Смертельная дуэль
В январе 1841 года писатель собирался получить отпускной билет на два месяца, чтобы поехать в Петербург и заниматься только литературой. Но бабушка, которая очень сильно влияла всегда на жизнь Михаила, была против таких увлечений внука. Она видела его солдатом. Поэтому Лермонтов отправился обратно на Кавказ. Он ехал, останавливаясь в некоторых городах, пока не попал в Пятигорск, где снял скромную квартиру. И именно последующий поворот событий оказался решающим для молодого талантливого человека.
В Пятигорске Лермонтов и Николай Мартынов крупно поссорились. Они уже были знакомы: вместе учились в школе гвардейских подпрапорщиков. А затем несколько раз пересекались в жизни. Николай Мартынов, как говорили о нём многие люди, был хорош собой. Теперь он был майором в отставке. Лермонтов же позволял себе колкости и грубые насмешливые шутки в его адрес. И тут у отставного майора сдали нервы, и он вызвал писателя на дуэль, которая прошла 15 июля 1841 года.
Сам Мартынов в показаниях признался, что не выдержал придирок Лермонтова к каждому своему слову и его насмешек. И действительно: писатель лишь к некоторым относился уважительно, но к другим — заносчиво, как говорил А.И. Васильчиков, который был секундантом на роковой дуэли.
По основной версии, Лермонтов на поле битвы выстрелил в воздух. А Мартынов целился прямо в противника, и убил его. Писателю на тот момент было всего 26 лет. Его похоронили 17 июля на Пятигорском кладбище, куда пришло много знакомых и друзей Михаила.
Отвага во времена второй ссылки Лермонтова на Кавказ
В конце лета 1840 года поэт был зачислен в кавалерийский отряд Галафеева. Это можно считать еще одним знаменательным событием периода ссылки Лермонтова на Кавказ в 1840 году.
С августа было много боев с горцами. И в одном из таких боев 10 октября 1840 г был ранен Р.И. Дорохов, возглавлявший отряд казаков, низложенных офицеров и других добровольцев. Недолго думая, он передал руководство Лермонтову как достойному, хладнокровному и храброму человеку.
Благодаря мужеству и чести Михаила Юрьевича на полях сражений его не раз хотели перевести в караул и вручить призы, но все это безуспешно. Он не получил ни одного приказа, потому что был в плохом положении с Николаем I. До нас дошла память о его подвигах через многочисленные письма.
Его университеты
Карьера военного не входила в планы Лермонтова, который без особых проблем поступил на нравственно-политический факультет Московского Университета, откуда спустя год перевелся на факультет словесности. Именно здесь на итоговом испытании по риторике он продемонстрировал комиссии удивительные знания сверх программы и полную неосведомлённость в лекциях, а также в свойственной ему манере вступил в споры с экзаменаторами и в качестве оценки получил пометку «посоветовано уйти».
В том же году поэт отправился в Петербург, чтобы продолжить обучение в стенах столичного университета. Но местные преподаватели отказались учитывать два года московской учебы и предложили Лермонтову зачисление на первый курс. Такой вариант его не устроил, и поэт решил стать воспитанником привилегированного военного училища – «Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров».
После двух лет обучения Лермонтов получил чин корнета, и в 1834 году был переведен в 7-й эскадрон лейб-гвардейского гусарского полка, который дислоцировался в Царском селе.
Аннотация
Поручик Тенгинского пехотного полка Лермонтов ехал на Кавказ, в ссылку, в крепость Грозную.
Весна выдалась не похожая на обыкновенные русские весны. Поздно распустились деревья, поздно цвела по заглохшим уездным садам черемуха. И реки запоздали и долго не могли войти в берега.
Разливы задерживали Лермонтова. Приходилось дожидаться паромов, а иной раз, если паром был поломан или ветер разводил на разливе волну, даже останавливаться на день-два в каком-нибудь захолустном городке.
Лермонтов равнодушно слушал жалобы проезжающих на высокую воду и дрянные отечественные дороги. Он был рад задержкам. Куда было скакать сломя голову? Под чеченскую пулю?
Впервые за последние годы он с тревогой думал о смерти. Прошло мальчишеское время, когда ранняя гибель казалась– ему заманчивым исходом в жизни. Никогда еще ему так не хотелось жить, как сейчас.
Все чаще вспоминались слова: «И может быть, на мой закат печальный блесне.
Популярные книги
- 42840
- 8
- 3
Вторая книга. Последняя представительница Золотого Клана сирен чудом осталась жива, после уничтожени.
- 30759
- 22
- 6
Акина медленно открыла глаза и тут же стремительно сомкнула веки — в голове и так все кружилось, а.
- 73086
- 4
- 7
Каждый день нашей жизни мы практически погребены под лавиной в буквальном смысле более чем из мил.
- 115007
- 10
- 2
Она была странным ребенком и вместо детских игр занималась…. уборкой. В старших классах ее подру.
- 44002
- 15
- 7
Второе учебное полугодие в лучшей академии магии мне предстоит трудное. Я впервые участвую в экстр.
- 35598
- 2
«Харри Холе вышел на лестницу и сощурился на ярком июньском солнце….Он чувствовал, что все находи.
Жажда
Читатель! Мы искренне надеемся, что ты решил читать книгу «Разливы рек» Паустовский Константин Георгиевич по зову своего сердца. Развязка к удивлению оказалась неожиданной и оставила приятные ощущения в душе. Существенную роль в успешном, красочном и динамичном окружающем мире сыграли умело подобранные зрительные образы. Создатель не спешит преждевременно раскрыть идею произведения, но через действия при помощи намеков в диалогах постепенно подводит к ней читателя. Положительная загадочность висит над сюжетом, но слово за словом она выводится в потрясающе интересную картину, понятную для всех. Место событий настолько детально и красочно описано, что у читающего невольно возникает эффект присутствия. Благодаря динамичному и увлекательному сюжету, книга держит читателя в напряжении от начала до конца. Увлекательно, порой смешно, весьма трогательно, дает возможность задуматься о себе, навевая воспоминания из жизни
Обращают на себя внимание неординарные и необычные герои, эти персонажи заметно оживляют картину происходящего. Всем словам и всем вещам вернулся их изначальный смысл и ценности, вознося читателя на вершину радости и блаженства
Актуальность проблематики, взятой за основу, можно отнести к разряду вечных, ведь пока есть люди их взаимоотношения всегда будут сложными и многообразными. «Разливы рек» Паустовский Константин Георгиевич читать бесплатно онлайн будет интересно не всем, но истинные фаны этого стиля останутся вполне довольны.
Новинки
- 14
Влияние второй ссылки на творчество
В 1840 году был издан роман «Герой нашего времени». Писатель уже имел определённые наброски, прообразы и идеи в голове ещё до ссылок. Затем он написал отдельные главы, и после всего книга стала одним целостным произведением. Так как Лермонтов был офицером русской армии и сражался на Кавказе, то очень многое из жизни и личного опыта писатель перенёс и в своё творение.
Например, автор описывал очень понятно особенности быта кавказцев, их культуру и традиции, а также природу. В главе «Бэла» он полностью описывает жизнь чеченцев. Именно благодаря такому подробному повествованию, роман по большей части и относится к реализму.
«Кавказ» А.Пушкин
«Кавказ» Александр Пушкин
Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины; Орел, с отдаленной поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной; Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады; Под ними утесов нагие громады; Там ниже мох тощий, кустарник сухой; А там уже рощи, зеленые сени, Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах, И ползают овцы по злачным стремнинам, И пастырь нисходит к веселым долинам, Где мчится Арагва в тенистых брегах, И нищий наездник таится в ущелье, Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой, Завидевший пищу из клетки железной; И бьется о берег в вражде бесполезной И лижет утесы голодной водной… Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады: Теснят его грозно немые громады.
Анализ стихотворения Пушкина «Кавказ»
Летом 1829 года Александр Пушкин побывал на Кавказе, в результате чего появился на свет цикл стихов, которые условно можно отнести е поэтическим заметкам путешественника. Одним из таких произведений является «Кавказ», который был написан под впечатление от прогулки в горах. Пушкина по праву можно отнести к числу выдающихся мастеров пейзажной лирики, однако произведения более позднего периода творчества этого поэта включают в себя и философские размышления. Именно к такой категории относится и стихотворение «Кавказ», в котором автор высказывает свое стремление к внутренней свободе, отмечая при этом, что достичь этого практически невозможно.
Красота южной природы действительно пленила Пушкина, который умел находить прекрасное даже в таких мелочах, как парящий в облаках орел, «утесов нагие громады» и «рощи, зеленые сени, где птицы щебечу, где скачут олени». Однако поэт подмечает не только изысканность и величие окружающего мира, так как знает, что есть и обратная сторона медали. Ведь жизнь течет по своим законам, которые лишены романтики и наполнены повседневной прозой. Поэтому он знает, что где-то «там уж и люди гнездятся в горах», которым приходится трудиться в поте лица, чтобы добыть себе пропитание. Несмотря на то, что южный край весьма обилен и щедр на дары природы, плодородную землю часто приходится отвоевывать у гор. И на это у местных жителей уходит все свободное время, а также силы. Поэт мастерски создает образы людей, не акцентируя внимания на их внешности и роде деятельности. Он не развивает тему, почему «нищий наездник таится в ущелье», но и без этого понятно, что один из героев произведения занят тем, что добывает себе пропитание. И этот незначительный штрих удачно дополняет ту идиллическую картину, которую так виртуозно создает поэт и привносит в нее элементы реализма.
Гораздо больше внимания автор уделяет различным природным стихиям, которые наделяет чертами живых людей. Знаменитые кавказские реки Арагва и Терек вызывают у Пушкина целую гамму противоречивых чувств. Их сила, напористость и способность прокладывать себе путь сквозь толщу горных пород действительно достойны уважения. Так, Терек у поэта «играет в свирепом веселье» и «воет, как зверь молодой». Поэт втайне завидует мощи водного потока, но при этом отмечает, что герой его стихотворения, которого автор отождествляет с самим собой, «бьется о берег в вражде бесполезной». Точно также и поэт постоянно пытается пробить те невидимые стены, которые с завидным упорством возводит перед ним общество. Именно по этой причине, наблюдая за тем, как Терек «лижет утесы голодной волной», Пушкин отождествляет себя с водным потоком, который закован в каменные берега. И точно так же у поэта, как и у реки, нет возможности вырваться из этого плена, чтобы проявить себя в полной мере. Однако если водный поток обладает мощной разрушительной силой, то себя поэт позиционирует как силу созидательную. Он убежден, что с помощью стихов можно изменить мировоззрения людей. Для этого нужно лишь освободиться от внутренних и внешних оков, научиться не просто правдиво высказывать то, что чувствуешь, но и доносить свои мысли до читателя .
К сожалению, наблюдая за горной рекой, автор понимает, что его мечтам не суждено сбыться. Этому препятствует сама природа, мудрая и беспощадная. Обращаясь к водному потоку, поэт о. Увиденное полностью соответствует внутренним ощущениям Пушкина, который не прекращает войны с окружающим миром, но с каждым мгновением все отчетливее понимает, что вряд ли сможет выйти из нее победителем.
Императорская благодарность
По окончании кавказской войны в 1840 году в качестве благодарности за лихую службу генерал Граббе рекомендовал не жалевшего себя в бою Лермонтова наградить золотой саблей «За храбрость», которая позволяла опальному поэту восстановиться в гвардии.
Но император собственноручно вычеркнул его имя из наградного листа, а когда писатель подал прошение об отставке, не удовлетворил его, отправив Лермонтова обратно в Тенгинский пехотный полк
Дабы больше не решать вопросы с награждением неугодного литератора, но отважного воина, Николай I приказал командиру полка больше не пускать Лермонтова на фронт, чтобы у него не было повода отличиться
Но в действующую армию поэт больше не вернулся, поскольку по пути в полк, заехал на лечение в Пятигорск, где 15 июля 1841 умер на дуэли с Мартыновым.
Тема
Стихотворение описывает картины кавказской природы с вышины птичьего полёта. Автор находится высоко в горах, под ним тучи, гряда молчаливых гор, реки и едва заметные человеческие фигуры. Он размышляет, и его душа ликует от увиденного: яркое, образное изображение рек, водопадов, степей, птиц, животных, людских жилищ. Поэт подмечает самые мелкие детали пейзажа: кусты, мох, одинокий всадник, орёл, парящий рядом с ним. Цель мастера – описать неописуемое, то от чего захватывает дух, атмосферу, передающую масштабность и величие природы. Чувствуется подтекст: душевные переживания поэта, вынужденного находится “в рамках” из-за ограничений и цензуры. Прослеживается скрытая антитеза между внутренним миром автора и неудержимой свободой природных стихий, животных и птиц.
Вопрос 17
25 ноября 1942 г. было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. К концу года первые французские лётчики прибыли в Иваново, где приступили к освоению истребителей Як-1. Весной 1943 г. эскадрилья, позднее развёрнутая в полк, была направлена на фронт, где приняла участие в боях на орловском направлении и в Курской битве. Осенью 1943 г. полк был выведен в Тулу, где вошёл в состав авиационных частей ПВО Москвы, а весной 1944 г. направлен на фронт, где французские лётчики участвовали в операции «Багратион» и в боях за Кёнигсберг. 20 июня 1945 г. полк на самолётах Як-3, переданных Советским Союзом в дар Франции, вылетел на родину. В честь какой французской провинции был назван этот легендарный авиационный полк?
- Гасконь
- Бургундия
- Прованс
- Нормандия
Вторая ссылка на Кавказ
В 1838 году М. Ю. Лермонтов из Кавказа был переведен в Гродненский гусарский полк, а затем в Петербург.
После первой ссылки М. Ю. Лермонтов пишет поэму «Мцыри» (1839) и роман «Герой нашего времени» (1838-1840), где отразились впечатления М. Ю. Лермонтова о Кавказе.
Однако уже в 1840 году М. Ю. Лермонтов вновь оказывается на Кавказе. В ссылке М. Ю. Лермонтов оказался за участие в дуэли.
Готовя сообщение, невозможно не отметить, что в этот раз М. Ю. Лермонтов на Кавказе чувствовал себя не так, как в первой ссылке. Теперь писателя и поэта ничего не радовало и не интересовало: ни природа, ни гордые кавказцы, ни народное творчество.
Вернуться из ссылки М. Ю. Лермонтову не удалось: в результате участия в дуэли с Н. С. Мартыновым М. Ю. Лермонтов погиб (1841 г.).
Что мы узнали?
М. Ю. Лермонтов, который впервые был на Кавказе в возрасте 5 лет, в детские годы посещал Кавказ трижды. Это не могло не сказаться на творчестве М. Ю. Лермонтова (ранние стихотворения, «Черкесы», «Кавказский пленник», «Прими, прими мой грустный труд», «Кавказ», «Демон», «Калла», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек»). После написания стихотворения «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов был отправлен в первую ссылку на Кавказ (1837), которая положительно сказалась на писателе и поэте. Во вторую ссылку М. Ю. Лермонтов направился после участия в дуэли (1840), где он погиб в дуэли с Н. С. Мартыновым (1841).
-
/5
Вопрос 1 из 5
Укажите неверное утверждение.
- Впервые М. Ю. Лермонтов был на Кавказе в возрасте 5 лет
- В возрасте 10 лет М. Ю. Лермонтов осознанно любовался красотой Кавказа
- Первая ссылка на Кавказ благоприятно повлияла на М. Ю. Лермонтова
- Вторая ссылка на Кавказ благоприятно повлияла на М. Ю. Лермонтова
Кавказ в жизни Лермонтова
Регион начал играть большую роль в судьбе писателя уже с раннего детства. Очень болезненным ребенком, требовавшим постоянного лечения, родился Михаил Юрьевич Лермонтов. Тема Кавказа стала ему настолько близка потому, что здесь он проводил немало времени. Впервые поэт посетил регион еще в 4 года, затем в 6, в 10 и потом всю жизнь постоянно приезжал сюда. Именно на склонах этих величественных гор впервые прочувствовал талантливый мальчик силу любви.
Так сложилась судьба поэта, что и работать ему довелось в Кавказских горах. В 1837 году писатель был сослан служить на Кавказ за произведение «На смерть поэта». Однако пребывание в этих горах не было для поэта наказанием, наоборот, это дало ему новый творческий толчок. У него была возможность общаться с местным населением, впитывать в себя легенды и предания, наблюдать за танцами, слушать песни, участвовать в качестве гостя на свадьбах и бывать в домах местных жителей. Именно в ссылке были написаны или начаты величайшие произведения Лермонтова. Из изгнания он вернулся в 1838 году. В 1840 году Лермонтов вновь был сослан в горы Кавказа, где тогда шли активные боевые действия.
Так вышло, что за свою жизнь писатель побывал практически во всех уголках этого края, отчего описания разных мест в его произведениях настолько точны. Не зря Лермонтов говорил, что эти горы — его Родина.
В 1841 году, в возрасте всего 26 лет, великий писатель был убит на дуэли. Можно сказать, что это была просто нелепая случайность, ведь он отправился на поединок с товарищем по фамилии Мартынов. Писатель не воспринимал это всерьез и даже не думал стрелять, в отличие от своего приятеля.
Так жизненный путь писателя окончился на Кавказе. Прах его сейчас находится в имении Лермонтово Пензенской области.
Композиция
Стихотворение состоит из четырёх шестистиший. В первом – перед читателем предстаёт человек, стоящий на вершине горы: панорама, которая открывается его взору. Вторая и последующие строфы являются описанием картин, которые сменяются, чередуются, оживают перед читателем. Несмотря на то, что стихотворение написано от первого лица, в нём практически не прослеживается автора, его личности – только картины, стремительно меняющие друг друга, окрылённое, эмоциональное, возвышенное описание всего увиденного. В последней строфе – восклицание “Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады” – является кульминацией стихотворения. Эмоциональное напряжение достигает вершины, поэт отождествляет себя с рекой, которую “теснят немые громады”.
Валерик
Знаковой вехой в военной карьере Лермонтова стала битва на берегу ручья Валерик, которая была описана им в одноименном стихотворении. В этой жестокой схватке сошлись русские и чеченские воины, поначалу истреблявшие друг друга стрельбой, а затем в рукопашном бое с холодным оружием.
Окрасив воды ручья в красный цвет, императорские солдаты одолели противника, и Лермонтов, как отчаянный участник сражения был представлен командованием к ордену Св. Владимира 4-й степени. Однако в высших эшелонах власти посчитали эту награду слишком завышенной для оценки действий ссыльного офицера и присвоили ему орден Св. Станислава 3-й степени.
Причины второй ссылки
На одном из балов, проводимом в доме знатной женщины, 16 февраля 1840 года француз Барант вызвал Лермонтова на дуэль. Причина ссоры между этими двумя людьми неизвестна, но есть некоторые предположения. Баранту, возможно, кто-то показал оскорбительный стих, который был написан Лермонтовым давно и про другого человека. Но француз принял это на свой счёт. Также вполне вероятно, что они стали просто случайными жертвами любовных интриг дам, присутствующих на этом балу. Барант, вероятно, услышал о себе от писателя нелестные вещи в женском обществе.
Дуэли в те времена, как известно, были запрещены. На самом сражении (18 февраля, спустя два дня после ссоры) оба противника дрались сначала на шпагах. Баранту удалось оцарапать Лермонтова, у которого позже сломался клинок. Поэтому перешли на пистолеты. Сын посла промахнулся, а соперник решил выстрелить в сторону. Так они закончили дуэль и просто разошлись.
Спустя какое-то время о поединке узнали вышестоящие люди. Судом в апреле 1840 года было принято решение отправить писателя в ссылку на Кавказ. Известно, что на это повиляло решение императора Николая I. Также он решил присоединить Лермонтова к Тенгинскому пехотному полку и сам приказал всегда задействовать его в битвах.
Сам же Барант не был привлечён к судебной ответственности за участие в дуэли. Объясняется это тем, что он являлся сыном французского посла, поэтому легко обошёл участь самого Лермонтова, против которого давал ложные сведения, что он целился не в воздух, а в него. Сам же писатель отрицал это и говорил только правду, но все равно ему это не помогло.
Правдивая версия дуэли выставляла Баранта в дурном свете, поэтому он, благодаря своим связям и родству, сделал все возможное, чтобы доказать свою правду. И к сожалению, Николай I ещё после написания стиха «Смерть поэта» Михаилом, из-за которого его отправили в первую ссылку, относился к поэту неприязненно. Именно поэтому все обернулось против писателя, которому пришлось отправиться в места военных действий повторно.
Дуэль на Черной речке и вторая ссылка
Вторая кавказская ссылка Лермонтова связана с поединками. Она началась с дуэли и ею же закончилась. Михаил Юрьевич в светском обществе прославился двумя вещами: поэтическим даром и несносным характером. Думаете, Пушкин был остер на язык? Ну так по сравнению с поведением Лермонтова шутки Пушкина – легкий сарказм. Сейчас бы Михаила Юрьевича назвали абьюзером.
Благодаря воспитанию авторитетной бабушки, которая рассорилась со всеми родственниками маленького Миши и воспитывала его по принципу – пряник и пряник послаще, поэт вырос капризным, высокомерным и совершенно не способным ладить с людьми.
В 1840 г. поэт на светских приемах часто пересекался с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Младший де Барант считал, что Лермонтов недолюбливает его и всех французов из-за дуэли Пушкина и Дантеса. Впрочем, если Лермонтов кого-то не любил, он этого не скрывал. Поэт тогда ухаживал сразу за двумя дамами – Марией Щербатовой и Терезой фон Бахерахт. Де Барант тоже назло стал волочиться за этими барышнями.
На печально знаменитой Чёрной речке состоялась дуэль Михаила Лермонтова с Эрнестом де Барантом / uan-57 / foto-planeta.com
Дуэль состоялась на Черной речке (не зря Лермонтова так часто сравнивают с Пушкиным). Но в отличие от своего партикулярного кумира, Лермонтов любил задирать противника словами, а до поединка дело почти никогда не доводил. С де Барантом они дрались на шпагах до первой крови, потом (поэт был легко ранен) взялись за пистолеты. Француз промахнулся, Лермонтов выстрелил в воздух. На этом противники разошлись.
Дуэли в то время были запрещены, потому соперников ждало государево наказание. Де Барант отправился во Францию, а Лермонтов – на Кавказ. Причем теперь на передовую военных действий. Поэт был зачислен адъютантом в штаб, а после стал командиром отряда. Два раза его представляли к награде, но ни одну он не получил.
Летом 1841 г. он отправился в отпуск в Петербург, встретившись по пути в Пятигорске со своим приятелем Н. Мартыновым. Поэт некрасиво пошутил над другом и его дамой, за что немедленно был вызван на дуэль. Со словами «Я в этого дурака стрелять не буду» Лермонтов выпалил в воздух, а Мартынов, подойдя вплотную к барьеру, смертельно ранил молодого поэта.
Место гибели Михаила Юрьевича Лермонтова в Пятигорске / Вячеслав Петренко / foto-planeta.com
Так с кавказской ссылкой закончилась и жизнь Михаила Лермонтова. Некоторые современные биографы поэта пытаются доказать причастность Николая I к роковой дуэли. Однако современникам Лермонтова и в голову не приходило искать «императорскую руку». Все знали о вздорном нраве поэта. Да и император, узнав о дуэли, произнес: «Убит тот, кто смог бы заменить нам Пушкина».
На обложке: Фрагмент картины Петра Петровича Кончаловского «Лермонтов на Кавказе», 1940-е годы. Местонахождение: Государственный литературный музей, Москва, Россия