Андрей платонов: сухой хлеб

Стать большим

Митя хочет работать, но мать не позволяет. Говорит, что он еще мал и не может трудиться наравне с ней. Тогда мальчик решает во что бы то ни стало стать большим. Как это сделать? Нужно много есть хлеба. Так думает Митя и принимается поглощать хлебную мякоть, запивая водой. Он съедает почти всю ковригу, а на следующий день мучается животом.

Мальчик идет на пашню к матери, а по пути оглядывается. Но никто из прохожих не замечает в нем перемен. Он так и остался маленьким мальчиком, которому еще рано работать. «Придет и твоя пора пахать!» — говорит ему мать.

Мальчик рассердился — он не хочет быть маленьким. Он разозлился на всех, кто больше и сильнее его. Даже на мать. Но она улыбнулась, и все вокруг вдруг стало добрым: и серая земля, и жаркий ветер, и былинка.

Об авторе рассказа «Сухой хлеб»

А. П. Платонов родился в простой рабочей семье. Его отец был машинистом паровоза. В семье было десять детей. Будущий писатель, как старший, активно помогал родителям. С ранних лет был приучен к труду. Работал поденщиком, помощником машиниста, литейщиком.

В годы Гражданской войны Платонов служил фронтовым корреспондентом, одновременно занимался литературным творчеством. Самые значительные произведения он написал в конце двадцатых годов.

В 1931-м Платонов издал произведение «Впрок», вызвавшее гневную реакцию критиков. С этого момента в жизни писателя начались серьезные проблемы, которые утихли на время только в годы Великой Отечественной войны. Андрей Платонов писал правдивые произведения, которые не могли вызвать одобрение у советских цензоров.

Глава 2

В родительском дворе, где жил Митя Климов, был старый сарай. Сарай был покрыт досками, и доски стали старые от времени, по ним уже давно рос зеленый мох. А сам сарай ушел с одной стороны наполовину в землю и походил на согнувшегося старика. В темном углу того сарая лежали старые, давние вещи. Туда и отец складывал, что ему нужно было, там и дед хранил, что ему одному было дорого и никому уже не требовалось. Митя любил ходить в тот темный угол сарая-старика и трогать там ненужные вещи. Он брал топор, весь иззубренный, ржавый и негодный, глядел на него и думал: «Его дедушка в руках держал и я держу». Он увидел там деревянную снасть, похожую на корягу, и не знал, что это такое. Мать тогда сказала Мите: это была соха, ею дедушка пахал землю. Митя нашел там еще колесо от домашней прялки… Там же валялся кочедык: он был нужен дедушке, когда он плел лапти себе и своим детям. Там еще много было добра, и Митя трогал руками забытые предметы, спящие теперь в сумраке сарая; мальчик думал о них, он думал о том, как они жили давно в старинное время; тогда еще Мити не было на свете, и всем скучно было, что его нету.

Нынче Митя нашел в сарае твердую дубовую палку: на одном конце ее был корень, согнутый книзу и острый, а другой конец был гладкий. Митя не знал, что это было. Может, дедушка рыхлил землю, как тяпкой, этим острым дубовым корнем или еще что-нибудь работал. Мать говорила, он всегда работал и ничего не боялся. Митя взял эту дедушкину дубовую тяпку и отнес ее в избу. Может быть, она ему сгодится: дедушка ею работал и он будет.

Сейчас читают

В произведении «Глаз волка», созданном французским писателем Даниэлем Пеннаком, повествуется о жизни одноглазого волка.

В роскошном двухэтажном доме жила богатая кошка. Шуба была её из персидского меха. Море перинок и простынок. Всё было у неё новое. Заморские всякие безделушки носила.

Однажды, что бы поставить силки, мне пришлось встать рано – до восхода солнца! Мать так делала каждый день. Мы сели и попили чай с молоком. Я не могу забыть, неповторимый вкус молока!

Однажды в лесу происходит встреча лиса и мышонка, при которой лис интересует причиной грязного носа зверька.

Гекльберри Финн главный герой романа и его друг Том нашли золото, спрятанное в пещере грабителями. Судья Тетчер положил деньги мальчиков в банк под проценты. Гека взяла на воспитание вдова Дуглас вместе с сестрой мисс Уотсон.

Источник

Андрей Платонов написал огромное количество невероятных произведений, которые до сих пор вызывают настоящий, искренний интерес у читателей. Одним из таких произведений является рассказ про мальчика, который решил оживить сухие колосья.

Данный рассказ посвящен военной теме. В нем идет речь о еще не взрослом мальчонке, которого зовут Митей Климовым. Сейчас ему исполнилось семь годиков, и он проживает в сельской местности вместе со своей матерью. Малыш весьма любит и уважает, ценит свою родительницу, потому у него имеется неподдельное стремление быстрее вырасти, дабы оказывать ей гигантскую помощь на поле. Мальчик мечтает, как поможет матери вспахать землю и посеять хлеб. Однажды он даже начал нормально питаться, чтобы скорее стать взрослым.

Одно лета было очень жарким и суховатым. Все колхозные колоски умерли из-за высоких температур. Мать постоянно рассказывала Мите, что все умершие родственники просто-напросто уснули. Потому мальчик, видя увядшие колосья понимает, что не спят, а, значит, вот-вот умрут. Малыш отыскал дома мотыгу и принялся окапывать землю около колосьев. Он помнил материны слова, что говорила ему, что землю нужно взрыхлить, дабы та пустил в себя росу и она дошла бы к корням спящих колосков и те бы проснулись. Мальчик начал рыхлить. Его увидел учитель, которая позвала мальчика в поход в лес. Но тот отказался, сказав, что его мама нуждается в сыновьей помощи. Он оживлял рожь, погибшую от высоких температур. Елена Петровна – это учительница. Она лишилась одной из рук, та как воевала на фронте. Она тоже начала работать, рыхлить вместе с Митей. А через день на поле пришел весь класс, который хотел помочь однокласснику спасти хлеб.

Популярные сегодня пересказы

  • Листы и корни — краткое содержание басни Крылова В басне Крылова Листы и корни раскрывается смысл сплоченности коллектива. Это может быть семья, рабочий коллектив ил любая группа, собранная вместе ради общего дела. Где каждый является винтиком большого общего
  • Васек Трубачев и его товарищи — краткое содержание рассказа Осеевой Произведение повествует о пионерах, которые попали во время летних каникул на территорию, оккупированную немцами. Ребята своими силами восстанавливают разрушенную школу.
  • Краткое содержание романа Призрак оперы Гастона Леру Приключенческий роман «Призрак Оперы», написанный в готическом стиле, впервые был опубликован французским автором Гастоном Леру на протяжении 1909-1910 годов. В центре сюжета произведения находится
  • Посёлок — краткое содержание романа Булычева Произведение под названием «Поселок» написано известнейшим русским писателем-фантастом Киром Булычевым. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.

Сюжет

Однажды в деревушке Бережки появился раненый конь, которого оставили красноармейцы. Его взял мельник Панкрат, которого местные мальчишки считали настоящим колдуном. Панкрат выходил коня, и с его помощью принялся чинить плотину. Однако мельник не мог кормить коня в голодное время, и тот ходил по всей деревне, выпрашивая у жителей еду. Все жалели его, и делились, кто чем мог.

Как-то раз конь постучал в калитку к Фильке по прозвищу «Ну тебя!». Мальчика так прозвали в деревне за то, что он ничему не верил и ни с кем не играл. Филька нехотя подошел к калитке, и неожиданно со всего размаха ударил доверчивого коня по губам. Затем зло обругал его, и бросил кусок хлеба прямо в снег.

У коня скатилась слеза, он жалобно заржал и ушел, а деревня оказалась во власти сильного ветра со снегом. Филька даже с трудом дошел до своего крыльца и запер дверь, а ночью ударил страшный мороз, сковав речку до самого дна. Замерзли даже колодцы, и жителей деревни ожидала верная смерть – лед сковал водяную мельницу, и невозможно было смолоть муку.

Бабка Фильки, причитая, рассказала, что сто лет назад случился такой же лютый мороз, и половина деревни вымерла. А причиной тому оказалась людская злоба. Когда мимо деревни проходил безногий солдат, он попросил хлеба, но жадный хозяин кинул ему на землю заплесневелую краюху. Свистнул тогда солдат, и ударил лютый мороз. Бабка решила, что, видимо, и теперь в деревне завелся такой же злой человек.

Ночью Филька отправился к Панкрату и во всем признался. Тот дал мальчику час, чтобы он нашел способ, как спасти деревню от верной смерти. Филька решил собрать всех мальчишек и вручную выдолбить лед у мельницы, чтобы заработала плотина. Ранним утром у реки собрались не только мальчишки, но и все здоровые, крепкие жители, которые принялись жечь костры да рубить лед. В ходе работы никто и не заметил, как потянуло теплым ветром, и с крыш весело закапала вода под ярким солнцем. К вечеру возле мельницы образовалась большая полынья, и Панкрат приступил к работе. Теперь все хозяйки Бережков были обеспечены мукой, и повсюду стоял чудесный аромат свежеиспеченного хлеба. Утром Филька пришел к коню с большой краюхой, и помирился с ним.

Популярные сегодня пересказы

Повествование начинается за год до основных действий. Тогда Александр Куприн вместе с приятелем Заикиным наблюдали за полётами на фанерных аэропланах. Во время наблюдений Заикин поклялся

Жил в одном государстве владыка. Как-то раз, он захотел, чтобы его верные рыцари продемонстрировали, как они верны своему царю. Он предложил им прыгнуть с горы за своим кубком. Участвовать могли все: и храбрый воин, и простой житель

Пожилой мужчина Кэвэн возвращался с охоты домой. Ноги совсем не слушались и оставляли на снегу кривую борозду следов. Он уже давно насобирал себе погребальные дрова, и, вспоминая свою молодость

Данное творение является своеобразным эссе, в котором Сартр задумывается об основных аспектах экзистенциализма как течения, а также заявляет, что его миссия – защитить приверженцев экзистенциализма от непонимания и осуждения обществом.

Источник

Анализ 2

Рассказ «Сухой хлеб» повествует о 7-летнем мальчике Мите, который жил в деревне, в послевоенный период.  Мальчик проживал с матерью. По наступлению лета в поселке началась засуха. Мать Мити старалась все успевать и выполняла работу на поле и по дому. Она хотела, чтобы ее сын рос в достатке. Мите было жалко свою мать. Его главным страхом была смерть матери. Он сильно боялся, поскольку пережил смерть дедушки и отца. Мальчик обдумывал каждое свое действие. Главным образом герой хотел помочь матери при сборе пшеницы.

Митя чувствует, что обязан стать опорой для матери и настоящим мужчиной. Митя старается съесть как можно больше хлеба. Так герой хотел быстрее подрасти, не зная, что человек не может повзрослеть за 1 день. Мать и школьная учительница гордились каждым совершенным поступком Мити. Мальчик каждый день работал на поле.

Автор наделил мальчика поступками и характерными чертами, которыми владеют только взрослые мужчины. Мальчик своими действиями доказал, что человек может все, если только захочет. Митя с каждым днем трудился все больше. Трудясь, мальчик проявлял такие качества как сострадание, упорство, трудолюбие и жалость. Черты характера героя наиболее раскрыты в простой деревенской жизни. В рассказе на первый план автор выдвинул людей, которые не имели возможность обучиться. Поскольку нищета и разорение после войны отнимали силы и время. Люди боролись с нищетой и голодом.

В своем творении автор затронул популярные темы, которые наводят читателя на размышления о труде, детей, тяжелой жизни женщины и об отношениях к природе. Вместо учебы и игр детям пришлось рано повзрослеть и начать работать вместе с взрослыми. Кроме матери Мити, все женщины поселка стали кормильцами семьи. Им пришлось выполнять все обязанности мужей, которые погибли на войне. Послевоенные времена автор раскрывает при помощи поступков и характера мальчика Мити. Только благодаря Мите читатель ощущает значение нищеты, смерти и голода.

Несмотря на тяжелый период, Митя всегда радовался и учился на ошибках. В рассказе также затронута тема крестьянского труда

Особое внимание писатель уделил коллективному труду, который характеризует трудящихся жителей поселка. Каждый из жителей готов выручить ближнего, выражает доброжелательность, ответственность и сострадание

Рассказ Платонова стал примером настоящего трудолюбия и усердия. Главный герой Митя доказал, что с тяжелым трудом может справиться не только взрослый мужчина, но и мальчик.

Анализ рассказа

Сначала коротко обсудим, какую тему поднимает Константин Паустовский и о чем побуждает задуматься читателей, затем рассмотрим сюжет и главных героев, увидим также, как Филька обижает коня

Рассказ «Теплый хлеб» раскрывает тему любви и великодушия, вместе с тем обращается внимание на равнодушного человека

Можно ли устранить последствия причиненного зла, проявить милосердие и простить от сердца? События настоящего и прошлого связаны единой нитью, автор пишет о людях и животных, о вине и искуплении.

Анализ рассказа «Теплый хлеб» был бы неполным без рассмотрения сюжета. Паустовский рисует простую деревню во времена войны. Еды катастрофически не хватает, крестьянам живется тяжко, работать приходится очень много, не щадя себя. Старому мельнику Панкрату довелось приютить у себя покалеченное животное.

Это был конь, который случайно оказался в Бережках, и требовалось его теперь как-то содержать, но у Панкрата еды и так не хватало. На селе коня любят, поэтому каждый помогает, кто чем может. Здесь, делая анализ рассказа «Теплый хлеб», подчеркнем, что однако есть один человек, который выделяется на фоне всех — это Филька.

Его злоба и равнодушие к другим приводит к тому, что он сильно обижает и коня. Жуя ломоть хлеба с солью, он не желает поделиться с конем, когда тот тянется к руке, а бьет его по губам.

Такое бездушное поведение катастрофически сказывается на всей деревне — наступают лютые холода, которые предвещают голодную смерть. В конце концов, Филька понимает свою вину, желает ее искупить, поэтому, угостив коня теплым хлебом, он заключает с ним мир.

Урок чтения в 4-м классе “Страна далекого детства”. А.П. Платонов. “Сухой хлеб”

Цель: Введение учащихся в мир творческой мастерской А.П.Платонова

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с произведением А.П.Платонова “Сухой хлеб”.
  2. Обучать выразительному чтению, пересказу, монологическому ответу на поставленные вопросы; развивать навыки работы с художественным текстом.
  3. Воспитывать уважение к труду и бережное отношение к хлебу, чувство любви к близким.

Оборудование:

  • иллюстрация к тексту,
  • портрет писателя,
  • иллюстрации с изображением сельскохозяйственных орудий труда – плуг, соха, тяпка; колоски.

Ход урока

I. Организационный момент

– Добрый день, ребята! Сегодня на наш урок чтения пришли гости, поприветствуем их. (Здравствуйте) Садитесь.

II. Постановка цели. Актуализация знаний

– Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством замечательного писателя

Андрея Платоновича Платонова. (1мин.)

– А что вы знаете об этом авторе? (1мин.)

Учительница

Митя работает долго, самозабвенно. Он ничего не видит, кроме дремлющих былинок. И вдруг слышит чей-то голос. Это учительница, которая знает каждого деревенского мальчика. Она была на войне, там потеряла руку.

Елена Петровна никогда не жалела себя. Она всем приветливо улыбалась, несмотря на то что была калекой. Подойдя к мальчику, учительница спросила, чем он занимается. Митя ответил: «Хлебу помогаю, чтоб он выжил».

Елену Петровну умилил это трудолюбивый, не по годам серьезный мальчик. На следующий день она должна была ехать со своими учениками на экскурсию. Пригласила и Митю. Но мальчик отказался. «Хлеб помирает, нам некогда» — таков был его ответ.

Елена Петровна начала помогать Мите, хотя у нее была всего одна рука, и работать ей очень тяжело. На следующий день она пришла к полю со своими учениками. Они не поехали на экскурсию. Они взяли в колхозе узкие тяпки, а Елена Петровна показала им, как нужно работать, чтобы рос сухой хлеб. Мите в тот день показалось, что былинки оживают.

Таково содержание рассказа Платонова «Сухой хлеб». Главная мысль произведения заключается в следующем: только любовь, понимание, забота друг о друге может спасти от беды. Главный герой рассказа, несмотря на свой юный возраст, проявляет ответственность, на которую способен не каждый взрослый. Его серьезные взгляды на жизнь поражают учительницу. А сам он служит примером для других детей.

Стоит сказать, что засуха в 1946-м была настолько сильной, что никакой коллективный труд не мог спасти страну от голода. К тому же в тот год было экспортировано очень много зерна. Произведение А. П. Платонова не лишено романтизма и веры в коммунистические идеалы.

Мировоззрение писателя сформировалось в юности, но в дальнейшем он разуверился в советской идеологии. Судьба его была трагичной. Стоит привести некоторые факты из биографии этого замечательного писателя.

Сухой хлеб

Жил в деревне Рогачевке мальчик Митя Климов семи лет от роду. Отца у него не было, отец его умер на войне от болезни, теперь у него осталась одна мать. Был у Мити Климова еще дедушка, да он умер от старости еще до войны, и лица его Митя не помнил; помнил он только доброе тепло у груди деда, что согревало и радовало Митю, помнил грустный, глухой голос, звавший его. А теперь не стало того тепла и голос тот умолк. «Куда ушел дедушка?» — думал Митя. Смерти он не понимал, потому что он нигде не видел ее. Он думал, что и бревна в их избе и камень у порога тоже живые, как люди, как лошади и коровы, только они спят. — А где дедушка? — спрашивал Митя у матери. — Он спит в земле? — Он спит, — говорила мать — Он уморился? — спрашивал Митя. — Уморился, — отвечала мать. — Он всю жизнь землю пахал, а зимой плотничал, зимой он сани делал в кооперацию и лапти плел; всю жизнь ему спать было некогда. — Мама, разбуди его! — просил Митя. — Нельзя. Он осерчает. — А папа тоже спит? — И папа спит. — У них ночь? — У них ночь, сынок. — Мама, а ты никогда не уморишься? — спрашивал Митя и с боязнью смотрел в материнское лицо. — Нет, чего мне, сынок, я никогда не уморюсь. Я здоровая, я не старая. . . Я тебя еще долго буду растить, а то ты у меня маленький. И Митя боялся, что мама его уморится, устанет работать и тоже уснет, как уснули дед и отец. Мать теперь целый день ходила по полю за плугом. Два вола волокли плуг, а мать держала ручки плуга и кричала на волов, чтоб они шли, а не останавливались и не дремали. Мать была большая, сильная, под ее руками лемех плуга выворачивал землю. Митя ходил следом за плугом и тоже покрикивал на волов, чтобы не скучать без матери. В тот год лето было сухое. Горячий ветер дул в полях с утра до вечера, и в этом ветре летели языки черного пламени, будто ветер сдувал огонь с солнца и нес его по земле. В полдень все небо застилала мгла; огненный зной палил землю и обращал ее в мертвый прах, а ветер подымал в вышину тот прах, и он застил солнце. На солнце можно было тогда смотреть глазами, как на луну, плывущую в тумане. Мать Мити пахала паровое поле. Митя ходил за матерью и время от времени носил воду из колодца на пашню, чтобы мать не мучилась от жажды. Он приносил каждый раз половину ведра; мать сливала воду в бадью, что стояла на пашне, и, когда набиралась полная бадья, она поила волов, чтобы они не затомились и пахали. Митя видел, как тяжко было матери, как она упиралась в плуг впереди себя, когда слабели волы. И Митя захотел скорее стать большим и сильным, чтобы пахать землю вместо матери, а мать пусть отдыхает в избе. Подумав так, Митя пошел домой. Мать ночью испекла хлебы и оставила их на лавке, покрыв от мух чистым рушником. Митя отрезал половину ковриги и начал есть. Есть ему не хотелось, да нужно было: он хотел скорее вырасти большим, скорее войти в силу и пахать землю. Митя думал, что от хлеба он скорее вырастет, только надо съесть его много. И он ел хлебную мякоть и хлебную корку; сперва он ел в охоту, а потом стал давиться от сытости; хлеб из его рта хотел выйти обратно, а он запихивал его пальцами и терпеливо жевал. Вскоре у него рот уморился жевать, челюсти в щеках заболели от работы, и Митя захотел спать. Но спать ему не надо было. Ему надо есть много и расти большим. Он выпил кружку воды, съел еще капустную кочерыжку и опять стал есть хлеб. Доевши половину ковриги, Митя снова попил воды и стал есть печеную картошку из горшка, макая ее в соль. Картошку он съел только одну, а вторую взял в руку, макнул в соль и заснул. Вечером мать пришла с пахоты. Видит она, спит ее сын на лавке, голову положил на ковригу свежего хлеба и храпит, как большой мужик.

—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Глава 3

К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами. Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтоб они жили опять, но они жить не могли и клонились как сонные на спекшуюся, горячую землю. — Мама, — говорил он, — рожь от жары умаривается? — Умаривается, сынок. Дождей-то ведь не было и теперь нету, а хлеб не железный, он живой. — А роса есть! — сказал Митя. — Она по утрам бывает. — А чего роса! — ответила мать. — Роса сохнет скоро; земля вся поверху спеклась, роса вглубь не проходит. — Мама, а как же быть-то без хлеба? — Незнамо как и быть… Должно, помощь тогда будет, мы в государстве живем. — А лучше пусть в колхозе хлеб растет, пусть роса в землю проходит. — Так бы оно лучше было, да хлеб без дождя не рождается. — Он не вырастет большой, он спит маленький! — произнес Митя; он скучал о тех, кто спит. Он пошел один домой, а мать осталась на пашне. Дома Митя взял дедушкину деревянную тяпку, погладил ее рукою — дедушка тоже, должно быть, гладил ее, — положил тяпку на плечо и пошел па колхозное озимое поле, что было за пряслом. Там он стал рыхлить тяпкой спекшуюся землю промеж рядов уснувших ржаных былинок. Митя понимал, что хлебу вольнее будет дышать, когда земля станет рыхлой. А еще ему хотелось, чтобы ночная и утренняя роса прошла сверху между комочками земли в самую глубину, до каждого корня ржаного колоска. Тогда роса смочит там почву, корни станут кормиться из земли, а хлебная былинка проснется и будет жить. Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелек тот сломался и поник. — Нельзя! — вскричал Митя самому себе. — Ты что делаешь! Он оправил стебелек, уставил его в земле и стал теперь мотыжнть землю лишь посредине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней хлеба

Корни были осохшие, слабые, мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами и разрыхлял почву вокруг каждого ржаного корешка, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его. Митя работал долго и ничего не видел, кроме земли у ослабевших, у дремлющих былинок

Он опомнился, когда его окликнули. Митя увидел учительницу. Он не ходил в школу, мать сказала ему, что осенью отдаст его в школу, но Митя знал учительницу. Она была на войне, и у нее осталась целой одна правая рука; однако учительница Елена Петровна не горевала, что она калека; она всегда была веселая, она знала всех детей на деревне и ко всем была добрая. — Митя! Ты что тут копаешься? — спросила учительница. — Хлеб пусть растет! — сказал Митя. — Я хлебу помогаю, чтоб он жил. — Как же ты помогаешь? А ну расскажи мне, Митя! Расскажи скорей, ведь сушь стоит! — Он росу будет пить! Учительница подошла к Мите и посмотрела на его работу. — Тебе бы играть надо, тебе не скучно работать одному? — Не скучно, — сказал Митя. — А отчего тебе не скучно?.. Приходи завтра ко мне в школу, мы оттуда в лес на экскурсию с ребятами пойдем, и ты пойдешь… Митя не знал, что сказать, потом он вспомнил: — Я маму все время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда. Учительница Елена Петровна наклонилась к Мите, обняла его одной рукой и прижала к себе: — Ах ты, милый мой! Какое сердце у тебя — маленькое, а большое!.. Знаешь что? Ты тяпкой будешь мотыжить, а я пальцами у корней буду копать, а то у меня рука-то всего одна! И Митя стал мотыжить землю дедушкиной тяпкой, а учительница, присев на корточки, начала копать почву пальцами у самых хлебных корней. На другой день учительница пришла на колхозное поле не одна; с нею пришло семеро детей, учеников первого и второго классов. Митя один уже работал деревянной тяпкой. Он вышел нынче спозаранку и осмотрел все хлебные былинки, возле которых он вчера разрыхлил землю. Солнце поднялось, роса уже сошла и ветер с огнем дул по земле. Однако те ржаные колоски, что возделал Митя, нынче словно бы повеселели. — Они просыпаются! — обрадованно сказал Митя учительнице. — Они проснутся! — Конечно, проснутся, — согласилась учительница. — Мы их разбудим! Она увела учеников с собой, и Митя остался один. «Мама пашет, и я хлебу расти помогаю, — думал Митя. — У учительницы одна рука только, а то бы она тоже работала». Учительница Елена Петровна взяла в колхозе маленькие узкие тяпки и вернулась со всеми мальчиками и девочками обратно. Она показала детям, как работает Митя, как надо делать, чтобы рос сухой хлеб, — она сама стала работать одной рукой, и все дети склонились к ржаным былинкам, чтобы помочь им жить и расти.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: