Олимпиада по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов октябрь 2021

Краткое содержание Сотник Гадюка для читательского дневника

В поезд садился мальчик Боря. Его провожала бабушка. Она попросила, чтобы отправил сообщение, когда приедет! Боря вошёл в вагон. Это был мальчуган (двенадцати лет) с розовыми щеками, плотненького телосложения. Места были заняты.

— Мы подвинемся! – произнёс старичок. К мирному постукиванию колёс, добавилось странное шуршание. Старичок спросил: «Где мальчик был?»

— В деревне, — ответил мальчик. «Тяжелый у тебя багаж!» — посочувствовал пожилой человек.

Мальчик ответил:

— Ребята готовят для них жильё, а я везу экспонаты. Старичок поинтересовался: «И много их?» — Несколько ящериц, жаб, четыре ужа. — И всё это добро в школу?

— Нет, половину обменяем в школе, по соседству.
Внимание всех пассажиров приободрило паренька, и он продолжил рассказ:

— От нас школе польза. В магазине животных: уж почти восемь рублей стоит, а стеклянный аквариум и остальные экспонаты? — И много времени потратил?

— Около двух недель! Домой только поесть приходил.

Все внимательно слушали, восхищались трудолюбием мальчика.

— Их больше было, но моя бабушка их очень боится! — Да, не повезло твоей бабушке! — Так я ей ничего не рассказал про гадюку! Мужчина задал вопрос: « Так ты и ядовитую змею везёшь?» — Да, четыре часа высматривал. Вот тут у меня в стеклянной банке.

Краткое содержание рассказа

Повествование начинается с рассуждений о том, насколько разные крестьяне в Калуге и Орловской губернии. Замечено, что крестьяне в Орловских селеньях небольшого роста, весьма суровые, живут в хилых избах. В окрестностях Калуги все высокого роста с ясным лицом, а проживают в домах из хорошей сосны. Их род занятий связан с торговлей, а обувь на праздники они предпочитают надежную, вроде сапог.

Рассказчик знакомится с местным помещиком Полутыкиным, серьезно увлеченным охотой. Петр Петрович оценил его как отличного охотника и приятного во всех отношениях человека. На фоне общего увлечения Полутыкин в первый же день знакомства предложил рассказчику провести ночь в его имении. На пути к усадьбе жил один из его крепостных – Хорь. Дома его в этот момент не было, гостей встретил один из сыновей. Подъехали еще шестеро сыновей – их было семеро и все похожи друг на друга.

Вечером за чаем Петр Петрович поинтересовался у Полутыкина, почему один из его крестьян проживает далеко от села. Ему поведали, что много лет назад у того сгорело жилище и он попросился съехать в топи. Там его руками был построен большой дом для всей семьи, появилось хозяйство и теперь Хорь ежегодно платит неплохой оброк. Живет справно, в доме чистота и полный порядок. А семью держит в строгости, оттого ни в чем и не нуждается.

На следующее утро Полутыкин познакомил рассказчика с Калинычем, без которого не ездил на охоту. Тот жил в деревне в небольшой избе и держал пасеку. Мед у него был добрый и за своими пчелами он следил внимательно.

Днем позже рассказчик охотился один и решил заехать в гости к Хорю. Тот позволил барину пожить у него на сеновале. Хорь оказался невысокого роста, но довольно широким в плечах. В беседах с ним рассказчик понимает, что тот не простой крестьянин, а умный и расчетливый. Петр Петрович был очень удивлен, когда к завтраку к Хорю пожаловал Калиныч, принеся ему земляники.

В течение нескольких дней рассказчик наблюдал за дружбой таких разных людей. Хорь очень практичный и умный: у него большой дом, много детей, хозяйственная жена, да и с барином он всегда находил общий язык. А вот его друг Калиныч – полная противоположность: мечтательный и добрый, он никогда не стремился к семье и крепкому хозяйству, очень любил природу и даже лечил земляков травами.

Оба мужика испытывали доверие и уважение к гостю Хоря, а потому общались с ним на равных. Петр Петрович отметил про себя, что оба живо заинтересовались его жизнью за границей, но, если Хоря в большей степени интересовал жизненный уклад, как там решаются государственные вопросы, то его приятеля – города и селения, люди, природа, здания и остальные красоты.

Однако Петр Петрович заметил, что при всей своей живости ума и практичности, Хорь не был обучен грамоте, как и все его сыновья, кроме Федора. Тогда как Калиныч умел читать и писать. Интересны были и отношения Хоря с женой – его супруга почти не спускалась с печи. Мужа своего она побаивалась, но зато невесток держала «в черном теле», ни в чем не давая им спуску. Калиныч же, мягкий и добродушный человек, не смог ужиться со своей второй половиной – он ее попросту боялся.


Калиныч иногда играл на инструменте, а Хорь задушевно напевал песню

Рассказчик видел, что Хорь любил своего друга и всячески покровительствовал ему. Он видел неоспоримые качества своего приятеля, которыми сам не обладал. А Калиныч глубоко уважал Хоря, гордился дружбой с ним. Иногда Калиныч играл на балалайке, мелодично напевая какую-нибудь песню. В такие моменты его друг тихо слушал, а потом начинал жалобно подпевать. Его сын Федя подтрунивал над отцом, который старательно выводил «доля ты моя, доля».

На четвертый день господин Полутыкин прислал за повествователем телегу, и тот с сожалением расстался с гостеприимным домом.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Охотясь в Жиздринском уезде, рассказчик познакомился с охотником, помещиком Полутыкиным. Полутыкин пригласил рассказчика переночевать в его доме, до которого было вёрст 5. Но сначала они зашли к Хорю, крепостному мужику Полутыкина. Его усадьба была близко. Стояла она на расчищенной лесной поляне. В ней было несколько сосновых срубов, соединённых заборами.

Охотников встретил сын Хоря, Федя, высокий улыбчивый парень, и сказал, что отец уехал в город. В избе было чисто. Федя угостил помещиков квасом, хлебом и солёными огурцами.

К крыльцу подъехала тележка, которую приказал подать Полутыкин. Кучером сидел в ней мальчик лет 15-ти, а около телеги стояло человек шесть высоких молодых мужиков, очень похожих друг на друга и на Федю. Это были сыновья Хоря. Федя сказал, что здесь они не все — один в лесу, а другой поехал с отцом в город.

Федя сказал своему брату Васе, чтобы он быстро домчал барина до дома.

За ужином рассказчик спросил Полутыкина, почему Хорь живёт отдельно от других мужиков.

Оказалось, что он там поселился после того, как лет 25 назад сгорела его изба. Он попросился у батюшки Полутыкина поселиться на болоте и обещал платить ему хороший оброк. Помещик согласился и назначил оброк в 50 рублей в год.

С той поры, как этот мужик поселился на болоте, его прозвали Хорем. Он разбогател, барину платит уже оброк в 100 рублей. Полутыкин предлагал ему откупиться, стать вольным человеком, но он говорит, что денег на это нет.

На следующее утро господа снова поехали на охоту. У низенькой избы они остановились, и Полутыкин громко позвал Калиныча, который должен был идти с ним на охоту. Этот добродушный высокий человек с небольшой головкой был помощником Полутыкина на охоте.

Когда в полдень стало очень жарко, Калиныч привёл господ на свою пасеку, стоящую в глуши леса, и уложил их в избушке на свежем сене. Затем он с пасеки принёс мёд и угостил их.

После сна помещики снова пошли на охоту. За ужином Полутыкин сказал рассказчику, что Калиныч — усердный мужик, но хозяйство в порядке не может содержать, так как каждый день ходит с помещиком на охоту.

На другой день Полутыкин направился по делу в город. Рассказчик поехал на охоту один и вечером завернул к Хорю. Хорь был лыс, с длинными усами, невысок и плечист. Лицом он напоминал Сократа: у него был шишковатый лоб, маленькие глаза и курносый нос. Разговаривал он с достоинством, был доволен и своим положением, и барином. Он торговал дёгтем и маслом и платил с этого барину оброк.

Рассказчик попросился у него переночевать в сенном сарае, чтобы завтра походить с ружьём рядом с его усадьбой.

Утром помещик пил чай с семьёй хозяина. Все взрослые сыновья Хоря были женаты и жили тут же. Только Федя ещё не хотел жениться, но отец собирался его женить, так как считал, что баба — работница и слуга для мужика.

В избу вошёл Калиныч и дал своему другу, Хорю, пучок полевой земляники.

3 дня рассказчик провёл у Хоря, беседовал и с хозяином, и с Калинычем. Эти два приятеля были совершенно не похожи друг на друга. Хорь был хозяйственным, практическим человеком, а Калиныч — восторженным романтиком. Калиныч жил один, жена его, которую он боялся, умерла. У Хоря же было много детей, жена его боялась, а невесток всё время бранила. Хорь презирал баб. Калинычу он оказывал покровительство, а тот уважал своего друга.

Калиныч был ближе к природе, он умел обращаться с пчёлами, заговаривать людям испуг, кровь, бешенство.

Хорь рассказывал охотнику о хозяйстве и сам расспрашивал о многом. Узнав, что помещик бывал за границей, он интересовался, какие там порядки, и считал, что кое-чему русским можно поучиться у немцев. А Калиныча занимали не административные вопросы, а описания природы, водопадов, гор, больших городов.

Калиныч играл на балалайке и довольно приятно пел. Хорь подтягивал ему жалобным голосом, особенно он любил петь песню «Доля ты моя, доля!»

На четвёртый день Полутыкин прислал за рассказчиком телегу, и тот вместе с Калинычем расстался с Хорем и его семейством.

Юрий Сотник — Рассказы

По тропинке, что вилась над обрывистым берегом реки, шли с удочкой трое ребят. Впереди шагал Вася в отцовской шинели, просторным балахоном свисавшей до самых пят, и в пилотке, сползавшей на нос. За ним шел Дима – сын врача, который жил в доме Васиного отца. Сзади всех, придерживая у подбородка края накинутого на голову теплого платка, семенила младшая Васина сестренка Нюша.

Солнце зашло недавно, однако было темно, как ночью, потому что небо закрывали густые, клубящиеся тучи. Изредка и ненадолго тучи разрывались, и в образовавшийся просвет проглядывали зеленоватое небо и бледные звезды. Время от времени набегал ветерок, и тогда большое ржаное поле справа от тропинки глухо шелестело колосьями.

Слева, под обрывом, поблескивала река, а за речкой, на низком берегу, почти у самой воды топорщился черный лес.

– Полпути прошли, – не оборачиваясь, сказал Вася. – Теперь еще метров триста – и вниз, а там такой омут, что ахнешь.

– Такой омут… мне аж с ручками, – подтвердила Нюша. Дима шел, зажав удочки под мышкой, сунув руки в карманы серого пальто. Вид у него был сонный, недовольный.

– Глупо! – сказал он, зевнув.

– Чего? – обернулся Вася.

– Глупо было так рано выходить. Могли бы поспать до полуночи.

Юрий Сотник: Гадюка

Юрий Вячеславович Сотник

ГАДЮКА

Мимо окна вагона проплыл одинокий фонарь. Поезд остановился. На платформе послышались торопливые голоса:

— Ну, в час добрый! Смотри из окна не высовывайся!

— Не буду, бабушка.

— Как приедешь, обязательно телеграмму!.. Боря, слышишь? Мыслимое ли дело такую пакость везти!

  • Поезд тронулся.
  • — До свиданья, бабушка!
  • — Маму целуй. Носовой платок я тебе в карман…
  • Старичок в панаме из сурового полотна негромко заметил:

— Так-с! Сейчас, значит, сюда пожалует Боря.

Дверь отворилась, и Боря вошел. Это был мальчик лет двенадцати, упитанный, розовощекий. Серая кепка сидела криво на его голове, черная курточка распахнулась. В одной руке он держал бельевую корзину, в другой — веревочную сумку с большой банкой из зеленого стекла

Он двигался по вагону медленно, осторожно, держа сумку на почтительном расстоянии от себя и не спуская с нее глаз

Вагон был полон. Кое-кто из пассажиров забрался даже на верхние полки. Дойдя до середины вагона, Боря остановился.

— Мы немного потеснимся, а молодой человек сядет здесь, с краешку, — сказал старичок в панаме.

— Спасибо! — невнятно проговорил Боря и сел, предварительно засунув свой багаж под лавку.

Пассажиры исподтишка наблюдали за ним. Некоторое время он сидел смирно, держась руками за колени и глубоко дыша, потом вдруг сполз со своего места, выдвинул сумку и долго рассматривал сквозь стекло содержимое банки. Потом негромко сказал: «Тут», убрал сумку и снова уселся.

  1. Старичок в панаме поставил ребром на коленях большой портфель и обратился к Боре:
  2. — В Москву едем, молодой человек?
  3. Боря кивнул.
  4. — На даче были?

— В деревне. У бабушки.

— Так, так!… В деревне. Это хорошо. — Старичок немного помолчал. — Только тяжеленько, должно быть, одному. Багаж-то у вас вон какой, не по росту.

— Корзина? Нет, она легкая. — Боря нагнулся зачем-то, потрогал корзину и добавил вскользь: — В ней одни только земноводные.

— Как?

— Одни земноводные и пресмыкающиеся. Она легкая совсем.

  • На минуту воцарилось молчание. Потом плечистый рабочий с темными усами пробасил:
  • — Это как понимать: земноводные и пресмыкающиеся?
  • — Ну, лягушки, жабы, ящерицы, ужи…

— Бррр, какая мерзость! — сказала пассажирка в углу.

Старичок побарабанил пальцами по портфелю:

— Н-да! Занятно!.. И на какой же предмет вы их, так сказать…

— Террариум для школы делаем. Двое наших ребят самый террариум строят, а я ловлю.

— Чего делают? — спросила пожилая колхозница, лежавшая на второй полке.

— Террариум, — пояснил старичок, — это, знаете, такой ящик стеклянный, вроде аквариума. В нем и содержат всех этих…

— Гадов-то этих?

— Н-ну да. Не гадов, а земноводных и пресмыкающихся, выражаясь научным языком. — Старичок снова обратился к Боре: — И… и много, значит, у вас этих земноводных?

Боря поднял глаза и стал загибать пальцы на левой руке:

— Ужей четыре штуки, жаб две, ящериц восемь и лягушек одиннадцать.

— Ужас какой! — донеслось из темного угла. Пожилая колхозница поднялась на локте и посмотрела вниз на Борю.

— И всех в школу везешь?

— Не всех. Мы половину ужей и лягушек на тритонов сменяем в соседней школе.

— Ужотко попадет тебе от учителей…

Боря передернул плечами и снисходительно улыбнулся:

— «Попадет»! Вовсе не попадет. Наоборот, даже спасибо скажут.

— Раз для ученья, стало быть, не попадет, — согласился усатый рабочий.

Разговор заинтересовал других пассажиров: из соседнего отделения вышел молодой загорелый лейтенант и остановился в проходе, положив локоть на вторую полку; подошли две девушки-колхозницы, громко щелкая орехи; подошел высокий лысый гражданин в пенсне; подошли два ремесленника

Боре, как видно, польстило такое внимание. Он заговорил оживленнее, уже не дожидаясь расспросов:

— Вы знаете, какую мы пользу школе приносим… Один уж в зоомагазине семь пятьдесят стоит, да еще попробуй достань! А лягушки… Пусть хотя бы по трешке штука, вот и тридцать три рубля… А самый террариум!.. Если такой в магазине купить, рублей пятьсот обойдется. А вы говорите «попадет»!

Читать дальше

Смешные загадки с подвохом для детей 6-8 лет

Какие слова изнуряли Винни-Пуха?

Ответ: Длинные и труднопроизносимые.

Из какой посуды нельзя ничего поесть?

Ответ: Из пустой.

Сколько месяцев в году имеют 28 дней?

Ответ: Все 12, поскольку короче 28 дней не существует месяцев.

Куда идет ежик, переходя дорогу?

Ответ: На другою сторону улицы.

Под каким деревом сидит заяц, когда идет дождь?

Ответ: Под промокшим (мокрым).

На что похожа половина апельсина?

Ответ: На другую половину апельсина.

Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?

Ответ: Когда дверь в доме открыта.

На березе росло 90 яблок. Подул сильный ветер, и 5 яблок упали. Сколько осталось яблок на дереве?

Ответ: На березе яблоки не растут.

Чем кончаются день и ночь?

Ответ: Мягким знаком.

Маленький, серенький и на слона похож. Кто это?

Ответ: Слоненок.

Отзыв о рассказе Ю.Сотника «Гадюка»

Главный герой рассказа Юрия Сотника «Гадюка» — мальчик по имени Боря. Он возвращался от бабушки в Москву на поезде и вез с собой большую корзину и стеклянную банку, завязанную тряпочкой. Пассажиры поинтересовались у мальчика, что он везет? Оказалось, что в корзине у Бори земноводные: лягушки, ящерицы и ужи, которых он поймал для школьного террариума.

Чуть позже выяснилось, что в банке мальчик везет настоящую гадюку. Один из пассажиров, молодой лейтенант, стал сомневаться, что Боря поймал именно гадюку, а не ужа. Тогда Боря достал банку из-под лавки, чтобы продемонстрировать гадюку недоверчивому лейтенанту.

И тут он увидел, что банка пуста. Тряпочка, закрывавшая банку, ослабла и змея выбралась на свободу. Узнав о том, что по вагону ползает гадюка, пассажиры начали волноваться, а наиболее боязливые полезли на верхние полки.

Поисками ядовитой змеи занялись несколько мужчин, и гадюку удалось обнаружить. Среди пассажиров разгорелся спор – убивать змею или поймать ее. В итоге решили, что мальчик делал полезное дело, занимаясь ловлей животных для школьного террариума. Поэтому решено было змею поймать и вернуть ее обратно в банку, что и было сделано.

А чтобы гадюка снова не сбежала, молодой лейтенант пообещал проводить мальчика до дома. Успокоившиеся пассажиры до самой Москвы говорили о своих школьных годах.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Сотника «Гадюка» заключается в том, что опасные перевозки требуют особых мер предосторожности. Мальчик Боря об этом особо не думал, и в результате, у него из плохо закрытой банки выползла ядовитая змея, напугавшая пассажиров поезда

В рассказе мне понравился лейтенант, который предложил не убивать змею, и который вызвался проводить мальчика с опасным грузом до самого дома. Лейтенант не посчитался со своим личным временем, и в целях безопасности сопроводил коллекционера земноводных до дома.

Сотник — Гадюка. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Крылов Урок дочкам Жили в городе у тетки своей две молодых девушки, — Фёкла и Лукерья, воспитывались они самым современным образом, общались с друзьями исключительно на французском языке, ходили на балы, посещали самые модные лавки
  • Краткое содержание Блеск и нищета куртизанок Бальзака Красавец Люсьен Шарден появляется в высших кругах на балу с красавицей Эстер. Но присутствующие на балу журналисты узнают в этой красавице публичную девку, распутство которой было изысканно
  • Краткое содержание Оперы Вагнера Тангейзер В опере повествование начинается со сцены, где мужчина по имени Тангейзер находится в гроте Венеры, богини любви и красоты. Вокруг находятся её прислужники, напевая сладкие песни о любви
  • Краткое содержание Стальное колечко Паустовский Варя с дедом Кузьмой проживала в деревне, которая находится возле лесной полосы. В зимние дни этого года поднимался сильный ветер и шёл постоянно снег.
  • Краткое содержание Белов Привычное дело Василий Белов известен читателям как писатель, создававший произведения на крестьянскую тематику. Его труды о жизни русского народа публикуются не только у нас в стране, но и за границей

Смешные загадки с подвохом и ответами для взрослых 16+

Сверху черно, внутри красно. Как засунешь – так прекрасно.

Ответ: Галоши

В темной комнате, на белой простыне – два часа удовольствия.

Ответ: Киносеанс

Почему в Париже девки ходят рыжие?

Ответ: По земле

Что это: на окне сидит, по-французски говорит?

Ответ: Француз

Что нельзя сделать в космосе?

Ответ: Повеситься

Зелёный, лысый и прыгает?

Ответ: Cолдат на дискотеке

Кляузник, сочинитель анонимок – как называется?

Ответ: Анонист

Как засунуть жирафа в холодильник?

Ответ: Открыть холодильник, засунуть туда жирафа, закрыть холодильник

Что нужно делать, когда увидишь зеленого человечка?

Ответ: Переходить улицу

Какая разница между самолетом и сортиром?

Ответ: В самолет садятся, чтобы лететь, а в сортир летят, чтобы сесть

Встанет, до небу достанет.

Ответ: Радуга

Кто под проливным дождем не намочит волосы?

Ответ: Лысый

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание Дети подземелья Короленко Главный герой повести – мальчик Вася, который в шесть лет лишился матери. Его отец, уважаемый в городе человек, судья, погрузился в горе и почти не обращал внимания на малолетнего сына.
  • Мангуста — краткое содержание повести Житкова Рассказчик давно хотел иметь живую мангусту. Когда пароход, на котором он плавал, причалил в порту остова Цейлон, мужчина решил осуществить свою мечту и не жалеть для этого денег. Ему удалось приобрести за 3 рубля две мангусты.
  • Незнакомка — краткое содержание стиха Блока Душный весенний вечер. Рядом с рестораном слышны пьяные выкрики подгулявших посетителей, подвыпивших компаний, их постоянный многоголосый шум не смолкает до поздней ночи. В переулке видны старинные загородные дачи
  • Краткое содержание книги Свечечка Казакова Наверное, каждому человеку хочется иногда погрустить и вспомнить свои самые заветные тайны и секреты, а больше всего многим хочется вернуться в детство. И об этом вспомнил и наш главный герой

Комментарии к решению

Как не надо делать.

Первое, что приходит в голову, это сразу начать рассуждать в стиле «Если Алеша сказал правду, то он был вторым или третьим. Если он был вторым, то …» И так рассуждать до тех пор, пока не наткнемся на противоречие. После этого рассмотреть случай «А если он был третьим то…» Снова наткнувшись на противоречие, вернуться к началу: «Если Алеша обманул, то он был первым или последним…» Понятно, что решать задачу, постоянно возвращаясь к началу и перебирая все возможные варианты, очень долго, и очень легко сбиться в рассуждениях. Это еще хорошо, если будут противоречия в выводах, из-за которых можно сразу отбросить ложные варианты. А если нет? Например, утверждения Алеши и Бориса правдивы, но малоинформативны, сравнение их между собой ничего не дает. Тупик?

Итак, не надо спешить.

С чего начать решение.

Это, пожалуй, самый главный и самый трудный вопрос при решении любой проблемы и в жизни, и в науке, и в бизнесе. Чем может помочь математика? Она рекомендует структурировать уже имеющуюся информацию, представлять её в удобной для анализа наглядной форме. Часто это графическая или табличная форма. На уроках математики, помимо прочего, вы учитесь строить и анализировать графики, таблицы, диаграммы. В частности, проверке этих навыков посвящены несколько заданий ЕГЭ по математике как базового, так и профильного уровня.

Как догадаться, что здесь может помочь таблица.

На эту мысль наводит тот факт, что в задаче идет речь о 4-ёх мальчиках и 4-ёх занятых ими местах, т.е. 4х4, причем один мальчик мог занять только одно место, т.е. мы имеем только одно «пересечение» мальчиков с местами. Но совершенно необязательно нужна именно таблица. Вы можете придумать какой-либо другой рисунок, график
или даже построить граф — дерево вариантов (понятие графа изучается в школьном курсе информатики).

Переходим от схемы к рассуждениям.

Итак, рисуем таблицу и отмечаем клеточки, которые соответствуют фразе — «Этот мальчик мог занять это место». Т.е., если Алеша говорит, что не был ни первым ни последним, это означает, что он мог быть вторым или третьим — отметим эти клеточки в первом столбце. Боря утверждает, что был первым — отметим первую клеточку во втором столбце, и т.д.
Теперь при первом же взгляде на заполненную таблицу видно, что начинать рассуждения надо с высказывания Гриши, о том, что он занял последнее место, поскольку в 4-ой строке и в 4-ом столбце таблицы закрашена всего одна клеточка. Здесь самое «слабое» (наименее запутанное) звено.

Полагаю, что дальше решение понятно без комментариев. (Сможете объяснить, почему, определив точное положение Гриши, мы переходим к анализу именно Ваниного высказывания?) Главное, что таблица помогла нам найти очень простое и короткое решение.
PS: Задача из сборника олимпиадных задач для 5-7 классов средней школы 80-х годов издания.

Краткое описание рассказа «Хорь и Калиныч» И. С. Тургенева (из Записок охотника)

В начале рассказа автор сравнивает жизнь и характер людей двух губерний.

Мужики из Орловской губернии угрюмы, плохо едят, живут в дряхлых избах. Калужские же мужики живут хорошо, чистые и сытые, в больших избах.

Как-то довелось автору охотиться в Жиздринском уезде, там он имел честь познакомиться с одним калужским помещиком Полутыкиным. Несмотря на свои некоторые мелкие недостатки, он был хорошим человеком. Он пригласил автора переночевать у себя.

По дороге они зашли к Хорю, это был один из мужиков Полутыкина. В его избе не было ничего лишнего, все было вымыто и вычищено. Самого хозяина не было, но дома находились шесть его сыновей. Они снарядили автору и Полутыкину телегу и те отправились к дому помещика.

Добравшись до дома Полутыкина, автор начал расспрашивать про Хоря. Полутыкин рассказал что более двух десятков лет назад у Хоря сгорела изба. Он пришел к покойному отцу Полутыкина, попросился жить у них на болоте и стал платить оброк.

В следующий раз Полутыкин уехал по делам, а автор сам отправился на охоту. Вечером, возвращаясь к дому помещика он зашел к Хорю. Это был небольшого роста, плечистый, лысый старик. Автор стал расспрашивать Хоря о его жизни, стал интересоваться почему он не откупился от помещика. Тот отвечал на вопросы с достоинством и замысловато.

Автор остался ночевать у Хоря в сарае.

Утром они сели пить чай, беседуя о сыновьях хозяина. К ним пришел Калиныч с земляникой для своего приятеля Хоря.

Еще три дня автор провел у Хоря. Ему понравились новые знакомые. Они, хоть и дружили, но были абсолютно разные. Хорь был положительным, рациональным человеком. У него была семья и нажитое имущество. Калиныч же являлся романтиком и мечтателем, у него не было детей и достатка. Однако, он тянулся к природе, умел обращаться с пчелами, заговаривал испуг и бешенство. С Хорем было интересно общаться и узнавать от него что-то новое.

Когда приятели узнали, что автор был за границей, они с любопытством интересовались что там да и как. Калиныча больше занимали описание природы, гор, водопадов, зданий. Хорь расспрашивал про административные и политические вопросы.

Но несмотря на то, что Хорь много чего знал, он не умел читать, а вот Калинычу грамота далась. Хорь не любил женщин и раньше часто тешился над ними. Жена его была сварливой особой, невестки ее боялись. Хорь считал, что не стоит влазить в бабские скандалы, однако жена его побаивалась и если он делал ей замечание умолкала. Еще спорили приятели за господина Полутыкина. Хорь не понимал почему у Калиныча до сих пор нет сапог, ведь он постоянно помогает помещику.

Калиныч играл на балалайке и не плохо пел, Хорь подпевал ему.

Автору было жалко расставаться с новыми знакомыми, однако пора было уезжать.

Своим рассказом автор хочет подчеркнуть, что не зависимо от своего статуса, люди должны оставаться людьми, дружить и находить между собой общий язык.

Читать краткое содержание Хорь и Калиныч. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Решение задачи

Представим высказывания мальчиков в виде таблицы.
В ней отметим ячейки, соответствующие местам, которые могли занять мальчики (с их слов).

Алеша   Боря    Ваня    Гриша 
1-е место   * *  
2-е место * *    
3-е место * *    
4-е место       *

Анализируем высказывание Гриши. Если он обманывает и не занимал последнего места, то обманывает еще кто-то, кто действительно был последним. Но тогда обманывают два мальчика, а по условию задачи только один ответ неверный. Значит Гриша не обманывает и занял последнее место.

Теперь проанализируем высказывание Вани. Если Ваня не обманывает и занял первое место, то Алёша и Боря распределили между собой 2-е и 3-е места. Их высказывания не противоречат этому, но тогда все говорят правду, а по условию задачи должен быть один неверный ответ. Значит Ваня всё-таки обманывает и первое место занял не он, а Борис.

Ответ: Неправду сказал Ваня. Первым был Боря.

Юрий Сотник — Рассказы

По тропинке, что вилась над обрывистым берегом реки, шли с удочкой трое ребят. Впереди шагал Вася в отцовской шинели, просторным балахоном свисавшей до самых пят, и в пилотке, сползавшей на нос. За ним шел Дима – сын врача, который жил в доме Васиного отца. Сзади всех, придерживая у подбородка края накинутого на голову теплого платка, семенила младшая Васина сестренка Нюша.

Солнце зашло недавно, однако было темно, как ночью, потому что небо закрывали густые, клубящиеся тучи. Изредка и ненадолго тучи разрывались, и в образовавшийся просвет проглядывали зеленоватое небо и бледные звезды. Время от времени набегал ветерок, и тогда большое ржаное поле справа от тропинки глухо шелестело колосьями.

Слева, под обрывом, поблескивала река, а за речкой, на низком берегу, почти у самой воды топорщился черный лес.

– Полпути прошли, – не оборачиваясь, сказал Вася. – Теперь еще метров триста – и вниз, а там такой омут, что ахнешь.

– Такой омут… мне аж с ручками, – подтвердила Нюша. Дима шел, зажав удочки под мышкой, сунув руки в карманы серого пальто. Вид у него был сонный, недовольный.

– Глупо! – сказал он, зевнув.

– Чего? – обернулся Вася.

– Глупо было так рано выходить. Могли бы поспать до полуночи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: