Краткое содержание пьесы «Гроза» подробно по действиям
Действие 1
События уносят читателя в середину девятнадцатого столетия на площадь вымышленного городка на берегу Волги. Здесь происходит диалог между часовщиком Кулигиным и конторщиком Кудряшом, во время которого упоминается грубый нрав купца Савела Прокофьевича Дикого. Лёгкий на помине помещик тут же появляется на сцене. Он ругает своего племянника Бориса. Из-за того, что не может получить от дяди часть наследства, Борис терпит выходки Савела Прокофьевича. После того, как родственники расходятся, Борис Григорьевич раскрывает тайну своей любви. Он испытывает чувства к замужней женщине Катерине. Она в свою очередь тоже выходит на прогулку в окружении родственников мужа, властной мамы Марфы Игнатьевны Кабановой, мужа Тихона Ивановича и его сестры Варвары. Из завязавшегося разговора становится понятно, что свекровь жутко ревнует сына к невестке, а сестра пытается заступиться за бедную девушку. Действие заканчивается тем, что Катерина признаётся в своих чувствах к Борису.
Действие 2
Во втором действии Тихон собирается в поездку на две недели. Катерина просит взять её с собой. Но тот, даже не подозревая о том что обижает жену своими словами, вслух рассуждает о том, что и так дождаться не мог этой поездки, чтобы улизнуть от матери и не слушать её наставлений, а тут ещё и супруга навязывается. Перед отъездом Тихон прощается с женой в присутствии матери, и даёт её те указания, которые просит назвать Кабаниха. Катерина совсем не рада тому, что муж уехал, ведь теперь её мучает искушение встречи с Борисом, который тоже желает увидеть свою возлюбленную. К тому же хитрая Варвара выкрала у матери ключ от калитки и вручила его влюблённой.
Действие 3
В третьем действии состоялось тайное свидание Екатерины и Бориса. Девушка смелеет и обнимает своего возлюбленного. Более того, парочка договаривается встречаться все две недели в отсутствии мужа.
Действие 4
Тихон Иванович возвращается из поездки на четыре дня раньше. Жену мучают угрызения совести, она всё время плачет. Во время очередной прогулки семейства на площади разворачивается разговор о том, что будет сильная гроза, которая вызовет пожар или ещё что-нибудь пострашнее. Катерина говорит мужу, что гроза убьёт именно её. Тут появляется сумасшедшая барыня, которая произносит в адрес Екатерины страшные пророчества. Девушка не выдерживает и при всех признаётся свекрови и мужу в измене.
Действие 5
Тихон пьянствует и жалуется знакомым на жену. Кабанова попрекает невестку и говорит о том, что в давние времена за такое вообще убивали. Варвара сбежала из дома с Кудряшом. Борис по приказу дяди должен уехать в Сибирь. Но племянник Дикого успевает встретить Катерину. Происходит трепетный диалог, в котором они признаются друг другу в любви. После Катерина отправляется к обрыву, чтобы совершить свой последний шаг в бездну. Кабановы тем временем разыскивают сбежавшую невольницу. Но находят лишь бездыханное тело, вытащенное из воды. У трупа любимой жены Тихон говорит, что мама виновата в случившемся.
Главные герои и их характеристика
Сюжет развивается вокруг двух состоятельных семей Калинова.
Одну возглавляет Савел Прокофьевич Дикой – влиятельный купец и помещик, резкий и несдержанный самодур, требующий от всех почитания. Связи и состояние привили ему чувство безнаказанности – горожане его ненавидят, но считаются с его мнением.
Лидером дома Кабановых является Марфа Игнатьевна, «Кабаниха», богатая вдова, также вовлеченная в торговлю. Держит домашнее окружение в страхе и повиновении, почитает старый патриархальный уклад.
В противоположность им представлены их дети:
-
Племянник Дикого Борис – прекрасно начитанный и воспитанный юноша, явившийся к дяде за своей долей завещания. Общество склочного и агрессивного родственника ему неприятно, но он вынужден быть «вежливым и учтивым» — только так он получит деньги, столь нужные ему для дальнейшей жизни.
-
Тихон Иванович – сын Кабановой, безропотно следующий воле своей матери. От бытовых и деловых проблем спасается крепким алкоголем под молчаливое согласие семьи.
-
Варвара – дочь Кабанихи, легкомысленная добродушная девушка, приноровившаяся к тяжелому характеру своей матери. Живет по своим правилам и в свое удовольствие – ни мать, ни общество ей не указ.
-
Катерина – юная супруга Тихона, боязливая, глубоко верующая и строго наученная быть верной женой. Семейная жизнь не приносит ей счастья: муж вызывает лишь жалость, свекровь постоянно причитает и ругается. Мечтательность и замкнутость девушки усугубляют её положение в доме Кабановых: все слухи и упреки она воспринимает близко к сердцу.
С этой книгой читают
Грозы медового месяцаАндреева Наталья Вячеславовна
Четыре человека, не подозревающие о том, как тесно переплетаются их судьбы, попали в круговорот загадочных событий. У каждого своя история, но трагедия у них общая:…
4.3
(4)
Гроза 1940Чекоданов Сергей Иванович
Книга из серии «наши — там»…Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин… Версия с СамИздата от 16.02.10
3.25
(4)
Майская гроза. Дилогия в одном томеЧекоданов Сергей Иванович
Когда нас в бой пошлeт товарищ Сталин…Жанр — ‘попаданец’ от антисиониста. Лаврентий, ты понимаешь, что мы с тобой дураки, если хотя бы слово из этого, — Сталин…
4.18
(4)
Гроза чужих морейМихеев Михаил
Когда мир подходит к точке невозврата и близится последняя война, остаётся или победить, или умереть. Но возможно, есть третий путь? Русскими учёными найден способ уйти в…
4
(1)
1812. Обрученные грозойЮрьева Екатерина
Их обручила «Гроза двенадцатого года» — прославленного красавца-генерала, по которому сходили с ума все невесты высшего света, и молодую вдову, за холодность с…
3.96
(5)
В стальных грозахЮнгер Эрнст
«Цель этой книги — дать читателю точную картину тех переживаний, которые пехотинец — стрелок и командир — испытывает, находясь в знаменитом полку, и тех мыслей, которые…
4.5
(1)
Гроза мафииСедов Б. К.
Налаженный бизнес босса Казака неожиданно оказывается под угрозой. У нелегальных эмигрантов, которых он переправляет в Европу, таможенники случайно обнаруживают… картины…
5
(5)
«Гроза». Кровавые игры диктаторовБунич Игорь
Книга посвящена одному из страшных «эпизодов» Пятисотлетней войны – подготовке сталинским режимом глобальной военной операции с целью захвата Европы и последующей ее…
3.17
(6)
Нюансы
В вопросах наследования племянников от тети или дяди необходимо учесть следующие нюансы:
получение наследственной собственности возможно только при наличии родственной связи – принадлежность наследодателя к родне мужа или жены не является основанием для включения претендента в круг наследников;
важно обратиться по поводу вступления в наследование имуществом не позже истечения шестимесячного срока с момента смерти дяди или тети;
если документы с заявлением направлены нотариусу почтой, днем подачи бумаг признается дата отправки почтовой корреспонденции (согласно данным в квитанции);
наследник вправе отказаться от наследования;
если родители племянников документально заявили об отказе от наследства, их дети не могут претендовать на собственность дяди или тети в случае смерти матери или отца.
Племянники входят в число претендентов на наследственное имущество второй очереди. Они могут претендовать на имущество умершего дяди или тети, при условии отсутствия кандидатов первого уровня. Но такую возможность эта категория наследников получает только по праву представления, в ситуации, когда их родители скончались раньше наследодателя.
Сочинение Борис в рассказе Гроза
Пьеса «Гроза» великого русского драматурга А.Н. Островского была написана в конце девятнадцатого века. События, описанные в сюжете произведения, происходят в провинциальном городке на берегу великой реки Волги.
Один из центральных персонажей пьесы – Борис, племянник купца Дикого. Островский скупо описывает внешность Бориса. Известно лишь, что молодой человек приехал в город Калинов из самой Москвы. Внешний вид его сильно контрастирует с внешним видом местных жителей. Герой одет в добротные костюмы, сшитые по модному покрою. Как человек, получивший образование, он стоит выше калиновцев по уровню своего развития. Разница в образовании и сложившемся мировоззрении даёт ему повод гордиться собой.
Но жителей Калинова образованием не удивишь. Оно им без надобности. Здесь, среди обывателей и мещан, в почёте только те, кто владеет внушительным состоянием. А вот как раз состояния у Бориса Григорьевича и не было. Он, собственно и приехал сюда, к своему дяде Дикому, чтобы получить причитающееся ему наследство. После смерти своих родителей герой пьесы остался без средств существования. А по завещанию Дикой должен был отдать племяннику деньги, если Борис будет почтительно относиться к нему.
Не желая расставаться с деньгами, Дикой ведёт себя непростительно грубо. И Борис, переступая через себя и свою гордость, пытается угодить своему скупому и непорядочному родственнику. Ни любви, ни уважения к своему дядьке герой не испытывает. Его интересует только вопрос получения наследства.
Встретив случайно Катерину, Борис заинтересовался ею. Она выделялась чем-то среди местных жителей и поэтому была ему ближе всех остальных. Молодая женщина тоже отвечает герою взаимностью. Она даже готова признаться мужу в измене. Но Борис не готов к решительным действиям и не готов нести ответственность. Отчасти его слабоволие и нерешительность подтолкнули Катерину к самоубийству. При всём своём внешнем благополучии, Борис оказался никудышным человеком.
[править] Источники
- ↑ Драма «Гроза»
- Николай Николаевич Романов и Екатерина Гавриловна Числова
- ↑ Протест Катерины в драме А. Островского «Гроза»
- ↑ Рефераты и сочинения — Катерина — «Луч света в темном царстве»
- Островский Александр Николаевич
- 100 великих писателей, автор Любовь Калюжная
- Символика и мотивы пьесы «Гроза» А. Н. Островского, художественные предварения
- Александр Островский. Гроза. Драма в пяти действиях
- Гроза (Владимир Петров)
- А. Н. Островский — Гроза, аудиокнига
- ↑ Сценическая история пьесы «Гроза»
- Театральная энциклопедия. (страница 553 из 760)
- Большая биографическая энциклопедия // Бороздина, Варвара Васильевна
- ↑ В городе Калинове
- Авдотья Панаева. Воспоминания
- А. Н. Островский и Мариинский театр
- Культура Саратовского края XIX века
- ↑ Драма А. Н. Островского «Гроза» — основные направления критической мысли
- А. Н. Островский. Письма
- Н. А. Добролюбов. Луч света в темном царстве
- Почему Катерина — «Луч света в темном царстве»?
- Пьеса «Гроза»
- Спектакль «Гроза» (Фантазии на тему А. Н. Островского). 2006
- «ЛУЧ СВЕТА» В ДРАМТЕАТРЕ
- «Гроза» в постановках Пекинского Народного Художественного театра
Творчество и известность Островского
В 1950 г. Островский пишет и издает свою первую пьесу, которую называет “Свои люди — сочтемся”. Произведение приносит писателю не только известность, но и освобождает от ненавистной должности. Буквально в том же году отец Александра Николаевича наконец-то признает талант сына и разрешает тому уволиться со службы.
Через 3 года после выхода первого печатного сценария, то есть в 1853 г., на сцене Малого театра происходит премьерный показ спектакля “Не в свои сани не садись” авторства Островского. Хотя самому писателю и не нравилась работа писцом, она позволяла со стороны понаблюдать за многими типичными для тогдашней России характерами чиновников и обычных людей и очень повлияла на творчество драматурга. В своих пьесах и кратких очерках он крайне реалистично изображал сцены из купеческого быта, увиденные в детстве, и персонажей, с которыми сталкивался по работе. Действия в большинстве сценариев происходят в неком городе Н, а имена героев скрыты за инициалами — таким способом драматург пытался замаскировать реалистичность ситуаций.
Рис. 2. Александр Николаевич Островский. 1856 годВниманию читателя представлены не столько события, сколько эмоции и переживания, вызванные ими
При помощи множества эффектных, но незаметных взгляду неискушенного зрителя приемов Островский мастерски привлекает внимание к повседневным проблемам, беспокоящих простого человека. Самые известные драматические произведения А
Островского:
- “Гроза”
- “Бесприданница”
- “Лес”
- Комедия “Воевода”
В течение своей не слишком длинной жизни Островский создал несколько десятков драматических произведений, много очерков и сценариев комедий. Несколько десятилетий он успешно сотрудничал с журналом “Современник”, способствовал появлению и утверждению устава Артистического кружка, занимал высокие должности в театральных сообществах Москвы и даже был директором театрального училища.
[править] Луч света в тёмном царстве
Исторической стала статья критика Н. А. Добролюбова, опубликованная в 1860 году, «Луч света в тёмном царстве» — так критик назвал главную героиню пьесы Катерину: ее самоубийство стало знаком протеста против общества тупого мракобесия. Критик рассматривал этот протест не как поражение, а как победу. Хотя Катерина погибает, общее мнение и автора, и читателей-зрителей на ее стороне. Добролюбов увидел в этой героине черты нового поколения, пришедшего покончить с традицией самодурства и тирании.
Эта критическая статья, как и сама пьеса, отвечала чаяниям общества и тут же нашла отклик в сердцах читателей. Значение этой статьи тоже огромно: она стала исторической вехой русской литературы, как и сама пьеса, которой посвящена.
А название статьи вошло в фразеологизмы — символ популярности.
Читать статью Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве».
Основная мысль пьесы
Главная идея островской «Грозы» — невозможность существования свободной и открытой личности в стоячем болоте мещанства и обывательства. На первый взгляд кажется, что смерть Катерины означает ее поражение, что нежный цветок погиб в этой душной атмосфере, тогда как Варвара смогла взять в руки собственную судьбу (да и безынициативного Кудряша тоже). Но Катерина — волевая натура, которая скорее умрет, чем будет подчиняться навязанным ей правилам. Можно сказать, что она является идеалом для автора. Она здесь чужая, поэтому в пьесе главная героиня часто сравнивает себя с птицей, запертой в клетке. И, всё-таки, вырвалась на волю, даже через собственную гибель.
«Рабов в рай не пускают» — гласит поговорка. Поэтому знаменательными становятся слова Тихона, которые и завершают пьесу:
Чтобы вникнуть в детали пьесы, рекомендуется прочесть произведение в полном объеме.
[править] Премьера в Петербурге
Через пару недель, 2 декабря 1859, спектакль впервые прошел в Петербургской императорской труппе на сцене Александринского театра в бенефис Ю. Н. Линской в роли Кабанихи; Дикой — Ф. А. Бурдин, Борис — Степанов, Тихон — А. Е. Мартынов (пресса назвала эту роль лучшей в творческой биографии этого выдающегося артиста), Катерина — Ф. А. Снеткова 3-я, Варвара — Е. М. Левкеева, Кулигин — П. И. Зубров, Кудряш — И. Ф. Горбунов, Феклуша — П. К. Громова.
И этот спектакль был встречен очень положительными рецензиями. Недовольство критики вызвал лишь актер Ф. Бурдин, исполнитель роли Дикого, которого обвинили в излишней суетливости и крикливости. Правда, некоторые критики отметили, что петербургская актриса Снеткова больше похожа на столичную барышню, чем на забитую полуграмотную провинциалку, но это ей быстро простили, это было мелочью по сравнению с поднятой темой.
Для А. Е. Мартынова роль Тихона стала не только одной из самых значимых, но и одной из последних — он был тяжело болен. Вот как писала в своих воспоминаниях о премьере «Грозы» в Петербурге и о А. Е. Мартынове Евдокия Панаева (дочь актера Петербургской императорской труппы Я. Г. Брянского и на тот момент жена литератора И. И. Панаева): «Я была на первом представлении „Грозы“ Островского. Мартынов так сыграл свою роль, что дух замирал от каждого его слова в последней сцене, когда он бросился к трупу своей жены, вытащенной из воды. Все зрители были потрясены его игрой. В „Грозе“ Мартынов показал, что обладает также замечательным трагическим талантом. В конце мая 1860 года Мартынов взял отпуск на лето, чтобы ехать лечиться на юг, потому что у него стала быстро развиваться чахотка. Островский отправлялся вместе с ним. Мартынов приехал проститься к Панаеву и долго просидел у нас. Он возлагал большие надежды на поправление своего здоровья от отдыха и южного климата, но его худоба, кашель и зловещий румянец на щеках пугали меня. <…> 28-го августа того же года получено было моим мужем из Москвы от Островского следующее письмо: „Горе, любезнейший Иван Иванович, большое горе! нашего Мартынова не стало. Он умер в Харькове на моих руках…“».
История создания
На создание пьесы «Гроза» Островский вдохновился после своей поездки по Волге. Увидев патриархальный уклад провинциальных городов Центральной России и Поволжья во всей его красе, писатель захотел, чтобы и жители крупных городов увидели этот мир, скрытый внутри России. Он начал и закончил написание пьесы в 1859 году.
Прототипом главной героини пьесы, Катерины, была актриса Косицкая, с которой драматург состоял в очень близких отношениях. Женщина была замужем, да и сам драматург имел жену. Несмотря на это, они любили друг друга, и первой исполнительницей роли Катерины стала именно Косицкая.
Реалистичность пьесы была доказана самой жизнью: буквально через месяц после того, как писатель закончил работу, в Костроме разыгралось «клыковское дело». Мещанка Александра Павловна Клыкова бросилась в Волгу из-за притеснений свекрови и тайной любви к местному почтовому служащему. Муж, слабовольный и бесхарактерный, не заступался за жену, а его мать была недовольна недоимкой приданного и во всем винила невестку.
Конфликт
В «Грозе» можно выделить несколько конфликтов:
- Во-первых, это противоборство между самодурами (Дикой, Кабаниха) и жертвами (Катерина, Тихон, Борис и др.). Это конфликт между двумя мировоззрениями – старым и новым, отживающим и свободолюбивым характерами. Этот конфликт освещен здесь.
- С другой стороны, действие существует благодаря конфликту психологическому, то есть внутреннему – в душе Катерины.
- Социальный конфликт дал начало всем предыдущим: Островский начинает свое произведение с брака обедневшей дворянки и купца. Данная тенденция широко распространилась во времена автора. Правящее аристократическое сословие начало терять власть, беднея и разоряясь из-за праздности, расточительности и коммерческой безграмотности. Зато купцы набирали обороты за счет беспринципности, напористости, деловой хватки и кумовства. Тогда одни решили поправить дела за счет других: дворяне выдавали утонченных и образованных дочерей за грубых, невежественных, но богатых сыновей из купеческой гильдии. Из-за этого несоответствия брак Катерины и Тихона изначально обречен на провал.
Обязанности нотариуса по розыску наследников
О смерти наследодателя нотариус узнает от одного из наследников. Никаких иных коммуникаций закон для этого не предусматривает. Если нотариусу известны координаты иных претендентов на наследство, он обязан их проинформировать о наследстве.
Координаты могут быть получены нотариусом из завещания, от других претендентов на наследство или из иных источников. Итак: нотариус должен проинформировать претендентов на наследство, координаты которых он имеет, но заниматься розыском он не обязан. Сведения об этом содержатся в ст. 61 «Основ законодательства о нотариате».
Кроме того, нотариус не обязан разыскивать наследственное имущество. Он только должен проверить наследственную массу по адресу наследодателя. Сведения об этом содержатся в ст. 71 указанного выше документа.
Розыск наследников имущества ложится на остальных претендентов на наследство, если они считают нужным этим заняться. Не имея опыта, достичь результатов в таких поисках крайне сложно.
Претендентам на наследство стоит обратиться в розыскное бюро или к нотариусу. Заниматься поисками наследства и граждан, имеющих право наследовать, нотариус не обязан, но ему не запрещено это делать. Доступ к необходимым базам данных и опыт такой работы у нотариуса есть. Можно попытаться с ним договориться.
- Подытожим, по закону нотариус обязан разыскивать наследников если нотариусу:известно место жительства наследника;
- известно место работы наследника, которое позволит его розыскать.
История создания
Процесс создания пьесы «Гроза» многими нитями связан с прошедшими периодами в творчестве Островского. Автора привлекает та же проблематика, что и в “москвитянинских” пьесах, но образ семьи получает другое толкование (в новинку было отрицание застоя патриархальной жизни и гнета Домостроя). Появление светлого, доброго начала, естественной героини – это новшество в творчестве автора.
Первые мысли и наброски «Грозы» появились летом 1859 года, а уже в начале октября у писателя было четкое представление всей картины. На произведение сильно повлияло путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.
Город Калинов – это собирательный образ разных приволжских городов, одновременно похожих друг на друга, но имеющих свои отличительные черты. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и специфики поведения жителей вносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».
Главная героиня
Катерина
Катерина — молодая женщина, чувствительная, мечтательная. В своей родной семье она «жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». А в семье мужа Катерина чувствует себя, как в клетке. Она вышла замуж не по любви, так как тогда ещё не понимала этого чувства. Когда в ней проснулось желание найти родственную душу, она убеждала себя, что любит мужа. Тихон, хотя и любил Катерину, но он — забитый человек, покорный матери даже в своих отношениях к жене.
Полюбив Бориса, Катерина встречалась с ним, когда муж был в отъезде. А после возвращения Тихона, Катерина признаётся ему и свекрови в том, что грешна перед Богом и перед ними. Автор показал в своей пьесе трагедию чувствительной, правдивой женщины, потерявшей возможность общаться с любимым и не желающей жить с нелюбимым мужем и ворчливой свекровью.
Подробная характеристика Катерины здесь.
[править] Работа над пьесой
Трагедия, легшая в основу сюжета, не была для российского быта шибко новой: затравленные девушки кончали собой нередко. О подобном можно было прочитать в газетах. И все бытовые детали А. Н. Островский тоже взял из жизни. За автором к этому времени уже закрепилась слава бытописателя — он изучал типажи своих персонажей и переносил их в рукописи; критик Н. А. Добролюбов называл произведения А. Н. Островского «пьесами жизни». Однако А.Островский — сам москвич, и большинство его драматургических произведений — это зарисовки московской купеческой жизни, которую автор хорошо знал и из которой сам происходил. А вот в пьесе «Гроза» действие происходит в провинциальном уездном городе
И в этом тоже угадывается какое-то особое действие автора — он вынужден что-то сказать, высказаться, обратить на что-то общественное внимание
С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. — это актриса Любовь Павловна Косицкая, с которой у молодого драматурга были очень непростые личные отношения: оба имели семьи. Мужем актрисы был артист Малого театра И. М. Никулин. А Александр Николаевич тоже имел семью: он жил в гражданском браке с простолюдинкой (как и он сам — тоже не аристократ) Агафьей Ивановной (фамилия, к сожалению, неизвестна), с которой имел общих детей (все они умерли еще детьми). С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет.
Именно для Любови Павловны Косицкой предназначалась роль Катерины, и автор приписал главной героине своей пьесы какие-то черты характера самой актрисы; она же стала первой исполнительницей роли.
Пьеса была начата Александром Островским в июле, а закончена 9 октября 1859 года, причем для ее написания он отвлекся от другой работы — он писал в это время пьесу «Старый друг лучше новых двух». Видно, сюжет «Грозы» настолько захватил самого драматурга, что заставил отбросить всё остальное. У этих двух пьес — «Старый друг лучше новых двух» и «Гроза» — общая тема: женская любовь; но как же по-разному она предстает! Оленька из «Старого друга» (который лучше новых двух), вполне способна сама распоряжаться своей любовью и собственной жизнью — она портниха и всегда найдет работу, — и это пьеса комедия. А любовь Катерины из «Грозы» — обречена на непонимание и горе. Лишь после окончания написания «Грозы» Островский вновь вернулся к предыдущей работе.
Хотя пьеса «Гроза», безусловно, социальное произведение, нельзя отталкивать и ее литературные особенности, без которых не прозвучала бы и основная социальная направленность. Драматург использует в первую очередь символику, сопутствующую пьесе от начала — когда местный житель Кулигин поет протяжную грустную народную песню «Среди долины ровныя…», олицетворяющую русскую глубинку, — и до самого ее конца с разве́рзнувшейся настоящей грозой.
Ныне рукопись пьесы «Гроза» хранится в Российской государственной библиотеке.
Пьеса «Гроза» продолжала эстетические новаторства драматурга — бытовой реализм, без пафоса и героики. Это вызывало неприятие у преверженцев старых актерских традиций, рассматривавших искусство театра в первую очередь именно как пафосность и уход от повседневности. Известно, что выдающийся московский артист старой категории Михаил Семёнович Щепкин в знак протеста покинул репетицию «Грозы», проводимую самим А. Островским.