Анализ пьесы Островского «Бесприданница»

Сочинение про Хариту Огудалову

В произведении мы знакомимся с множеством персонажей и образов, созданных Островским, которые находятся преимущество в знатной области, то есть они, в большинстве своём знать.

Из произведения мы узнаём о главных персонажах сюжета. Ими являются Мать и дочь. Харита и Лариса Огудаловы. Благодаря красноречию, и сладким речам на различных вечерах Хариты Огудаловой, в её доме постоянно бывают гости и женихи для её дочери Ларисы.

Позже также узнаётся, что у Хариты было ещё две дочери, которых она уже выдала замуж за некоторых молодых людей, однако судьба их не столь хороша. Одна её дочь была отдана психически больному горцу, который впоследствии застрелил её из-за ревности, а вторую дочь она отдала за шулера, после чего от неё не было вестей. Сейчас же Харита пытается выдать замуж свою оставшуюся дочь Ларису. Однако Лариса является полной противоположностью своей матери, и считает, что лучше жениться скорее по любви, нежели так как она хочет выдать её замуж. С чем Харита категорически не согласна, и, не слушая возражений дочери, выдаёт её замуж за мелкого чиновника Карандышева, который впоследствии её убивает.

Из всего вышеописанного мы можем проанализировать характер и образ Хариты и сделать вывод, что данная женщина, потерпев поражение в своей любовной борьбе, пыталась всеми силами устроить эту жизнь, которая не вышла у неё, своим дочерям. И абсолютно ослеплённая данным желанием она сделала им только хуже, после чего осталась совсем одна в этом мире, где её никто не поддержит, так как единственной её поддержкой были её дочери, которых, по своей глупости, она потеряла, и теперь, соответственно, осталась из-за этого одна.

Харита, несмотря на весь нехороший и отторгающий образ, который сложился в процессе повествования, на самом деле является весьма хорошим человеком, просто по своей неосведомлённости она потеряла всех своих родных, хотя желала им только всего самого лучшего, из-за чего пыталась поскорее выдать их замуж, дабы устроить им хорошую и безбедную жизнь. Через данный образ автор раскрывает нам проблему излишней материнской любви, которая преобладает в образе Хариты, и собственно, что и является самим прообразом Хариты. Она является олицетворением самой материнской любви, слепой и беспощадной, которая всегда будет желать для своих детей всего самого лучшего, даже если они лучше знают что именно для них лучше

Сравнение с Катериной

Сравнительный анализ «Грозы» и «Бесприданницы» Островского помогает найти не только сходства, но и различия между произведениями. Обе героини — яркие личности, а их избранники — слабые и безвольные люди. Катерина и Лариса обладают горячими сердцами и без памяти влюбляются в мужчин, которые соответствуют их воображаемому идеалу.

Обе героини чувствуют себя одинокими в обществе, и внутренний конфликт накаляется все больше. И тут появляются различия. Лариса не обладала той внутренней силой, которая была у Катерины. Кабанова не смогла смириться с жизнью в обществе, где царила тирания и деспотизм. Она бросилась в Волгу. Лариса же, понимая, что для всех она — вещь, не может решиться на такой шаг. И девушка даже не думает о борьбе — она просто решает жить теперь так, как все. Возможно, именно поэтому зрителю сразу понравилась героиня Катерина Кабанова.

Именные растения и животные Хариты

Исследование тотемных символов Хариты дает возможность глубинно исследовать тонкие особенности характера. Тотемные символы растений отражают взгляд человека на собственное “Я”, отношение к самому себе. В свою очередь, тотемные животные позволяют изучить его отношение к другим людям. Знание этих нюансов помогают выявить сильные стороны, и грамотно этим пользоваться.

Ведущее растение – Олива

Олива символизирует целеустремленность. Личности, которые славятся целеустремленностью, легко достигают своих целей. Харита преодолевает любые жизненные сложности собственным усердием и рвением.

Тотемное дерево – Грецкий орех

Грецкий орех может казаться непримечательным деревом. Однако в тайне и значении имени орех является символом пунктуальности. Харита может внешне не проявлять это качество долгое время, однако внутри себя ее жизнь неразрывно связана с планированием и тонкими расчетами.

Духовное дерево – Сосна

Сосна символизирует остроумие. Остроумие – далеко не только умение уместно и быстро отшутиться в какой-либо дружеской обстановке. Это серьезная когнитивная особенность, которая позволяет принимать быстрые, но эффективные решения.

Ведущее животное – Пони

Пони – символ тактичности. В общении с Харитей вы почти никогда не ощутите неловких ситуаций, от которых придется испытывать стыд или отрицательные эмоции. Избыточные и неуместные шутки, порой даже непривычная серьезность – про такую личность. Порой чувство такта даже серьезно преобладает над остальными качествами.

Тотемное животное – Акула

Акула – символ авторитета. Находясь в коллективе, Харита может взять на себя групповую ответственность за решения многих задач и общих целей. Это качество делает ее великолепным лидером коллектива.

Духовное животное – Олень

Олень – символ неординарности. Для решения жизненных вопросов Харита применяет необычные способы. Принимаемые решения могут казаться нелогичными, и почти всегда – незаурядными. Однако, это вовсе не свидетельствует о их неэффективности.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Зеленый шум Рылова (описание) Аркадий Александрович Рылов – русский художник-пейзажист. Детство и юность Рылова прошли на Севере страны, в Кировской области, живописные пейзажи которой сохранились в памяти будущего художника на долгие годы.
  • Анализ романа «Бедные люди» Достоевский (9 класс) Произведение является первым серьезным сочинением писателя, в котором в качестве прототипов он использует наблюдения в отношении своих приятелей, знакомых.
  • Сочинение на тему Любовь в жизни человека Стоит сказать о том, что основу человеческого существования составляет именно такое возвышенное и великолепное чувство, как любовь. При помощи нее создаются и возносятся такие другие качества

В чем смысл пьесы?

Островский написал очень эмоциональную драму, которая не разочарует своим идейно-тематическим содержанием даже опытного и привередливого читателя. Главная идея драмы Островского «Бесприданница» заключается в осуждении слишком высокого значения богатства и денег в обществе. Материальные блага в жизни играют самую важную роль, человек, который не имеет их, может быть лишь игрушкой в руках богача, не имеющей право на искренние чувства. Бедные люди становятся предметом продажи бессердечных варваров, которые чахли над своим состоянием. Вокруг Ларисы Огудаловой все пропитано грубым цинизмом и хитростью, которые губят её чистую, светлую душу. Эти качества и определили цену жизни женщины, перепродавая её между собой как безликую и бездушную вещь. И цена эта невелика.

На примере образа героини писатель показывает, как страдает сердце бесприданницы, которая виновата только в том, что не имеет за плечами состояния. Так нечестна и несправедлива бывает судьба по отношению к нищим, но очень светлым и умным людям. Девушка теряет веру в человечество, в свои идеалы, переживая многочисленные предательства и унижения. В чем причина трагедии бесприданницы? Она не смогла смириться с крушением своей мечты, с разрушением своих убеждений и решила добиться от реальности того, чтобы она расположилась так, как надо ей, как должно было произойти в естественных условиях. Героиня с самого начала знает, что идет на смертельный риск, об этом говорит ее прощальная реплика в адрес матери. Она поставила всему свету условия: либо ее мечта сбывается, либо она уходит из жизни, не унижаясь до брака и сожительства по расчету. Даже если бы Карандышев ее не убил, она бы выполнила свое же предостережение и утопилась в Волге. Таким образом, молодая женщина стала жертвой своих иллюзий, своей гордости и непримиримости с пошлостью окружающей среды.

Перед нами классическое столкновение романтических мечтаний и суровой, пошлой реальности. В этом сражении всегда побеждает последняя, но автор не теряет надежды на то, что хотя бы какие-то люди образумятся и перестанут создавать и поддерживать несправедливые условия общественных взаимоотношений. Он делает акцент на истинной добродетели и подлинных ценностях, которые надо научиться отличать от суетных дрязг пустых и мелочных подлецов. Бунт героини вселяет мужество бороться за свои убеждения до конца.

Вариант 2

История создания:

Сюжет пьесы «Бесприданница» был основан на реальных событиях. А.Н. Островский, работая мировым судьей, рассматривал дело о смерти молодой девушки от рук своего супруга. Так возникла идея написать «Бесприданницу». Пьесу автор писал на протяжении четырех лет.

Жанр: драма

Сюжет и тема:

Город Бряхимов облетела новость, что Лариса Огудалова вступает в брак с бедным чиновником Карандышевым. Такое решение Лариса приняла в отместку Паратову, который пообещал ей хорошую жизнь, но внезапно исчез. Лариса решила выйти замуж за первого, кто войдет к ней в дом с подобным намерением, им как раз оказался Карандышев, давно мечтавший жениться на героине.

Приезжает Паратов, который таинственным образом исчез год назад. Карандышев завидует Паратову, ведь тот намного успешнее его, да и Лариса до сих пор его любит. Для Карандышева Лариса как трофей, ведь в жизни он мало чего добился и был очень беден. Цель приезда Паратова – жениться на богатой девушке.

Сергей Сергеич обвиняет Ларису в том, что она позабыла его. Но Лариса говорит, что любит его, а замуж выходит, чтобы избавиться от унижений перед невозможными женихами. Тут заходит Карандышев, Лариса знакомит его с Паратовым. Между ними вспыхивает ссора, итогом явилось приглашение Сергея Сергеича на обед Карандышева.

Обед в доме Карандышева прошел ужасно. Все поили хмельными напитками хозяина обеда, чтобы поглумиться над ним. Паратов уговаривает Ларису пойти с ним  на пикник, намекая на то, что он бросит всё ради их совместного счастья. Карандышев узнает, куда поехала его возлюбленная и едет за ними.

Вернувшись с пикника, Лариса надеется на то, что Паратов женится теперь на ней, но тот говорит, что не может расторгнуть помолвку с богатой невестой. В скором времени появляются Кнуров и Вожеватов. Лариса просит утешения у Вожеватова, но тот отстраняется и оставляет её с Кнуровым. Мокий Парменыч предлагает ей поездку в Париж и финансовую стабильность на всю жизнь. Лариса обдумывает предложение и Кнуров уходит. Она хочет броситься с обрыва, но не может решиться на такой шаг. Приходит Карандышев и Лариса признается ему в том, что презирает его. Тот  рассказывает о споре Вожеватого и Кнурова, о том, как они разыграли ее словно вещь. Лариса соглашается на предложение Кнурова, не желая больше быть бедной. Карандышев говорит, что прощает ее, кричит слова любви, но Лариса не верит ему. Униженный и злой  Мокий Парменыч стреляет в Ларису Огудалову. Лариса умирает.

Тема – показать проблему общества, где человек лишь товар, который можно продать или купить. Практически никого не интересует внутренние переживания человека, его личность, самое главное для людей того времени – не продешевить.

Главные герои:

Лариса Огудалова – бесприданница

Харита Игнатьевна – мать Ларисы

Паратов – самодовольный дворянин, который пользуется Ларисой

Кнуров – богатый и почитаемый человек в городе

Карандышев – жених Ларисы

Вожеватов – друг детства Ларисы, состоятельный и молодой купец

Робинзон – друг Паратова. Бездарный актёр.

Композиция:

Композиция линейная.

Экспозиция и завязка в первом акте – приезд Паратова

Развитие сюжета во втором акте – жертвенная любовь Ларисы к Паратову, ради которой она была готова на все

Кульминация в третьем акте – званый обед у Карандышева

Развязка в четвертом акте – смерть Ларисы

Характер Хариты

Общество и коллектив
Общительность
Чуткость
Отзывчивость
Уважение
Доброта
Доброжелательность
Деятельность
Трудолюбие
Добросовестность
Исполнительность
Дисциплина
Ответственность
Целеустремленность
Отношение к себе
Скромность
Гордость
Самокритичность
Честность
Отношение к вещам
Бережливость
Аккуратность
Щедрость
Бескорыстие

Харита обладает необычными чертами характера. Среди них выделяются как бескорыстие, чуткость и честность, так и доброжелательность и добросовестность. Эта комбинация черт характера достаточно редкая и весьма противоречива. Однако далеко не все проявляются постоянно и открыто для окружающих. Некоторые из них могут не проявляться долгое время, быть скрытыми и непроявленными.

Второстепенные персонажи

Друг детства Ларисы. Купец, достигший своего высокого положения и огромного состояния собственным трудом. Безнравственный, лицемерный и циничный человек. Относится к Ларисе, как к игрушке, которую можно купить, продать, разыграть в жребий. Когда по жребию Лариса досталасаь другому, рад, что сумел сэкономить.
Один из богатейших людей города. Прагматичный и честный человек, привык называть вещи своими именами. Прямо предлагает Ларисе стать его содержанкой. Женатый, уважаемый семьянин. Низшее сословие не представляет для него никакой ценности. Он уверен, что все в жизни продается и покупается, любит роскошь и удовольствия.
Бывший актер, прибившийся к Паратову, для которого так же является игрушкой. Спившийся алкоголик, желание выпить подавляет в нем чувство гордости и собственного достоинства.

В пьесе «Бесприданница» герои, представляющие так называемые «сливки общества», на самом деле являются подлыми и ничтожными людьми, не имеющие моральных устоев. В списке дана характеристика героев, описывающая основные черты их характеров.

Предыдущая

СочиненияГлавные герои «Фотография, на которой меня нет» характеристика персонажей рассказа Астафьева

Следующая

СочиненияГлавные герои «Калевала» характеристика персонажей карело-финского эпоса

Роль купца в сюжете пьесы

Мокий Парменыч присутствует во всех значимых событиях произведения, не оказывая существенного влияния на поступки героев. Лишь сцена с игрой в орлянку смогла бы повлиять на судьбу Ларисы, но помешала ревность Карандышева. Когда богач предложил ей поездку и содержание, героиня приняла его предложение (цитатно — «Я вещь»).

Возможно, в Париже девушка смогла бы почувствовать радость жизни или встретить молодого покровителя. Она поняла, что особой судьбы таким как она, бесприданницам, ждать не приходится. Нужно вовремя использовать свои главные достоинства — красоту и молодость.

Характеристика Кнурова была бы неполной без его многозначительных речевых цитат:

  1. «В таких случаях доброго друга, каков я, солидного, прочного, иметь необходимо».
  2. «Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит; я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления»
  3. «Я бы ни на одну минуту не задумался предложить вам руку, но я женат».

Всесильный богач Кнуров пресыщен деньгами, которые извратили его мышление. Для него объектом купли-продажи стали не только вещи, но и люди. Подобное отношение к Ларисе можно считать основой трагедии пьесы.

Другие персонажи

  • Вожеватов Василий Данилыч — молодой человек, представитель торговой фирмы. Для него самым важным в жизни являются деньги. С малых лет знаком с Ларисой.
  • Кнуров Мокий Парменыч — пожилой человек, очень богатый делец.
  • Огудалова Харита Игнатьевна — вдова, мать Ларисы, любит весело пожить, нужные средства выпрашивает у почитателей дочери.
  • Робинзон (Аркадий Счастливцев) — актёр, приехавший с Паратовым.
  • Гаврило — хозяин кофейной.
  • Иван — слуга в кофейной.
  • Ефросинья Потаповна — тётка Карандышева, ворчливая, скуповатая.
  • Илья — цыган.
  • Цыгане и цыганки.
  • Лакей Хариты Игнатьевны Огудаловой.

Тематика и проблематика

Трагедия человеческой души в обществе, в котором нет нравов — это главный смысл темы в произведении «Бесприданница», ее писатель широко описывает через образ Ларисы. Она не получает приданного от матери, потому страдает в бесчеловечном мире. Женихи, борющиеся за нее, серьезно не принимают девушку, она является для них объектом хвастовства или обычной вещью.

Тематика разочарования тоже находится в пьесе. Ларису ожидает ужасный конец: бесчестье, безумство, опустошение и гибель. Она верила в любовь и наилучшую жизнь, однако все, что находилось рядом, доказывало ей, что ничего этого просто не существует. Весь сюжет автор затрагивает социальную тему. Героиня находится в мире, в котором все можно купить за деньги, в том числе любовь.

Основными в пьесе являются вопросы нравственности:

  1. Героиня в глазах общества идет на бесчестный поступок, однако изначальная история на ее стороне.
  2. По-настоящему безнравственный поступок — обмануть Карандышева, выйдя за него замуж не по согласию. Именно по этой причине Лариса и благодарит ревнивого жениха за ее дальнейшую гибель.
  3. Писатель поднял вопросы чести и долга. В обществе все нравы являются показными, для людей достаточно лишь хранить видимость приличий, но вот бесчестная торговля отдельных членов осталась без внимания.

Героиня не понимает и не переносит отсутствие души и равнодушие людей, которые ее окружают постоянно. Все мужчины, бывшие возле нее, разочаровали Ларису, она не видела уважительного отношения, которого, как считала, достойна. Цель жизни для нее — любовь, когда она ее не нашла, Лариса выбрала смерть.

Действие третье

В первом явлении автор переносит читателя в кабинет Юлия Капитоновича, где описывает его комнатку, в которой кроме ковра с оружием, висящем на стене, ничего примечательного нет.

Мать и дочка Огудаловы беседуют насчет обеда у Карандышева – им очень стыдно. Гости спаивают бедного чиновника специально, ради насмешки и забавы, но сам Юлий Капитоныч думает, что удивил всех роскошью своих «хором».

Родная тетя Юлия жалуется матери и дочке на растраты для приготовленного обеда, а затем приглашает их к себе. В кабинет прибывают Паратов, Мокий и Василий Данилович.

Кнуров жалуется на плохую еду и напитки, все насмехаются над хозяином дома, который уже сильно пьян. Еще больше напоить Карандышева удается привычному к дешевым винам Робинзону.

Пьяный хозяин заходит в кабинет с сигарами. Он не подозревает, что гости усмехаются над ним. Харита Игнатьевна, вошедшая в кабинет, осуждает хозяина за его состояние и поведение. Карандышев отвечает, что сегодня у него праздник – он торжествует.

Выпить снова призывает Сергей Сергеевич. Юлий соглашается и отлучается за коньяком. Сергей, Василий и Мокий решили отдохнуть на пароходе. Паратов выпрашивает у девушки, чтобы та спела ему какую-нибудь песенку, однако ее будущий супруг пытается воспрепятствовать этому, что очень возмущает девушку, и она все-таки начинает петь.

Паратов винит себя за то, что предпочел Ларисе другую девушку, а затем приглашает ее на прогулку по реке, на что бесприданница дает согласие. Собравшаяся компания выпивает за бесприданницу.

Ее жених называет ее главную ценность — умение выбирать правильных и достойных людей. Мужчины отправляют Юлия за выпивкой, а сами забирают Ларису и удаляются.

Юлий удивляется и не понимает, где находится его невеста и «товарищи». Прислуга в кофейной все ему объясняет. Карандышев намерен совершить возмездие: он берет пистолет и бросается в погоню.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бесприданница.Год написания – 1874-1878 годы.

История создания – За основу сюжета Островский, занимавший почетную должность мирового судьи, взял реальную историю смерти молодой женщины, погибшей от рук собственного супруга. Над пьесой автор работал в течение четырех лет, с 1874 по 1878 годы. Поначалу произведение не получило признание, но спустя время приобрело ошеломительный успех.

Тема – Искаженные взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». Любого человека, любой поступок можно купить, вопрос лишь в цене.

Композиция – Для произведения, состоящего из четырех актов, характерна линейная композиция. Первый акт – экспозиция и заявка (приезд Паратова), второй акт – развитие сюжета (сильная любовь Ларисы к Паратову, ради которой она готова на большие жертвы), третий акт – кульминация (обед у Карандышева), четвертый акт – развязка (смерть Ларисы).

Жанр – Пьеса. Социально-психологическая драма.

Направление – Реализм.

Тема

Суть драмы Островского полностью отражает смысл названия – «Бесприданница». Раньше так называли бедных девушек, у которых за душой не было ни гроша. Положение их было весьма унизительным и тяжелым – редко кто хотел создавать семью с иждивенкой, которую всю жизнь необходимо было полностью содержать

Лишь красота, воспитание и внутренние качества могли привлечь внимание достойного жениха, готового закрыть глаза на отсутствие приданого у невесты

Таким образом, автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстает товаром, который можно купить или продать. Мало кого интересуют личность человека, его душевные переживания, поскольку каждый преследует одну лишь цель – не продешевить.

Лариса Огудалова – тонко чувствующая, добрая и ранимая девушка, настоящая красавица, которая, все же обладает одним существенным недостатком – отсутствием приданого. Смысл своей жизни они видит в поиске настоящей любви, и вскоре находит ее в лице Сергея Паратова. Его образ она видит в некоем ореоле, наделяя его несуществующими на деле достоинствами.

Однако вскоре романтический флер спадает с глаз героини, и она здраво оценивает сложившуюся ситуацию. Люди, окружающие ее, в том числе и родная мать, видят в ней лишь роскошную забаву, дорогую игрушку, которой можно похвастать в обществе. Даже в близком окружении никто не стремится заглянуть в ее душу, проявить к ней искреннее участие.

Лариса приходит к печальному выводу, что она – вещь, которую следует продать подороже. Столкновение чистой души с порочным материальным миром неизменно приводит к трагической развязке – гибели главной героини. Однако в своей смерти Лариса находит отраду, поскольку та дарит ей долгожданную свободу.

Интерпретация драмы средствами киноискусства

Отличительной чертой пьесы, по сравнению с другими драматическими произведениями XIX века, выступает тот факт, что пьесу в России 4 раза экранизировали: 1.В 1912 году было снято немое кино, с Верой Пашенной и Николаем Васильевым в главных ролях. 2.В экранизации 1936 года «Бесприданница» пополнилась массой новых эпизодов. Режиссер Я. Протазанов проанатомировал пьесу, но не стал следовать тексту драмы. Долгое время зритель слепо верил, что все показанное в картине это задумка Островского. 3.Снятый К. Худяковым в 1974 году телеспектакль, невзирая на то, что был задействован чудесный состав актеров, обманул все ожидания. Просмотр постановки проходил без энтузиазма зрителей. 4.Когда в 1984 году на широкий экран вышел фильм «Жестокий романс» Э. Рязанова, он вызвал много дискуссий и упреков. Режиссер максимально точно пересказал пьесу Островского в своей постановке. Несмотря на то, что снята лента более 30 лет назад, она, как и прежде, смотрится с интересом.

Действующие лица и их краткая характеристика

Следующий пункт анализа «Бесприданницы» Островского — это небольшая характеристика действующих лиц пьесы.

Лариса Огудалова — главная героиня. Красивая и впечатлительная дворянка. Несмотря на свою чувствительную натуру, она — гордая девушка. Ее главный недостаток — это бедность. Поэтому мать старается ей найти богатого жениха. Лариса влюблена в Паратова, но он ее бросает. Тогда от отчаяния она решает выйти замуж за Карандышева.

Сергей Паратов — дворянин, которому больше 30 лет. Беспринципный, холодный и расчетливый человек. Все измеряет деньгами. Собирается жениться на богатой девушке, но не говорит об этом Ларисе.

Юлий Капитоныч Карандышев — мелкий чиновник, у которого мало денег. Тщеславен, его главная цель — завоевать уважение окружающих и произвести на них впечатление. Ревнует Ларису к Паратову.

Василий Вожеватов — молодой богатый купец. Знаком с главной героиней с детских лет. Хитрый человек без каких-либо нравственных принципов.

Мокий Парменыч Кнуров — пожилой купец, самый богатый человек в городе. Ему нравится молодая Огудалова, но он — женатый человек. Поэтому Кнуров хочет, чтобы она стала его содержанкой. Корыстен, ему важны только свои интересы.

Харита Игнатьевна Огудалова — мать Ларисы, вдова. Хитра, старается выгодно отдать дочь замуж, чтобы они ни в чем не нуждались. Поэтому считает, что для этого подойдут любые средства.

Робинзон — актер, бездарность, пьяница. Друг Паратова.

Один из пунктов анализа «Бесприданницы» Островского — это краткое описание сюжета пьесы. Действие разворачивается в приволжском городе Бряхимове. В первом действии читатель узнает из разговора Кнурова и Вожеватова о том, что в город возвращается Сергей Паратов — богатый барин, любящий эффектно появляться в обществе.

Он так спешно покинул Бряхимов, что не попрощался с влюбленной в него Ларисой Огудаловой. Она была в отчаянии из-за его отъезда. Кнуров и Вожеватов говорят о том, что она красивая, умная и бесподобно исполняет романсы. Только сторонятся ее женихи, потому что она — бесприданница.

Понимая это, ее мать постоянно держит двери дома открытыми, в надежде, что к Ларисе посватается богатый жених. Девушка решает выйти замуж за мелкого чиновника, Юрия Капитоныча Карандышева. Во время прогулки купцы сообщают им о приезде Паратова. Карандышев приглашает их на званый обед в честь его невесты. Юлий Капитоныч устраивает скандал невесте из-за Паратова.

Тем временем сам Паратов в разговоре с купцами говорит, что он собрался жениться на дочери владельца золотых приисков. А Лариса его больше не интересует, но новость о ее замужестве заставляет его задуматься.

Лариса ссорится со своим женихом из-за того, что хочет как можно скорее уехать с ним в деревню. Карандышев, несмотря на стеснение в средствах, собирается дать званый обед. У Огудаловой происходит объяснение с Паратовым. Он обвиняет ее в измене и спрашивает о том, любит ли она его. Девушка отвечает согласием.

Паратов решил унизить жениха Ларисы перед гостями. Он спаивает его на ужине, а затем уговаривает девушку уехать с ним на пароходную прогулку. Проведя с ней ночь, сообщает ей, что у него есть невеста. Девушка понимает, что она опозорена. Она соглашается стать содержанкой Кнурова, который ее выиграл в споре с Вожеватовым. Но Юрий Карандышев застрелил Ларису от ревности. Девушка благодарит его и говорит, что ни на кого не обижается.

Композиция

Композиционное построение пьесы выдержано в рамках строгого классического стиля. В первом действии показана экспозиция и происходит завязка сюжета. В кофейне встречаются Кнуров и Вожеватов, они обмениваются городскими новостями. Между делом заходит речь о предстоящей свадьбе Ларисы Огудаловой. Далее в городок приезжает Сергей Сергеевич Паратов.

Во втором действии продолжается развитие сюжета. Происходит разговор Ларисы с Паратовым, где она признается, что до сих пор любит его. Паратов приглашен на ужин к Карандышеву.

В третьем действии наступает кульминационный момент. У Карандышева собираются все приглашенные гости. Лариса исполняет романс, открыто признаваясь в любви к Сергею Сергеевичу. Паратов провоцирует Юлия Капитоновича и тот выпивает много лишнего. Паратов с друзьями увозят с собой Ларису.

Четвертое действие — развязка. Лариса узнает о вероломстве и подлости своего возлюбленного, о низости Кнурова и Вожеватова. Девушка в отчаянии, лучшим выходом для нее становится смерть. В это время появляется несостоявшийся муж Ларисы Карандышев. Невеста отказывается от него. и Юлий Капитонович стреляет в девушку из пистолета.

Возможно, вам также будет интересна статья: Куприн А.И.  «Гранатовый браслет» — проблемы произведения

Композиционное построение пьесы в полной мере раскрывает характеры и поступки героев и дает понять, какое огромное влияние на действия людей оказывает социальная среда.

Главные герои

Главная героиня пьесы, Лариса Огудалова, молодая женщина-бесприданница из города Бряхимова, это немного повзрослевшая Катерина из ранее написанной этим же автором пьесы «Гроза». Их образы объединяет пылкая и чувствительная натура, которая в итоге приводит их трагическому финалу. Также как и Катерина, Лариса «задыхается» в унылом и затхлом городке Бряхимове, среди его обывателей, которым тоже здесь скучно и тоскливо.

Лариса Огудалова оказывается в сложной жизненной ситуации, отличающейся некоторой двойственностью и несомненной трагичностью: она — первая умница и красавица города не может выйти замуж за достойного мужчину, потому что она бесприданница. В этой ситуации перед ней обрисовывается два выхода: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины, либо выбрать себе в мужья человека, более низкого социального положения. Хватаясь за последнюю соломинку, Лариса влюбляется в созданный ею образ красивого и блестящего мужчины, обанкротившегося помещика Сергея Паратова, который, так же как и Борис, племянник Дикого в «Грозе», оказывается в реальной жизни совсем другим человеком. Он разбивает сердце главной героини и своим безразличием, ложью и бесхарактерностью в буквальном смысле «убивает» девушку, т.е. становится причиной её трагической смерти. Трагическая кончина становится для главной героини своеобразным «благодеянием», ведь для неё сложившаяся ситуация стала жизненной трагедией, с которой она не смогла справиться. Именно поэтому в свои последние минуты, умирающая Лариса никого ни в чем не обвиняет и не жалуется на свою судьбу.

Островский изобразил свою героиню как пылкую и страстную натуру, пережившую тяжелую душевную травму и предательство любимого человека, которая, тем не менее, не потеряла своей возвышенной легкости, не озлобилась и осталась такой же благородной и чистой душой, какой она и была на протяжении всей своей жизни. Из-за того что понятия и устремления Ларисы Огудаловой в корне отличались от системы ценностей, господствующей в окружающем мире, она и хотя постоянно находилась в центре внимания общественности (как красивая и изящная кукла) в душе она оставалась одинокой и никем не понятой. Абсолютно не разбираясь в людях, не видя в них лжи и фальши, она создает для себя идеальный образ мужчины, которым становится Сергей Паратов, влюбляется в него и жестоко платит за свой самообман жизнью.

В своей пьесе великий русский драматург удивительно талантливо изобразил не только образ главной героини Ларисы Огудаловой, а людей её окружающих: циничность и беспринципность потомственных купцов Кнурова и Вожеватова, разыгравших судьбу девушки простым жребием, безнравственность, лживость и жестокость её несостоявшегося жениха Паратова, жадность и порочность её матери, старающейся продать свою дочь как можно выгоднее, завистливость, мелочность и ограниченность неудачника с обостренным самолюбием и чувством собственности ревнивца Карандышева.

Это интересно: История создания радио: разбираемся обстоятельно

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: