Анализ произведения лазоревая степь шолохова

«Степь»: краткое содержание повести

Пока гости пьют чай и пересчитывают деньги, на постоялый двор приезжает графиня Драницкая, очень красивая, благородная, богатая женщина, которую, как говорит Кузьмичёв, «обирает» какой-то поляк Казимир Михайлыч: «…молодая да глупая. В голове ветер так и ходит». Догнали обоз. Кузьмичёв оставляет мальчика с обозчиками и отправляется с о. Христофором по делам. Постепенно Егорушка знакомится с новыми для него людьми: Пантелеем, старообрядцем и очень степенным человеком, который ест отдельно от всех кипарисовой ложкой с крестиком на черенке и пьёт воду из лампадки; Емельяном, старым и безобидным человеком; Дымовым, молодым неженатым парнем, которого отец посылает с обозом, чтобы он не избаловался дома; Васей, бывшим певчим, простудившим себе горло и страдающим от невозможности больше петь; Кирюхой, ничем особенно не примечательным мужиком… Из их разговоров на привалах мальчик понимает, что все они прежде жили лучше и пошли работать в обоз из-за нужды.

Большое место в повести занимают описание степи, достигающее художественного апофеоза в сцене грозы, и разговоры обозчиков. Пантелей по ночам у костра рассказывает страшные истории, якобы из своей жизни в северной части России, где он работал кучером у разных купцов и всегда попадал с ними в приключения на постоялых дворах. Там непременно жили разбойники и резали купцов длинными ножами. Даже мальчик понимает, что все эти истории полупридуманные и, возможно, даже не самим Пантелеем, но почему-то он предпочитает рассказывать их, а не реальные события из своей явно непростой жизни. Вообще, по мере продвижения обоза к городу, мальчик как бы заново знакомится с русским народом, и очень многое кажется ему странным. Например, Вася обладает таким острым зрением, что может видеть животных и то, как они ведут себя далеко от людей; он ест живого «бобырика» (сорт мелкой рыбы типа пескаря), при этом лицо его приобретает ласковое выражение. В нем есть что-то звериное и «не от мира сего» одновременно. Дымов мучается от избытка физической силы. Ему «скучно», и от скуки он делает много злого: зачем-то убивает ужа, хотя это, по словам Пантелея, большой грех, зачем-то обижает Емельяна, но затем просит прощения и т. п. Егорушка его не любит и боится, как слегка побаивается всех этих чужих для него мужиков, кроме Пантелея.

Подъезжая к городу, они наконец встречают «того самого» Варламова, о котором столько упоминалось прежде и который к концу повести приобрёл некий мифологический оттенок. На самом деле — это пожилой купец, деловой и властный. Он знает, как обращаться и с мужиками, и с помещиками; очень уверен в себе и своих деньгах. На его фоне дядя Иван Иванович кажется Егорушке «маленьким человеком», каким Моисей Моисеич казался на фоне самого Кузьмичёва.

По дороге во время грозы Егорушка простудился и заболел. О. Христофор в городе лечит его, а дядя очень недоволен, что ко всем хлопотам добавляется ещё и забота об устройстве племянника. Они с о. Христофором выгодно продали шерсть купцу Черепахину, и теперь Кузьмичёв жалеет, что часть шерсти продал ещё дома по более низкой цене. Он думает только о деньгах и этим сильно отличается от о. Христофора, который умеет сочетать необходимый практицизм с мыслями о Боге и душе, любовью к жизни, знаниям, почти отцовской нежностью к мальчику и проч. Из всех персонажей повести он самый гармоничный.

Егорушку пристраивают у старой подруги его матери Настасьи Петровны Тоскуновой, которая отписала частный дом зятю и живёт с маленькой внучкой Катей на квартире, где «много образов и цветов». Кузьмичёв будет платить ей за содержание мальчика десять рублей в месяц. Он уже подал документы в гимназию, скоро должны быть приемные экзамены. Подарив Егорушке по гривеннику, Кузьмичёв и о. Христофор уезжают. Мальчик почему-то чувствует, что о. Христофора он больше не увидит. «Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло навсегда, как дым, все то, что до сих пор было пережито; он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовал новую, неведомую жизнь, которая теперь начиналась для него… Какова-то будет эта жизнь?»

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель П.В. Басинский

Лазоревая степь — краткое содержание рассказа М. Шолохова

 
Повествование ведется от лица пастуха Захара, который рассказывает историю произошедшую с ним и его внуками во время Гражданской войны.
 
Дед Захар был крепостным и как и его отец служил кучером у пана Томилина, но потом он сам перешел к другому пану, тот оказался жестоким и безжалостным. Его сын, который служил офицером в Сибири и унаследовал все после смерти пана, обладал характером таким же, как его отец. Во время Гражданской войны, молодого офицера выжили из его имения для того, чтобы поделить землю, принадлежащую ему и присвоить себе его имущество. Однако пан не смирился с таким положением дел, он собрался казаков и вернулся в свои владения для того, чтобы все отвоевать обратно и отомстить тем, кто совершил на его землях переворот.
 
У Захара тогда была двое внуков, оба они были взрослые. Старший Семен был женат, а младший Анисий все еще ходил холостым. Вернувшись, на свои земли молодой пан приказал расстрелять всех мужиков, которые участвовали в перевороте. Дед Захар в отчаянии молил офицера пощадить его внуков. Тот согласился, но поставил условие, что пощадит их, если они сами раскаяться и будут верно ему служить. Услышав это, оба его внука отказались преклоняться перед панами. И тогда их, вместе с женой Семена, которая пришла на казнь расстреляли.
 
Выжить после этого удалось только Анисию. Несмотря на то, что в него попало три пули, а после по его ногам проехала телега, тот не издал ни звука, что и спасло ему жизнь. Анисий потерял ноги, но не потерял чести и присутствия духа. Он каждый день сожалел о том, что больше не может работать на родной земле.
 
Это показывает нам, что иногда честь и вера в идеалы для человека оказываются сильнее страха смерти. Несмотря ни на что они не предали свои идеи, предпочтя этому – смерть.
 

Белый террор в Майкопе осенью 1918 года. Майкопская резня.

Из рассказов очевидцев, записанных пионерами Черемышской школы:

В один из июльских дней 1919 года за селом Никольским свершилось кровавое злодеяние. Колчаковцы расстреляли и зарубили шашками 87 безоружных людей, борцов за Советскую власть. В мае того года из пермской тюрьмы вели 2300 «красных», погнали их в Сибирь. Половина из них не дошла до Камышлова. Здесь к оставшимся в живых присоединили узников камышловской тюрьмы, и кавалерийский отряд погнал арестованных дальше — на Тюмень.

Позади остались села Темново, Никольское, а колонна все шла и шла вперед. «Скоро Черемыш. А там, может, привал будет», — сказал один из заключенных.

Вдали, справа, показалось болото. Колчаковский капитан резко осадил коня и закричал:

Усталые люди присели на землю, сняли котомки, некоторые разулись и отдыхали.

«В сабли! Руби!» — скомандовал капитан. Кавалеристы наскакивали на беззащитных, рубили их, топтали конями, расстреливали. Расправа продолжалась не долго. Трупами убитых покрылась поляна. Двое бросившихся к болоту были расстреляны на бегу. Один упал на берег, другой, истекая кровью, — прямо в воду. Калмык-каратель, видя, что оба «красных» упали, отъехал к своим. Озверевший, он искал глазами новые жертвы и еще два раза выстрелил в кучу трупов. Над дорогой, поляной, болотом, усеянным трупами, воцарилась тишина. Каратели, сделав свое кровавое дело, ускакали.

Время близилось к вечеру. По тракту застучали телеги. Крестьяне села Черемыш остановились около трупов. Потом разделились на две группы: одни стали копать большую могилу, другие — стаскивать в кучу убитых. К ночи у Сибирского тракта вырос большой курган, в одну могилу легли 87 изуродованных, изрубленных трупов.

Но не все погибли в этот зловещий летний день. Упавший в болото большевик Алимов чудом остался жив. Больше месяца он скрывался в топких болотах у деревни Никольской. Иногда выходил на покосы, просил хлеба. Ему не отказывали и он с помощью крестьян выжил. После разгрома Колчака он был назначен в ВЧК.

1969 г.

«Базы в Спадщанском лесу»

«Если бы можно было гипотетически придумать идеального партизанского командира времён Второй мировой войны, то Ковпак лучше всего подошёл бы под эти критерии: в Первую мировую он был разведчиком, во главе партизанского отряда воевал против немцев, в Гражданскую войну имел опыт контрпартизанской борьбы против Нестора Махно — плюс огромный хозяйственный и жизненный опыт. На момент начала войны это был бы идеальный партизанский командир, каким он, впрочем, и стал», — рассказывает RT хранитель музея-заповедника «Спадщанский лес» Илья Денисенко. 

3 июля 1941 года по радио прозвучало знаменитое обращение Иосифа Сталина к советским гражданам, в котором он призвал всех мобилизоваться, чтобы дать отпор фашистским захватчикам. 

«На следующий же день началась подготовка к закладке путивльских партизанских баз. Мне была поручена райкомом партии закладка базы в Спадщанском лесу», — пишет в своих мемуарах Сидор Ковпак.

8 сентября в лес ушли первые партизаны. Ковпак покинул город 10 сентября, когда, по его воспоминаниям, в Путивль уже вошла немецкая разведка.

Лидер Коммунистической партии Украины Пётр Симоненко считает, что успешной деятельности партизанского отряда помогали знания и умения Ковпака, полученные  в довоенное время.

«Сидор Артемьевич в Путивле возглавлял исполнительную власть. Его крестьянская жилка, соединённая с политическими взглядами, основанными на принципах справедливости, давали ему доверие людей. Он всё делал для того, чтобы в Путивле под руководством большевиков жизнь становилась лучше. Также он выстроил и жизнь в партизанском отряде», — говорит Симоненко.

«От Путивля до Карпат»

31 августа 1942 года Сидора Ковпака вместе с другими партизанскими командирами  пригласили в Москву на встречу со Сталиным:

«Сталин стоял посреди комнаты в костюме, всем известном по портретам. Рядом Ворошилов в маршальской форме. «Так вот он какой, Ковпак!» — сказал товарищ Ворошилов. Сталин улыбнулся. Он пожал мне руку, поздоровался со всеми и предложил сесть», — писал Ковпак. 

Там же перед отрядом, по словам партизанского командира, была поставлена задача совершить рейд в Правобережную Украину и наладить диверсионную работу «на путях подвоза из Германии живой силы и техники к Волге и предгорьям Кавказа, где происходили тогда решающие бои». 

О начале этой операции, вошедшей в историю как Карпатский рейд, известно до минуты благодаря дневнику, который вёл комиссар Семён Руднев: «12 июня 1943 г. Сегодня знаменательный день. Наша часть в 18:00 двигается в рейд по новому маршруту, утверждённому ЦК и Украинским штабом партизанского движения».

  • Кадр из кинохроники Карпатского рейда партизанского отряда Сидора Ковпака летом 1943 года

Ковпак в своих мемуарах называл эту операцию Сталинским рейдом и отсчёт, судя по всему, вёл от выхода из Брянского леса. Накануне «похода на Карпаты» он подводил промежуточные итоги: «Если считать все петли, которые мы делали в пути, чтобы обмануть противника, — с начала Сталинского рейда пройдено больше 6400 км».

«Как раз в те дни, когда партизанское соединение вышло в район Олевска, на границу Украины и Белоруссии, и подрывники отправились к Сарнам для взрыва железнодорожных мостов на реках Горынь и Случь, наши радисты приняли весть из Москвы о переходе Красной армии в решительное наступление под Сталинградом. Наш удар в глубоком тылу немцев по их важнейшей коммуникации наносился одновременно с ударом Красной армии на решающем участке фронта», — писал Ковпак.

Также по теме


«Настоящий герой Украины»: как история жизни Сидора Ковпака помогает развеять мифы националистов

75 лет назад начался легендарный Карпатский рейд Сумского партизанского соединения под командованием дважды Героя Советского Союза…

В отряде за время рейда выработались «железные законы партизанского марша»: отдых — днём, перемещения — ночью, крупные гарнизоны обходить, небольшие — уничтожать без остатка, главный отряд идёт по окольным дорогам, диверсионные группы подрывают мосты, рельсы, нефтяные промыслы и хранилища.

«В соединении Ковпака воевали люди более 50 национальностей. К нам в музей недавно приезжали казахи, и я выяснил статистику: только казахов было более 70», — рассказывает Илья Денисенко о национальном составе партизанского отряда. 

О правилах работы с местным населением Ковпак пишет: «Вступаешь в село — подымай народ на борьбу, используй для этого всё — листовки, радио, агитаторов, вооружай местных партизан, учи их своему опыту, чтобы завтра, когда будешь далеко, позади тебя не затухало пламя пожаров, не умолкал грохот взрывов».

  • Партизанское соединение Сидора Ковпака (справа верхом в колонне) движется на новую позицию
  • РИА Новости

В то время, когда отряд Ковпака вошёл в Карпаты, в 1943 году начала формироваться УПА*. Анатолий Луговской вспоминает один исторический эпизод: «Во время перехода через реку Горынь разведка сообщила, что на той стороне находятся подразделения УПА численностью около 500 человек. Они могли уничтожить их пушками. Но Руднев сказал: «Это тоже украинцы. Надо договариваться». На переговорах Руднев обратился к ним по-украински:

Боя не случилось.    

Симоненко пояснил, почему во время рейда Ковпак избегал вооружённого противостояния с отрядами УПА и находил общий язык с теми, кто был по другую сторону баррикад:

«Надо понимать, что перед ним была поставлена задача: за месяц до начала Курской операции парализовать тылы фашистов и не дать им возможности полноценно снабжать фронт, где готовилось колоссальное сражение, — техника, бронетехника, горюче-смазочные материалы, снаряды. Отряду Ковпака надо было выполнить эту задачу, а не отряды УПА уничтожать. Партизаны каждый день десятки эшелонов пускали под откосы, взрывали мосты. Это была главная его задача — на Курской дуге завершить перелом в ходе Отечественной войны, наметившийся после Сталинградской битвы».

Анализ 2

За все время писатель написал огромное количество разных произведений, которые стали популярными и знаменитыми. Многие произведения его были переведены на другие языки и раскупались очень быстро. Произведение Шолохова «Лазоревая степь» относится к самому раннему творчеству.

Здесь все рассказывает пастух, которого зовут Захар. А все события происходят во время Гражданской войны. С самого детства ему приходилось очень много работать для того чтобы прокормить не только себя, но и родителей. Когда Томилин умер, то все переходит в руки его сына и Захар тоже. Его сын был раньше военным человеком и поэтому не любил, когда с ним спорили или комментировали то, что он приказал сделать. И когда ему все это надоедало, то он мог применить силу. Кроме себя ему никогда никого не было жалко, и поэтому издевался он практически над каждым человеком. Конечно, находились и те, кто не давал над собой издеваться, но долго эти люди не жили. У него было огромное количество земель, за которыми следили его крестьяне, которыми он управлял. Каждый день он объезжал и проверял свои владения.

Когда началась гражданская война, то все его земли были поделены между крестьянами. И с этим никак не согласен Томилин. Почему это он должен делить все свои земли с какими-то рабами, которые много лет работали на него и выполняли свою работу не очень-то хорошо. И для того чтобы все это исправить, он решил собрать определенное войско, которое поможет ему все забрать обратно. А когда все земли были возвращены хозяину, он решил поквитаться с теми, кто позарился на чужое добро.

Конечно, сюда попало очень много человек. Среди всех этих людей находились внуки пастуха. Их звали Семен и Аникей. На то время ни у одного из парней еще не было семьи, но от девушек отбоя не было. Тогда за них и вступился он, но пан даже, и слушать его не хотел. Он считал, что всех кто нарушил его правила, нужно было наказать, чтобы другие боялись его еще сильнее и больше никогда этого не произошло. Но немного подумав, Томилин предложил Захару поговорить с внуками и если они согласятся попросить при всех у него прощения, то он отпустит их. Но парни этого делать не стал, ведь они уверены, что ничего такого не совершали, а взяли то, что должны были.

После этого Томилин приказывает своим людям расстрелять всех, кто здесь находится, а потом по телам этих людей пустить большой табун лошадей. Жена Захара как могла, защищала внуков, но ничего не получилось, и в итоге также была расстреляна.

Каким-то непонятным образом Аникею удалось выжить, хотя ему три раза прострелили ноги и от боли он даже кричать не мог. А немного попозже по его ногам проехала груженая телега с лошадьми. Когда все разошлись, ему удалось разыскать помощь, и он добирается до больницы. Вот только ноги уже спасти не удалось и поэтому на всю жизнь он остается в коляске, но зато живой. Больше всего на свете он переживает за то, что не может помогать и работать на той земле, на которой не только родился, но и вырос. Кроме этого ему очень даже нравилась его земля.

Лазоревая степь.

ЛАЗОРЕВАЯ СТЕПЬ. Опубликован в журнале «Комсомолия», №№ 6-7, июнь-июль 1926 г.; затем в сборниках «Лазорева степь», Новая Москва, М., 1926; «О Колчаке, крапиве и прочем», Госиздат, М.-Л. 1927; «Донские рассказы», Московский рабочий, М., 1929; «Донские рассказы», ЗИФ, М.-Л., 1930; «Лазоревая степь», Московское товарищество писателей, М., 1931.

В 1927 году, готовя рассказ к переизданию в сборнике «О Колчаке, крапиве и прочем», Шолохов написал полемическое вступление, в котором изложил свою эстетическую программу о бесстрашии писателя-реалиста, потом автор выкинул это вступление(Это вступление я уже процитировал при трактовке общей литературно-эстетической программы).

ДЕД ЗАХАР, от имени которого ведётся повествование, автор лишь его начинает, рассказывает о трагической истории семьи крепостных, которые кучерами служили в имении Тополёвка у пана Томилина, сначала у отца, а потом и у сына, офицера-белогвардейца. Пан Евграф Томилин выменял отца деда Захара «за ручного журавля у соседа-помещика», а после смерти отца дед Захар стал кучером у пана. Пан Томилин был типичным крепостником, называл кучера «хамлюгой»: «Сроду до места прибытия не доезжал: либо коляску обломает, либо лошадей погубит, а после пешки прет…Веселый был пан…» Пану приглянулась жена деда Захара, она горничная была, прибегала в людскую ревет белугой: «все груди искусаны, кожа лентами висит». Послал пан деда Захара за фершалом, а дед сделал вид, что уехал, а сам взял кнут и в панские хоромы, увидел, что на кровати возня. «Тольки это приподнялся мой пан, я его кнутом, а кнут у меня был со свинчаткой на конце…Слышу гребется к окну, я в потемках ишо раз его потянул через лоб. Высигнул он в окно, я маленько похлестал бабу и лег спать», — бесстрастно рассказывает дед Захар. Сын его оказался не лучше, щенят «живьем свежует – обдерет и пустит». После переворота по совету внука Семки мужики разделили панские земли «и зачали пахать». Но вскоре пан пришел с казаками и отбил у тополевцев свое имение, два внука деда Захара попали в плен к казакам, которыми командовал пан Томилин. Дед Захар на коленях стал вымаливать жизнь внуков Семена и Аникея. Пан простит их, если они сами попросят у него прощения, всыпит пятьдесят розог и зачислит в свою команду. Аниекей ответил деду Захару: «Поди, — говорит, — к своему пану и скажи ему: мол, дед Захар на коленях всю жисть полозил, и сын его полозил, а внуки уже не хочут. Так и передай!»

Перед расстрелом внуки передали деду Захару свою одежду с добрыми напутствиями, а тут прибежала Аниська с дитём Семена и бросилась обнимать своего мужа. «Тридцать два человека в тот день расстрелял панТомилин. Один Аникей живой остался через гордость свою…» Его выбросили на дорогу, и пушки раздавили ему ноги. «Меня то морозом дерет, то в жар кинет. Лапну себя за голову, а пот зачем-то холодный, как родниковая вода», — вспоминает дед Захар.- Быльем поросло это. Остались одни окопы, в каких наши мужики землю себе завоевывали. Растет в них мурава дакраснобыл степной…Аникею ноги отняли, ходит он теперь на руках, туловищу по земле тягает. С виду – веселый… Двадцать пятый год ему, а землю сроду не придется пахать…Вот он и тоскует..»

О недавней войне много появилось неправдивой литературы, рассказывали преимущественно легенды и мифы, о том, «как в степях донских и кубанских умирали, захлебываясь напыщенными словами, красные бойцы». А тут предстала правдивая история о красноармейцах и белогвардейцах, которые расстреливали красных бойцов.

Персонажи[ | ]

Главный герой рассказа — дед Захар

, которому 69 лет, служил кучером у старого пана Томилина. Захар жил с внуками Семёном и Аникеем. Старший внук деда Захара —Семён был женат, имел ребёнка, участвовал в разделе панской земли. Был расстрелян вместе с женойАниськой во время расправы над жителями Тополёвки.Аникей — младший брат Семёна, который также участвовал в разделе панской земли и имущества, после расправы остался инвалидом.Пан Томилин — сын пана Евграфа Томилина, у которого служил дед Захар. После раздела его земли и имущества расправился жестоко над жителями Тополёвки, расстрелял 32 человека. В рассказе есть безымянный персонаж —рассказчик , которому дед Захар рассказал свою историю.

Сюжет[ | ]

Рассказ ведётся от лица пастуха Захара, который, будучи крепостным, служил у пана кучером. Затем он перешел на службу к другому пану, но тот оказался жестоким. Его сын, офицер, не отставал от отца. Во время Гражданской войны сына пана выжили с его земель, чтобы поделить их. Однако тот вернулся с казаками, желая отвоевать свои земли назад и покарать восставших против него мужиков. Сын пана велит расстрелять всех участников бунта. Захар молит офицера не казнить внуков. Тот соглашается, но с условием — те должны покаяться и верно ему служить. Внуки отказываются. Старшего внука Семёна вместе с женой казнят, младший Аникей спасается, раненным пулями и искалеченным телегой. Он сожалеет, что теперь не может работать на земле.

Популярные сегодня пересказы

  • Дойль Артур Конан Дойл родился 22 мая 1859 году. С самых ранних лет писатель увлекался литературой и искусством. Вся семья Артура так или иначе была связана с литературой. К примеру, мать писателя была знаменитой рассказчицей.
  • Сентиментальное путешествие по Франции и Италии краткое содержание Стерна Главный герой произведения британец, которого зовут Йориком. Его жизнь полна путешествиями. В очередном путешествии, в которое входили и Италия, и Франция, герой остановился в Кале
  • Братья и сёстры — краткое содержание романа Абрамова Интереснейшее по своему содержанию произведение под названием «Капустное чудо» написано русским писателем Федором Абрамовым.
  • Хорошо! — краткое содержание поэмы Маяковского В поэме «Хорошо» Маяковский описывает трудное становление молодого Советского государства. Все начинается с преддверия революции. Народ, ослабленный войнами и голодом, начинает роптать

Коловерть

Режиссёры Валерий Лонской и Владимир Шамшурин.

Гражданская война в России. Два донских казака отправляются воевать на стороне большевиков, к ним присоединяется старый отец Пётр Пахомыч

. В бою гибнетГригорий . Отец сИгнатом возвращаются домой, в занятую белогвардейскими частями станицу. Третий брат — казачий сотникМихаил , выдаёт их, чем обрекает на неизбежный расстрел.

В ролях

  • Павел Кормунин — Пётр Пахомыч, отец
  • Надежда Федосова — мать
  • Анатолий Солоницын — Игнат Крамсков
  • Юрий Назаров — Михаил Крамсков
  • Евгений Герасимов — Яков
  • Иван Савкин — Ефим
  • Владимир Козел — белогвардейский полковник

Актер Кутаисского театра

Еще в молодости о нем со страхом говорили кавказские помещики, чье имущество анархист-грабитель неоднократно экспроприировал в партийную кассу. Произошло это после того, как бывший учитель, а затем конторщик из предприятия Ротшильда, получил «специальность кавалериста» в лагере боевиков-эсеров. К этому времени будущий «дедушка» был уже женат и имел малолетних дочерей — Кетино и Нину. По воспоминаниям его соратников, Нестор тяготился скучной семейной жизнью, отдавая предпочтение революционной деятельности. Уже тогда Каландаришвили проявил талант перевоплощения. Несмотря на полицейский розыск, он после участия в батумском восстании каждый вечер играл на сцене Кутаисского театра, который посещали, в том числе и сыщики.

В какой бесплатный архив стоит обращаться, чтобы узнать о предках бесплатно без регистрации

Если вы не знаете, с какого архива вам стоит начать, начните с главного архива региона, в котором проживал данный человек. К примеру, если вы живёте в области, то таким архивом может стать Центральный государственный Архив Московской области.

Ссылка: https://rusarchives.ru/state/moskovskaya-oblast/centralnyy-gosudarstvennyy-arhiv-moskovskoy-oblasti

С региональными архивами можно связаться по телефону или е-мейл (при должной доле упорства). Отправьте запрос в такой архив и регулярно проверяйте, дошёл ли он, каково состояние его рассмотрения, и получите ли вы требуемую информацию.

Поиск документов в местных ЗАГСах вам не очень поможет. Всё потому, что ЗАГСы были созданы уже после революции, и захватили с собой постреволюционный документальный период. Но если строк вашего исследования включает и революционное время, вы можете обратиться и в местный ЗАГС за информацией о своих предках.

Паустовский “Жильцы старого дома” для читательского дневника

Название:
Жильцы старого домаЧисло страниц:
14Жанр:
рассказНаписано:
1944 год

Главные герои

  • Такса Фунтик;
  • кот Степан;
  • петух Горлач;
  • худая черная курица;
  • маленькая зеленая лягушка;
  • мастер Гальвестон – воображаемый герой;
  • скворец;
  • часы-ходики;
  • музыкальная шкатулка;
  • автор-рассказчик.

Не удивляйтесь вещам среди персонажей. Константин Георгиевич наделил их в рассказе одушевленными качествами, показывая что они являются полноценными жильцами и у каждого из них имеется свой характер.

Рассказ ведется от имени автора приехавшего летом из Москвы на дачу. Проживая в старом доме, он внимательно наблюдает за его обитателями. Как изменилась размеренная жизнь кота Степана, когда появилась такса Фунтик. Далее петух клюнул Фунтика за украденную корку хлеба. Как худая черная курица могла часами кудахтать на крыше. И как маленькая зеленая лягушка подолгу смотрела на огонь. Люди нашли на чердаке старинную шкатулку сделанную шотландским мастером Гальвестоном. Они представляли его присутствие, и фантазировали как он работал. Однако музыку из шкатулки удалось услышать только один раз. Песни же скворца, напоминающие африканские мотивы, жители дома слушали постоянно.

Мое мнение

Автор учит нас наблюдательности и любви к природе. Он замечает всех обитателей дома: не только животных, но и старые вещи. У всех наверное есть вещи, история которых неизвестна, Паустовский подталкивает узнать о них больше. Помимо этого животные его дома такие разные. Они не всегда рады находиться рядом, но все же уживаются вместе. Так и мы, люди, живем вместе и находим общий язык.

Мультфильм

Мультик созданный по одноименному произведению, можно посмотреть только в качестве отдыха. Рисованные сюжеты действительно прекрасны, но увиденное никак не подходит для отзыва. Здесь даже порода собаки не соответствует.

Популярные сегодня пересказы

  • Легкие шаги — краткое содержание рассказа Каверина Зимним вечером мальчик Петя увидел необычное явление – перелетевшую через рельсы девочку. Она перелетела перед самой электричкой. Мальчик посчитал это видением. Но позже увидел ее на улице их поселка Немухино
  • Несвоевременные мысли — краткое содержание книги Горького Произведение является короткими заметками писателя, посвященными авторским размышлениями о военных и революционных событиях, судьбе русского народа, духовным спасением которого, с точки зрения автора, являются культура и знания.
  • Критика чистого разума — краткое содержание книги Канта Данное произведение относится к ключевым работам, которые входят в число философии. Все идеи, которые выдвигает философ касаются теории познания. Автор ставит перед собой задачу, он хочет познать и понять ценности
  • Мальва — краткое содержание рассказа Горького На фоне беспокойного моря желтела длинная и узкая коса. На её берегу стоял большой шалаш, в котором прятался от жары Василий Легостев. Пять лет назад он, сорокалетний крестьянин, приехал из деревни на заработки

Его университеты

В 1907 году Нестор Каландаришвили окончательно ушел из семьи и с головой погрузился в игры в кошки-мышки с царской полицией. «Его университетами» стали тюрьмы — батумская, тифлисская, кутаисская, сухумская, керченская, новороссийская, киевская и харьковская. Однако официальное обвинение зачастую прекращало дела из-за недоказуемости, опасаясь соратников Нестора. На что были способны его товарищи, говорит следующий факт. После налета на жандармерию ему «светила» каторга без права возвращения из Сибири. Но благодаря большим деньгам и связям, дело Каландаришвили просто исчезло из полиции. Это известие застало Нестора в Иркутске, где тот оказался по пути в Японию.

СТРАНЫ ЗАПАДА ПОДЕЛИЛИ РОССИЮ ЕЩЕ В ДАЛЕКОМ 1917 ГОДУ И НАПРАВИЛИ СВОИ ВОЙСКА ОСВАИВАТЬ «СВОЮ» ЗЕМЛЮ. ИНОСТРАННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ ПРОТИВ СОВЕТСКОЙ РОССИИ (1917-1920).

А эта трагедия произошла 16 июля 1919 года. Белые выводят из Камышловской тюрьмы очередную партию арестантов — более 150 человек и ведут их по Сибирскому тракту в сторону Тюмени…

Уроженец села Никольского Николай Михайлович Трухин записал рассказ одного из бывших арестантов Камышловской тюрьмы и участника этих трагических событий, тоже жителя села Никольского Александра Бабинова, который единственный выжил в этой бойне. Предлагаю вашему вниманию запись Н.М. Трухина, свидетельства А. Бабинова:

Гражданская война в Камышловском уезде уложилась в один год, с июня 1918 по август 1919 года, только этот год принес людям неисчислимые страдания и горе потерь близких, родных, ужасы массовых убийств Колчаковской армией простых рабочих, крестьян и их семей.

Харизматический ультракоммунист

В Большой Советской Энциклопедии о Каландаришвили Несторе Александровиче (26.6. 1876, деревня Шемокмеди Грузинской ССР, — 6.3.1922, около Якутска) приведено несколько строчек. Сказано о том, что он имел два партийных псевдонима – Нестор и Дед, являлся «одним из руководителей партизанского движения в Восточной Сибири во время Гражданской войны 1918-20», награжден орденом Красного Знамени, погиб в засаде. По мнению ряда историков, такая библиографическая скупость объяснялась тем, что Каландаришвили был анархистом и даже ультракоммунистом. Причем настолько «пламенным и беспощадным», что его смерть, хоть и была отмщена, принесла, в конце концов, покой на залитую кровью сибирскую землю. Скорей всего, о нём благополучно забыли бы, назвав его именем несколько улиц и поселков, если бы не фильм «Сибирский дед», снятый в 1973 году на киностудии «Грузия-фильм». Актер Додо Абашидзе, говоря о своем герое, подчеркнул, что «дедушка» обладал харизмой и необыкновенной способностью располагать к себе.

Персонажи

Главный герой рассказа — дед Захар

, которому 69 лет, служил кучером у старого пана Томилина. Захар жил с внуками Семёном и Аникеем. Старший внук деда Захара —Семён был женат, имел ребёнка, участвовал в разделе панской земли. Был расстрелян вместе с женойАниськой во время расправы над жителями Тополёвки.Аникей — младший брат Семёна, который также участвовал в разделе панской земли и имущества, после расправы остался инвалидом.Пан Томилин — сын пана Евграфа Томилина, у которого служил дед Захар. После раздела его земли и имущества расправился жестоко над жителями Тополёвки, расстрелял 32 человека. В рассказе есть безымянный персонаж —рассказчик , которому дед Захар рассказал свою историю.

«На довольствии у Адольфа Гитлера»

Для эффективного ведения партизанской войны требовалась поддержка населения.

Он вспоминал о колхознице-активистке Пелагее, жившей на краю села Спадщина: «За содействие партизанам немцы вешали, а вот эта женщина, получая от нас задания, и виду не показывала, что ей угрожает, как будто и немцев нет, и речь идёт о самом обыкновенном задании сельсовета. Часто в лесу раздавался вдруг днём голос женщины, громко звавшей заблудившуюся корову. Партизаны уже знали, что это идёт со Спадщины Пелагея с подарками от колхозников и новостями, — кличка её коровы была паролем».

Через Пелагею партизаны установили связь с другими женщинами села. Некоторые из них ушли в отряд и организовали санчасть. 

Снабжение отряда продовольствием осуществлялось за счёт захвата складов оккупантов, поясняет Илья Денисенко:

Сидор Ковпак очень хорошо чувствовал людей и практически без осечек подбирал подходящих в свой отряд.

Анатолий Луговской рассказывает об одном воспитательном эпизоде, который он узнал от Николая Ласковенко — бывшего партизана: «Был бой. Один из бойцов спрятался и не стрелял. Бойца могли за это даже расстрелять. Но Ковпак выстроил весь отряд, подошёл к нему и говорит: «Иди сюды, Петро. Знымай штаны». Достал нагайку, ударил его один раз и сказал: «Щоб бильше це не повторювалося». И парень, которого он так воспитывал, был потом одним из самых закалённых и смелых бойцов».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: