Краткое содержание
Повесть разделена на 4 части и далее на главы.
В начале произведения автор рассказывает о том, как Маресьев добирался с раненными ногами по заснеженному лесу к своим. Его самолет разбился в 1942 году. В этой катастрофе Маресьев выживает, но сильно повреждает ноги. На пути летчика встречается медведь, которого он убивает. Алексею очень трудно идти, он опирается на палки, с трудом делает каждый шаг. Он слаб и очень замерз. Когда боль в ногах стала совсем невыносимой он начал ползти. На возвращение ему понадобилось целых 18 дней. Когда он уже не мог даже ползти, его нашли дети и позвали на помощь деда Михайло. Втроем они смогли с помощью салазок дотянуть Маресьева до деревни. Он несколько дней лежал в землянке, а после его забрал самолет в военный госпиталь.
Вторая часть переносит читателя в военный госпиталь. Маресьеву говорят, что у него начала развиваться гангрена. В палате с Алексеем также лежал Степан Иванович, который был на войне снайпером. Также соседом по палате был лейтенант танковых войск Григорий Гвоздев. Он попал в тыл врага и объединил три танка в группу. Это позволило Григорию на протяжении месяца разорять немецкие обозы. Однажды в его танк попала ампула с горючей смесью, но он пытался сражаться даже когда начал задыхаться от дыма. В госпиталь Гвоздев поступил обгоревшим.
Еще одним соседом по палате Маресьева стал летчик из его отряда. Самолет Кукушкина подбили враги, и он был вынужден осуществить экстренную посадку. Это позволило спасти самолет.
Попавший в палату Маресьева Семен Воробьев мучился очень сильно. Во сне он стонал от боли, однако он все равно пытался морально поддержать остальных раненых. Маресьев не понимал, как можно оставаться таким энергичным, испытывая при этом наисильнейшую боль.
Позже Маресьеву ампутировали обе ноги. Он впал в депрессию из-за отсутствия возможности летать. С каждым днем он терял в весе. Еще одним страхом Алексея стал предстоящий разговор с его девушкой. Он очень переживал, что из-за инвалидности Ольга уйдет от него.
Однажды Воробьев показал ему статью о летчике времен Первой мировой войны. Он смог вернуться к работе даже несмотря на отсутствие одной из ног. Узнав об этом, Маресьев начинает ежедневные тренировки. Позднее Воробьев умирает.
Третья часть показывает читателю тяжелый путь восстановления летчика. Ему необходимо прожить месяц в санатории для военных. Только после этого будет решаться вопрос о его возвращении в небо. Каждый день Алексея начинался с утренней зарядки. Он пытался ходить, бегать и выполнять специальные тренировки для ног, танцевать. Каждое его движение сопровождалось жгучей болью. Бывало он падал, распускал ремни для отдыха ног и снова возвращался к занятиям танцами. С каждым днем он все лучше осваивал передвижение на протезах.
Дальше Маресьев приезжает в школу для тренировок. Это сопровождается радостью. Во время первого полета на его глазах проступили слезы. Алексей научился уверенно управлять самолетом. В школе его характеризовали как прекрасного летчика.
В четвертой части Маресьев снова становится военным летчиком. Несмотря на скептицизм окружающих, он твердо знал, что будет летать. Он смог убедить в этом не только врачей, но и военноначальников. Все считали его прекрасным летчиком.
Часть вторая
Продолжается наше краткое содержание «Возвращения» Андрея Платонова встречей главного героя с родными.
Алексея на перроне встречает его сын Петя. Мальчик сильно вырос за время войны, и главному герою не сразу удается его узнать. По дороге домой Алексей замечает, что в родных краях ничего не изменилось – все осталось таким, каким и было.
Уже издалека он видит, что на крыльце дома его уже ждет жена Любовь. Подойдя к крыльцу, Алексей обнимает женщину, и к нему приходит осознание того, насколько сильно ему не хватало этой заботы, тепла и трепетности, которые дарила ему его супруга.
Войдя в дом, он видит свою маленькую дочку Настю. Девочка не узнает вошедшего мужчину и начинает сильно плакать. Петя подходит к девчушке и говорит о том, что их папа, что он родной человек. Девочка успокаивается и с интересом смотрит на Алексея.
Вариант 3
Рассказ Андрея Платонова повествует о событиях послевоенного времени – в его основу взято возвращение демобилизованного капитана Алексея Иванова на поезде домой. Два дня Алексей проводил со случайной попутчицей Машей – дочерью пространщика. Иванов чувствовал себя свободным рядом с ней, ощущает в девушке родственную душу, потому как саму Машу не связывали какие-то обязательства, у нее не было семьи, это свободная и одинокая личность. Герой выходит на станции в ее родном городе и даже не говорит, что дома его ждет семья.
Далее мы можем ближе ознакомится с семьей Алексея. Дети и жена ждали его у каждого проходящего поезда, на шестой день сын Алексея – 11-летний Петр, встречает его. Отец удивлен прагматичностью и хозяйственностью сына, он поражается, как выросли дети и как рано стали самостоятельными. Пятилетняя младшая дочь – Настя, совсем не помнит отца, она уже приучена к домашнему труду, дети Алексея не учатся и не играют, как им положено, а помогают во всем матери и хозяйничают в доме. Жена Иванова – Любовь Васильевна тревожно ждала их встречи все это время, она стесняется при нем, как «невеста».
Главный герой не может понять тех изменений, что произошли в доме за четыре долгих года их разлуки. Автор показывает, как он становится чужим для своей же собственной семьи. Он понимает, что семья привыкла жить без него, все ему здесь становится далеким и неродным.
Впоследствии Алексей узнает, что жена Любовь одно время была близка с инструктором райкома профсоюза. Сын Петя, случайно подслушавший разговор, может понять поступок женщины, он уже понимает все по взрослому и старается примирить родителей, только Иванов упорно не хочет видеть перед собой то, как тяжело было его семье все эти годы – обида застилает его разум. Он осуждает жену, однако сам и не вспоминает про свою измену – несмотря на уговоры сына и жены он решает покинуть семью и уходит из дома.
Автор рассказа осуждает главного героя в том, что он задумывается только о себе и в упор не замечает чувств и трудных обстоятельств родных ему людей. В самом конце рассказа дети возвращают главного героя домой – они выбегают к поезду. Для самостоятельного Петруши резкий уход отца возрождает в нем ребенка, даже впопыхах он одевает на одну на одну ногу галошу, а на другую – валенок. Герой видит собственных детей, и в душе у него прозревает понятие того, что действительно ценно, в нем рухнула преграда «самолюбия и собственного интереса».
Автор рассказа через детей дает главному герою возможность понять — что действительно важно, возможность встать на правильный путь. Семья – это дорогое и важное для каждого человека богатство в жизни
Часть четвертая
Краткое содержание «Возвращения» Платонова в сокращении продолжается признанием Любови в близости с другим мужчиной.
После ужина, когда все расходятся спать, Любовь чувствует себя неуверенно в постели с мужем. Алексей пытается узнать, верно ли ждала его жена во время его отсутствия дома. Любовь понимает, что он спрашивает про Семена, который часто заглядывает к ним в дом. Она прямо говорит о том, что между ним и несчастным мужчиной не было ничего. Но она признается, что в какой-то момент ей было очень тяжко, и она изменила Алексею с другим. Она очень жалеет о том, что сделала, ведь она любит только Алексея и ждала его возвращения. Алексей расстроен, он в ярости сжимает лампочку, которую держал, прямо в руках.
Петя слышал разговор между родителями, и ему было искренне жаль мать. Он слышал, как отец начал рыдать после того, как узнал о предательстве. Петя решил, что он во что бы то ни стало объяснит отцу, что мать действительно его любит и проплакала много долгих ночей, пока ждала его с войны.
Петя рассказывает Алексею историю о мужчине, который вернулся с войны и узнал о том, что жена ему изменила. Этот мужчина честно признался своей супруге, что у него также было огромное количество девушек. Супруги вместе посмеялись над ситуацией, простили друг друга и живут вместе так, словно ничего не произошло. На самом деле мужчина все выдумал, и все военное время не мог думать ни о ком, кроме жены.
Эта история заставляет задуматься Алексея.
«Обелиск»
Множество произведений о войне написал Василь Быков. Книги писателя очень часто экранизировались. Одной из таких книг стала повесть «Обелиск». Произведение строится по типу «рассказ в рассказе» и носит ярко выраженный героический характер.
Герой повести, чье имя так и остается неизвестным, приезжает на похороны Павла Миклашевича, сельского учителя. На поминках все вспоминают умершего добрым словом, но тут заходит речь о Морозе, и все замолкают. По дороге домой герой расспрашивает своего попутчика, какие отношение какой-то Мороз имеет к Миклашевичу. Тогда ему рассказывают, что Мороз был учителем покойного. Он относился к детям как к родным, заботился о них, а Миклашевича, которого притеснял отец, взял жить к себе. Когда началась война, Мороз помогал партизанам. Деревня оказалась оккупирована полицаями. Однажды его ученики, в том числе и Миклашевич, подпилили опоры моста, и шеф полиции вместе с подручными оказался в воде. Мальчишек поймали. Мороз, бежавший к тому времени к партизанам, сдался, чтобы освободить учеников. Но фашисты решили повесить и детей, и их учителя. Перед казнью Мороз помог Миклашевичу бежать. Остальных же повесили.
Сочинение 3
Это реальная история про настоящего человека с большой буквы. Борис Полевой во время Великой отечественной войны был фронтовым корреспондентом на Западном фронте. Там он и услышал историю человека по фамилии Алексей Мересьев. В своей повести он в фамилии изменил одну букву. Фамилия стала Маресьев.
Алексей был лётчиком истребителя. В одном из боёв его подбили. Он получил ранение в обе ноги, но успел выпрыгнуть с парашютом в лес, в безлюдную местность. Идти он не мог, поэтому, полз к своим. По памяти он помнил карту местности и полз к своим. Полз много дней и ночей, поэтому, отморозил обе ноги.
Его случайно в лесу нашли местные жители. Дети увидели его, ползущего по снегу. На самолёте доставили в Москву в военный госпиталь. Начиналась гангрена, и ему отняли ступни обеих ног. Другого варианта не было. Он лежал, отвернувшись к стене, и думал, что его жизнь закончена. Кому он теперь нужен, калека, инвалид?
А как он сможет жить без неба? Как встретится с любимой девушкой? Примет ли она его такого? Он даже думает пустить пулю в лоб, не хочет, чтобы его жалели окружающие. Не хочет быть ни для кого обузой. Лежавший в этой палате комиссар дал Алексею заметку про лётчика, который в Первую мировую войну остался без ноги. Но это не помешало ему вытворять в небе «мёртвые петли».
У летчика была фамилия Нестеров. Тот знаменитый Нестеров, чья «мёртвая петля» знаменита на весь мир. Не каждый лётчик может такое сделать. Алексей пытался возразить, что Нестерову ампутировали одну ногу, а ему две. Но комиссар сказал: «Ты же советский человек!» Это было равнозначно тому, что сможешь всё.
И Маресьев снова стал учиться ходить на протезах. Он часами ходил по больничному коридору, наматывал километр за километром. И днём, и ночью раздавался скрип его протезов. Сначала он ходил на костылях, потом без них. Потом он стал учиться танцевать. И у него получилось. Было очень больно, но он так хотел вернуться в строй, вернуться в авиацию. Члены медицинской комиссии не могли поверить своим глазам.
Человек на протезах не только подошёл к столу строевым шагом, он ещё и танцует. Алексей убедил врачей разрешить ему снова подняться в небо. Они разрешили. И он летал и продолжал бить в небе фашистов. Любимая девушка не отвернулась от него. После войны они поженились.
Алексей Мересьев долгие годы возглавлял Комитет ветеранов. Именно он добился, чтобы горел Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата в Москве в Александровском саду.
Описание военной повседневности
На страницах произведения Теркин с юмором делится с молодыми солдатами повседневными буднями войны; говорит о том, что с самого начала военных действий принимает в них участие. Три раза Теркин был в окружении врага, один раз ранен. Тяжелая судьба простого солдата олицетворяет собой силу духа, непреодолимую волю к жизни и победе.
Анализ поэмы Твардовского «Василий Теркин» показывает, что сюжетную канву произведения проследить трудно, ведь каждая из глав представляет собой отдельный эпизод. Например, два раза Теркин переплывает холодную реку ради восстановления связи с наступающими подразделениями. Отправляясь на фронт, Теркин приходит в дом престарелых крестьян, помогает им по хозяйству. Пришлось главному герою и вступить в рукопашный бой с немцем. Теркин, с трудом одолев врага, берет его в плен.
Лежа раненным, Василий Теркин беседует со Смертью. Та уговаривает его не хвататься за жизнь. А когда его, наконец, обнаруживают солдаты, то Теркин говорит им:
Произведение открывают и завершают лирические размышления поэта. Разговор с читателем позволяет приблизиться к общему миру поэмы «Василий Теркин», анализ которой проводится в данной статье. Заканчивается произведение посвящением павшим.
Поэма отличается совершенно особым историзмом. Условно выделенные в ней три части совпадают с началом, серединой и окончанием военных действий. Поэтическое осмысление позволяет сделать из сухой хроники лирическую летопись событий. Ощущение горести пропитывает первую часть, стойкая вера в победу – вторую. А лейтмотивом заключительной части является радость победы.
Популярные сегодня темы
Автор остановился во Владыкавказа и ждал оказию в Екатериноград. Оказия – это полроты пехоты с пушками для прикрытия обозов. Пришлось бы все три дня прожить на сухоядении, поскольку бесполезно было заказывать у глупых
Данный рассказ повествует об очень своеобразных отношениях. Мужчина и женщина находятся вместе, но оба понимают, что всё идет как-то не так. Женщина давно мечтает о полноценной семье с детьми
Эта картина нравится мне своими цветами, но немного не нравится тем, что нарисовано. А так самую большую часть картины занимает небо – очень красивое.
Повесть Распутина «Последний срок» эмоциональна и правдива. Здесь очень тонко изображены нравственные проблемы поколений, отношение к семейным ценностям, темы совести и чести, милосердия и долга. Эта повесть о жизни и смерти.
Героизм — это способность человека свершить подвиг. Способность пожертвовать собой ради других. Умение преодолевать преграды и решать проблемы. Только человек, которому присущи стойкость, отвага, может стать героем.
Александр Твардовский «Василий Теркин»
(изд-во «Речь», 2015)
Поэма, посвящённая вымышленному герою Великой Отечественной войны, Василию Тёркину. Это собирательный образ идеального солдата – балагур и весельчак, душа своего подразделения.
В бою Василий – пример для всех, он не теряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания: Тёркин споёт и сыграет на гармони, расскажет увлекательную историю, не полезет в карман за острым словом. Будучи раненым, на волоске от гибели, он находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством.
Поэму начали печатать в 1942 году. Она получила невероятный отклик у солдат: читательские письма шли к автору всю войну, а потом и после её окончания.
Специально для этого издания дочери поэта отобрали эмоционально самые сильные письма – тех, кто читал поэму на фронте, воюя вместе с её героем. Рекомендуемый возраст: от 10 лет.
Герои произведения
Персонаж | Описание |
Рассказчик, от имени которого ведется повествование | Одноклассник героев рассказа. Единственный из небольшой компании, которому удалось пережить войну. |
Искра Полякова | Желает стать комиссаром и совершить подвиг, как и ее отец. Воспитывается матерью, строгой, вол многом непримиримой женщиной, которая то и дело лупит Искру ремнем. Постоянно берется за сложные дела, чтобы доказать и обществу и себе, что она способна справиться с любыми сложностями. |
Вовик Храмовой | Не любит полную форму своего имени, сам попросил называть его Вовиком. |
Лена Бокова | Тихая, робкая девушка. Главная мечта – стать актрисой. |
Зина Коваленко | Девочка, в доме которой собиралась компания одноклассников, так как у нее была собственная комната. В начале повести начинает взрослеть и говорит Искре, что не желает быть комсомолкой, а хочет обрести женское счастье. |
Павел Остапчук | Порядочный парень, спортсмен. |
Валя Александров | Изобретатель, имеет беспокойный ум. |
Артем Шефер | Решительный, волевой парень. Не чурается работы, влюблен в Зину Коваленко, но об этом не говорит. |
Саша Стамескин | Двоечник, бывший хулиган. Перевоспитан Искрой, защитил ее, когда девушку пытались изнасиловать. |
Вика Люберецкая | Дочь главного инженера авиазавода, красивая, тихая девушка. Ее отца объявили врагом народа, из-за чего девушке пришлось рано столкнуться с тяготами взрослой жизни |
«Беовульф»
(изд-во «Качели», 2019)
Краткий пересказ древней англосаксонской эпической поэмы о победе героя по имени Беовульф над чудовищами и драконом. В предисловии предупреждают о вольном авторском изложении оригинала: «Мы решили пересказать эпические приключения Беовульфа, сосредоточившись на самых волнующих эпизодах древнего предания. Мы движемся вспять, в суровые времена, когда на каждом шагу человека поджидала смерть и было не до романтических переживаний, которые расцвели позже, в Средние века.Мы погружаемся в мир сильных людей и безжалостных чудовищ…
Иллюстрации действительно эпические – красочные, будоражащие воображение. Есть раздел «О героях легенды» с пояснениями кто есть кто и небольшое послесловие от художника Джона Хоу.
Рекомендуемый возраст: от 12 лет.
Популярные сегодня пересказы
Героиня басни, Мартышка, состарилась и потеряла остроту зрения. Она слыхала, что люди не считают такую утрату зрения большой бедой и справляются с этим недостатком с помощью очков
Повествование начинается за год до основных действий. Тогда Александр Куприн вместе с приятелем Заикиным наблюдали за полётами на фанерных аэропланах. Во время наблюдений Заикин поклялся
Шарль Перро написал интересную сказку «Красная шапочка». Начинается произведение с того, что автор описывает читателям место, где живет главная героиня. Девочка проживала вместе с матерью в не большой деревне
Место действия в произведении, Пензенская область, родина Лермонтова. Тут на самом краю деревни стояло поместье Палицына. Палицын поддерживал пугачёвское движение и принадлежал к пугачёвцам.
Композиционные особенности
Все события в повести подаются от лица командира Васкова. В основе сюжета лежат его воспоминания. В повествовании встречаются лирические отступления, отрывки из прошлого героев, воспоминания. Федот по-своему воспринимает нежных девушек на войне. У каждой своя история, приведшая её в армию.
Автор знакомит читателей с героинями по порядку, окунаясь в их прошлое. В повести чётко прослеживаются все классические компоненты композиции:
- Экспозиция. Васкову в подчинение прислали девушек-зенитчиц.
- Завязка. Рита Осянина замечает немцев в лесу.
- Развитие действия. Отряд отправляется на поиски диверсантов.
- Кульминация. Момент гибели девушек.
- Развязка. Васков берёт в плен фашистов.
- Эпилог. Федот приезжает на могилу девушек.
Кратко об истории создания произведения
Философская сказка настолько приглянулась читателям, что в 1973 году по сценарию В. Северьянова режиссером И. Гурвич был снят мультфильм.
Мальчишкин мир запись закреплена
ХЛЕБ С СОЛЬЮ (рассказ из книги Радия Погодина «Откуда тучи идут»)
Коля у окна сидел. В подоконнике, некрашеном и горбатом от старости, была прорыта стамеской канавка, и в этой канавке стояла вода. Коле хотелось плакать, но слёзы не текли из его глаз. Коля смочил палец в канавке, намазал им от глаз к подбородку. Потом он лизнул этот палец и вздохнул тяжело. Вода в канавке была дождевая, не солёная, не как слёзы. Старуха Елизавета Антоновна, ни бабка ему, ни тётка, даже совсем не родная женщина, чай пила. Перед ней на столе лежала вкусная сладкая пища из Ленинграда.
Коля сидел к старухе спиной. — Ну, а как же тебя зовут? — спросила она. — Ты вчера был такой сонный, что даже мои очи слиплись, на тебя глядючи. А сегодня я и спросить забыла. Коля посмотрел на стол, на самовар, на вкусную пищу и отвернулся. — Меня зовут Ку, — сказал он в дождь за окно. — Ку. Может быть, я теперь такая старая стала и память из меня вся вышла, только я не помню, чтобы людей называли Ку.
Коля повторил упрямо: — Меня зовут Ку. — Я ведь не спорю. Ку так Ку. Ку-Ку. Ку-ка-ре-ку. Может быть, в Ленинграде такая поспешная жизнь началась, что у людей времени совсем не осталось мальчику имечко подлиннее выдумать. — У них времени сколько хочешь, — сказал Коля. — А меня всё равно зовут Ку. Даже в детском саду так написано на мешке с калошами. — Я же не спорю, — сказала старуха. — Ку так Ку. А почему чай не идёшь пить? Или не хочешь? Или не любишь? — Сейчас приду. — Голос у Коли стал тихим, даже печальным.
Когда Коля уселся к столу, а на столе всё лежало, что из Ленинграда привезли, он голову опустил и сказал совсем тихо, едва слышно: — А вы мне хлебца дадите с солью? Елизавета Антоновна отрезала кусок деревенского хлеба с такой крепкой коркой, что эта корка затрещала под ножом, как лучина. Посыпала хлеб крупной солью и подала Коле. — Ешь на здоровье.
Коля принялся хлеб кусать. — Скучно мне, — сообщил он. А когда человеку скучно, так скучно, что даже слёзы высыхают где-то по дороге к глазам, отворачивается он от колбасы и конфет шоколадных. Тогда желает он хлеба с солью, чтобы всё было как в книжке у одного круглого сироты.
Старуха налила чай в чашку. — Сахару одну ложечку, — попросил Коля. И ещё ниже голову опустил. — Беда. А я-то, глупая, три ложки насыпала. Может, выплеснем этот чай в ведро, а тебе другого нальём? Коля голову совсем на грудь уронил. — Ну уж ладно, — прошептал он. — Я уж как-нибудь этот чай выпью. Коля отхлебнул сладкого чаю и немножко, совсем чуть-чуть, поднял голову. — Ку, — сказал он, — это первые буквы, заглавные. Коля Уральцев меня зовут. Скучно мне. — Отчего же скучно тебе? — спросила старуха. — Ещё ничего не видел вокруг, а уже заскучал. Ты, когда тебе скучно станет, чего-нибудь делать примись или думай. — А о чём думать? — спросил Коля Уральцев. — Что видишь — о том и думай. А то ребятишки всё спрашивают — не хотят думать. Увидят волну на озере и спрашивают: «Почему волна?» А подумали бы — и догадались, что это ветер волну мастерит. Услышат в лесу шум. Спрашивают: «Почему шум?» А подумали бы и догадались — это ветер в лесу гуляет. Коля Уральцев попил сладкого чаю, поел хлеба с солью. Стало ему полегче и повеселее.
«А почему скучно бывает?» — хотел он спросить, да вспомнил, что нужно подумать. Он подумал и вообразил, как его отец и его мама катят сейчас по дорогам сквозь дождь. Буксуют в песке. Застревают в грязи. А всё равно вперёд двигаются, торопятся. И так он задумался, что намазал себе хлеб маслом, положил поверх масла кругляш колбасы, а поверх колбасы еще сыру голландского положил. Скушал такой бутерброд, халвой заел, мармеладом закусил и понял, что не скучно ему, а грустно.
И ещё понял, что эти слова разные, потому что грусть бывает от любви и разлуки, а скука только от безделья и ни от чего больше.
Шесть часов утра, срабатывают будильники в коммунальной квартире, и все начинают потихоньку собираться на работу. Ребята же остаются спать, так как настала пора летних каникул. Так и остались в коммуналке Читать далее
Негативное влияние войны на общество
- Вторая мировая война была самой жестокой и разрушительной в истории. Она повлекла огромное количество человеческих жертв, особенно со стороны Советского Союза. Солдат-победитель, прошедший всю Европу и принесший свободу своему и другим братским народам, возвращался на пепелище. Об этом пишет в одном из своих стихотворений поэт Михаил Исаковский. Оно начинается строками: «Враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью». Поэтическое произведение рассказывает о солдате, который воевал в далекой Венгрии, на груди его светилась медаль за взятие Будапешта, а дома ждали лишь могильные бугорки и разруха.
- Любая война разрушительна. А гражданская война губительна вдвойне. Ведь это противостояние между жителями одной страны, одного народа. Реалии гражданской войны в России отражены в произведении Шолохова «Тихий Дон». Писатель показывает нам «трагедию донского казачества», долгое время мирно жившего на территории России. В братоубийственной бойне между белыми и красными этот народ теряет всё, что у него было. Рушатся семьи, родные люди становятся врагами, мужчины гибнут за навязанные им идеалы. На осиротелой казацкой земле уже никогда не будут жить так, как жили раньше. Судьбы героев трагичны. Многие погибают. Но и тем, кто остается в живых, жизнь не приносит радости и счастья.
- Что дает война каждому конкретному человеку, проливающему кровь за страну на полях сражений? Этим вопросом невольно задаешься, читая «Повесть о Капитане Копейкине», являющуюся составной частью «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя. Бедному вояке и инвалиду война принесла лишь увечья, навсегда лишив его здоровья, а значит, и возможности счастливо жить. А что он получил взаимен? Лишь только равнодушие! Всё что остается бедняге – ходить по кабинетам, демонстрируя свою инвалидность и пытаясь разжалобить чиновников и выбить пенсию. К сожалению, описанное в повести — это не только плод фантазии Гоголя. С таким отношением сталкивались участники разных войн. Мы много говорим о любви и уважении к ветеранам и их подвигу. Но это лишь слова, а на деле «капитаны Копейкины» есть в реальной жизни. В СМИ время от времени появляется информация о ещё живых ветеранах Великой Отечественной войны, находящихся в бедственном положении.
- «У нас нет военнопленных, есть только предатели», — такой была позиция советской власти после окончания Великой Отечественной войны. Многие солдаты попали в плен, честно сражаясь в рядах Красной Армии, натерпевшись горя в неволе, и вернулись домой в страну-победителя. И здесь их отправили в лагерь! Замечательная благодарность за героизм и победу! Подобная история рассказывается в книге Валерия Шаламова «Последний бой майора Пугачева». В несправедливости по отношению к герою книги автор винит не только политиков. Он стремится показать, что война негативно влияет на атмосферу в обществе, на психику людей, делая их более жестокими и черствыми.
Сочинение по книге Б.Васильева «Завтра была война»
Книга в моей жизни
Лев Николаевич Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать? Вот и я, когда беру в руки новую книгу, думаю об этом же. Автор мне знакомый, Борис Львович Васильев, уже прочитаны его повести «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Встречный бой». Герои этих произведений — молодые люди, люди одного поколения, к которому принадлежал и автор. И вот очередной его роман «Завтра была война». Какую роль он сыграет в моей жизни? О чем расскажет? Чему научит?
Это произведение возвращает нас в канун военных событий. Завтрашние солдаты еще не сменили на гимнастерки школьные формы. Идет только 1940 год… Главные герои так же молоды, как девушки-зенитчицы, как Николай Плужников. Они сидят за школьными партами, они спорят, дружат, имеют четкие представлениями о цели, призвании, главной задаче в жизни, разочаровываются в людях, но они остаются такими же сильными людьми, которых не сломили никакие испытания.
Первым суровым испытанием для героев романа стала история с Викой Люберецкой. Трагедия в ее семье поставила шестнадцатилетних мальчишек и девчонок перед необходимостью сделать выбор, который диктовала им совесть. Свой выбор сделала Вика, она не захотела отказаться от отца, она не захотела расстаться с комсомольским билетом. Свой выбор сделала и Искра, когда не захотела промолчать на митинге. Свой выбор сделали остальные ребята, когда пришли в дом к Люберецким после смерти Вики. Трагедия Вики заставила их задуматься, их разум и душа вступили в конфликт.
Следующим испытанием была война. Судьба 9 б класса подтвердила правильность выбранной ими жизненной позиции, в живых осталось только 19 человек, остальные погибли как герои. Погибла Искра Полякова – совесть класса. Долго сижу над этими страницами, перечитываю их много раз. Слезы капают из глаз. Искра, которую я успела полюбить, на которую хочется быть похожей.
Что сделало ее такой? Вспоминаю прочитанный текст… Может быть, суровое воспитание ее матери? Я считаю, что благодаря этому она стала яркой сформировавшейся личностью. Искра Полякова — бойкая и целеустремленная девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стенгазеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых неразрешимых проблем и вопросов. Вот мне бы такую подругу!
Перелистывая страницу за страницей, я видела, что Искра меняется, взрослеет. Она понимает, что все истины, которым она покорно подчинялась, истины, которые внушила ее мать, они ложны. Она понимает, что существуют еще другие люди, к чьим мнениям нужно и стоит прислушиваться. Весь ее сформировавшийся мир просто рушится на глазах в силу многих обстоятельств: дружбы с Викой, перевоспитание Сашки Стамескина, осознание того, что человек, в котором она была уверена, как в себе, оказывается трусом. Искра не сломалась.
Я вновь прерываю чтение и думаю, а как бы в этой ситуации повела себя я?
Борис Васильев в своем романе показал раннее взросление юных героев. Он показал, что им присуща высочайшая ответственность за свои поступки и слова. Они способны постоять за товарища, за справедливость, за правду. Они не идут на поводу у людей трусливых и подлых. Они готовы шагнуть навстречу человеку, находящемуся в беде. Чуткие, добрые, отзывчивые.
Прочитана последняя страница… Но так не хочется расставаться с этой книгой. Такое чувство, что расстаешься с лучшим другом. А ведь верно, книга – это лучший друг, именно она помогает распознать добро и зло, учит милосердию и щедрости. Вот и роман Бориса Васильева «Завтра была война» открыл в моей душе что-то новое, помог увидеть со стороны моих одноклассников. Я верю, что в трудную для меня минуту жизни они встанут рядом со мной. Мы вместе пойдем в светлое завтра.
Книги творят чудеса – это я усвоила на всю жизнь.
«Все подвиги Геракла»
(изд-во «Эксмодетство», 2018)
Краткий пересказ двенадцати подвигов древнегреческого героя Геракла: Авгиевы конюшни, пояс Ипполиты, яблоки Гесперид, Лернейская гидра и другие. Эти истории необходимо знать каждому – хотя бы в общих чертах, – чтобы понимать произведения искусства, отсылки в литературе и т.д.
Русский поэт Г.Н. Петников пересказал древнегреческие мифы о Геракле простым и понятным языком, специально для детей. Издание оформлено великолепными иллюстрациями, передающими динамику историй, колорит и настроение того времени.
В конце книги есть словарь. Он занимает целых 11 страниц. В нём кратко написано про каждого из упоминаемых героев, о местности, где происходили события. Очень ценное дополнение, ведь в мифах порой непросто уследить, кто кем кому приходится и почему они во вражде.
Рекомендуемый возраст: от 7 лет.
Преодоление страха на войне
Страх присущ каждому человеку. Война ставит людей в сложные обстоятельства, в которых одни идут на попятную и становятся трусами и предателями, а другие находят в себе силы бороться. В литературе о войне всегда есть место подвигу, мужеству и героизму, на это способен только человек, способный преодолеть страх перед смертью.
- Образ человека на войне, его поведение перед страхом смерти ярко раскрыты в рассказе Шолохова «Судьба человека». Главный герой этого произведения Андрей Соколов может служить примером мужественности, героизма и человечности. Война лишает героя всего, он неоднократно рискует своей жизнью. Он стремится организовать мятеж против оккупировавших территорию немцев. Оказавшись лицом к лицу с врагом, он становится перед выбором пожертвовать собой, приняв наказание и возможную смерть, или предать Родину. Герой не хочет умирать, но и прославлять победу «Третьего рейха», чьи войска вторглись на его родину – ниже его достоинства. Даже в плену Андрей не прогнулся, не сдался. Сила духа и бесстрашие героя вызвали уважение к нему даже у врага и помогли ему выжить.
- Мужество – ключевое качество, необходимое не только солдату на поле боя, но и каждому человеку, столкнувшемуся с тяготами войны. Так называет своё короткое стихотворение поэтесса Анна Ахматова, свидетельница военных событий и блокады Ленинграда. Она пишет о том, что «не страшно остаться без крова» или умереть под пулями. «Мужество» – это стихотворение- призыв, стихотворение-гимн. Именно мужество позволяет преодолеть страх перед войной и объединить весь народ в борьбе против захватчиков.
- Герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов – внешне неказистый, полный и нескладный, но при этом добрый и симпатичный читателю герой. Такого человека сложно представить на войне. Ни физические данные, ни качества характера не позволяют ему воевать. Пьер робок и застенчив. У него есть возможность избежать военных действий, но герой демонстрирует свою внутреннюю силу и преодолевает свойственный его натуре страх. Он отправляется в занятую французами столицу и хочет, ни много ни мало, убить самого Наполеона. Идея кажется безрассудной, но побуждает читателя ещё больше уважать персонажа. Пьер не реализует свой дерзкий план, но показывает себя способным на подвиг. В охваченной огнём столице он спасает ребенка.
Есть ли в произведении сюжет?
Анализ произведения «Василий Теркин» показывает, что в поэме, строго говоря, нет сюжета. Но у Твардовского и не было такой цели, как передача хода войны. Центральной главой произведения является «Переправа». В этой части четко прослеживается главная идея поэмы – военная дорога. По ней Теркин вместе с товарищами двигается к достижению своей цели – полной победе над фашистскими захватчиками. А значит, и к новой, светлой жизни.
Краткий анализ «Василия Теркина» демонстрирует: своеобразие композиционного построения книги определяется самой реальностью военного времени. Твардовский в одной из глав замечает :
В поэме действительно нет традиционной завязки. Не отыскать в произведении и кульминации, развязки. Однако анализ «Василия Теркина» по главам показывает, что внутри отдельных частей произведения присутствует свой сюжет. Внутри глав возникают отдельно взятые сюжетные связки. Общее развитие событий, при всей разрозненности отдельно взятых глав, определяется ходом военных действий, ожидаемой сменой ее этапов – от горьких дней поражения до выстраданной потом и кровью победы.