Часть вторая. Весёлое время
Двадцать пятого февраля отца Бориса расстреляли за побег с фронта и антиправительственную пропаганду. Второго марта в городе узнали, что произошла революция и теперь страной управляет Временное правительство.
В Арзамасе наступило «весёлое время» — уроки в училище отменили, появились эсеры, кадеты, большевики, анархисты. Большевиков в городе не любили, а Ленина считали агентом немецкого кайзера.
Соборный священник объявил, что Иисус тоже был социалистом и революционером, поэтому большая часть арзамасцев, включая Федьку, примкнула к эсерам — партии социалистов-революционеров.
На улицах Арзамаса проходили митинги, раздавались листовки. В городе появился учитель по прозвищу Галка, которого когда-то посадили в тюрьму.
Галка — бывший учитель, большевик, немолодой, умный и образованный, походкой похож на птицу галку, настоящее имя — Семён Иванович
Встретив Бориса, Галка сказал, что сидел вместе с его отцом. От него Борис узнал, что и отец, и Галка были большевиками.
С этого момента всё свободное время Борис проводил в клубе большевиков.
Большевики выступали не на городских митингах, а у бараков беженцев, в деревнях. На одном из таких собраний Борис встретил Федьку, раздававшего в толпе листовки от партии эсеров, и отказался ему помогать.
Несмотря на смену власти, жизнь в стране не изменилась. Войну эсеры собирались вести до полной победы, земля по-прежнему принадлежала помещикам, а заводы — капиталистам.
Вернулся из тюрьмы отец Тимки, найти в Арзамасе работу не смог — никто не хотел брать «политического», и уехал вместе с сыном из города. Так Борис навсегда расстался с единственным другом. В тот же день он узнал от Галки, что клуб большевиков закрыли, а активистов арестовали. Большевики снова стали вне закона.
С Федькой у Бориса дружба не ладилась. Бывший лучший друг стал активистом-эсером, выступал на училищных митингах и собраниях, а Борис после ликвидации большевистского клуба опять «остался на отшибе» и уже собирался уйти из училища.
С подарком отца — маузером — Борис не расставался. Зная это, Федька подбил одноклассников отобрать его у Бориса. Защищаясь, мальчик выстрелил и выпрыгнул в окно.
Дома он узнал, что его исключили из училища и требуют сдать маузер в думскую милицию. Мать попыталась заставить его сделать это, даже спрятала маузер, но Борис нашёл его и тайком уехал в Нижний Новгород, надеясь найти там или родного дядьку-рабочего, или уехавшего туда Галку.
Борис с трудом добрался до Сормово — рабочего района Нижнего Новгорода — но найти Галку не смог, зато отыскал дядьку. Тот успел дослужиться до мастера, о большевиках слышать не хотел и решил немедленно отправить Бориса домой.
Борис снова сбежал, на одном из митингов встретил Галку и от него узнал, что надвигается очередная революция. Мальчик остался при местном большевистском комитете до самой Октябрьской Социалистической революции.
Литература 9 класс: «Вы были дети и герои»
Отечественная война — особая, она не только приносит людям страшное горе, страдания и смерть, но и выявляет в них самые лучшие черты, воодушевляя на подвиги во имя спасения Родины. Не случайно как в далёком 1812 году, так и в XX столетии во время Великой Отечественной войны многие совсем ещё молодые люди так стремились принять участие в боевых действиях, внести свой вклад в победу над врагом. Вы уже читали произведения В. О. Богомолова, Э. Н. Веркина, Б. Л. Васильева о том, как даже дети оказывались героями войны с немецко-фашистскими захватчиками. Но и на войне 1812 года было немало юных героев, которые закалялись в огне сражений и становились опытными бойцами, молодыми военачальниками. Многие из них полегли на поле битвы, но память о них не исчезнет. Читая произведения художественной литературы, приходя в картинные галереи и музеи, мы можем вновь увидеть эти юные вдохновенные лица, отдать им дань уважения и почёта.
Особенно интересны свидетельства тех, кто сам прошёл этот трудный путь взросления во время Отечественной войны 1812 года. Среди таких произведений — автобиографический очерк И. И. Лажечникова «Новобранец 1812 года» (1858). Для будущего писателя именно этот год стал переломным моментом в его жизни: вопреки воле родителей он тайно бежал из дома и поступил в ополчение, отказавшись от должности адъютанта при штабе, служил в полку, участвовал во многих сражениях и прошёл путь до Парижа, был награждён орденом Святой Анны. Военные впечатления легли в основу первого большого произведения Лажечникова, которое принесло ему известность, — «Походные записки русского офицера» (1820). Уже будучи знаменитым писателем, автором исторических романов «Ледяной дом», «Басурман» и других произведений, Лажечников вновь обратился к событиям далёкой юности: он написал цикл мемуаров, который открывался очерком «Новобранец 1812 года». Вспоминая о своей юности, писатель воссоздал дух того времени, портреты исторических лиц, выделяя среди них Барклая-де-Толли, которому вслед за Пушкиным отдал дань заслуженного уважения.
Спустя столетие к теме Отечественной войны 1812 года и её молодым героям обратилась М. И. Цветаева в стихотворении «Генералам двенадцатого года» (1913). Необычна история создания этого произведения. Оно написано в тревожной атмосфере накануне Первой мировой войны, но рассказывает не о современниках, а о героях прошлого. При этом стихотворение посвящено Сергею Эфрону, мужу Цветаевой, офицеру русской армии. В романтическом образе «молодых генералов» слились черты героев 1812 года и горячо любимого мужа, о котором Цветаева писала: «Он необычайно благороден и красив, прекрасен внешне и внутренне». В роду Сергея Эфрона со стороны матери, урождённой Дурново, были участники войны 1812 года, а портрет генерал-майора И. Н. Дурново находится в Военной галерее Эрмитажа. Здесь же и портрет героя стихотворения, человека с удивительной и трагической судьбой, погибшего на Бородинском поле, Александра Алексеевича Тучкова — четвёртого из знаменитых братьев Тучковых, героев войны 1812 года. Дочь Цветаевой Ариадна Эфрон рассказала о том, насколько важен был это образ, вдохновивший поэта: «…На толкучке, в той, старой Москве, которую я ещё застала ребёнком… мама купила чудесную круглую высокую (баночку? коробочку?) из папье-маше с прелестным романтическим портретом Тучкова-четвёртого в мундире, в плаще на алой подкладке — красавец! И… перед красотой Тучкова не устояла, — вот и стихи! Коробочка эта сопутствовала маме всю жизнь, стояла на её столе, с карандашами, ручками». Так в стихотворении Цветаевой удивительным образом сошлись события прошлого и настоящего, соединилось восприятие истории и личной жизни поэта.
Вопросы и задания
- Вспомните, какие произведения русских писателей о юных героях Великой Отечественной войны вы читали. Что роднит этих героев с молодыми героями войны 1812 года?
- Как вы думаете, что побудило знаменитого автора исторических романов И. И. Лажечникова обратиться к воспоминаниям об Отечественной войне 1812 года?
- Какие события личной жизни отразились в творческом восприятии М. И. Цветаевой героев прошлого — Отечественной войны 1812 года?
Вы смотрели: Родная русская литература 9 класс. «ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ». «Вы были дети и герои». Ознакомительная версия для покупки учебника «Александрова, Аристова, Беляева: Родная русская литература. 9 класс». Цитаты из учебника использованы в учебных целях.
Часть первая. Школа
Двенадцатилетний Борис Гориков жил в тихом городке Арзамасе.
Борис Гориков — школьник, легкомысленный, недисциплинированный, наивный, храбрый и честный
Отец Бориса, школьный учитель, воевал на фронте Первой мировой войны, мать работала фельдшерицей. Маленькая сестрёнка Бориса в школу ещё не ходила.
Мать мальчика была постоянно занята, и Борис «рос сам по себе» — учился плохо, хулиганил, мечтал стать матросом и гордился своим отцом-героем, который сражается с германцами. Со своим лучшим другом и одноклассником Федькой Башмаковым Борис проказничал, летом строил плот и воевал с соседскими мальчишками.
Федя Башмачников — друг Бориса, сын почтальона, рассудительный всезнайка, интересуется политикой
Каждое утро в школе Борис молился за победу над немцами, пел «Боже, царя храни» и политикой не интересовался. Узнав от Федьки о революции 1905 года, мальчик принялся расспрашивать мать, и та позволила ему порыться в отцовских книгах. Там Борис нашёл сборник рассказов, в которых полицейские были негодяями, а революционеры, которых они ловили, — героями. Эти рассказы поразили и увлекли мальчика.
Бориса огорчало, что его отец редко шлёт письма и не рассказывает в них о своих подвигах. Однажды незнакомый солдат принёс весточку от отца — толстое письмо и свёрток для Бориса. Он рассказал о голодной жизни в окопах. Борис с удивлением понял, что ничего героического в этой жизни нет, а простые солдаты не хотят воевать.
В свёртке оказался небольшой маузер с запасной обоймой, а над толстым письмом мать проплакала всю ночь.
В сентябре отец Бориса вернулся с фронта. В дом он пробрался тайком, и Борис сразу понял, что он дезертир. Отец на многое открыл Борису глаза. Оказалось, что немцы тоже не хотят воевать, но правительства воюющих стран не желают заключать мир. Отец считал, что их придётся заставить сделать это.
В школе узнали, что отец Бориса — дезертир, от мальчика все отвернулись. Отец прятался у кладбищенского сторожа, и Борис подружился с его сыном Тимкой.
Тимка — друг Бориса, сын кладбищенского сторожа, маленький, щуплый, слабый, боязливый, единственное увлечение — ловля певчих птиц
Вскоре и сторожа, и отца Бориса арестовали.