Великие цитаты Михаила Евграфовича
- Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют.
- Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать.
- Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства.
- Когда и какой бюрократ не был убежден, что Россия есть пирог, к которому можно свободно подходить и закусывать?
- Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления.
- Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, — будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду.
- Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении и так до смерти столбом и простоит.
- Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.
- Ну, у нас, брат, не так. У нас бы не только яблоки съели, а и ветки-то бы все обломали! У нас намеднись дядя Софрон мимо кружки с керосином шел — и тот весь выпил!
- У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!
- Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все времена — переходные.
- — Mon cher, — говаривал Крутицын, — разделите сегодня все поровну, а завтра неравенство все-таки вступит в свои права.
- Увы! Не прошло еще четверти часа, а уже мне показалось, что теперь самое настоящее время пить водку.
- — Нынче, маменька, и без мужа все равно что с мужем живут. Нынче над предписаниями-то религии смеются. Дошли до куста, под кустом обвенчались — и дело в шляпе. Это у них гражданским браком называется.
- Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд.
- Крупными буквами печатались слова совершенно несущественные, а все существенное изображалось самым мелким шрифтом.
- Всякому безобразию свое приличие.
- Цель издания законов двоякая: одни издаются для вящего народов и стран устроения, другие — для того чтобы законодатели не коснели в праздности.
- Барышня спрашивают, для большого или малого декольте им шею мыть.
- Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития.
- Иллюстрация к произведению «История одного города».
- Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы, а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит им одним.
- — Кредит, — толковал он Коле Персианову, — это когда у тебя нет денег… понимаешь? Нет денег, и вдруг — клац! — они есть!
- — Однако, mon cher, если потребуют уплаты? — картавил Коля.
- — Чудак! Ты даже такой простой вещи не понимаешь! Надобно платить — ну, и опять кредит! Еще платить — еще кредит! Нынче все государства так живут!
- Глупым, в грубом значении этого слова, Струнникова назвать было нельзя, но и умен он был лишь настолько, чтобы, как говорится, сальных свечей не есть и стеклом не утираться.
- В болтливости скрывается ложь, а ложь, как известно, есть мать всех пороков.
- Один принимает у себя другого и думает: «С каким бы я наслаждением вышвырнул тебя, курицына сына, за окно, кабы…», — а другой сидит и тоже думает: «С каким бы я наслаждением плюнул тебе, гнусному пыжику, в лицо, кабы…» Представьте себе, что этого «кабы» не существует, — какой обмен мыслей вдруг произошел бы между собеседниками!
- Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари.
- В словах «ни в чем не замечен» уже заключается целая репутация, которая никак не позволит человеку бесследно погрузиться в пучину абсолютной безвестности.
- Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство».
- Страшно, когда человек говорит и не знаешь, зачем он говорит, что говорит и кончит ли когда-нибудь.
- Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении.
Политическая сатира в сказках писателя
Источник
И.С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова:
Всё это абсолютно верно для сказок Салтыкова-Щедрина. Сказки — это особый литературный жанр, основанный на народных легендах, былях, песнях, суевериях. В них часто используются традиционные сюжеты, персонажи (Василиса Прекрасная, Иван-царевич, серый волк), художественные приёмы (фантастика, устойчивые обороты, присказки, устойчивые эпитеты, антитеза). Сказки Салтыкова-Щедрина имеют фольклорную основу — сказки о животных, но это только форма. По сути своей эти произведения являются политическими памфлетами.
Сказки о животных Салтыкова-Щедрина имеют литературных предшественников. Это не только русские народные сказки, где животные также зачастую изобличают социальные пороки. Схожий сюжет, например, в средневековом французском романе-фаблио «Роман о Лисе». Лис в этой истории — мелкий феодал. Он обманывает более крупных хищников — волка, медведя, льва, и тогда читатель сочувствует ему. Но когда Лис начинает обижать более слабых — кур, зайца, он получает заслуженное наказание.
Политические сказки Салтыкова-Щедрина ближе к басне. Как и в баснях, в сказках Щедрина есть мораль-заключение, все герои статичны (они являются воплощением тех или иных пороков, отрицательных черт человека), в них отсутствует образ положительного героя.
При этом сказки не просто изображают абстрактные пороки, как это было в нравоучительных баснях XVIII века, но они дают представление о реальной жизни России во второй половине XIX века. Сам Салтыков-Щедрин был уверен, что пишет на злобу дня. Он так об этом говорил:
Действительно, многие описываемые им реалии ушли с исторической сцены. Нет крепостного права, правитель уже не имеет столько власти казнить и миловать, но до сих пор остались «премудрые пескари», жестокие хищные волки. Автор обычно тщеславен, но вряд ли Салтыков-Щедрин порадовался бы, узнав, что его сказки до сих пор более-менее отражают объективную современную уже нам, живущим столько лет спустя, действительность. Рассмотрим некоторые сказки более подробно.
Светлые воспоминания
Были и светлые воспоминания, связанные с родными местами, где прошло его детство. Окрестности имения давали упокоение душе, настраивали на созерцательный, мечтательный лад. С запада почти вплотную к усадьбе подходил лес. Там было полно дичи, грибов и ягод. Писатель отмечал: «Замечательно, что я родился и вырос в деревне. Я знал, что такое лес, и множество раз даже хаживал туда за грибами и ягодами». На востоке лес уступал место кустарниковым зарослям болота, по которому в двух верстах от усадьбы медленно несла свои воды в зарослях осоки река Вьюлка. За ней на возвышенности виднелась деревня Никитское. Оттуда и из других окрестных деревень по праздникам шли в Спасскую церковь мимо господского дома вереницы богомольцев. Потом парни и девушки водили хороводы, слышны были песни крестьян. Все это тоже наполняло душу впечатлительного мальчика, внося в нее светлые порывы, настроения умиротворения и радости.
Так исподволь шло формирование будущего писателя с характерным для его творчества сочетанием жесточайшей социальной сатиры и поразительной устремленности к светлому, идеальному началу. Таким было детство Салтыкова-Щедрина, кратко описанное в статье. На пересечении этих двух, казалось бы, взаимоисключающих тенденций и сформировался уникальный, неповторимый щедринский стиль, определивший его писательский дар.
Краткая биография Салтыкова-Щедрина
Михаил Евграфович Салтыков родился 15 января 1826 г. в деревне Спас-Угол, Тверской губернии. Интересно, что вторая часть его фамилии (Щедрин) является его псевдонимом.
Рос Михаил в образованной дворянской семье.
Его отец, Евграф Васильевич, работал коллежским советником. Мать, Ольга Михайловна, была дочерью богатого дворянина.
Кроме Михаила, в семье Салтыковых родилось еще 2 мальчика и 3 девочки.
Детство и юность
Несмотря на то, что будущий литератор был с малых лет окружен любовью и заботой, он не очень хорошо отзывался о своем детстве. В частности, он не любил свою мать, которая была властной и строгой женщиной.
По воспоминаниям Салтыкова-Щедрина, именно из-за нее в их семействе часто возникали скандалы.
В юном возрасте ему удалось выучить немецкий и французский языки, а также изучить разные науки.
Полученные знания пригодились ему в биографии и помогли успешно сдать экзамены в Московский дворянский институт, где он получал хорошие оценки.
После этого Михаил продолжил учебу в престижном Царском лицее, в котором училась «золотая молодежь» России.
Пожалуй, самым известным его выпускником был Александр Пушкин.
Во время учебы в лицее, Салтыков-Щедрин перестал следить за своей внешностью, начал ругаться, курить, а также часто попадал в карцер за недостойное поведение.
В результате, студент окончил лицей в чине коллежского секретаря. Интересно, что именно в данный период биографии он попробовал написать свои первые произведения.
После этого Михаил начал работать в канцелярии военного ведомства. Он продолжал заниматься писательской деятельностью и серьезно заинтересовался работами французских социалистов.
Литература
Михаил Евграфович считается одним из самых ярких сатириков русской литературы, виртуозно владеющий эзоповым языком, романы и рассказы которого не утратили злободневности. Для историков произведения Салтыкова-Щедрина – это источник познания нравов и обычаев, распространенных в Российской империи 19 века. Перу писателя принадлежат такие термины, как «головотяпство», «мягкотелый» и «благоглупость».
Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина
По возвращении из ссылки Салтыков переработал опыт общения с чиновниками русской глубинки и под псевдонимом Николай Щедрин опубликовал цикл рассказов «Губернские очерки», воссоздав характерные типажи жителей России. Сочинения ждал большой успех, имя автора, впоследствии написавшего немало книг, в первую очередь будут связывать с «Очерками», исследователи творчества писателя назовут их знаковым этапом в развитии русской литературы.
В рассказах с особой теплотой описываются простые люди-работяги
Создавая образы дворян и чиновников, Михаил Евграфович вел речь не только об основах крепостного права, но и акцентировал внимание на моральной стороне представителей высшего сословия и нравственных основах государственности
Иллюстрации к книгам Михаила Салтыкова-Щедрина
Вершиной творчества русского прозаика считается «История одного города». Сатирический рассказ, полный аллегории и гротеска, современники оценили не сразу. Более того, автора поначалу обвинили в том, что он насмехается над обществом и пытается очернить исторические факты.
В главных героях-градоначальниках показана богатая палитра человеческих характеров и общественных устоев – взяточники, карьеристы, равнодушные, одержимые абсурдными целями, откровенные глупцы. Простой же народ выступает как слепо подчиняющаяся, готовая все стерпеть серая масса, которая действует решительно, только оказавшись на краю гибели.
Михаил Салтыков-Щедрин
Такое малодушие и трусость Салтыков-Щедрин высмеял в «Премудром пискаре». Произведение, несмотря на то, что именуется сказкой, адресовано вовсе не детям. Философский смыл повествования о рыбе, наделенной человеческими качествами, заключен в том, что одинокое существование, замкнутое только на собственном благополучии – ничтожно.
Еще одна сказка для взрослых – «Дикий помещик», живое и веселое произведение с легким налетом цинизма, в котором простой народ-труженик открыто противопоставляется самодуру-помещику.
Михаил Салтыков-Щедрин и Николай Некрасов
Литературное творчество Салтыкова-Щедрина получило дополнительную подпитку, когда прозаик начал работать в редакции журнала «Отечественные записки». Общее руководство изданием с 1868 года принадлежало поэту и публицисту Николаю Некрасову.
По личному приглашению последнего Михаил Евграфович возглавил первый отдел, занимающийся публикацией беллетристики и переводных произведений. Основная масса собственных сочинений Салтыкова-Щедрина также вышла на страницах «Записок».
Памятник Михаилу Салтыкову-Щедрину в Рязани
В их числе — «Убежище Монрепо», по словам литературоведов – калька семейной жизни писателя, ставшего вице-губернатором, «Дневник провинциала в Петербурге» — книга о не переводящихся на Руси авантюристах, «Помпадуры и помпадурши», «Письма из провинции».
В 1880-м отдельной книгой опубликован эпохальный остросоциальный роман «Господа Головлевы» — повествование о семье, в которой главная цель – обогащение и праздный образ жизни, дети давно превратились в обузу для матери, в целом семья живет не по закону божьему и, не замечая того, движется к самоуничтожению.
Деспотичная мать
«Господ Головлевых» писатель назвал «общественным романом», показав буржуазно-потребительскую психологию на примере одной семьи. Центральные образы произведения списаны с матери и брата автора.
Салтыков-Щедрин не любил вспоминать о семье и детстве, но факты говорят о том, что его мать была грубой и деспотичной женщиной. С нее и началось разочарование литератора в людях, представителях буржуазии, чиновниках.
В семье было 9 детей – одна девочка умерла в младенчестве. Михаил был шестым ребенком и поначалу любимчиком матери, но в подростковом возрасте их отношения резко ухудшились. Женщина считала его неудачником, худшим ребенком, не стеснялась в выражениях, часто поколачивала сына.
Свадьбу Михаила она тоже проигнорировала – из всей семьи на венчании присутствовал один из братьев.
Михаил Салтыков-Щедрин — биография
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — классик русской литературы, какое-то время пытался развиваться как поэт, однако быстро понял, что таланта к стихосложению у него нет, также известен как журналист, редактор, государственный чиновник.
Будучи родом из крупной дворянской семьи, он отличался широким кругозором и хорошим образованием. Но относился к категории прогрессивной аристократии, которая помимо собственно помещичьих вопросов интересовалась жизнью страны, простого люда. С раннего возраста Салтыков-Щедрин изучал быт крестьянства, особенности сословной системы, которая давно устарела.
Благодаря природной наблюдательности литератор набрал немало жизненного материала. На его основе Михаил Евграфович писал очень колкие, отражающие неприглядную действительность сатирические произведения на остросоциальную тематику. В иносказательной форме литератор высмеивал и порицал пороки, присущие российскому обществу.
За писательскую позицию его не раз критиковали. Время же показало, что Михаил Салтыков-Щедрин был выдающимся писателем. Сейчас произведения классика изучают в школах.
Смерть
Здоровье немолодого писателя, страдавшего от ревматизма, сильно подорвало закрытие «Отечественных записок» в 1884-м. В совместном решении министерства внутренних дел, юстиции и народного просвещения издание было признано распространителем вредных идей, а сотрудники редакции – членами тайного общества.
Могила Михаила Салтыкова-Щедрина
Последние месяцы жизни Салтыков-Щедрин провел в постели, гостям просил передать: «Я очень занят – умираю». Умер Михаил Евграфович в мае 1889 от осложнений, вызванных простудой. Согласно завещанию писателя похоронили рядом с могилой Ивана Тургенева на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.
Детство и юность
Гений русской литературы родом из дворянской семьи. Отец Евграф Васильевич был на четверть века старше супруги Ольги Михайловны. Дочь московского купца вышла замуж в 15 лет и уехала за мужем в деревню Спас-Угол, которая тогда располагалась в Тверской губернии. Там 15 января 1826 года по новому стилю родился младший из шести детей – Михаил. Всего в семье Салтыковых (Щедрин – часть последовавшего со временем псевдонима) росли три сына и три дочери.
Родители Михаила Салтыкова-Щедрина
По описаниям исследователей биографии писателя, мать, со временем превратившаяся из веселой девушки во властную хозяйку поместья, делила детей на любимчиков и постылых. Маленький Миша был окружен любовью, но и ему иногда попадало розгами. Дома постоянно стоял крик и плач. Как писал Владимир Оболенский в мемуарах о семье Салтыкова-Щедрина, в беседах писатель описывал детство в мрачных красках, однажды произнес, что ненавидит «эту ужасную женщину», ведя речь о матери.
Салтыков знал французский и немецкий языки, получил блестящее начальное домашнее образование, позволившее поступить в Московский дворянский институт. Оттуда мальчик, проявивший недюжинное прилежание, попал на полное государственное обеспечение в привилегированный Царскосельский лицей, в котором образование приравнивалось к университетскому, а выпускникам присваивались чины согласно Табели о рангах.
Михаил Салтыков-Щедрин в детстве
Оба учебных заведения славились тем, что выпускали элиту русского общества. Среди выпускников — Александр Пушкин, князь Михаил Оболенский, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Иван Пущин. Однако, в отличие от них, Салтыков из чудного умного мальчика превратился в неопрятного, сквернословящего, часто сидящего в карцере парнишку, у которого так и не появилось близких друзей. Неспроста Михаила однокашники прозвали «Сумрачным лицеистом».
Атмосфера в стенах лицея способствовала творчеству, и Михаил в подражание предшественникам начал писать стихи вольнодумского содержания. Такое поведение не осталось незамеченным: выпускник лицея Михаил Салтыков получил чин коллежского секретаря, хотя за успехи в учебе ему светил ранг повыше — титулярного советника.
Михаил Салтыков-Щедрин в молодости
По окончании лицея Михаил устроился служить в канцелярию военного ведомства и продолжил сочинять. Кроме этого, увлекся произведениями французских социалистов. Темы, поднятые революционерами, нашли отражение в первых повестях «Запутанное дело» и «Противоречия».
Вот только с источником публикации начинающий писатель не угадал. Журнал «Отечественные записки» в то время находился под негласной политической цензурой, считался идейно вредным.
Дом Михаила Салтыкова-Щедрина в Вятке
По решению надзорной комиссии Салтыкова отправили в ссылку в Вятку, в канцелярию при губернаторе. В ссылке, помимо служебных дел, Михаил изучал историю страны, переводил сочинения европейских классиков, много ездил и общался с народом. Салтыков чуть было не остался насовсем прозябать в провинции, пусть и дослужившись до советника губернского правления: в 1855-м на императорский трон был коронован Александр II, и о рядовом ссыльном попросту забыли.
На помощь пришел Петр Ланской, представитель знатного дворянского рода, второй муж Натальи Пушкиной. При содействии его брата, министра внутренних дел, Михаила вернули в Петербург и дали место чиновника особых поручений в этом ведомстве.
Литература
Михаил Евграфович считается одним из самых ярких сатириков русской литературы, виртуозно владеющий эзоповым языком, романы и рассказы которого не утратили злободневности. Для историков произведения Салтыкова-Щедрина – это источник познания нравов и обычаев, распространенных в Российской империи 19 века. Перу писателя принадлежат такие термины, как «головотяпство», «мягкотелый» и «благоглупость».
Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина
По возвращении из ссылки Салтыков переработал опыт общения с чиновниками русской глубинки и под псевдонимом Николай Щедрин опубликовал цикл рассказов «Губернские очерки», воссоздав характерные типажи жителей России. Сочинения ждал большой успех, имя автора, впоследствии написавшего немало книг, в первую очередь будут связывать с «Очерками», исследователи творчества писателя назовут их знаковым этапом в развитии русской литературы.
В рассказах с особой теплотой описываются простые люди-работяги
Создавая образы дворян и чиновников, Михаил Евграфович вел речь не только об основах крепостного права, но и акцентировал внимание на моральной стороне представителей высшего сословия и нравственных основах государственности
Иллюстрации к книгам Михаила Салтыкова-Щедрина
Вершиной творчества русского прозаика считается «История одного города». Сатирический рассказ, полный аллегории и гротеска, современники оценили не сразу. Более того, автора поначалу обвинили в том, что он насмехается над обществом и пытается очернить исторические факты.
В главных героях-градоначальниках показана богатая палитра человеческих характеров и общественных устоев – взяточники, карьеристы, равнодушные, одержимые абсурдными целями, откровенные глупцы. Простой же народ выступает как слепо подчиняющаяся, готовая все стерпеть серая масса, которая действует решительно, только оказавшись на краю гибели.
Михаил Салтыков-Щедрин
Такое малодушие и трусость Салтыков-Щедрин высмеял в «Премудром пискаре». Произведение, несмотря на то, что именуется сказкой, адресовано вовсе не детям. Философский смыл повествования о рыбе, наделенной человеческими качествами, заключен в том, что одинокое существование, замкнутое только на собственном благополучии – ничтожно.
Еще одна сказка для взрослых – «Дикий помещик», живое и веселое произведение с легким налетом цинизма, в котором простой народ-труженик открыто противопоставляется самодуру-помещику.
Михаил Салтыков-Щедрин и Николай Некрасов
Литературное творчество Салтыкова-Щедрина получило дополнительную подпитку, когда прозаик начал работать в редакции журнала «Отечественные записки». Общее руководство изданием с 1868 года принадлежало поэту и публицисту Николаю Некрасову.
По личному приглашению последнего Михаил Евграфович возглавил первый отдел, занимающийся публикацией беллетристики и переводных произведений. Основная масса собственных сочинений Салтыкова-Щедрина также вышла на страницах «Записок».
Памятник Михаилу Салтыкову-Щедрину в Рязани
В их числе – «Убежище Монрепо», по словам литературоведов – калька семейной жизни писателя, ставшего вице-губернатором, «Дневник провинциала в Петербурге» – книга о не переводящихся на Руси авантюристах, «Помпадуры и помпадурши», «Письма из провинции».
В 1880-м отдельной книгой опубликован эпохальный остросоциальный роман «Господа Головлевы» – повествование о семье, в которой главная цель – обогащение и праздный образ жизни, дети давно превратились в обузу для матери, в целом семья живет не по закону божьему и, не замечая того, движется к самоуничтожению.
Темы из жизни
Карьера будущего писателя начиналась в чине помощника секретаря в канцелярии. Там же Салтыков-Щедрин написал свои первые обличающие чиновников эпиграммы, за что его выслали из города на два года.
В дальнейшем он продолжил государственную службу и мог бы сделать неплохую карьеру. Новый император назначил его вице-губернатором в Тверской области, где Михаил Евграфович взялся за преобразования. Однако его постигло разочарование: чиновники и мужики говорили на разных языках, не понимали друг друга. Зато материала для прозы на злобу дня было более чем достаточно.
После выхода романа критики упрекали автора в искажении действительности, но читатели понимали несостоятельность таких упреков.
Ранние годы
Биография Салтыкова-Щедрина началась в дворянской семье. Его отец состоял в браке с женщиной, которая была младше него на 25 лет. Их брак был заключен тогда, когда Ольге Михайловне исполнилось 15 лет. Родители воспитали шестерых детей, самым младшим из которых являлся Михаил.
На заметку! У Миши было два брата и три сестры.
Когда Ольга Михайловна обзавелась детьми, она сильно изменилась в характере. Сначала она была доброй и веселой девушкой, а потом превратилась в злую и властную женщину. Миша редко получал от нее наказания, так как входил в круг фаворитов матери. Сам Михаил уже в детском возрасте осознал, что ненавидит свою мать. Позже мужчина писал, что мать обращалась злобно и жестоко не только с крепостными крестьянами, но и с собственными детьми.
В юные годы Салтыков изучил немецкий и французский языки.
Миша учился на дому с помощью учителей и сестер. Он прекрасно освоил грамоту, закон Божий и латынь. После получения домашнего образования Миша поступил в Московский институт, в котором обучались ребята из дворянских семей. После нескольких лет обучения парень оказался в лицее в Царском селе, по окончании которого получил почтенный чин.
На заметку! В тех же учебных заведениях обучались Антон Дельвиг, Александр Пушкин, Василий Жуковский, Вильгельм Кюхельбекер и другие известные личности.
Михаил после поступления в лицей резко изменился. Он всегда отличался прилежным поведением и желанием обучаться чем-то новому, но разочаровался в жизни и стал вести себя неприлежно. Он не только употреблял бранные слова в своей речи, но и неопрятно одевался, чем отпугивал от себя других людей.
Знакомые Салтыкова часто отзывались о писателе, как о сумрачном человеке. Настоящих друзей у гения русской литературы не было.
В Царскосельском лицее не было того братство, которое описывал в своих рассказах Пушкин. Атмосфера напоминала военную казарму, в которой каждый час был расписан по минутам. Салтыков часто курил и нарушал правила заведения, за что оказывался в карцере.
Ссылка в Вятку
Закономерно, что биография Салтыкова-Щедрина в годы правления императора-деспота Николая I не могла быть свободной от репрессий: публичные вольнолюбивые мысли не приветствовались.
Высланный в Вятку он служил в губернском правлении. Много сил и времени уделял службе. Карьера чиновника удавалась. Уже через два года его назначают советником губернского правления. Благодаря частым командировкам и деятельному вниканию в дела народные накапливаются обширные наблюдения за российской действительностью.
В 1855 году заканчивается срок ссылки, и перспективного чиновника переводят в родную Тверскую губернию в Министерство внутренних дел по делам ополчения. Фактически на малую родину вернулся уже другой Салтыков-Щедрин. Биография (краткая) возвратившегося писателя-чиновника содержит еще один штрих — по приезду домой он женился. Супругой его стала Елизавета Аполлоновна Болтова (вятский вице-губернатор благословил свою дочь на этот брак).
История создания
Максим Горький был выходцем из простого народа, который без какой-либо поддержки со стороны сумел получить образование, выпестовать свой талант и прославиться на весь мир. Его повесть «Детство», в котором писатель рассказал о первых годах своей сознательной жизни, является одним из известнейших примеров автобиографического произведения в русской литературе.
Решение написать собственную автобиографию, в которой он мог бы отобразить свои детские переживания, а также показать правдивую картину жизни русского народа, возник и Горького ещё в девяностых годах двадцатого века, на заре его писательской карьеры. Однако к работе над ней Горький приступил лишь в 1912 году. Так началась история написания повести «Детство». Вот еще некоторые интересные факты о книге и авторе:
- Повесть была написана в рамках трилогии, в которую также входили повести «В людях» и «Мои университеты». Работа над повестями шла до 1913 года. В основу «Детства» легли воспоминания Горького о детских годах, которые он провёл в доме своего деда после смерти отца.
- Горький написал «Детство», повторив путь Л.Н. Толстого, у которого тоже есть повесть «Детство». Только Лев Николаевич отразил становление дворянина, а Алексей Максимович (настоящее имя Горького) — путь простого ребенка из бедной семьи. Этим писатель показал, как различны эти жизни в пределах одной стороны.