Захар

Паустовский “Квакша” – краткое содержание для читательского дневника

Название:
КвакшаЧисло страниц:
14Жанр:
сказкаНаписано:
1954 год

Главные герои

  • Таня пяти лет;
  • дядя Глеб;
  • древесная лягушка;
  • ласточка.

Второстепенные герои

  • Работница Ариша;
  • злая подслеповатая курица;
  • отец девочки – агроном.

Стояла летняя засуха от которой страдало всё живое. В деревенском доме проживала маленькая девочка Таня. Она была добрая, любознательная и внимательно слушала разговоры взрослых о жаре. С ней также жил дядя Глеб – заядлый рыбак, которому Таня задавала множество вопросов. Однажды местная лягушка забралась в погреб и разорила запасы червей для рыбалки. Дядя хотел отдать воровку на съедение злой курице, но девочка заступилась и спасла квакшу. По этой причине лягушка очень хотела отблагодарить свою спасительницу. Она знала как люди ждут дождь, поэтому обратилась к ласточке за помощью. Та пообещала помочь, а квакша начала так громко квакать, что разбудила всю деревню. Наутро множество маленьких птиц пригнали дождевую тучу, и начался ливень. В заключение все стали с уважением относиться к лягушке: Глеб делился с ней червями, Ариша перестала ее бояться, а Таня играла с ней в саду в прятки.

Мое мнение

В сказке девочка является самым добрым персонажем: она кормит злую курицу, спасает квакшу, плачет о засохших растениях. Не удивительно, что лягушка ответила ей добром.

Мультфильм

Хорошо поставленный мультик, в котором отсутствует половина персонажей.
Ну сами подумайте, снимался он в 1973 году, разве можно было показать, что у колхозного агронома имеется домработница? Несмотря на это советую к просмотру.

Краткое содержание: Лисистрата

Аристофан написал комедию, главной героиней которой была Лисистрата, в переводе, «разрушительница войны» Эта женщина решила положить конец великой войне между Спартой и Афиной и сделать это с помощью женщин спартанцев и афинян. Дело в том, что эта война продолжалась уже десяток лет и главными её жертвами,конечно, были женщины, оставшиеся без мужей, рожавшие сыновей для войны. Лисистрата предлагает всем женщинам Греции забастовку. Все согласны с ней, что войну пора прекратить. Но какова цена этого? Пока мужчины не прекратят войну, не перейдут к перемирию, каждая женщина обязана отказаться от всякой близости, даже если муж снасильничает, жена должна не проявлять никаких чувств, быть как бревно.

Женщины спорят с Лисистратой, они не готовы к такому. В итоге Лисистрата настояла на своём, каждая дала клятву над вином. Если они нарушат клятву, пить им только воду. Забастовка началась, женщины заняли афинский акрополь. На приступ акрополя с факелами идут старики- мужчины, так как молодые все на войне. В перепалке одерживаю вверх женщины, а старики, облитые водой, отступают. Потом появляется государственный советник, самый старый мужчина. Он просит бунтовщиц не лезть в мужское дело (война — мужское дело). В ответ он получает — Наши мужья погибают на войне, — Мы рожаем детей, которые гибнут на войне, — Мы управляем домашним хозяйством и распутаем любое государственное дело, как пряжу в прялке, вычешем врагов, выгладим друзей, напрядём добрых связей и в большой клубок смотаем. Из этих нитей соткём для нашего народарубашку. Советник в ужасе от женской наглости и уходит побеждённым.

Но не всё так просто. Лисистрате приходится всё время сдерживать женщин, которые под любым предлогом пытаются сбежать из акрополя, потому что тоже скучают по мужьям. Теперь главное пересидеть мужчин.И тут приходит первый нетерпеливый мужик, он вызывает свою жену. В этой комедии каждому актёру привязан большой бутафорский фаллос. У этого мужчины он был просто неприлично огромный. Он уговаривает жену пожалеть его, но она соглашается, только если он замирится с врагами. Женщина уходит, а мужчина корчится в муках, хор стариков поёт, сочувствуя ему.

Женщины добились своего. Выходят афинские и спартанские послы на перемирие. Глядя друг на друга и на свои фаллосы, они без лишних слов переходят к перемирию. Лисистрата подзадоривает, нахваливая воинов. Они возвращают друг другу награбленное добро, нахваливая ум и красоту Лисистраты. Всем не терпится вернуться домой к детям и жёнам, отдохнуть и повеселиться. Хор подпевает, что жить с бабами невозможно, без них никак нельзя! Перемирие подписано, мужья забираю своих жён и танцуярасходятся по домам.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Лисистрата». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты

Книги на нашей полке

Совсем коротко расскажу о двух экземплярах, которые имеются в нашей домашней библиотеке. Первоначально я приобрела относительно простенькую и соответственно более экономичную книжку от издательства Махаон. Она же более полная по содержанию: 6 рассказов и 4 сказки. Смотрите ее в Озон

. Мы с сыном почитали, поработали над Растрепанным воробьем и мне захотелось большего. Со школьной скамьи я помню такие прекрасные произведения как Телеграмма, Корзина с еловыми шишками, Подарок, которые отсутствовали у нас.

По этой причине я стала искать второй экземпляр и остановила свой выбор не совсем на том что искала… Издательство Речь выпустило великолепный подарочный сборник
с иллюстрациями Геннадия Епишина. И я не смогла устоять. Помимо дополнительных сказочных историй Константина Георгиевича, мы получили эстетическое удовольствие. Здесь всё прекрасно: формат, бумага, сноски с объяснением незнакомых слов, картины художника (по другому их не назовешь). Другими словами – это один из лучших экземпляров на наших полках. Давайте сравним что внутри.

Как видите я так и осталась без того, что искала, но наше погружение в творчество автора состоялось. В итоге и родилась эта статья. Со временем обязательно приобрету недостающие произведения, уж очень мне нравится чему они учат.

К. Паустовский “Кот-ворюга” – читательский дневник

Название:
Кот-ворюгаЧисло страниц:
7Жанр:
рассказНаписано:
1935 год

Главные герои

  • Рыжий кот по прозвищу Ворюга;
  • рассказчик;
  • Ленька – сын деревенского сапожника;
  • Рувим – друг рассказчика.

Рыбаков постоянно обворовывал бездомный кот. Ребятам не терпелось рассмотреть ворюгу, но он умел отлично прятаться. После нескольких краж дети пришли в отчаянье. Они хотели поймать вора и хорошенько вздуть. Наконец-то кот попался, но когда его рассмотрели, увидели тощее и голодное существо. Вместо взбучки пойманному дали вдоволь наесться. Кот остался жить у рыбаков и больше никогда не воровал.

Мое мнение

Рассказ Паустовского учит нас доброму отношению к животным. Если бы люди наказали кота жестокостью, то он бы всё еще добывал пропитание воровством. Теперь я буду задумываться почему человек или животное сделали плохой поступок, и как я мог бы повлиять на их дальнейшее поведение.

Информативный урок

Уважаемые родители, если сомневаетесь как проводить обсуждение со своим маленьким учеником, посмотрите видео ниже

Учительница начальных классов обращает внимание на все нужные моменты и подводит ребенка к главной мысли произведения

Сюжет

Мальчик так тяжело болел, что не посещал школу несколько месяц. Фельдшер не знал, что за проблема у ребенка с ногами и советовал родителям ехать в город к врачу. А тем временем Павлик мог только лежать и смотреть в окно на прилетавших в огород скворцов.

Он их очень полюбил и мог часами наблюдать за их кропотливой работой. Отец, жалея больного сына, смастерил скворечник и приладил к дереву. Но однажды сильный ветер так раскачал ветви, что скворечник упал. Тут Павлик не выдержал и, не обращая внимания на боль в ногах, выбежал, чтобы спасти яички в гнезде у скворцов. Но это было бесполезно- все яйца разбились. Мальчик был очень огорчен этим, но мама его успокоила, сказав, что птицы снесут новые яйца и обязательно выведут птенцов.

Нерасторжимая связь с Обломовкой

Со временем отчетливее проявляется нерасторжимая связь между Обломовым и его слугой — как двух последних обитателей и представителей Обломовки, являющейся всего лишь прекрасным сном, каждый из них по-своему хранит в душе святые «преданья старины», сформировавшей их взаимоотношения, характеры, жизни, конфликты. Поднимаемые в произведении «Обломов» проблемы во многом обусловлены тем, что противопоставляются два мира — сонный мир родной Обломовки и прозаическая объективная реальность. Даже когда Захар в середине романа неожиданно женится на кухарке Анисье, намного более чистоплотной, умелой и ловкой, чем он, этот слуга старается по мере сил не подпускать ее к Обломову, сам выполняя привычные обязанности, без которых не может представить своей жизни.

Слуга Захар: характеристика

Равнодушие к грязи, пыли и сору отличает этого человека от других персонажей-слуг, изображенных в отечественной литературе различными авторами. Слуга Захар имеет на этот счет свою философию, которая не позволяет ему бороться с клопами и тараканами, поскольку они выдуманы Господом. Когда Илья Ильич приводит в пример ему семейство настройщика, живущее напротив, тот отвечает аргументами, в которых чувствуется его незаурядная наблюдательность. Захар говорит о том, что у немцев нет грязи потому, что эти герои «Обломова» голодают, а сюртук с отцовского плеча переходит сыну, поэтому у семьи нет изношенного платья, горой лежащего в шкафах, как в доме у Ильи Ильича.

Этот слуга, при всей своей внешней разболтанности, тем не менее, довольно собран. Так, не дает ему растрачивать барское добро вечная привычка слуг старой закалки — когда жулик Тарантьев, земляк Ильи Ильича, просит того одолжить на время фрак, слуга Обломова Захар тут же отказывает: он ничего больше не получит, пока не вернет жилет и рубашку. Илья Ильич теряется перед его настойчивостью.

Популярные сегодня пересказы

  • Кубок — краткое содержание баллады Жуковского Жил в одном государстве владыка. Как-то раз, он захотел, чтобы его верные рыцари продемонстрировали, как они верны своему царю. Он предложил им прыгнуть с горы за своим кубком. Участвовать могли все: и храбрый воин, и простой житель
  • Косточка — краткое содержание рассказа Толстого Рассказ повествует о маленьком мальчике Ване, который проявил нетерпение, затем солгал, и впоследствии его ложь вылезла наружу.
  • История крепостного мальчика — краткое содержание книги Алексеева Алексеев написал произведение «История крепостного мальчика». В нем идет речь о мальчике из крепостной семьи Мите Мышкине, который был тоже крепостным. Он проживал в деревне Закопонка
  • Железников Железников родился на свет 26 октября 1925 года, в городе Витебске. Его отец был уважаемым офицером. Все детство Вова вместе с семьёй постоянно переезжал, из –за отцовской службы.

Сюжет

В ожидании мамы Дениска сидел возле песочницы. Она почему-то задерживалась, на небе стали потихоньку зажигаться звёзды, и ребята начали расходиться по домам. Тут к Дениске подошёл его лучший друг Мишка и взял в руки самосвал. Было понятно, что Мишке очень понравилась игрушка, и он попросил поиграть с ней. Однако Дениска отказал, ведь самосвал был ценным папиным подарком.

Тогда Мишка принялся торговаться: он предложил за игрушку редкие марки и даже спасательный круг. Однако все эти вещи совсем не интересовали Дениску. Тогда Мишка, словно решившись на что-то, махнул рукой и достал своё главное сокровище – спичечный коробок, в котором светилась крошечная звездочка. Мишка объяснил, что это живой светлячок, потому и светится в темноте. Дениска, недолго думая, совершил обмен и принялся рассматривать светлячка. Он разглядывал его очень долго, позабыв обо всём на свете.

Наконец, пришла мама и отвела Дениску домой. Она поинтересовалась самосвалом, и Дениска спокойно сказал, что обменял его. Мама хотела узнать, что он получил взамен, и тогда мальчик попросил её выключить свет. Вместе они долго смотрели на светящуюся «звездочку» в спичечном коробке. Мама согласилась, что это, конечно, волшебство, но она никак не могла понять, как Дениска мог обменять на букашку большой дорогой самосвал. Дениска объяснил, что ему было очень скучно, но когда он увидел светлячка, то сразу понял, что он гораздо ценнее любого, даже самого дорогого самосвала. Ведь он живой и светится!

Внешность

Это был «…пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете… с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами… » Эти роскошные бакенбарды — колоритная деталь внешности Захара. Они шевелились и меняли положение на его лице в зависимости от мимики: когда он улыбался — его бакенбарды раздвигались в стороны и поднимались.

Раньше он носил ливрею, сопровождая своих господ в гости или в церковь, а сейчас неизменный сюртук и жилет напоминали ему эту ливрею, которая свидетельствовала о достоинстве дома Обломовых. Глубокая пре­данность барину перешла к нему «…от отца, деда, братьев, дворни… обратилась в плоть и кровь».

Характер

Главной чертой характера Захара была леность. Она дана ему от природы — он родился и вырос в благословенном уголке, где «всё тихо и сонно».

Как Обломов был привязан к своему дивану, так Захар был привязан к своей лежанке. Погружённый в дремоту, он проводил на ней большую часть своего времени. Иногда выходил к воротам, тупо смотрел на прохожих, а затем шёл на кухню поболтать с кухаркой Анисьей.

Конечно, хозяйство Обломова при таком слуге велось кое-как. Когда речь заходила об уборке, он говорил, что нет смысла убираться каждый день, потому что завтра мусор снова наберётся. Лучше умереть, рассуждал он, чем каждый день перебирать все углы.

Захар нечистоплотен и неопрятен. Он редко бреется, редко моет лицо и руки, хотя делает вид, что иногда занимается этим. Когда Обломов стыдит его за то, что видел на стене клопа, Захар реагирует на это совершенно спокойно, добавляя, что у него и блохи есть. Мол, что в этом такого?

С юмором описана феноменальная неуклюжесть и неловкость Захара. Все предметы в кабинете Обломова, особенно те, которые требуют бережного отношения, перебиты и переломаны. Когда он принимался за наведение порядка в кабинете хозяина, «начиналась ломка, паденье разных вещей, битьё посуды, опрокидыванье стульев…» Гончаров пишет, что годами вещи могут стоять на своих местах, но стоит Захару взять в руки какую-нибудь из них — она тут же ломается или разбивается.

Константин Паустовский “Теплый хлеб” для читательского дневника

Название:
Теплый хлебЧисло страниц:
15Жанр:
сказкаГод написания:
1945

Главные герои

  • Мальчик Филька;
  • мельник Панкрат;
  • вороной конь.

Второстепенные герои

  • Бабка Фильки;
  • ребята и старики из деревни;
  • старая сорока;
  • метель и лютый мороз;
  • теплый ветер.

Кавалерийский отряд оставил раненого коня в деревне Бережки. Все в деревне уважали коня и подкармливали чем могли. Однажды Филька по прозвищу Ну Тебя, обидел животное ударив его по губам и бросив хлеб в глубокий снег. В тот же момент началась метель и ударил лютый мороз. Бабка рассказала внуку о таком же морозе сто лет назад, который случился из-за злобы людской. И Филька осознал, что должен исправить свою ошибку, иначе погибнут жители деревни. После этого он пошел к мельнику Панкрату за советом, но тот попросил его найти решение как спасти людей самому.

На следующее утро мальчик уговорил ребят ломать лед, чтобы заработала мельница. Теплый ветер, который позвала сорока, также помог людям. Мельница заработала и в каждом доме пекли хлеб. Филька взял булку свежевыпеченного хлеба и принес ее коню. Хотя не сразу, но конь принял подарок и положил морду на плечо мальчика. Так они и помирились.

Мое мнение

“Теплый хлеб” не слишком похоже на сказку, события происходят во времена Великой Отечественной войны. Итак, эта сказка учит нас не унижать ни человека, ни животное. А также осознавать свои ошибки и исправлять их. Еще просить прощения и прощать. Думаю, что мальчик Филька изменился после этого случая и стал добрее.

Мультфильм

Я бы сказала одна из самых похожих на оригинал анимация, но в ней также есть изменения. При этом, как мне кажется, изъята самая суть. Если не прочесть сказку, вряд ли поймешь главную мысль автора. А вот как повторение советую к просмотру.

Константин Паустовский “Теплый хлеб” для читательского дневника

Название:
Теплый хлебЧисло страниц:
15Жанр:
сказкаГод написания:
1945

Главные герои

  • Мальчик Филька;
  • мельник Панкрат;
  • вороной конь.

Второстепенные герои

  • Бабка Фильки;
  • ребята и старики из деревни;
  • старая сорока;
  • метель и лютый мороз;
  • теплый ветер.

Кавалерийский отряд оставил раненого коня в деревне Бережки. Все в деревне уважали коня и подкармливали чем могли. Однажды Филька по прозвищу Ну Тебя, обидел животное ударив его по губам и бросив хлеб в глубокий снег. В тот же момент началась метель и ударил лютый мороз. Бабка рассказала внуку о таком же морозе сто лет назад, который случился из-за злобы людской. И Филька осознал, что должен исправить свою ошибку, иначе погибнут жители деревни. После этого он пошел к мельнику Панкрату за советом, но тот попросил его найти решение как спасти людей самому.

На следующее утро мальчик уговорил ребят ломать лед, чтобы заработала мельница. Теплый ветер, который позвала сорока, также помог людям. Мельница заработала и в каждом доме пекли хлеб. Филька взял булку свежевыпеченного хлеба и принес ее коню. Хотя не сразу, но конь принял подарок и положил морду на плечо мальчика. Так они и помирились.

Мое мнение

“Теплый хлеб” не слишком похоже на сказку, события происходят во времена Великой Отечественной войны. Итак, эта сказка учит нас не унижать ни человека, ни животное. А также осознавать свои ошибки и исправлять их. Еще просить прощения и прощать. Думаю, что мальчик Филька изменился после этого случая и стал добрее.

Мультфильм

Я бы сказала одна из самых похожих на оригинал анимация, но в ней также есть изменения. При этом, как мне кажется, изъята самая суть. Если не прочесть сказку, вряд ли поймешь главную мысль автора. А вот как повторение советую к просмотру.

Особенности дореволюционного документоведения

Как известно, грамотность не была сильной стороной Российской империи. По статистике до 1917 года были неграмотными около 80% населения. Образование часто велось в церковно-приходских школах с соответствующим уровнем обучения. Это и многое другое налагалось на ведение гражданской документации. Организация которой в провинции была довольно посредственного уровня, и велась с привлечением церкви.

На последнюю вплоть до Октябрьской революции возлагалась функция регистрации актов гражданского состояния. Обязанности государственных регистраторов выполняли священники (в других религиях — имамы, раввины и др.). Потому крещение и отпевание также считалось актом гражданского состояния. Журналами регистрации гражданских актов тогда служили церковные метрические книги, благодаря которым устанавливалась метрика (родословная) того или иного человека. Ныне эти метрические книги перекочевали в государственные архивы, где к ним могут получить доступ многие исследователи.

С 17 века в Российской империи стали регулярно проводится переписи населения. Данные таких переписей (к примеру, всеобщей переписи 1897 года) сегодня находятся в различных государственных архивах. Благодаря последним исследователи могут помочь получить информацию о своих предках до революции по их фамилии.

История создания

Рассказ «Лазоревая степь» написан в начале 1926 года. Впервые опубликован в 1926 году в журнале «Комсомолия» (№ 6—7. Июнь-июль), затем в сборниках «Лазоревая степь» (1926), «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927) и «Лазоревая степь. Донские рассказы. 1923—1925» (1931). В 1927 Шолохов создал полемическое предисловие к тексту, которое затем не использовалось.

В сборнике «Заря Советов» (1928) рассказ «Лазоревая степь» был опубликован в 1928 году, об этом Михаил Шолохов писал своей жене: «…не знал и не ведал, что 2 моих рассказа из „Лазоревой степи“ включены изд-ством „Моск. рабочий“ в сборник лучших произведений о гражданской войне. И вот наравне с корифеями литературы включён туда и аз грешный».

Рассказ «Лазоревая степь» был опубликован неоднократно за рубежом и переведён на многие языки: болгарский, голландский, немецкий, словенский, турецкий, шведский и другие.

Драгунский Виктор рассказ

Число страниц: 5

Жанр: рассказ

Главные герои: Дениска, Мишка, Денискина мама.

Краткое содержание рассказа “Он живой и светится”

Однажды вечером Дениска поджидал свою маму, но ее все не было.

Зато появился на детской площадке его друг, Мишка.

Он сразу заинтересовался игрушечным самосвалом, с которым играл Дениска.

Мишка долго изучал самосвал и его возможности, а потом предложил поменяться.

Самосвал казался ему очень ценным, так как он был подарком папы.

Тогда Миша стал вспоминать, что у него еще есть на обмен.

Он предложил лопнутый плавательный круг, а потом предложил коробок с чудом.

В коробке что-то светилось. Это был светлячок.

Дениска странно затих и решил, что за этого светлячка можно и самосвал отдать.

Мишка торопливо убежал с самосвалом куда-то в темноту двора.

Мама казалось, была недовольна тем, что Дениска сменял свою новую и дорогую игрушку.

Она строго посмотрела и захотела узнать, чем это лучше того.

Дениска не струсил и просто ответил, что самосвал мертвый, а светлячок живой.

1. Мальчик в ожидании

2. Игрушка самосвал

3. Коробочка со светлячком

4. Обмен

5. Он живой

Чему учит произведение “Он живой и светится”

Рассказ “Он живой и светится” учит нас понимать разницу между обычными игрушками, мертвыми, хотя и красивыми и может быть дорогими, и живыми существами, которые все равно останутся во много раз прекрасней.

Дениска.

Маленький, любознательный.

Ждет, меняется, радуется.

Обменял самосвал на светлячка.

Детство.

Краткий отзыв о рассказе “Он живой и светится” для читательского дневника

Рассказ “Он живой и светится” мне понравился его посылом.

В нем показан добрый душой и чистый сердцем мальчик, который без сожаления отдает дорогую игрушку за красивого светлячка.

Насколько его поступок кажется более привлекательным с моральной стороны, чем желание его друга во чтобы то ни стало, завладеть дорогой игрушкой.

Живое живому, мертвое мертвому.

Выменял кукушку на ястреба.

Паустовский “Барсучий нос” – читательский дневник

Название:
Барсучий носЖанр:
рассказНаписано:
1935 годЧисло страниц:
4

Главные герои

  • Рыбаки;
  • мальчик девяти лет;
  • барсук.

Рыбаки расположили свой лагерь неподалеку от озера, в котором ловили рыбу. Они жгли костер днем и ночью, чтобы отпугнуть зверей. Однажды вечером на запах жареной картошки пришел маленький барсук. Несмотря на присутствие людей, он прыгнул к сковороде, в которой жарилась картошка и очень сильно обжегся. Зверьку было больно, он убежал крича на весь лес. На следующее утро мальчик, приехавший с рыбаками, увидел как барсучонок лечил пострадавший нос. Он сделал дырку в старом пне и туда где было мокро и прохладно сунул свою морду. Через год рыбак увидел зверька вновь, у того остался шрам после ожога.

Мое мнение

Меня удивило, что барсук решился так близко подойти к людям. Мне стало жалко зверька, когда он обжегся, ведь он только хотел покушать. Больше всего восхитила наблюдательность мальчика. Может быть он что-то выдумывал, а может действительно видел вещи о которых рассказывал взрослым. А в конце поразило как зверь нашел спасение от боли. Но создалось ощущение, что барсуку не нравились люди, он фыркал и сердито чихал, когда видел их.

Озвученный диафильм

По сути этот диафильм является хорошо иллюстрированной версией текста. Как уже писала раньше – смотрите только после чтения ребенком произведения в оригинале. Но если у вас нет данного рассказа в книге и вы собираетесь искать его онлайн, то уж лучше выключить звук компьютера, и пусть ученик прочтет и рассмотрит картинки в этом видео. После чего составляет отзыв.

Популярные сегодня пересказы

  • Святогор и Микула Селянинович — краткое содержание былины В данном поэтическом сказании повествуется о русском богатыре Святогоре, обладающего недюжинной силой, да такой, что он сам не мог справиться с нею. Однажды богатырь, мечтая померяться с кем-нибудь силушкой своею
  • Трус — краткое содержание рассказа Гаршина Не смерть страшна как таковая, а безликий номер, под которым погибает каждый солдат. Барин или простой крестьянин, смерть разбирать не станет, просто присвоит очередной номер.
  • Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения — краткое содержание повести Приставкина В центре сюжета находятся воспитанник детского дома Сергей Кукушкин и его друзья. Свою настоящую фамилию и родителей Сергей узнает только после приезда в детдом женщины по имени Мария
  • Гауф Вильгельм Гауф – популярный писатель, автор всеми любимых сказок, а также новеллист. Появился на свет в немецком городке – Штутгарте в 1802 году 29 ноября.

Вы здесь

Главная › Книги Румянцевского музея › Петелин В. Михаил Александрович Шолохов. Энциклопедия.

Лазоревая степь.

вс, 08/28/2011 — 20:32 — Вячеслав Румянцев

ЛАЗОРЕВАЯ СТЕПЬ. Опубликован в журнале «Комсомолия», №№ 6-7, июнь-июль 1926 г.; затем в сборниках «Лазорева степь», Новая Москва, М., 1926; «О Колчаке, крапиве и прочем», Госиздат, М.-Л. 1927; «Донские рассказы», Московский рабочий, М., 1929; «Донские рассказы», ЗИФ, М.-Л., 1930; «Лазоревая степь», Московское товарищество писателей, М., 1931.

В 1927 году, готовя рассказ к переизданию в сборнике «О Колчаке, крапиве и прочем», Шолохов написал полемическое вступление, в котором изложил свою эстетическую программу о бесстрашии писателя-реалиста, потом автор выкинул это вступление(Это вступление я уже процитировал при трактовке общей литературно-эстетической программы).

ДЕД ЗАХАР, от имени которого ведётся повествование, автор лишь его начинает, рассказывает о трагической истории семьи крепостных, которые кучерами служили в имении Тополёвка у пана Томилина, сначала у отца, а потом и у сына, офицера-белогвардейца. Пан Евграф Томилин выменял отца деда Захара «за ручного журавля у соседа-помещика», а после смерти отца дед Захар стал кучером у пана. Пан Томилин был типичным крепостником, называл кучера «хамлюгой»: «Сроду до места прибытия не доезжал: либо коляску обломает, либо лошадей погубит, а после пешки прет…Веселый был пан…» Пану приглянулась жена деда Захара, она горничная была, прибегала в людскую ревет белугой: «все груди искусаны, кожа лентами висит». Послал пан деда Захара за фершалом, а дед сделал вид, что уехал, а сам взял кнут и в панские хоромы, увидел, что на кровати возня. «Тольки это приподнялся мой пан, я его кнутом, а кнут у меня был со свинчаткой на конце…Слышу гребется к окну, я в потемках ишо раз его потянул через лоб. Высигнул он в окно, я маленько похлестал бабу и лег спать», — бесстрастно рассказывает дед Захар. Сын его оказался не лучше, щенят «живьем свежует – обдерет и пустит». После переворота по совету внука Семки мужики разделили панские земли «и зачали пахать». Но вскоре пан пришел с казаками и отбил у тополевцев свое имение, два внука деда Захара попали в плен к казакам, которыми командовал пан Томилин. Дед Захар на коленях стал вымаливать жизнь внуков Семена и Аникея. Пан простит их, если они сами попросят у него прощения, всыпит пятьдесят розог и зачислит в свою команду. Аниекей ответил деду Захару: «Поди, — говорит, — к своему пану и скажи ему: мол, дед Захар на коленях всю жисть полозил, и сын его полозил, а внуки уже не хочут. Так и передай!»

Перед расстрелом внуки передали деду Захару свою одежду с добрыми напутствиями, а тут прибежала Аниська с дитём Семена и бросилась обнимать своего мужа. «Тридцать два человека в тот день расстрелял панТомилин. Один Аникей живой остался через гордость свою…» Его выбросили на дорогу, и пушки раздавили ему ноги. «Меня то морозом дерет, то в жар кинет. Лапну себя за голову, а пот зачем-то холодный, как родниковая вода», — вспоминает дед Захар.- Быльем поросло это. Остались одни окопы, в каких наши мужики землю себе завоевывали. Растет в них мурава дакраснобыл степной…Аникею ноги отняли, ходит он теперь на руках, туловищу по земле тягает. С виду – веселый… Двадцать пятый год ему, а землю сроду не придется пахать…Вот он и тоскует..»

О недавней войне много появилось неправдивой литературы, рассказывали преимущественно легенды и мифы, о том, «как в степях донских и кубанских умирали, захлебываясь напыщенными словами, красные бойцы». А тут предстала правдивая история о красноармейцах и белогвардейцах, которые расстреливали красных бойцов.

Сюжет

Рассказ ведётся от лица пастуха Захара, который, будучи крепостным, служил у пана кучером. Затем он перешел на службу к другому пану, но тот оказался жестоким. Его сын, офицер, не отставал от отца. Во время Гражданской войны сына пана выжили с его земель, чтобы поделить их. Однако тот вернулся с казаками, желая отвоевать свои земли назад и покарать восставших против него мужиков. Сын пана велит расстрелять всех участников бунта. Захар молит офицера не казнить внуков. Тот соглашается, но с условием — те должны покаяться и верно ему служить. Внуки отказываются. Старшего внука Семёна вместе с женой казнят, младший Аникей спасается, раненным пулями и искалеченным телегой. Он сожалеет, что теперь не может работать на земле.

Коловерть

Режиссёры Валерий Лонской и Владимир Шамшурин.

Гражданская война в России. Два донских казака отправляются воевать на стороне большевиков, к ним присоединяется старый отец Пётр Пахомыч

. В бою гибнетГригорий . Отец сИгнатом возвращаются домой, в занятую белогвардейскими частями станицу. Третий брат — казачий сотникМихаил , выдаёт их, чем обрекает на неизбежный расстрел.

В ролях

  • Павел Кормунин — Пётр Пахомыч, отец
  • Надежда Федосова — мать
  • Анатолий Солоницын — Игнат Крамсков
  • Юрий Назаров — Михаил Крамсков
  • Евгений Герасимов — Яков
  • Иван Савкин — Ефим
  • Владимир Козел — белогвардейский полковник

Отношения Обломова и Захара

С Обломовым Захар часто грубит и фамильярничает, спорит с ним, особенно когда дело касается какого-нибудь задания, не предусмотренного кругом его основных обязанностей. Легко врёт своему хозяину и ворует у него деньги со стола, а также не возвращает сдачу. Причём оправдывает это своеобразно: «Как же не приберёшь гривен да пятаков к рукам, так и табаку не на что купить…»

Он и в юности был «проворным, прожорливым и лукавым парнем», таким же прожорливым и лукавым остался и в старости и всегда тосковал, если барин всё съедал и тарелка оставалась пустой. Он постоянно что-то жевал, любил также и выпить за барский счёт.

Читать он не умел, но и не расстраивался особенно по этому поводу: «Прожил век и без грамоты, слава Богу, не хуже других». Это рассуждение также перекликается с мнением Обломова: «Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? Из чего мне?» Зато деньги считать Захар умел.

Захар любил посплетничать, распускал о своём барине различные небылицы, называл его дурным барином, не дающим ему житья. В то же время он всей душой был предан своему хозяину и вообще всему, что носило имя Обломова. Он мог себе позволить злословить по его адресу, но никогда не позволял этого делать другим.

Автор пишет: «Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и природным долгом…». Но при этом Гончаров уверен, что если бы Захару пришлось дежурить ночью у постели больного Обломова, то он непременно бы уснул.

В возрасте 55 лет Захар женился на кухарке Обломова Анисье. Несколько лет они живут в браке и продолжают служить Обломову. Анисья, тихая, кроткая, работящая женщина, для Захара стала тем же ангелом-хранителем, что и Агафья Пшеницына для Обломова.

Но она умирает от холеры. Умирает и Обломов. После его смерти Захар очень скучает по своему барину, ходит на его могилу и не хочет никуда уезжать, несмотря на предложение Штольца. Оставшись в одиночестве, он начинает пить и бродяжничать.

Вывод

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Образ и характеристика Сотникова — героя повести В. В. Быкова «Сотников»

«Серая Шейка» — краткое содержание и пересказ по главам сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка

Образ и характеристика Герды — героини сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»

«Всадник без головы» — краткое содержание и пересказ по главам романа Майн Рида

«Гранатовый браслет» — краткое содержание и пересказ по главам повести А. И. Куприна

Образ и характеристика Лопахина — героя пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»

Образ и характеристика Василия Тёркина — героя поэмы А. Т. Твардовского «Василия Тёркина»

Краткая биография Александра Николаевича Островского

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: