Анализ романа «обыкновенная история» (и. а. гончаров)

Краткое содержание Хрустальный ключ Крюковой для читательского дневника

Даша и Петя летом приехали к бабушке в деревню, и открыли для себя удивительную вещь. Оказывается, местное болото заколдовано ведьмой Моррой и раньше было лечебным озером. Ведьму заточили в озере за то, что она убивала детей ради сохранения своей красоты, и озеро стало болотом.

Дети решили вернуть водоему его целебные силы и отправились в подземный мир, чтобы найти хрустальный ключик. На пути их подстерегали опасности и козни ожившей ведьмы, а также встречи со злыми оборотнями, нежными берегинями, хитрыми богинками.

Но смелые путешественники с честью преодолели трудности.

Повествуя о непростых приключениях детей, автор восхищается отвагой ребят и их готовности прийти на помощь другу.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Василисы Ильиничны в романе Тихий Дон Шолохова сочинение Одним из второстепенных персонажей произведения является Василиса Ильинична Мелехова, мать главного героя романа Григория Мелехова.
  • Сочинение по произведению Толстый и тонкий Чехова В рассказе Чехова «Толстый и тонкий» описывается небольшая бытовая сценка — случайная встреча на вокзале двух бывших одноклассников. И вот вроде бы: что интересного можно было найти в подобной сценке?
  • Платонов
  • Сочинение Равнодушие и отзывчивость по рассказу Ночь исцеления Екимова Рассказ Бориса Екимова Исцеление ночью — это история сложных взаимоотношений людей разного возраста. Старшее поколение, обладая большим опытом и мудростью, уступает место младшему в умении проявлять настоящие человеческие качества в нужный момент.
  • Сочинение на тему 12 декабря День Конституции РФ В каждой стране есть свои ценности, права, свобода и основы порядка. Каждая страна гордиться своими гражданами и их заслугами. Каждая страна хочет жить по своему уставу. Устав этот называется Конституцией страны

Основные персонажи романа

Главные герои:

  • Александр Адуев – молодой человек, мечтательный, наивный, который меняется под влиянием дяди.
  • Петр Иванович Адуев – богатый дядя Александра, сухой, прагматичный человек.

Другие персонажи:

  • Анна Павловна Адуева – небогатая помещица, мать Александра, добрая и любящая женщина.
  • Сонюшка – влюбленная в Александра девушка, его соседка в деревне.
  • Александр Поспелов – близкий друг Александра.
  • Наденька Любецкая – питерская невеста Александра, умная своенравная девушка.
  • Лизавета Александровна – молодая жена Петра Ивановича Адуева, добрая, открытая женщина.
  • Сурков – компаньон Петра Ивановича, ветреный мужчина, большой любитель женщин.
  • Юлия Павловна Тафаева – молодая вдова, романтическая, возвышенная женщина, невеста Александра.
  • Костяков – опустившийся старик, с которым Александр ловил рыбу.
  • Лиза – юная девушка, дачница, влюбленная в Александра.
  • Евсей – камердинер Александра Адуева, который жил с ним в Петербурге.

Читайте интересный рассказ «О чем плачут лошади» Абрамова был написан в 1973 году. Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «О чем плачут лошади». Форма этого произведения – «рассказ в рассказе», в котором автор утешает любимую кобылу Рыжуху и вспоминает своего коня Корька, загубленного во время войны.

Проблемы

  • Карьеризм – Гончаров испытывает нескрываемое отвращение к карьеристам, лишённым совести и принципов, ограниченных лишь поиском собственной выгоды. В то же время писатель понимает, что зачастую именно такой подход к жизни помогает человеку выжить и добиться успеха. Но какова цена такого успеха? Об этом заставляет задуматься произведение.
  • Равнодушие – общество, изображённое Гончаровым, абсолютно безразлично к страданиям людей. Все его члены стремятся лишь к собственному благополучию, а желания других не играют никакой роли. Так живет столица, погрязшая в суете. Это пропагандирует и дядя, который не поддерживает, а высмеивает племянника.
  • Мещанство – в лице Петра, а потом и Александра Адуевых Гончаров представляет нам целую касту людей – мещан. В его понимании это мелочные и жалкие люди, с головой ушедшие в быт и работу и позабывшие о каком-либо духовном развитии. Они бесцельно проживают свою жизнь среди тысяч таких же мещан.
  • Юношеский максимализм – писатель симпатизирует юному Александру, его идеализму и горячности, но в то же время показывает, что эти качества не приносят ничего, кроме боли и разочарования. Автор призывает читателей соблюдать баланс между душевностью и здоровым цинизмом.
  • Городская и деревенская жизнь – Гончаров жёстко противопоставляет город и деревню. Город – обитель порока, в которой нет места по-настоящему хорошему человеку, однако в то же время город крайне притягателен и мало кто способен отказаться от городской суеты. Деревня же в его глазах представлена как идеальная утопия, в которой нет места волнению и страданиям, однако мало какой человек, жаждущий жизни, останется в этом застывшем раю. Писатель вырисовывает две крайности и предлагает читателям самим сделать выбор.

И. А. Гончаров «Обыкновенная история»: характеристика героев

Источник

Источник

Иван Гончаров. Обыкновенная история

Часть Первая
I
Однажды летом, в деревне Грачах, у небогатой помещицы Анны Павловны Адуевой, все в доме поднялись с рассветом, начиная с хозяйки до цепной собаки Барбоса.
Только единственный сын Анны Павловны, Александр Федорыч, спал, как следует спать двадцатилетнему юноше, богатырским сном; а в доме все суетились и хлопотали. Люди ходили на цыпочках и говорили шёпотом, чтобы не разбудить молодого барина

Чуть кто-нибудь стук-нет, громко заговорит, сейчас, как раздражённая львица, являлась Анна Павловна и наказывала неосторожного строгим выговором, обидным прозвищем, а иногда, по мере гнева и сил своих, и толчком.
На кухне стряпали в трое рук, как будто на десятерых, хотя всё господское семейство толь-ко и состояло, что из Анны Павловны да Александра Федорыча. В сарае вытирали и подмазыва-ли повозку

Все были заняты и работали до поту лица. Барбос только ничего не делал, но и тот по-своему принимал участие в общем движении. Когда мимо его проходил лакей, кучер или шмыгала девка, он махал хвостом и тщательно обнюхивал проходящего, а сам глазами, кажется, спрашивал: «Скажут ли мне, наконец, что у нас сегодня за суматоха?»
А суматоха была оттого, что Анна Павловна отпускала сына в Петербург на службу, или, как она говорила, людей посмотреть и себя показать. Убийственный для неё день! От этого она такая грустная и расстроенная. Часто, в хлопотах, она откроет рот, чтоб приказать что-нибудь, и вдруг остановится на полуслове, голос ей изменит, она отвернётся в сторону и оботрёт, если ус-пеет, слезу, а не успеет, так уронит её в чемодан, в который сама укладывала Сашенькино бельё. Слёзы давно кипят у ней в сердце; они подступили к горлу, давят грудь и готовы брызнуть в три ручья; но она как будто берегла их на прощанье и изредка тратила по капельке.
Не одна она оплакивала разлуку: сильно горевал тоже камердинер Сашеньки, Евсей. Он отправлялся с барином в Петербург, покидал самый тёплый угол в дому, за лежанкой, в комнате Аграфены, первого министра в хозяйстве Анны Павловны и – что всего важнее для Евсея – пер-вой её ключницы.
За лежанкой только и было места, чтоб поставить два стула и стол, на котором готовился чай, кофе, закуска. Евсей прочно занимал место и за печкой и в сердце Аграфены. На другом стуле заседала она сама.
История об Аграфене и Евсее была уж старая история в доме. О ней, как обо всём на свете, поговорили, позлословили их обоих, а потом, так же как и обо всём, замолчали. Сама барыня привыкла видеть их вместе, и они блаженствовали целые десять лет. Многие ли в итоге годов своей жизни начтут десять счастливых? Зато вот настал и миг утраты! Прощай, тёплый угол, прощай, Аграфена Ивановна, прощай, игра в дураки, и кофе, и водка, и наливка – всё прощай!
Евсей сидел молча и сильно вздыхал. Аграфена, насупясь, суетилась по хозяйству. У ней горе выражалось по-своему. Она в тот день с ожесточением разлила чай и вместо того, чтоб пер-вую чашку крепкого чаю подать, по обыкновению, барыне, выплеснула его вон: «никому, дес-кать, не доставайся», и твёрдо перенесла выговор. Кофе у ней перекипел, сливки подгорели, чашки валились из рук. Она не поставит подноса на стол, а брякнет; не отворит шкафа и двери, а хлопнет. Но она не плакала, а сердилась на всё и на всех. Впрочем, это вообще было главною чертою в её характере. Она никогда не была довольна; всё не по ней; всегда ворчала, жаловалась. Но в эту роковую для неё минуту характер её обнаруживался во всём своём пафосе. Пуще всего, кажется, она сердилась на Евсея.
– Аграфена Ивановна!.. – сказал он жалобно и нежно, что не совсем шло к его длинной и плотной фигуре.
– Ну, что ты, разиня, тут расселся? – отвечала она, как будто он в первый раз тут сидел. – Пусти прочь: надо полотенце достать.
– Эх, Аграфена Ивановна!.. – повторил он лениво, вздыхая и поднимаясь со стула и тотчас опять опускаясь, когда она взяла полотенце.

Глава 1: Разочарования в любви

Молодой человек до сих пор не может простить девушке измену, хотя уже прошел год. Его постоянно пытается утешить жена Петра Ивановича. Женщина после того разговора до сих пор задумывается о любви мужа, а сам Петр просто смеется над этим.

Александр до сих пор считает себя настоящим талантом. Жене дяди рассказывает о встречи с Поспеловым, о том, как сильно он изменился, об их забытой дружбе. Лиза просит мужа поговорить с племянником о его излишней самоуверенности.

Петр упрекает его об отсутствии писем матушке на протяжении нескольких месяцев, а также о неблагодарности Александра к окружающим. Молодой человек продолжает изучать французскую литературу о любви и критиковать мир. Дядя презирает его образ жизни, и колкие слова в его адрес вызывают у молодого человека депрессию. Барин подавлен словами о бездарности.

Проблемы

  • Карьеризм – Гончаров испытывает нескрываемое отвращение к карьеристам, лишённым совести и принципов, ограниченных лишь поиском собственной выгоды. В то же время писатель понимает, что зачастую именно такой подход к жизни помогает человеку выжить и добиться успеха. Но какова цена такого успеха? Об этом заставляет задуматься произведение.
  • Равнодушие – общество, изображённое Гончаровым, абсолютно безразлично к страданиям людей. Все его члены стремятся лишь к собственному благополучию, а желания других не играют никакой роли. Так живет столица, погрязшая в суете. Это пропагандирует и дядя, который не поддерживает, а высмеивает племянника.
  • Мещанство – в лице Петра, а потом и Александра Адуевых Гончаров представляет нам целую касту людей – мещан. В его понимании это мелочные и жалкие люди, с головой ушедшие в быт и работу и позабывшие о каком-либо духовном развитии. Они бесцельно проживают свою жизнь среди тысяч таких же мещан.
  • Юношеский максимализм – писатель симпатизирует юному Александру, его идеализму и горячности, но в то же время показывает, что эти качества не приносят ничего, кроме боли и разочарования. Автор призывает читателей соблюдать баланс между душевностью и здоровым цинизмом.
  • Городская и деревенская жизнь – Гончаров жёстко противопоставляет город и деревню. Город – обитель порока, в которой нет места по-настоящему хорошему человеку, однако в то же время город крайне притягателен и мало кто способен отказаться от городской суеты. Деревня же в его глазах представлена как идеальная утопия, в которой нет места волнению и страданиям, однако мало какой человек, жаждущий жизни, останется в этом застывшем раю. Писатель вырисовывает две крайности и предлагает читателям самим сделать выбор.

И. А. Гончаров «Обыкновенная история»: характеристика героев

Источник

Источник

Обыкновенная история анализ

Обыкновенная история анализ романа Гончарова по плану

1. История создания и критические отзывы. Над созданием «Обыкновенной истории» И. А. Гончаров работал три года (1844-1846 гг.).

После окончания работы писатель читал его в кружке Майковых, внося множество исправлений. Затем Гончаров представил роман на суд Белинского, который пришел от него в восторг.

Произведение было опубликовано в 1847 г. в двух номерах «Современника». На долю молодого писателя выпал неслыханный успех.

Критики единогласно выражали восхищение перед новым талантом. Белинский, в частности, о. Позднее он же относил к особым достоинствам романа «язык чистый, правильный, легкий, свободный, льющийся».

Л. Н. Толстой в 1856 г. написал об «Обыкновенной истории»: «Вот где учишься жить».

2. Смысл названия. «Обыкновенная история» — эволюция характера Александра Адуева под влиянием внешних обстоятельств. Молодой романтик из провинции попадает в столицу, где его возвышенные идеалы вступают в противоречие со взглядами дяди.

Александр долго сопротивляется бездушному отношению к жизни, но в конце концов принимает «правила игры». По такому же пути шли многие романтически настроенные представители дворянской молодежи в 30-40-х гг. XIX века.

3. Жанр. Роман

4. Тема. Центральная тема произведения — столкновение восторженной мечтательности с холодной практичностью. В образе Александра Адуева заложены многие черты будущего знаменитого литературного героя Гончарова — Ильи Ильича Обломова. Александр вырос в условиях «всероссийского застоя».

Чистые и добрые мечты, поэтические порывы, преклонение перед любовью и красотой — все это характеризует главного героя с положительной стороны. Но при этом Александр получает «барское» воспитание. Он живет за чужой счет, не имеет никакого представления о бедах и страданиях и, в конечном счете, не знает настоящей жизни. Свою цель мечтатель видит в «возвышенном существовании».

Повинуясь необъяснимому стремлению найти счастье, Александр уезжает в Петербург. Здесь ярко проявляется вся фальшь его житейских понятий и представлений. Практический дядя постоянно высмеивает избалованного племянника: «Твоя глупая восторженность никуда не годится».

Петр Иванович — человек нового типа в России. Занимая значительное место на государственной службе (тайный советник), он является дельцом-промышленником. Для той эпохи это было редкое явление. Предпринимательская деятельность считалась унизительным занятием для дворянина.

Петр Иванович олицетворяет собой наступление капиталистических отношений и буржуазной морали. Он очень умен и умеет вести дела. Адуев-старший прекрасно разбирается в жизни. Он поставил перед собой твердые правила и не позволяет себе отвлекаться на бессмысленные мечты. В определенной степени он представляет собой прообраз Штольца из «Обломова».

Дядя и племянник противопоставлены друг другу во всем. Борьба между этими собирательными образами длится на протяжении восьми лет. В конце концов Александр признает правоту Петра Ивановича и сам становится деловым человеком. В движении по карьерной лестнице и обогащении он даже превосходит своего учителя.

5. Проблематика. Борцом со «всероссийским застоем» в лице Александра Адуева выступает Петр Иванович. Но этот человек не является положительным героем. Праздность, лень и мечтательность он побеждает с помощью эгоизма, бесчеловечности, бездушного отношения к жизни.

Капиталистические отношения «расшевелили» российское «сонное царство», но при этом вытравили из человеческих сердец все хорошее. Нельзя полностью отдаваться делу, забывая о добре, милосердии, сострадании. Именно к этой мысли Петр Иванович приходит в конце произведения, когда исправить уже ничего нельзя.

6. Чему учит автор. «Обыкновенная история» является своеобразным прологом к «Обломову». Гончаров только наметил главную проблему российского общества. Главные герои представляют собой крайности. Идеальный человек может получиться из слияния лучших качеств Адуева-старшего и Адуева-младшего. Нужно научиться сочетать в себе чувственную душу и трезвый рассудок.

Список литературы

  1. Биография И.А. Гончарова.

https://www.litra.ru/biography/get/wrid/00063101184773068171/ Дата обращения 25.09.2015

  1. Белинский В.Г.Взгляд на русскую литературу 1847 года // Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников / Ред., предисл. и коммент. С. И. Машинского. — М.: Гос. издат. худож. лит., 1952. — С. 385—388.
  2. Белинский В.Г. Письмо к В.П. Боткину от 17.03.1847 https://feb-web.ru/feb/gonchar/alg-abc/alg-026-.htm Дата обращения 15.10.2015
  3. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Советский писатель. 224 с.
  4. Гончаров И. А. Лучше поздно, чем никогда: (Критические заметки) // Гончаров И. А. Собрание сочинений: В 8 т. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952—1955. Т. 8. Статьи, заметки, рецензии, автобиографии, избранные письма. —1955. — С. 64—113.
  5. Гончаров И.А. Обыкновенная история. М.: Современник, 1983. 288 с.
  6. Гончаров И.А. Письмо А.А. Краевскому от 12.05.1848 https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gs0/gs8/gs8-240-.htm Дата обращения 02.11.2015
  7. Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров и русский романтизм 20-30-х годов // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. — М.: Изд-во АН СССР, 1975. — Т. 34. № 4. — С. 304—316.
  8. Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров: Мир творчества. — СПб.: Пушкинский фонд, 1997. — 492 с.
  9. Лотман Ю. М. И. А. Гончаров // История русской литературы: В 4 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. — Т. 3: Расцвет реализма. — С. 160—202.
  10. Недзвецкий В. А. И. А. Гончаров — романист и художник. — М.: Изд-во МГУ, 1992. — 175 с.
  11. Отрадин М. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте / С.-Петербург. ун-т. — СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1994. — 169 с.
  12. Постнов О. Г. Эстетика И. А. Гончарова. — Новосибирск: «Наука». Сибирское издательско-полиграфическое и книготорговое предприятие РАН, 1997. — 240 с.
  13. Цейтлин А. Г. И. А. Гончаров / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Изд-во АН СССР, 1950. — 492 с.

И. А. Гончаров

Создатель “Обыкновенной истории” — Иван Александрович Гончаров – родился в 1812 году, в семье именитых и богатых купцов. С раннего детства мальчик вел беззаботную пресыщенную жизнь – погреба и амбары были переполнены всевозможной провизией и сластями, в сундуках складывались золотые, хозяевам прислуживала дворня.

В семь лет Ваня потерял отца. Его опекуном и воспитателем стал крестный Трегубов, добрый и просвещенный человек, моряк по профессии. Вначале он обучал ребенка сам, затем отдал его в училище в Москве.

Восемь лет обучения помогли Ивану стать более зрелым и осведомленным, он пристрастился к чтению, сам захотел писать. Его идеалами становятся Пушкин и Карамзин, именно на них будущий писатель хочет равняться, именно им стремится подражать.

В девятнадцать лет молодой Иван Гончаров поступает в столичный университет на факультет словесности. Здесь он знакомится с Белинским, Аксаковым, Лермонтовым, Тургеневым. Такие талантливые, глубокомыслящие друзья и товарищи оставляют неизгладимый след в открытой душе юноши.

Он много размышляет о смысле жизни и вечных ценностях, литературе и искусстве, жизни народа и нравах дворянства.

Окончив университет, молодой Иван Гончаров получает хорошую государственную должность, однако продолжает вращаться в литературных кругах Петербурга. Здесь он близко сходится с живописцем Николаем Майковым и его писательницей-супругой. У них знакомится с представителями культурной жизни столицы – поэтами, художниками, музыкантами…

Продолжая трудиться на государственном поприще, занимая ответственные должности и важные посты, Иван Александрович начинает писать. Его первым произведением становится “Обыкновенная история”, последующими – знаменитые до сих пор “Обломов” и “Обрыв”.

Чем примечательна первая книга Гончарова “Обыкновенная история”?

Пётр Иванович Адуев

Пётр Иванович Адуев — родной дядя Александра, совершенный антипод своего восторженного племянника. Он человек дела, трезвого ума, терпеть не может романтических бредней, сентиментальностей и разговоров о высоких материях. Таким Пётр Иванович стал, прокладывая дорогу к своему нынешнему положению. В Петербурге он человек известный, состоятельный.

Люди, не способные к жизненной борьбе, не умеющие собой владеть вызывают его презрение. По мнению Петра Ивановича, восторженный, экзальтированный человек менее всего похож на человека. Вот если он умеет управлять своими чувствами, тогда человек. Герой терпеть не может карикатурного преувеличения дружбы и любви, хотя не отрицает таковых вообще. Его нельзя назвать сухарём, потому что он посещает театр, знает наизусть не одного Пушкина.

Гончаров изобразил в Петре Адуеве человека делового, непраздного — капиталиста. Дядюшка Александра знает цену деньгам и всё, увы, измеряет деньгами. Однако своими реальными взглядами на вещи он духовно убил племянника и чуть не довёл до чахотки любимую жену. И вот рациональный Пётр Иванович продаёт завод, бросает службу, отказывается от звания тайного советника, чтобы увезти жену в Италию, продлить её жизнь.

Воплощение трезвого разума и расчёта, Пётр Иванович Адуев вдруг показывает, что любовь выше всякого расчёта и бездушного дела.

История создания произведения

История создания “Обыкновенной истории” Гончарова охватывает довольно продолжительный период времени. Вообще он творил очень медленно и не спеша, детально обдумывая каждый росчерк и каждую мысль, стараясь постигнуть не только глубину характеров своих героев, но и историческое время, в которое жил и которое описывал.

“Обыкновенная история” Гончарова (краткое содержание ее будет подано чуть ниже) была задумана автором еще в 1944 году. Последующие два года он трудился над своим творением, как всегда сосредоточенно отрабатывая каждое предложение, анализируя каждую ситуацию и каждую реплику героя.

Несколько раз писатель дорабатывал свое произведение. В 1945 году, после прочтения набросков в семье Майковых, он внес некоторые изменения в рукопись, прислушавшись к дельным советам хозяина дома. Затем он корректировал сочинение непосредственно перед его изданием.

Вначале рукопись была доверена автором литературному меценату Языкову, однако тот счел произведение малозначительным и тривиальным и не захотел его показывать знаменитому критику Виссариону Белинскому.

Если бы не Николай Некрасов, который забрал рукопись у Языкова и показал Виссариону Григорьевичу, мир, возможно, не увидел бы произведение напечатанным.

XXXIX

Елизавета после весточки Лаврецкого почувствовала, что встретится с его супругой. Она вышла в гостиную готовая к столкновению. Варвара заметила враждебный настрой девушки. После тщетных попыток очаровать Лизу женщина села за фортепьяно и блестяще отыграла мудрёный этюд Герца. Марья вспомнила о Паншине, расхвалила его. Загадочная личность молодого артиста и будущего министра заинтересовала Варвару.

Марфа Тимофеевна встретила Коробьину, ныне Лаврецкую холодно, как и Лизонька. Под благовидным предлогом она увела девушку в свою комнату, где упала на колени и принялась целовать руки рыдающей племянницы. Старушка бесконечно жалела разбитое сердце Лизы и просила прощение за вчерашнюю грубость.

Встреча с дядей

В столице Адуев приезжает к своему родному дяде по отцу, Петру Ивановичу, влиятельному чиновнику и зажиточному фабриканту. Однако тот поначалу даже не хочет принять племянника. Однако вспомнив, как добра была к нему Анна Павловна, Адуев-старший встречается с молодым человеком, но ведет себя сдержанно и холодно.

Саше непонятна бесчувственность дяди, ему не по себе от городской церемонности и безразличия. Гуляя по Петербургу, юноша разочаровывается в столице. Ему не хватает девственной природы, бескрайних просторов, добродушия и приветливости знакомых.

Между тем Петр Иванович собирается учить племянника уму-разуму. Он запрещает ему проявлять свои искренние чувства и эмоции, велит забыть Сонюшку и даже выкидывает ее подарки. Дядя находит Александру хорошо оплачиваемую, но нудную работу, и побуждает молодого человека забросить поэзию и литературу, как занятие малоприбыльное и глупое.

Характеристика Александра Адуева

Анализ романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»

В.Г. Белинский в своей статье о романе назвал Александра «трижды романтиком – по натуре, воспитанию и обстоятельствам жизни». В понимании Гончарова последние два тезиса (воспитание и обстоятельства) неразрывно связаны. Александра можно назвать баловнем судьбы. «Жизнь от пелен ему улыбалась <�…>; нянька все пела ему над колыбелью, что он будет ходить в золоте и не знать горя; профессоры твердили, что он пойдет далеко, а по возвращении его домой ему улыбнулась дочь соседки. <�…> О горе, слезах, бедствиях он знал только по слуху, как знают о какой-нибудь заразе, которая <�…> глухо где-то таится в народе». Но человека с притязаниями на собственную исключительность рождает не высшая сила, формируют не горькие столкновения с жизнью (как толковала романтическая литература). Его личность творит вся атмосфера дворянской усадьбы, в которой он – царь и бог, и десятки людей готовы исполнить любое его желание. Да что люди! Маменька героя, указывая с балкона «какой красотой Бог одел поля наши», не преминула заметить, кто владеет всем этим земным великолепием: «И ведь это все твое, милый сынок: я только твоя приказчица… Вон твои коровки и лошадки пасутся. Здесь ты один всему господин…»

Незаурядная личность с особым жизненным предназначением, которая вправе презирать низкую толпу – таким предстает романтический герой на страницах книг. Самолюбие Александра, как подобает романтическому сверхгерою, поистине грандиозно. «Он мечтал о колоссальной страсти, которая не знает никаких преград и свершает громкие подвиги. <�…> Мечтал он и о пользе, которую принесет отечеству. Всего же больше он мечтал о славе писателя». Белинский иронически оценивал такого рода скороспелых гениев: «<�…> Манит их военная слава, им очень бы хотелось в Наполеоны, но только не иначе, как на таком условии, чтоб им на первый случай дали <�…> хоть небольшую, хоть стотысячную армию, чтоб они сейчас же могли начать блестящий ряд побед своих. Манит их и гражданская слава, но не иначе, как на таком условии, чтоб им прямо махнуть в министры». Критик подводит суровый итог: «Им и в голову не приходит, что кто считает себя равно способным ко всем поприщам славы, тот не способен ни к какому».

Сам писатель не настроен по отношению к своему юному герою так скептически. Исследуя «натуру», природные качества героя, Гончаров склонен взять его под защиту: «Александр был избалован, но не испорчен домашнею жизнью. Природа так хорошо создала его, что любовь матери и поклонение окружающих подействовали только на добрые его стороны…» Романтические мечты молодого Адуева, по крайней мере, теоретически подготовлены годами учебы: «Он прилежно и многому учился. В аттестате его сказано было, что он знает с дюжину наук да с полдюжины древних и новых языков. <�…> Стихи его удивляли товарищей». «Я знаю богословие, гражданское, уголовное, естественное и народное права, дипломацию, политическую экономию, философию, эстетику, археологию…» – заявляет он дядюшке. Даже преувеличенная самооценка его героя представляется автору не такой уж большой бедой, «…ведь самолюбие само по себе только форма; все будет зависеть от материала, который вольешь в нее».

Итак, с первых страниц проявляет себя фундаментальный закон творчества Гончарова – его художественная объективность. Описав характер Александра, Гончаров сразу указал сильные и слабые его стороны. Писатель не предупреждает заранее, сбудутся или нет его мечты. Перед нами личность симпатичная, притягивающая самые теплые чувства. Однако писатель нигде прямо об этом не говорит. Он лишь дает это понять, рисуя отношение к Александру окружающих – не одной маменьки и дворни, но и Софьи и ее матери. Особенно запоминается поведение Поспелова – друга, который «из дому нарочно скакал целые сутки», чтобы в последний раз обнять и проводить товарища. Желание привлечь к своему герою сочувствие публики ощутимо для любого читателя. Вот как, например, размышляет ученица 10-го класса в сочинении на тему «Идеалы и жизненные пути героев романа «Обыкновенная история»: «В самом начале безусловно симпатизируешь Александру – молодому человеку, образованному и воспитанному, полному чистых романтических мечтаний и стремлений. Провожая его вместе с его матерью в Петербург, хочется пожелать ему, чтобы ему сопутствовала удача».

Образы произведения

Если раньше юный Саша предстает перед читателями привлекательным внешне и внутренне, которому невольно симпатизируешь и сочувствуешь, то со временем, переживая разочарования и находясь под влиянием богатого дяди, он превращается в обычного себялюбца, карьериста и притворщика.

Серьезный анализ “Обыкновенной истории” Гончарова приводит читателя к мысли, что в бедах молодого человека, его трагедии и унынии, виноваты не другие, а он сам. Он, который бросил невинную, влюбленную в него Соню и свободную жизнь в деревне, и отправился покорять столицу. Он, который шел на поводу своей слабости, зациклившись на неразделенной любви и собственных чувствах.

Разве плохо быть богатым? Разве плохо иметь высокооплачиваемую должность? Конечно, нет! Это все очень хорошо, если человек остается самим собой, если его сердце чисто, а совесть спокойна. Если он творит добро и думает о чувствах других.

Дарья Салтыкова

Когда в 1801 году умерла помещица Дарья Салтыкова, одной кровавой фигурой в Российской империи стало меньше, ибо Салтычиха за свою жизнь зверски замучила многих крепостных.

Так, дворовую свою Максимову она собственноручно била скалкой по голове, жгла волосы лучиной. Девок Герасимову, Артамонову, Осипову и вместе с ними 12-летнюю девочку Прасковью Никитину помещица велела конюхам сечь розгами, а после того едва стоявших на ногах женщин заставила мыть полы. Недовольная их работой, она снова била их палкой. Когда Авдотья Артамонова от этих побоев упала, то Салтыкова велела вынести ее вон и поставить в саду в одной рубахе (был октябрь). Затем помещица сама вышла в сад и здесь продолжала избивать Артамонову, а потом приказала отнести ее в сени и прислонить к углу. Там девушка упала и больше не поднималась. Она была мертва. Агафью Нефедову Салтычиха била головой об стену, а жене своего конюха размозжила череп железным утюгом.

Дворовую Прасковью Ларионову забили на глазах помещицы, которая на каждый стон жертвы поминутно выкрикивала: «Бейте до смерти»! Когда Ларионова умерла, по приказу Салтычихи ее тело повезли хоронить в подмосковное село, а на грудь убитой положили ее грудного младенца, который замерз по дороге на трупе матери.

Всего на совести Дарьи Салтыковой не меньше 138 погубленных жизней. За это она и попала под суд Екатерины II. Преступницу-дворянку приговорили выставить на один час к позорному столбу с вывеской на груди «мучительница и душегубица», а затем заключить в оковы и отвезти в женский монастырь, где содержать до смерти в специально для того устроенной подземной камере без доступа дневного света.

Советуем почитать

Во времена правления царя Соломона в далекой Палестине народ с гордостью приветствовал своего правителя. Его считали достойным руководителем, уважали, восхищались красотой и мудростью

Действие повести происходит в Симферополе после войны. Главный герой Анатолий Нащоков повествует нам о своей жизни. Мальчик жил только с мамой, которая выглядела моложе своих лет

В декабре 1926 – начале 1927 года Владимир Маяковский приступил к работе над поэмой, которую посвятил десятилетию Октябрьской революции. Вначале она называлась «Октябрь», затем

Поэма «Дон Карлос» написана немецким писателем Фридрихом Шиллером в 1848 г. События драмы протекают в 1568 г. во время тринадцатого года правления короля Испании Филиппа II.

Произведение является коротким философским рассказом, написанным писателем в переходный период своего творчества. Основной сюжет повествует об одном из эпизодов жизненного существования Ивана Великопольского, являющегося молодым сыном дьякона.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: