Джек лондон: бурый волк

Рецензия на рассказ Солоухина Мститель

Владимир Алексеевич Солоухин современный писатель, автор многих замечательных произведений о природе и искусстве. В ряде его рассказов хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека.

Название рассказа “Мститель” привлекает своей загадочностью. Первая мысль, возникающая у читателя, скорее всего, о том, что в сюжете скрыты какая-то интрига, обман и месть за этот обман. Можно предположить, что далее начнется детективная история.

Читатель фантазирует, представляя развязку сюжета, видит себя на месте мстителя, творящего добро и одновременно наказывающего зло.

Но что мы видим: история не о неуловимых мстителях, сюжет проще, но рассказ читается с не меньшим интересом.

Главные герои – школьники, учащиеся одной школы, одного класса. Один из них Витька Агафонов, другой, судя по повествованию от первого лица, – автор.

Этот рассказ – воспоминание детства с последующим переосмыслением. В основе новеллы лежит конфликт-интрига.

Работая на пришкольном участке, ученики “веселились”, насаживая комья земли на гибкие прутья и бросая слепленные шарики в воздух. Один комок, брошенный Витькой, возможно нечаянно, а может, и специально, попадает рассказчику в спину. С этого момента начинается внутренний конфликт. Героем овладевают обида, злость, а затем в его сознание закрадывается мысль о мести.

К счастью, дети могут вовремя остановить себя. Они боятся отвечать за свои поступки перед взрослыми. Отчасти поэтому умысел рассказчика не осуществляется. Возможно, герою было тяжело ударить по спине человека, который доверял ему.

Тем более ударить по спине было бы не по-мужски. Потерпевший отказывается от возмездия, он сумел простить обидчика и тем самым облегчил себе жизнь.

“Мне делается легко от приятного решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели”.

В настоящее время многие конфликты, возникающие между взрослыми людьми, имеют трагический финал. Взрослого человека, мечтающего отомстить, вряд ли что может остановить. Он пойдет на все.

Новелла – художественно рассказанная жизненная история. Язык прост, нет никаких двусмысленных фраз и выражений. Автор развивает сюжет по возрастающей линии.

Описание обстановки, места действия сюжета сменяется развитием конфликта: размышлением о мести и пониманием того, что мстить не обязательно. Ведь мстить может каждый, но простить – только духовно сильный и благородный человек.

Интересно

Что-то общее есть у этой новеллы с “Преступлением и наказанием” Достоевского. Раскольников обижен и зол, но, в отличие от ребенка, он приговаривает к смерти старуху и исполняет свой приговор. Такой финал противоречит моим нравственным устоям, ведь жизнь дал нам Бог, и только он вправе отобрать ее у нас.

На мой взгляд, “Мститель” подражает отпетым бандитам, заманивающим свою жертву в лес, туда, где их никто не увидит. Что это? Трусость? Или, наоборот, смелость?

Каждый судит по-своему. Но я убеждена в одном: для человека тяжелее простить обидчика, чем наказать его.

Идея

Родина волка из рассказа «Бурый волк» во многом определяет весь смысл рассказа. Дело в том, что он всю свою жизнь прожил в долине Клондайка. Так называется река в Канаде. Тамошняя область считалась золотоносной, однако трудно жилось тем путешественникам, который отправлялись на поиски металла. Однако, по словам Стиффа, Бурый был счастлив, когда бегал в упряжке и разделял с хозяином все трудности его жизни. Сам Миллер был настолько к нему привязан, что после его исчезновения отправился на его поиски. Та вольная дикая жизнь, которую вел Волк на севере, и сделала его таким нелюдимым. Характер зверя был тяжелым, но тем сильнее и крепче были его привязанности к тем людям, которые помогли ему в трудную минуту. Вместе с тем, он был слишком независим, и поэтому, когда трое хозяев отказались дать ему совет или помощь, он бросился в лес, судя по всему, решив жить по-своему. В данной ситуации симпатии автора всецело на стороне пса. Автор подчеркивает, что у него не было другого выбора, и вместе с тем он уважал его решение, которое в данный момент представлялось единственно верным. По-другому эта умная собака просто не могла поступить. Никто их присутствующих ее не поддержал. Бурого подвергли страшному испытанию, из которого он вышел победителем.

Писатель акцентирует внимание читателя на том, что этот зверь, столь дикий по натуре, оказался мудрее, чем люди. Нравственная правда осталась на стороне этого пса, который повел себя так, как велела ему его совесть, в то время как его хозяева скрыли от него свои истинные чувства, заставив самого решать свою судьбу

По сути, их спор был эгоистичным. И хотя читатели не могут сомневаться в искреннем желании Уолта и Медж оставить у себя любимого питомца, как и не могут сомневаться в любви к нему Скиффа, тем не менее, мы понимаем, что они поступили по отношению к несчастному животному чрезвычайно несправедливо. Несомненно, им следовало как-то договориться между собой и не мучить его столь строгим испытанием, которое оказалось выше его сил.

Трудно найти в данном случае определение их поведению. Каждый действовал из лучших побуждений, однако тот способ, который они выбрали, оказался недостоин их. Пожалуй, это особенно относится к Скиффу, который в начале своего появления представлялся человеком прямым, честным, чуждым всяческих ухищрений подобного рода. Что касается супругов Ирвин, то с их стороны, пожалуй, это был вполне объяснимый поступок. Также следует помнить, что именно Медж предложила провести такое испытание. Возможно, она не до конца понимала, насколько неуместно подвергать животное такому серьезному испытанию. Уолт же сначала чуть было не решил закончить этот спор силовым путем. Он и Скифф, кажется, готовы был подраться за право обладания волком. В этой сцене каждый из участников забыл, что имеет дело с существом очень ранимым по натуре, которому трудно выбирать между прошлым и настоящим. Неудивительно поэтому, что все симпатии автора всецело на стороне Бурого. Его простое отношение к жизни оказалось настолько же мудрым, насколько мудра сама жизнь. Возможно, данный финал покажется неожиданным, так как можно было ожидать, что Волк все-таки бросится вслед за своим старым хозяином, с которым провел бо́льшую часть жизни. Другие могли подумать, что он останется с Ирвинами. Но после прочтения произведения не может оставаться сомнений, что именно так и должен был закончиться данный рассказ.

Просмотры:
113

Часть третья

Глава первая. Творцы огня

Во время очередной вылазки волчонок натыкается на странных существ, они кажутся ему очень сильными. Так произошла первая встреча с людьми, которые оказываются индейцами. В волчице индейцы узнают свою питомицу по кличке Кичи, которая сбежала из племени год назад. Индеец Серый Бобр оставляет волчицу с волчонком в племени и дает полукровке кличку Белый Клык.

Волчонку приходится привыкать к новым условиям жизни, которые не менее суровые, чем в дикой природе. Первая схватка Белого Клыка с собачьим щенком Лип-Липом заканчивается бегством волчонка. Огонь сильно обжигает любопытного малыша. Белый Клык внимательно наблюдает за людьми и считает их высшими существами.

Глава вторая. Неволя

Волчонок все больше убеждается во всемогуществе людей. Он отдает свою судьбу в чужие руки. Лип-Лип вновь затевает драку и побеждает Белого Клыка. Волчонок вынужден проявлять хитрость, чтобы раздобыть еду, он постепенно становится ловким вором. Кичи куда-то увозят, а неволя преподает Белому Клыку важный урок: никогда нельзя кусать Серого Бобра – хозяина и повелителя. Волчонок тоскует о матери.

Глава третья. Отщепенец

В индейском поселке Белый Клык прослыл пронырой, вором и зачинщиком всех драк. Охота за волчонком – любимое развлечение собак. Повинуйся сильному, угнетай слабого – вот закон, который руководит зверем. Стальные мускулы на гибком теле, быстрота, выносливость, беспощадность и ум – Белый Клык должен был стать таким, чтобы выжить.

Глава четвертая. Погоня за богами

Индейцы вышли на осеннюю охоту, и Белому Клыку представилась возможность улизнуть в лес. Однако неволя испортила волчонка: он разучился самостоятельно добывать пищу. Зависимость от людей лишила его дикой силы. Белый Клык теперь чувствует непреодолимую потребность в людском обществе и защите. Волчонок возвращается, но стоянка индейцев уже пуста. Он бежит изо всех сил, пытаясь догнать хозяев. На третьи сутки Белый Клык нападает на свежий след. Боясь наказания, он ползком приближается к костру. Серый Бобр принимает беглеца обратно и кормит. Зверь отдает всего себя воле богов.

Глава пятая. Договор

Белого Клыка запрягают в сани. Он усердно работает, слушается приказаний и подчиняется дисциплине. Лип-Лип тоже стал вожаком собачьей упряжки, и клыки его собратьев теперь направлены против него. Ни одна собака не решается забрать у волчонка его кусок мяса. Белый Клык поддерживает среди собратьев суровую дисциплину. Хозяин продолжает путешествие. В одном поселке Белый Клык разгоняет толпу мальчишек, которые набросились на сына хозяина. За этот поступок хозяин дает волку кусок мяса. Белый Клык усваивает закон, что собственность хозяина надо охранять. Преданность человеку становится смыслом жизни для Белого Клыка.

Глава шестая. Голод

Годовалый волчонок возвращается в старый поселок. Ему уже не страшны взрослые собаки. Старый седой пес Бэсик пытается отобрать у Белого Клыка кость, но получает достойный отпор. В конце поселка у нового вигвама Белый Клык встречает Кичи, но волчица не узнает подросшего малыша и отгоняет его. У Кичи появился новый выводок. Теперь мать и сын не нужны друг другу.

Когда Белому Клыку шел третий год, в поселке начался голод. Индейцы стали есть даже собак. Волку приходится убежать в лес, где он питается мелкими зверьками. Случайно Белый Клык встречает в лесу старого врага Лип-Липа и расправляется с ним. К лету Белый Клык приходит в поселок, где голод кончился. Хозяйка рада его возвращению и кормит свежей рыбой.

Детство

Однажды суровой голодной зимой в Северной глуши собака по кличке Кичи убежала от своего хозяина в лес. Там она попала в волчью стаю, где нашла себе пару. Вскоре у нее рождаются детеныши. Однако выжить в такой холод и голод удается не всем щенкам. В живых остался только один. Чтобы прокормить свою семью, волк охотится. Решившись на смертельную схватку с рысью, которая напала на него, волк-отец погибает. Щенок остается вдвоем с матерью. Из краткого содержания «Белого Клыка» Джека Лондона читатель осознает: щенок постиг самый главный закон дикой природы: если не съешь ты, то будешь съеден сам. Окрепнув, щенок-волчонок часто охотится вместе с матерью.

Автор Джек Лондон

Джек Лондон

БУРЫЙ ВОЛК

Трава была еще покрыта росою, и она задержалась несколько, чтобы надеть калоши. Выйдя из дому, она нашла мужа, погруженного в созерцание распускающегося миндального бутона. Она окинула ищущим взором высокую траву и местность вокруг фруктовых деревьев.

— Где же Волк?

— Он только что был здесь. — Уолт Ирвин мигом оторвался от поэтических и метафизических раздумий, вызванных чудом органического развития цветка, и посмотрел вдаль. — Я видел, как он гнался за кроликом.

— Волк! Волк! Сюда! Волк!.. — закричала Мэдж. Они миновали расчищенную полянку и пошли по лесной тропинке, украшенной восковыми колокольчиками манзаниты.

Ирвин всунул в рот мизинцы обеих рук и помог ей резким свистом.

Закрыв уши ладонями, она сделала гримасу.

— Однако для поэта, нежно настроенного, ты умеешь издавать довольно-таки некрасивые звуки. Мои барабанные перепонки… знаешь, они полопались. Ты свистишь громче, чем…

— Орфей?

— Нет, я хотела сказать: чем уличный бродяга, — заключила она строго.

— Поэзия не мешает быть практичным. Мне, по крайней мере, она не мешает. Я не обладаю ведь тем легкомысленным гением, который неспособен продавать свои перлы журналам.

Он принял шутливо-напыщенный вид и продолжал:

— Я не певец чердаков, но я и не салонный соловей. Почему? Да потому, что я практичен. Песнями я богат; а их я могу превращать — конечно, обменивая — в домик, увитый цветами, в прекрасный горный луг, в рощицу… Наконец, во фруктовый сад из тридцати семи деревьев, в длинную грядку ежевики да в две короткие грядки земляники, не говоря уже о четверти мили журчащего ручья. Я — торгаш красоты, продавец песен, и о пользе я не забываю. Нет, моя дорогая Мэдж, я не забываю. Я пою песни и, благодаря издателям журналов, превращаю их в дыхание западного ветра, шепчущего в наших рощах, и в журчание струй и ручейков между мшистых камней. И от журчащих струй и дыханий ветерка зарождается песнь: то снова моя песнь возвращается ко мне: она не та, какую я пел, она другая, но вместе с тем она та же самая, но только чудесно преображенная…

— О, если бы все твои превращения были так удачны! — засмеялась она.

— Назови хоть одно неудачное.

— Эти два великолепных сонета, которые ты превратил в корову, оказавшуюся потом по дойности худшей в округе.

— Она была прекрасна… — начал он.

— Но она не давала молока, — прервала его Мэдж.

— Но она была красива, не правда ли? — настаивал он.

— Вот тут-то и видно, что не всегда красота приносит пользу. А вот и Волк.

В чаще, покрывающей склон холма, раздался треск сухостоя, и вслед за этим, в сорока футах над ними, на краю скалистой стены, показалась волчья голова. Его передние лапы сдвинули камешек, и с настороженными ушами и неподвижными глазами он наблюдал падение камня, пока тот не ударился о землю у их ног. Тогда Волк перевел на них взгляд, оскалил зубы и словно ухмыльнулся.

— Волк! Волк, хороший Волк! — звали его мужчина и женщина.

При звуке их голосов собака прижала уши, и голова ее как будто ластилась под лаской невидимой руки.

Они смотрели, как она лезла обратно в чащу, и продолжали идти. Несколько минут спустя на повороте дороги, где спуск был не так крут, Волк присоединился к ним. Он сдержанно проявлял свои чувства. После того как мужчина потрепал его около ушей, а женщина приласкала, он вырвался и помчался вперед по тропинке; скоро он был уже далеко. Он бежал, без усилий — совсем по-волчьи — скользя по земле.

Долгий путь к доверию

Судьба дает супругам еще один шанс: Уолт случайно встречает пса в одной из своих поездок и забирает его домой. На этот раз зверя сажают на цепь, чтобы не позволить ему вдруг улизнуть, и надевают ему ошейник с адресом и именами хозяев. По этим действиям можно заключить, что супруги уже считают волка своей собакой, хотя отношения между ними еще сложно назвать дружескими. Волк упорно сбегает несколько раз на протяжении года, благодаря надписи на ошейнике его каждый раз возвращают Ирвинам, которые всеми силами пытаются добиться его расположения: Уолт проводит с псом много времени, Мэдж балует лакомствами.

Примечательно, что супруги называют своего питомца просто Волк, не дают ему определенного имени. Это говорит о том, что они до конца не могут понять зверя, не знают, чего от него ждать. Единственное, что Ирвины знают о Волке – то, что он постоянно бежит на север, преодолевая огромные расстояния за несколько дней, пока его не поймают. Такое упорство Волка наводит их на мысль о том, что он раньше жил на севере, может, в Клондайке, и каким-то образом оттуда сбежал и потерялся.

После долгих месяцев, проведенных с четой Ирвин, Волк начинает привыкать к новой жизни и своим хозяевам. Его уже не держат на поводке, позволяя бегать по лесу и охотиться. Единственное, что его смущает – это шуршание юбки Медж, поэтому он более привязан к Уолту.

Внезапная встреча с прошлым

Однажды по дороге на почту Уолт и Мэдж встречают в лесу незнакомого путника. Им оказывается Скифф Миллер из Клондайка, брат их соседки миссис Джонсон, который приехал ненадолго навестить свою родственницу. Дружелюбную беседу прерывает появление Волка, который с радостным видом бросается навстречу Скиффу. Мужчина также демонстрирует огромную радость и удивление. Ирвины не знают, что и думать: их питомец никогда и никого из чужих к себе не подпускал и рычал на людей при малейшем приближении.

В следующую минуту супруги узнают, что Скифф является хозяином Волка, настоящее имя которого – Бурый. Раньше Волк жил в Клондайке и был вожаком лучшей упряжки в округе. Скифф дорожил им и не хотел никому продавать, хотя ему предлагали большие деньги. В итоге пса сманили и увезли, после чего он, видимо, сбежал и отправился на поиски Скиффа, тогда и попал к Ирвинам.

Скифф уверенно заявляет, что заберет пса обратно в Клондайк, Ирвины не могут этого допустить: они уже не представляют своей жизни без любимого питомца.

Жестокий выбор

После небольшой перепалки за право оставить себе собаку Ирвины и Миллер решают предоставить выбор Волку. Они расходятся в разные стороны, договорившись не проявлять знаков внимания и не уговаривать животное пойти с ними.

Сначала Волк бросается за Миллером и пытается остановить своего старого хозяина, но тот не проявляет никакой теплоты. Пес бросается к Уолту, но и у него не находит поддержки. В попытке хоть небольшой подсказки он подходит к Медж, но та под пристальным взглядом мужа подавляет в себе желание приласкать любимца.

Обезумевшего от горя пса охватывают судороги, он чувствует себя преданным и покинутым и не знает, куда ему бежать. Готовый вот-вот завыть от тоски и боли, он замирает посередине между двумя разными путями: к мирной и тихой жизни с Ирвинами либо к тяжелой работе с родным ему Скиффом. Но выбрать он не может, так как не получает ответной реакции ни от своего старого хозяина, ни от любимых Уолта и Медж. Журчание ручья и пение птиц успокаивают его, и он делает выбор. Волк убегает в лес.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Волшебная гора Манн

    События произведения начинают разворачиваться перед войной. Ганс Касторп – молодой инженер, он едет в санаторий для больных туберкулезом, где проходит лечение его кузен Иоахим Цимсен

  • Краткое содержание Зелёное утро Брэдбери

    В книге рассказывается о Бенджамине Дрисколле. В возрасте 31 года Бенджамин решил озеленить планету Марс. В течение 30 дней он жил на Марсе.

  • Краткое содержание Ремарк Триумфальная арка

    Действие романа происходит во времена Второй мировой войны, во Франции. Главным героем выступает бежавший немецкий хирург Равик, который прошёл Первую мировую войну и тайно, без всяких документов и разрешения проживает во Франции

  • Краткое содержание Куприн Юнкера

    Наступил конец августа. Алеша Александров недавно окончил кадетский корпус. Алешу зачислили в юнкерское пехотное училище имени императора Александра II. Он ходил в гости к Синельниковым, чтобы увидеть молодую Юлию

  • Краткое содержание Бурый волк Джека Лондона

    Уолт Ирвин и его жена Медж жили в небольшом горном коттедже. Однажды Ирвин спустился к ручью и увидел там пса. Он был истощён, его лапы были разбиты в кровь.

Великая Отечественная война даже спустя много десятилетий остается величайшим ударом для всего мира. Какая же это трагедия для сражающегося советского народа, потерявшего больше всего людей в этом кровавом поединке! Жизни многих (и военных, и штатских) оказались сломаны. Рассказ Шолохова «Судьба человека» правдиво живописует эти страдания, не отдельного человека, а всего народа, вставшего на защиту своей Родины.

Рассказ «Судьба человека» основан на реальных событиях: М.А. Шолохов встретил мужчину, рассказавшего ему свою трагическую биографию. Эта история была практически готовым сюжетом, но не сразу превратилась в литературное произведение. Писатель вынашивал свою идею 10 лет, но изложил ее на бумаге всего за несколько дней. И посвятил Е. Левицкой, которая помогла ему напечатать главный роман его жизни «Тихий Дон».

Рассказ вышел в газете «Правда» накануне нового, 1957 года. А вскоре был прочитан на Всесоюзном радио, услышан всей страной. Слушатели и читатели были потрясены силой и правдивостью этого произведения, оно завоевало заслуженную популярность. В литературном отношении эта книга открыла для писателей новый способ раскрывать тему войны – через судьбу маленького человека.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: