Краткое содержание
Роман Гончарова «Обрыв», краткое содержание которого вы можете читать в этой статье, начинается со сцены между двумя друзьями — Иваном Ивановичем Аяновым и Борисом Павловичем Райским. Они встречаются за карточным столом в доме Пахотина.
Там же и две его сестры — Надежда и Анна, давно в статусе старых дев. А также дочь Пахотина Софья, оставшаяся недавно вдовой. Именно к ней проявляет наибольший интерес Райский.
Если Аянов ездит к Пахотину без задней мысли, только для того, чтобы поиграть в карты, то Райский мечтает пробудить страсть в Софье, приходящейся ему дальней родственницей.
Сам Райский в романе «Обрыв» — персонаж, которого обуревают страсти. Он сам и пишет, и рисует, и даже сочиняет музыку, вкладывая в каждое занятие всю душу. Но ему и этого мало, он стремится пробудить жизнь во всех окружающих. Ему немного за 30.
Краткое содержание
Действие романа происходит сначала в Петербурге, а затем переносится в российскую глубинку. Чтобы понять, каков в книге Обрыв смысл сюжета, нужно начать с характеристики персонажей.
Главные герои:
- Борис Райский – молодой человек, не лишенный талантов, но из-за лени не способный ничего довести до конца. Большую часть времени отдает созерцанию и размышлению о высоких материях.
- Марк Волохов – революционно настроенный юноша, нигилист, отвергающий традиционные ценности.
- Татьяна Марковна – бабушка, незаурядная, яркая личность, придерживается патриархального уклада семьи. Но так как в юности сама пережила любовную драму, лучше всех понимает Веру, поддержав ее и простив ошибки.
- Вера – молодая девушка со сложным характером, живо интересующаяся взглядами Волохова, что отразилось на ее чувствах к нему.
- Марфа (Марфинька) – сестра Веры, юная, наивная девушка, во всем слушается бабушку, занимается домашним хозяйством.
Произведение состоит из 5 частей, в каждой из которых Гончаров постепенно раскрывает смысл «Обрыва».
Знакомство с Райским
Начинается повествование с описания жизни главного героя в Петербурге. Райский мучается бездельем и со скуки начинает писать роман, параллельно ухаживая за овдовевшей Софьей Пахотиной. Но молодая вдова, влюбленная в итальянского графа, отвергает Райского.
Райский приезжает на лето в родное имение, где всем заправляет бабушка Татьяна Марковна. Обрадованная бабушка пытается приобщить внука к ведению хозяйства, но Борис совершенно не интересуется делами имения.
Происходит ряд событий:
- приезжает друг Марфиньки – помещик Викентьев;
- Райский знакомится с Марком Волоховым;
- возвращается домой Вера, гостившая у попадьи.
Борис, сначала увлекшийся Марфинькой, переключается на старшую сестру – Веру.
Жизнь в Малиновке
Райский постоянно думает о Вере, но девушка избегает его. Постепенно отношения между молодыми людьми налаживаются, но девушка равнодушна к Райскому.
Борис, застав однажды Веру за чтением письма, подозревает, что она влюблена. Райский пытается выяснить через бабушку имя возлюбленного Веры. Татьяна Марковна предполагает, что это помещик Тушин, с которым девушка издавна дружит. Но героиня отвергает это предположение.
Марфинька получает предложение руки и сердца от Викентьева, начинается подготовка к свадьбе.
Выбор Веры
Избранником Веры оказывается Марк Волохов, с которым она тайно встречается. Но Марк не собирается жениться на Вере, брак не входит в его планы.
Девушка от отчаяния обращается к Райскому, прося помочь ей. Но стоило ей услышать условный сигнал от возлюбленного, как она сбегает к нему на обрыв.
Борис подсматривает за девушкой, чтобы узнать имя ее избранника.
Развязка
Вера рассказывает Борису о своих отношениях с Марком, прося передать обо всем бабушке.
Во время именин Марфиньки Тушин делает предложение Вере, но девушка отказывает, признавшись в своем падении.
Татьяна Марковна, узнав от Райского историю Веры, тяжело заболевает. Вслед за ней падает в горячке и Вера. Бабушка, поднявшись с постели, сама ухаживает за внучкой.
Марк присылает два письма Вере, где сообщает о своей готовности обвенчаться. Но в записке, переданной через Тушина, узнает о разрыве отношений. Через время приходят известия об отъезде Марка на Кавказ.
По городу ползут нехорошие слухи о Вере. Чтобы пресечь их, Тушин готов рассказать всем, что сделал девушке предложение, но получил отказ. Помещик действительно мечтает о женитьбе на Вере, но Татьяна Марковна советует ему немного повременить.
После свадьбы Марфиньки имение пустеет. Уезжает и Райский, так и не закончив свой роман о Вере. Теперь он мечтает заняться лепкой в Италии.
Борис путешествует по загранице, но ностальгирует по родным – Вере, Марфиньке и бабушке.
О Николае Трегубове
Николай Трегубов сыграл важную роль в биографии Гончарова Ивана Александровича, ведь именно он был для мальчика первым наставником. Николай Николаевич преподавал юноше грамоту, литературу, историю, астрономию, космологию и многое другое. Иван также любил послушать истории плавания бывшего моряка. Именно поэтому мальчику стали нравиться книги о путешественниках.
Николай Трегубов был очень добродушным человеком, а для Ивана — практически родным отцом. Он заботился о детях Гончаровых и активно участвовал в их обучении, в то время как Авдотья Матвеевна посвящала больше времени хозяйственным делам.
Детство и юность
Писатель Иван Гончаров родился 18 июня 1812 года в городе Симбирск. Сейчас он называется Ульяновском. Это центр довольно большой области.
Литератор был выходцем из крупной купеческой фамилии. Его отца звали Александр Иванович. Мужчина был строгим семьянином, занимался коммерцией, чего желал и сыну.
Иван Гончаров в детстве
Мать, Авдотья Матвеевна Шахторина, была равна ему по социальному положению. В отличие от многих современниц женщина слыла очень начитанной. Об этом вспоминал и сам Гончаров, высоко оценивая таланты и склонности своей матери. Писатель ее уважал, называл своим нравственным ориентиром.
Ранние годы прозаика прошли в родовом имении. Хоть Гончаровы и не были дворянами, но могли позволить себе жить на широкую ногу.
Впечатления, которые мальчик приобрел в тот период, отразились в его творчестве уже позже. Когда молодому человеку исполнилось всего 7, скончался отец семейства.
Авдотья Матвеевна воспитывала сына не в одиночку. На помощь пришел крестный будущего писателя, Николай Трегубов. Он был начитанным, умным мужчиной, когда-то служил на флоте.
О своем наставнике Гончаров вспоминал исключительно тепло. Тот занимался с мальчиком день и ночь, помогал ему в освоении многих наук, в том числе гуманитарных.
Иван был не единственным ребенком в семье. После смерти отца на попечении матери осталось еще трое: сын Николай и дочери Александра и Анна.
Маленький И. Гончаров
Примерно в то же время молодого человека отправляют учиться в частную школу-пансион. Здесь юноша получал систематическое образование, осваивал точные науки, богословие, осваивал иностранные языки.
В 1822 через 2 года после начала академического пути молодого человека отправили в Коммерческое училище. Это московское заведение было одним из самых крупных и, пожалуй, наиболее авторитетным в плане подготовки будущих экономистов всех мастей.
В кузнице кадров для российского хозяйства Гончаров провел целых 8 лет. Молодые люди, студенты осваивали экономику, бухгалтерию, право и не только.
Такая учеба Ивана Александровича совершенно не привлекала. Специальность тоже: становиться бухгалтером и иметь дело с цифрами он не желал. С другой стороны, молодой человек все равно прилежно учился, старался показывать высокий уровень и не раз попадал на доску почета как один из самых успешных студентов.
О временах бытности в коммерческом училище Гончаров вспоминал с сожалением. Ведь нелюбимому дело молодой человек отдал почти 10 лет своей жизни. В 1830, так и не окончив заведение, Иван Александрович попросил мать похлопотать об его отчислении. Завершив образование, мужчина решил двигаться собственным путем.
Иван Гончаров в молодости
Гончаров начал готовиться к поступлению в Московский университет. В те годы высшее образование давало широкие возможности, потому молодые люди охотно поступали на обучение.
Успешно справившись с экзаменами, Иван Александрович попал на отделение словесности. Известно, что он учился у самого Лермонтова.
О своем наставнике Гончаров вспоминал со смешанными чувствами: тот был талантливым, но почему-то казалось, будто бы наставничество ему в тягость, и он постоянно скучает.
Однокурсниками писателя были В. Белинский и А. Герцен. В обозримом будущем — выдающиеся люди, пусть и с разной судьбой, воззрениями и устремлениями.
Иван Гончаров «Обыкновенная история» – цитаты из книги
Что бы женщина ни сделала с тобой, изменила, охладела, поступила, как говорят в стихах, коварно, — вини природу, предавайся, пожалуй, по этому случаю философским размышлениям, брани мир, жизнь, что хочешь, но никогда не посягай на личность женщины ни словом, ни делом. Оружие против женщины — снисхождение, наконец, самое жестокое — забвение! только это и позволяется порядочному человеку.
ссылка на цитату
Наступала ночь… нет, какая ночь! разве летом в Петербурге бывают ночи? это не ночь, а… тут надо бы выдумать другое название — так, полусвет… Всё тихо кругом.
Нева точно спала; изредка, будто впросонках, она плеснёт лёгонько волной в берег и замолчит.
А там откуда ни возьмётся поздний ветерок, пронесётся над сонными водами, но не сможет разбудить их, а только зарябит поверхность и повеет прохладой на Наденьку и Александра или принесёт им звук дальней песни — и снова всё смолкнет, и опять Нева неподвижна, как спящий человек, который при лёгком шуме откроет на минуту глаза и тотчас снова закроет: и сон пуще сомкнёт его отяжелевшие веки. Потом со стороны моста послышится как будто отдалённый гром, а вслед за тем лай сторожевой собаки с ближайшей тони, и опять всё тихо. Деревья… →→→
ссылка на цитату
– Зачем вам читать Байрона? – продолжал он, – может быть, жизнь ваша протечёт тихо, как этот ручей: видите, как он мал, мелок; он не отразит ни целого неба в себе, ни туч; на берегах его нет ни скал, ни пропастей; он бежит игриво; чуть-чуть лишь лёгкая зыбь рябит его поверхность; отражает он только зелень берегов, клочок неба да маленькие облака… так, вероятно, протекла бы и жизнь ваша, а вы напрашиваетесь на напрасные волнения, на бури; хотите взглянуть на жизнь и людей сквозь мрачное стекло… Оставьте, не читайте! глядите на всё с улыбкой, не смотрите вдаль, живите день за днём, не разбирайте тёмных сторон в жизни и людях, а то…
– А то что?
– Ничего! – сказал Александр, будто опомнившись.
ссылка на цитату
Отыскав в зале место для Лизаветы Александровны, Адуев прислонился к колонне, под сенью какого-то плечистого меломана, и начал скучать.
ссылка на цитату
“Она любит меня, – думал Александр, едучи домой. – Боже мой, какая скука! как это нелепо: теперь нельзя и приехать сюда, а в этом месте рыба славно клюёт… досадно!”
ссылка на цитату
Сердце людское только, кажется, и живёт противоречиями: не будь их, и его как будто нет в груди.
ссылка на цитату
– Презренные хитрости! прибегать к лукавству, чтоб овладеть сердцем женщины!.. – с негодованием заметил Александр.
– А к дубине прибегаешь: разве это лучше? Хитростью можно удержать за собой чью-нибудь привязанность, а силой – не думаю.
Желание удалить соперника мне понятно: тут хлопочешь из того, чтоб сберечь себе любимую женщину, предупреждаешь или отклоняешь опасность – очень натурально! но бить его за то, что он внушил любовь к себе, – это всё равно что ушибиться и потом ударить то место, о которое ушибся, как делают дети.
ссылка на цитату
– Ангел! ангел! – восторженно произнёс Александр, сжав её руку.
– Ох, как вы больно жмёте! – вдруг перебила Наденька, сморщив брови и отняв руку.
ссылка на цитату
Ох, эта мне любовь в двадцать лет! вот уж презренная, так презренная, никуда не годится!
ссылка на цитату
Образ Тушина («Обрыв»)
В отличие от некоторых героинь «антинигилистических» романов 60 — 70-х годов XIX в. Вера не гибнет. Ее неожиданным спасителем оказывается благородный и великодушный Иван Иванович Тушин, воплощающий в романе новый гончаровский идеал русского человека — отнюдь не «Штольца под русским именем».
Тушин имеет в романе прозвище «лесничий», поскольку «он жил в самой чаще леса». Этот герой устроил единственный в округе паровой пильный , специалиста-лесовода, «но не отдавался ему в опеку», а в свободное время любил читать французские романы, ходил на охоту и время от времени удивлял город «громадной пирушкой». Тушин давно влюблен в Веру, и именно его она избирает для передачи Марку отказа от дальнейших встреч. Взбешенный и униженный Марк исчезает из города, а самоотверженный решительный Тушин заявляет бабушке: «Дайте же мне Веру Васильевну, дайте мне ее!» Между тем Райский по свежим следам событий начинает сочинять роман «Вера»…
В чем суть концовки
История, описанная в романе, заканчивается роковой ошибкой Веры, едва не приведшей к позору. Но девушке удается найти силы для сохранения духовной, нравственной чистоты и отказаться от опасных отношений с Волоховым.
Дальнейшая судьба Веры остается неопределенной. Автор не показывает, состоялась ли свадьба героини с Тушиным.
Ничего не сказано и о том, как сложилась жизнь Райского. Можно лишь предполагать, что его желание «лепить» в Италии также завершится обрывом, как и предыдущие начинания.
Гончаров сознательно оставляет финал открытым, желая подчеркнуть нравственный смысл романа «Обрыв»
На примере Веры автор показывает, насколько важно не поддаваться своему внутреннему, деструктивному «я», разрушающему цельность и душевную гармонию
Избранник Веры
Избранником же Веры оказывается Марк Волохов. Она является к нему на свидание в тот самый обрыв, где находится могила ревнивого самоубийцы. Вера мечтает сделать Марка своим мужем и переделать в соответствии со своими представлениями. Но молодых людей разделяет слишком многое. Их отношения напоминают поединок двух противоположных убеждений и правд, в котором все отчетливее проявляются их характеры. Тем временем Райский еще не подозревает, кто стал избранником его кузины. Он все пытается разгадать эту загадку.
Покой же маленького городка нарушает внезапный побег Ульяны с учителем мсье Шарлем. Козлов остается один. Леонтий в совершенном отчаянии, Райский вместе с Марком пытаются привести его в чувства.
При этом жизнь продолжает кипеть вокруг Бориса. Все, как он когда-то мечтал. Из Петербурга приходит письмо от Аянова, в котором тот рассказывает о романе между Софьей и графом Милари. В действительности их отношения сложно было назвать романом, но общество расценило их как компрометирующие девушку, в результате дом Пахотиных разорвал всякие отношения с графом.
Удивительно, но это письмо, которое еще совсем недавно поразило бы Бориса, теперь не произвело на него практически никакого впечатления. Все его мысли полностью заняты образом Веры. Автор романа «Обрыв» Гончаров описывает вечер накануне помолвки Марфы. Именно тогда Веры вновь отправляется к обрыву. Райский уже поджидает ее на самом краю. Он осознает, куда и к кому она направляется. В окно девушки Борис бросает померанцевый букет, который был специально заказан к торжеству Марфы. Вера, увидев этот подарок, падает без чувств.
На следующий же день она тяжело заболевает. Самым жутким для нее становится то, что необходимо рассказать бабушке о своем падении, но она не в силах этого сделать. Тем более сейчас, когда в доме полно гостей. Они приехали поздравить Марфу и проводить в дом Викентьевых. Вера открывается Райскому и Тушину, только так хоть немного успокаивается. Она просит Бориса Павловича рассказать о произошедшем Татьяне Марковне.
Бабушка начинает сутками выхаживать свою беду. Она без остановки ходит по всему большому дому, окрестным полям, никто не в силах ее остановить. После непрерывного многочасового бдения она приходит к Вере, которая лежит в горячке. Она выхаживает свою воспитанницу, снова поставив на ноги.
После этого Татьяна Марковна понимает, что им обеим необходимо выговориться и снять груз с души. Тогда она признается Вере, что сама страшно согрешила много лет назад. В далекой юности к ней сватался к ней нелюбимый человек, который застал ее вместе с Титом Никоновичем в оранжерее. Ей пришлось дать ему клятву, что они никогда не выйдет замуж.
Торжественный обед
Вскоре Татьяна Марковна устраивает в Малиновке торжественный прием, на который приглашает всю округу. Обед устраивают в честь Бориса Павловича.
Внезапно вечер проходит на повышенных тонах, в доме вспыхивает скандал. Раевский высказывает Нилу Тычкову все, что о нем думает, а Татьяна Марковна встает на сторону внука. Тычкова прогоняют из Малиновки. А Вера, которую покорила смелость и откровенность Райского, впервые целует его. В этом эпизоде образ Веры в романе «Обрыв» раскрывается в полной мере. Правда, для Райского этот поцелуй практически ничего не значит. Он теряет интерес к девушке, в скором времени планирует вернуться в Петербург к привычной жизни.
Правда, большинство окружающих не верят, что скоро ему удастся уехать. Вера покидает имение, отправляясь к подруге за Волгу. В ее отсутствие Борис пытается выведать у Татьяны Марковны, что она за человек. Оказывается, что бабушка считает ее близкой себе по духу. Любит ее и сострадает, видя, что она часто повторяет ее ошибки. От нее же Райский узнает, что уже давно посвататься к Вере собирается лесничий Иван Тушин.
Не в состоянии отделаться от мыслей о девушке, Райский позволяет Крицкой увезти себя к ней в дом. Уже оттуда направляется к Козлову, где его с распростертыми объятиями встречается Ульяна. Борис и тут не смог устоять перед чарами.
В одну из грозовых ночей Веру в имение привозит Тушин на своих лошадях. У Бориса появляется возможность познакомиться с человеком, о котором так много рассказывала ему Татьяна Марковна. Он начинает ревновать к нему и вновь собирается уехать в столицу. Но опять остается, понимая, что так и не разгадал тайны Веры.
Разговоры Бориса о том, что Вера тайно влюблена в конце концов не на шутку встревожили Татьяну Марковну. Она решает провести эксперимент: устроить семейное чтение книги о Кунигунде, которая влюбилась против родительской воли и заканчивает свои дни в монастыре. Результат оказывается совершенно ошеломляющим. Вера относится к сюжету абсолютно равнодушно, буквально засыпая над книгой, а вот Марфа с Викентьевым объясняются в любви под пение соловьев. Уже на следующий день в Малиновку приезжает мать Викентьева, которая устраивает официальное сватовство и сговор. Марфа становится невестой.
Марфенька
Двух совершенно разных героинь представляет читателю Гончаров. «Обрыв», краткое содержание которого хоть и дает представление о романе, но не позволяет ощутить всю глубину произведения в полной мере, сначала знакомит нас с Марфенькой. Эта девушка отличается простотой и детской непосредственностью. Она кажется Борису Павловичу сотканной из «цветов, лучей, тепла и красок весны». Марфенька очень любит детей и нетерпеливо готовит себя к радости материнства. Возможно, круг ее интересов узок, но вовсе не так замкнут, как «канареечный» мир Софьи Беловодовой. Она знает много из того, что старшему братцу Борису недоступно: как растить рожь и овес, сколько нужно леса, чтобы построить избу. В конце концов Райский понимает, что «развивать» это счастливое и мудрое создание бессмысленно и даже жестоко. Об этом его предупреждает и бабушка.
Публикации
Гончаров периодически выносил на суд читателей отдельные эпизоды из неоконченного романа. В 1860 году в «Современнике» был опубликован фрагмент произведения под названием «Софья Николаевна Беловодова». А через год в «Отечественных записках» появились еще две главы из романа Гончарова «Обрыв» — «Портрет» и «Бабушка». Окончательной стилистической правке произведение подверглось во Франции в 1868 году. Полную версию романа напечатали в следующем 1869 году в журнале «Вестник Европы». Отдельно издание произведения увидело свет уже через несколько месяцев. Гончаров часто называл «Обрыв» любимым дитя своей фантазии и отводил ему особое место в своем литературном творчестве.
Адаптации[ | ]
Театральные постановки
Первую попытку создать на основе романа сценическую версию предпринял неизвестный драматург во второй половине 1870-х годов. Гончаров, судя по его письму от 7 декабря 1878 года, негативно отнёсся к попытке анонимного автора вмешаться в его творчество; постановка не состоялась. Первая инсценировка была осуществлена уже после смерти Гончарова: 19 октября 1908 года прошла премьера спектакля «Обрыв» в петербургском театре искусств под руководством Владимира Гардина; он же стал исполнителем роли Райского.
В октябре 1912 года к «Обрыву» обратился Театр Корша. По мнению театрального критика Павла Маркова, режиссёр Владимир Татищев при создании сценической версии допустил ошибку: он попытался вместить в один спектакль весь многостраничный роман (вместо того, чтобы предложить зрителям отрывки); кроме того, в труппе не было на тот момент актёров, способных точно воплотить образы Бережковой, Райского и Волохова. В итоге Борис Павлович предстал перед зрителями ловеласом, бабушка — «хлопотуньей», а Марк — «спившимся субъектом». Тем не менее постановку нельзя было назвать провальной: как записал после посещения театра Марков, «успех средний».
В последующие десятилетия «Обрыв» вошёл в репертуар многих российских театров. Так, в преддверии 200-летия со дня рождения Гончарова спектакль по его роману был поставлен Адольфом Шапиро в Московском художественном театре имени А. П. Чехова. Постановка Шапиро отличалась «атмосферностью», в ней наблюдались отсылки к современным реалиям: исполнявший роль Волохова Артём Быстров был облачён в джинсы и свитер; Райский (Анатолий Белый) добавил к характеру своего персонажа «долю постмодернистского шутовства»; при появлении Бережковой (Ольга Яковлева) воздух на сцене и в зале наэлектризовывался.
Экранизации
Первая экранизация романа состоялась в 1913 году. Снявший «Обрыв» режиссёр Пётр Чардынин использовал новаторские приёмы собственного изобретения: к примеру, о прозвучавшем вдали выстреле зритель узнавал от находившегося в кадре персонажа, который в момент внезапного хлопка вздрагивал всем телом. В финале картины камера медленно двигалась «от среднего плана к общему», оставляя в центре одинокую Бережкову, — такой метод работы был необходим Чардынину, чтобы «дать почувствовать зрителю пустоту пространства», в котором осталась бабушка. Продюсером картины выступил Александр Ханжонков, роль Райского исполнил Иван Мозжухин, образ Веры воплотила Софья Гославская.
В 1983 году на экраны вышел «Обрыв», снятый режиссёром Владимиром Венгеровым. По данным составителей «Новейшей истории отечественного кино», лента вызвала разноречивые отклики: кое-кто увидел в ней лишь «красивую обёртку» и «мелодраму из странной жизни». В фильме Венгерова снялись Георгий Антонов (Райский), Елена Финогеева (Вера), Николай Кочегаров (Волохов), Римма Маркова (Бережкова), Марина Яковлева (Марфенька). Музыку к фильму написал композитор Исаак Шварц.
Ещё одна экранизация состоялась в 2021 году, режиссёр-постановщик — Амра Капба-Катаева, роль Веры в фильме сыграла Анастасия Довбыш.
Главные герои и их характеристика
Система образов в романе «Обыкновенная история» воплощена Многомудрым Литреконом в таблице:
главные герои романа «обыкновенная история» | характеристика |
александр адуев | молодой дворянин. симпатичный и чувствительный молодой человек, выросший в глухой провинции, окружённый заботой и достатком. мама воспитала его в тепличных условиях, а сам саша вырос робким, мечтательным и нежным мальчиком. в начале романа он мечтал о любви, государственной службе на благо страны и народа и карьере писателя, однако потерпел поражение во всех своих начинаниях. будучи неспособным отказаться от столичной жизни, александр поддаётся растлевающему влиянию большого города и к концу романа становится одним из тех, кого всегда осуждал – циником и карьеристом. |
пётр адуев | дядя александра. в начале романа предстаёт перед нами циничным, деловым и бездуховным человеком. он умен, проницателен и расчетлив. свою семью он обеспечивает хорошо, но в жизни всего добился сам и шел к повышениям с нуля. такая жизнь сделала его черствым скептиком — рациональным и далеким от семьи. он пророчит наивному александру провал во всех его начинаниях, однако даже помогает племяннику, отправляя его книгу знакомому писателю от своего имени. к концу романа, однако, несколько преображается и отказывается от карьеры, чтобы помочь своей больной жене – елизавете. однако от своих взглядов не отрекается, восхищаясь свои племянником, ставшим его более успешной копией. |
надежда любецкая | восемнадцатилетняя дворянка: кокетливая, смешливая, капризная. ее настроение меняется ежечасно. ничем не примечательная девушка, в которую, однако, без памяти влюбляется неразборчивый александр. после длительных ухаживаний главный герой намеревается сделать ей предложение. но ветреная надежда влюбляется в графа новинского, и отношения с адуевым заканчиваются. |
анна адуева | мать александра. добрая и заботливая женщина, окружившая сына любовью, воспитавшая в нём искреннего и отзывчивого человека. очень возвышенная и поэтичная, мягкая и нежная женщина, привыкшая к мечтаниям и праздности. |
елизавета адуева | молодая жена петра адуева. ласковая и умная женщина, живущая несчастным браком с циничным и холодным мужем. испытывает симпатию к доброте и наивности александра и тяжело переживает его духовное падение. |
И.А. Гончаров: «Обломов»
Романы Гончарова продолжает «Обломов». Замысел его пришел к писателю еще в сороковые годы. И во время вышеописанной экспедиции прообраз Ильи Ильича сильно его занимал. Возьмем для примера первую главу первой книги «Фрегат «Паллада». Здесь противопоставляется занятой, деятельный, торопливый англичанин русскому барину, спокойному и ленивому. Описание жизни барина очень напоминает описание Обломова.
«Обломов» — это целый новый этап, в который вступили жизнь и творчество Гончарова. Таблица его биографии и творчества не обходится без упоминания 1857 года. В этом году во время отдыха на водах в Киссингене было дописано данное произведение, задуманное еще в сороковые годы.
Жизнь и творчество Гончарова с выходом этого романа открывают новый этап. Сразу же после публикации произведение стало настоящей сенсацией, о нем говорили и спорили во всех без исключения лагерях. Двое лучших критиков — Добролюбов и Писарев — посвятили «Обломову» свои остроумные критические статьи. Статья Добролюбова «Что такое обломовщина?» поставила Обломова в один ряд с самыми знаменитыми героями времени — Печориным, Онегиным, Бельтовым, Рудиным. «Обломовка есть наша прямая родина», — пишет Добролюбов, который приравнял в своей статье всю русскую интеллигенцию к обломовскому типу. Для Николая Александровича обломовщина – это, прежде всего изнеженность, барская лень, которой потворствуют множество слуг. Конечно, Добролюбов не выражает ни малейшей симпатии ни к главному герою, ни к обломовщине в целом.
Писарев в своей статье гораздо больше места уделяет психологической характеристике, отмечая губительное влияние умственной апатии, вызванной самыми разными причинами. Сам Гончаров отметил, что статья Писарева — лучшее из всего, что было написано о его романе, поскольку он описал всю сложность такого, казалось бы, элементарного обломовского типа. Ведь герой, оказывается, был больным человеком, как отмечает Гончаров. Обломов не просто не хочет работать, а боится труда, поскольку он приносит ему физические муки. И ведь он иногда способен к активной деятельности, хоть и под чужим влиянием. Ольге удалось побудить его к активности, различным занятиям.
Герой трепещет буквально на протяжении всего произведения Гончарова, кроме, пожалуй, самых последних его страниц. Он опасается всего: сырости, движения, сквозного ветра, любви, приличий, громкого слова. А этот страх — характерный симптом атрофии воли, психиатрической болезни.
Кроме того, Обломов всегда находится между двумя противоположностями: он был воспитан в старорусской манере и обстановке, привык к бездействию и роскоши, удовлетворению собственных прихотей. Детство его прошло под неустанным, бездумным надзором родственников, таких же вялых и пассивных, как и он.
Его нежили и баловали, старались подавлять порывы активности и резвости, естественные для юного возраста, а также любознательность и интерес к чему бы то ни было. Плоды такого воспитания известны — лень, принявшая свою крайнюю форму, а также страх перед любыми изменениями и требованиями жизни.
Болезнь эта, по мнению Гончарова, коренится во всей русской жизни и истории. В этом смысле Обломов был подлинным воплощением барской России дореформенного времени. Однако можно ли считать, что после отмены крепостного права ситуация так уж кардинально изменилась? Действительно ли умер Илья Ильич?
Нет, он не может умереть. Именно поэтому этот роман сейчас, как и всегда, остается актуальным.
«Обломов», понятый как обличительный роман, высмеивающий барство и русскую лень, имел огромный читательский успех. Гончарова даже сравнивали с Гоголем.
Вернувшись из кругосветного путешествия, Иван Александрович вновь занялся государственной службой, работая все в том же департаменте внешней торговли в должности столоначальника. Однако вскоре, в 1858 году, он поступил на службу в цензурное ведомство при министерстве народного просвещения. В 1862 году он стал редактором выходившей тогда «Северной почты», официального журнала. Служил Гончаров добросовестно и достиг значительных успехов в службе: его несколько раз повышали в должности — от цензора до члена главного управления по делам печати.