Василий шукшин: солнце, старик и девушка

Солнце, старик и девушка — Шукшин Василий Макарович — Страница 2

Девушку поразила странная догадка: ей показалось, что старик слепой. Она не нашлась сразу, о чем говорить, молчала, смотрела сбоку на старика. А он смотрел туда, где село солнце. Спокойно, задумчиво смотрел.

— На… камешек-то, — сказал он и протянул девушке камень. — Они еще не такие бывают. Бывают: весь белый, аж просвечивает, а снутри какие-то пятнушки. А бывают: яичко и яичко — не отличишь. Бывают: на сорочье яичко похож — с крапинками по бокам, а бывают, как у скворцов, — синенькие, тоже с рябинкой с такой.

Девушка все смотрела на старика. Не решалась спросить: правда ли, что он слепой.

— Вы где живете, дедушка?

— А тут не шибко далеко. Это Ивана Колокольникова дом, — старик показал дом на берегу, — дальше — Бедаревы, потом — Волокитины, потом — Зиновьевы, а там уж, в переулочке, — наш. Заходи, если чего надо. Внуки-то были, дак у нас шибко весело было.

— Спасибо.

— Я пошел. Ломает меня.

Старик поднялся и пошел тропинкой в гору.

Девушка смотрела вслед ему до тех пор, пока он не свернул в переулок. Ни разу старик не споткнулся, ни разу не замешкался. Шел медленно и смотрел под ноги. «Нет, не слепой, — поняла девушка. — Просто слабое зрение».

На другой день старик не пришел на берег. Девушка сидела одна, думала о старике, Что-то было в его жизни, такой простой, такой обычной, что-то непростое, что-то большое, значительное. «Солнце — оно тоже просто встает и просто заходит, — думала девушка. — А разве это просто!» И она пристально посмотрела на свои рисунки. Ей было грустно.

Не пришел старик и на третий день и на четвертый.

Девушка пошла искать его дом.

Нашла.

В ограде большого пятистенного дома под железной крышей, в углу, под навесом, рослый мужик лет пятидесяти обстругивал на верстаке сосновую доску.

— Здравствуйте, — сказала девушка.

Мужик выпрямился, посмотрел на девушку, провел большим пальцем по вспотевшему лбу, кивнул:

— Здорово.

— Скажите, пожалуйста, здесь живет дедушка…

Мужик внимательно и как-то странно посмотрел на девушку. Та замолчала.

— Жил, — сказал мужик. — Вот домовину ему делаю.

Девушка приоткрыла рот:

— Он умер, да?

— Помер. — Мужик опять склонился к доске, шаркнул пару раз рубанком, потом посмотрел на девушку. — А тебе чего надо было?

— Так… я рисовала его.

— А-а. — Мужик резко зашаркал рубанком.

— Скажите, он слепой был? — спросила девушка после долгого молчания.

— Слепой.

— И давно?

— Лет десять уж. А что?

— Так…

Девушка пошла из ограды.

На улице прислонилась к плетню и заплакала. Ей было жалко дедушку. И жалко было, что она никак не сумела рассказать о нем. Но она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига и, сама об этом не догадываясь, становилась намного взрослей.

Готовые работы

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект — это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел. Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата — магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации. Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат. Стоимость работы от 35 000 тенге

Главный герой

Действующих лиц в рассказе довольно много, но главный герой в «Диком помещике» один — сам помещик. Именно вокруг него развивается весь сюжет сказки.

Автор описывает его как тучного мужчину с рыхлым телом. Это говорит о праздной жизни барина. Он не привык к физическим нагрузкам. Всю работу по дому за него делали слуги. Об этом же можно судить и по ежедневным занятиям героя: погреться на солнышке да газету «Весть» почитать.

Помещик был недалёкого ума, но с очень упрямым характером. Такой вывод можно сделать из его поступков. О глупости говорит нежелание помещика видеть мужиков. Единственное, что его волновало — это запах, который шёл от слуг. Он не понимал, что вся его привычная жизнь зависит от дворового мужика. Работу своих крестьян он попросту не замечал. Поэтому барину даже в голову не могло прийти, к чему может привести их исчезновение.

Об упрямстве говорит нежелание помещика признавать свои ошибки. Даже соседи, которые называли его дураком, не смогли достучаться до его разума. Своё мнение мужчина считал единственно верным, поэтому признавать собственную неправоту он не хотел. Его самомнение превосходило даже трусость. Мужчина не отступил от задуманного плана, пусть даже он грозил ему полным разорением. Помещик предпочёл жить как дикое животное, лишь бы доказать всем, что он был прав.

«Посмотрим, — говорит, — господа либералы, кто кого одолеет! Докажу я вам, что может сделать истинная твёрдость души!»

Анализ произведения «Солнце, старик и девушка» В. Н. Шукшин

В. Н. Шукшин

«Солнце, старик и девушка»

9 класс

Рассказ

Произведение написано в 1988 году. Этот год в истории известен началом вывода советских войск из Афганистана, первым конкурсом красоты «Московская красавица», отправной точкой распада советского союза.

Действие в рассказе происходит в конце двадцатого века, в Сибири, в деревне на берегу реки Катуни.

Главные герои. В рассказе Шукшина «Солнце, старик и девушка» герои не имеют имен. Так, главную героиню, художнику, зовут девушкой, а человека, который позировал ей – дедушкой. В рассказе приведено достаточно скупое описание девушки-портретистки: на вид ей около 25 лет, одета в жакет и с плоским чемоданчиком в руках, в которых лежат художественные принадлежности. Старику же около 80 лет. У него морщинистые, суки руки, тусклые старческие глаза, которые уже ничего не видят, обвисшая кожа, седая маленькая голова с тонкой шеей. Однако художница увидела его красоту, приглушенную годами и тяжелой судьбой.

Сюжет.

В одно лето на берегу реки стал появляться старик. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он сидел неподвижно у коряги, устремив взгляд на солнце.

Однажды мимо проходила девушка-художница и, удивившись его необычной старческой внешности, попросила его позировать ей для написания портрета. Старик, вначале растерявшись, позволил девушке нарисовать портрет. Дедушка восхищался огромным диском солнца и красной водой. Прошло некоторое время, начало вечереть. Старик и девушка разошлись, чтобы на следующий день встретиться снова.

На следующий день, разговорившись со стариком, девушка узнала, что ему уже 80 лет и что всю жизнь он работал простым плотником. Четыре сына было, да и те погибли на войне. Осталось двое. В деревне он живет со Степаном, одним из оставшихся сыновей.

Солнце садилось за горизонт. Старик предсказал ненастье на следующий день и сказал, что, возможно, не придет. Девушка спросила у дедушки название камушка, который когда-то подобрала на берегу. Старик на ощупь определил камень и начал говорить о других камнях, встречающихся на берегу. В этот момент в голове девушки мелькнула мысль о том, что старик слепой.

На следующий день дедушка не пришел на берег. Он не приходил и все последующие дни. Девушка-художница пошла в деревню, чтобы найти старика. Найдя его дом, она увидела мужика пятидесяти лет, остругивающего сосновую доску. Мужик на вопрос художницы, живет ли тут старик, ответил, что он умер. Он колотил гроб, рассказывая, что дедушка уже 10 лет был слеп.

Девушка отошла от дома и, прислонившись к плетню, горько заплакала от жалости к дедушке.

Мое мнение. Я советую прочитать всем этот рассказ, так как он очень трогательный и пробуждает в человеке лучшие его качества, такие как сострадание и доброту к ближнему.

Полезный материал по теме:

  1. «Срезал» В.М.Шукшин
  2. «Осенью» В.М. Шукшин
  3. «Микроскоп» В.Н.Шукшин
  4. «Мастер» В.М. Шукшин
  5. «Чудик» В.М.Шукшин

Шукшин. Все произведения

  • Алёша Бесконвойный
  • Боря
  • В профиль и анфас
  • Ванька Тепляшин
  • Верую
  • Волки!
  • Выбираю деревню на жительство
  • Гринька Малюгин
  • Даёшь сердце
  • До третьих петухов
  • Дядя Ермолай
  • Жатва
  • Жена мужа в Париж провожала
  • Живёт такой парень
  • Забуксовал
  • Земляки
  • Калина красная
  • Космос, нервная система и шмат сала
  • Крепкий мужик
  • Критики
  • Любавины
  • Мастер
  • Материнское сердце
  • Микроскоп
  • Миль пардон, мадам!
  • Обида
  • Одни
  • Осенью
  • Охота жить
  • Постскриптум
  • Правда
  • Сапожки
  • Светлые души
  • Сельские жители
  • Слово о малой Родине
  • Солнце, старик и девушка
  • Срезал
  • Стенька Разин
  • Стёпка
  • Странные люди
  • Чередниченко и цирк
  • Чудик
  • Экзамен
  • Энергичные люди
  • Я пришел дать вам волю

Вариант 2

Одним из интереснейших ранних рассказов Шукшина является произведение «Солнце, старик и девушка». Немного удивительно название произведения, но прочитав его понимаешь, что трудно более точно в трех словах описать идейную тему повествования. Судьба человека — основная смысловая идея рассказа. Повествование ведется от имени молодой девушки-художницы. Талантливой она себя не считает, но трудиться над своими работами и старается стать настоящим профессионалом. На берегу реки Катуни она рисует этюд и видит одиноко сидящего пожилого человека . Встреча со стариком перевернули мир героини.

Рассказ необычен своим не шукшинским началом. В нем нет прямого диалога, описание пейзажа словно подводит к основной теме сюжета. Удивительно тонко подчеркивает автор слияния окружающей природы и человеческой души. Живописный берег, быстрая река, огненное солнце настраивают читателя на происходящие события.

Человек, проживший долгую жизнь, приходит каждый день на одно и то же место для встречи с солнцем — олицетворением всего живого на земле. Само описание героя дает понять читателю о возрасте персонажа. Он словно вековой дуб прирастает ежедневно к земле

Кажется, ни что не может отвлечь его внимание, он где-то далеко в своих воспоминаниях. Появление девушки, возвращает деда в реальность

Старик ведет с ней разговор о красоте солнца, камешках у берега реки и своей жизни. Война унесла у него жизни четверых детей. Девушка рисует его портрет и понимает, что его жизнь была очень не легкой. Она сближается с дедушкой, они становятся родным друг другу.

Когда дедушка не пришел на встречу, и девушка узнала о его смерти, в ее душе все словно перевернуло. Оказалось, что все это время она общалась с человеком вот уже десять лет слепым.

Интересна композиция произведения. Помимо описания, диалога, оно наполнено внутренним монологом героини. Молодая художница, понимая, что ее картина не совершенна, делает для себя вывод о необходимости долгой работы над ней как работал сам старик.

Просто, без прикрас, описан ежедневный быт старика: простая еда, кровать-печка, невестка и сын, с которыми разговаривает редко. За многие годы уже все сказано. В рассказе нет имен, фамилий, но для читателя они не важны. Обычные люди со своим подвигом жизни по совести и чести.

Развязка повествования неожиданна. Смерть забирает старика и открывает глаза девушки. Словно какая- то недосказанность остается в душе после прочтения произведения. Писатель оставляет право на осмысление идейной темы за читателем.

В.М. Шукшин — писатель человеческих душ. Все свое творчество, а им написано более 120 рассказов, посвящено жизни обычных людей, живущих на русской земле. Тонкий подход к взаимоотношениям между людьми отличают его творения. Глубокий смысл заложен в каждом рассказе писателя. Шукшинский герой — личность со своей судьбой, мировоззрением, объединяет их всех безграничная любовь к своей родине. Своих персонажей писатель не идеализирует, у них свои недостатки, пороки, как у обычных людей. Они не совершали ничего великого, но своим трудом достойны почитания.

Герои рассказа

У героев рассказа нет имён, что приближает рассказ к притче, обобщает. Три главных героя вынесены в название.

Солнце

– единственное, что доступно зрению старика, главное в его жизни. Он видит свет и смотрит на свет, может быть, не только на закате. Шукшин отмечает, что глаза старика слезятся.

Главным героем солнце делает девушка, видящая в трудной и простой жизни старика много общего с солнцем

Но читатель, если постарается, увидит ещё одно важное свойство: и старик, и солнце равнодушны к происходящему на земле. Девушка удивлена спокойствием и умиротворённостью старика, а он смотрит на все события своей жизни уже как будто из вечности

Может быть, он потому так долго и живёт, что стал равнодушным к происходящему? А как только ожила в нём душа (разбудила её девушка своими вопросами о прошлом), так он и почувствовал ломоту – боль души.

Старик

в рассказе – воплощение мудрости, хорошо прожитой жизни и довольно счастливой старости. Его любят внуки, которые иногда приезжают из города, о нём заботится один из сыновей и невестка. Старик ни для кого не стал обузой, он самостоятельно передвигается, несмотря на слепоту и 80-летний возраст. Старик даже продолжает наслаждаться жизнью, откуда поразившее девушку умиротворение. Его, очевидно, ежедневный ритуал наблюдения заката – развлечение и удовольствие старости.

Но старик, как и солнце, одинок. Он устремляется к солнцу в поисках тепла, которого не находит в общении с сыном и невесткой. Да и общения никакого нет.

Старик остро чувствует свою ненужность. Внуки выросли, и давно он никому не объяснял, как называется камешек. Собеседника он находит в незнакомой девушке, сумевшей увидеть в нём что-то главное. Исчезновение старика для неё подобно исчезновению солнца на небе. Она идёт искать старика, плачет о его смерти (а сын не плачет или скрывает слёзы).

Девушка

– третья главная героиня рассказа. Ей 25 лет, она художница, приехавшая из далёкого города на этюды.

Она сама себя не считает хорошей художницей. Судя по тому, что, рисуя старика, девушка всё время стирает, у неё действительно не очень хорошо получается.

Почему же девушка стала художницей? У неё особый дар – видеть красоту в обыденном, внутреннюю красоту. Потому она так и привязывается к старику, что за старостью и морщинами видит его сердце. Девушка тоже по-своему слепа: она видит неправильно. Например, её старший наставник и, видимо, важный для неё молодой человек недоволен тем, что она рисует стариков

Сам старик несколько раз обращает внимание собеседницы на окружающую природу, но она как будто не замечает красоты пейзажа, сосредоточившись на главном – человеке. Дважды она возражает старику, что он красивый, называя его ласково дедушкой

Сюжет

Жил некий богатый, но глупый помещик, у которого все было, но он постоянно жаловался на то, что слишком много вокруг развелось мужиков и дух от них идет нехороший. Просил он Бога избавить его от мужиков, но Бог его не послушал. Тогда барин сам стал притеснять мужичков, и взмолились они Богу: «Помоги нам!», и Бог к ним прислушался, и все мужики в имении помещика пропали. Барин сначала обрадовался, но потом понял, что сам без услуги Сеньки и других крестьян ничего делать не может. Приехал к нему исправник в гости, подивился на странную жизнь помещика и еще больше удивился его глупости. Но барин не сдавался и продолжал утверждать, что без мужиков жизнь лучше. Перестал умываться, одеваться, сморкаться, оброс волосами, у него появились железные когти и он стал питаться живыми зайцами.

Исправник доложил в Петербург, что исчезли крестьяне и помещик. Приказано было крестьян изловить и водворить на место. Их разыскали, и тогда вновь появился и хлеб, и мясо, и рыба. А помещика также изловили в лесу, помыли, постригли, одели и отдали под надзор Сеньке — его лакею, чтобы он постоянно за ним надзирал.

Берущие за душу короткие стихотворения

***

Я хотел рассказать, но вот только молчу, Я хотел написать, но в душе лишь кричу И нелепые строки сгорают опять Заставляя в пустых коридорах кричать.

***

В чём смысл жизни — риторический вопрос, Который каждый мыслящий с собою нёс. А смысл в том — чтоб смысл обрести. Себя, спасая — мир спасти.

***

Всё сбудется, всё непременно сбудется. Ты только веры в счастье не теряй. Печаль уйдёт, а горе позабудется. Не падай духом и не унывай.

***

Душа… Заплата на заплате… Не сосчитать уже прорех. Совсем не дешево мы платим За каждый промах свой и грех

Стежки неровные по кромке… Рука уставшая дрожит… Шепчу сама себе негромко: «Куда деваться?…Надо жить!…»

***

Пройдись рукою по моей щеке Прижмись, возьми мою ладошку, Оставь, случайно на моей руке След поцелуев нежную дорожку.

И я замру от маленького счастья, Дыша теплом, идущим от тебя. Уйдут, как едкий дым, мои ненастья В родных объятьях затеряюсь я!

Эли Оболонская

***

Сейчас бы юности коснуться, И в детство снова убежать, Чтоб беззаботно встрепенуться, О чём-то вкусном помечтать.

***

Всю жизнь я собираюсь жить. Вся жизнь проходит в ожиданье, И лишь в короткие свиданья, Когда немыслимо решить,

Что значит быть или не быть, Меж гордым мигом узнаванья И горьким мигом расставанья — Живу, а не готовлюсь жить.

Сюжет и композиция

Композиция рассказа традиционна для этого жанра (но не для Шукшина). Рассказ начинается пейзажем. Первое предложение – метафора жары: «Дни горели белым огнём». В пейзаже возникает образ стремительной реки Катуни, то еть действие происходит на Алтае.

Древний старик, который приходит смотреть на огромное красное заходящее солнце – тоже часть пейзажа. Он каждый день садится на одно и то же место. Внешне он тоже похож на дерево, на его морщинистую кору, хотя у Шукшина нет прямого сравнения. В портрете, следующем за пейзажем, подчёркивается это сходство: руки коричневые, морщинистые и сухие, морщинистое лицо. Читатель понимает, что человек этот очень стар.

Пейзаж и портрет – экспозиция рассказа. Завязка начинается с того, что старик услышал сзади шаги. Но дальнейшие события описываются не с точки зрения старика, а с точки зрения автора. Рисуя старика, девушка-художница в первый день знакомится с ним, а во второй узнаёт всю его жизнь

Старик обращает внимание девушки на цвет солнца и кровавый цвет воды у берега, отмечает, что солнце ушло

Кроме диалога и пейзажа, Шукшин использует внутренний монолог. Девушка думает о том, как привезёт портрет морщинистого старика в «далёкий милый город», о том, что в ней нет настоящего таланта и надо много работать, как это старик.

Описан вечер в доме старика: его простая еда, сон на печке. Шукшин подчёркивает, что старик, сын и невестка молчат: «А о чём говорить? Все слова давно сказаны». Это несобственно-прямая речь старика, да и других обитателей дома.

На второй день девушка расспрашивает старика о его жизни. Делает она это скорей из вежливости, чтобы поддержать беседу. Она узнаёт, что у старика было шестеро сыновей, но четырёх «побило на войне». Девушка, думая о нём, сравнивает его с солнцем: в простой жизни и старика, и солнца есть что-то значительное.

По тому, как старик берёт камень из рук девушки, у неё возникает догадка, не слепой ли он, но девушка не решается спросить. Старик подробно описывает, какими бывают эти камешки – кремешки: их форму, размер и цвет.

Кульминацией становится финал рассказа, в котором девушка узнаёт о смерти старика и о том, что он лет 10 уже слепой. У девушки случился переворот сознания. Она впервые поняла, что главное – это не сожаление о том, что человек ушёл, а она не сумела и не успела «о нём рассказать», а то, что в человеческой жизни заключён глубокий смысл, и тайна, и подвиг.

Книги автора

Шукшин Василий Макарович Точка зрения

Шукшин Василий Макарович Письмо
«…– Это вы – наплодили их да поете ходите: «Ванька не пишет, Колька денег не шлет, окаянный…» Зачем тада и рожать? Лучше не рожать – не гневить бога после. Не было у меня условиев, я и не рожала. Не все подкулачники-то были… Куркули.

Шукшин Василий Макарович Приезжий
«Против председателя сельсовета, боком к столу, утонув в новеньком, необъятном кресле (председатель сам очень удивился, когда к нему завезли эти мягкие, пахучие громадины – три штуки! „Прям как бабы хорошие!“ – сказал он тогда), сидел не старый еще, седой мужчина в прекрасном светлом костюме, худощавый, чуть хмельной, весело отвечал на вопросы.

Шукшин Василий Макарович Земляки
«…Случился тогда большой голод. Ели лебеду, варили крапиву, травились зимовалым зерном, которое подметали вениками на токах. Ждали нового урожая; надо было еще прожить лето. Вся надежда на коров: молоком отпаивали опухших детей.

Шукшин Василий Макарович Обида
«…Сашку затрясло. Может, оттого он так остро почувствовал в то утро обиду, что последнее время наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и выпивал… И оттого еще, что держал в руке маленькую родную руку дочери… Это при дочери его так! Но он не знал, что делать. Тут бы пожать плечами, повернуться и уйти к черту. Тетя-то уж больно того – несгибаемая. Может, она и поняла, что обозналась, но не станет же она, в самом деле, извиняться перед кем попало. С какой стати?

Шукшин Василий Макарович Думы
«…Дом Матвея Рязанцева, здешнего председателя колхоза, стоял как раз на том месте, где Колька выходил из переулка и заворачивал в улицу. Получалось, что гармонь еще в переулке начинала орать, потом огибала дом, и еще долго ее было слышно.

Шукшин Василий Макарович Экзамен
«…Студент склонился над бумагой, задумался.

Шукшин Василий Макарович Ноль-ноль целых
«…– Почему увольняешься? – Синельников устало смотрел на Кольку.

Шукшин Василий Макарович Нечаянный выстрел
«…Нога была мертвая. Сразу была такой, с рожденья: тонкая, искривленная… висела, как высохшая плеть. Только чуть шевелилась.

Шукшин Василий Макарович Непротивленец Макар Жеребцов
«Всю неделю Макар Жеребцов ходил по домам и обстоятельно, въедливо учил людей добру и терпению. Учил жить – по возможности весело, но благоразумно, с «пониманием многомиллионного народа».

Шукшин Василий Макарович Начальник
«…Ветер валил с ног; дул порывами: то срывался с цепей, тогда ничего вокруг не было видно, ровно и страшно ревело и трещало, точно драли огромное плотное полотнище, то вдруг на какое-то время все замирало, сверху, в тишине, мягкой тучей обрушивался снег, поднятый до того в воздух. И снова откуда-то не то сверху, не то снизу ветер начинал набирать разгон и силу…

Шукшин Василий Макарович На кладбище
«…Солдатик вернулся к своим и рассказывает, как было дело – кого он видал. Там его, знамо дело, обсмеяли. Как же!.. – Старушка сказала последние слова с горечью. И помолчала обиженно. И еще сказала тихо и горестно: – Как же не обсмеют! Обсмею-ут. Вот. А когда солдатик зашел в казарму-то – на свет-то, – на гимнастерке-то образ божьей матери. Вот такой вот. – Старушка показала свою ладонь, ладошку. – Да такой ясный, такой ясный!..

В.Шукшин «Старик, солнце и девушка»

В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим пример отношения к родной природе. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Девушке-художнице, которая находится рядом с ним, он ежеминутно комментирует меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и для героини открытие, что дед, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!

Ф.Абрамов «Есть, есть такое лекарство»

«…Баба Маня встала. Встала, с трудом добралась до дома и слегла: у нее началось двустороннее воспаление легких. Больше месяца не поднималась с постели баба Маня, и врачи не сомневались: умрет старуха. Нет на свете такого лекарства, чтобы старого человека воскресить из мертвых. Есть, есть такое лекарство! Его бабе Мане принесли скворцы…»

Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями»

Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что-то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.

В.Шукшин «Залётный»

Саня Неверов, герой рассказа В. М. Шукшина «Залетный», по его словам, «всю жизнь жил неправильно». А вот когда заболел и смерть постучала в его дверь, ему вдруг страстно захотелось жить. Жить, чтобы созерцать красоту природы, которую раньше просто не замечал. «Сорок раз видел весну, сорок раз! И только теперь понимаю: хорошо. Дай нагляжусь на нее, на весну! Дай нарадуюсь!»- говорит он.

Л.Н.Толстой «Война и мир». Эпизоды «Ночь в Отрадном», «Дуб».

Не может оторваться от созерцания прекрасной лунной ночи героиня романа «Война и мир» Л.Н.Толстого Наташа Ростова. Она так восхищена ночным пейзажем, что не может даже думать о сне. Андрей Болконский, тоже любовавшийся прекрасной ночной картиной и случайно подслушавший восклицания девушки, очарованной красотой ночи, неожиданно придет к выводу, что «жизнь не кончена в тридцать один год»…

3. Тезис: Необходимо бережно относиться к природе

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: