История создания
Произведение было написано незадолго до самоубийства его автора. Это был период, когда Маяковский готовился к особенной выставке, приуроченной к двадцатилетию своего творчества. Но это радостное, казалось бы, время, на деле вышло для него мрачным – было очень много критики, многие коллеги по цеху и критики выступали с резкими заявлениями в его адрес.
Видимо, это и породило во Владимире Владимировиче желание поговорить со своим читателем напрямую. Он задумал грандиозный труд – поэму “Во весь голос”, однако написал только ее вступление. Дальше работать над произведением он не смог или не захотел: стих с подзаголовком “Первое вступление к поэме” был завершен в январе 1930 года, а уже в апреле произошло трагическое самоубийство.
Поэмой произведение называют лишь по традиции, но это достаточно знаково.
«Во весь голос», Маяковский: анализ
В этом вступлении знаменитый поэт противопоставляет себя чистому искусству, которое не признает никакой политики. Именно в этом амплуа складывается общее впечатление о его отношении к творчеству вообще и к его отдельным представителям в частности.
В некотором роде это стихотворение стало неким посланием будущим потомкам. Поэт как будто оценивает себя взглядом из будущего, глядя в настоящее, где сразу поражает строчками: «Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный…».
Этими словами он создает некий образ поэзии без смысла и цели, которую саркастично и остро высмеивает, называя «капризной бабой».
Вдохновение
Все свое самое желанное написал в поэме «Во весь голос» Маяковский. Анализ ее говорит о том, что все, чем занимался поэт, создавалось совсем не для эстетического наслаждения потому, что оно строит, вдохновляет и борется с бессмысленностью, двигается вперед и ведет за собой массы. Он думал, что его призвание — реализовывать социалистические мечты и с широкими массами идти в светлое будущее. Писатель призывает: «Умри мой стих как рядовой». Он считает, что для общественного благополучия поэт должен трудиться в поте лица, забывая о себе и не думая о вознаграждении, принося в жертву свое творчество.
Он пишет в своем стихотворении, что, кроме свежевымытой сорочки, ему ничего не нужно, а еще что поэт и общество неразделимы.
Анализ стихотворения Маяковского «Во весь голос»
Итогом творческого пути Маяковского, его поэтическим завещанием стало вступление к поэме «Во весь голос» (1929-1930). Здесь продолжена классическая тема «памятника», начатая еще в стихах Державина и Пушкина.
Маяковский избирает форму «разговора с потомками», точно обозначая тему: «о времени и о себе». Сам замысел обращения в будущее через головы современников, резкое (с использованием «низкой» лексики) начало разговора на высокую тему несет в себе полемический заряд, направленный против тех, кто упрекал Маяковского в неумении писать, считал его стихи непонятными, кто называл его «попутчиком», а не творцом новой литературы, кто предрекал его творчеству быструю смерть. «Я человек решительный, я сам хочу поговорить с потомками, а не ожидать, что им будут рассказывать мои критики в будущем», — так объяснял Маяковский замысел поэмы.
Желание быть правильно понятым определяет тональность произведения, в котором подробно и откровенно, без всяких недомолвок излагаются взгляды поэта на революционную эпоху и смысл собственного творчества.
Я, ассенизатор и водовоз,
мобилизованный и призванный…
В этих строках берут начало основные мотивы и образы поэмы. Автор ощущает свою слитность с временем, которое определяет смысл и даже формы его творчества. Он полемически противопоставляет свою ораторскую, агитационную поэзию «барским садоводствам» интимной лирики. За всем, что делал поэт, начиная с несложных агиток («жил-де такой певец кипяченой и ярый враг воды сырой») и заканчивая его поэмами и пьесами, стояла важная идея гражданского служения искусства, усиленная восприятием нового мира как своего, долгожданного, давшего новый импульс мировой истории.
Взгляд поэта на время правдив и суров, но одновременно он окрашен надеждой и верой в скорое осуществление идеалов революции. Все — и жизнь, и творчество — максимально подчинено этим задачам, поэтому лучшим памятником видится «построенный в боях социализм».
В произведении развиваются два метафорических ряда: поэзия — оружие и поэт — водовоз. Причем Маяковский, как замечает Н. Станчек, тонко обыгрывает смысл слова «вода»
В одном случае это метафора поэзии жизненно важной для людей, а потому долговечной (стих «явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима»). В другом случае это метафора поэзии пустой, льющей воду из пустого в порожнее («Кто стихами льет из лейки, кто кропит, набравши в рот», «заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики»), В полемике участвует даже ритм произведения: наступательный, волевой напор «железного стиха» («Слушайте, товарищи потомки, агитатора, гор — лана-главаря») сменяется иронически-пародийным темпом романса («мандолинят из-под стен: «Тара-тина, тара-тина, т-эн-н»)
Контраст подчеркнут также выбором лексики и рифмой: «Роз — туберкулез», «высились — сифилис», «выжиг — книжек». Маяковский предстает здесь борцом, последовательно отстаивающим свое понимание главных направлений развития искусства в революционную эпоху.
Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В.Маяковского «Во весь голос»
«Во весь голос» — поэма, которой не дано было увидеть свет. Незадолго до смерти Маяковский успел написать только вступление к будущей поэме о первой советской пятилетке. Созданное в декабре 1929 — январе 1930 года, оно было приурочено к выставке произведений Маяковского, посвящённой двадцатилетию его творческого пути. На этой выставке поэт сказал, что вступление к поэме «целиком отражает то, что я делаю и для чего работаю». Таким образом, оно является отчётом о творческом пути поэта. Во вступлении поэт противостоит «отъявленному и давнему» врагу — «чистому», «аполитичному» искусству. Таким образом, нам становится более ясна позиция автора по отношению к творчеству в целом и его отдельным представителям. С первых строк становится ясно, что стихотворение написано для будущего поколения. Маяковский пытается оценить себя, взглянув на настоящее из будущего. Сразу же бросается в глаза «самоописание» поэта: Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный. Здесь же возникает образ «чистого искусства», поэзии без цели и смысла. Саркастично и остро Маяковский высмеивает «поэзию – бабу капризную»: Засадила садик мило, дочка, дачка, водь и гладь – сама садик я садила, сама буду поливать. Поэт бросает камень и в огород конкретных «творцов», пытавшихся писать в стиле «чистого» искусства. Стих Маяковского – не просто строчка на бумаге, это серьезное средство борьбы за «коммунистическое далеко». Поэт ничего не боится: ни правительств, ни «хребтов веков», ни «лирических томиков». Лирический герой – «горлан-главарь», «агитатор», ведущий за собой армию с грозным оружием. Это оружие не ранит, из ран не течет кровь, и тело не умирает. Оружие поэта ранит в душу и сердце: Стихи стоят свинцово-тяжело, готовые и к смерти и к бессмертной славе. Поэзия здесь – не для удовольствия и удовлетворения эстетических потребностей. Она вдохновляет, она строит, она борется с пустотой и бессмысленностью. Поэзия движется вперед и двигает за собой других, ее призвание – делать реальностью мечты и замыслы, широкими шагами идти в светлое будущее. Война есть война, она несет с собой смерть и страдания. «Умри, мой стих, умри, как рядовой», — призывает Маяковский. Для общественного благополучия поэт должен быть готов трудиться в поте лица, принося в жертву свое творчество, забывая о себе, не думая о вознаграждении. Лирический герой в этом стихотворении и не думает о почестях, славе и материальном богатстве: И кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо. Поэт и общество неразделимы, неразделима и награда за страдания: Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм. «Здоровые и ловкие» потомки должны помнить, какими усилиями «поэт вылизывал чахоткины плевки», каким трудом все было оплачено. Удивительно, что Маяковский изображает будущие события в прошедшем времени. Он говорит о наступлении «коммунистического далека» так, как будто это уже произошло. Самое главное – поэт готов бороться, вкладывать максимум усилий, инвестируя сегодняшний день в будущее. Его гражданский долг практически выполнен: «С хвостом годов я становлюсь подобием чудовищ испопаемых-хвостатых». Исступленное желание построить нормальную будущую жизнь обессилила душу поэта. И, кроме памяти потомков, ему ничего больше не надо. Во вступлении к поэме «Во весь голос» Маяковский буквально кричит, призывает и вдохновляет читателей к строительству светлого будущего. Мы, те самые товарищи потомки, не дожили до «построенного в боях социализма». Но мы помним Ваш отчаянный труд, Ваша душа и сила живет в каждой строчке, которая прошла почти сквозь столетие. Вы искренне верили в коммунизм. Я, как потомок, даже не знаю, во что сейчас мне хотелось бы верить с такой же искренностью, и найдется ли во мне столько силы, сколько было тогда в Вас… Стихи Маяковского заставляют над многим задуматься, побуждают к действию. Это и есть, по замыслу автора, истинный смысл поэзии.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Поэтический язык поэмы «Во весь голос» Владимира Маяковского
В стихотворении, как и во всем творческом наследии Владимира Владимировича встречаются его собственные «перлы» — неологизмы. Это индивидуально авторские слова, которые создает сам поэт, подчиняя их художественному замыслу. «Кудреватые — мудреватые», «мандолинят» — от названия музыкального инструмента, «очки-велосипед», «песенно-есененный», «амурно-лировой», «свинцово-тяжело», «разалеться». Играть со словами поэт любил и умел, отсюда его неповторимый стиль. Кроме того, в стихотворении мастер слова то и дело играет звуками — аллитерация для стихов Маяковского — норма
Обратите внимание, как в следующем четверостишии он подбирает слова со звуками «г» и «л»:
А в следующих строках отчетливо прослеживается мастерски исполненная аллитерация («п», «р» и «л»):
Нельзя не упомянуть и такое стилистическое средство, как инверсия, а проще говоря перестановка слов в предложении. При анализе стихотворения Маяковского «Во весь голос», стоит учитывать, что большинство предложений — инверсионные
Этот прием помогает выделять слова, акцентируя на них внимание. Чтобы понять смысл фразы, иногда приходится перечитывать строки несколько раз
Это поэтичность по-маяковски, она сложна, как и характер, и душа поэта.
Анализ стихотворения «Во весь голос» Маяковского
Одним из последних произведений Маяковского стало стихотворение «Во весь голос» (1929-1930 гг.). Изначально поэт задумывал его как вступление к эпической поэме, полностью посвященной грандиозной картине строительства социализма. Планы Маяковского не получили дальнейшего развития, поэтому стихотворение рассматривается как законченное.
К концу 20-х гг. Маяковский все чаще испытывает разочарование от действительности, которое обостряется неудачами в личной жизни. Поэт продолжает находить изъяны в советском обществе и выступает с их осуждением. К этому времени уже складывается жесткая идеологическая линия, которую запрещено переступать. Несмотря на прошлые заслуги, творчество Маяковского подвергается резкой критике. Его возражения никого не интересуют. Поэт понимает, что коммунистические лозунги о свободе и равноправии – всего лишь ширма. Не добившись понимания, он пишет предполагаемый пролог «Во весь голос», в котором обращается к будущим поколениям, достигнувшим коммунизма.
Один из главных приемов произведения – антитеза. Маяковский противопоставляет действительность счастливому будущему. Поэт ведет мысленный разговор с будущим исследователем. Он хочет развернуть перед ним истинную картину жизни в свое непростое время. Автор называет себя «ассенизатором», «водовозом». Этим он подчеркивает, что люди, живущие во время революции, не гнушались ради великой цели самой черной и неблагодарной работой. Они знали, что их труды будут оправданы.
Маяковский уверен, что тоже мог бы «строчить романсы». Это намного спокойнее и прибыльнее. Но он не стремился к благополучию, так как понимал нужды общества. Свое творчество поэт сравнивает с «грозным оружием», способным пробиться через века и удивить потомков своей мощью. Слова и рифмы Маяковского – непобедимое войско, рвущееся в бой.
В стихотворении вообще очень много слов и фраз, связанных с войной. Тем самым поэт делает скрытый упрек своим критикам. Он напоминает людям, живущим в мирное время, что когда-то был в первых рядах сражающихся за светлые идеалы и не щадил своей жизни. Революционное поколение было воспитано не на философских спорах и рассуждениях («диалектика… бряцанием боев… врывалась в стих»).
Маяковский считает, что своим творчеством заслужил достойное место в истории, но не желает, чтобы его возвеличили в бронзе или мраморе. Лучшим памятником для него и для всех павших в боях будет «построенный социализм».
Ради будущего здорового и сильного поколения Маяковский готов терпеть всю грязь и мерзость окружающего мира. Он уверен, что все испытанные им страдания окупятся в будущем. Люди, живущие при коммунизме, даже не смогут представить себе, насколько ужасно жили их предшественники.
Стихотворение «Во весь голос» можно расценить, как утопическую мечту Маяковского. Он сам еще при жизни стал свидетелем краха своих надежд, а обещанный коммунизм до сих пор никому не удалось построить.
—————
—————
—————
Конец стихотворения — все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex — лучший поисковик на русском языке
Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
И все-таки он лучший!
Несмотря на то, что свою жизнь, как в стихотворении, поэт «протопал» достаточно быстро, а давалась она ему порой нелегко, Владимир Маяковский — гениальный поэт!В русской литературе так и не появился тот, кто смог бы так же сильно и бескомпромиссно перевернуть все с ног на голову и затмить его славу. Пусть партбилетов и ЦК уже нет, есть сила поэтической мысли великого поэта, он актуален, непримирим и всегда жив в своих стихах.
Поэма Маяковского «Во весь голос» была написана автором в стихотворной форме. При великом сожалении, поэма не была издана, поэтому читатели не были удостоены возможности ознакомиться с ней. Писалась поэма еще в 30-х годах, которая была выставлена как экспонат на выставке двадцатилетнего творчества Маяковского. По словам Маяковского, первые строки поэмы написаны как отображение сути работы поэта, которые стали стартом в творческой работе автора. Замыслом написания «Во весь голос» был взгляд на самого себя с будущего: «Уважаемые товарищи потомки! Наших дней изучая потемки».
С этих строк сразу понятно, что поэт пишет их для будущего поколения, а так же рассказывает о себе. Но Маяковский так же пишет строки, просто предаваясь поэзии, но немного шутя над бабой, сажавшей сад: «Засадила садик мило, дочка, дачка, водь и гладь, сама буду поливать».
Своими стихами поэт серьёзно боролся за коммунистическое дело, ни боясь не правительства, ни тайных организаций. Строчками со стихов он просто пронзал душу Советского народа: «Парадом развернув моих страниц войска. Стихи стоят свинцово-тяжело».
Во время революции все очень быстро менялось. Это означало, что Маяковский должен войти в этот темп, присоединиться к народу, и вместе с ним переустроить мир на новое, социалистическое направление. Своей поэзией он двигался вперед, при этот задавал это движение и для остальных. Признать эту поэзию означало сделать свои намеренья реальными, шаг за шагом стремясь к светлому, прекрасному будущему.
Этими строками поэт закончил свой стих «Во весь голос»: «я подыму, как большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек». Его стихи заставляли задуматься о многом. Они пробуждали народ действовать, к чему, по своему замыслу, поэт и стремился.
Интересный парадокс заключается в том, что эта поэма так и не была написана Маяковским. Буквально перед своей смертью он написал всего лишь вступление к ней, которое он посвятил первой советской пятилетке в конце 1929 — начале 1930 гг.
Приступая к теме «Анализ: «Во весь голос» Маяковский», надо отметить, что этот стих поэт приурочил к юбилейной выставке — 25-летию своего творческого пути. Сам он, выступая перед собравшейся публикой, говорил, что это произведение полностью и целиком отражает все то, над чем он так работал все эти долгие годы, и представил его как отчет о проделанной творческой работе. Так, сам того не подозревая, он продолжил этим классическую тему «памятника», начатую еще Державиным и Пушкиным.
История создания
Поэма была написана незадолго до самоубийства Маяковского — зимой 1929−1930 годов. В это время поэт готовился к выставке, приуроченной к двадцатилетию его творческой деятельности. Но в то же время Владимир Владимирович пребывал в мрачном настроении. Его работы критиковали, и многие современники отзывались о поэте в негативном ключе.
Возможно, что именно это заставило Маяковского напрямую обратиться к потомкам. Он задумал целую поэму «Во весь голос», но написал только вступление. Неизвестно почему поэт решил не продолжать работу. Возможно, что он не захотел писать или не смог. Вступление было готово в январе 1930 года, но уже в апреле Маяковский трагически умер.
Если разбираться детально, отрывок нельзя назвать поэмой. Но его называют так, потому что вступление планировалось добавить к крупному произведению.
Футуризм — новое слово в поэзии Серебряного века
Будущий поэт родился 19 июля 1893 года в селе Багдати, Грузия, в семье лесничего Владимира. У Маяковского было две сестры, а два его брата умерли ещё в детском возрасте.
Юный Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование он получил в гимназии города Кутаиси, куда поступил в 1902 году. Любовь к искусству с ранних лет была присуща Маяковскому: юноша решил учиться на художника.
В 1906 году Владимир Владимирович переехал в Москву вместе с матерью, начал учиться в гимназии № 5. Из-за невозможности оплатить обучение он был исключен из гимназии.
Первая русская революция Маяковского не оставила в стороне. Будущий поэт вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. В подполье у Маяковского была кличка «товарищ Константин». Именно под этим прозвищем Маяковский распространял революционную прессу в молодёжных кругах. За подпольную деятельность Маяковскому приходилось платить свободой.
Во время одного из арестов в тюрьме было написано первое стихотворение Маяковского (1909). В 1911 году поэт поступил в Московское училище живописи. Уже тогда Владимир Владимирович любил выделяться творческими экспериментами, используя необычные цвета в своих художественных работах.
Володя Маяковский. 1900 год. (wikipedia.org)
В начале 1910-х в Российской империи происходит творческий кризис символистов. 1890-е можно назвать началом русского Серебряного века: поэты-символисты перенесли мистические мотивы французских лириков в свои тексты. Однако вскоре на смену символизму пришли акмеизм и футуризм — принципиально новые стили, отвергнувшие идеалы Александра Блока, Дмитрия Мережковского и Андрея Белого.
Маяковский, любивший творческие эксперименты, настоящий бунтарь по характеру, вступил в ряды поэтов-футуристов, поставивших на первое место в своём творчестве форму произведений и непризнание старых литературных авторитетов. Владимир Владимирович оставил свою подпись под манифестом футуристов «Пощёчина общественному вкусу», в котором нашли отражения революционные идеи начинающих поэтов: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности…».
Первое стихотворение Маяковского — «Ночь» — было опубликовано в 1912 году. В следующем году писатель написал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль.
Маяковский в своей поэзии решил бросить вызов старым порядкам. Также он придумал «лесенку» — необычное ритмическое построение стихотворения, выделявшее стихи Маяковского от произведений, написанных стандартными поэтическими размерами. Вот, к примеру, написанное змейкой стихотворение «Нате!», в котором отражено настроение лирического героя Маяковского:
«А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот…».
Придуманная Маяковским и ставшая его визитной карточкой стихотворная «лесенка» вызывала негодование среди его коллег. Ведь редакции платили в то время не за количество символов в произведении, а за количество строк.
В 1915 году была окончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах». Изначально она называлась «Тринадцатый апостол», но такое название не пропустила в печать цензура. Дальнейшая поэзия Маяковского, кроме антивоенных тематик, содержит также сатирические мотивы.
Впрочем, сводить творчество Маяковского только к теме противостояния общественным нравам не стоит. Самой большой любовью в жизни поэта и его музой была Лиля Юрьевна Брик. С ней и её мужем, Осипом, Маяковский дружил, а затем переехал жить в их квартиру. Именно замужней женщине Маяковский посвятил любовное стихотворение «Лиличка! (Вместо письма)», в котором поэт-бунтарь показал читателям себя с другой стороны:
«И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа…».
Помимо написания стихотворений, в творчестве Маяковского особое место занимали сценарии к фильмам. Он снялся в трёх своих фильмах, сыграв главные роли в этих картинах.
Владимир Маяковский, студент. (wikipedia.org)
Приближался революционный 1917 год, сыгравший огромную роль в судьбе Маяковского.
Ранние годы
Будущий всемирно известный поэт Владимир Маяковский родился 19-го июля 1893 года по новому стилю в небольшом городе Багдати, в западной части современной Грузии. До некоторых пор, населенный пункт носил имя самого Маяковского, а после распада СССР был переименован обратно.
В. Маяковский в детстве
Молодой человек происходил из рода обедневшего дворянства. Отца звали Владимиром Константиновичем, он работал лесничим в Эриванской губернии (недалеко от нынешней столицы Армении). Позже мужчину перевели в Багдати, где он продолжал трудиться.
Отец Маяковского имел дворянские корни, происходил из запорожского казачества. Мать молодого человека звали Александрой Алексеевной. О ней известно несколько меньше. Точно можно сказать, что в роду у женщины были кубанские казаки. Сама же она появилась на свет в станице Терновской.
Владимир был не единственным ребенком в семье. Помимо него у отца и матери было еще двое дочерей. Кроме них у Маяковского были братья. Но оба умерли в совсем юные годы.
Владимир Маяковский с сестрой Ольгой
Когда настал 1902-й, Владимир поступил в гимназию в Кутаиси. Примечательно, что молодой человек свободно говорил на грузинском языке и считал его одним из родных наравне с русским.
На тот момент будущему поэту не было и 10 лет, однако он активно интересовался вопросами революционного движения, читал агитационные материалы. А чуть позже даже участвовал в забастовках и демонстрациях.
В феврале 1906 года Владимир Константинович, отец семейства, скончался от заражения крови. Причиной стал несчастный случай. Заболевание развилось после того, как он уколол палец иголкой, пока сшивал документы.
Кончина родителя стала трагедией для Маяковского. Событие произвело на него очень сильное впечатление: с тех пор и до конца жизни поэт терпеть не мог булавки и прочие колющие предметы, страдал боязнью микробов.
На фото: семья Маяковских. Кутаис, август 1905 г.
После смерти отца финансовое состояние семьи серьезно пошатнулось. Маяковский с сестрами и матерью переехали в Москву. Здесь молодой человек поступил в 4-й класс гимназии. Но окончить образование так и не сумел, был исключен. Причиной стала невозможность и дальше финансировать обучение.
В 1908-м году Маяковский вышел из школы, отчисленный за неуплату.