Достоевский федор михайлович. биография и творчество

Был помилован на эшафоте

За участие в кружке петрашевцев Достоевский был приговорен к смертной казни. 

Руководитель кружка Михаил Буташевич-Петрашевский обвинялся в «замысле на ниспровержение государственного устройства». Достоевский — «в распространении копии письма Белинского к Гоголю», где критик, «разбирая положение России и народа, сперва говорил о православной религии в неприличных и дерзких выражениях, а потом о судопроизводстве, законе и властях».

Смертный приговор был вынесен двадцати одному участнику кружка. Несмотря на то, что было готово императорское помилование, власти приняли решение провести показательную акцию: осужденных привезли на площадь, где их стали готовить к расстрелу…

«Казнь петрашевцев на Семеновском плацу». Рисунок: Б. Покровский, 1849 г.

По процедуре к столбам выводили по трое. Достоевский был шестым. Когда первую «тройку» облачили в саваны, а солдаты с заряженными ружьями встали напротив них, «вдруг» прискакал фельдъегерь и объявил помилование. Один из осужденных, Николай Григорьев, который ждал выстрела уже с мешком на голове, сошел с ума.

В тот же день Федор Михайлович написал брату из Петропавловской крепости: «Ведь был же я сегодня у смерти, три четверти часа прожил с этой мыслью, был у последнего мгновения и теперь еще раз живу… Жизнь — дар, жизнь — счастье, каждая минута могла быть веком счастья…»

Ощущения, которые Достоевский мог испытывать у эшафота, пронзительно передал герой романа «Идиот» князь Мышкин в одном из своих монологов.

Подросток (1875 г.)

Роман о наболевшей проблеме – последствии социального неравенства в Российской империи, а именно – о незаконнорожденных детях. Дворяне часто пользовались зависимым положением крестьянок и заводили внебрачные связи. Судьба такого ребенка была незавидной: он не был простолюдином, но и полноценным помещиком тоже не являлся. Его не принимали в семье отца, прилагая все усилия, чтобы лишить незаконного претендента положенного наследства. Да и сам претендент чувствовал себя лишним и отчужденным в мире, где его положение было столь шатким и позорным. Аркадий – жертва этого явления, в его характере выразились все те болезненные комплексы, которые формировались у внебрачных детей.

Его жена больше не выходила замуж

Анне Григорьевне на момент смерти писателя было всего 35 лет. Она прожила еще 37. Замуж она больше не вышла.

Анна Достоевская признавалась Леониду Гроссману, биографу писателя: «Я живу не в XX веке, я осталась в 70-х годах XIX-го. Мои люди — это друзья Федора Михайловича, мое общество — это круг ушедших людей, близких Достоевскому. С ними я живу. Каждый, кто работает над изучением жизни или произведений Достоевского, кажется мне родным человеком».

Анна Достоевская умерла 22 июня 1918 года в Ялте и была похоронена на Поликуровском кладбище города. Через полвека, в 1968 году, ее прах был перенесен в Александро-Невскую лавру и захоронен рядом с могилой мужа.

«Бедные люди», роман, 1846

Достоевский написал всего восемь романов, пять из которых и составляют «великое пятикнижие». Но и оставшиеся три определенно входят в разряд must read. Первое в этом жанре произведение Достоевского, только становившегося тогда самостоятельным автором, было написано в эпистолярной форме. Достоевскому приписывают фразу «все мы вышли из «Шинели» Гоголя». Как бы то ни было, влияние Николая Васильевича (в то время еще здравствующего) на Федора Михайловича — особенно раннего — очевидно. И известная фигура «маленького человека» стала главной темой в первой крупной работе Достоевского

Эта вызывающая у читателя щемящую тоску книга спровоцировала в 1846 году настоящий ажиотаж и сразу привлекла внимание к молодому автору писателей и публицистов. Критики уже тогда отметили «психологическую» направленность Достоевского (противопоставляя ее «социальности» Гоголя, что, впрочем, не всегда справедливо)

А ведь это было только начало!

Начало писательской деятельность

К своим 20 с небольшим годам Достоевский Федор Михайлович был начитанным и хорошо образованным человеком. Он увлекался творчеством зарубежных писателей. Среди его литературных кумиров были Бальзак, Гомер, Гюго, Гете, Скотт, Шекспир, Байрон, Шиллер.

В плеяде выдающихся литераторов, неформальных учителей Достоевского нашлось место и для русских поэтов, прозаиков. Он зачитывался Пушкиным, с работами которого был знаком с ранних лет. Интересовался творчеством Лермонтова, Державина, Гоголя.

Современники признавали не только талант, но и кругозор, уровень знаний и образования писателя. Ставили его выше многих признанных сейчас классиков, таких как Некрасов, Панаев.

Смерть Пушкина стала для начинающего прозаика не меньшим ударом, чем гибель любимой матушки.

Творческая биография Федора Достоевского началась в ранние 40-е годы. На этот период приходятся первые литературные опыты начинающего автора. Однако юношеские зарисовки к несчастью не сохранились.

Ближе к середине десятилетия молодой писатель начинает работу над серьезным произведением. В 1845-м из-под пера Достоевского выходит роман «Бедные люди».

Первый же творческий опыт оказался более чем успешным. Книгу оценили куда более маститые коллеги по цеху. Высокого мнения о дебюте Достоевского был Виссарион Белинский. Молодого писателя приняли в литературный кружок.

Следом он начал работу над повестью «Двойник». Однако второе произведение разочаровало пишущую публику. Достоевского раскритиковали как Белинский, так и другие сподвижники.

Совсем скоро Федор Михайлович поссорился с Тургеневым и перестал контактировать с кружком Белинского. А затем поругался с руководителем «Современника» Николаем Некрасовым, который до тех пор был высокого мнения о его творческом дебюте.

С того момента он начал сотрудничать с журналом Андрея Краевского, «Отечественные записки».

Несмотря на неприятие его творчества некоторой частью просвещенной публики того времени, он не сходил с литературной дороги. Успешный дебют и быстро растущая популярность позволили Достоевскому завести немало полезных знакомств. Как из числа литераторов, так и среди столичной творческой публики, интеллигенции вообще.

В конце 1846 года Федор Михайлович познакомился с М. Петрашевским. Видным мыслителем, идеологом масштабных государственных перемен. С этого момента писатель заинтересовался идеями социализма.

М. Петрашевский

А уже в 1847 Достоевский стал завсегдатаем устраиваемых Петрашевским «пятниц» — неформальных собраний, где просвещенные люди обсуждали пороки государственного устройства Российской Империи.

На повестке были вопросы отмены жесткой цензуры, либерализация судопроизводства, а также освобождение крестьян от позорного полурабского положения.

Постепенно Федор Михайлович менял свою точку зрения на все более радикальную. Пока в 1848 не познакомился с Николаем Спешневым, который придерживался революционных идей. В тот же период писатель вступил в тайное общество, которое включало в себя несколько наиболее радикально настроенных петрашевцев и в конечном итоге планировало свержение царской власти.

Расцвет творчества

В 1860 году писатель опубликовал двухтомное собрание своих сочинений, в которое вошли повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон». С ними произошла примерно та же история, что и с «Двойником» — хотя впоследствии произведениям была дана очень высокая оценка, современникам они не пришлись по вкусу

Однако вернуть внимание читателей к повзрослевшему Достоевскому помогла публикация «Записок из Мертвого дома», посвященных жизни каторжников и написанных по большей части во время заключения

Для многих жителей страны, которые не сталкивались с этим ужасом самостоятельно, произведение стало чуть ли не шоком. Многие люди были ошеломлены тем, о чем рассказывал автор, особенно с учетом того, что раньше тема каторги для русских писателей была чем-то вроде табу. После этого Герцен начал назвать Достоевского «русским Данте».

Примечательным для писателя стал и 1861 год. В этом году он, в сотрудничестве со своим старшим братом Михаилом, занялся издательством собственного литературно-политического журнала под названием «Время». В 1863 году издание было закрыто, и вместо него братья Достоевские начали печатать другой журнал – под названием «Эпоха».

Эти журналы, во-первых, укрепили позиции братьев в литературной среде. А во-вторых – именно на их страницах были опубликованы «Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья», «Записки из Мертвого дома», «Скверный анекдот» и многие другие произведения Федора Михайловича. Михаил Достоевский вскоре скончался: он ушел из жизни в 1864 году.

В 1860-ых годах писатель начал ездить за границу, находя в новых местах и знакомых вдохновение для своих новых романов. В том числе, именно в тот период у Достоевского зародилась и начала реализовываться идея произведения «Игрок».

В 1865 году издание журнала «Эпоха», количество подписчиков которого неуклонно сокращалось, пришлось закрыть. Более того: даже после закрытия издания за писателем значилась внушительная сумма долгов. Чтобы как-то выпутаться из тяжелой финансовой ситуации, он заключил крайне невыгодный для себя договор о публикации собрания своих произведений с издателем Стеловским, а вскоре после этого начал писать свой самый известный роман «Преступление и наказание». Философский подход к социальным мотивам получил широкое признание среди читателей, и роман прославил Достоевского еще при жизни.

Следующей великой книгой Федора Михайловича стал «Идиот», опубликованный в 1868 году. Идея изобразить прекрасного человека, который пытается осчастливить других персонажей, но не может преодолеть враждебные силы и, в итоге страдает и сам, оказалась легкой для воплощения только на словах. В действительности Достоевский называл «Идиота» одной из самых сложных для написания книгой, хотя князь Мышкин и стал его самым любимым персонажем.

Закончив работу над этим романом, автор решил написать эпопею под названием «Атеизм» или «Житие великого грешника». Реализовать свою задумку ему не удалось, однако некоторые идеи, собранные для эпопеи, легли в основу последующих трех великих книг Достоевского: романа «Бесы», написанного в 1871-1872 годах, произведения «Подросток», завершенного в 1875 году, и романа «Братья Карамазовы», работу над которым Достоевский закончил в 1879-1880 годах.

Интересно, что «Бесы», в которых писатель изначально предполагал выразить свое неодобрительное отношение к представителям революционных течений в России, постепенно видоизменялись в ходе написания. Изначально автор не собирался сделать Ставрогина, ставшего впоследствии одним из самых известных его персонажей, ключевым героем романа. Но его образ оказался настолько мощным, что Федор Михайлович решил изменить замысел и добавить в политическое произведение настоящую драму и трагедию.

Если в «Бесах», помимо прочего, достаточно широко раскрывалась тема отцов и детей, то в следующем романе – «Подросток» — писатель вывел на первый план вопрос воспитания повзрослевшего ребенка.

Своеобразным результатом творческого пути Федора Михайловича, литературным аналогом подведения итогов, стали «Братья Кармазовы». Многие эпизоды, сюжетные линии, персонажи этого произведения были отчасти основаны на написанных ранее романах писателя, начиная с его первого опубликованного романа «Бедные люди».

Рожденный от патриархального «зверя»

Федор родился и рос в Москве при Мариинской больнице для бедных, где отец работал штаб-лекарем. В семье было всего шесть детей, а доходы небольшие. Тем не менее, отцу – Михаилу Достоевскому жалуют потомственное дворянство, и семья приобретает свое небольшое имение, где проводит лето.

Родился Федор в ноябре 1821. Отношения в семье были построены на подчинении отцу – человеку довольно нервному и вспыльчивому. Тем не менее, были и радостные моменты в детстве Федора. Семья собиралась всем составом по вечерам читать. Читали произведения разных жанров, то были: «История государства Российского» и, например, стихи Жуковского.

Теплые воспоминания у Достоевского остались о няне, которая рассказывала детям много сказок, и о маме, что была нежна и заботлива. А вот об отце он предпочитал не говорить, но говорили другие.

Мария Фёдоровна Достоевская, нежно любимая мама будущего писателя, 1823 год

После смерти жены Михаил вышел в отставку и удалился в имение на постоянное житьё. Там начал пить, более никто не сдерживал его крутой нрав. Вел себя с крестьянами очень грубо и жестоко, за что они его и убили впоследствии. Один из крестьян в поместье Достоевского – Макаров, говорил про главу семейства следующее:

Возможно, именно из-за сильных патриархальных устоев в семье, в которой он вырос, Федору Достоевскому будет присущ тот мрачный литературный стиль повествования.

Фёдор Достоевский в детстве

Не все знают, что прототипом князя Мышкина из «Идиота» стал сам Достоевский. Как и герой, он страдал «падучей» болезнью, на современном медицинском языке – это эпилепсия. Болезнь могла стать следствием тяжелой духовной или физической травмы в детстве, возникновению которой, мог поспособствовать отец. Журналист Суворин говорил:

Тем не менее, биографы и современники Достоевского считают, что становлению такого характера у юноши послужило убийство отца. Федор не любил его, но часто просил выслать денег, когда учился в инженерном училище, к тому же роль родителей в образовании детей была очень велика.

Илья Глазунов «Князь Мышкин», иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Идиот», 1956 год

Отец научил латыни, которую хорошо знал, так как работал врачом, нанимал преподавателей по другим предметам. Федор всё же был обязан отцу всем этим, поэтому и чувствовал какую-то вину, хотя, конечно, он не был причастен к убийству. Возможно, восемнадцатилетнего юношу мучило то, что он не предотвратил, не предупредил печального исхода.

Эту тяжелую душевную ношу Достоевский будет носить до конца своих дней. Лишь под закат жизни выплеснет её в романе «Братья Карамазовы», сделав своего отца прототипом отца Карамазова. Дочь Федора Михайловича говорила об этом в своих воспоминаниях об отце:

Отец писателя Михаил Андреевич Достоевский, 1823 год

В романе «Подросток» есть такие строки:

Можно сказать, что они довольно автобиографичны. Во многих произведениях Достоевского можно заметить прототипы, взятые из собственной жизни.

Николай Николаевич Каразин. Иллюстрация к роману «Братья Карамазовы»,1893 год

Личная жизнь фантаста Верна

Весной пятьдесят шестого года приятель пригласил Жюля на свадьбу. Там он отметил красоту одной из гостей, родственницу невесты — Онорину де Виан-Морель, которой на то время уже было двадцать шесть, она была вдовой и имела на руках двух малолетних детей. Десятого января 1857 года они поженились, хотя старший Верн был сперва категорически против. В браке появился только один ребенок.

Мишель Жан Пьер Верн (1861).

Судьба сына знаменитого писателя сложилась непросто. Его воспитанием занималась мать, но характер достался от отца. Он был упрямым и своенравным, а в отличие от Жюля, еще и не желал учиться. После попытки суицида в подростковом возрасте, он был отправлен в колонию. В более зрелом возрасте он стал загораться разными предпринимательскими идеями, а потом бросать начатое. Впоследствии Жюль Верн писал, что потерял на прожектах сына не менее трехсот тысяч фунтов. Однако реализоваться в жизни он все же смог – в 1912 году он основал кинокомпанию под названием Le Film Jules Verne, где охотно экранизировал романы отца. В итоге, в двадцать пятом году он скончался от рака горла.

Гибель французского прозаика и память навеки об отце стимпанка

Последние годы жизни давались великому фантасту трудно. Сперва у него откуда-то взялась катаракта, которую следовало оперировать, однако он отказался. В августе девяносто седьмого от тяжелейшего сердечного приступа скончался Поль, что Жюль переживал очень болезненно, ведь они были очень близки с братом. В это время он почти не написал ничего нового, доводя до совершенства написанное ранее. 24 марта 1905 года Жюль Верн, знаменитый писатель, один из основателей фантастики, скончался от сахарного диабета, о существовании которого даже не подозревал. Похоронен он на кладбище с красивым названием “Мадлен”, что в Амьене.

В честь этого выдающегося человека в мире открыто множество музеев, памятников, его именем назван астероид 5231 Verne и ста сорока шести километровый кратер. В 2015-м в городе Нижнем Новгороде был открыт первый памятник в России. Существует множество изданий и переводов его сочинений, а также экранизаций. Во Франции неоднократно выпускались марки и монеты в честь него, а с 93 года прошлого века вручается премия экипажу самой скоростной яхты (парусной), которая совершит наиболее быструю «кругосветку» за период двенадцати месяцев.

Интересные факты о жизни и творчестве Жюля Верна

В девяти романах фантаста описываются события, происходящие в России. При этом за всю свою жизнь он так ни разу и не побывал в этой стране, хотя очень хотел.

Вернув малолетнего Жюля домой после того, как он чуть не уплыл в Индию, мать взяла с него обещание в будущем путешествовать исключительно в голове. Он почти выполнил данное обещание, потому дальше Средиземного моря выходил всего лишь дважды.

Когда писателя постигало озарение и вдохновение, он мог писать по пятнадцать — двадцать часов кряду, позабыв о сне и пище.

Главный герой романа Жюля Верна «С Земли на Луну» — это хороший друг фантаста, фотограф и художник Мишель Ардан, более известный под именем Надар.

За свою жизнь писатель полностью завершил шестьдесят шесть больших романов.

Он был чрезвычайно трудолюбив и усидчив, а свой день начинал в пять утра. При этом, проработав целый день, спать он ложился только к десяти.

Цитаты и выражения из творчества Жюля Верна

Женщины совершенно неустрашимы. Но только кроме тех, которые боятся всего на свете.

Если читатель может догадаться заранее, чем закончится произведение, то не следовало даже начинать его писать.

Даже у самой безупречной и безгрешной женщины обязательно имеются свои недостатки.

Возвращаться назад присуще тем, кто не может продолжать путь вперед.

Не стоит отрицать вещи только потому, что вы сами о них никогда не слышали.

Таких обстоятельств, при которых один человек имел бы право посягать на свободу иного, просто не может быть.

Униженные и оскорбленные (1861 г.)

Достоевский написал это произведения после того, как вернулся из сибирской ссылки. Он почувствовал на себе, как общество относится к тем, кого вычеркнуло из своей добропорядочной жизни. Для него стало очевидно, что социальное расслоение в Российской Империи навсегда огораживает одних людей от других, и дворяне безнадежно далеки от народа, который, тем не менее, является движущей силой страны. Речь идет об «униженных и оскорбленных», чье достоинство и честь писатель защищал и отстаивал. Князь Валковский в этом произведении стал первым  героем-«идеологом» в творчестве писателя. Сочувствие и всепрощение в произведении приобрели реальные формы, и читатель явственно осознает их необходимость в повседневной жизни.

Романы

Романы писателя всегда отличались точностью описаний, раскрывали человеческую душу и всегда близки к простому народу. На страницах всегда можно найти что-то близкое сердцу и отражение собственных мыслей. А точность описаний природы, городов, времени – позволяет ближе узнать прошлое.

  1. «Бедные люди» — это первый роман Ф. М. Достоевского, опубликованный в 1846 году. Для этого произведения автор выбрал эпистолярную форму. Роман представляет собой переписку между Макаром Девушкиным и Варварой Добросёловой. Именно такая форма позволяет передать самые тонкие грани души главных героев, которые по мере повествования всё больше раскрываются не только перед читателем, но и перед самими собой.
  2. Роман «Униженные и оскорблённые» увидел свет в 1861 году в журнале «Время». Этот журнал выходил под редакцией Фёдора и Михаила Достоевских. Чтобы заполнить журнал Фёдор Михайлович и писал этот роман. Повествование идет от лица молодого писателя Вани. Многие события, описанные в романе автобиографичны, но сам исторический фон играет второстепенную роль. Это произведение, которое описывает страдания маленького человека, простой быт и контрасты жизни.
  3. «Игрок» — опубликован в 1866 году. За три года до выхода романа Фёдор Достоевский проиграл крупную сумму денег, и чтобы расплатиться по счетам заключил с издательством соглашение на написание романа «Игрок». Очень запутанный, но увлекательный роман. Это история о том, как игра становится сутью жизни, когда уже нельзя остановиться. Это история семьи, где у каждого есть свои мотивы, тайны и гордость.
  4. «Преступление и наказание». Над этим романом писатель работал год. В 1866 году был опубликован в журнале «Русский вестник». Через год роман появился в книжной версии, в которой автор изменил структуру и внёс ряд сокращений и изменений. Это удивительно тонкий мир героев, с их психологическими и социальными проблемами с философской точки зрения. С главными героями, как и с сюжетом романа знакомы все. «Преступление и наказание» проходят в школе, но в юном возрасте не всегда можно понять всю глубину романа, так что это произведение стоит читать в более зрелом возрасте.
  5. Роман «Идиот» публиковался в журнале «Русский вестник» в 1867-1868 годах. Думаю, что знакомить с этом романом не нужно. Скажу, что эта книга стала популярной во всем мире. Первая экранизация романа состоялась в 1910 году в России, а в 1946 году фильм сняли во Франции. Всего же экранизаций вышло за все время 14, которые снимали в Японии, Польше, Великобритании, Германии и Индии.
  6. «Бесы» — опубликован в 1871-1872 годах. На создание этого романа Ф. М. Достоевского подтолкнула сложная политическая ситуация в стране и зарождение террористического и радикального движения. Структура романа очень сложна, а истоки полемики между героями стоит искать еще в «Преступлении и наказании». Действие романа происходит в губернском городе в поместье Варвары Ставрогиной. Пётр Верховенский, который является идейным революционером, всеми силами старается привлечь в революционное движение сына Варвары Николая Ставрогина. Пётр вокруг себя собирает молодёжь, а чтобы укрепить дух и связать новую революционную ячейку, собирается убить студента, который отказался от революционных идей.
  7. Роман «Подросток» впервые опубликован в журнале «Отечественные записки» в 1975 году. В этом произведении писатель затрагивает вечную проблему отцов и детей. В романе описываются отношения подростка Аркадия Долгорукого и его отцы дворянина Андрея Версилова. Ф.М. Достоевский смог передать самые тонкие грани становления и развития личности в атмосфере алчности, наживы и разврата. Кроме этого автор противопоставляет настоящего отца (Версилов) с фактическим (Макар Долгорукий), показывая нравственную разницу между людьми.
  8. «Братья Карамазовы» — последний роман писателя, опубликованный в 1880 году. Это один из самых философских и сложных романов писателя. В этом произведении затрагиваются глубокие и вечные вопросы о Боге, морали и свободе. Этот роман экранизировали 15 раз в нескольких странах мира, например, в Германии, Франции и Италии.

Владимир Владимирович Набоков

В.В. Набоков закончил Тенишевское училище – одно из самых дорогих учебных заведений России, стал обладателем степени доктора французской и русской литературы в университете Кембриджа. Набоков был одним из самых эрудированных людей того литературного поколения. Если сравнивать переводы разных лет, принадлежащих перу Набокова, то можно увидеть, как изменялось его отношение к художественному переводу. Талант Владимира Владимировича уникален тем, что он осуществлял переводы не только на русских язык, но и с русского. Набоков переводил произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, а также свои собственные произведения.

Начинает переводить Набоков с 22-летнего возраста, пишет перевод «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Занимался переводами стихотворных произведений и на протяжении 10 лет публиковал переводы Верлена, Руперта Брука, Байрона, Бодлера, Шекспира, Гете, Рембо.

Владимир Владимирович Набоков вместе с Уилсоном осуществляет перевод трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». В 1945 году создает книгу на английском языке «Три русских поэта», в которой собраны переводы произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева. В дальнейшем занимается переводом бессмертного произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» на английский язык.

На протяжении всей своей жизни Набоков не один раз задумывается о том, как нужно делать перевод, при этом его точки зрения полярно менялись. Когда писатель эмигрировал в Америку в 1940 году, все его переводы созданы под девизом «буквальность при переводе главное». Автор полагал, что нужно точное воспроизведение текста, нужна тончайшая передача нюансов, ритма оригинального произведения.

Позднее, уже будучи англичанином и по закону и по духу, В.В. Набоков повышает уровень требований к своим переводческим работам. Он создает в процессе творчества немало трудностей для читателя в плане понимания текста, проверяя терпение и силу воли своего истинного поклонника.

У В.В. Набокова была сложная творческая судьба, и его переводческая деятельность является доказательством этого. Набоков из писателя русского превратился в англоязычного писателя. Виной тому, конечно, была эмиграция. После долгих переживаний о Родине Владимир Владимирович понимает, что в Россию ему никогда не вернуться. О своей родине на своем родном языке Набоков не напишет больше и строчки.

В 1967 году в печать выходит самое скандальное произведение Набокова – «Лолита». Выходит оно на русском языке, и перевел его сам автор. Цель столь неожиданного поступка была следующей: чтобы перевод его лучшей английской книги на русский язык был верным и правильным, а это мог сделать только он сам.

Вклад Владимира Владимировича Набокова в хранилище русской литературы неоценим. Его переводческая деятельность интересна, захватывающа для читателя.

Детство и юность

Будущий писатель Федор Достоевский родился 11 ноября 1821-го года в Москве. Литератор появился на свет в довольно скромной по происхождению семье. Родители Достоевского не имели отношения к творчеству.

Отца звали Михаил Андреевич. В сознательном возрасте, будучи молодым человеком, он поступил в духовную семинарию. Затем волей случая получил фундаментальную медицинскую подготовку. Собственными глазами видел события Отечественной войны 1812-го года, лечил раненых и больных. А затем боролся со вспышкой тифа. В течение последующих лет служил армейским лекарем.


Фёдор Достоевский в детстве

Со своей будущей супругой Достоевский старший познакомился в 1818 году, когда был откомандирован в Москву.

Только в 1820-м после рождения сына Федора мужчина уволился из армии и перешел работать в больницу для бедных.

Мать будущего писателя звали Мария Нечаева. Она была дочерью богатого купца, который потерял все свое состояние после нашествия Наполеона. В 1820-м году пара обвенчалась в церкви.

Федор Михайлович Достоевский появился на свет во флигеле Мариинской больницы для бедных, где работал его отец. Имя мальчик получил в честь деда по матери.

Детство Достоевского было счастливым, несмотря на строгость порядков, которые царили в доме. Семейство жило при патриархальном укладе, и жестко следовали графику работы родителя.


Ф. Достоевский в молодости без бороды

И отец, и мать были людьми набожными и благочестивыми. Религиозность они передали и своему сыну. В будущем мотивы христианства в авторской интерпретации нашли отражение в творчестве Федора Достоевского.

В 1822-м году на свет появляется сестра писателя, Варвара. Чтобы облегчить домашний труд, семья нанимает няню, Алену Фроловну.

Достоевский с теплотой вспоминал о своей воспитательнице. Именно она познакомила молодого человека с русскими народными и зарубежными сказками, оказала влияние на его будущее творчество.

Несмотря на довольно скромное финансовое положение, члены семьи не были стеснены в быту. Помимо самого Федора Михайловича в доме росло еще несколько братьев и сестер. Всем родители стремились дать хорошее образование.

Сам Достоевский начал учиться в 4 года. По вечерам члены семьи устраивали домашние чтения, знакомились с творчеством Пушкина, Жуковского, Карамзина. Изучали историю, основы православной веры.

Молодой Ф. Достоевский

В начале 30-х годов отец решил отправить сына Федора в Московский благородный пансион. Но быстро передумал, поскольку его преобразовали гимназию, где практиковали телесные наказания.

Грубое, жестокое отношение к детям было не в духе воспитания старшего Достоевского. Хотя мужчина и отличался суровым нравом, был требовательным, строгим родителем.

Вместо пансиона дети получали домашнее образование. Занимались со специально нанятыми учителями. Осваивали гуманитарные и точные науки. По воспоминаниям самого Достоевского, отец был человеком вспыльчивым, со сложным характером, с ним было непросто.

С 1834-го года Федор Михайлович учился в частном пансионе Леонтия Чермака, который считался одним из лучших в столице.

В 1835-м мать Достоевского тяжело заболела. Врачи поставили чахотку, в те годы туберкулез был распространенным и вместе с тем неизлечимым. Исход был ясен. После совсем небольшого периода борьбы с недугом, в 1837 году Мария Федоровна скончалась. На тот момент будущему писателю было всего 16 лет. Смерть матери стала тяжелым ударом для молодого человека.


Ф.М. Достоевский

Отец надумал отправить старших сыновей в Санкт-Петербург. Достоевский должен был стать студентом Инженерного училища. Такое решение нисколько не радовало детей. Братья грезили поэзией, мечтали связать свою жизнь с литературой.

Однако отец считал, что писательство не прокормит сыновей. А вот образование в Главном инженерном училище гарантирует безбедное будущее.

Старший из братьев, Михаил, поступить не сумел. А Федор хоть и смог, но постигал знания без всякого рвения. Нагрузка в заведении была огромной, свободного времени не было ни минуты, что еще больше тяготило будущего литератора.

Обучение закончилось лишь в 1843-м году. Достоевский получил диплом и по распределению устроился полевым инженером в Петербурге. Однако всего через год он бросил ненавистную работу и твердо решил, что свяжет жизнь с литературным творчеством.

Братья Карамазовы (1880 г.)

Этот роман — самый объемный у Достоевского. В нем он поднимает множество тем, над которыми можно и нужно подумать. Такие как двойственная сущность в каждом человеке, совокупность «ангелов» и «демонов» в его душе, тема греха и милосердия. Федор Михайлович всегда был любителем философии и психологии, и эта его особенность здесь ярко выражена. Кроме того, книга понравится ценителям интриг и детективов, ведь в основу сюжета легло расследование убийства отца братьев Карамазовых. В каждом из них живет дьявольская искра убитого Федора, маленькое насекомое, порабощающее человеческие качества. Пытаясь уничтожить ее в себе, каждый из героев становится невольным соучастником преступления, ибо корень зла – в том порочном и низменном старике, от гибели которого, как в случае со старухой-процентщицей, все, казалось бы, только выигрывают.

На что обращать внимание при покупке

С чего начать читать Достоевского? Команда VyborExperta.ru рекомендует прежде ознакомиться с жанрами и тематикой, в которых работал известный автор.

Жанр

Корни работ Достоевского восходят к эпохе эллинизма, откуда складывались серьёзно-смеховые жанры. Достоевский писал в следующих жанрах:

  • Романы;
  • Повести;
  • Рассказы;
  • Очерки;
  • Дневник;
  • Стихотворения.

Его произведения можно причислить к “диалогическим” – “сократический диалог”, ”Мениппова сатира”. В обеих “записках”-повестях, рассказе “Сон смешного человека”, сочинениях сквозит тонкая ирония над жизнью. Достоевский отражал природу людей, не старался приукрашивать тёмные стороны, оттого его сюжеты мрачны и тяжеловесны.

Тематика и проблематика

Лучшие произведения Достоевского объединяют основные темы – единение с Богом, психология человека, социально-идеологические конфликты. Основные понятия отражены в таблице:

Избранными в произведениях Достоевского являются темы лишних людей, становления человека, нигилизма, заблуждений.

Сюжет

В книгах Достоевского наблюдалось нарушение “жанровой эстетики”. Чужеродное сочетание бульварной авантюрности с “сократическим диалогом” и исповедью основано на последовательном полифонизме – многоголосии персонажей, каждый из которых горит желанием высказаться.

В романах “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Братья Карамазовы” полифонизм наиболее выражен из-за большого количества героев – 10-20 фигур – с отсутствием на первых страницах главного персонажа. Центральная фигура заметна в произведениях “Записки из Подполья”, “Сон смешного человека”, “Записки из Мёртвого моря”. Сюжет отличается фантасмагоричностью и противопоставлением двух миров – утопии и антиутопии.

Лучшие произведения Некрасова

Триумфальный дебют Достоевского

Зимой 1844

Достоевский

задумал роман «Бедные люди», работу над которым он начал, по его словам, «вдруг», неожиданно, но отдался ей безраздельно. Еще в рукописи Д. В. Григорович, с которым он в то время делил квартиру, доставил роман Н. А. Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночь напролет читали «Бедных людей». Под утро они пришли к Достоевскому, чтобы выразить ему восхищение. Со словами «Новый Гоголь явился!» Некрасов передал рукопись В. Г. Белинскому, который сказал П. В. Анненкову: «… роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому». Реакция кружка Белинского на первое произведение Достоевского стала одним из самых известных и имевших продолжительный резонанс эпизодов в истории русской литературы: почти все участники, включая Достоевского, позднее возвращались к нему и в воспоминаниях, и в художественных произведениях, описывая его и в прямой, и в пародийной форме. Роман был напечатан в 1846 в «Петербургском сборнике» Некрасова, вызвав шумные споры. Рецензенты, хотя и отмечали отдельные просчеты писателя, почувствовали громадное дарование, а Белинский прямо предрекал Достоевскому великое будущее. Первые критики справедливо заметили генетическую связь «Бедных людей» с гоголевской «Шинелью», имея в виду и образ главного героя полунищего чиновника Макара Девушкина, восходивший к героям Гоголя, и широкое воздействие гоголевской поэтики на Достоевского. В изображении обитателей «петербургских углов», в портретировании целой галереи социальных типов Достоевский опирался на традиции натуральной школы (обличительный пафос), однако сам подчеркивал, что в романе сказалось и влияние пушкинского «Станционного смотрителя». Тема «маленького человека» и его трагедии нашла у Достоевского новые повороты, позволяющие уже в первом романе обнаружить важнейшие черты творческой манеры писателя: сосредоточенность на внутреннем мире героя в сочетании с анализом его социальной судьбы, способность передавать неуловимые нюансы состояния действующих лиц, принцип исповедального самораскрытия характеров (не случайно избрана форма «романа в письмах»), система двойников, «сопутствующих» главным героям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: