Композиционное решение спектакля по пьесе а.п. чехова «медведь»

Краткое содержание

I

Елена Ивановна в трауре сидит в гостиной и смотрит на фотографию своего покойного мужа. Лакей Лука пытается «расшевелить» барыню. Он напоминает, что прошел уже почти год со смерти Николая Михайловича. Давно пора подумать о себе и вернуться к нормальной жизни. Неплохо было бы съездить в гости к кому-нибудь из соседских помещиков.

Елена Ивановна заявляет, что будет свято хранить память о супруге до самой смерти. Ее уже ничего не интересует и не может развеселить.

В это время раздается звонок. Елена Ивановна приказывает Луке сказать, что она никого не принимает.

Лука возвращается и взволнованно докладывает, что барыню непременно хочет видеть какой-то настойчивый гость. Елена Ивановна с раздражением соглашается принять его.

IV

Лука приводит посетителя, который представляется Григорием Степановичем Смирновым. Он говорит, что пришел за деньгами, которые ему был должен покойный Николай Михайлович.

Елена Ивановна отвечает, что сможет отдать долг послезавтра, когда вернется из города ее приказчик. Сама она слишком расстроена смертью мужа, чтобы заниматься делами. Смирнов требует деньги немедленно. Ему срочно нужно уплатить проценты в банк, чтобы избежать описи имения.

Григорий Степанович все больше горячится. Оскорбленная его повышенным тоном Елена Ивановна уходит из гостиной.

V

Оставшись один, Смирнов со злостью говорит вслух о своих бедах. Он уже объехал несколько должников, но нигде ничего не добился. В отчаянии Смирнов решает оставаться здесь, пока хозяйка не вернет ему деньги.

Попив принесенной Лукой воды, Смирнов через окно приказывает кучеру распрячь лошадей и отвести их на конюшню. Он усаживается и приказывает Луке принести водки. Григорий Степанович намерен любой ценой «выбить» долг у Поповой.

В гостиную возвращается Елена Ивановна и просит гостя не кричать. Смирнов опять требует денег. Завязывается перебранка. Григорий Степанович обвиняет хозяйку и всех женщин в хитрости, кривлянии и неверности. Попова в ответ критикует мужчин. Она говорит, что только после смерти мужа узнала о его многочисленных изменах, но все равно намерена хранить ему верность до смерти.

IX

Елена Ивановна в гневе зовет Луку и приказывает ему выгнать гостя. Лакей ничего не может поделать со здоровым мужчиной. Попова в бессильной злобе обзывает Смирнова «медведем» и «монстром». Тот в ответ вызывает женщину на дуэль.

Елена Ивановна принимает вызов и уходит за пистолетами. Григорий Степанович восхищен ее решимостью и смелостью. Он признается вслух, что готов простить долг такой «удивительной женщине».

X

Попова возвращается с пистолетами и просит перед дуэлью научить ее стрелять. Лука в страшном испуге убегает за помощью.

Смирнов объясняет, как обращаться с оружием, но неожиданно говорит, что выстрелит в воздух. В сильном замешательстве он признается Елене Ивановне в любви и даже встает перед ней на колени.

Попова в смущении то пытается прогнать гостя, то опять требует: «К барьеру!». Нелепая ситуация заканчивается долгим поцелуем.

XI

Лука возвращается с несколькими мужиками, вооруженными вилами и колами. Все с изумлением смотрят на целующуюся пару…

X

Те же и Попова.
Попова (входит с пистолетами). Вот они, пистолеты… Но, прежде чем будем драться, вы извольте показать мне, как нужно стрелять… Я ни разу в жизни не держала в руках пистолета.Лука. Спаси, господи, и помилуй… Пойду садовника и кучера поищу… Откуда эта напасть взялась на нашу голову… (Уходит.)Смирнов (осматривая пистолеты). Видите ли, существует несколько сортов пистолетов… Есть специально дуэльные пистолеты Мортимера, капсюльные. А это у вас револьверы системы Смит и Вессон, тройного действия с экстрактором, центрального боя… Прекрасные пистолеты!.. Цена таким минимум 90 рублей за пару… Держать револьвер нужно так… (В сторону.) Глаза, глаза! Зажигательная женщина!Попова. Так?Смирнов. Да, так… Засим вы поднимаете курок… вот так прицеливаетесь… Голову немножко назад! Вытяните руку, как следует… Вот так… Потом вот этим пальцем надавливаете эту штучку — и больше ничего… Только главное правило: не горячиться и прицеливаться не спеша… Стараться, чтоб не дрогнула рука.Попова. Хорошо… В комнатах стреляться неудобно, пойдемте в сад.Смирнов. Пойдемте. Только предупреждаю, что я выстрелю в воздух.Попова. Этого еще недоставало! Почему?Смирнов. Потому что… потому что… Это мое дело, почему!Попова. Вы струсили? Да? А-а-а-а! Нет, сударь, вы не виляйте! Извольте идти за мною! Я не успокоюсь, пока не пробью вашего лба… вот этого лба, который я так ненавижу! Струсили?Смирнов. Да, струсил.Попова. Лжете! Почему вы не хотите драться?Смирнов. Потому что… потому что вы… мне нравитесь.Попова (злой смех). Я ему нравлюсь! Он смеет говорить, что я ему нравлюсь! (Указывает на дверь.) Можете!Смирнов (молча кладет револьвер, берет фуражку и идет; около двери останавливается, полминуты оба молча глядят друг на друга; затем он говорит, нерешительно подходя к Поповой). Послушайте… Вы всё еще сердитесь?.. Я тоже чертовски взбешен, но, понимаете ли… как бы этак выразиться… Дело в том, что, видите ли, такого рода история, собственно говоря… (Кричит.) Ну, да разве я виноват, что вы мне нравитесь? (Хватается за спинку стула, стул трещит и ломается.) Чёрт знает, какая у вас ломкая мебель! Вы мне нравитесь! Понимаете? Я… я почти влюблен!Попова. Отойдите от меня — я вас ненавижу!Смирнов. Боже, какая женщина! Никогда в жизни не видал ничего подобного! Пропал! Погиб! Попал в мышеловку, как мышь!Попова. Отойдите прочь, а то буду стрелять!Смирнов. Стреляйте! Вы не можете понять, какое счастие умереть под взглядами этих чудных глаз, умереть от револьвера, который держит эта маленькая бархатная ручка… Я с ума сошел! Думайте и решайте сейчас, потому что если я выйду отсюда, то уж мы больше никогда не увидимся! Решайте… Я дворянин, порядочный человек, имею десять тысяч годового дохода… попадаю пулей в подброшенную копейку… имею отличных лошадей… Хотите быть моею женой?Попова (возмущенная, потрясает револьвером). Стреляться! К барьеру!Смирнов. Сошел с ума… Ничего не понимаю… (Кричит.) Человек, воды!Попова (кричит). К барьеру!Смирнов. Сошел с ума, влюбился, как мальчишка, как дурак! (Хватает ее за руку, она вскрикивает от боли.) Я люблю вас! (Становится на колени.) Люблю, как никогда не любил! Двенадцать женщин я бросил, девять бросили меня, но ни одну из них я не любил так как вас… Разлимонился, рассиропился, раскис… стою на коленях, как дурак, и предлагаю руку… Стыд, срам! Пять лет не влюблялся, дал себе зарок, и вдруг втюрился, как оглобля в чужой кузов! Руку предлагаю. Да или нет? Не хотите? Не нужно! (Встает и быстро идет к двери.)Попова. Постойте…Смирнов (останавливается). Ну?Попова. Ничего, уходите… Впрочем, постойте… Нет, уходите, уходите! Я вас ненавижу! Или нет… Не уходите! Ах, если бы вы знали, как я зла, как я зла! (Бросает на стол револьвер.) Отекли пальцы от ЭТОЙ мерзости… (Рвет от злости платок.) Что же вы стоите? Убирайтесь!Смирнов. Прощайте.Попова. Да, да, уходите!… (Кричит.) Куда же вы? Постойте… Ступайте, впрочем. Ах, как я зла! Не подходите, не подходите!Смирнов (подходя к ней). Как я на себя зол! Влюбился, как гимназист, стоял на коленях… Даже мороз по коже дерет… (Грубо.) Я люблю вас! Очень мне нужно было влюбляться в вас! Завтра проценты платить, сенокос начался, а тут вы… (Берет ее за талию.) Никогда этого не прощу себе…Попова. Отойдите прочь! Прочь руки! Я вас… ненавижу! К ба-барьеру!Продолжительный поцелуй.

Гарем Юсупова

Достоверно неизвестно, но многие знаменитые личности XIX века отмечали в своих воспоминаниях, что у князя Николая Юсупова — большого эстета и богатейшего человека Российской империи, имелся свой собственный гарем из крестьянок.

Особенность этого сераля заключалась в том, что все его наложницы обладали неимоверной красотой и в обязательном порядке обучались балету. Для повышения профессионализма сералек Юсупов пригласил на должность преподавателя известного балетмейстера Йогеля.

Князь весьма дорожил своим женским коллективом, который он представлял гостям в дни шикарных празднеств. На протяжении всего торжества дворовые девушки танцевали, а в конце, когда Николай Борисович подавал секретный сигнал, девицы скидывали с себя театральные костюмы, и представали перед собравшимися похотливыми стариками в обнаженном виде. В этот самый момент князь вставал, и демонстративно долго аплодировали своей труппе, его примеру следовали все приглашённые, которые вместе с ним участвовали в последующей оргии.

Чехов. Все произведения

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата №6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Чёрный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Самые близкие люди в беде: что делать?

Как правило, именно мама и лучшая подруга – два по-особенному дорогих человека в жизни женщины. Если волею случая одна из них стала вдовой, надо постараться сделать все, чтобы облегчить их участь.

Как помочь маме пережить смерть?

В первую очередь оказывать ей какое-то время постоянную (возможно даже круглосуточную) моральную поддержку. С мамой все время должен кто-то находиться. Причем постоянно разговаривать с ней, чтобы отвлечь от грустных мыслей, не стоит. Она должна иметь возможность побыть наедине со своим горем, определиться, как начать жить. Но вот присутствие в доме дочери или сына само по себе очень помогает.

Исключительно важно выслушивать ее в моменты, когда она после смерти любимого делится воспоминаниями об умершем. Это своего рода психотерапия, которая благотворно сказывается на состоянии психики

Если мама ведет себя агрессивно, нужно отнестись к этому с пониманием. Если ее раздражают внуки, их лучше на время не привозить к ней. Лишний стресс детям тоже ни к чему. На вспышки ярости матери реагируйте спокойно, как на ливень или ураган.

Хотя иногда строгое, но доброе замечание может сыграть хорошую службу, и женщина придет в себя. Но здесь важна корректность и любовь. Не надо приглашать родственников и друзей, дабы «развеять материнское одиночество» – это и неуместно, и не поможет.

Огромную пользу могут принести хорошие фильмы или сериалы с жизнеутверждающим, позитивным посылом. Но только не легкомысленные комедии! Любое начинание матери, которое отвлекает ее от грустных мыслей, надо немедленно поддерживать всеми силами. Это поможет ей быстрее принять ситуацию и научиться жить без поддержки мужа.

Как помочь подруге пережить смерть мужа?

Если она осталась одна, вам стоит какое-то время пожить у нее. Разумеется, заручившись ее согласием. Действовать надо по тому же принципу, что и с мамой – не лезть с разговорами, но постоянно находится недалеко. На агрессию не обижаться, а стараться выслушать с участием все, что подруга говорит. Зачастую это просто способ выплеснуть гнев и обиду на несправедливость, а вы – лишь «катализатор». После вспышки злобы вдова может сразу же расплакаться и вот тут ее нужно по-дружески поддержать и пожалеть. Совет с фильмами и сериалами тоже подходит.

Но почему целомудрие ставится в зависимость от формальной регистрации брака?

Любовь в высоком смысле становится возможной тогда, когда человек берет на себя полную ответственность за своего супруга. Самые светлые переживания — увлеченность, влюбленность, плененность — перерастают в настоящую любовь только тогда, когда человек говорит: «Все твое теперь мое — твои молодость и красота, старость и болезни, все твои родственники и все тяжести твоего характера, все сложности твоей судьбы и все возможные сложности в будущем — это все теперь будет моим так же, как и твоим».

Только после этого человек может принять дар любви от Бога — настоящей, глубокой. Ключ к этой христианской любви — именно в ответственности. Поэтому-то Церковь и не венчает незарегистрированные браки: роспись в загсе сейчас является свидетельством принятия на себя этой ответственности.

А пока человек не возьмет ответственность за своего возлюбленного так же, как за себя, пока есть какое-то лукавство — он не готов принять дар христианской супружеской любви, стать целостным человеком.

Экранизации

  • 1938 — Медведь — реж.: Исидор Анненский (дебют в кино). Роль Елены Ивановны Поповой сыграла Ольга Андровская (дебют в кино), в роли Григория Степановича Смирнова снялся Михаил Жаров.
  • 1938 — Медведь (The Bear) (ТВ) (Великобритания)
  • 1949 — Медведь/Почтовый голубь (The Bear/The Carrier Pigeon) (ТВ) (Великобритания)
  • 1950 — Медведь (The Boor), режиссёр Марк Даниелс (ТВ) (США) (телесериал Театр Нэш Эйрфлет)
  • 1953 — Медведь (En bjørn), режиссёр Габриэль Аксель (Дания)
  • 1954 — Медведь (The Bear), режиссёр Эрик Фоусет (ТВ) (Великобритания).В ролях: Елена Ивановна Попова — Мойра Листер
  • 1955 — Медведь, режиссёр Питер А. Хорн (ТВ), (ФРГ)
  • 1958 — Медведь, режиссёр Артур Рамуш (дебют в кино) (ТВ) (Португалия)
  • 1959 — Медведь (Der Bär) (ТВ) (ФРГ) режиссёры Курт Хорвиц, Элизабет Керн
  • 1960 — Медведь / Björnen (ТВ) (Швеция), режиссёр Ганс Абрамсон
  • 1961 — Медведь / Medved (Чехословакия), режиссёр Мартин Фрич
  • 1961 — Медведь / The Boor (ТВ) (Канада)
  • 1962 — Медведь / Karhu (ТВ) (Финляндия), режиссёры Эмми Юркка, Паули Виртанен
  • 1964 — Медведь / L’ours, (ТВ) (Франция), режиссёр Абдер Искер
  • 1964 — Хулиган / The Hooligan (ТВ) (США), режиссёр Льюис Майлстоун (сериал «Шоу Ричарда Буна»).
  • 1964 — Медведь / Der Bär (ТВ) (ГДР), режиссёр Вольфганг Лангхофф. В ролях: Елена Ивановна Попова — Инга Келлер
  • 1967 — Медведь / De beer (ТВ) (Бельгия), режиссёр Люк Филипс
  • 1968 — Медведь / Medve (ТВ) (Венгрия), режиссёр Отто Адам
  • 1970 — Медведь / The Bear (ТВ) (Великобритания), режиссёр {{не переведено 5|Рудольф Картье||en|Rudolph Cartier} (экранизации оперы по мотивам пьесы А.П.Чехоав в сериале Music on 2). В ролях: Регина Резник; Томас Хемсли
  • 1971 — Медведь / Karhu (ТВ) (Финляндия), режиссёр Мирьям Химберг
  • 1972 — «Голливудски телевизионный театр. Две пьесы Чехова» («Медведь », «Свадьба»)(ТВ сериал) (США), режиссёр Рип Торн. В ролях: Рип Торн, Джеральдин Пейцдж
  • 1984 — Медведь / Björnen (ТВ) (Швеция), режиссёр Бернт Калленбо
  • 1984 — Медведь / Der Bär (ФРГ), режиссёр Дон Аскарян
  • 1985 — Медведь / Medved (ТВ) (Чехословакия), режиссёр Бернт Калленбо. В ролях: Милош Копецкий — Григорий Степанович Смирнов ; Ива Янжурова —Елена Ивановна Попова ; Франтишек Филиповский —лакей Лука
  • 1991 — Медведь / I arkouda (ТВ) (Греция), режиссёры Стаматис Хондрояннис, Gavriela Papaefthymiou
  • 1996 — Хам / The Boor (Канада), режиссёр Йен Томпсон
  • 1997 — 33 обморока / 33 omdlenia (ТВ) (Польша), режиссёр Збигнев Запасевич (сериал «Телевизионный театр)» (по пьесам «Юбилей», «Медведь», «Предложение»)
  • 2000 — Темп для трагических актёров / Speed for Thespians (США), режиссёр Кальман Эппл (по мотивам пьесы «Медведь») (номинация на премию «Оскар» за лучший короткометражный игровой фильм)
  • 2003 — О любви — реж.: Сергей Соловьев.
  • 2008 — Стреляй немедленно! (Россия), режиссёр Виллен Новак (по мотивам пьесы «Медведь»)

Игроки

Личности, связанные с клубом

  • Павел Атман  : Медведи Чеховист
  • Сергей Шельменко  : игрок Медведи Чехова
  • Даниил Чичкарев  : игрок Медведи Чехова
  • Тимур Дибиров  : игрок Медведи Чехова
  • / Талант Дуйшебаев  : игрок ЦСКА с 1986 по 1992 год
  • Анатолий Федюкин  : игрок ЦСКА 1970-1980-х гг.
  • Сергей Горбок  : игрок Медведя Чехова
  • Вячеслав Горпичин  : игрок ЦСКА из 198? к 1995 г.
  • Олег Грамс  : Медведи Чехов игрок
  • Олег Гребнев  : игрок ЦСКА с 1985 по 1988 год.
  • Эдуард Кокчаров  : игрок Медведи Чехова
  • Константин Игропуло  : игрок Медведи Чехова
  • Виталий Иванов  : игрок Медведя Чехова
  • Сергей Кушнирюк  : игрок ЦСКА в 80-е
  • Денис Кривочликов  : Игрок ЦСКА из? к 1999 г.
  • Игорь Лавров  : игрок ЦСКА с 1992 по 1998 год.
  • Алексей Растворцев  : игрок Медведи Чехова
  • Дмитрий Санталов  : игрок Медведя Чехова
  • Рихард Штохл  : игрок Медведи Чехова
  • Павел Сукосян  : Игрок ЦСКА? по 1995 г. и с 1998 по 1999 г.
  • Михаил Чипурин  : игрок ЦСКА с 2000 по 2001 год, затем Медведи Чехов с 2001 по 2013 год.

Диалоги в восьмой сцене

Герой потребовал, чтобы его кучер распряг лошадь, дал ей овса, а себе приказал подать рюмку водки. Он расположился, как у себя дома, но настроение гостя накаляется, и когда входит Елена Ивановна, на нее изливается гневный монолог о том, что представляют собой женщины.

Краткое содержание («Медведь, Чехов) будет включать только самые острые высказывания Смирнова о «прекрасных дамах». Например, что они ходячие крокодилы в юбках, ломаки-кривляки, которые умеют только ныть и рыдать, добиваясь своих целей, вертихвостки, не умеющие верно любить. «Ох, как я зол», – постоянно повторяет ловелас. А от ненависти до любви, как известно, один лишь шаг. Тем более, что хозяйка хороша: кровь с молоком, ямочки на щечках. Смирнова крайне возмущена. Она уверена, что любит покойного мужа искренне и нежно, несмотря на его прежние измены. В этой сцене чувствуется, даже если мы рассматриваем краткое содержание («Медведь», Чехов), аналогия с укрощением Петруччо своенравной Катарины у Шекспира. Попова пытается выгнать незваного гостя из дома, даже оскорбляя его, но успеха не добивается.

Сюжет

К помещице Поповой Елене Ивановне, тяжело скорбящей о смерти супруга, неожиданно приезжает хозяин соседнего поместья — отставной поручик артиллерии Григорий Степанович Смирнов. Он отчаянно нуждается в деньгах и требует немедленно вернуть долг покойного мужа Елены Ивановны. Помещица в связи с отъездом приказчика по делам просит подождать пару дней и называет гостя невоспитанным грубияном и медведем. Смирнов, которому срочно необходимо заплатить проценты по закладной, отказывается покидать дом помещицы, пока не получит долг. Получив отказ, он вызывает вдову на дуэль. Попова принимает вызов, приносит пистолеты и просит Смирнова научить её стрелять. Действия Елены Ивановны приводят помещика в восторг. Григорий Степанович показывает, как обращаться с оружием, при этом он берёт хозяйку за талию и обнимает её. Влюбившись в неё «как гимназист», он тут же признаётся ей в любви. Попова требует от Смирнова то немедленно убраться из её дома, то остаться. Наконец они сливаются в долгом поцелуе. Тут появляются Лука с топором, садовник с граблями, кучер с вилами и рабочие с дрекольем чтобы защитить хозяйку. Опешевшему Луке остаётся только произнести: «Батюшки!»

История создания[ | ]

Над пьесой-шуткой «Медведь» А. П. Чехов работал в 1888 году. Пьеса имеет одиннадцать частей. Русский писатель, мемуарист А. С. Лазарев-Грузинский вспоминал: «…Чехов однажды, поднялся с кресла, взял со стола тоненькую тетрадку и, стоя посреди комнаты, жестикулируя, меняя голос, прочёл нам очень живую и весёлую пьеску. Это был только что законченный им „Медведь“. Читал Чехов мастерски…; всю пьеску он прочёл свободно, не задыхаясь, не спадая с голоса…» Чтение писателем пьесы, а Чехов редко читал вслух, свидетельствует о том, какое большое значение он придавал этой пьесе.

Первая постановка пьесы «Медведь» состоялась на сцене театра Корша 28 октября 1888 года. Роль помещика исполнял артист Смирнов. Роль вдовы Поповой играли попеременно артистки Н. Д. Рыбчинская и А. Я. Глама-Мещерская.

Кроме Москвы, пьесу позднее играли в Харькове, Калуге, Полтаве, Новочеркасске, Таганроге, Ревеле, Кронштадте, Томске, Киеве, Туле, Тифлисе, Казани, Ярославле, Иваново-Вознесенске, Костроме и Симбирске.

Литератор В. В. Билибин писал: «„Медведь“ и „Предложение“ завоевали всю Россию». Успех пьес Чехова помог автору улучшить материальное положение его семьи. Он шутил: «Мой „Медведь“ следовало бы назвать „Дойной коровой“».

Анализ пьесы «Медведь» Чехова

Пьеса «Медведь» – одноактный водевиль (произведение лёгкого комедийного содержания часто с танцами и песнями). Написана в 1888 году и многократно ставилась на сцене, неизменно вызывая восхищение публики. Сейчас мы проведем краткий анализ пьесы “Медведь”, рассмотрим, в чем заключался замысел автора, и найдем многие другие особенности этого замечательного произведения.

Сюжет пьесы «Медведь»

Сюжет пьесы прост. Помещица Елена Ивановна Попова скорбит по скончавшемуся мужу и полгода не выходит из дома. Слуга Лука пытается внушить ей, что нужно вернуться к жизни, в её годы грех губить себя, запираясь в комнате. Но верная жена ничего не желает слышать. Неожиданно к ней приезжает Григорий Степанович Смирнов, требующий вернуть ему деньги, которые покойный муж Смирновой остался должен. Вдова готова вернуть деньги «послезавтра». Помещик требует денег немедленно, иначе у него опишут имение. В процессе перепалки он вызывает женщину «к барьеру», та принимает вызов. В ходе событий герой замечает, что вдова темпераментна и оригинальна и понимает, что «влюбился, как гимназист». Пьеса заканчивается продолжительным поцелуем.

Понятно, что без рассмотрения сюжета анализ пьесы “Медведь” был бы неполным

Теперь обратим внимание на некоторые детали

При всей простоте сюжет совмещает в себе несколько традиционных схем. Это мотив «укрощения строптивой», широко известный со времён Шекспира. Ощутимы переклички с идеей соблазнения верной жены или вдовы прельстителем Дон Жуаном. Кульминационная сцена дуэли тоже построена на основе пародии и игры традиционными мотивами. Здесь в поединок вступают мужчина и женщина, поэтому помимо прямого смысла сцена дуэли приобретает переносный и становится символом борьбы в любви. Кроме того, момент «сражения» носит явно комический оттенок, что подчёркнуто повышенной экспрессивностью лексики («люблю», «ненавижу», «счастье», «сошёл с ума») и синтаксиса (множеством восклицаний, многоточий).

Анализ смысла названия пьесы «Медведь» Чехова

Медведь – тотемный зверь славян, почитаемый в качестве защитника. Это традиционный образ русских сказок, неповоротливый, но сильный и могучий. Медведем называют и неуклюжего, невоспитанного, грубого человека, не умеющего себя вести. Оба семантических ряда совмещаются в помещике Смирнове. Первоначально он воспринимается Еленой Ивановной как неотёсанный грубиян, не понимающий её тонких чувств и переживаний о муже. Впоследствии становится воплощением её представлений о настоящем сильном мужчине.

Герой и героиня в анализе пьесы «Медведь» Чехова

Елена Ивановна Попова – молодая вдова, она скорбит по умершему мужу. Из описаний и слов Луки мы видим, что она красива, полна сил, энергии, «кровь с молоком», как замечает слуга. Из книг почерпнула она романтические представления о верности, преданности и женском долге. Хотя муж, как видно из её монологов (разговора с портретом), совсем не ценил её: изменял и не уделял должного внимания. Обида надолго сохраняется в ней, и молодая женщина хочет доказать мужу, что существует на свете настоящая любовь и верность. Поэтому она погружена в воспоминания и навсегда отгородилась от мира. В её фразах встречается множество слов, связанных с семантикой смерти: траур, гроб, тень, могила. Все они подчёркивают, что жизнь кончена для неё. Она меланхолична и равнодушна к окружающему.

Благодаря анализу пьесы “Медведь” ясно, что помещик Смирнов, явившийся за долгом, кажется противоположностью героини. Он погружён в насущные повседневные заботы, чужд романтичности, энергичен и полон решимости. Первоначально его речь груба и язвительна, страдания Елены Ивановны ему представляются наигранными. Но когда в ней просыпается темперамент и она решительно кричит ему: «К барьеру!», – герой понимает, что перед ним не глупая, пустая вдовушка, а настоящая сильная, жизнелюбивая женщина. Восхищаясь, он несколько раз повторяет: «Боже, какая женщина!»

Так Чехов в лёгкой непринуждённой форме утверждал, как важны любовь, красота, молодость, энергия и жажда жизни.

IX

Те же и Лука.
Попова. Лука, выведи этого господина!Лука (подходит к Смирнову). Сударь, извольте уходить, когда велят! Нечего тут…Смирнов (вскакивая). Молчать! С кем ты разговариваешь? Я из тебя салат сделаю!Лука (хватается за сердце). Батюшки!.. Угодники!.. (Падает в кресло.) Ох, Дурно, Дурно! Дух захватило!Попова. Где же Даша? Даша! (Кричит.) Даша! Пелагея! Даша! (Звонит.)Лука. Ох! Все по ягоды ушли… Никого дома нету… Дурно! Воды!Попова. Извольте убираться вон!Смирнов. Не угодно ли вам быть повежливее?Попова (сжимая кулаки и топая ногами). Вы мужик! Грубый медведь! Бурбон! Монстр!Смирнов. Как? Что вы сказали?Попова. Я сказала, что вы медведь, монстр!Смирнов (наступая). Позвольте, какое же вы имеете право оскорблять меня?Попова. Да, оскорбляю… ну, так что же? Вы думаете, я вас боюсь?Смирнов. А вы думаете, что если вы поэтическое создание, то имеете право оскорблять безнаказанно? Да? К барьеру!Лука. Батюшки!.. Угодники!.. Воды!Смирнов. Стреляться!Попова. Если у вас здоровые кулаки и бычье горло, то, думаете, я боюсь вас? А? Бурбон вы этакий!Смирнов. К барьеру! Я никому не позволю оскорблять себя и не посмотрю на то, что вы женщина, слабое создание!Попова (стараясь перекричать). Медведь! Медведь! Медведь!Смирнов. Пора, наконец, отрешиться от предрассудка, что только одни мужчины обязаны платить за оскорбления! Равноправность так равноправность, чёрт возьми! К барьеру!Попова. Стреляться хотите? Извольте!Смирнов. Сию минуту!Попова. Сию минуту! После мужа остались пистолеты… Я сейчас принесу их сюда… (Торопливо идет и возвращается.) С каким наслаждением я влеплю пулю в ваш медный лоб! Чёрт вас возьми! (Уходит.)Смирнов. Я подстрелю ее, как цыпленка! Я не мальчишка, не сантиментальный щенок, для меня не существует слабых созданий!Лука. Батюшка родимый!.. (Становится на колени.) Сделай такую милость, пожалей меня, старика, уйди ты отсюда! Напужал до смерти, да еще стреляться собираешься!Смирнов (не слушая его). Стреляться, вот это и есть равноправность, эмансипация! Тут оба пола равны! Подстрелю ее из принципа! Но какова женщина? (Дразнит.)«Чёрт вас возьми… влеплю пулю в медный лоб…» Какова? Раскраснелась, глаза блестят… Вызов приняла! Честное слово, первый раз в жизни такую вижу…Лука. Батюшка, уйди! Заставь вечно бога молить!Смирнов. Это — женщина! Вот это я понимаю! Настоящая женщина! Не кислятина, не размазня, а огонь, порох, ракета! Даже убивать жалко!Лука (плачет). Батюшка… родимый, уйди!Смирнов. Она мне положительно нравится! Положительно! Хоть и ямочки на щеках, а нравится! Готов даже долг ей простить… и злость прошла… Удивительная женщина!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: