, о котором Володя писал в письме. Оказывается, что она любила Володю, и благодарна ему, за всё, что он для неё сделал. – Я любила его, – ответила она. Сделала несколько шагов, вновь обернулась и добавила: – И я ему навсегда благодарна.
Алешка В письме Володи молодой человек, с которым общается Валя, чем он вызывает у Володи недовольство. Позднее взрослый мужчина, муж Вали, кажущийся Диме чудаком, профессор университета. Цитат у персонажа нет

Популярные сегодня пересказы

  • Серебряная елка — краткое содержание рассказа Саша Чёрный Удивительный зимний пейзаж: всё снежком припорошено, луна освещает каждый уголок леса, а посреди поляны пушистая ёлочка, с которой ветер периодически сдувал белые хлопья. Красота, одним словом!
  • Краткое содержание романа Дым Тургенева Непростой выбор, который встал перед героем тургеневского романа «Дым». И он действительно сложен. Такая большая пропасть между спокойной жизнью и светской, не может быть трудной
  • Во сне ты горько плакал — краткое содержание книги Казакова Автор вспоминает наблюдения за своим полуторогодовалым сыном Алешей, в то время, когда они жили летом на даче в Абрамцеве.
  • Мальва — краткое содержание рассказа Горького На фоне беспокойного моря желтела длинная и узкая коса. На её берегу стоял большой шалаш, в котором прятался от жары Василий Легостев. Пять лет назад он, сорокалетний крестьянин, приехал из деревни на заработки

Проблематика

В рассказе нет обычного для Шукшина противопоставления городского и деревенского сознания. Все герои рассказа – горожане. В рассказе противопоставляется сознание хорошего человека и лицемера-пьяницы. Основную проблему формулирует сам главный герой: «До каких пор мы сами будем помогать хамству?» Другая проблема, связанная с первой, состоит в том, что плохие люди (хамы, лицемеры, алкоголики, подхалимы) будут всегда, бороться с ними – всё равно что сражаться против мельниц, как Дон-Кихот. Умения видеть в человеке главное и избегать общения с плохими людьми — вот чего не хватает главному герою и чему он учится на глазах изумлённых читателей. Проблематика рассказа одновременно нравственная и социальная.

Популярные сегодня пересказы

  • Сельская честь — краткое содержание оперы Масканьи Действие оперы происходит в одной сицилийской деревне в конце 19 века во время празднования Пасхи. На родину вернулся солдат, который влюблён в Лолу. Он поёт серенаду своей возлюбленной, которая является женой сельского возчика.
  • Екимов Борис Екимов родился в Красноярском крае, но на всю страну он известен как проводник в прелести донской степи. Начало жизни выдающегося писателя было вполне прозаическим.
  • Костер — краткое содержание романа Лондона Однажды в холодный и снежный день какой-то человек, что только что забрался на гору, сделал остановку, дабы недолго отдохнуть. Он оглянулся и заметил льдину, толщина которой равнялась примерно метру
  • Краткое содержание книги Этрусская ваза Мериме Несмотря на свой статус, Огюст Сен-Клер был крайне не популярен в светском обществе. Всему виной была избирательность мужчины.

15.3 Что такое быть самостоятельным? (ОГЭ по русскому)

Что же такое самостоятельность? На самом деле это понятие не такое поверхностное, как можно подумать. Это не просто умение принимать решения, действовать, не прибегая к чьей-либо помощи, это ещё и способность нести ответственность за свои поступки.

За аргументами обратимся к литературе.

Думаю, все согласятся, что воспитывать самостоятельность нужно с самого детства. Именно в детском возрасте закладываются основные качества, формируется характер. Не нужно допускать такого поведения и капризов, какие, например, показывал Трилли — герой рассказа «Белый пудель» Куприна. Восьмилетний мальчик рос в состоятельной семье, был сильно избалован, имел тысячу слуг — от дворника до няньки. Даже мама Трилли готова была сделать что угодно, лишь бы её дитя не плакало и вовремя приняло лекарство.

Естественно, ни о какой самостоятельности не могло быть и речи. Непонятно, каким будет мальчик в будущем? Возможно, таким он будет и во взрослом возрасте, привыкнув к тому, что всё за него делают другие.

Так, герой произведения Распутина «Уроки французского» уже с малолетства познал, что значит быть самостоятельным. В деревне, где жил мальчик, была только начальная школа, и чтобы продолжить учиться дальше, ему пришлось ехать в райцентр. Там он оказался совершенно один, без родных и друзей, жил у незнакомого человека. Конечно, мальчику было трудно, тем более, что действие рассказа происходит в 1948 году — в тяжёлое время голода и разрухи.

Рано повзрослели и дети блокадного Ленинграда. Не всех удалось вывезти из оккупированного города. Тем, кто остался суждено было наравне со взрослыми нести все тяготы военного времени и ужасы блокады — голод, холод, постоянные налеты и бомбежки. Дети научились терпеть, ждать, были самостоятельны и брали ответственность за младшего брата или сестру, за пожилых родственников. Вклад детей и подростков в победу нисколько не меньший, чем взрослых.

А вот с совершенной несамостоятельностью ассоциируются генералы из сказки Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Очутившись на необитаемом острове, они не могли ничего сделать, чтобы спастись: ни разобраться где находятся (определить стороны света); ни добыть себе пропитание (например, выловить и приготовить рыбу). Им пришлось даже найти мужика, который бы все делал и смог их прокормить.

В качестве вывода хотелось бы сказать, что самостоятельность — неотделимая и значимая черта характера человека. Без неё нельзя считать себя по-настоящему взрослым и ответственным.

Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям

Источник

Композиция

Проводя анализ повести «Сашка», следует отметить, что для него характерна мозаичная композиция при отсутствии единого сюжета. Повесть состоит из крошечных сюжетов, призванных максимально точно и ёмко раскрыть характер главного героя.

Повесть построена таким образом, что раскрытие душевных качеств Сашки, его жизненных приоритетов происходит постепенно, чему способствует замедленный темп повествования. С продвижением героя от линии фронта вглубь страны читатель погружается и в его внутренний мир.

Для названия повести автор намеренно выбрал самое распространенное мужское имя, придав ему сниженно-бытовую форму. Благодаря этому ходу герой с первых страниц становится близким и понятным читателю.

Чему учит?

Прежде всего, повесть «Детство» заставляет задуматься о том, как не надо жить. Автор осуждает пьянство, воровство, жадность и грубость. Демонстрирует нам, как низко может пасть человек, который поддаётся самым пагубным привычкам и думает только о низких вещах, не заботясь о своей нравственности. Мораль книги состоит в том, что люди не должны зацикливаться на деньгах, даже если живут в нищете и берегут каждую копейку. Эта зацикленность превращает семью в сборище врагов.

Также это произведение говорит о том, что не весь мир наполнен одним лишь злом, и даже в самом беспросветном мраке всегда можно найти крупицы света и добра, что среди злых людей есть множество добрых и что даже в, казалось бы, самом низком человеке может остаться ещё что-то хорошее. Это и есть нравственные уроки повести «Детство».

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит в большом городе, где есть «девятиэтажная башня», и занимает всего несколько часов субботнего утра: неудачный поход Сашки Ермолаева с дочерью в магазин, поиск хама-соседа и выяснение с ним отношений. Сашка – философствующий герой Шукшина.

Рассказ начинается с философско-психологического рассуждения об обиде. Сначала читателю кажется, что это внутренний монолог героя, но постепенно становится понятным, что это рассуждения автора, своеобразное философское введение, экспозиция. Автор говорит об обиде, о том, что из-за неё не стоит переоценивать жизнь, нужно быть спокойным и благоразумным. Автор обращается к тем читателям, которые не согласны стерпеть обиду, презирают благоразумных людей. Шукшин сравнивает отстаивание своей точки зрения обиженным человеком с боем на картонных мечах. С его точки зрения, борец с обидчиками обязательно потерпит неудачу.

Вступление подобно морали, стоящей перед притчей. А история с Сашкой Ермолаевым – притча-иллюстрация.

Первая фраза рассказа – это завязка. Она отделена от развития действия вступлением-экспозицией. Затем следует подробный рассказ о том, как Сашка искал правды и пытался отомстить за причинённую обиду, при этом приходя во всё более угнетённое состояние духа. Прежде, чем действовать, Сашка рассуждает о том, что и зачем он собирается делать, как бороться за правду.

Приезд матери

Вскоре верный работник дедушки Григорий потерял зрение, и жестокий руководитель незамедлительно выгнал бедолагу на улицу. Мужчина начал просить милостыню, а добрая бабушка и чуткий мальчик жалели и подкармливали его. Алексей никак не мог понять, как старик смог оставить рабочего без помощи, а просто выкинул на улицу, словно ненужную вещь.

Когда главный герой подружился с одним из квартирантов, его за это жестоко выпорол дед. В итоге он выгнал жильца, и мальчик стал сильно тосковать по товарищу.

Потом Алексей сблизился с еще одним молодым человеком по имени Петр, который постоянно рассказывал увлекательные истории и учился в университете. Однако со временем Алексей заметил подозрительное поведение приятеля и начал отдаляться от него. По этой причине между ними началась сильная вражда. Через некоторое время мальчик подружился с соседскими детьми, но встречался с ними тайком, потому что взрослые были против их встреч.

Затем вернулась мать главного героя и стала обучать его. Когда мальчик в очередной раз увидел, как дедушка избивал свою жену, он решил отомстить ему и испортил его любимые иконы, а также самовар. За это старик хотел высечь внука, но за него заступилась мама. Кроме того, пожилой мужчина захотел выдать Варвару замуж за богатого часовщика, однако та была категорически против этого.

Вариант 2

В произведении не заслуженно обидели хорошего простого парня Сашку Ермолаева. Рассказ «Обида» был написан в 1971 году, вошёл в сборник «Характеры».

В. Шукшин очень тонко чувствовал всю несправедливость, обиду, злость, отчаяние и разочарование, которое испытывает простой рядовой житель города Александр Ермолаев, муж, отец двух маленьких девочек.

Очень точно выведен образ «дядьки в плаще», трусоват, подловат, редкий хам и подхалим. Понятно, что продавщица незаслуженно обидевшая человека, торгашка и малообразованная хамоватая тётка («плотют», «только и делов»). Продавщица в продуктовом магазине чувствует себя абсолютно правой, ей даже, в голову не приходит, что она может очень сильно обидеть человека, извиняться не её правилах(«глядит как Исусик»).

Вся неприглядная ситуация происходила на глазах маленькой дочери, дети очень впечатлительные и тонко чувствуют настроение взрослых. Маленькая дочка главного героя очень точно сказала «плохие тётя и дяди». Отчётливо прослеживается нравственное противостояние.

Нравственные проблемы, которые затрагивает В. Шукшин, могут коснуться каждого. Реальность, при которой происходит хамство, грубость, несправедливость, не может не тронуть порядочного человека. Для кого-то он Александр Иванович, для кого-то Сашка, чувство собственного достоинства, присутствует в этом человеке. Чувство несправедливости, грубость и хамство, агрессия толпы, очень задели главного героя. Отвратительная сцена с избиение в квартире «дядьки в плаще» усугубляет ситуацию.

Очень ясно вырисовывается образ «маленького человека», поднятого классиками русской литературы Чеховым, Гоголем. Серая масса в образе «дядьки в плаще», толпа, которая как стадо, все вместе набрасывается на одного, агрессия, злость, безразличие к чувствам человека, но герой Шукшина, человек с достоинством и с принципами.

Честный добропорядочный, ранимый, добрый и наивный Сашка, но нанесённая глубокая обида, смогла в этом человеке пробудить такую злость, что последним аргументом в борьбе за несправедливость, он посчитал молоток. Сильное душевное волнение, его «трясёт», он пытается понять, почему люди так легко и быстро встают на сторону зла.

Несправедливость, обида, прилюдное унижение, ежедневные обыденные события, с которыми может столкнуться любой человек в магазине, в транспорте, в учреждении, Сашка задумывается почему хамство рождает хамство и не находит ответа.

Противостояние в образе жены Веры и маленькой дочери Маши, даёт надежду на благополучное разрешение конфликта. В финале Сашка в окружении близких любящих людей уходит домой, казалось бы, конфликт исчерпан, но зло не понесло наказание.

Проблемы общества актуальны во все времена, поэтому произведения В. Шукшина издаются и переиздаются, снимаются фильмы, его произведения изучают в школе. Рассказы Шукшина всегда актуальны, свежо воспринимается ситуация, заставляет сопереживать, заставляет задуматься, почему подобное происходит в жизни.

Вариант 2

На первый взгляд, рассказ Валентина Распутина «Век живи — век люби» кажется простым, незамысловатым. Главный герой — подросток Саня представляется взору как личность, желающая самостоятельности.

В начале мы сочувствуем мальчику, уставшему от чрезмерной опеки родителей. Саня от природы добрый мальчик, поэтому он не осуждает отца и мать, не понимающим, что он уже не ребенок. Скорее сочувствует взрослым, забывшим о своем детстве и отрочестве.

Обстоятельства складываются так, что родители уезжают на отдых в Прибалтику и Белоруссию, а сына отправляют к бабушке в таежную деревню. Неожиданно и бабушка уезжает, оставив мальчика одного на несколько дней. Возможность прожить неделю без взрослых, приводит главного героя в полный восторг.

Подражая взрослым, Саня с большим усердием выполняет их работу. Убирает в доме, сам себе готовит завтрак, обед и ужин, ходит в магазин за продуктами и даже забота о ненавистных грядках доставляет ему удовольствие. Чувствуя себе вполне взрослым человеком, Саня собирается с местным жителем Митяем в лес за голубикой.

Описывая природу, Распутин показывает единение человека с ней. Кажется, что таежный лес живет своей отдельной, вольной жизнью. Мальчик очарован красотой пейзажа. Автор показывает Митяя как человека с неудавшейся судьбой, который отсидев за что-то стал груб, язвителен и любит выпить.

Но попав в лес этот человек преображается. Мальчик шестым чувством угадывает, как душа его постепенно раскрывается. На самом деле под внешней огрубелостью скрывается доброе, чуткое сердце, способное понимать другого человека.

Чтобы убедиться в этом, Распутин показывает нам совершенно другого человека — дядю Володю. Самый старший из них троих, дядя Володя ведет себя подло и низко. Сразу заприметив, что мальчик собирается складывать ягоду в оцинкованное ведро, которое не предназначено для этого, он втайне злорадствует и решает до времени не предупреждать об этом.

Почему он себя так ведет? Скорее этот человек обижен на весь мир, не понимает, что такое дружба, любовь, уважение. Видимо он не может ужиться ни с кем, даже с теми, кто к нему хорошо относятся.

Саня достойно выходит из этой ситуации. Митяй в гневе переворачивает ведро, чтобы никто случайно не съел ягоду, поминутно взывая к совести дяди Володи. Однако мальчик спокоен. Другой не его месте разочаровался бы в людях и в природе, но только не герой рассказа «Век живи — век люби», Он принял этот удар, так как стал действительно самостоятельным. Бесконечно сожалея о поступке уже пожилого человека, Саня во сне видит себя как-бы взрослым человеком, который может ответить на низость.

Автор Валентин Распутин показывает, что данная ситуация стала для мальчика полезной. В итоге можно процитировать Ф. М. Достоевского, сказав, что красота спасет мир. Если бы не природа и не Митяй, мальчик и сам бы вырос с затаившейся обидой н всех. Но теперь он знает, что такое жить в гармонии с природой и человеком.

Суть: о чём?

Повествование начинается с того, как недавно овдовевшая мать Горького, которого тогда ещё звали Алексем Пешковым, везёт его к своему отцу в Нижний Новгород.

С первых же минут пребывания в доме красильщика Василия Каширина, в котором живут также два дяди главного героя со своими семьями, а также подмастерье Иван Цыганок, чувствуется атмосфера строгости и враждебности. Дед Василий недоволен своей дочерью, которая вышла замуж против его воли, но всё-таки разрешает ей вернуться.

Далее следуют многочисленные эпизоды из тяжёлой жизни мальчика. В семье постоянно вспыхивают ссоры, дяди постоянно требуют у деда Василия свою часть наследства, Алексей впервые в жизни подвергается телесному наказанию, переживает пожар, растёт на улице, терпит нужду и ругань.

Однако наряду с плохими моментами в жизни героя происходят и хорошие события. Настоящей отрадой для него становится его бабушка – Акулина Ивановна, души не чающая во внуке. Строгий дед Василий учит его читать и рассказывает о своей непростой жизни, когда он работал бурлаком.

Мать писателя выходит замуж во второй раз и увозит Алексея с собой, но брак этот несчастливый, когда отчим начинает избивать мать героя, он бросается на него с ножом и ранит. Мальчик возвращается в дом деда, который к этому моменту становится настолько скупым, что жалеет деньги даже для Акулины Ивановны и производит раздел имущества. Алексей живёт вместе с бабушкой, зарабатывая себе на жизнь. Так мальчик доучивается до третьего класса, и в этот момент его мать умирает.

Через несколько дней после похорон дед Василий выгоняет Алексея из своего дома, говоря ему, чтобы он шёл «в люди».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: