Краткое содержание
Рассказ «Зачем я убил коростеля» Виктора Астафьева невелик по своему объему и имеет предельно простую композицию. В нем повествуется о мальчишке, который, возвращаясь с рыбалки, увидел подбитую птицу. Подросток захлестал удилищем беззащитное создание, и только потом увидел, что у коростеля было подбито крыло, поэтому он не смог улететь в теплые края.
Мальчишке стало жалко убитую им птицу, он осознал, что загубил невинное создание, после этого стал бережно и с любовью относиться к окружающей его природе. Малыш похоронил убитого им коростеля, пытаясь тем самым заглушить чувство вины. Теперь он каждый год летом с нетерпением ждал прилета коростелей из жарких стран, делая для них скворечники и подкармливая диких животных. Автор живописно описывал красоту северной природы, показывая беззащитность убитой птицы и безвозвратность смерти.
Краткое содержание Толстой Гадюка для читательского дневника
В произведение Толстого «Гадюка» рассказывается о жизни одной девушки. Автор описывает несколько циклов: ее проживание в родительском доме, жизнь во время войны и жизнь после войны. Основным действующим лицом произведения является дочь купца Зотова Ольга Вячеславовна. Зотова влюбляется в кавалериста и отправляется за ним на войну. Емельянов и еще пара солдат погибают, когда убирают заграждение с моста. Ольга решает продолжить дело своего убитого возлюбленного. В итоге этой деятельности она получает ранение. После того, как девушка оправилась, она вернулась на войну и пробыла там до ее окончания.
Позже мужчина женится на соседке, которая оказывается ужасной скандалисткой. Однажды она специально наведалась к Ольге и показала ей свидетельство о браке. Вне себя от гнева Зотова сделала выстрел в лицо своей сопернице и сама же пошла сдаваться в милицию. Там, она призналась в содеянном и пыталась покончить с собой, но ей не дали этого сделать. Произведение заканчивается судом девушки. Но автор дает возможность читателям самим вынести ей приговор.
Читать краткое содержание Гадюка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Краткое содержание
Рассказ начинается с того, что главный герой задами пробирается к дому. Он хочет сделать сюрприз для бабушки. Много времени Витя провел на войне и вернулся не только живым, но и героем. Когда юноша увидел старушку, то его сердце сжалось: она сильно сдала, но продолжала заниматься привычными делами.
Бабушка была рада видеть внука, она переживала за него и каждый день молилась. Катерина Петровна пожаловалась на свое здоровье и взяла с Вити обещание. Он должен был приехать на ее похороны и попрощаться с ней. Витя вспомнил, как во время войны бабушка прислала ему мешочек с самосадом, сухариками и табаком. Поэтому он обещал исполнить просьбу старушки.
После Витя уехал на работу на Урал. Спустя время ему пришла телеграмма с новостью о смерти бабушки. Начальник отказал Вите в отпуске и запретил юноше ехать. Только через несколько лет удалось ему посетить родную деревню.
Там ему Апраксинья и Дуня поведали, что Катерина Петровна совсем перестала ходить. Чтобы облегчить себе быт, картошку она мыла так: высыпала на траву утром и катала граблями. Клубни очищались росой. Дождевую воду старушка набирала в кадки и горшки, потому что носить воду с Енисея она уже не могла.
Обсудите с другом. Что пытался объяснить писатель ребятам и читателям?
Вариант 1
Автор объяснил, что утята такие же дети, как и сами мальчишки.
У них тоже есть мама, которая очень переживает за них.
Дети бы наверняка не хотели, чтоб их самих обижали взрослые.
Поэтому нужно понимать, что нельзя смеяться и издеваться над маленькими.
Своими играми они только вредили маленьким утятам и их матери.
Главная мысль, которую хотел донести автор — нельзя обижать меньших.
Их нужно уважать, оберегать и любить.
Вариант 2
Пришвин хотел донести всем, что животным не так уж легко жить.
Животные – это наши младшие братья.
Поэтому их нужно оберегать, проявлять к ним заботу.
А обижать животных, нарушать их покой – очень жестоко.
Подсказка:
- Ответы к рабочей тетради 2 класс О братьях наших меньших стр. 42-44
- Краткая биография Михаила Пришвина для презентации
- Читательский дневник по рассказу «Ребята и утята»
_______
Об авторе
Помогает хорошо познакомиться с сюжетом повести «Зачем я убил коростеля?» краткое содержание, изложенное в этой статье. Вообще, Астафьев много своих произведений посвящал теме общения с природой и животными.
Он сам родился в селе. Появился на свет в 1924 году в селе Овсянка, на территории Красноярского края. Когда Виктор был совсем маленьким, его отца осудили за вредительство. А вскоре погибла и его мать. Лодка, на которой она плыла, перевернулась. Мать Астафьева упала в воду, зацепилась косой за бон и утонула.
Мальчик в итоге остался предоставлен сам себе. Долго жил где придется, а в результате оказался в детском доме.
В 1942 году отправился добровольцем на фронт. Его не остановило то, что к тому времени он выучился на железнодорожника, а значит, имел бронь. Сначала прошел военную подготовку, а с весны 1943 года был направлен в ряды действующей армии. На войне служил шофером и связистом в артиллерии, получил контузию на Западной Украине.
Крестьянин
Мы охали из Красноярска в село Казачинское и достигли уже Большемуртинского района, где села сплошь почти именуются по-татарски и живет здесь много обрусевших татар. Земля была вся в цвету. «Вся!» — я произнес не как литературный образ, земля в самом деле цвела в три, в четыре, в пять этажей! Она буйствовала, она, озоруя, мазалась красками, безудержно, по-детски радуясь самой себе, теплу и солнцу. Понизу земля была опрыскана белыми цветами клубники и земляники, гусиной лапкой, ветреницами желтыми и белыми, блестками травы-муравы, звездочками любки и майника. Выше синели ирисы, качались ландыши белые и лесные — орехового цвета, и кое-где уж птичьим яичком выкатывались из сдвоенного листа рябенькие кукушкины слезки, робко и просительно открывая ротик, обметанный молочной пеной, а еще выше — и цветы эти, и землю всеохватно и яростно захлестывал пожар сибирских жарков. Огненное буйство усмиряли только спокойные цветы медуницы, синеющие по опушке леса, и уверенные, крупно растущие по мокрым логам и склонам гор марьины коренья с уже забуревшими, кругло выпирающими бутонами. Глаз радовался, душа пела, восторг передавался ей от ликующей природы. Так вот, с восторженным настроением, громким говором, мы и вкатили в какое-то сибирское село с приземистыми, крепко рубленными избами, приветливость которым придавали, пожалуй, только ставни, пестро, как у теремков, покрашенные, да цветы на окнах. Машина наша ехала бойко по улице, и от нее в панике разлетались на стороны курицы и от каждого двора, сатанея, гнались псы, пытавшиеся ухватить зубами за колесо наш транспорт. Впереди показалась белая лошадь с распущенной гривой и буйно разметавшейся челкой. На ней сидел человек с предостерегающе поднятой левой рукой, в правой он крепко держал повод обороти. — Я объезжаю молодую лошадь, — с чуть заметным татарским акцентом сказал он и тихо, уважительно прибавил: — Извините! Лошадь грызла удила, косила коричневые глаза на машину и круглила гибкую шею, как бы обтекая собой автомобиль, и в то же время не двигалась с места, а лишь пританцовывая, щелкала подковами. Парень — по лицу это был парень, но крупный, с мужицким раскрыльем плеч, с прямым доверительным взглядом и тем достоинством в каждом движении, в слове и в улыбке, которое дается истинным труженикам земли, ничем не запятнавшим свою жизнь во многих поколениях, не дрогнувшим в лихолетье, уверенным в себе и в той пользе, какую они дают миру и людям, — парень этот не горячил молодого жеребца, чуть порябленного серыми пятнами по ногам и по груди, он как бы давал полюбоваться конем и собою, и мне показалось, лошадь понимала его и, гарцуя, немножко кокетничала перед нами, но страх все же жил в ней, она боялась машины, у которой стучало сердце и выбрасывало душный дым, и людей, сидящих в машине, боялась, не понимая, отчего они сидят в ней, а не на ней, и вообще жеребец был еще молод, ему хотелось мчаться, лететь над землей, и он вдруг понес, трусовато закидывая ноги и зад, как это делали когда-то беспородные, дураковатые крестьянские кони, не видавшие никаких машин, как мы когда-то в детстве, ополоумев от страха, очумело мчались в сумерках мимо деревенского кладбища. Парень, откинувшийся в седле, выровнял себя, сжал бока лошади стременами, что-то ей сказал, наклонившись, и она вроде как поняла его, перешла на красивый, стелющийся намет. Унес жеребец парня за околицу села, в пылающие жарким весенним цветом поля, в нарождающееся лето, к солнцу, а мы еще долго смотрели им вслед, и мне посейчас еще видится белая-белая лошадь и ладно, уверенно сидящий в седле парень с приветливо и предостерегающе поднятой рукой. Рука была большая, узловатся, величиной с совковую лопату, с мозолями на ладони. А лошадь — пугливая, юная, с шелковистой, нежной гривой и звонкими, серебряно сверкающими копытами.
Изменившиеся требования
Автор рассказа подмечает, что с течением времени меняются требования к женской сексуальности. Если сначала нужен «братишка», который готов отдать жизнь за мировую революцию, то уже через несколько лет это неактуально. Теперь востребованы милые кудряшки, чулочки, флирт и глупое щебетанье ни о чём.
Ольга — обладательница бескомпромиссного характера. Она убеждена, что революция позволит женщине улучшить свою жизнь. Девушка меняется, но в худшую сторону. При этом она лишь теряет, ничего не приобретая. Её женская природа выходит на первый план. Мужчина, априори представляющий собой некую высшую власть, отсутствует, его нет рядом. Этот бой проигран. Емельянов убит на войне, директор Махорочного театра женат на другой. Ольга ощущает, что ей нет места в этом мире, если она одна. Это и приводит к непоправимой катастрофе.
Она чувствует, что не в силах превозмочь комплекс мужского типа поведения, который успела приобрести. Зотова не может пойти изворотливым женским путём, чтобы получить избранника, что порождает любовную драму. Сонечка, в отличие от неё, может похвастаться всеми девичьими качествами. Ольга признаётся в любви директору театра, но тот раздражается в ответ. Он уверен, что она позарилась на его статус и деньги.
Толстой смог ощутить и выразить в своём произведении проблематику эмансипации слабого пола. Он попытался пролить свет на женский вопрос и заставил задуматься о естественной детерминированности жизни дамы. По его мнению, чем дальше друг от друга представители разных полов, тем лучше для них. Толстой убеждён, что сближение мужчины и женщины (или их равенство) свидетельствует о катастрофе и упадке.
Полет голубой стрекозы
Далее в рассказе идет описание природы, строки дышат удивительной чистотой и помогают читателю прочувствовать красоту вечернего леса. В этой части рассказа М. Пришвина «Голубая стрекоза» (краткое содержание не сможет, к сожалению, передать все нюансы) говорится о том, какой целительной силой может обладать природа. Корреспондент и мальчик любовались красотой леса в вечерних лучах солнца, водяными лилиями. В этот момент над водой кружилась голубая стрекоза.
Мальчик, закрыв глаза, слушал звуки ручья, и на его лице отражалась внутренняя борьба. Наконец, она закончилась появлением на лице детской улыбкой, он открыл глаза и поблагодарил автора. В этот момент мальчик увидел стрекозу, улыбнулся и снова закрыл глаза. Иногда раненый боец спрашивал, продолжает ли летать это прекрасное создание. И всегда получал утвердительный ответ, который его успокаивал.
Спустя какое-то время автор задумался и, ответив на вопрос про стрекозу, не заметил, что мальчик открыл глаза. Но в сумерках он не увидел ее и расстроился, что писатель оказался невнимателен. Пришвин тоже огорчился, но вдруг в отражении воды увидел стрекозу и рассказал об этом мальчику. Краткое содержание «Голубой стрекозы» Михаила Пришвина мы завершим тем, что писатель рассказывает, как мальчика спасли. Он считал, что это заслуга не только докторов, но и волшебной песни ручья и полета голубой стрекозы.
Даже если читать краткое содержание «Голубой стрекозы» Пришвина, можно прочувствовать с какой искренней любовью описывает писатель красоту природы. И как он радуется, что есть люди, которые ей могут восхищаться и которых огорчает невнимательное отношение к ее красотам. Пришвин считал, что докторам помогли ручей и стрекоза потому, что умение ценить каждый миг и быть в гармонии с природой позволяет человеку сохранить все хорошее, что есть в его натуре.
Виктор Петрович Астафьев Конь с розовой гривой Рассказы
В этой книжке есть рассказ «Васюткино озеро». Судьба его любопытна. В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один и вот об этом обо всём и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей.
Рассказы, включённые в эту книжку, написаны в разное время. Почти все они о моей родине – Сибири, о далёком деревенском детстве, которое, несмотря на трудное время и сложности, связанные с ранней гибелью мамы, всё-таки было удивительно светлой и счастливой моей порой.
Автор
Основная мысль и проблематика
Произведение учит внимательно относиться ко всему живому: к животным, птицам, насекомым и даже растениям. Порой человек может просто так сорвать красивый цветок, а затем выбросить его на дорогу, не подумав, что он мог бы продолжать расти и цвести. Ситуация же с загубленным коростелем ещё более трагичная. Мальчик, охваченный игрой и азартом, в полной мере осознаёт это, когда держит в руках мёртвое тельце птички.
Тогда мир будто останавливается, а в душе мальчика незаметно что-то меняется. Возможно, если бы этого происшествия не случилось, он вырос бы более жестоким охотником и уж точно не стал интересоваться дикой природой и жизнью коростелей. Однако эта ситуация многому его научила, преподав суровый урок на всю жизнь.
Бессмысленность детского поступка ещё более отчётливо видна на фоне рассказа о том, что в небольшом старинном городе на юге Франции коростель считается священной птицей. Там он изображён на гербе города, люди с уважением и почтительностью относятся к этой маленькой, но самоотверженной птичке. Если бы мальчик жил там в давние годы, за убийство этой птицы его приговорили бы к смертной казни.
Однако он живёт далеко от Франции и сам мысленно казнит себя за совершённый поступок каждый раз, когда слышит скрип коростеля за речкой. Даже ужасы войны, на которой он побывал, меркнут перед мучительным детским воспоминанием.
Дети изучают и анализируют этот рассказ в школе. Для сочинения на ЕГЭ по произведению можно выделить следующие темы и проблемы:
- необходимость оберегать братьев наших меньших;
- проблемы бессмысленной детской жестокости;
- детские впечатления и их влияние на становление личности;
- вопросы совести;
- чувство ответственности за каждый совершённый поступок;
- ошибки детства и необходимость отвечать за них, став взрослым.
В названии произведения звучит вопрос, ответить на который автор не может всю жизнь. Возможно, он много раз думал, что хотел бы вернуться в тот роковой момент и не убивать птицу, но это невозможно: коростеля не вернёшь. Остаётся только надеяться на прощение, которое рассказчик и пытается услышать в звуках коростелей, возвращающихся из тёплых краёв. В конце произведения настойчиво повторяется тот же вопрос, в который автор вкладывает всю свою боль и раскаяние.
Астафьев. Краткие содержания произведений
- Ангел хранитель
- Бабушка с малиной
- Белогрудка
- Бойе
- Васюткино озеро
- Веселый солдат
- Весенний остров
- Гуси в полынье
- Далекая и близкая сказка
- Деревья растут для всех
- Домский собор
- Жизнь Трезора
- Запах сена
- Зачем я убил коростеля?
- Звездопад
- Злодейка
- Капалуха
- Капля
- Конь с розовой гривой
- Кража
- Легенда о стеклянной кринке
- Людочка
- Макаронина
- Мальчик в белой рубахе
- Милаха и кот громило
- Монах в новых штанах
- Ночь темная-темная
- Пастух и пастушка
- Печальный детектив
- Последний поклон
- Прокляты и убиты
- Пролётный гусь
- Родные березы
- Стрижонок Скрип
- Трофейная пушка
- Фотография, на которой меня нет
- Хвостик
- Царь рыба
- Яшка лось
Кому же идти за дровами?
На краю села жила вдова с тремя сыновьями. Два сына уже взрослые юноши, высокие, статные, славные, красивые. А третий – подросток Юра – маленький, тоненький, как тростинка.Было это зимой. Выпал глубокий снег, дул северный ветер, трещал мороз. Мать говорит – как будто сама себе, но чтобы дети слышали:– Холодно, дети. А дров нет… Кому же за дровами идти?Молчат старшие сыновья, нагнули головы, смотрят в землю и печь колупают.– Я пойду за дровами, мама, – сказал младший сын.– А мороза ты не боишься? – спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает.– Нет, не боюсь, – отвечает сын и одевается.– Ну что ж, иди, Юра, – сказала мать, крепко подпоясала и поцеловала сына.Пошёл Юра. И сразу стало в хате так тихо, будто всё живое, что есть на свете, прислушивалось и думало: что же будет? И ветер на дворе затих. Два старших сына подняли головы, посмотрели на мать и сказали:– Мы тоже пойдём в лес, мама.– Идите, сыны, – прошептала мать и заплакала от радости.
Стыдно перед соловушкой
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
-Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. -Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
-Стыдно … перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
Главные герои
Петя Зубов – третьеклассник, лентяй и ротозей.
Маруся Поспелова – ученица 3 класса, также большая лентяйка.
Наденька Соколова – ученица 3 класса, лентяйка и прогульщица.
Вася Зайцев – второклассник, легкомысленный, проказливый, ленивый мальчик.
Сергей Владимирович, Пантелей Захарович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна – злые волшебники, пожилые люди, отобравшие у детей их время, чтобы самим стать молодыми.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Сказка о потерянном времени»
- для самых компанейских — Главные герои «Сказка о потерянном времени»
Пересказ
События этого поучительного рассказа сорокалетней давности. Герой повествования спешит домой после рыбной ловли. Вдруг мальчик замечает птичку, мирно сидящую у края дороги. Птица, увидев мальчика, пытается скрыться, но у нее не получается. Героя охватил дикий азарт, стремление догнать и убить птицу. Мальчик настиг бедное существо и забил насмерть удочкой. Это оказался коростель, у него отсутствовала одна лапка. Ребенку стало жалко убитую понапрасну птицу. Он взял мертвое тельце и закопал у дороги.
С той самой поры наш герой ждет не дождется весны, ждет, когда прилетят коростели. Он до сих пор не может простить себе тот ужасный поступок, ту глупость, которую он совершил много лет назад. Эта вина тяжелым грузом лежит у него на душе.
Герой рассказа теперь знает, какая сложная жизнь у этого рода птиц, как им трудно перебираться с места на место. Сколько сил им стоит прилететь в наши края.
И вот уже много, много лет прошло, мальчишка уже вырос и состарился. Бывал он и на войне, убивал людей, но так и не простил себя за то, что будучи ребенком лишил жизни того самого раненого коростеля.
Астафьев в своем произведении затронул тему бессмысленности необдуманных поступков. О том, как порою жесток человек, и к чему это приводит. Не следует сдуру совершать глупостей, ведь об этом будешь жалеть всю жизнь.
Оцените произведение:
3.14
Голосов: 36 Читать краткое содержание Зачем я убил коростеля?. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Болезнь Вити
Ночью у главного героя отчаянно разболелись ноги — он простудился, и у него обострился ревматизм. Катерина Петровна называла эту болезнь «рематизня» и считала, что она передалась мальчику от покойной мамы. Бабушка ругала и лечила внука всю ночь: растирала ноги нашатырным спиртом, поила отварами, а под утро с помощью деда парила в бане.
Ничего не помогло быстро выздороветь. Когда утром за Витей зашел Санька, чтобы идти фотографироваться, тот понял, что не может, — ноги не идут. Тогда Санька в знак солидарности решил тоже не идти, ведь он еще успеет сфотографироваться не раз в своей жизни, а друга надо поддержать. Бабушка одобрила решение друзей и пообещала позже отвезти к лучшему фотографу, но Витя все равно в мыслях был огорчен — он знал, что так на снимке не будет школы.
Мальчик проболел больше недели. Как-то его зашел навестить учитель Евгений Николаевич и принес фотографию одноклассников, сделанную на фоне его растерзанного родового гнезда.
Скажи человеку «здравствуйте»
Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеёк журчит в лесной глуши.
Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.
– Отец, куда идёт бабушка? – спросил сын.
– Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец.
– Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем незнакомы.
– А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего. Вот и бабушка.
– Здравствуйте, – сказал сын.
– Здравствуйте, – сказал отец.
– Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.
И сын с удивлением увидел: всё вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно. На душе у мальчика стало радостно.
– Почему это так? – спросил сын.
– Потому что мы сказали человеку «здравствуйте», и он улыбнулся.
Виктор Астафьев «Зачем я убил коростеля?»
Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.
Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.
От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать: непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!
Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.
Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.
Я узнал птицу — это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края — зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки: в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.
Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.
Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.
Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.
И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.
И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку.
Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.
Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.
Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути, и особенно при перелете через море.
Как идет коростель, где, какими путями — мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц — небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.
Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.
Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.
Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?
Заблудились в лесу
Тут, к счастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики – и в чащу бегом.
Но тут ждала их новая беда. Заблудились они в лесу.
Наступила ночь, темная-темная. Бродят старики по лесу, падают, спотыкаются, а дороги не находят.
– Ах, время, время! – говорит Петя. – Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику – боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.
Совсем выбились из сил старички. Но, на их счастье, подул ветер, очистилось небо от туч и засияла на небе полная луна.
Влез Петя Зубов на березу и увидел – вон он, домик, в двух шагах белеют его стены, светятся окна среди густых елок.
Спустился Петя вниз и шепнул товарищам:
– Тише! Ни слова! За мной!
Поползли ребята по снегу к домику
Заглянули осторожно в окно
Ходики показывают без пяти минут двенадцать. Волшебники лежат на сене, берегут украденное время.
– Они спят! – сказала Маруся.
– Тише! – прошептал Петя.
Тихо-тихо открыли ребята дверь и поползли к ходикам. Без одной минуты двенадцать встали они у часов. Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам и – раз, два, три – закрутил их обратно, справа налево.
С криком вскочили волшебники, но не могли сдвинуться с места. Стоят и растут, растут. Вот превратились они во взрослых людей, вот седые волосы заблестели у них на висках, покрылись морщинами щеки.
– Поднимите меня, – закричал Петя. – Я делаюсь маленьким, я не достаю до стрелок! Тридцать один, тридцать два, тридцать три!
Мертвый таймень
Меж бревен вверх брюхом плавал по Енисею огромный таймень, и замусоренная вода пузырилась вокруг мертвой рыбины. По древнему зову пришел таймень осенью к тому месту, где был Манский бык, который безо всякой надобности смахнули гидростроители, стал за камни — ближе к живым донным ключам. Весной таймень начал пасти стаю ельцов, выедая тех, что больны и ослаблены. Забылся в охоте таймень. Увлекся. А возле займища в Овсянскую запань разгружалась железная лесовозная баржа — колымага, разом обрушив в воду весь лесной груз тонн в семьдесят весом, и, как глупого мелкого ельца, хряпнуло бревнами, оглушило речного красавца, быть может, последнего из тех речных богатырей, что стояли веками за Манским быком зимней порой в холодной, тихой яме и украшали жизнь реки, продляя богатырский таймеиный род, разжигали рыбачью удаль и страсть.
Посмеялись над бабушкой
Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно.
Мимо стадиона шла старенькая бабушка. Она плохо видела, шла медленно, ощупью проверяя дорогу палкой.
Кто-то из ребят бросил мяч так, что он покатился бабушке под ноги, ударил по палке и выбил ее из рук. Остановилась бабушка, растерялась, не знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит бабушка ее.
Дети смотрят на бабушку и смеются. Никто из них не догадался подойти к старушке, попросить прощения и помочь ей.
Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому и в голову не пришло, что в эту минуту творится большое зло: человек издевается над человеком.
Характеристика главного героя
Главный герой произведения — рассказчик, от его имени и идёт повествование, текст которого больше напоминает исповедь. В начале рассказа он обычный деревенский паренёк, который ходит на рыбалку. Это сын охотника. Как и многие мальчишки, он не задумывается над своими поступками. Осознание того, что он совершил, приходит к нему лишь тогда, когда он берёт в руки умерщвлённую птичку. Тогда он испытывает целую гамму чувств: жалость, вину, боль.
Спустя сорок лет, во взрослом и сознательном возрасте, рассказчик уже сам охотник, пошедший по стопам отца. При этом он никогда не стреляет понапрасну. Он прошёл войну, в жизни повидал много. Он не оправдывает свой поступок, совершённый в детстве, а, наоборот, порицает его. За эти годы он успел узнать многое об окружающей природе и о жизни коростелей. Но закоренелая вина никогда его не покидает. На своих ошибках он предлагает учиться и читателю.
Что ты можешь сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные?
Вариант 1
Ребята не злые и жестокие, ведь они не понимали, вредят животным.
Я бы охарактеризовал их глупыми, несмышлёными и беззаботными, потому что они думали только о веселье.
В силу своего возраста и ребячества дети дурачились, не задумываясь о последствиях.
Но благодаря автору, который рассказал о том, что нехорошо так делать, они исправились и даже пожелали им счастливой дороги.
Вариант 2
В силу своего возраста, они были глупыми, беззаботными и несмышлёными.
Но нельзя назвать их жестокими, ведь они не понимали, насколько плохо поступают.
Хорошо, что мальчики осознали свою ошибку и быстро исправились.
Думаю, они больше не станут делать подобного.
Смогли ли ребята понять свой поступок? Попробуй помочь им.
Вариант 1
Я думаю, что ребята смогли понять, что были неправы, так как в конце вместе с автором попрощались с утятами и уткой.
Нужно ещё раз объяснить им, что мама — утка очень переживает за утят, потому что они ещё маленькие и не могут за себя постоять.
Вокруг них так много опасностей, и, вместо того, что издеваться над ними, нужно помогать.
Потому что помощь беззащитным и слабым это хороший поступок. Нельзя смеяться над ними.
Наоборот, нужно любить животных.
Вариант 2
Да, дети осознали, что поступили неправильно.
Сделать это помог им добрый рассказчик.
Не нужно нарушать спокойствие природы.
Ведь это неотъемлемая часть нас самих.
Всё живое имеет такое же право на благополучную жизнь, как и мы.
Прежде чем как-то поступить с тем или иным животным, нужно поставить себя на их место.
Помните: нужно любить всё живое, беречь и заботиться о нём. Всегда!
Критика
При жизни Шолохов имел сомнительную репутацию. Многие обвиняли его в плагиате и присвоении чужих заслуг. «Судьба человека» также оказалась под подозрением. Обвиняли её и в просоветской позиции, замалчивании, якобы, ужасной судьбы вернувшихся из немецкого плена. Например, известный диссидент А. И. Солженицын описал в произведении «Архипелаг Гулаг», как на самом деле встретили бы Соколова:
На сегодняшний день репутация Шолохова практически очищена, а «Судьба человека» считается одним из величайших рассказов в русской литературе.
Современные литературоведы высоко ставят творчество Шолохова, видя в нем намеки на то, что судьба человека в послевоенном СССР была далека от идеала:
Капля воды
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристского похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и пионеры подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.
Когда пионеры напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
Именинный обед
У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая; ей восемьдесят два года. Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука ее дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.
Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.
Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.
Нина сказала тихонько маме:
– Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…
– Почему? – удивилась мама.
– У нее рука дрожит… Капает на стол…
Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.
Мама долго сидела молча, потом сказала:
– У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет.
Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.