Солдат и мальчик

Связующее звено

Обеспечивая доставку стратегических резервов к фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей из временно оккупированных гитлеровскими войсками областей и республик страны, железные дороги стали связующим звеном между фронтом и тылом.

Железнодорожники обеспечили подготовку и проведение более 50 стратегических и наступательных операций, осуществленных советскими Вооруженными силами в ходе Великой Отечественной войны. Успеху этих операций способствовала своевременная доставка из глубины страны боеприпасов, горючего, продовольствия и других средств. Общий объем перевозок в период подготовки решающих сражений достиг 1 млн. тонн.

Помимо решения военных задач, железным дорогам необходимо было продолжать непрерывное снабжение промышленности сырьем, топливом, металлом и другими важными грузами, а также осуществлять пассажирские перевозки. Благодаря самоотверженной работе железнодорожников в годы войны удалось связать важнейшие экономические районы тыла в гигантский по территории народнохозяйственный комплекс.

До начала великого перелома в 1943 году, после которого стал ясен исход войны, железнодорожники принимали участие в боевых действиях, поэтому произошло кадровое оголение железной дороги. На места машинистов, кочегаров и других специалистов пришла молодежь, подростки. В 1943 году вышел приказ И. В. Сталина о возвращении всех работников железных дорог на прежние места работы. Это способствовало укреплению кадрового состава на железных дорогах. Это, в свою очередь, повысило качество перевозок грузов.

Далеко от семьи

Мы везём прадедушке землю с могилы его жены, прабабушки Ули. Её дом остался нетронутым с тех пор, как она умерла, словно уехала на пару месяцев навестить дальних родственников. На окнах и печке всё те же зелёные занавески, на стене – календарь за 1989 год и портрет моего прадеда Семёна, её мужа, которого она так и не дождалась домой. В 41-м она стала управлять его комбайном, на котором до войны работала штурвальной. А позже, проводив обоих сыновей на фронт, работала, не зная отдыха, в поле и ждала их с войны.

Семёну Шалимову дали всего два часа на сборы. Его старший сын – Николай даже не успел прибежать с поля и попрощаться с отцом. Семён Иванович тяжело расставался с близкими, видимо, предчувствовал: домой уже не вернётся, так об этом и сказал своему брату. Можно только вообразить тоску, с какой он ехал по этой железной дороге: не радует красота золотой осени за окнами, когда всё больше отдаляешься от родного села, своей жены и четверых детей.

Рельсы на льду

Когда Ленинград оказался отрезан от всех железнодорожных веток, стало понятно, что автомобильные перевозки по льду Ладожского озера не смогут обеспечить город всем необходимым для выживания. В 1942 году Военный совет фронта и Ставка приняли решение о строительстве железной дороги стандартной колеи по льду Ладоги. Также решено было построить там эстакаду.Трасса длиной 35 километров должна была идти параллельно Дороге жизни.

По воспоминаниям Грязнова, строительство велось с двух берегов озера. К 12 января 1943 года с каждого берега Ладоги было построено восемь километров дороги. Более того, по эстакаде уже ходили поезда, они подвозили к участкам грузы. Но эту эстакаду не достроили.

18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда и появился другой, более быстрый и надежный путь связать осажденный город с Большой землей — решено было построить участок от разъезда Поляны до станции Петрокрепость (Шлиссельбург). Длина этого участка составляла 33 километра. Основной отрезок пути проходил по Синявинским болотам в пяти километрах от линии фронта.

«Для укладки трассы мне достался участок в десять километров посреди болота, проходивший по полотну бывшей узкоколейной торфовозной дороги. Нам были даны очень сжатые сроки. Необходимо было под снегом определить середину полотна, проверить линию, разбить пикетаж и пронивелировать её по пикетам», — пишет в своих воспоминаниях Грязнов.

Шпалы и рельсы для новой железной дороги везли прямо с недостроенной эстакады.

У Шлиссельбурга железная дорога проходила через Неву. В первый же день после прорыва блокады Ленинграда здесь начали строить свайно-ледовый железнодорожный низководный мост. Он был временным. Рельсы укладывали прямо на льду. Задача была проста: как можно быстрее открыть движение поездов.

Параллельно было начато строительство высоководного деревянного моста. Грязнов отмечает, что это тоже планировалось как временное сооружение. Из металла здесь были только пролетные строения. Перед Грязновым поставили задачу: обеспечить должные размеры и очертания высоких подходных насыпей к мосту.

Работы велись в сложнейших условиях. Холод, влажность, отсутствие техники и инфраструктуры. В основном на строительных работах были задействованы женщины. Они рубили деревья в лесу, забивали сваи, засыпали камни. Немецкая разведка прекрасно знала о строительных работах. Стройку каждый день бомбили. Грязнов в своих воспоминаниях пишет, что однажды он стал свидетелем разрыва снаряда, который упал в группу женщин, работавших на засыпке камня под опоры.

Погибших хоронили здесь же, у дороги.

Тем не менее за 17 дней дорога была построена. Еще несколько дней заняли испытания, и 5 февраля 1943 года из Волховстроя в Ленинград отправился первый поезд. Состав с 800 тоннами сливочного масла, прибывший в город 7 февраля, пришли встречать тысячи ленинградцев. До полного освобождения города оставалось около года, но восстановление железнодорожного движения воспринималось как первый шаг к мирной жизни.

Поезд Победы – ⭐экскурсия по музею⭐

В данный период экскурсии проводится для групп до 5 человек. В начале посещения каждому выдается аудиогид, а на мультимедийном экране известный актер Харатьян Дмитрий дает инструкции и рассказывает правила нахождения в Поезде Победы.

Далее под стук колес начинается экскурсия, которую проводит машинистка Лидия, жизнь которой навсегда связана с железной дорогой. Именно она прошла всю войну в роли путеводителя паровоза, видела как мирное время, так и военное.

Первый вагон «ЦВЕТ НАЦИИ» посвящен мирной жизни до войны. Обычные люди, моряки, туристы, рыболовы, грибники, мамы с детьми едут в поезде по своим обычным делами. У них в руках лыжи и велосипеды, гармонь и книги.

Второй вагон «ПОЕЗД НА ФРОНТ», «ОКОПЫ». Все изменилось в то самое утро – 22 июня 1941 года. Экспозиция посвящается началу войны, в которой молодые люди отправляются на фронт. На защиту Родины встали рабочие и госслужащие, студенты и профессора, музыканты и писатели. Многие из них уже никогда не вернутся домой.

Третий вагон «КОНЦЛАГЕРЬ». Однажды ближе к концу войны на железнодорожном перевале паровоз забрал очень страшный состав. Комендант поезда посоветовал даже близко не подходить. Эшелон тот состоял из товарных вагонов, которые не были предназначены для перевозки людей. Именно в них немцы переправляли сотни тысяч военнопленных в холодных составах. От тесноты даже сесть было не возможно. В дороге почти не кормили и не поили. Умирали там сотнями, а бывало и так, что до лагеря добирались лишь единицы. Советских пленных отправляли на самые тяжелые работы: шахты, рудники, химические производства.

Четвертый вагон «САНИТАРНЫЙ». В военное время санитарные поезда курсировали по всей стране, забирали раненых с фронт и развозили по госпиталям. Сложнейшие операции делали прямо на ходу и спасали тысячи жизней.

Пятый вагон «БАННО-ПРАЧЕЧНЫЕ ПОЕЗДА», «БЛОКАДА». Баня на войне – одно из главные мест, где мылись и стирались солдаты на передовой. Также здесь представлены кошки, которых привезли в Ленинград.

Шестой вагон «ШТАБНОЙ». Когда фронт продвинулся на запад, многие военные начальники начали жить и работать в поезде. Иначе не успеть за войсками. Такой вагон был и у маршала Рокоссовского.

«БРОНЕПОЕЗД». Среди наших поездов встречались настоящие монстры и богатыри, которые были отделаны со всех сторон броней и плитами, пушками и пулеметами. Немецкие зенитки и самолеты боялись нападать на них. Весили такие гиганты сотни тонн, пути для которых специальные строили.

Седьмой вагон «ПОБЕДА И ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ». Мы столько времени провели на войне, что стало казаться, что так было всегда и будет продолжаться всю нашу жизнь. 8 мая 1945 диктор СовИформБюро Юрий Левитан объявил о капитуляции Германии. Великая Отечественная война завершилась. Вечная Слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины. Тысячи салютов по всей стране. Люди едут начинать новую жизнь. Впереди годы восстановления страны.

Война пыталась отнять у наших предков самое ценное – время их молодости. Но они его не отдали. Жертвовали жизнью, чтобы сохранить эту ценность для нас. Время любить друг друга, время любить нашу Великую Родину. Именно этот посыл исходит во время экскурсии по Поезду Победы.

Передвижной музей «Поезд Победы» посетит 50 городов России

С Белорусского вокзала Москвы отправился необычный состав. «Поезд Победы» – передвижной музей, зайдя в который, словно попадаешь в то далекое уже время, когда у всех была одна цель – разбить врага. Вагоны, предметы, даже пейзажи за окнами не сегодняшние, мирные, а те самые, что видели из теплушек солдаты, ехавшие на фронт.

Сначала кажется, вроде бы, обычный поезд: купе, скоро принесут чай и начнется путешествие из одного города в другой. Но стоит перейти в соседний вагон, и оказывается, что ты совершаешь путешествие на несколько десятков лет назад.

– Поезд является такой аллегорией всей жизни человека, ведь когда-то на нем ехали совершенно другие люди, которые прокладывали эти пути дальше для нас, по которым едем сейчас мы. И поезд, прежде всего, он о людях, об истории, о том, как это было непросто, – считает Дмитрий Поштаренко, автор экспозиции «Поезд Победы».

В каждом вагоне, всего их семь, совершенно разные инсталляции. Вот, например, санитарный состав. Врачи делали операции раненым солдатам прямо на ходу. А это, пожалуй, самая страшная часть выставки. Товарный поезд, в который немцы загоняли военнопленных, как скот, и везли их в концлагеря.

– Одни глаза только остались именно как душа. То есть акцент везде оставлен на глаза, – рассказывает Алена Козоркина, художник-бутафор.

Почти у всех фигур есть реальные прототипы. Скульпторы создавали их по фотографиям из военных альбомов, чтобы показать лицо именно того поколения. Реализма добавляет и реквизит. Оружие времен войны, солдатская форма и даже, казалось бы, незначительные предметы тоже настоящие.

– У него в руках немецкая фляга с ручной вышивкой. А у соседнего бойца мы видим в руках кисет с махоркой, тоже у него есть ручная вышивка, – показывает Мария Волох, реквизитор.

Здесь появляется эффект, которого не добиться ни в одном стационарном музее. Вместо окон тут видео, переснятое по хронике военных лет. Те кадры делали операторы, когда ехали на фронт. Создается полное ощущение, что ты видишь реальную картинку за окном. По всему маршруту посетителей сопровождает аудиогид. Его рассказ основан на воспоминаниях молодой девушки-машиниста Елены Чухнюк. Всю войну она увидела из кабины локомотива: «Как же все изменилось за несколько месяцев. Теперь вместо удочек и лыж у пассажиров в руках оказались винтовки».

– В каждом вагоне, на самом деле, ты чувствуешь дрожь в коленях, дрожь внутри себя, потому что понимаешь, что это было на самом деле, – делится Валерия Смирная.

– Прямо окунаешься в эту атмосферу и представляешь себя на месте этих людей, думаешь, как бы ты поступил, как бы твоя жизнь сложилась, – размышляет Алиса Макарова.

Накануне выставку посетили первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко и министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Они напомнили, что именно поезда доставляли оружие, хлеб и лекарства на фронт.

– Это в том числе, еще и дань уважения и благодарности железнодорожникам в годы Великой Отечественной войны, которые совершали и трудовой, и боевой подвиг, – выступил Сергей Кириенко, первый заместитель руководителя Администрации президента РФ.

Сегодня «Поезд Победы» отправляется с Белорусского вокзала. Он проедет по линии фронта. Через Псков, Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Курск, Севастополь и первую часть пути закончит в Волгограде. Вторая часть пройдет по Транссибирской магистрали. Причем, состав сделает остановки даже в небольших населенных пунктах. И в Москву вернется уже в начале следующего года. Так что эту выставку, без преувеличения, сможет увидеть почти вся страна.

Годы поиска

Очень долго не удавалось выяснить, откуда ехали попавшие под бомбежку солдаты. По воспоминаниям очевидцев, преимущественно это были «нерусские, тёмные, небольшого роста, говорящие с акцентом» люди. Поэтому когда научный сотрудник Кадуйского районного краеведческого музея Геннадий Васильевич Загребин 10 лет назад начал поиски информации об этом эшелоне, он в первую очередь делал запросы в Башкирию, Казахстан. Потом писал в «Алтайскую правду» – коренные алтайцы тоже подходят под описание. 16 марта 2007 года на тематической странице «Летят журавли» появилась публикация под заголовком «Дата захоронения — 27 сентября 1941 года». Никто не откликнулся, запросы в архивы также не принесли результатов.

Параллельно расследование вёл Иван Дьяков. И именно ему удалось узнать правду. Поиски заняли у него 9 лет, и они ещё не закончены. По сути, они только начались. Иван надеется узнать имена всех погибших бойцов, установить на могилах стелу с их фамилиями и, конечно, отыскать их семьи, сообщить им о судьбе близких. На момент нашей поездки были найдены родственники только троих погибших солдат из этого эшелона. Сейчас их уже больше, и во многом благодаря журналисту из Алтайского края Тамаре Дмитриенко.

Не только на Вологодчине годами бились, чтобы что-то узнать об этом эшелоне. На другом конце страны, на Алтае, семья пропавшего без вести красноармейца Шалимова писала запросы, надеясь найти информацию о нём. Родные начали свой поиск ещё до того, как закончилась война. Однажды Ульяна Леонтьевна ходила пешком в далёкую деревню к солдату, который тоже был в том поезде и смог спастись. Он тогда сказал ей, что надежды на то, что её муж выжил в такой мясорубке, почти нет.

О книге

Любой человек ежедневно сталкивается с множеством дел, и иногда так не хватает времени на отдых. Чтение книг становится спасительным и позволяет человеку приятно и с пользой провести время. И это даёт не только новые эмоции, но и понимание, как неоднозначно всё в нашей жизни.

Книга Приставкин Анатолий Игнатьевич «Солдат и мальчик» – яркий образец подлинного искусства в жанре современная художественная проза. Писатель постарался сделать произведение интересным и хорошо раскрыл основные идеи

Автор уделил внимание каждому персонажу, и, читая, понимаешь, что у каждого есть внутренние противоречия, есть и то, что беспокоит или вдохновляет

Кондукторы и регулировщицы

Правда в том, что дорога была построена чудом и функционировала тоже чудом. В первые дни ветка принимала один-два поезда в сутки. Сама дорога была однопутная, рельсы на низководном мосту были положены на лед, на высоководном сваи были вбиты в лед. Все проектировщики и изыскатели с тревогой ждали весны 1943 года, когда потеплеет.

Между тем, по данным Грязнова, несмотря на немыслимую технологию, ни один поезд не упал с высоководного моста, ни один не провалился под лед на низководной переправе. Проблема была в другом: мост через Неву враг прекрасно видел и бомбил. Когда был достроен высоководный мост, составы перевели на него. Уже на пятый день на мост сбросили бомбы. Но движение по Дороге Победы не прекратилось. Низководная переправа по льду Невы в начале весны ещё не была разобрана, и поезда пустили по ней.

На участке курсировали паровозы серии Эу, они считались самыми надежными. И, стоит отметить, за все время существования Дороги Победы не было зафиксировано серьезных поломок поездов. Не было и столкновений.

Когда строители и изыскатели ушли с Дороги Победы, вахту приняли железнодорожники. По указанию начальника Октябрьской железной дороги Бориса Саламбекова была организована 48-я паровозная колонна численностью 600 человек. Здесь все было по-военному. Бригады водили поезда караванным методом, по 30 поездов в каждой колонне. Одну ночь все поезда шли в Ленинград, другую — из Ленинграда. Это позволило значительно увеличить количество составов. Расстояние между поездами было иногда по несколько сотен метров.

На трассе выставили регулировщиц, их называли «живыми светофорами». Хрупкие девушки по 12 часов стояли в лесу с фонарями и регулировали движение, вовремя предупреждали машинистов о разрушениях путей или составов артобстрелами.

Дорогу Победы бомбили более 1200 раз. Поэтому очень часто поезд останавливался в лесу просто потому что рельсы разрушены. Починкой участка занимались кондукторы — тоже в основном девушки. Они же ставили сигнальные фонари, предупреждавшие составы, идущие следом, о вынужденной остановке. После починки участка поезд двигался дальше.

27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден. А 10 марта 1944 года советские войска выбили немецкие подразделения из Мги, и движение поездов в сторону Ленинграда стало осуществляться по привычному маршруту.

Кстати

За год с небольшим, пока функционировала Дорога Победы, по ней прошло свыше шести тысяч поездов. За это время здесь были убиты и ранены больше тысячи восстановителей, движенцев, машинистов, кондукторов.

P. S.

Сейчас Дорога Победы разобрана. На станции Петрокрепость в память о подвиге железнодорожников установлена стела.

Историки говорят, что в немецких войсках, несмотря на регулярные бомбардировки, поначалу не относились к дороге серьезно. Немецкое командование вначале не верило, что в таких условиях и в такие короткие сроки можно построить железнодорожную ветку, а потом не верило, что участок можно эксплуатировать. Но история показала: невозможное возможно. И эта дорога, построенная на чистом энтузиазме, в значительной мере спасла Ленинград и приблизила его освобождение.

Тем временем

Фото: Наталья Онищенко/РГ

Память о строителях железной дороги увековечили.

25 лет назад на станции Петрокрепость в Ленинградской области заработал музей, его экспозиция посвящена истории Дороги Победы. Большую часть экспонатов передали ветераны-железнодорожники и строители дороги. В экспозиции огромные пилы, которыми девушки валили лес, реконструирована землянка, где жили строители, есть багры, которыми ловили уплывшие бревна и рельсы.

Обложка: Фото Сергей Николаев/РГ

Запасы взывчатки собрали огромные…

В июне-июле советская авиация дальнего действия работала с полной выкладкой. Только в июне 1943 года на партизанские базы заброшено 150 тонн толовых шашек специального профиля, 156 тысяч метров огнепроводного шнура, 28 тысяч метров пенькового фитиля, 595 тысяч капсюлей-детонаторов, а также оружие и боеприпасы. Партизанские отряды только за два летних месяца 1943 года получили 67 тонн тола и других взрывчатых веществ, к ним были посланы инструкторы-подрывники. Активно велась разведка железнодорожных коммуникаций.

Операция была разработана Центральным штабом партизанского движения очень тщательно. Каждый отряд получил конкретную цель, причем в приказе были определены все мельчайшие детали. Все было расписано до минуты, каждая группа четко знала и свою цель, и способ ее достижения. Впрочем, мало кто знает, что планом операции предусматривалась и своеобразная репетиция — орловские партизаны начали массовый подрыв рельсов еще раньше — 22 июля.

Знали ли гитлеровцы о том, что их ожидает? Как минимум догадывались. А потому многие участки железной дороги они подготовили соответствующим образом. Чтобы избежать нападения, гитлеровцы, используя труд заключенных концлагерей, вырубили лес по обеим сторонам дороги, опутали колючей проволокой подходы, вдоль полотна соорудили блиндажи с пулеметами. Караульная служба специально подготовленных охранных дивизий была организована круглосуточно, в некоторых местах установили мощные прожекторы, а там где их не было, согласно инструкции, чуть ли не ежеминутно запускали в небо осветительные ракеты. На подходах к полотну установили устрашающие плакаты: «Кто приблизится к железной дороге ближе ста метров, будут немедленно расстреляны!». Мосты и узловые пункты охранялись усиленными патрулями.

Можно ли было в таких, мягко говоря, неблагоприятных для партизан условиях провести операцию успешно? Без соответствующей подготовки очень сложно

Опытные инструкторы обращали внимание партизан на любую мелочь, ведь в реальном бою судьбу может решить даже незначительная ошибка. Помимо своих подопечных непосредственно в партизанских отрядах на Украине часто бывал и легендарный советский подрывник Илья Старинов

Он разрабатывал хитроумные способы для того, чтобы каждый фугас принес как можно больше вреда гитлеровцам.

Рассказывают, что Илья Григорьевич требовал не просто подрыва рельсов, а уничтожения при этом и железнодорожного состава. Это требовало повышенного риска, ибо нередко бывали случаи, когда перед особо ценным эшелоном фашисты пускали дрезины. И тем не менее партизаны находили выход из положения.

С этой книгой читают

Немецкий мальчикПатрисия Вастведт

Дождливый день 1947 года, на железнодорожной станции в английской глуши рыжеволосая Элизабет встречает немецкого мальчика, сына своей погибшей сестры. Она в смятении,…

4.33
 (6)

Неизвестные солдаты, кн.1, 2Успенский Владимир Дмитриевич

Никогда не сотрутся в памяти нашего народа события первых месяцев Великой Отечественной войны, никогда не будут забыты беспримерные подвиги бойцов и командиров,…

4.8
 (4)

Мальчик у Христа на елкеДостоевский Федор Михайлович

Мальчик у Христа на ёлке — рассказ Ф.М.Достоевского, известного своими произведениями, в которых он повествует о жизни бедных простых людей и их несчастливых судьбах….

4.4
 (8)

Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана ЧонкинаВойнович Владимир Николаевич

Иван Чонкин — бравый солдат — герой остросюжетного романа Владимира Войновича. Фабула романа абсурдна, но не более чем сама жизнь, коллизии которой столь захватывающи,…

4.47
 (3)

До свидания, мальчики!Балтер Борис Исаакович

«До свидания, мальчики!» — самое известное произведение Б.Балтера, сразу же покорившее читателей, переведенное и по достоинству оцененное едва ли не во всех странах…

4.2
 (2)

Неизвестные солдаты кн.3, 4Успенский Владимир Дмитриевич

В заключительных книгах романа «Неизвест­ные солдаты» рассказывается о последних днях Великой Отечественной войны и первых послевоенных годах.

Читатель вновь…

5
 (5)

Мальчик-менестрельАрчибальд Джозеф Кронин

Впервые на русском языке — роман А. Дж. Кронина, блестящего рассказчика, автора ставших классическими романов «Звезды смотрят вниз», «Цитадель», «Замок Броуди», «Древо…

4.45
 (2)

Солдат по кличке Рекс. История о том, как немецкий пес стал советским разведчикомСопельняк Борис Николаевич

Удивительная история, построенная на документальном материале, рассказывает о том, как немецкая овчарка, не дававшая прохода нашим разведчикам, наконец, была взята ими в…

4.6
 (3)

Сибирь и Урал

По большому счету, именно Вторая мировая война стала толчком к заселению и индустриальному развитию Южной Сибири и Зауралья. Вряд ли в ближайшей перспективе посреди тайги выросли бы такие мегаполисы, как Новосибирск, Екатеринбург, Омск, Челябинск, Барнаул, Красноярск, Иркутск, Кемерово и прочие.

Богатые ресурсы угля и железа благоприятствовали работе металлургических, машиностроительных и военных предприятий. Всего в Восточную Сибирь вывезли эшелонами 78 крупных предприятий, в Западную Сибирь – 244, на Урал – 667 фабрик и заводов. А для их работы и обслуживания требовалось работники.

Всего за годы ВОВ было эвакуировано 18 миллионов рабочих, служащих и членов их семей. Большая их часть прибыла в вышеописанные регионы.

История эшелона

С такими мыслями мы и повторили путь моего прадеда до Вологды. Там нас встретил Иван Дьяков, командир Вологодского поискового отряда. И уже спустя несколько часов, в 5 утра, ещё по темноте, мы ехали в «уазике-буханке» вместе с поисковым отрядом в Кадуйский район Вологодской области, туда, где находятся две братские могилы, в которых покоятся погибшие солдаты, до прошлой зимы безымянные.

Приехали мы ровно в 70-ю годовщину. По дороге к Кадую к нам присоединился Сергей Попов, внук красноармейца Игната Константиновича Попова, который тоже был в этом эшелоне и погиб от бомбёжки. Об этом родственникам рассказали его боевые товарищи. Они выжили благодаря тому, что пошли покурить перед налётом авиации и их выкинуло взрывной волной из поезда. А Игнат Константинович не курил. Он остался в вагоне.

Трагедия произошла 27 сентября 1941 года в 9.45. Эшелон с солдатами Алтая и Новосибирской области направлялся на защиту Ленинграда. Близ деревни Холмище на поезд налетела немецкая авиация и разбомбила его. Прибыла бригада путейцев для восстановления железной дороги и замены искорёженных рельсов и вагонов. Раненых отправили в госпитали находящегося неподалёку города Череповца и других населённых пунктов. Убитых же закапывали местные жители. Поскольку погибших было много, их хоронили несколько дней в двух воронках от взрывов вдоль железнодорожного полотна. Так и получилось, что братских могилы две.

По воспоминаниям местных жителей, для них, отдалённых от фронта, это был ужас. Валялись вагоны, стонали люди. Тяжелораненые просили: «Пристрелите нас». Всюду были разбросаны части тел.

За тяжелоранеными прибыл санитарный поезд из Череповца. На него тоже налетели гитлеровские самолёты. Погибли машинист и санитарка, и их похоронили в десяти метрах от железнодорожных путей.

Птицы

Накануне поездки на Вологодчину большая птица ударилась в наше окно, а по приезде – стучалась синица, долго и внимательно изучая взглядом маму, Нину Васильевну Хлыновскую.

Когда в селе Паутово Петропавловского района высаживали привезённые с братской могилы сосёнку и ель на погостах сына и жены Семёна Ивановича, прилетела большая сорока, села на соседний памятник, очень внимательно на всех посмотрела разумными глазами и членораздельно сказала какую-то фразу на своём сорочьем языке. Она говорила очень чётко, старалась, как будто пыталась что-то сообщить.

А потом подлетела стайка воробьёв, сделала круг над занятыми посадкой людьми и улетела. Воробьёв было пять. «Мама, папа, Таня, Шура и Коля», — вспомнил свою уже ушедшую семью дедушка.

Ольга ХЛЫНОВСКАЯБарнаул — Вологда.

Автор благодарит жителей сел Холмище и Верховье (и близлежащих деревень) за чистоту и ухоженность братских могил и неравнодушие к ним; Вологодский поисковый отряд, его руководителя Ивана Дьякова и лично каждого поисковика; Геннадия Васильевича Загребина за его усилия в поиске информации об эшелоне и за предоставленные воспоминания очевидцев трагедии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: