Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Гайдар Р.В.С.
Димка – паренек, который очень смелый среди своих сверстников. Может внешне он ничем не отличается, но в душе его страх может быть достаточно легко победим. Дима любит играть сам с собой в старых, уже полуразвалившихся сараях
- Краткое содержание Домик в саду Саша Черный
У дома собрались кошка и скворец. Сидят и обсуждают постройку нового дома. Приехали две девочки и расспрашивают мастера — Данилу. Спрашивают, когда же готов будет домик. Данила отвечает, что сегодня к обеду.
- Краткое содержание Глаз волка Пеннак
Это произведение принадлежит перу французского писателя – новеллиста Даниэлю Пеннаку. В нем повествуется о доверительных отношениях маленького мальчика и хищника – волка. Об их общении, основанном на глубоко эмоциональном уровне.
- Краткое содержание Житков Мангуста
Рассказчик очень хотел, чтобы у него был зверек – мангуст и решил его купить. Мужчине повезло, какой-то торговец продал ему двух животных в клетке прямо на корабле. Рассказчик даже не поинтересовался, ручные мангусты или нет, и чем они питаются.
- Краткое содержание Ступеньки Носова
Маленький мальчик в детском садике обучился счёту, детей научили считать до десяти. И вот Петя радостный идёт из садика домой, его переполняет гордость, что он умеет считать
Характерной чертой искусства русских классиков является тот факт, что они не только дарят читателю новые сюжеты и истории, но и переосмысливают вместе с ним старинные предания и легенды. Литературный язык, как и реалии жизни, стремительно меняется, и многие мифы как будто говорят с нами на чужом наречии, хотя написаны нашими предками
Но повествуют они о важном и наболевшем, поэтому современные писатели и поэты стараются доступно передать нам суть литературы прошлых лет, дабы мы поняли ее значение и актуальность. Свой незаурядный вклад в это достойное уважения дело внес Александр Куприн, написав книгу «Суламифь» по мотивам ветхозаветных притч
Суламифь – это возлюбленная мудрого и справедливого царя Соломона, героя многих мифов и сказаний. Легенда гласит, что девушка благодаря кроткому нраву и доброму сердцу стала любовью всей его жизни. Однако завистливая любовница правителя (у него по традиции был целый гарем) подослала своего наивного воздыхателя убить счастливую чету. Однако у него получилось лишь наполовину осуществить коварный план: душегуб погубил лишь женщину, преданно любившую царя и заслонившую его своим телом. Соломон жестоко отомстил обидчикам и всю жизнь скорбел о своей потере. Описание Суламифь сохранилось в мифах:
Куприн добавляет к этому портрету длинные рыжие волосы и стройность тела. По нашим меркам героиня – совсем еще ребенок, ей 13 лет, однако в те времена этого было достаточно, чтобы выйти замуж и даже познать радость материнства.
Сам Соломон известен тем, написал более 3000 притчей и 1005 песен. «Слово – искра в движении сердца» — говорил он. Правитель также изучал языческие книги, учения. Преследовал смертью жертвоприношение детей. «Одно дыхание у всех… Кто умножает познание – умножает скорбь». Ходили легенды и о «неиссякаемой силе страсти царя». Его персональный гарем насчитывал 700 жен, 300 наложниц, не считая рабынь и танцовщиц. Но, считается, что, несмотря на обилие красавиц, любил Соломон лишь одну единственную девушку, самую простую и скромную, из бедной семьи – Суламифь
Именно поэтому Куприн выделяет ее имя на фоне всего произведения и даже выносит в название, дабы подчеркнуть важность этого образа для сути повести. В этой истории любви проявился весь поэтический талант А
И. Куприна. Портретные зарисовки, наполненные яркими и «вкусными» сравнениями пленят читателя и переносят в очень далекую эпоху (действия разворачиваются в 480 году по исшествии Израиля).
Характеристику Соломону и его мудрости дает Библия. В Ветхом завете о нем сложена прекрасная притча о том, как пришли к царю две женщины делить ребенка. Произошла ошибка в лечебнице. Ребенок одной из них – погиб, а у другой жив. Стали спорить женщины, чей ребенок цел. Для принятия верного решения царь предложил обеим разделить малыша пополам. Первая женщина ответила, что это будет правильно и справедливо — «так не доставайся же ты никому», вторая оцепенела в ужасе и попросила отдать ребенка другой, лишь бы он был здоров. Таким образом, стало ясно, кто из них истинная мать.
О чем это произведение?
Часто царь Соломон любил уединиться в виноградниках. И вот однажды в одну из таких прогулок он услышал пение девушки. Умиление и улыбку вызвал голос ее у царя. Внешность была по стать пению. Рыжие волосы. Стройный стан. Цветы мака в волосах, самодельное ожерелье из ягод. Именно такой предстает перед читателями Суламифь. Благодаря своей искренности, нежности и чистоте, словно храм Парфенон, покорила она мудрейшего из правителей.
Одна из многочисленных жен Соломона, египетская царица Атис, страстно любила царя. Страшные и пленительные слухи ходили о ней: «Родители прятали всех красивых детей от ее взгляда». Ядовитые стрелы зависти по отношению к Суламифь пронзили ее скверное сердце. Ревность «везувием» возгорелась в душе Атис. Словно Отелло, вознамерилась она умертвить «предмет» своих страданий. Воспользовавшись влюбленностью Элиава (юноша, страстно желавший быть вместе с египетской царицей), она убедила его ночью проникнуть во дворец и убить счастливую пару.
В трагическую ночь царь и его возлюбленная любуются звездами и рассуждают о скоротечности человеческого бытия: «Жизнь коротка, но время бесконечно, вещество бессмертно… Проходят тьмы и тьмы тем веков, все в мире повторяется. Повторимся и мы с тобой, моя возлюбленная». Это будут последние слова, перед тем как Элиав пронзит девушку мечом. Данная ночь – последняя и в жизни несчастного юноши-марионетки. Такова суть повести «Суламифь». Атис ждет изгнание, а Соломона — вечное воспоминание о своей единственной любви. Местами данная повесть напоминает скорее трагедию с «традиционным шекспировским финалом», но, в совокупности обладает особым настроением и неповторимым послевкусием. Строки, которые Соломон приказал записать после потери возлюбленной, вынесены в эпиграф произведения:
Хронологическая таблица истории Северного Царства
Цари | Годы правления | События |
1-я династия | ||
Иеровоам I (Ефремялянин) | 926–907 |
925 Поход фараона Сусакима (Шешонка) на Израиль. Столица: Сихем, Пенуэл, Фирца. |
Нават (Надав), сын Иеровоама | 907–906 | |
2–я династия | ||
Вааса Стал царем, убив Навата | 906–883 | Нападение арамеев во главе с Вендадом |
Ила, сын Ваасы | 883–882 | |
Междуцартвие | ||
Замврий | 882 | Начальник колесниц, убив Илу, семь дней на троне |
3–я династия | ||
Фамний и Амврий | 882–878 | (Ком. армией) царствуют вместе |
Амврий – царь | 878–871 | Основание города Самарии. |
Ахав, сын Амврия | 871–852 |
Союз с Иудеей. Культ Ваала. 853 Битва при Каркаре 853 Поражение Ахава и Иосафата при Рамофе Галаадском. Смерть Ахава |
Охозия, сын Ахава | 852–851 | |
Иорам, брат Охозии | 851–845 | Моавитяне стали независимы от Израиля. |
Военачальник Ииуй | 845 | Убивает Иорама и Охозию, царя иудейского. |
4–я династия | ||
Ииуй | 845–818 |
Уничтожение культа Ваала. Подчинение Ассирии и выплата дани. |
Иоахаз | 818–802 | Отражение нападения Асаила Дамасского. |
Иоас | 802–787 |
Отвоевывает у Сирии потерянные области. Платит дань ассирийцам. Смерть пророка Елисея 797 Иеровоам II становится соправителем отца. 792 Иоас овладевает Иерусалимом и разрушает часть стены. |
Иеровоам II, сын Иоаса | 787–747 |
Восстановление прежних границ. Последний расцвет Израильского царства. Внутренние раздоры. Религиозный упадок. Пророки Амос и Осия |
Захария, сын Иеровоама | 747 | На престоле 6 месяцев. Убит Селлумом. |
Отдельные правители | ||
Селлум | 747 | На престоле 1 месяц. Убит. |
Менаим | 747–738 | |
Факия, сын Менаима | 737–736 | Продолжение идолопоклонства. Убит Факеем. |
Факей | 735–732 |
Союз с Сирией против Ассирии. Поход на Иудею. 733 Тиглатпалассар III превращает большую часть Израиля в провинцию Ассирии. Факей сменен Осией, за которым остается только гора Ефремова и Самария. |
Осия | 732–722 |
725 Осия прекращает выплату дани. Начало осады Самарии. 722 Падение Самарии. Прекращение существования Израильского царства. |
Любовь к простолюдинке
В один из прекрасных дней, находясь в винограднике, царь услышал тонкий голосок. Потом он увидел милую девушку, похожую на звезду, напевающую мелодию во время работы. Это была Суламифь. Она рассказала правителю, что помогает своим братьям, а он представился царским поваром. С самой первой встречи они полюбили друг друга. В винограднике у них был первый поцелуй, после чего они договорились о новой встрече.
Их следующая встреча произойдёт там же и станет для Суламифи судьбоносной. Соломон расскажет ей всю правду про себя и заберёт её в свой дворец. Они будут безумно счастливы, поскольку каждый из них испытал первую любовь.
Когда Суламифь появилась в жизни Соломона, он охладел к жене Астис. В её сердце поселилась злоба к молодой наложнице. Астис придумала коварный план — она решила убить Соломона и Суламифь. Позвав к себе давно влюблённого в неё начальника стражи Элиава, она заключила с ним сделку. Он должен исполнить задуманное, взамен Астис отдаст ему себя.
Убийцу девушки удалось вычислить и найти. Его казнили. Соломон узнал, кто заказал убийство его возлюбленной. Царь выслал Астис в Египет, чтобы больше её не видеть. Но наказав всех заговорщиков, он не смог утешить своё горе. Соломон долго находился в одиночестве. Солнце вставало, и наступал вечер, а он молчал. Правитель погрузился в свои мысли надолго.
https://youtube.com/watch?v=iw7uSR1559Q
Явился Господь во второй раз
Соломон действовал уверенно, делал все, что «желал сделать», потому что верил в завет Бога с отцом Давидом, а также видел благословения на себе. Все, что обещал Бог при первом явлении Соломону в Гаваоне, Он выполнил – дал «сердце мудрое», а с ним «богатство и славу».
Казалось бы, теперь Бог не нужен. Пусть обеспечивает все, оставаясь в стороне, не смущая царя и народ. Пусть обитает в храме и не вмешивается в дела земные.
Но совсем неожиданно Бог является вновь.
«После того, как Соломон кончил строение храма Господня, и дома царского, и все, что Соломон, желал сделать, явился Соломону Господь во второй раз» (3 Царств 9:1-2).
Господь подтверждает завет, но напоминает об условии – «ходить в чистоте сердца и в правоте, хранить уставы и законы Божьи» (9:4). Иначе Бог «истребит Израиль с лица земли», а «храм отвергнет», так что «Израиль станет притчею и посмешищем для всех народов», в о храме «проходящий мимо ужаснется и свистнет» (9:7-8).
Я представляю как испугался царь. Он думал, что все под его контролем, но вдруг слышит грозные слова. Он только что достроил храм, а Бог готов его отвергнуть. Он прославился среди царей земли, но его царство может рухнуть в один миг.
Он понял, что его дети могут «оставить Господа». Он испугался этого кошмара.
А еще он понял, что при всей своей мудрости его сердце также не принадлежит Господу вполне. Бог указал Соломону на то, что он упорно не хотел видеть – склонность к измене, сползание в грех.
Как бы высоко мы не сидели, сколь бы много богатств и мудрости не собрали, нам всегда угрожает падение. Господь является для того, чтобы утвердить нас в послушании и предупредить об опасности. Слушаем ли мы Его предупреждения так же хорошо, как столько дорогие нам слова о защите и щедрых дарах?
Соломон проснулся в собственном дворце, вокруг были верные слуги, солнце прогнало ночные тени. Предупреждение Божьи казалось всего лишь страшным сном.
Личная жизнь мудрого царя
Чаще всего в литературе упоминается библейская легенда о встрече мудрого правителя и царицы Савской – Шебы. Она якобы приехала проверить мудрость правителя и стала задавать вопросы, на которые он с легкостью ответил. После этого он осыпал девушку драгоценными дарами, а, возможно, и имел с ней интимную связь. Из-за этого христианские правители Эфиопии впоследствии стали считать, будто ведут род от двух этих прославленных личностей и являются их прямыми потомками (Соломонова династия).
Жены, наложницы и дети
В чем не получилось бы упрекнуть древнего иудейского правителя, так это в отсутствии внимания к прекрасному полу. В его гареме была тысяча женщин только по библейским текстам. Причем каждой своей супруге или наложнице он умудрялся уделить время, окружал их роскошью и создавал все условия для радостного и счастливого существования. После него осталось множество детишек, но только один наследник, упомянутый в Библии – Ровоам, сын аммонитянки Наамы (Ноемы). Он и развалил с таким трудом выстроенное царство своего отца. Однако считается, что вина его в том мала, ведь сам Бог пообещал, что за праведность Давида не будет наказывать его сына, а вот внуков уже настигла справедливая кара.
В те времена браки между израильтянами и язычниками не приветствовались. Однако в гареме царя было множество девушек совершенно разных племен и народностей. Годы Соломона протекали в неге и благоденствии, хотя он со своими женщинами мог отправлять языческие культы и его даже видели на горе Порицания (проклятая местность, куда праведным лучше было не соваться). Там он выстроил жертвенник и со своей новой молодой женой поклонялся языческим идолам, за что и навлек гнев Бога.
Закат правления, отступившего от клятв
Конечно, религия многое значила в жизни, в особенности, когда речь идет о древних временах, когда человек не мог объяснить многих явлений природы и окружающего мира. Однако, скорее всего, причины падения колоссального израильского царства были намного более тривиальны. Рядом с огромным и прекрасным храмом царь приказал возвести еще и дворец, достойный самого Всевышнего. Подданные, в том числе и высокопоставленные, со временем начали потихоньку интриговать против правителя. Назревал реальный политический кризис, но ситуацию под контролем удавалось удержать, благодаря былой мощи и славе.
Все это строительство на протяжении сорока лет правления, а также крайнее угнетение народа со стороны вождя привели к полному истощению казны. Повинность в строительстве, которое вытягивало у народа последние жилы, стали отбывать не только рабы, бедняки, нищие и наемные работники, но и обычные граждане. Для этого они должны были оставить свои текущие дела, что вовсе не способствовало экономическому росту. Народ беднел день ото дня. Еще при жизни Соломона стали вспыхивать мятежи и восстания. После его смерти единое государство снова распалось на Иудею и Израиль
Смерть мистика и мудреца
Разняться сведения в священных книгах по поводу того, сколько лет прожил великий царь. Если верить иудейскому талмуду, то возраст его был всего пятьдесят два года, когда он умер от скоротечной болезни. Однако Коран говорит уже восьмидесяти одном. Приближенные правителя уложили его во дворце, выстроив специальное ложе. Они не торопились хоронить тело, так как опасались летаргического сна. Его периодически обмывали, умасливали и натирали разными магическими мазями.
Когда черви завелись в царском посохе, тогда только Соломон был признан мертвым и захоронен. Могила древнего мудрого правителя была строго засекречена, так как, по легенде, на ней выросла волшебная трава, дающая тайные знание всякому, кто ее сорвет. Ученые так и не выяснили, где находится усыпальница Соломона.
В память о легендарном правителе
Образ этого странного человека, который порой совершал нестандартные поступки и принимал удивительные решения, во все века интересовал поэтов, писателей, художников и композиторов. Люди искусства не могли пройти мимо такого колоритного персонажа. Немецкий поэт восемнадцатого века Фридрих Готлиб Клопшток посвятил ему целую трагедию в стихотворной форме, Рубенс написал прекрасную картину «Суд Соломона», а музыкант Шарль Франсуа Гуно – целую оперу «La reine de Saba».
В 1956 году по мотивам библейской истории об этом человеке была снята историческая картина «Соломон и царица Савская». В честь него даже назван узел, который по сути является только лишь зацеплением, состоящим из двух замкнутых петель, переплетенных дважды.
Характеристики героев
При написании повести Куприн тщательно описал ее героев. Для этого он изучил большое количество древних рукописей. К героям «Суламифи» относятся:
- царь Соломон;
- простолюдинка Суламифь;
- царица Астис;
- убийца Элиав.
Как выглядел на самом деле великий царь Соломон, историки могут только догадываться. Традиционное его описание происходит в превосходящей степени: самый красивый, самый мудрый и т. д. Куприн описал его на страницах своего произведения так же.
Образ 45-летнего царя идеален. Соломон имеет огромное значение для всех окружающих его людей. Справедливый правитель обладает даром исцеления, понимает животных и птиц, решает судьбы людей. Он женский обольститель и искусный любовник. Куприну симпатичен этот персонаж. Он рассказывает о нём с удовольствием.
Прекрасная и юная Суламифь была возлюбленной царя. Ей всего тринадцать лет. Характер юной девушки по ходу развития сюжета меняется. При первой встрече с Соломоном она предстаёт в роли скромной и немного напуганной.
Великое чувство любви меняет Суламифь. Первым её серьёзным поступком является продажа серебряных серёжек. Это самое ценное, что у неё было. На деньги, которые девушка получила от продажи, она приобретает ароматическую смолу. Она нужна ей для первого свидания с возлюбленным.
Побыв неделю в объятиях любимого человека, Суламифь очень изменилась. Она стала мудрой, подобно Соломону, в ней открылся дар прорицания. За этот короткий срок наивная девочка стала опытной женщиной, способной обжечь своей страстью любимого. После этого она ещё больше стала желанной для царя.
Царица Астис обладала неестественной красотой, но она очень быстро надоела Соломону. Женщина предстаёт перед читателями нарумяненной, набелённой, с синими волосами. Только спрятать глаза невозможно — они выдают её. Посмотрев в них, можно сразу сказать, что это жадная, развратная и жестокая особа, не терпящая соперниц.
Астис ни к кому так не ревновала Соломона, как к Суламифи. Обычной девушке досталось столько внимания от царя, что царица не могла к этому ровно относиться. Она даже готова переступить через себя и стать любовницей начальника стражи, лишь бы устранить прекрасную Суламифь.
Убийца Элиав безнадёжно влюблён в египетскую царицу. Он соглашается выполнить её просьбу в надежде получить желанное. Но он оказывается обманутым. Его погубили чувства, на поводу у которых он пошёл.
«Огневушка-поскакушка» краткое содержание сказки Бажова – читать пересказ онлайн
Первая встреча
В двух следующих главах рассказывается о винограднике Соломона. В повести «Суламифь» Куприна, читать краткое содержание по главам можно в этой статье, рассказывается, что царь любил там уединяться во время глубокого размышления.
Однажды утром после роскошного пира он приказал отнести себя к горе. Добравшись до виноградника на носилках, он в одиночестве присел на деревянную скамью и начал размышлять. Его отвлек милый и чистый женский голос, который напевал какую-то мелодию. Вскоре он заметил девушку в легком платье, которая работала, не замечая Соломона. Царя заворожил ее голос, и он еще долго наслаждался ее пением.
В конце концов он решил выйти к ней и попросить показать свое лицо. В этот момент сильный ветер плотно облепил платье вокруг тела девушки, и Соломон увидел ее будто нагой. Все ее обворожительное тело, впадины и округлости. Девушка сама приблизилась к Соломону и увидела, как он прекрасен. Царь же признается, что поражен ее красотой, и просит присесть рядом с ним. Оказывается, что ее зовут Суламифь. Она помогает охранять царские виноградники своим братьям.
Царь берет ее за руку, в этот момент по ее телу пробегает дрожь от неописуемого восторга. Он страстно целует ее, тогда Суламифь понимает, что это тот человек, который достоин стать ее первым возлюбленным.
Соломон скрывает, что он царь. Он говорит, что только повар во дворце. Они договариваются о свидании у стен ее дома следующей ночью. Весь оставшийся день Соломон проводит в приподнятом настроении, делает особенно много добра, решая важные вопросы на троне в зале суда.
Кто такой Соломон: биография величайшего легендарного мудреца
Своего наивысшего расцвета государство Израиль достигло во времена именно этого правителя. Начало десятого века до нашей эры было для него чрезвычайно удачным. Прозорливость предыдущего царя Давида, а также настоящая мудрость Соломона привели к колоссальному скачку экономики, развитию архитектуры, строительства, науки, искусств. Он был мирным царем, за время его правления не произошло ни единого крупного вооруженного конфликта, а сидеть на троне ему довелось ровно сорок лет.
Важно
Историческая достоверность всего, что мы будем обсуждать в статье, является предметом научных споров на протяжении сотен лет. Существование Соломона, как и его отца, вкупе со всем Израильским царством, вызывает сомнение даже у ученых-историков. Профессор Исраэль Финкельштейн из Тель-Авива считает, что в те времена Иерусалим был просто крохотной деревенькой на пересечении караванных путей, а сами евреи – шайкой разбойников. Никаких археологических подтверждений «золотого века» найдено так и не было.
Кратко о царе, благословенным Богом
С самого рождения сын Давида Соломон знал, что предназначен для будущего царствования. Отец готовил его к этому, обучая всему, что требуется знать будущему правителю. Он пришел на престол через кровь своего старшего брата, но тот сам выбрал свою судьбу, предавая его. За сорок лет своего правления царь, получивший в полное и безраздельное владение целое государство, не только продержал его на должном уровне, но и значительно возвеличил и укрепил. Считается, что он не любил воевать, а проблемы с соседями решал по-своему – он просто женился на их дочерях, становясь зятем и близким другом. В его гареме было более семи сотен жен и еще около трех сотен одалисок и наложниц.
Особо прославился этот правитель тем, что в центре Иерусалима возвел огромный храм в честь бога Яхве. Постройка по величию, размерам и красоте ничуть не уступала вавилонским или египетским архитектурным шедеврам. Он первым решил применить в иудейской армии конницу и боевые колесницы, хотя сам воевать никогда не стремился. Он окружил себя и своих подданных роскошью и достатком, а также отличался врождённой справедливостью, чем завоевал доверие и любовь. Но, как и любому несовершенному человеку, ему было присуще совершать ошибки, которые впоследствии привели к развалу державы после его смерти.
Рождение легенды Иерусалима
Чтобы разобраться, существовал ли такой правитель, стоит выяснить, кто такой Соломон в Библии. Именно эта книга является главным источником информации о древнем царе. В священных еврейских текстах, связанных с годами его руководства, имеется множество личных имен, географических мест, а также дат и других цифр. Потому принято считать его исторической персоной. Кроме того, в некоторых античных текстах тоже можно отыскать его имя, что полностью подтверждает военачальник и иудейский историк Иосиф Флавий.
Упоминается пророк Сулейман, которого принято отождествлять с интересующим нас персонажем, и в Коране. Обе истории, рассказанные в священных книгах, очень похожи: Соломон строит храм, развивает добропорядочные отношения с соседями, женится на египетской принцессе, а после смерти, все, созданное с любовью и трудом, разваливается – страна рассыпается на отдельные княжества.
Правда, в историчности событий сомневаются многие ученые. Археолог из Израиля Зеэв Херцог считает, что при полном отсутствии фактических доказательных материалов по поводу существования Израильского царства, Давид и Соломон могли быть и правителями соседних княжеств. Более того, он говорит, что Иерусалим, хотя и был уже довольно большим поселением, но никаких дворцов, а тем более, крупных храмов, в нем быть просто не могло.
Однако стоит вернуться к герою нашего повествования. Согласно Библии, он появился на свет в царском семействе приблизительно в 1010-1011 годах до нашей эры, о чем гласит третья глава Первой Книги Паралипоменон. Матерью его была пресловутая Вирсавия (Бат-Шева), которую Давид сперва изнасиловал, а потом послал ее мужа на верную гибель, чтобы узаконить отношения. Существует версия, будто ничего подобного не было, а супруг женщины, отправляясь на войну, дал ей разводное письмо, как было принято в те времена. Тогда-то ее встретил царь и взял к себе во дворец.
При рождении будущему пророку было дано имя Иедидиа, что значит «друг Бога» или «возлюбленный Всевышним». Имя Шломо (Соломон) появилось несколько позже, когда стала понятна натура будущего правителя, ведь слово это происходит от еврейского «шалом», что значит «мир». Было у него еще семеро братьев и сестер, ничем особенным, кроме предательства и измены, не отличившихся.
Глава 5
У себя во дворце Соломон вынужден забыть о приключении в саду и переключиться на дела судебные. К нему пришли за советом. Ахиор, ремеслом гранильщик, прислал жене драгоценный камень, воспользовавшись помощью друга. Но та потом ответила, что ничего не получила. Друг же привел свидетелей, которые подтвердили факт передачи камня. Соломон велел выделить каждому человеку по отдельной комнате. Затем каждый из них должен был слепить из глины тот камень, который они якобы передавали.Свидетели вылепили не те слепки и были оштрафованы царем. Друг был приговорен к возвращению камня и уплате судебных издержек.
Следующими были три брата, которые делили наследство. Отец оставил им ящик с тремя отделениями. Старший сын получил золото, средний — кости, младший — кусочки дерево. Младшие братья возроптали на старшего и решили все поделить по совести. Однако царь понял значение символов в ящиках: «старшему брату отец оставил все деньги, среднему — весь скот и всех рабов, а младшему — дом и пашню». Герои были удовлетворены.
Следующее дело тоже было о наследстве. Отец оставил все «достойнейшему сыну», но кто из них достоин всего — никто не сказал. Вот они и поссорились.По профессии они были лучниками. Царь велел им стрелять в труп отца: кто лучше попадет в грудь, тот и получает все. Старший попал в цель, а младший стрелять отказался. Царь присудил все наследство младшему сыну. Старшего он взял в охранники.
Другое дело было о золоте. Купцы ехали по торговым делам, зарыли все свое золото во время ночлега для сохранности, а наутро увидели, что его нет. Кто взял? Царь рассказал купцам историю. Одна девушка пообещала жениху, идущему на службу, сохранить невинность. Но он сам женился и нарушил клятву. Она вышла за другого после этого, но упросила доброго мужа отпустить ее, чтобы добиться от прежнего жениха отмены клятвы. По дороге на нее напал разбойник и уже решил ее изнасиловать, как вдруг она рассказала ему свою историю. Он посочувствовал девушке и не стал ее трогать. Кто из героев больше всего достоин похвалы — вот что спросил царь. Тот купец, который поддержал разбойника, оказался виновным в краже, так как продемонстрировал своим выбором жадность и беспринципность.
Следующей пришла женщина. Из-за сильного ветра купленная ею мука разлетелась, а кормить детей ей больше нечем. Царь позвав торговцев и спросил: молились ли они о попутном ветре для кораблей? «Да» — таков был ответ. Он предложил им вознаградить женщину, пострадавшую от ветра. Вспомнив о ветре, показавшему очертания красивого тела Суламифь, он и сам дал ей золота.
Лишь одному просителю отказал царь в этот день — жрецу, который просил ребенка на алтарь жертвоприношений. Тот разозлился.
Щедрость Соломона
При Соломоне хорошо жилось всем – не только народу Израильскому, но даже чужестранцам. Отношения ценились. Заключались соглашения, соблюдался мир, процветала торговля.
Но Соломон пошел еще дальше. В своем обращении к Богу при посвящении храма он молится о «всех народах земли», чтобы они узнали имя Божье и были услышаны в своих молитвах.
Я не знаю другого царя, который был бы щедр настолько, чтобы ходатайствовать перед Богом за иноплеменников.
«Если и иноплеменник, который не от Твоего народа, Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего… и помолится у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы знали имя Твое» (3 Царств 8:41-43).
Соломон пророчески говорит о том, что этот храм и этот народ – часть большей картины Божьей работы в этом мире, охватывающей все народы земли.
Если это не наш храм, а Божий, то возле него каждый может найти себе место, каждый может обращаться к Всевышнему и быть услышанным.
Не каждый израильтянин вмещал такую щедрость. Соломон щедр потому что щедр Бог, и зная характер Бога, Соломон не может «национализировать» храм, открыть его для своих и закрыть для всех прочих.
Соломон помнит об Урии Хеттеянине, о трагедии, что разбила сердце его материи Вирсавии. Он связан личными и политическими связями с многими государствами и народами. Он мыслит глобально. При нем Израиль становится центром мира, а центром Израиля становится храм.
Соломон хочет, чтобы все народы узнали Бога доброго, благословляющего, щедрого.
А каков наш Бог? Насколько Он щедр? Настолько мы щедры в своих молитвах и доброте к другим? Если мы верим в щедрого Бога, то и сами должны быть щедры.
Глава 10
Жена царя, Астис, лежит в своем роскошном храме в отдельной келье. Астис было 30 лет, но ее гибкое тело не потеряло красоты и свежести. Волосы у нее были покрашены в синий цвет, зеленые глаза были густо накрашены и казались огромными. Лицо было сильно нарумянено — по моде того времени.
Чувства Соломона к супруге Астис окончательно охладели. А вот в душе героини затаилась злость. Свою необузданную чувственность она утоляла с помощью оргий, которые подразумевал ее религиозный культ — поклонение богине Изиде. При этом ее любовниками были кастраты, и наслаждения у них были особыми. Чувственность царицы всегда была неудовлетворенной. И ее любовники, которые хоть раз отведали свирепых и кровавых ласк, всегда возвращались за новой порцией, готовые на что угодно. Но она любила одного лишь Соломона. И ненавидела его за предательство.Соломон не поддерживал культ жены. Он осуждал добровольную кастрацию мужчин и их странные обряды. Поэтому в ее храм он не ходил.
В этот день Астис позвала начальника стражи, ведь он уже давно испытывал к ней нежные чувства. Астис желает заключить с начальником некую сделку.
Анализ произведения
Повести «Суламифь» Куприна анализ сделать несложно, поскольку пересказать ее можно кратко, используя всего несколько предложений. Но чтобы понять смысл, который автор заложил в текст, необходимо полностью прочитать всё произведение.
Сюжет начинает развиваться с первых страниц, но только в четвертой главе происходит завязка драмы. До этого момента Куприн знакомит читателей с Соломоном. Цель автора заключается в том, чтобы сделать это как можно лучше.
Когда автор писал рассказ, он не преследовал цель передать историческую достоверность произошедших событий. Если в Библии можно найти главных героев, то о царице Астис нет никаких упоминаний. Куприн хотел написать легенду о любви и ревности. Библейские напевы вдохновили его сочинить продолжение.
Искажение фактов никак не влияет на историю, наоборот, делает её более интересной. Скорее всего, Астис никогда не существовала. Но задачей Куприна было создание трагедии, что у него очень хорошо вышло.
Повесть «Суламифь»
Царь Соломон с женами В повести Куприна Суламифь — это бедная девушка из виноградника, в которую влюблен царь Соломон. У героя тысяча жен, наложниц, танцовщиц и прочих женщин, которыми тот может пользоваться, царь делил ложе с царицей Савской, но больше всех любит беднячку Суламифь. Героиня работает в царском винограднике, и Соломон как-то раз застает ту подвязывающей лозы. Героиня напевает некую мелодию, занята работой и не замечает наблюдающего за ней царя. Соломон подходит к девушке и просит, чтобы та показала лицо.
У Суламифи юное стройное тело, смуглая кожа, густые и кудрявые темно-рыжие волосы падают девушке на спину. Сам царь тоже молод и прекрасен, и девушка влюбляется в него. Соломон просит героиню сесть с ним рядом и рассказать, кто она. Героиня называет свое имя и признается, что помогает братьям заниматься царскими виноградниками. Соломон целует девушку и назначает свидание следующей ночью у дома Суламифи. О себе царь лжет, что он царский повар.
Суламифи тринадцать лет, но девушка уже поднаторела в искусстве соблазнения. Героиня отправляется вечером в город и продает там свои единственные серебряные серьги, чтобы выручить денег. Вместо серег девушка покупает сладкую мирру, которой собирается умастить собственное тело перед свиданием, чтобы то пахло благовониями.
Суламифь
Ночью героиня ждет явления возлюбленного, тот долго не приходит, а когда шаги героя все-таки раздаются за дверью, девица пугается и долго не решается отпереть ему. В конце концов Суламифь выглядывает за дверь, но никого там не находит. Героиня ищет возлюбленного на улицах ночного города, а затем идет к винограднику — месту их первой встречи. Там девушка находит Соломона, между персонажами происходит эротическая сцена, после которой Соломон признается, кто он такой на самом деле.
Царь увозит возлюбленную во дворец, где та купается в целом бассейне благовоний, затем украшает волосы жемчугом и облачается в одежды из легчайших египетских тканей. Проходит неделя, в течение которой царь и Суламифь «наслаждаются любовью», а Соломон осыпает девушку драгоценными камнями и подарками.
Соломон и Суламифь
Между тем против героини замыслила недоброе царица Астис, верховная жрица храма Изиды, которую Соломон в свое время оставил. Астис испытывает черную ревность к Суламифи и подговаривает начальника царской стражи Элиава убить новую возлюбленную царя. В обмен Астис обещает тому отдаться.
Начальник стражи прячется у дверей царской спальни, где пребывают главные герои, и ждет удобного момента. Суламифь тем временем мучают недобрые предчувствия, и девушка говорит царю, что рядом притаилась смерть. В этот момент убийца врывается в спальню и пронзает Суламифь мечом. На этом короткая биография героини завершается. Царь Соломон приказывает умертвить начальника стражи, а царицу Астис выслать в Египет.