Черный гость бернет краткое содержание

Содержание «Черный человек» с цитатами

Повествование ведётся от первого лица.

Рассказчик-поэт признаётся читателю в том, что он очень и очень болен. Природа и первопричина боли неизвестна — это может быть алкоголь, «осыпающий мозг», или ветер, шумящий над пустым и безлюдным полем.

Ночью его посещает чёрный человек. Садясь на кровать, он не даёт поэту уснуть — гнусавым монашеским похоронным голосом ночной гость читает из мерзкой книги о пропащем человеке, авантюристе, прохвосте и забулдыге, но самой высокой и лучшей марки, с прекрасными мыслями и планами.

Герой рассказа чёрного человека проживает в стране самых отвратительных громил и шарлатанов, он — поэт и любит женщину, которой сорок с лишним лет. Этот человек считает, что люди должны быть ловкими и улыбаться при самых скверных жизненных ситуациях.

Рассказчик протестует — ему нет дела до жизни скандального поэта. Ответом на протест становится взгляд чёрного человека, как будто повествователь — жулик и вор.

Рассказчик стоит один у окошка. Где-то раздаётся зловещий плач ночной птицы. Чёрный человек в цилиндре и сюртуке опять посещает его. Человек говорит, что не видел, чтобы кто-нибудь среди подлецов так глупо страдал бессонницей. Он выдвигает предположение, что его собеседник ждёт женщину, которой будет читать свою дохлую, томную лирику.

Чёрный человек рассказывает поэту историю о маленьком мальчике из простой сельской крестьянской семьи, желтоволосом, с голубыми глазами. Это именно тот человек, о котором говорилось в книге. И герой история в книге, и герой рассказа чёрного человека — один и тот же — ни кто иной как рассказчик — поэт, которому чёрный человек наносит визиты по ночам.

О чёрном человеке разносится дурная слава. Он прескверный гость. Рассказчик разъярён и взбешён, он не хочет слушать чёрного человека, о котором идёт дурная слава, и швыряет трость в лицо чёрного человека.

Утром странное ночные события видится совсем по-другому: рассказчик один в комнате, в цилиндре, а напротив него разбитое зеркало.

Нимб одиночества

Мало того что один, так никого и не ждёт. Нет, у Есенина даже в последний год жизни, не было недостатка в товарищах, особенно в кабаке, но это было не то, это было «достань, да выкинь». К прочему, в процессе работы над поэмой расстреливают Ганина, а последняя жена Есенина Толстая более друг, чем жена… .

В строках Есенин вспоминает и Дункан:

И несколько раз повторяется про бессонницу, которая приходит на фоне алкоголя и душевного разлада с самим собой. Главного героя поэмы, в котором угадывается сам Есенин, поэт не раз обзывает, то подлец, то вор… . Это показывает недовольство собой на фоне депрессивного состояния.Что доказывает, что главный герой и есть Есенин? Хотя бы эти строки:

Напомню, Есенин «жёлтоволос» с голубыми глазами, а родился в Константиново под Рязанью.

Как задобрить домового

Издревле люди знали: всех существ, что живут в лесу, в поле, в доме и так далее лучше всего задабривать. Тогда они будут меньше вредить и больше делать полезного. Домовому ставили к печке или куда-то в уголок молоко, сметану, белый хлеб, клали сладости. Делала это хозяйка или хозяин каждый вечер. Сейчас суеверные люди кладут куда-нибудь на шкаф конфетки в квартирах. Доподлинно не известно ест эти подношения домовой или нет. Возможно сам факт внимания к нему, предложения чего-то вкусного уже делает его добрее.

Домовой и кот

Десятого февраля отмечали наши предки кудесы – день домового. В ночь на 10 ставили справа от печи кашу с маслом, пирожки, какие-то вкусности. Некоторые кладут табак и рюмку спиртного, а утром благодарят домового за его службу. Каких-то специальных наговоров для этого нет, если хотите расположить себе хранителя дома, то скажите, как есть – своими словами. Этот день считается день рождением домового.

Особенно важно отметить, что посуда для него должна быть отдельной – есть из нее никто не должен больше. Также можно благодарить домового и каждого первого числа

Краткий анализ стихотворения Есенина «Черный человек»

Не секрет, что Сергей Есенин за несколько лет предчувствовал свою трагическую гибель, о чем можно найти многократные упоминания в его стихах. Нет, поэт не знал, как именно и когда это произойдет. Однако он понимал, что не вписывается в окружающий мир, который стал для него чужим и неприветливым. А значат, скоро настанет тот момент, когда, согласно вселенской логике, его следует покинуть.

Смерть видится поэту в образе черного человека, и именно ему он посвящает свою одноименную поэму, первый вариант которой был закончен в 1923 году. Очевидцы вспоминают, что это произведение получилось слишком громоздким, мрачным и не совсем понятным для простых обывателей. Поэтому Есенин вскоре решил внести в поэму коррективы и закончил работу над этим произведением лишь в 1925 году. Он никому не рассказывал о новом варианте этого произведения, который был опубликован лишь в 1926 году, через несколько недель после трагической гибели Есенина.

Уже в первых строках поэмы поэт заявляет о том, что «очень и очень болен», хотя и не до конца понимает причину своего недомогания. Причем, речь идет не о физическом, а о душевном состоянии Есенина, который пытается заглушить свои страхи алкоголем. Но это не помогает, потому что «черный человек спать не дает мне всю ночь».

Если вникнуть в суть образа таинственного незнакомца, который воссоздает автор, то становится ясно, что черный человек является не только предвестником смерти, но и аккумулирует в себе все страхи поэта. Он заставляет Есенина слушать и слышать то, о чем поэт не хочет знать, а также затрагивает вопросы бессмертия человеческой души. Чтобы ее сохранить, нужно пройти тяжелый путь лишений и страданий. При этом черный человек каждую ночь читают Есенину книгу о жизни некоего человека, и поэт с ужасом осознает, что речь идет о его собственной судьбе, переломанной, причудливой и заканчивающейся весьма трагично. «Я взбешен, разъярен, и летит моя трость прямо к морде его, в переносицу», – сообщает поэт, признаваясь при этом, что столь эпатажный поступок не приносит ожидаемого облегчения. Сам же черный человек продолжает навещать Есенина каждую ночь, изводя его своими рассказами, жутким смехом и мрачными пророчествами.

Эпилог у этой поэмы довольно неожиданный, но вполне объяснимый. Поэт хочет сгладить то впечатление, которое произвел на читателей. И представляет ситуацию таким образом, что в роли черного человека выступал он сам, в пьяном угаре беседуя ночь напролет с зеркалом. В результате после меткого броска тростью оно оказывается разбитым, а сам поэт признается: «Я в цилиндре стою, никого со мной нет». В том, что произошло, автор винит исключительно ночь, которая что-то там «наковеркала». Однако суть произведения от этого не меняется, так как Есенин все больше и больше убеждается: его жизнь подходит к логическому завершению, и времени на покаяние осталось совсем немного.

Да и не будет никакого покаяния, потому что Есенина не интересует жизнь после смерти. Гораздо важнее для него понять, почему его собственная судьба сложилась так нелепо и глупо. Есть известность, но нет обычного человеческого счастья, много денег, но нет свободы, к которой поэт интуитивно так стремится. У поэта нет ответов на все эти вопросы, и он надеется получить их у таинственного черного человека, даже если он и существует всего лишь в его воображении. Каждая строчка этого произведения наполнена трагизмом и ощущением неизбежности происходящего. И автор смиряется перед подобным фатализмом, доверив свою судьбу высшим силам, хотя никогда не отличался любовью к мистике и не верил в существование потусторонних миров.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Поэмы ✑
Поэмы

Как трактуют это народные традиции

В народе это событие объясняют тем, что на человека наваливается домовой. Он может быть недоволен чем-то, злиться на хозяев дома. Если домовой приходит к молодой девушке, то скоро она выйдет замуж или встретит свою любовь. Если домовой не сердится, значит, он пришел предупредить о каких-то надвигающихся переменах в жизни.

В народе говорят, что если такое событие случилось, важно задобрить домового. Нужно поставить с вечера блюдце молока, стопочку водки, выпечку, которую домовой очень любит

Утром печенье можно скормить птицам, напитки вылить в раковину. Ведь домовой не съедает угощение, все останется на столе в прежнем виде. Просто покровитель дома питается энергией продуктов и энергией, которую человек «вложил» в сладости и молоко.

Время от времени стоит угощать защитника дома, он будет следить за порядком в нем, оберегать семью от всего плохого.

Подарите себе здоровый и комфортный сон с матрасами и подушками от Магии Сна.

Реквием по надежде

Трудно, почти невозможно так бичевать себя на глазах у огромной публики, как это делает Есенин. Его невероятная искренность, с которой он открывает миру свою боль, делают исповедь отражением душевного надлома всех современников Есенина. Не случайно знавший поэта писатель Вениамин Левин отозвался о Черном человеке как о судебном следователе «по делам всего нашего поколения», питавшего много «прекраснейших мыслей и планов». Левин заметил, что в этом смысле добровольная ноша Есенина чем-то сродни жертве Христа, который на себя «взял немощи» и понес на себе все человеческие «болезни».

Нимб одиночества

Мало того что один, так никого и не ждёт. Нет, у Есенина даже в последний год жизни, не было недостатка в товарищах, особенно в кабаке, но это было не то, это было «достань, да выкинь». К прочему, в процессе работы над поэмой расстреливают Ганина, а последняя жена Есенина Толстая более друг, чем жена… .

В строках Есенин вспоминает и Дункан:

И несколько раз повторяется про бессонницу, которая приходит на фоне алкоголя и душевного разлада с самим собой. Главного героя поэмы, в котором угадывается сам Есенин, поэт не раз обзывает, то подлец, то вор… . Это показывает недовольство собой на фоне депрессивного состояния.Что доказывает, что главный герой и есть Есенин? Хотя бы эти строки:

Напомню, Есенин «жёлтоволос» с голубыми глазами, а родился в Константиново под Рязанью.

Анализ поэмы «Чёрный человек» Есенина

Поэма «Черный человек», пожалуй, наиболее мрачное и зловещее произведение Есенина. Замысел поэмы возник у поэта еще во время заграничной поездки с А. Дункан. В 1923 г. он читал первый вариант своим друзьям. Они были поражены безысходностью, исходившей от стихотворения. Есенин долго работал над текстом. Окончательный вариант для публикации был готов лишь к концу 1925 г. Те, кто слышал первоначальную редакцию, утверждали, что она была больше по объему и намного трагичнее и страшнее.

С первых же строк Есенин заявляет о своей мучительной болезни, связанной с алкоголем. Учитывая обстоятельства его жизни, это заявление вполне закономерно. Неумеренное пьянство с буйными выходками серьезно воздействовало на поэта. Психика творческого человека особенно чувствительна к внешним раздражителям.

Есенин с ужасом говорит о том, что каждую ночь страдает от посещений таинственного черного человека. Известно, что поэт неоднократно подвергался приступам белой горячки и даже проходил курс лечения. Вероятно, образ черного человека порожден этими приступами полусумасшедшего состояния. Он рассказывает Есенину по книге все обстоятельства безумной жизни «какого-то прохвоста и забулдыги». Незнакомец упоминает не только о негативном, он отмечает, что человек был «к тому ж поэт», полный «прекраснейших мыслей и планов». В книге фигурирует «женщина сорока с лишним лет», в образе которой угадывается А. Дункан.

Измученный рассказом лирический герой начинает отчаянно кричать, пытаясь прогнать черного человека и прекратить эту пытку с чтением чьей-то бесполезной жизни. Но это не помогает: незнакомец упорно сидит и не отрывает от него тяжелого взгляда.

На следующую ночь визит повторяется. Автор пытается избавиться от невыносимого видения и проклинает свою бессонницу. Есенин начинает вспоминать о своем детстве, о простом деревенском мальчике «с голубыми глазами». Дойдя в воспоминаниях до «женщины сорока с лишним лет», он с внезапным ужасом понимает, что в книге, которую читает черный человек, рассказывается о нем самом. Разъяренный поэт кидает трость прямо в «морду» незнакомца…

Приходя утром в сознание, автор видит осколки зеркала и осознает, что ночные визиты черного незнакомца – сумасшедшие разговоры с самим собой.

«Черный человек» — не просто бред страдающего от алкоголизма поэта. Есенин был гением. Настоящий талант всегда расценивается как определенный вид сумасшествия. «Черный человек» — беспощадный самоанализ автора, вызванный стремлением донести до читателя весь ужас своего душевного конфликта.

Чёрный диалог

Разговор с чёрным человеком в концовке поэмы не ладится, герой недоволен его правдой и разъярён, после чего хватает трость и бьёт гостя в «морду, в переносицу».

В последних строчках произведения герой оказывается перед разбитым зеркалом в цилиндре, в который был одет чёрный человек. То есть никакого гостя не было, чёрный человек – это второе «я» Есенина, его чёрная сторона, которую он пытался убить в себе… .

Из поэмы явно видно, что последний год тяжело даётся поэту. Внешние и внутренние препятствия буквально мешают ему жить. Поэт не сдаётся, борется с ними, но один убитый страх рождает два других.

«Чёрный человек» — это реквием Есенина по самому себе и одна из последних попыток поэта освободиться от пут, которые не дают дышать полной грудью. Строки полные боли, страха и депрессии, но их надо читать, чтобы видеть Есенина в полном образе, без купюр и вырезок.

Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен.

То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь, Осыпает мозги алкоголь.

Голова моя машет ушами, Как крыльями птица. Ей на шее ноги Маячить больше невмочь. Черный человек, Черный, черный, Черный человек На кровать ко мне садится, Черный человек Спать не дает мне всю ночь.

Черный человек Водит пальцем по мерзкой книге И, гнусавя надо мной, Как над усопшим монах, Читает мне жизнь Какого-то прохвоста и забулдыги, Нагоняя на душу тоску и страх. Черный человек Черный, черный…

«Слушай, слушай,- Бормочет он мне,- В книге много прекраснейших Мыслей и планов. Этот человек Проживал в стране Самых отвратительных Громил и шарлатанов.

В декабре в той стране Снег до дьявола чист, И метели заводят Веселые прялки. Был человек тот авантюрист, Но самой высокой И лучшей марки.

Был он изящен, К тому ж поэт, Хоть с небольшой, Но ухватистой силою, И какую-то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой И своею милою».

«Счастье,- говорил он,- Есть ловкость ума и рук. Все неловкие души За несчастных всегда известны. Это ничего, Что много мук Приносят изломанные И лживые жесты.

В грозы, в бури, В житейскую стынь, При тяжелых утратах И когда тебе грустно, Казаться улыбчивым и простым — Самое высшее в мире искусство».

«Черный человек! Ты не смеешь этого! Ты ведь не на службе Живешь водолазовой. Что мне до жизни Скандального поэта. Пожалуйста, другим Читай и рассказывай».

Черный человек Глядит на меня в упор. И глаза покрываются Голубой блевотой. Словно хочет сказать мне, Что я жулик и вор, Так бесстыдно и нагло Обокравший кого-то.

Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль. То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь, Осыпает мозги алкоголь.

Ночь морозная… Тих покой перекрестка. Я один у окошка, Ни гостя, ни друга не жду. Вся равнина покрыта Сыпучей и мягкой известкой, И деревья, как всадники, Съехались в нашем саду.

Где-то плачет Ночная зловещая птица. Деревянные всадники Сеют копытливый стук. Вот опять этот черный На кресло мое садится, Приподняв свой цилиндр И откинув небрежно сюртук.

«Слушай, слушай!- Хрипит он, смотря мне в лицо, Сам все ближе И ближе клонится.- Я не видел, чтоб кто-нибудь Из подлецов Так ненужно и глупо Страдал бессонницей.

В чем смысл?

Введя в книгу двойника, который, по задумке писателя, наговаривает о лирическом герое самые ужасные вещи, поэт обличает все свои пороки. А. С. Пушкин как-то писал о трудности прилюдно исповеди, и, хочется сказать, что Есенину удалось до конца выразить свою искренность в этом деле, несмотря на сложность. Он не пожалел ни любви, ни творчества, ни себя самого. Смысл поэмы «Черный человек» в попытке облегчить душу перед смертью. Автор верил лишь в одного бога – искусство, поэтому ему он и преподнес последнее покаяние.

Душа его была выжжена, как поле, которое он хотел рассказать Шагане. Он по очереди надругается над всем, что ему дорого, и опустошает сердце, не хочет больше чувствовать боли и разочарования. Творчество его иссушило, бурная жизнь сожгла, ведь он жил за троих – так много в его судьбе было впечатлений. Но он не ушел бесследно, в последние строки он вдохнул всю свою сущность, придав ей бессмертие.

История создания

Работать над данной поэмой Есенин начал еще в 1923 году, но она, по словам его современников, вышла слишком большой и мрачной. Что подвигло автора сократить ее, остается загадкой, но даже в упрощенном варианте произведение потрясает своей депрессивностью и глубиной страдания. История создания поэмы «Чёрный человек»  тесно переплетается с ее сюжетом. Тогда у поэта уже были проблемы с алкоголем, они тоже нашли свое отражение в тексте. Его близкие всерьез беспокоились о нем, ведь с каждым днем внутренний разлад становился очевиднее, работы – мрачнее, а сам творец вел себя все более нервно и беспокойно.

Работа над созданием произведения началась еще во время американских гастролей, после которых в жизни поэта началась не прекращающаяся черная полоса. Он ощущал, что новая власть ему чужда, что советская Россия в нем не нуждается, что все ждут, когда тонкий лиризм его поэзии сменит революционные марши. Кроме того, было горькое послевкусие от разрыва с Айседорой Дункан. Все эти события и настроения легли в основу поэмы. В 1925 году «Черный человек» был закончен, а в журнале «Новый мир» за январь 1926 года был впервые опубликован.

Сюжет повести «Черный человек» за 3 минуты

Краткое содержание «Черный человек» Есенин:

Человек, от лица которого написана поэма, чувствует себя очень плохо. Он не знает, что является причиной его боли: разбушевавшийся ветер или, быть может, вино. Он испытывает странные ощущения, будто его голова размахивает ушами, а из шеи растут ноги.

Ночью он мечется в постели и не может уснуть. И вот откуда-то появляется черный человек и садится на кровать рассказчика. Пришелец ночь напролет вынуждает беднягу слушать свое гнусавое чтение, не давая уснуть страдальцу.

В этой книге описывается жизнь какого-то пьянчуги, и слушая чтение черного человека, автор испытывает страх и тоску. Ему отвратительны поступки персонажа, о котором читает черный человек. Герой книги – поэт, проживающий в стране самых отъявленных негодяев, он ввязывается в скандалы, бесконечно кутит, речи его лживы. Он называет девочкой немолодую женщину.

Хозяин квартиры умоляет черного человека замолчать и убраться прочь, но тот не уходит и, как бы издеваясь, продолжает свое чтение.

А больной вспоминает, что в какой-то русской деревне жил голубоглазый мальчуган с льняными волосами. Повзрослев, он стал поэтом, и проживал не вполне праведную, разгульную жизнь. И рассказчик понял, что черный человек читал ему книгу об его собственной непутевой судьбе. И этот явившийся к поэту человек упрекает его в том, что дурная слава о нем разносится далеко.

Это привело рассказчика в бешенство, он схватил трость и швырнул ее прямо в морду, в переносицу незваного гостя.

Прошла мучительная ночь, в окне начал синеть рассвет и наш герой увидел, что он в комнате один, а перед ним разбитое тростью зеркало. Ему стало понятно, что черный человек – это его больная совесть.

Это произведение учит тому, что все неблаговидные поступки, совершенные человеком, впоследствии способны лишить его покоя.

Основная идея

Основную идею из огромного количества синонимов «разочарование, надрыв, одиночества, пограничное состояние, страх жизни и страх смерти» вычленить достаточно сложно. Это все верно. Смысл поэмы чисто технически – преподнести внутренний слом через диалог с «чёрным человеком». Главная мысль всего повествования — бесконечный трагизм, спрятанный вглубь «счастливого человека», которого все видят, но никто не понимает.

Возможно, этим произведением автор подводил некий итог своей деятельности, обесценивая ее. Талантливому поэту присущи сомнения, колебания, и он редко бывает доволен собой. Состояние Есенина было усугублено буквально всем: кризисом среднего возраста, когда радость юности прошла, а уверенности зрелости еще нет, окружающей обстановкой (неудовлетворенностью революцией, конфликтом с властями), общим мировым трендом разочарования и саморазрушения.

Причины возникновения сонного паралича

«Сонный паралич» известен давно, и столетия назад уже были описаны его симптомы. Раньше это явление связывали с домовыми, демонами, ведьмами и т.д.

Так, в русской народной традиции это явление ассоциируется с домовым, который, согласно поверьям, вскакивает человеку на грудь с целью предупредить либо о добре, либо о худе.

В исламе — это ифрит — один из злобных джиннов, считается слугой сатаны, который может серьёзно навредить людям.

В чувашской мифологии — это злой дух Вубар, который появляется ночью и, принимая облик домашних животных, огненного змея или человека, наваливается на спящих людей, вызывая удушье и кошмары. Согласно мифам, нападая на спящих людей, вубары тем самым поправляют своё здоровье. Спящий человек при этом не может пошевелиться и что-либо сказать.

В мифологии басков для этого явления также имеется отдельный персонаж — Ингума, появляющийся ночью в домах во время сна и сдавливающий горло кого-нибудь из спящих, затрудняя дыхание и вызывая тем самым ужас.

В японской мифологии считается, что гигантский демон Канасибари ставит ногу на грудь спящего человека.

В наше время, подобное явление нередко пытаются объяснить визитами пришельцев из других миров, которые парализуют волю человека с целью похищения.

Анализ поэмы «Чёрный человек» Есенина

Поэма «Черный человек», пожалуй, наиболее мрачное и зловещее произведение Есенина. Замысел поэмы возник у поэта еще во время заграничной поездки с А. Дункан. В 1923 г. он читал первый вариант своим друзьям. Они были поражены безысходностью, исходившей от стихотворения. Есенин долго работал над текстом. Окончательный вариант для публикации был готов лишь к концу 1925 г. Те, кто слышал первоначальную редакцию, утверждали, что она была больше по объему и намного трагичнее и страшнее.

С первых же строк Есенин заявляет о своей мучительной болезни, связанной с алкоголем. Учитывая обстоятельства его жизни, это заявление вполне закономерно. Неумеренное пьянство с буйными выходками серьезно воздействовало на поэта. Психика творческого человека особенно чувствительна к внешним раздражителям.

Есенин с ужасом говорит о том, что каждую ночь страдает от посещений таинственного черного человека. Известно, что поэт неоднократно подвергался приступам белой горячки и даже проходил курс лечения. Вероятно, образ черного человека порожден этими приступами полусумасшедшего состояния. Он рассказывает Есенину по книге все обстоятельства безумной жизни «какого-то прохвоста и забулдыги». Незнакомец упоминает не только о негативном, он отмечает, что человек был «к тому ж поэт», полный «прекраснейших мыслей и планов». В книге фигурирует «женщина сорока с лишним лет», в образе которой угадывается А. Дункан.

Измученный рассказом лирический герой начинает отчаянно кричать, пытаясь прогнать черного человека и прекратить эту пытку с чтением чьей-то бесполезной жизни. Но это не помогает: незнакомец упорно сидит и не отрывает от него тяжелого взгляда.

На следующую ночь визит повторяется. Автор пытается избавиться от невыносимого видения и проклинает свою бессонницу. Есенин начинает вспоминать о своем детстве, о простом деревенском мальчике «с голубыми глазами». Дойдя в воспоминаниях до «женщины сорока с лишним лет», он с внезапным ужасом понимает, что в книге, которую читает черный человек, рассказывается о нем самом. Разъяренный поэт кидает трость прямо в «морду» незнакомца…

Приходя утром в сознание, автор видит осколки зеркала и осознает, что ночные визиты черного незнакомца – сумасшедшие разговоры с самим собой.

«Черный человек» — не просто бред страдающего от алкоголизма поэта. Есенин был гением. Настоящий талант всегда расценивается как определенный вид сумасшествия. «Черный человек» — беспощадный самоанализ автора, вызванный стремлением донести до читателя весь ужас своего душевного конфликта.

Проблематика

  1. Разочарование. Главный вопрос, который поднимает автор – критический взгляд со стороны на собственное ничтожество. Некое подведение итогов жизни. Человек в цилиндре не является олицетворением смерти, не хочет причинить вред лирическому герою. С помощью его образа поэт хочет посмотреть на себя со стороны, осознать, как он живет. Стихотворение стало полномасштабной исповедью Есенина перед смертью. Соответственно, перед нами открывается главная проблема «Черного человека» — разочарование в себе.
  2. Алкоголизм. В эпилоге автор развеял мрачные фантазии, его судья оказался ведением, алкогольным кошмаром. Он весьма самокритично замечает, что воевал с зеркалом, то есть черный человек – его альтер эго, которое обличало само себя. Иные соображения приходят к нему под влиянием алкоголя, и очевидно, что эффект галлюцинации на какое-то время полностью завладел рассказчиком. Да и сам он признается, что уже болен этим.
  3. Развенчание любви. «Скверная девочка сорока с лишним лет» — это Айседора Дункан, танцовщица, с которой у Есенина был роман. Он закончился, а поэт понял, что ошибался в своих чувствах, а, может, и в возлюбленной. В любом случае он саркастично высмеивает свою страсть, показывая контраст между тем, кого он представлял, и тем, с кем был на самом деле.
  4. Разочарование в творчестве. Лирику свою автор называет «дохлой и томной», подчеркивая, что она служит лишь для обольщения прыщавых курсисток.

Анализируем строки

Последние годы жизни Сергея Есенина преследуют страхи и неуверенность. Пытался ли поэт их заглушить алкоголем или наоборот они развивались на фоне пристрастия к спиртному – это вопрос. Так или иначе, на этом фоне внутренней неуверенности, страхов и разочарования Есенин пишет поэму «Чёрный человек», анализ которой я и предлагаю.

️ Поэма писалась долго и закончена незадолго до трагической смерти Сергея. Первоначальный черновой вариант был гораздо больше, но его поэт счёт слишком сложным для понимания и сократил почти вдвое. Это не сделало строки менее депрессивными, в них буквально физически чувствуется страх и неуверенность в завтрашнем дне.

История Питера Уинстона

В ходе исследований было установлено, что довольно часто зрелые люди и дети, страдающие шизофренией, до болезни отличались незаурядными способностями, считались одаренными, сверхразвитыми личностями. Ну как здесь не вспомнить фразу: «Гениальность и безумие идут рука об руку». Кажется, ее автором стал великий Чезаре Ломброзо.

История юного шахматиста Питера Уинстона – яркий тому пример. Питер родился в Нью-Йорке в 1958 году. Его отец преподавал химию в Колумбийском университете, а мать была магистром Педагогического колледжа.

В 1 год и 6 месяцев Питер уже знал алфавит и читал Британскую энциклопедию. В 6 лет его отдали в школу для одаренных детей, где его характеризовали как остроумного и энергичного мальчугана, но с вычурной манерой поведения.

Шахматами он увлекся еще в начальных классах, причем обучился им сам, с подачи отца. Он повторял партии известных шахматистов. Очевидцы рассказывали, что на турнирах во время игры он как будто впадал в транс, а если проигрывал, то впадал в ярость. Его называли гениальным мальчиком. Будучи подростком, он даже получил предложение от известного издательства написать книгу о шахматах. 

Проучившись год в престижной школе Линкольна, он забросил ее. Аргументировал это тем, что устал от этого занудства и «дерьма». Поступил в альтернативную школу, где дети самостоятельно контролировали учебный процесс. Но, когда его любимый учитель уволился, Питер также перестал посещать школу.

В 1972 году в возрасте 14 лет Питер Уинстон сыграл шахматную партию с гроссмейстером Уолтером Шоном Брауном, который носил титул чемпиона Австралии и трехкратного чемпиона США. Питер разгромил оппонента за 37 ходов. Это событие произвело фурор. Впоследствии партию называли просто «Игра».

На юниорском чемпионате США он разделил первое место с фаворитом того сезона, затем на чемпионате мира занял 6 место.

В 17 лет он поступил в колледж, увлекся политикой, а через полгода попал в психиатрическую больницу с психологическим кризом. Здесь ему и был поставлен диагноз шизофрения. В больнице он провел целый год. Его друг утверждал, что не мог узнать Питера. Уинстон твердил, что лекарства нарушают его способность игры в шахматы.

После выписки Питер продолжал участвовать в шахматных турнирах, но проигрывал все партии. Очевидцы говорили, что у него было много выигрышных ходов, но он их пропускал. Из-за его неопрятного вида, несоблюдения гигиены (матери его друга пришлось даже дезинфицировать постельное белье после того, как Питер у них ночевал) некоторые говорили о том, что парень употребляет наркотики. Хотя это мнение было ошибочным.

Друг, посещавший его квартиру, говорил, что Питер жил в ужасных условиях. Сам он выглядел так, как будто не спал несколько ночей, не мылся и не ел. Взгляд был блуждающим. Было видно, что в квартире засиживаются допоздна, играют в карты и шахматы на деньги.

Последний раз Питера видели, когда он посещал семью своего знакомого. Он был не в себе: беспокоен, собирался поехать в Техас на встречу с Уолтером Корном – одним из родоначальников шахмат. Называл его Богом. Затем он ушел, и его больше никто не видел.

Питер Уинстон пропал без вести в 1978 году в возрасте 20 лет. Его так и не нашли. Выдвигается несколько версий его исчезновения, которые, однако, не имеют официального подтверждения. Волшебное исчезновение Питера Уинстона считается одним из таинственных и резонансных событий шахматного мира.

Начальные симптомы шизофрении расплывчаты и неточны. Они становятся не только ее признаками, но и других психических расстройств. Однако альянс апатии, аутизма, странностей поведения, депрессии и патологического мышления дает повод обратиться к специалисту, чтобы не пропустить зарождение болезни.

Есенин: анализ внутреннего мира поэта накануне самоубийства

В третьей строфе поэмы возникает образ книги, в которой до мельчайших подробностей излагается вся человеческая жизнь. В Библии, в Откровении Иоанна Богослова говорится о том, что, читая Книгу жизни, Бог судит каждого человека, согласно его делам. Письмена в руках есенинского Черного человека демонстрируют, что и дьявол пристально следит за судьбами людей. В его записях, правда, не развернутая история личности, а лишь ее краткое содержание. Черный человек (Есенин подчеркивает это) выбрал все самое неприглядное и злое. Он рассказывает о «прохвосте и забулдыге», об авантюристе «самой высокой марки», об «изящном поэте» с «ухватистой силою». Он утверждает, что счастье – это только «ловкость ума и рук», пускай и приносят «много мук… изломанные/И лживые жесты». Здесь стоит упомянуть о новомодной теории, сложившейся в декадентских кругах начала 20 века, об особой миссии языка жестов, приверженцем которой был Есенин, и «царицей» которых являлась великая танцовщица Айседора Дункан. Брак с нею был недолгим и не принес поэту благословения. «Казаться улыбчивым и простым» в то время, когда сердце разрывала тоска, ему приходилось не только по воле господствовавшей тогда моды. Только так поэт мог скрыть и от самого себя мрак грядущей безнадежности, связанной не только с внутренними противоречиями личности, но и с ужасами большевизма в России.

В чем смысл?

Введя в книгу двойника, который, по задумке писателя, наговаривает о лирическом герое самые ужасные вещи, поэт обличает все свои пороки.  А. С. Пушкин как-то писал о трудности прилюдно исповеди, и, хочется сказать, что Есенину удалось до конца выразить свою искренность в этом деле, несмотря на сложность. Он не пожалел ни любви, ни творчества, ни себя самого. Смысл поэмы «Черный человек» в попытке облегчить душу перед смертью. Автор верил лишь в одного бога – искусство, поэтому ему он и преподнес последнее покаяние.

Душа его была выжжена, как поле, которое он хотел рассказать Шагане. Он по очереди надругается над всем, что ему дорого, и опустошает сердце,  не хочет больше чувствовать боли и разочарования. Творчество его иссушило, бурная жизнь сожгла, ведь он жил за троих – так много в его судьбе было впечатлений. Но он не ушел бесследно, в последние строки он вдохнул всю свою сущность, придав ей бессмертие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: