Анализ романа м.а. шолохова «поднятая целина»

Краткое содержание Булычёв Заповедник сказок

Алиса Селезнёва, дочь профессора, учила дома по видеофону язык жителей Марса. В это время её отцу, работавшему в кабинете, позвонил маленький козлик. Профессор подумал, что это шутка.

Затем из заповедника, где жили представители различных сказок, привели заболевшего дракона. Человека, который сопровождал Змея Гордыныча, звали Кусандра. Он был очень странный тип. Кусандра сказал, что директор заповедника Иван Иванович Царевич сейчас в отъезде. Профессор Селезнёв осмотрел дракона и посоветовал сделать ему укол. Дракон боялся боли и отказался от лечения.

Алиса же обнаружила гнома, который находился в кармане Кусандры. Он сообщил Алисе, что всем сказочным героям угрожает опасность. Иван Царевич на самом деле заколдован Кусандрой. Он уговорил девочку отправится в заповедник под видом Золушки.

Алиса пробралась в сказочный лес, познакомилась там с тетей гнома, с Дедом Морозом и Снегурочкой. Многие герои сказок были на их стороне. Но, в заповедник лесу водились и враги, которые помогали Кусандре: Кот в сапогах, Серый волк. Волк притворялся вегетарианцем. Кот водил на пастбище козленка.

Алиса пробралась во дворец, где жил толстый король. Половину своего жилья он сдавал дирекции заповедника за еду и уход. Король возмущался и жаловался, что директор не заходит к нему и его не кормят.

Девочка забралась в подвал дворца. Там она встретила Кота, который хотел разбудить Спящую красавицу. Он был вместе с козленком и обижал его. Алиса защитила малыша.

Кусандра решил захватить власть над всеми жителями заповедника. Он украл Курочка Рябу и собирал золотые яйца. Кусандра на самом деле оказался Кащеем Бессмертным. Он хотел с помощью машины времени перенести всех сказочных героев в другое измерение. Но, никто не хотел лететь с ним.

Директор Иван Царевич был заколдованный в козлика. Алиса воодушевила сказочных героев и они победили злодеев. Кощей смог улететь на машине времени.

Алиса вызвала отца, чтобы он расколдовал директора заповедника.

«Заповедник сказок» краткое содержание, читательский дневник, что писать?

Нужно 5,6 предложений

В дирекции, Алиса подслушивает разговор Куссандры и Волка и узнает, что директор действительно никуда не уехал, его заколдовал Куссандра. Кот и Волк рассказывают Куссандре про Алису, называют ее шпионкой. Куссандра ловит Алису и сажает ее в подземелье.

Но у Алисы в заповеднике уже появились друзья и с помощью дракона (того самого, который приходил на прием к ее отцу) Алисе удается бежать.

Куссандра собирает всех жителей заповедника и объявляет себя новым директором. Звери не принимают нового директора и начинают бунтовать. Заканчивается все тем, что Куссандра на машине времени убегает в легендарную эпоху. А директора, превращенного в козлика, попытается расколдовать папа Алисы.

Фантастическая повесть Кира Булычева «Заповедник сказок» опять сводит нас с Алисой Селезневой, главной героине многих повестей этого писателя.

Главные герои повести «Заповедник сказок:

Алиса Селезнева, девочка 8 лет из будущего

Кусандра-Кощей, замдиректора заповедника.

Многочисленные сказочные персонажи: Гном, Змей Гордыныч, Серый волк, Кот в сапогах, Дед мороз, Снегурочка, Красная шапочка и ее бабушка

Серенький козлик, он же директор заповедника Иван Царевич.

Краткое содержание повести Кира Булычева «Заповедник сказок».

Тема коллективизации в книге М. Шолохова «Поднятая целина»

(437 слов) Как известно, Михаил Шолохов уже при жизни был признанным писателем, поэтому многие люди стремились помочь ему в работе над книгами. Одной из таких «коллективных» работ стал роман «Поднятая целина». Десятки обитателей деревень и сел писали автору, как происходит у них объединение хозяйства в одно масштабное общее предприятие. Этот процесс и получил название «коллективизация». Ему Шолохов посвятил целое произведение, надеясь воссоздать трудности эпохи становления нового государства.

Несмотря на то, что многие читатели упрекали автора в пропаганде советских ценностей, в романе «Поднятая целина», как и в «Тихом Доне», действия правительства не считаются чем-то безгрешным и абсолютно правильным. Можно смело сказать, что автор изобразил не успех, а крах реформы хозяйства, ведь, как нам известно из истории, коллективизация принесла стране больше плохого, чем хорошего. Писателю же удалось ответить на вопрос, почему так произошло?

Народ, являющийся полномасштабным героем романа, после отмены крепостного права получил четкую и понятную жизненную цель – развивать свое индивидуальное хозяйство и кормить страну, проживая при этом в достатке и уважении. Эти перемены позитивно отразились на состоянии крестьянства: в каждой деревне появились «кулаки» — зажиточные работники, которые даже пользовались наемным трудом, обрабатывая свою землю. В книге есть колоритные примеры таких людей: Лятьевский, Лапшинов, Тит Бородин. Естественно, Первая мировая и гражданская войны нанесли сильный удар едва поднявшейся на ноги деревне, и добить ее, по мнению крестьян, привыкших к частной собственности, пришли коммунисты. Их в произведении представляют Давыдов, Нагульнов и Разметнов. Их идеи противоречили общепринятому укладу жизни, который ассоциировался у селян со свободой. Именно индивидуальное хозяйство, ставшее залогом личной выгоды, мотивировало людей к тяжелому труду, а без этого им незачем стало работать, ведь колхоз был подозрительно похож на барщину, где крепостной не имел заинтересованности в развитии хозяйства. Таким образом, неприятие коллективизации было обусловлено исторически. Народ не верил в идеалы городского романтика Давыдова, он мыслил здраво и практически, и единственным двигателем его инициативы была личная выгода. Даже сторонники нового устройства из деревни поддерживали реформу, исходя из собственных корыстных мотивов. Демида Молчуна, обездоленного человека, вдохновляла зависть к кулакам, Демка Ушаков хотел обеспечить семью, объединившись с богатыми соседскими угодьями, Кондрат Майданников хотел уничтожить кулаков, потому что сам не присоединился к ним, был середняком. Но за идею никто из деревенских обитателей объединяться не желал. Оторванность партийной верхушки от реальной жизни породила этот чудовищный эксперимент, ставший для страны не выходом из кризиса, а еще одним его проявлением. Коллективизацию удалось завершить лишь огнем и мечом.

Таким образом, автор изобразил коллективизацию как разностороннее историческое явление, имеющее сторонников и противников среди простых людей. В нем были плюсы, но на практике выяснилось, что минусов гораздо больше, ведь любой антинародный курс обречен на провал, так как идеологи могут только выдумать правила и законы, но жить или не жить по ним будет именно народ. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Причины, цели и сущность коллективизации

Официально провозглашенной причиной коллективизации были социалистические преобразования на селе. Неоднородность и многоукладность экономики в аграрном секторе, наличие крупных и мелких личных хозяйств объявили пережитками старого строя, которые надо преодолеть.

Курс был взят на создание крупных социалистических аграрных производств, в которых не будет кулаков, середняков и бедняков. А все будут колхозниками с примерно одинаковым достатком. Крупные хозяйства, оснащённые современной техникой, будут меньше зависеть от капризов погоды и прочих обстоятельств, и надёжно обеспечивать страну хлебом, мясом и сырьём для промышленности.

Реальными причинами коллективизации было упрощение изъятия продукции сельскохозяйственного производства. Личные хозяйства ликвидировались, все крестьяне поголовно становились наёмными работниками государства, и продукт их труда больше им не принадлежал. Раньше они могли, пусть и по заниженным ценам, сдавать зерно; продавать молочную и мясную продукцию. Теперь – нет: всё это стало государственной собственностью.

Крестьян, на первом этапе коллективизации, государство превратило в рабочий скот, который фактически работал за еду. Денег колхозникам не платили. Они работали за «палочки в тетрадке» – трудодни, которые обменивались на продукты. Воровство зерна жёстко наказывалось: за несколько колосков, взятых с колхозного поля, давали 10 лет лагерей. И этот человек уже окончательно становился бесправным «рабом государства».

Читательский дневник по повести «Заповедник сказок» Булычева

Сюжет

Будущее. На прием к зоологу Селезневу злодей Кусандра (Кощей) приводит дракона Змея Гордыныча из заповедника сказок. Из кармана Кусандры выскакивает гном Веня. Он зовет на помощь Алису, 8-летнюю дочку зоолога. Оказывается, Кусандра заколдовал настоящего директора заповедника Ивана Ивановича Царевича в козлика, а сам занял его место. Он хочет закрыть заповедник, а всех персонажей увезти на машине времени в легендарную эпоху, мир страшных сказок.

Алиса под видом Золушки, ее друзья гном непоседа Веня с невестой-куклой Дашей, его тетя Дагмара, умный дед Мороз со Снегурочкой, мудрая бабушка Красной Шапочки, дракон, король, набравшись храбрости, дружно дают отпор злодею. Он бросает своих злых помощников Волка и Кота в сапогах, а сам сбегает в легендарную эпоху. Алиса приводит козлика-директора домой, чтобы отец и его друзья-ученые сделали из него человека.

Отзыв

В мире будущего не верят в сказки и их героев, верят только в науку, уже освоены чужие планеты, открыты все тайны. А сказочные герои живут, злодействуют и геройствуют. И страшное преступление в заповеднике раскрывают не взрослые, а девочка Алиса. Вместе с друзьями она спасает директора, доктора наук, из лап Кусандры (Кощея). Ее, а не взрослых, герои просят о помощи. Ведь только дети умеют жить в сказке. Повесть учит взаимовыручке, отваге, дружбе, смекалке. Учит бороться со злом, не терять надежду, действовать сообща, быть отзывчивым и добрым.

Часть 4. Возвращение

Началась Великая Отечественная война. Начальник предложил Игнатову сымитировать восстание селян и пойти на войну лейтенантом. Игнатов отказался и впал в немилость.

С 11 апреля 1942 года на войну начали призывать раскулаченных. На фронт ушли Иконников и Горелов. Зулейху мучала мысль, что Юзуф чуть не погиб, пока она была с Игнатовым. Она прекратила отношения с ним.

Реклама:

Спустя 4 года ставший чекистом Горелов вернулся лейтенантом. Лейбе стал главным врачом районной больницы. Юзуф мечтал стать художником и решил бежать из посёлка. Зулейха узнала о планах сына из писем от Иконникова. К ней опять пришёл призрак Упырихи, и она наконец простила её.

Игнатов узнал, что его хотят снять с должности и назначить Горелова, но уже не хотел уезжать из посёлка.

История создания Шолоховым романа «Поднятая целина»

Роман М.А. Шолохова «Поднятая целина» состоит из двух частей. Первая книга первоначально называлась «С кровью и потом» и представляла собой законченное произведение. Опубликовано оно было в журнале «Новый мир» в 1932 года, но уже под названием «Поднятая целина» – на этом настояла редакция издания. Главной темой романа стала коллективизация на Дону. События, заставившие писателя взяться за перо, были свежи и в его памяти, и в памяти читателей.

Первая часть «Поднятой целины» была воспринята читателями как законченное произведение, однако писатель уже работал над продолжением книги. Известно, что точку в ней он поставил незадолго до нападения Германии на Советский Союз. Однако этот вариант второй части романа так и не увидел свет – рукопись была утрачена в результате бомбардировки. После войны Шолохову вновь пришлось взяться за перо, чтобы закончить роман. Завершил работу над книгой автор лишь в начале 1950-х годов, а опубликована она была лишь в 1959 году.

Книга имеет две экранизации. Первая – еще довоенная. Второй фильм снят в 1959 году Александром Ивановым на «Ленфильме». Трейлер этого трехсерийного фильма вы можете посмотреть ниже.

История публикации

Однако далеко не сразу Гузель Яхина смогла ворваться в литературный мир со своим романом. Он был полностью написан и отредактирован еще в 2014 году, писательница отправляла его в 11 изданий, но лишь в одном главный редактор решил опубликовать отрывок из произведения. Это был журнал «Сибирские огни»

Вот тогда, увидев свет, найдя своего читателя и недругов, произведение привлекло внимание общественности — в основном, из-за своего социального и политического настроения острого характера. И хотя сама Яхина пишет и говорит в интервью, что считает роман, в первую очередь, психологическим, литературное сообщество имеет иную точку зрения: основная направленность — резкая критика советского режима, в особенности же, отношение советской власти к национальным меньшинствам, проживающим на территории страны

В 2015 году, в год выпуска полного издания романа, он был удостоен премий «Большая книга», «Ясная поляна» и «Книга года». На данный момент, произведение переведено более чем на 40 языков.

Причины перехода к политике массовой коллективизации

Коллективизация сельского хозяйства была задумана Сталиным как крайняя мера, с помощью которой можно решить подавляющее большинство проблем, которые на тот момент стали очевидны для руководства Союза. Выделяя основные причины перехода к политике массовой коллективизации можно выделить следующие:

  • Кризис 1927 года. Революция, гражданская война и неразбериха в руководстве привели к тому, что в 1927 году был собран рекордно низкий урожай в аграрном секторе. Это было сильным ударом для новой Советской власти, а также для ее внешнеэкономической деятельности.
  • Ликвидация кулачества. Молодая Советская власть по-прежнему на каждом шагу видела контрреволюцию и сторонников имперского режима. Именно поэтому было массово продолжена политика раскулачивания.
  • Централизованное управление сельским хозяйством. В наследие советскому режиму досталась страна, где подавляющее большинство людей занимались индивидуальным сельским хозяйством. Новую власть такая ситуация не устраивала, поскольку государство стремилось контролировать все в стране. А контролировать миллионы независимых аграриев очень тяжело.

Цели и причины коллективизации

Говоря про коллективизацию необходимо понимать, что этот процесс был напрямую связан с индустриализацией. Под индустриализации понимается создание легкой и тяжелой промышленности, которая смогла бы обеспечить советскую власть всем необходимым. Это есть, так называемые, пятилетки, где всей страной строили заводы, гидроэлектростанции, плотины и так далее

Это все было крайне важно, поскольку за годы революции и гражданской войны практически вся промышленность российской империи была уничтожена

Проблема же заключалась в том, что индустриализация требовала большого количества рабочих рук, а также большого количества денег. Деньги были нужны не столько для оплаты труда рабочих, сколько для закупки оборудования. Ведь все оборудование производилось за рубежом, а внутри страны оборудования не производилось никакого.

На начальном этапе лидеры Советской власти часто говорили о том, что западные страны сумели развить собственную экономику только благодаря своим колониям, из которых они выжимали все соки. В России таких колоний не было, тем более их не было у Советского Союза. Но по замыслу нового руководства страны такими внутренними колониями должны были стать колхозы. Фактически это и произошло. Коллективизация создавала колхозы, которые обеспечивали страну продовольствием, бесплатной или очень дешевой рабочей силой, а также рабочими руками, с помощью которых проходила индустриализация. Именно для этих целей был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства. Этот курс был официально задом 7 ноября 1929 года, когда в газете «Правда» появилась статья Сталина под названием «Год Великого перелома». В этой статье Советский лидер говорил о том, что в течение года страна должна сделать рывок от отсталого индивидуального империалистического хозяйства к передовому коллективному хозяйству. Именно в этой статье Сталин открыто заявил о том, что в стране должно быть ликвидировано кулачество как класс.

5 января 1930 года вышло постановление ЦК ВКП(б) о темпах коллективизации. В этом постановлении говорилось о создании особых регионов, где реформирование сельского хозяйства должно было происходить прежде всего и в кратчайшие сроки. Среди главных регионов, которые были определены для проведения реформы, были обозначены следующие:

  • Северный Кавказ, Поволжье. Здесь устанавливался крайний срок создания колхозов к весне 1931 года. Фактически две области должны были перейти к коллективизации за один год.
  • Остальные зерновые регионы. Любые другие регионы, где массово выращивалось зерно, также подлежали коллективизации, но в срок до весны 1932 года.
  • Остальные регионы страны. Оставшиеся регионы, которые были менее привлекательными в плане сельского хозяйства, планировалось приобщить к колхозам за 5 лет.

территория для создания колхозов

Проблема заключалась в том, что данный документ четко регламентировал с какими регионами работать и в какие сроки должно быть проведено действие. Но этот же документ ничего не говорил о том, какими путями следует проводить коллективизацию сельского хозяйства. Фактически местные власти самостоятельно стали принимать меры для того, чтобы решить поставленные перед ними задачи. И практически все сводили решение этой задачи к насилию. Государство сказало «Надо» и закрыло глаза на то, как это «Надо» реализовывалось…

Часть 4. Возвращение

Прошли годы. Началась и кончилась война. Иконников и Горелый записались на фронт добровольцами. Когда окончилась блокада Ленинграда, умерли супруги Сумлинские. Доктор Лейбе перевёлся в городской госпиталь.

Юзуфу исполнилось 16 лет. Он должен был вскоре переехать из лазарета в мужской барак. Работал в артели, которой некогда заведовал знаменитый художник Иконников.

Юзуфу нравилось рисовать. Он мечтал поступить в ленинградское художественное училище. А для этого, во что бы то ни стало, надо было покинуть таёжный посёлок. Юзуф задумал побег. У него была припрятана лодка, которую ему когда-то завещал рыбак Лука. В тайнике у мальчика хранились присланный  художником Иконниковым рисунок эйфелевой башни, и рекомендательное письмо от него же. Художник писал какой-то Оленьке. Просил её помочь юноше устроится в Ленинграде ради памяти о прекрасном прошлом.

Зулейха чувствует, что с её сыном что-то происходит. И её подозрения подтверждаются, когда она случайно находит та            ник сына.

Состоялся разговор между сыном и матерью. Оба плакали. Юзуф не хотел делать больно матери, но в то же время ему очень хотелось поступить в училище. И Зулейха нашла в себе силы отпустить сына.

Она уединилась в роще и плакала навзрыд на груди своей свекрови, которая потом превратилась в сосну.

Зулейха пошла к Игнатову. Просила его отпустить сына. Говорила о том, что она никогда и ни о чём его не просила.

Комендант стал объяснять Зулейхе, что с документом сына кулака, Юзуфа не примут ни в одно училище. Припомнил ей, что он тоже её когда-то просил. На этот раз разговор закончился ни чем.

Однако Игнатов всё же сделал Юзуфу новую метрику, в которой написал, что юношу зовут Иосиф. А его родителями являются Иван Игнатов — красноармеец, и мать Зулейха- крестьянка. Это он сделал в последний вечер перед своим увольнением.

Первым об увольнении Ивану сообщил, вернувшийся в Семрук, уголовник Горелов. Он был в военной форме. С орденами на груди. Вёл себя нагло. Заявил Игнатову, что теперь именно он будет комендантом посёлка. Ведь Иван инвалид, а Горелов герой войны.

Но Игнатов знал, что Горелов  не был на фронте, а всё время был интендантом. А свои награды получил за стукачество и другие грязные делишки. О чём не преминул сообщить Горелову. Горелов согласился, но разозлился на слова Игнатова. Выбил из его рук трость, на которую Иван опирался. И тот, потеряв равновесие упал.

Позже Иван от Кузнеца узнаёт, что Горелов сказал правду. Игнатова снимают с должности. Но ему разрешается остаться в посёлке. Выбрать себе жену. Кузнец обещает защитить Игнатова от Горелого в память о старой дружбе.

Надо сказать, что после того, как Игнатов отказался раскрыть совместно с Кузнецом заговор, опорочив перед властью самых противных ссыльных,- Это произошло в 1942-м году — между ними стали натянутые отношения. Если по началу Кузнец приезжал в Семрук — Пил с комендантом водку, парился в бане, вёл задушевные разговоры, то с тех пор, как Игнатов отказался ему помочь, он этого не делал.

Зулейха провожала Юзуфа. Она долго бежала по берегу, следила за лодкой. А ей на встречу шёл, опираясь на палку, Игнатов. И в это время Иван понял, что, наверное, у него испортилось зрение, потому что он не замечал на лице Зулейхи морщинок. А ей казалось, что нестерпимая боль от расставания с сыном хоть и не ушла совсем, но стала значительно меньше.

Роман «Зулейха открывает глаза»- учит стойкости, человечности, учит выживать в любых условиях. Называется роман так, потому что каждый изменяющийся момент условий жизни главной героини начинается словами: Зулейха открывает глаза.

Оцените произведение:

  • 4.06

Голосов: 252

Читать краткое содержание Яхина — Зулейха открывает глаза. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Сейчас читают

Императору снился неприятный сон. Под окном послышался крик «Караул». Молодой писарь, от страха, что его могут сослать в Сибирь, сильно волновался

Сёстры Доротея и Селия остались сиротами. Они проживали с опекуном мистером Бруком. Несмотря на свою схожесть, сёстра отличались друг от друга. Доротея была эталоном серьёзности и набожности, а Селия была милой и легкомысленной в меру

Произведение является особой формой обращения к русскому крестьянству, в которой выражается отношение народа в виде недовольства к проведенной реформой по отмену крепостного права.

Главной героиней произведения является обезьянка из рода мартышек, проживающая на территории одного из южных зоопарков.

В романе рассказывается про жителей города Оран. Город располагается на алжирском побережье. Главным героем книги является доктор Бернар Риэ. В городке появились мертвые туши крыс

История создания

Книга имеет историческую основу

Изначально тема переселения татар в 1930-е годы привлекла внимание Яхиной, потому что ее родная бабушка лично пережила этот процесс и рассказывала Гузель о тех испытаниях, которым подверглась она и жители деревни, где она родилась

Сначала писательница хотела взять историю бабушки и сделать ее главной героиней, но позже несколько изменила концепцию. В финальном варианте произведения остались лишь пара историй, услышанных от бабушки, и один персонаж — старуха Упыриха, построенным по рассказам родственницы. Остальные материалы для своей книги Гузель Яхина взяла из мемуаров, воспоминаний и документальных материалов людей, переживших переселения, побывавших в ГУЛАГе и т.д. В общем, создание романа заняло почти три года, из которых два года писательница собирал необходимый материал по архивам, а в течение 8 месяцев оформляла все в оконченное произведение. В начале работы книга задумывалась как киносценарий для Московской школы кино, но затем работа получила развитие. Кроме изменения жанра произведения поменялись и основные мотивы, и даже сюжет. Но именно из-за того, что первоначальный вариант имел сценарную направленность, то и конечный получился весьма кинематографичным.

Эпоха, описанная Гузель Яхиной в «Зулейха открывает глаза», занимает 1930-1946-е годы, а маршрут главной героини Зулейхи Валиевой повторяет путь, проделанный бабушкой автора: Казань-Красноярск-спецпоселение на Ангаре. Городок для переселенных татар в книге носит название Семрук, в реальной жизни это поселение также существовало, но под другим названием: Пит-городок. Бабушка Гузель до сих пор вспоминает, как он выглядел, помнит, как приехали на пустой берег Ангары и первое время жили в землянках, наскоро сложенных — лишь бы не умереть от холода. Лишь спустя время они смогли построить настоящий дом для всех, позже появилась работа на золоторудном комбинате.

Сейчас Пит-городка нет ни в материальном плане, ни на картах страны. В 1994 году поселение полностью снесли, а с 1997 года перестали указывать и на картах, однако все, кто жили там хотя бы какое-то время, по-прежнему приезжают к месту, где стояло поселение, и посещают кладбище или просто вспоминают ушедшее.

Бабушке писательницы было 7 лет, когда она приехала в спецпоселение, и прожила она там 16 лет. Главную героиню Гузель Яхина сделала молодой 30-летней женщиной, у которой убили мужа еще в родном поселении. В татарский городок пришли представители новой власти, убили мужа главной героини, а ее саму отправили на строительство города на Ангаре. Так эта малограмотная женщина осталась совсем одна в целом мире в незнакомом месте, буквально посреди пустой тайги. Неудивительно, что больше всего ненависти она испытывает к символу новой власти — огромной розовой карте СССР, висящей прямо на стене.

Именно с этой сцены изначально и начинался роман: Зулейха смотрит на огромную карту страны и понимает, насколько она сама мала по сравнению с этой империей, позже сцена была перенесена.

Самой сильной сценой писательница считает момент, когда баржа с переселенцами, закрытыми в трюмах, тонет прямо на глазах главной героини. Эта история, рассказанная бабушкой автора, именно она воспроизвела сильнейшее впечатление на девочку и врезалась в память на всю жизнь.

Сочинения

Годы коллективизации — это трагическая страница в истории страны в эпоху советской власти. Это время, когда отбирали последний кусок хлеба у крестьян, перегибая все мыслимое и не мыслимое. Как итог, голод в двадцатых годах.

О государственной политике коллективизации, когда крестьян объединяли в колхозы, писали многие и среди них был Шолохов, который не побоялся в годы жестокой цензуры написать свое произведение, раскрывая тему коллективизации в Поднятой целине. В работе автор описывает период появления первых колхозов.

Коллективизация в романе Шолохова Поднятая целина

Коллективизация в Поднятой целине описана автором без приукрашивания, став для нас наглядным пособием о том, какая была судьба крестьян нашей страны в тридцатые годы. Это было время, где существовало неравенство. Были бедняки, кулаки, батраки, середняки. Зажиточные крестьяне имели хорошие дома, а вот беднякам приходилось жить в небольших избушках. Вот по причине неравенства и находятся те, кто воспринимает идею Давыдова и его появление, как шанс улучшить свою жизнь.

Коллективизация в романе раскрывается с помощью сюжетной линии. На хутор Гремячий лог направлены идеологи — Половцев и Давыдов. Половцев призван втянуть казаков в борьбу за освобождение и помешать организации колхозов, а Давыдов по приказу партии хочет эти колхозы организовать.

Давыдова, который предложил обобщить собственность, отдав ее в общее пользование, поддержали многие. Здесь и Молчун, которого обделяла судьба. Любишкин, который уверен, что при старой жизни трудно что-то изменить, нужны новые идеи, а тут как раз коллективизация. Воодушевилась и вся беднота. Вот только раскулачивание имеет полную трагическую картину. Люди бесчинствуют, когда отбирают чужое добро. Те, кто пытается защитить нажитое, наказываются, что приводит к кровопролитию. Описанные сцены с одной стороны комичны, но когда задумываешься над происходящим в произведении Поднятая целина, то становится страшно. Понимаешь, насколько же хорошо жить в наше время хотя и в наше время много несправедливости.

Возвращаясь к произведению, мы видим, как беднота грабит, устраивая самосуды вместо того, чтобы все делать по закону. Однако не все готовы чинить насилие. Такие как председатель сельсовета Разметов отказывается участвовать в раскулачивании. Это добрый человек, который не может лишить семью, где например, одиннадцать детей живет.

Ряды колхозников увеличиваются, вот только мало кем движут пропагандируемые коммунистами убеждения. Большинство вступает в колхоз, чтобы уйти из нищей жизни, другие просто боятся, ведь непокорность следует жестокая расправа. При этом создавать новую жизнь приходится в условиях борьбы против кулаков и белогвардейцев.

Произведение Шолохова наполнено массовыми сценами. Это и раскулачивание, и бунт, и убой скота, и весенний сев. Среди сцен мы видим множество людей с их настроением, где автору удается вырисовывать каждого человека по отдельности, выделяя из толпы.

Отношение к коллективизации

Процесс коллективизации в романе Шолохова — это сложный процесс, во время которого ликвидировали старое, чтобы рождалось новое. В романе автор пытается создать образ колхозника. Главная роль в процессе коллективизации ложится на плечи Давыдова, которого посылает в деревню партия, дабы тот возглавил колхозы и помог людям приспособиться к новой жизни. Допуская ошибки, ему удается заставить людей трудиться.

Отношение автора к коллективизации неоднозначное. С одной стороны в колхозах не видит ничего плохого, но с другой стороны он не поддерживает те методы и способы с помощью которых создавались эти самые колхозы.

За короткое время, что описывает автор в своей работе Поднятая целина, мы видим те самые плоды, которые несет в себе перелом. Теперь в деревне нет богатых хозяев, хлеб выбивается силой, крестьян, что захотели покинуть колхоз, лишают хлеба, перед вступлением в колхоз пострадало очень много скота, а впереди голод, репрессии, война. И тут задаешься вопросом о том, как же Россия и ее колхозная система могла довести себя до того, чтобы потом просить пропитания в других странах. Именно об этом и задумываешься, когда читаешь Шолохова и его работу.

Вариант 1

1. Курс на коллективизацию был провозглашён на XV съезде ВКП(б) в

1) 1925 г.
2) 1927 г.
3) 1929 г.
4) 1937 г.

2. Коммунисты, направленные в период коллективизации из города в деревню для оказания помощи местным властям, — это

1) стахановцы
2) скоростники
3) двадцатипятитысячники
4) коммунары

3. Запишите в схему фамилию партийного деятеля — выразителя второго варианта преодоления кризиса хлебозаготовок.

4. Расположите исторические события в хронологической последовательности.

1) победа колхозного строя в советской деревне
2) курс на индустриализацию
3) переход к нэпу
4) массовый голод в период коллективизации
5) антоновщина

5. Какие три последствия из перечисленных имела коллективизация? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) массовые выступления крестьян против советской власти
2) введение частной собственности на землю под контролем государства
3) создание условий для обеспечения промышленности средствами и рабочими руками
4) ликвидация слоя зажиточных крестьян
5) отмена временнообязанного состояния крестьян
6) отчуждение крестьян от собственности и результатов своего земледельческого труда

6. Ниже приведён список названий и терминов. Все они, за исключением двух, отражают социалистические преобразования в советской деревне в 1930-х гг.

1) раскулачивание
2) колхозное движение
3) отработки
4) трудодни
5) чересполосица
6) колхозник

Найдите и запишите порядковые номера терминов, не относящихся к данной проблеме.

7. Запишите термин, о котором идёт речь.

Зажиточные крестьяне, пользующиеся наёмным трудом, назывались __________.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: