Краткое содержание романа А.А. Фадеева «Молодая гвардия» на Сёзнайке.ру
Молодые девушки Уля Громова, Валя Филатова, Счаша Бондарева и их подруги едва успели закончить школу на руднике Первомайском Краснодона, как их жизни изменила война. Линия фронта проходила очень близко, а эвакуировать школьников не получилось, поэтому они продолжали работать на шахте, в колхозах и совхозах, а в их домах поселялись на ночёвку бойцы Красной Армии.
Жизнь в городе продолжалась, несмотря на близость войны.
Но Красная армия продолжала отступать и в июле 42 года началась эвакуация Донбасса.
Во время эвакуации судьба сводит вместе молодых людей Валю Борца, Ваню Земнухова, Улю Громову, Олега Кошевого, Жору Арутюняца, Володя Осьмухин, но переправится через Донец им, потому, что город заняли немцы и перекрыли пути к отступлению, бомбили с самолетов переправу. Олег Кошевой с восхищением наблюдает за действиями военных, они для него настоящие герои и пример для подражания.
Домой возвращается Сергей Тюленин, он был нанят на строительстве укреплений под Ворошиловградом. Домой с фронта он приносит оружие, винтовки, гранаты и боеприпасы, которые закапывает на приметном месте. Себя он считает партизаном и готов убивать немцев. Утром город заняли немецкие солдаты, Тюленин видел, как они въезжают в город на машинах и мотоциклах, той же ночью он поджигает их штаб.
Кошевой тоже хочет противостоять немецким захватчикам, он знакомится с Сергеем Тюленевым и у них возникает идея организовать свою подпольную молодежную организацию, а так же наладить связь с подпольщиками. Вскоре к ним присоединяются и другие комсомольцы Толя Орлов, Ваня Земнухов, Жора Арутюняц, Любовь Шевцова. Так образовалась молодежная подпольная организация, которой дали название «Молодая гвардия».
Под Новый год в город приезжает грузовик с подарками для немцев. Организации срочно нужны деньги для продолжения своей деятельности, поэтому ребята крадут подарки и продают их.
Немцы выходят на подпольщиков и арестовывают Женю Мошкова, Ивана Земнухова и Стаховича. Подпольщиков пытают и они начинают давать показания.
По городу начинают арестовывать молодогвардейцев, которые не успели убежать.
Молодых людей били и пытали, издевались, но не смогли сломить их дух, не заставили предать товарищей. Они до конца верили в победу Красной Армии и пели песни. Тела молодогвардейцев немцы выбросили в шахту. Когда город был освобожден советскими войсками, их перезахоронили с почестями.
«Зимняя гроза» под Сталинградом
Операция получила кодовое название «Зимняя гроза» (нем. — Wintergewitter).Угроза прорыва к Сталинграду и переход стратегической инициативы вновь на сторону немцев усугублялись тем, что советское командование с самого начала неверно определило направление деблокирующего удара.
Фото из архива автора.
Андрей Иванович Ерёменко.
В домашнем архиве дочери Маршала Советского Союза А.И. Ерёменко — Татьяны Андреевны, хранятся многие документы об отце, его воспоминания, в том числе и неопубликованные. По её словам, Андрею Ивановичу удалось предугадать направление главного удара, о чём он упоминает в своей неопубликованной поэме «Сталинград», написанной по горячим следам весной 1943 года. Еженедельнику «Звезда» Татьяна Андреевна доверила первому опубликовать поэму маршала.
Гроза растёт над горизонтом,
И только воинским чутьём
Познал командующий фронтом,
Что под Тормосином — селом
Нам немец лишь глаза туманит,
Что из Котельниково грянет
Удара вражеского гром.
Чем у Тормосина, во многом
Врагу здесь лучше наступать.
Он может здесь по желдорогам
Всё наступление питать.
Он здесь быстрей и без преграды
Сумеет силы накопить,
Отсюда в сердце Сталинграда
Удар он может наносить.
Ерёменко заблаговременно усилил группировку советских войск на направлении предполагаемого фашистского прорыва. Он предвидел удар с юга и не согласился с представителем Ставки, настойчиво рекомендовавшего организовать внешнее кольцо окружения по реке Аксай, то есть в 30 км от противника. Ерёменко понимал, что противник может быстро преодолеть это расстояние и пробиться к окружённым частям вермахта.
Историческое значение Сталинградской битвы
Сталинградская битва имеет колоссальное историческое значение. Победа Красной армии навсегда перевернула ход событий, причем это касается не только советско-немецкого фронта, но и остальных театров Второй мировой. Благодаря упорной борьбе и за счет тысяч павших советских людей исход войны, по сути, с начала 1943 года стал предрешен.
Часто попадаются рассуждения антисоветских историографов, которые старались приуменьшить значение Красной армии и ее побед. Эти реакционные авторы пытались поставить в один ряд Сталинградскую битву и английское наступление при Эль-Аламейне. Однако ни по напряженности, ни по масштабам, ни по потерям эти сражения попросту несоизмеримы. Стоит сравнить численность немцев на Восточном фронте и в Африке. В первом случае было 226 дивизий, а на Североафриканском театре — 20.
Сталинградская битва началась, как и предшествовавшая ей битва под Москвой, в чересчур сложных условиях для СССР. В обоих случаях вражеские силы давили превосходством и начинали сражаться с неуемного наступления. Но советская сторона перед лицом смертельной опасности заставила захватчиков остановиться.
Триумф Красной армии высоко оценивали во всем мире. Когда западные страны увидели, как прежде считавшаяся безупречной немецкая тактика трещит по швам, и Франклин Рузвельт, и Уинстон Черчилль лично писали Сталину, говоря о гениальности этой победы.
Битву по-прежнему помнят и чтут память павших. В Сталинграде, нынешнем Волгограде, на Мамаевом кургане, высится величественная статуя работы Евгения Вучетича «Родина-мать зовет!». Ее возвели не на случайном месте — весь Мамаев курган пропитан кровью погибших солдат. И это факт, а не фигура речи. В течение 8 лет памятник возводили под руководством скульптора — все его детали, включая барельефы и мемориалы, символичны.
Панораму Мамаева кургана дополняет площадь Стоявших Насмерть, отражающая тяжелейшие моменты Сталинградской битвы. Посередине центрального водоема стоит скульптура высотой 16,5 м. Монумент, высеченный из цельного камня, посвящен русским воинам-героям. Также в Волгограде действует музей-заповедник под названием «Сталинградская битва».
В 2022 году исполняется 80 лет с того момента, как началась Сталинградская битва, приведшая к блестящей победе. По сей день в стране помнят об этом событии — так и должно быть, чтобы на конкретном примере из родной истории у новых поколений формировались правильные нравственные устои.
Главные герои и их характеристика
Олег Кошевой
мужественный молодой человек. Рассудительный и дальновидный лидер. Талантливый организатор и стратег. Является одной из центральных фигур подпольной организации. В конце романа погибает.
Ульяна Громова
девушка, пережившая немецкую бомбардировку во время переправы через реку, не смогла эвакуироваться и была вынуждена вернуться в город, где мужественно боролась с оккупантами. В конце романа подвергается пыткам калёным железом и погибает вместе со своими товарищами.
Любовь Шевцова
артистичная девушка, внедрившаяся к немцам с помощью своей привлекательности для того, чтобы добывать для молодогвардейцев информацию
На первый взгляд производит впечатление ветреной и пустой особы, но на деле оказывается отважной и самоотверженной героиней. В конце романа принимает смерть с песней, отказавшись встать на колени и получив пулю в лицо.
Сергей Тюленин
отчаянный молодой человек, убивший двух немцев ещё до начала деятельности молодой гвардии
Участвовал в самых опасных операциях. Сжёг немецкий штаб. Был схвачен и убит вместе с остальными. Не сломался даже в тот момент, когда на его глазах били его родную мать. До последнего сохранял мужество и ясность мысли.
Филипп Петрович Лютиков
мужчина средних лет. Участник гражданской войны. Секретарь райкома, координатор всех подпольных ячеек на территории Краснодона. Рассудительный руководитель. Погибает в конце романа, выдержав все пытки.
Основная идея
«Молодая гвардия» является художественным произведением, которое рассказывает о реальном подвиге реальных людей
Через эту книгу Фадеев пытается донести до читателя важность Великой отечественной войны и героизм миллионов и миллионов простых людей. Преклонение перед сложностью и жертвенностью подвига — вот главная мысль романа «Молодая гвардия»
Этот роман подчёркивает также и то, что именно идеи коммунизма и советского патриотизма, привязанности к социалистической родине и воспитание в духе социализма делают из обычных людей настоящих героев. Так, с помощью сцены, в которой молодогвардейцы слушают по радио речь Сталина, Фадеев подчёркивает то единство, которое было между советской властью и простым народом в военное время. В этом и состоит пропагандистский смысл романа «Молодая гвардия», который был частью идеологической литературы того периода.
Экранизации и театральные постановки
Впервые роман Фадеева «Молодая гвардия» был экранизирован в 1948 г. На основе этого произведения режиссером Сергеем Герасимовым был снят одноименный исторический фильм. Многие актеры, участвовавшие в съемках киноленты, стали лауреатами Сталинской премии I степени.
В 1964 г. была выпущена другая версия фильма, созданная на основе второй редакции оригинального романа. В ней присутствовали дополнительные эпизоды с новыми героями. Имена и фамилии некоторых персонажей были изменены. По этой причине актеры переозвучивали реплики. Из-за различий в звукозаписывающем оборудовании голоса героев в новой версии отличались, что негативно сказалось на качестве фильма.
В 2020 г. был выпущен сериал «Молодая гвардия», снятый Леонидом Пляскиным. Он состоит из 12 серий. Сериал был снят ко Дню Победы. Съемки проводились на территории станицы Краснодонской, расположенной в Ростовской области. Премьера сериала состоялась на российском Первом канале.
На основе романа также было создано большое количество театральных постановок. Пьесы состоят из 2 частей. Их длительность достигает двух с половиной часов. В рамках проекта «Год театра» спектакли по роману Фадеева организуются во многих театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Казани, Краснодара и иных городов России.
https://www.youtube.com/watch?v=OpD-MCNHEK8
Композиция и художественные средства
Роман Фадеева имеет классическую композицию. Сюжет произведения подается читателям при помощи повествования. В романе присутствует множество описательных элементов, позволяющих раскрыть характер героев и передать атмосферу военного времени. Он состоит из следующих частей:
- Экспозиция: отступление Красной армии от линии фронта.
- Завязка: бомбардировка села Первомайское и эвакуация мирных жителей.
- Развитие событий: прибытие группы старшеклассников в Краснодон и организация подпольной организации.
- Кульминация: арест молодогвардейцев и их казнь.
- Заключение: освобождение Краснодона советскими войсками, отступление немцев и похороны погибших комсомольцев.
Сюжет романа охватывает большой промежуток времени. Фадеев включил в произведение множество исторических личностей и реальных локаций. Это обусловлено его стремлением к достоверному изображению реалий той эпохи. Для оживления диалогов Александр Александрович использовал эпитеты, метафоры, гиперболы и иные стилистические приемы. В заключительной части романа он снизил интенсивность развития событий для нарастания драматизма.
Встречный пехотно-танковый удар
Тем не менее удар на котельниковском направлении, нанесённый немцами 12 декабря, оказался весьма неожиданным.
Фото из архива автора.
Командующий 51-й армией генерал-майор Н.И. Труфанов.
Используя превосходство в людях и артиллерии в два раза, а в танках — более чем в шесть раз, гитлеровцы прорвали оборону у полустанка Курмоярский и, сминая ряды оборонявшихся, к исходу дня вышли на южный берег реки Аксай севернее Небыково.
В своей передовой статье газета «Красная звезда» писала: «Подвиг, совершённый этим полком, перекрывает все представления о человеческой выносливости, выдержке и воинском мастерстве».
В боях за хутор Верхне-Кумский с 14 по 19 декабря бойцы подполковника Диасамидзе выдержали 30(!) пехотных и танковых атак противника. Умело организовывая оборону, Диасамидзе личным примером вдохновлял красноармейцев на решительные действия, постоянно находился в первых рядах, был ранен, но поле боя не покинул.
Указом Президиума Верховного Совета от 22 декабря 1942 года подполковнику Диасамидзе Михаилу Степановичу было присвоено звание Герой Советского Союза («Золотая Звезда» №981).
В своих воспоминаниях Андрей Иванович Ерёменко отмечает: «В этих боях отличились также 235-я танковая бригада (командир — полковник Д.М. Бурдов) и 20-я истребительная артиллерийская бригада (командир — майор П.С. Желамский).
Эти части и соединения, сражаясь до последнего снаряда, до последнего патрона, выдержали упорный шестидневный бой, но ни на шаг не отступили перед врагом. В боях они потеряли почти всю материальную часть, которая была разбита или раздавлена. Высокий героизм проявил личный состав 20-й бригады, который, хотя и понёс огромные потери в людях и материальной части (были разбиты все 60 орудий бригады), всё-таки сумел задержать продвижение противника на своём участке, буквально цепляясь за каждый метр земли. Большинство воинов пали смертью храбрых».
И землю взрывами калеча,
Дымами закоптив лазурь,
Свершилась в Верхне-Кумске встреча
Двух сил, двух разъярённых бурь.
Они столкнулись и забились
Тут грудь о грудь и бронь о бронь —
Метнулся в стороны огонь,
И степи громом огласились.
Закрыла солнце дыма мгла,
Свистит свинец, снаряды воют,
И разрываясь, землю роют,
И наземь валятся тела.
Давя кровавые останки,
Лавиною несутся танки,
И тут же рвёт и жжёт их бронь
Противотанковый огонь.
В атаках яростных стрелки
Дерутся насмерть со стрелками
И над кипящими войсками
Блестят кровавые штыки.
Дрались все силы без остатка
В экстазе ярости и зла;
Шесть суток, не стихая, шла
Пехотно-танковая схватка.
Шесть суток в бешенстве атак
Мы здесь противника держали,
Был трижды в Верхне-Кумске враг,
И мы в нём трижды побывали.
Среди развалин городских,
Среди обугленных останков
Чернеют груды гильз пустых,
Кровавых тел и мёртвых танков.
Жесток и славен наш итог! —
Геройством силу превзошли мы,
И хоть в борьбе изнемогли мы,
Но и противник изнемог.
Мы здесь сломили вражью спесь,
Манштейну карты мы смешали;
Шесть дней здесь немцы проиграли,
Шесть дней мы выиграли здесь.
Ошеломлённый у Аксая
Враг сгрудился, топча снега,
Иди ж, Гвардейская Вторая!
Иди — и побеждай врага!
Фото из архива автора.
Немецкий средний танк PzKpfw IV.
История создания
Википедия гласит, что Фадеев начал работу над романом в 1945 г. после прочтения сборника рассказов «Сердца смелых». Автор был поражен героизмом юных комсомольцев, осуществляющих подрывную деятельность на оккупированных территориях. Он решил написать произведение о подвиге молодых людей, внесших огромный вклад в победу над фашизмом. Основной сюжет произведения был создан на основе статьи «Бессмертие», опубликованной в 1943 г. Фадеев также использовал ее при написании очерковой повести «Ленинград в дни блокады».
Во время работы над книгой Александр Александрович изучал документы, хранящиеся в архивах Краснодона и общался с местными жителями. Автор старался написать роман за короткий промежуток времени, поэтому в финальной версии произведения было допущено большое количество фактических ошибок.
Роман Фадеева «Молодая гвардия» был опубликован в 1946 г. Спустя время в газете «Правда» вышла статья с критикой произведения. Ее автор утверждал, что Фадеев не обозначил в романе роль коммунистической партии, координирующей действия молодежной антифашистской организации.
https://www.youtube.com/watch?v=RV1EMZdB2KQ
Автор Александр Фадеев
Александр Фадеев
«Молодая Гвардия»
Вперед, заре навстречу, товарищи в борьбе!
Штыками и картечью проложим путь себе…
Чтоб труд владыкой мира стал
И всех в одну семью спаял,
В бой, молодая гвардия рабочих и крестьян!
Песня молодежи
Глава первая
— Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо! Прелесть… Точно изваяние, — но из какого чудесного материала! Ведь она не мраморная, не алебастровая, а живая, но какая холодная! И какая тонкая, нежная работа, — человеческие руки никогда бы так не сумели. Смотри, как она покоится на воде, чистая, строгая, равнодушная… А это ее отражение в воде, — даже трудно сказать, какая из них прекрасней, — а краски? Смотри, смотри, ведь она не белая, то есть она белая, но сколько оттенков — желтоватых, розоватых, каких-го небесных, а внутри, с этой влагой, она жемчужная, просто ослепительная, — у людей таких и красок и названий-то нет!..
Так говорила, высунувшись из ивового куста на речку, девушка с черными волнистыми косами, в яркой белой кофточке и с такими прекрасными, раскрывшимися от внезапно хлынувшего из них сильного света, повлажневшими черными глазами, что сама она походила на эту лилию, отразившуюся в темной воде.
— Нашла время любоваться! И чудная ты, Уля, ей-богу! — отвечала ей другая девушка, Валя, вслед за ней высунувшая на речку чуть скуластое и чуть курносенькое, но очень миловидное свежей своей молодостью и добротой лицо. И. не взглянув на лилию, беспокойно поискала взглядом на берегу девушек, от которых они отбились. — Ау!..
— Ау… ау… уу!.. — отозвались на разные голоса совсем рядом.
— Идите сюда!.. Уля нашла лилию, — сказала Валя, любовно насмешливо взглянув на подругу.
И в это время снова, как отзвуки дальнего грома, послышались перекаты орудийных выстрелов — оттуда, с северо-запада, из-под Ворошиловграда.
— Опять!
— Опять… — беззвучно повторила Уля, и свет, с такой силой хлынувший из глаз ее, потух.
— Неужто они войдут на этот раз! Боже мой! — сказала Валя. — Помнишь, как в прошлом году переживали? И все обошлось! Но в прошлом году они не подходили так близко. Слышишь, как бухает?
Они помолчали прислушиваясь.
— Когда я слышу это и вижу небо, такое ясное, вижу ветви деревьев, траву под ногами, чувствую как ее нагрело солнышко, как она вкусно пахнет, — мне делается так больно, словно все это уже ушло от меня навсегда, навсегда, — грудным волнующимся голосом заговорила Уля — Душа, кажется, так очерствела от этой войны, ты уже приучила ее не допускать в себя ничего, что может размягчить ее, и вдруг прорвется такая любовь, такая жалость ко всему!.. Ты знаешь, я ведь только тебе могу говорить об этом.
Лица их среди листвы сошлись так близко, что дыхание их смешивалось, и они прямо глядели в глаза друг другу. У Вали глаза были светлые, добрые, широко расставленные, они с покорностью и обожанием встречали взгляд подруги. А у Ули глаза были большие, темно-карие, — не глаза, а очи, с длинными ресницами, молочными белками, черными таинственными зрачками, из самой, казалось, глубины которых снова струился этот влажный сильный свет.
- …
Не опуская в землю глаз…
«Нельзя не принять во внимание, что казнь молодогвардейцев в самом Краснодоне свершилась не в одну ночь. Молодогвардейцев привозили на казнь трижды, группами, 15, 16 и 31 января 1943 года
Их привозили вьюжными ночами, как все это подробно и точно по числам описано в романе Фадеева, в эпилоге. В фильме «Молодая гвардия» молодогвардейцев казнят всех вместе и одновременно. Как считал режиссер-постановщик С.А. Герасимов, ежели бы гибель молодогвардейцев была показана на экране, как это было в жизни (а перед этим необходимо было показать и аресты), то затянулась и стала бы безынтересной драматургия сюжета. Совершенно ясно, что в сценарии был найден единственно правильный ход! Молодогвардейцы боролись за одно дело — за нашу победу».
«невозможно показывать постепенно уход молодогвардейцев. Это никто бы не выдержал…»
Шульца«В конце января я участвовал в расстреле группы членов подпольной комсомольской организации „Молодая гвардия“, в числе которых находился руководитель этой организации Кошевой… Его я запомнил особенно отчётливо потому, что стрелять в него пришлось два раза. После выстрелов все арестованные упали на землю и лежали неподвижно, только Кошевой привстал и, обернувшись, посмотрел в нашу сторону. Это сильно рассердило Фромме и он приказал жандарму Древитцу добить его. Древитц подошёл к лежавшему Кошевому и выстрелом в затылок убил его…»
«Из числа расстрелянных во второй партии я хорошо запомнил Шевцову. Несмотря на свою молодость, держала она себя очень мужественно. Она не произнесла ни слова о пощаде и спокойно, с поднятой головой приняла смерть…»
Критика
Книга «Молодая гвардия» была очень хорошо встречена читателями, однако не избежала и комментариев со стороны критиков, самым известным из которых был Иосиф Сталин. Он написал письмо, в котором выразил недовольство тем, что в первоначальной версии романа было недостаточно показано влияние коммунистической партии на формирование подполья. Фадеев был вынужден дорабатывать книгу, чтобы угодить партийной элите и генеральному секретарю.
Однако, несмотря на это, роман остался всё таким же пронзительным и живым, став культовым произведением на территории СССР (наравне с «Как закалялась сталь» или «Тихий Дон») и был удостоен экранизации.