Что делать, если ребёнок стал изгоем в классе
В соответствии с Конституцией РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Если ребёнку в школе плохо — нужно срочно принять педагогические и юридические меры. Следуйте алгоритму, который рекомендует психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Петрусенко и юристы портала Травли.Нет.Прочтите устав школы. Там может быть информация, как действовать. Если у школы есть правила для решения таких ситуаций, но правила не исполняются, вы сможете пожаловаться конкретно на это. Напишите письменное заявление на имя директора. Зафиксируйте все факты травли, опишите ситуацию.
Поговорите с педагогом и школьным психологом, если он имеется. Ведите беседу в ключе «у нас сложная ситуация, давайте придумаем, что можно сделать». Не обвиняйте, а предлагайте совместно разобраться в проблеме. Записывайте результаты обсуждения: например, конкретные предложенные шаги и обозначенные сроки.
Предложите создать согласительную комиссию, если таковой нет в школе. По закону разрешено создавать такие комиссии. Туда могут входить родители, администрация школы, сами ученики, специальные медиаторы — третьи лица, которые профессионально занимаются решением конфликтов.
Цель комиссии — провести собрание, чтобы разобрать конфликт и помочь урегулировать ситуацию в классе. Найти медиатора помогают специальные организации, которые занимаются созданием безопасной среды в школах — например, АНО БО «Журавлик». Сообщить о вашем желании привлечь медиатора можно ещё на этапе письменного заявления. Переходите к юридическим методам, если беседы не подействовали. Напишите заявление в Управление образования вашего города или области, Рособрнадзор или Уполномоченному по правам ребёнка в вашем регионе. Чиновники обязаны реагировать на обращения в течение 30 дней. После обращения могут возбудить проверку. Если выяснится, что учителя не способствовали урегулированию конфликта, их ждёт административная ответственность. Если школа не защищает ребёнка, родители также имеют право подать административный иск в суд. Школе грозит денежный штраф за нарушение прав человеческого достоинства и отсутствие защиты от физического насилия
Привлеките внимание общественности. Опубликуйте посты в соцсетях, попросите всех знакомых о репосте, закиньте информацию в группы, обратитесь к некоммерческим организациям, которые занимаются вопросами травли
<<Форма бесплатного курса>>Обязательно найдите ребёнку хорошего психолога и будьте рядом на протяжении всего процесса. Это важный пункт — пусть ребёнок почувствует, что с родителями он всегда в безопасности и под защитой. Альтернативный вариант решения проблемы, если вы не хотите оставаться в школе, — перевести ребёнка на домашнее обучение. В России это законно — можно получать то же самое образование на дому. В «Домашней школе Фоксфорда» дети учатся в онлайн-классах, вместе посещают дополнительные курсы и учатся выстраивать дружеские отношения. Если возникнет конфликт, на помощь придут персональные наставники. В нашей онлайн-школе есть психолог — ребёнок всегда может записаться на консультацию и обсудить своё эмоциональное состояние.
Билл Гейтс
Еще один бизнес-гуру уже в школе посчитал, то большая часть программы не только не интересна, но и совершенно бесполезна для жизни, так что незачем и стараться. Подобные выводы плохо отразились на успеваемости Билла. Родители не теряли веру в его способности и математический талант, прибегая к нетрадиционным поощрениям: так, однажды они предложили платить Гейтсу за каждую полученную им пятерку, но даже это не помогло. Ленивый, но талантливый подросток был принят в Гарвард, но спустя 2 год отчислен оттуда за неуспеваемость и пропуски. Нелады с образовательной системой не помешали Биллу Гейтсу основать успешную компанию и стать богатейшим человеком современности.
В школу
Посмотрим, получится из меня учитель или нет
Ирина, педагогический стаж – 1 год: «Когда-то очень давно, сразу после института, я отработала в школе один год. Отработала и сбежала, чтобы никогда не возвращаться. Но вот прошло 14 лет, и я снова буду работать в школе. А что делать? Младший сын идет в первый класс, а он у нас сложный, у него легкий аутический синдром. Поэтому я раскопала свой диплом учителя и иду в школу вместе с ним, он – учиться, я – учить. Боялась, что не возьмут, все-таки опыта нет, стажа нет. Но взяли легко. Только пришлось пообещать, что за лето за свой счет пройду курсы по ФГОС, вот как раз сейчас прохожу. Ожидания? Не знаю, какие у меня ожидания. Для меня школьный мир – загадка. То, что было 15 лет назад, давно прошло, все изменилось. Когда учился старший сын, я особо в школе не появлялась, к нему претензий не было, на классные нужды я деньги вовремя сдавала, поэтому со школой почти не соприкасалась. А с конца августа соприкоснусь вплотную. Знаю, что работы будет много, что нервных моментов будет много, что придется многому учиться, приспосабливаться. Думаю, справлюсь. Да и предметы у меня не из основных, я музыку буду вести и МХК. Хоть к ЕГЭ готовить никого не надо. Для меня главное – быть с сыном, помочь ему адаптироваться к школе, разруливать проблемы с учителями, если вдруг возникнут. Так что я не по зову души иду, а по необходимости. А там посмотрим, получится из меня учитель или нет».
Хочется заниматься чем-то осмысленным
Екатерина, педагогического стажа нет: «По диплому я учитель начальных классов. Закончила институт в 94-ом году. Но в школе не работала ни дня. Последние лет 10 работала администратором в частной компании: утрясала проблемы с пожарными и СЭС, обеспечивала работоспособность техники, решала все бытовые вопросы, выставки, счета – вот это всё. И зарплата неплохая, и коллектив хороший, и ездить удобно в офис. Но стала меня мучить мысль, что я свою жизнь на ерунду трачу. Что от моей работы по большому счету ничего в мире не меняется. Не знаю, может быть, это возраст так сказывается… Но хочется заниматься чем-то осмысленным, полезным, чтобы чувствовать, что все не зря. Вот я и вспомнила про свой диплом. Все-таки пять лет меня учили. И школу нашла. Там один из учителей началки как раз в декабре уйдет в декрет. Я пока полгода поучусь, а потом его класс возьму. В школе согласны. Я очень воодушевлена, если честно. И муж, и дети меня поддерживают. Муж зарабатывает прилично, в деньгах не нуждаемся. Поэтому могу себе позволить делать то, к чему душа лежит, без оглядки на зарплату. Хочу в эти полгода в школе почаще появляться, буду помогать учителям праздники какие-нибудь готовить, может быть, разрешат классный час провести. Просто, чтобы принюхаться к атмосфере, примелькаться. Тогда и детям в декабре проще будет ко мне привыкать, все-таки не совсем чужая тетка. Может быть, конечно, я пожалею. Но все равно надо попробовать. А вдруг у меня есть педагогический талант, а я его не использую столько лет?»
Почему Островский так озаглавил свой роман?
Павел Корчагин на примере своей жизни доказывает, что
Идеал человека в 1920-30-х годах представал в образе нового героя. Чапаев, Левинсон, Павел Корчагин, Семён Давыдов, Кожух.
Николай Островский так пишет о своих героях:
Если говорить о своеобразии языка романа, то, прежде всего, хотелось бы отметить изменения в речи главного героя романа. Павел Корчагин эволюционирует как человек.
Вот как воспитывала молодёжь юная Советская власть! Вот как воспитывал её Комсомол!
Особенности эпических и эстетических идеалов писателя таковы: он категорически против любой пошлости, не любит анекдоты, связанные с вопросами пола.
Томас Эдисон
В 7 лет Эдисона отдали в единственную школу в городе, учитель которой — священник Дж. Ингл – заставлял детей учить наизусть большие куски текста и бил линейкой по пальцам в случае провинностей и даже «для профилактики». Уже через месяц занятий Эдисон был круглым двоечником, а через 3 месяца родителей вызвали в школу, чтобы объявить им, что их сын «дебил, совершенно неспособный к обучению», и лучше просто забрать его домой. Мудрые родители так и сделали: впоследствии Эдисона обучала дома мать. Хорошо писать он так и не научился, но когда научился читать, вновь обрел тягу к знаниям и с интересом поглощал все общеобразовательные науки. Вероятно, Дж. Ингл сильно бы удивился, узнав, что его бывший ученик изобрел лампу накаливания, основал компанию General Electric, стал миллионером и одним из самых плодовитых изобретателей в американской истории.
Уинстон Черчилль
Это гораздо позднее он дважды становился премьер-министром Великобритании и ее колоний он, и спустя многие годы был признан одним из величайших политиков 20 века, сыгравшим важную роль в победе над фашизмом. А в детстве Черчилль считался отъявленным шалопаем: иначе и не скажешь об отпрыске аристократической семьи, который совершенно не понимал, зачем ему учиться. В 9 лет мальчик пошел в частную школу Святого Георга в Аскоте, где регулярно получал по всем мягким частям тела за пробелы в успеваемости – уж такова была тогдашняя система английского образования. Уинстон отказывался проявлять стандартную старательность в учебе, но глупым или недоразвитым никогда не был – учителя часто заставали его за чтением книг «не по возрасту». В 11 лет он провалился на экзаменах, и родители забрали его домой, впрочем, ненадолго: уже в 13 лет мальчика вновь отдали в частную школу – на этот раз в Хэрроу. К тому времени Черчилль научился имитировать процесс сдачи экзаменов, так что «успешно» дорос до троечника. Забавный факт из биографии: будущий знаменитый политик считался настолько глупым, что его «отлучили» от престижных занятий по латыни и греческому языку, а вместо этого назначили дополнительные занятия по родному английскому. Вероятно, факультатив пошел ему на пользу, ведь впоследствии Черчилль получил Нобелевскую премию по литературе.
Альберт Эйнштейн
Энциклопедический случай. Основатель современной физики, будущий лауреат Нобелевской премии, Альберт Эйнштейн молчал до 4 лет, а читать научился только в 7. В школе он учился плохо, и был исключен в 15 лет за неуспеваемость. Затем образованием будущего гения занимался дядя, который давал знания, опережавшие школьный уровень. По другой версии, учился Эйнштейн хорошо, а вот авторитет учителей совсем не уважал, за то и был исключен. Существует и версия о том, что Эйнштейн был аутистом. Даже в зрелые годы гениальный физик не интересовался гуманитарными науками, он плохо писал и читал, что не помешало ему открыть теорию относительности.
Почему ребёнок становится в школе изгоем
Мы рассмотрели семь основных причин, из-за которых над ребёнком могут издеваться в школе.
Причина 1. Нестандартная внешность
Разноцветные волосы, очки, пирсинг, короткие волосы у девочки или длинные у мальчика — всё это может стать факторами агрессивного поведения со стороны одноклассников.
Причина 2. Проблемы физического плана
Заикание, энурез, нестандартная фигура, слуховой аппарат — если ребёнок чем-то отличается от других, велика вероятность насмешек.
Причина 3. Неумение за себя постоять
Легче издеваться над ребёнком, который не может в ответ сказать ни слова, который проглатывает обиду.
<<Форма демодоступа>>
Причина 4. Чрезмерная опека со стороны родителей
Про такого ребёнка можно услышать «маменькин сынок», что и становится поводом для насмешек. Обидчики уверены, что такой одноклассник сам не сможет себя защитить, как и в предыдущем пункте.
Причина 6. Отличник в старших классах и двоечник в младших
В началке почётно хорошо учиться, а в средних и старших классах отличники превращаются в «выскочек». Снова выделение из толпы.
Причина 7. Частые пропуски школы
Когда ребёнок редко находится в коллективе, и его интересы перестают совпадать с общими.
Получается, что все причины можно свести к тому, что ребёнком-изгоем становится тот, кто «не такой, как все» или просто не в состоянии за себя постоять.
Как понять родителям, что ребёнок стал изгоем
Есть несколько симптомов, которые могут указывать на то, что у ребёнка проблемы в школе:
- не хочет ходить на учёбу, даже если справляется со всеми домашними заданиями;
- ничего не говорит об одноклассниках и не рассказывает о друзьях;
- не делится тем, как прошёл день;
- теряется, кому написать, чтобы узнать домашнее задание;
- никого не приглашает на день рождения и сам ни к кому не ходит;
- просит оставить его дома под предлогом болезни или действительно часто болеет;
- возвращается из школы нервным или сильно расстроенным;
- приносит домой испорченные вещи, а что-то вообще пропадает.
Эти симптомы могут указывать не только на изгойство, но и на конфликт с учителями или одноклассниками.
<<Перелинковка>>
Если ребёнок встаёт в позицию защитника жертвы, он тоже может подвергаться нападкам со стороны обидчиков и преследователей
Поэтому важно время помочь.
Читательский дневник по повести «Как закалялась сталь» Островского
Сюжет
Кухаркин сын, брат слесаря Артема, 12-летний Павка Корчагин изгнан из школы за хулиганство. Трудясь мойщиком посуды, кочегаром, он видит, как богачи и жулики наживаются на бедных. Смелый 16-летний Павка спасает из-под ареста матроса-большевика Жухрая. Он идет туда, где «сталь закаляется»: красноармейцем на фронт, потом ударно строит узкоколейку, спасая город от голода и холода.
Болезни и травма позвоночника делают его инвалидом. Но Павел не сдается, трудится монтером, военкомом. Жена Тая Кацюм – его опора. Слепой и парализованный, он приносит пользу словом, его книгу о Гражданской войне берут в печать.
Отзыв
Для героя смысл жизни в служении людям, народу, стране. Закалка стали – закалка характера. Повесть учит неравнодушию, отзывчивости, самоотверженности, мужеству, бескорыстию, борьбе со злом и несправедливостью, быть требовательным к себе, искать дело жизни, не терять надежду, не сдаваться, подавать достойный пример, делиться опытом, знаниями, вдохновлять людей, верить в лучшее.
Часть первая
Глава вторая
Пашке удалость раздобыть ружье, которое он прятал у себя дома. Вскоре власть в городе перешла к немцам, и был издан указ, согласно которому все население должно было сдать оружие, а тех, кто не подчинялся приказу – расстреливали. Узнав о том, что Пашка прячет дома винтовку, Артем уничтожил оружие и велел Пашке быть осторожным и не тащить в дом опасные предметы.
Глава третья
В это время на станции начались забастовки железнодорожников. Постепенно стало формироваться движение партизан. Пашке с друзьями был приказ вести эшелон с немцами, ребята, отведя паровоз подальше от города, и, лишив его управления скрылись.
Глава пятая
На улице Корчагин видит петлюровца, впереди которого идет Федор. Пашка решает спасти товарища и набрасывается на конвоира. И, хотя Жухрай спасен, сам Пашка, по наводке Лещинского, попадает в плен к петлюровцам.
Часть вторая
Глава первая
Рита нравилась Павлу, все чаще стал он замечать, что смотрит на нее не просто как на товарища. А в дневнике Риты, который она вела ежедневно, все чаще стали появляться мысли о Корчагине.
В Киеве же Павел встречает Федора Жухрая.
Глава вторая
Однажды случился сильный занос, и все рабочие были отправлены на расчистку железнодорожных путей. В это время прибыл пассажирский поезд и Павел среди прочих увидел Тоню с мужем.
Работа на узкоколейке привела к тому, что Павел подхватил брюшной тиф и воспаление легких. Все были уверены, что он не выживет и даже отправили телеграмму о том, что Корчагин погиб.
Глава третья
В семье Корчагиных тем временем случились перемены – Артем женился на небогатой крестьянке Стеше и жил в ее доме. Павел и мать этот брак не одобряли, ведь Артем три года ухаживал за Галей — дочерью каменотеса. К тому же Павел рассчитывал, что Артем поддержит его политические взгляды, но тому нужно было восстанавливать захудалое хозяйство и кормить семью.
Окончательно выздоровев, Павел вернулся в Киев и стал работать помощником электромонтера.
Глава четвертая
В самом начале зимы, начавшиеся дровяные сплавы разбило осенним разливом реки, и решено было спасать топливо. Корчагин, утаив легкую простуду, вместе с другими отправился работать на реку и вскоре с ревматизмом слег в больницу.
Спустя некоторое время, оправившись от болезни, Павел вместе с Лидой Полевых продолжили свое дело – создавали в близлежащих поселках комсомольские ячейки. Проявив себя в поимке банды, желающей перейти границу, Корчагина переводят в район на ответственную комсомольскую работу.
Глава пятая
Смерть Ленина сподвигла многих работников железнодорожной станции вступить в партию, в числе других был и Артем Корчагин.
Глава шестая
Корчагин отправляется в Киев, чтобы посетить товарищей по партии Анну и Жаркого, однако Анну дома не застал, а повстречал ее соседа, тот сообщил об отъезде Анны. Чуть позже Павел пришел в комнату агитпропа партии и стал свидетелем довольно пошлого разговора о Коротаевой – завокрженотделом. Корчагина это возмутило, и он запустил табурет в голову Файло. В партии был скандал, но на просьбу отстранить Павла последовало краткое — «оправдан».
Спустя несколько дней Павел уезжал в Харьков, в санаторий.
Глава восьмая
Состояние здоровья Павла заметно ухудшилось – его разбил паралич и вследствие этого сначала у него отказала левая рука, а затем он начал терять зрение, но по мере сил занимался коммунистической пропагандой из дома.
Какую роль в обществе сыграл такой литературный герой, как Павка Корчагин?
В своём романе «Как закалялась сталь» Николай Островский создал величественной образ человека новой эпохи по силе стойкости, мужеству, верности высоким принципам, преданности идеям освобождения человечества равного своим любимым героям.
Павка Корчагин сразу стал любимым героем советской молодёжи. Сколько юношей и девушек страны Советов стремились ему подражать и повторили его подвиг на фронтах и во вражеском тылу в период Великой Отечественной войны, на стройках, заводах и колхозах в критических ситуациях.
Во время Великой Отечественной Войны псевдонимом «Павел Корчагин» награждались болгарские и югославские партизаны-герои.
Подвиг Корчагина помог литературному герою «Повести о настоящем человеке» встать на ноги и вернуться к полётам. А писатель Борис Полевой, написавший эту повесть о лётчике Маресьеве, знал ещё один случай, когда эта книга вернула к жизни. Однажды на Всемирном конгрессе профсоюзов он познакомился с негром, в мандате у которого было написано: «Павка Корчагин». Негр рассказал писателю свою историю. Вот она: когда-то его, совсем ещё подростка, жестоко избили колонизаторы. И он медленно умирал с отбитой печенью и искалеченными лёгкими. Но тут его уговорили прочитать роман «Как закалялась сталь». Прочитав эту книгу, «больной преодолел своё увечье, поправился, стал борцом. Вот уже несколько лет как он является одним из самых боевых профсоюзных вожаков на своём континенте…».
Удивительно, что Николай Островский со своим автобиографическим Павкой Корчагиным — с Западной Украины… (жил в разное время в Ровенской, Хмельницкой, Тернопольской области) — и действие романа и фильма разворачивается в тех местах. Детская колония, где из босяков, воришек, беспризорных растили «настоящих» людей, и где работал Макаренко — тоже была на Украине.
Знают ли об этом сегодняшние жители Украины, студенты и школьники, помнят ли их?
Если набрать в поисковике «украинские писатели», то в эти списках не найдётся фамилий Островского и Макаренко, как и многих других. И это несмотря на то, что они внесли огромный вклад в развитие культуры и образования всего мира. Просто для они боролись за счастье всего человечества, а не узкой группы или конкретной нации.
Отказ от своих корней означает гибель, хаос и конец народа. Память же и уважением своего прошлого даёт крепкую основу для строительства светлого будущего.
История создания
Роман был завершен в 1932 году, но первая публикация появилась лишь в 1934 году на страницах журнала «Молодая гвардия». Самостоятельная книга была выпущена в том же году и разошлась тиражом в 36 миллионов экземпляров. Литературоведы определяют жанр произведения как социалистический реализм.
Сюжетом для романа послужили события, очевидцем которых был сам Островский. Он описал Гражданскую войну и послевоенный период, когда вся страна трудилась ради восстановления быта. Полным ходом шло социалистическое строительство, и каждый, кто был к нему причастен, ежедневно совершал подвиг ради будущих поколений.
Книга Островского «Как закалялась сталь»
Поначалу Островский самостоятельно вручную писал текст романа, но болезнь не ослабевала и брала верх над его организмом, поэтому с каждым днем писать становилось все сложнее. Поняв, что разбирать его строчки невозможно, писатель стал пользоваться транспортером. Когда руки отказали, он прибегнул к диктовке, и благодаря добровольным секретарям книга увидела свет. Работать было непросто, так как писатель говорил медленно и прерывисто. В записи романа участвовало 19 человек.
Произведение разделено на две части по 9 глав в каждой. В них описываются детство, отрочество и юность главного героя, его зрелые годы и болезнь.
Значимость классической литературы в воспитании молодёжи
Вопрос необходимости чтения классической литературы в современной школьной программе не является дискуссионным для настоящего человека и настоящего народа. Потому школьная программа по литературе должна включать в себя, прежде всего книги, которые учат как надо и как не надо поступать по жизни, учат думать и познавать мир. В процессе воспитания и обучения литература должна помогать формировать целостное мировоззрение, показывая примеры поведения людей и обществ. Вместе с другими предметами она должна помочь выковать из самого себя Человека.
В этой связи понятен уход классики из школьной программы. Если бы было можно, её уже сейчас бы заполнили всевозможным мусором, но поднять руку на Пушкина и других писателей педологи-троцкисты и их идейные наследники пока ещё не могут.
Советский Союз не убрал из литературной программы великих писателей. К российским дореволюционным писателям, при этом, добавили советских.
Вот мнение Авангарда Леонтьева актёра, педагога, народного артиста РФ, высказанное в 2014 году:
«Недавно я посещал лагерь «Орлёнок» и на берегу Чёрного моря читал детям классику. Молодёжь затаила дыхание, внимательно слушая Горького. Представьте только, концерт длился час! А подростки ловили каждое слово, показав себя благодарными слушателями. На вопрос, знает ли кто-нибудь, кто такой Николай Островский (на территории лагеря стоит, поставленный ему, памятник), никто не ответил. Подумать только, никто не знает этого великого романтика. Да, Островский увлёкся революционными идеями, но он отдал себя, своё здоровье за идеалы.
Изучение классики невозможно без таких инструментов, как изложение и сочинение, о которых упоминает «РГ». Детей нужно научить говорить. Они изъясняются жаргонными словечками, смешанным с уголовным сленгом. Вместо русского языка я слышу какой-то новояз. Язык сегодняшней молодёжи скудный. Между двумя словами «блин» и «короче» протекает устное изложение их мысли. Это печально. Наш богатый язык, величие которого признало мировое сообщество, загнан в угол сегодняшним уровнем образования».
Оноре де Бальзак
Мать будущего писателя сына не любила и отдала сразу после рождения кормилице, под крылом которой Бальзак уютно прожил младенчество. Но удача вскоре ему изменила: отец отправил его в Вандомский колледж-интернат, которым руководители священнослужители. Интернат представлял собой нечто среднее между тюрьмой и монастырем: даже на каникулы воспитанников не забирали домой. Оноре был обижен на мир и родителей и так одинок, что учиться просто не хотел, даже не понимал, зачем ему это. Неудивительно, что вскоре к нему пристали клички «лентяй» и «тупица». Тупицей он, конечно, не был – просто не испытывал страсти к точным наукам, но обожал читать. Тем и занимался, целыми днями просиживая в чулане-карцере, куда попадал за плохие оценки. За 7 лет такого экзотического досуга Бальзак подорвал здоровье, и отцу пришлось забрать его домой. Он пытался учиться еще в двух учебных заведениях, но без особых успехов, так что отец махнул на него рукой и оставил в покое – что, как известно, кончилось хорошо не только для Бальзака, но и для мировой литературы.
Часть 2
Глава 1
Рита Устинович – товарищ, друг и учитель Павки. Они нравятся друг другу. Но сейчас время борьбы, а не любви, учебы, труда.
Глава 2
Зима, а город без дров. Ребята, и их немного, в мороз, без хлеба, обуви, больные, под обстрелами банд, срочно строят узкоколейку до леса. «Им цены нет. Вот где сталь закаляется».
Глава 3
Жизнь «дается раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Павел не умер от тифа, а вернулся в мастерскую монтером. Много читает, учится и борется с разгильдяйством.
Глава 4
Спасая топливо в лесу, Павка вновь заболел. Его признали инвалидом. Но он добился отправки политработником, а потом и военкомом на границу с Польшей.
Глава 5
Смерть Ленина, главы партии, сплотила рабочих. Вспомнил, что он большевик, и уже семейный Артем Корчагин.
Глава 6
Корчагину хуже, дает о себе знать старая травма позвоночника. Но он трудится. Еще один удар: уверенная, что он умер, Рита вышла замуж.
Глава 7
Павлу, человеку жизнерадостному, неунывающему, только 24 года, а он мучается от болей. После попытки стать журналистом он едет в гости в семью Кюцам, где ждет его милая серьезная девушка Тая.
Глава 8
На знамени революции «есть и его несколько капель крови». Он жил не зря. Надо и дальше жить с пользой. Тая стала ему женой и соратницей. Слепого Павла парализовало, но он вел кружок с ребятами, новым поколением созидателей.
Глава 9
Не сдаться стало для Павла делом чести. Он написал повесть о Гражданской войне «Рожденные бурей». И ее обещали напечатать. Значит, рано подводить итоги! С новым оружием, словом, он возвращается «в строй и к жизни».
Константин Циолковский
Будущий основатель современной космонавтики с детства страдал от тугоухости. Она стала последствием скарлатины, перенесенной ученым в возрасте 10 лет. Мальчику было сложно воспринимать обрывки фраз учителя, и без слуховых аппаратов он был обречен на плохую учебу. В Вятской мужской гимназии Циолковский слыл хулиганом и часто попадал в карцер. Во втором классе остался на второй год, а из третьего вообще был исключен за неуспеваемость. Впрочем, дело, видимо, было не в отсутствии способностей, а в нехватке мотивации, так как спустя 6 лет Циолковский успешно сдал экзамены на звание учителя и получил официальное направление от Министерства просвещения.