Темы
Тематика поэмы «Дон Жуан» представлена в списке:
- Судьба. Рок увлекает Жуана и не дает ему сопротивляться своим планам на его будущее. Провидение двигает героем, как будто он — пешка в ее игре. Таковы взгляды поэтов-романтиков на судьбу: по их мнению, все в нашей жизни предрешено, и борьба с роком хоть и утешает нас, но она совершенно бесполезна, ведь все уже продумано и решено за нас.
- Любовь. Байрон далек от нравственного обучения читателя и морализаторства. Для его героя любовь — минутное состояние эйфории, которое дарит развлечение и возможность отвлечься от серой и неприглядной действительности.
- Поэт и поэзия. В лирических отступлениях автор упрекает поэтов-романтиков старой школы за то, что они предали идеалы романтизма, подыгрывая буржуазной морали и подстраиваясь от ее стереотипы.
- Нравы английского общества. Под показным пуританством скрывается порочность, которую люди так смело осуждают напоказ. Страсти свойственны им, но признать свою истинную природу лицемеры не в состоянии.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Узник.История создания – стихотворение написано в 1822 году во время ссылки в Кишиневе.
Тема – свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить ее его не могут ни стены, ни решетка.
Композиция – стихотворение состоит из трех строф в форме катрена (четверостиший), условно можно выделить три части.
Жанр – лирический, можно отнести к романтическому направлению
Стихотворный размер – стихотворение состоит из трех строф по четыре строки, написанные амфибрахием. Используется точная, мужская рифма и парный способ рифмовки (ААВВ).
Антитеза – «темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…», «Сижу за решеткой в темнице сырой» – «…орел молодой».
Олицетворение – «…орел молодой… зовет меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».
Читать биографию Байрона
Лорд Байрон считается одним из величайших британских поэтов и является одним из самых известных представителей романтизма в литературе, а также блестящим использованием английского языка.
Родившийся в 1788 году, лорд Байрон был одним из ведущих деятелей романтического движения в начале XIX века в Англии. Славу о его сексуальных авантюрах превзошла только красота и яркость его сочинений. Проведя необычный образ жизни и создав огромное количество волнующих эмоции литературных произведений, Байрон скончался в юном возрасте в Греции.
Родившийся 22 января 1788 года Джордж Гордон Байрон был шестым бароном Байроном из быстро угасающей аристократической семьи. Будучи мальчиком, Джордж Байрон терпел отца, который позже бросил его, мать-шизофреничку и медсестру, которая злоупотребляла им.
В 1798 году, в возрасте 10 лет, Джордж унаследовал титул своего великого дяди Уильяма Байрона и был официально признан лордом Байроном. В 1803 году Байрон очень сильно влюбился в свою дальнюю родственницу, Мэри Чаворт, и эта безответная страсть нашла свое отражение в нескольких стихотворениях. С 1805 по 1808 годы Байрон с перерывами посещал колледж Тринити. За это время он начал значительно хуже учиться в школе, занимался боксом и верховой ездой, а также очень много играл в азартные игры.
Получив резкую критику своего первого тома поэзии «Часы безделья», в 1808 году Байрон ответил сатирическим стихотворением «Английские барды и шотландские рецензенты». Стихотворение получило широкий резонанс и выделялось своим остроумием и сатирой, и, таким образом, Байрон получил его первое литературное. Позже, он отправился в путешествие по Средиземному и Эгейскому морям, посетив Португалию, Испанию, Мальту, Албанию, Грецию и Турцию. Именно во время этого путешествия он начал писать стихотворение «Паломничество Чайлд-Гарольда», наполненного размышлениями молодого человека о путешествиях в чужих странах.
Байрон поженился на Аннабелле Милбанк в январе 1815 года, а в декабре того же года у них родилась дочь. Однако к январю их союз рухнул, Аннабелла бросила Байрона из –за слухов о его отношениях с сестрой и его бисексуальности.
В 1823 году Байрон принял приглашение поддержать независимость Греции от Османской империи. Байрон потратил 4 000 фунтов собственных денег на ремонт греческого военно-морского флота и взял личное командование греческим подразделением элитных бойцов. 15 февраля 1824 года он заболел. Врачи вызвали у него кровотечение, что еще больше ослабило его состояние и, вероятно, он подхватил инфекцию.
Байрон умер 19 апреля 1824 года в возрасте 36 лет. В Англии по нему глубоко скорбели, а также он стал героем в Греции. Его тело было возвращено в Англию, но духовенство отказалось похоронить его в Вестминстерском аббатстве. Вместо этого он был похоронен в семейном склепе возле Ньюстеда. В 1969 году мемориал Байрону был наконец помещен на территории Вестминстерского аббатства.
Интересные факты и даты из жизни
Популярные люди
-
Черчилль Уинстон
Уинстон Черчилль — это наверное самый известный политик соединенного королевства современности. Трудно найти современного человека, который ни разу в жизни не слышал имя этого политика. Родился будущий премьер вбогатой семье в 1874 году.
-
Кольцов Алексей
В 1809 году, в семье просола родился поэт Алексей Кольцов. Отец Алексея был энергичным и властным, занимался торговлей и входил в десятку самых богатых просолов Воронежа. Был он человеком честолюбивым. Мечтал перебраться с окраины в центр Воронежа.
-
Великий Карл
Карл I Великий был рожден в 743 году 2 апреля. Являлся старшим сыном основателя династии Каролингов – Пипина Короткого, который и объявил его своим наследником еще в его детстве. На этот момент Карлу исполнялось двенадцать лет. В таком юном возрасте,
-
Стравинский Игорь Федорович
Игорь Стравинский – всемирно известный русский композитор и дирижёр, известен как один из величайших модернистов XX века. Он появился на свет 17 июня 1882 в городке Ораниембауме возле Петербурга. Будущий гений с пелёнок познавал
-
Чингисхан
Чингисхан (известный под собственным именем Темучин) является одним из величайших полководцев в истории. Дата его рождения установлена приблизительно, обычно говорят о 1155 году. У Чингисхана было трудное детство. Отец умер,
-
Братья Гримм
Братья Гримм – немецкие писатели, родом из семьи чиновника, их отец был адвокатом. Детство их прошло в немецком городке Кассель, но родились они в Ханау. Первым увидел белый свет Якоб, 4 января 1785 года, в следующем году 24 февраля 1786 появился
Художественное своеобразие
Произведение «Дон Жуан» является ироничным. Так, писатель называет примерной матерью ханжу Инесу. Кроме того, создавая свою поэму, Байрон использовал злую сатиру. Автор подверг осмеянию науки, которые изучал главный герой, например, биологию.
Читатель наслаждается яркими и объемными образами, представленными в произведении. Описывая состояние тонущих людей, писатель продемонстрировал характеристику храбрецам и трусам с точки зрения психологизма: «Храбрые молчали, Но вой трусливых был ужасно дик».
Таким образом, Байрону удалось создать поистине грандиозное произведение. Поэма «Дон Жуан» обогатила английскую и мировую литературу. Данное произведение с удовольствием читают не только англичане, но и другие народы. Несмотря на то, что произведение оказалось незаконченным, оно позволило читателю задуматься и порассуждать над многими вопросами. Поэма стала новаторской и уникальной для своего времени. Ведь автор в ней мастерски объединил злую сатиру, сарказм, революционный пафос и лирическую искренность.
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Манн Тонио Крёгер В книге рассказывается о молодом писателе, который потерял любовь. Главный персонаж Тонио Крёгер любил своего одноклассника и друга Ганса. Мальчик много времени проводил с другом. Они гуляли по парку
- Краткое содержание Вампилов Утиная охота Главный герой пьесы — Виктор Александрович Зилов просыпается утром в собственном доме, находящемся в небольшом городке.
«Корсар» — одна из известных «Восточных поэм» лорда Джорджа Байрона.
Зимой 1813 года поэт-романтик Джордж Гордон Байрон начинает свою обширную работу над созданием шедевра английской поэзии поэмы «Корсар», написанной героическими двустишиями. Работа окончена в 1814 году. Байрон развивает жанр романтической поэмы, используя рифмованный пятистопный стих. Начинается поэзия из предисловия, посвященного близкому другу-автору по перу Томасу Муру. Повесть состоит из трех песен. Действие поэмы развивается на греческих островах, а также на берегах Греции в Корони. Точное время поэмы автор не указывает, но не трудно догадаться из песен, что это эпоха порабощения Греции Османской империей.
За основу поэт берет конфликт главного героя-бунтаря с миром. Он сражается за любовь и борется с обществом, которое когда-то его прогнало, назвав врагом народа.
Краткая биография
- 1807 г. – издание первой публикации под собственным именем (сборник стихов «Часы досуга»), которая подверглась резкой критике литературного общества.
- 1809 г. – с целью реабилитироваться в глазах общественности поэт издает сатирическую отповедь «Английские барды и шотландские обозреватели».
- 1809 – 1811 гг. – скрываясь от долговых обязательств, Байрон вместе с другом Джоном Хобхаусом совершил большое путешествие по странам Европы и малой Азии. Длительная поездка вдохновила его на написание поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда» (герой поэмы позже отождествлялся критиками с автором) и ряда других не менее известных произведений.
- 1812 г. – переломный год в жизни Байрона. После издания 14000 экземпляров песен «Паломничество Чайльд-Гарольда» к поэту приходит мировое признание и слава. Он трижды успешно выступает с речами на острые социальные и политические темы в палате Лордов.
- 1813 – 1814 гг. – период создания цикла драматических «восточных поэм» («Абидосская невеста», «Гяур», «Корсар», «Лара»).
- В 1815 г. состоялась свадьба с баронессой Анной Изабеллой Милбенк. Немного позже родилась дочь Ада. Отношения продлились недолго. В начале 1986 г. по инициативе Анны супруги разошлись. Дочь осталась с матерью.
- 1816 г. – расцвет творческой деятельности и пик развратной жизни. Получив впечатления от путешествия по Европе (Швейцария, Италия, Венеция), Байрон написал большое количество гениальных произведений. Поэт вел крайне разгульную и развратную жизнь, тем самым постоянно давал повод светскому обществу к обсуждению его персоны.
- 1817 г. – находясь в Риме, Байрон заканчивает драму «Манфреда». Вернувшись в Венецию, он пишет 4 песнь «Чайльд-Гарольда» и начинает работу над поэмой «Дон Жуан».
- 1818 г. – издание сатирической поэмы «Беппо». В том же году благодаря продаже родового поместья Ньюстед Байрону удается поправить материальное положение и избавиться от долговых обязательств.
- В 1819 г. Джордж Байрон встретил замужнюю графиню Терезу Гвиччиоли, которая стала его любовью до последних дней жизни. Ради этих отношений женщина бросила своего мужа и уехала вместе с лордом в Италию.
- 1820 г. Байрон провел в г. Равенна (Италия), где он примкнул к революционной организации Карбонари.
- 1821 г. – неудачная попытка издательской деятельности. Английский журнал «Либерал» не вызвал интереса у читателей (вышло всего три выпуска).
- В период 1822 – 1823 гг. идет плодотворная работа над несколькими драматическими и сатирическими произведениями («Вернер», «Преображенный урод», «Видение суда» «Небо и земля», «Остров», «Вальс»).
- В марте 1822 г. от тяжелой болезни скончалась пятилетняя Аллегра, дочь Байрона. Это событие стало самым трагическим моментом для писателя.
- 1823 г. – поэт стал участником греческого освободительного движения против правления турков, командовал отрядом сулиотов. Для оказания помощи мятежникам Байрон был вынужден продать все свое английское имущество, а на вырученные деньги приобрести бриг, припасы и снаряжение.
- 19 апреля 1824 года Джордж Гордон Ноэл Байрон скончался от лихорадки, которую подхватил в Миссолонги пятью месяцами ранее. Его тело погребено в родовом склепе Ханкелл-Торкард близ имения Ньюстед.
Лорд Байрон за творчеством
Женитьба и развод
В 1812 году Байрон сделал предложение руки и сердца леди Анне Изабелле Милбенк. Та была дочерью и наследницей богатого аристократа, но, как утверждает поэт, он желал сойтись с ней совсем не из-за этого. Анна отказала вступить с Джорджем в брак, но продолжила общаться с ним через переписку. В 1814 году романтик снова сделал предложение аристократке — на этот раз она согласилась, и в 1915 году они обвенчались.
Байрон признался своей тёте, что если бы Милбенк отказала ему во второй раз, он бы женился на любой женщине, которая согласилась бы на брак. Многочисленные бурные романы, ревность, расставания и другие проблемы в личной жизни истощили писателя, он хотел спокойного семейного будущего.
В декабре того же года родилась дочь лорда Байрона. 3 буквы имени Ада, которым её назвали, позже вошли в историю как алиасы первой программистки и одной из создательниц проекта вычислительной машины. Но ребёнок не смог сохранить брак — спустя месяц Анна уехала к отцу, а через несколько недель заявила, что не намерена возвращаться.
В 1816 году был оформлен развод. Байрон считал, что причиной стало влияние матери Анны, но жена брала всю ответственность на себя. Перед уходом супруга посещала доктора и спрашивала, не обезумел ли её муж. Тот отрицал это и советовал супругам примириться, но посчитал причины развода вполне вескими.
Причины распада союза до сих пор остаются загадкой. Сам поэт назвал их обыденными, но в глазах общественности разрыв стал фантастической мистерией. Общество приписывало Джорджу разные преступления — от открытия женой его инцестозных связей с его сводной сестрой Августой до нетрадиционной ориентации. Подлило масла в огонь и опубликованное без желания писателя «Прощание с леди Байрон».
Не все были настроены против поэта — например, одна девушка заявила, что если бы её возлюбленный решил сказать «прощай» таким образом, она тут же бросилась бы в его объятия. Но в целом общество сильно давило на писателя. Из-за этого в 1916 году он решил уехать из Англии и искать покоя и уединения за границей.
«Беппо»
Поэт понимал, что тема «Чайльд-Гарольда» исчерпана. Но жизнь в Венеции подняла ему настроение. Прежде чем он закончил эту песню, он начал спонтанно поэму «Беппо», с которой он вернулся к сатире и подготовил путь для «Дон-Жуана».
Конец лета 1817 года знаменует собой значительное развитие литературной карьеры Байрона. К 10 октября он закончил «Беппо». Его новое произведение, заверил он издателя, покажет публике, что он может «писать весело».
Беппо, венецианский купец, возвращается домой во время карнавала после многих лет турецкого плена и обнаруживает, что у его жены есть любовник. После того как все трое приятно обсудили любовный треугольник, муж и жена воссоединились, а Беппо подружился с графом. В своей веселости, воодушевлении и отсутствии риторики «Беппо» просигнализировал о разрыве с более ранними, мрачными работами Байрона. Изгнан опустошенный душой герой с его гордостью и пессимизмом, его заменил поэт-рассказчик — разговорчивый, остроумный, наблюдательный, циничный. Это произведение — первая попытка Байрона, позволившая ему поэкспериментировать со стилем, наиболее близким ему и лучше всего подходящим для его таланта.
Сентиментальная лирика
Произведения данной тематики объединены автором в известный цикл под названием «Еврейские мелодии». Стихотворения отличаются особенной проникновенностью и тонким лиризмом. Если поэмы пронизаны драматическим духом, пафосом борьбы, то указанные работы автора, напротив, написаны в очень сдержанном тоне, который придает лирике автора особенную задушевность
Большое внимание поэт уделил картинам природы. Но в этот раз он описывает не величественные пейзажи, а воссоздает мирные и тихие зарисовки окружающей его действительности
Один из лучших стихов данного цикла – сочинение «Солнце бессонных». В нем поэт описывает ночь и луну.
Байронический герой
Вскоре после публикации «Паломничества Чайльд-Гарольда» в мировой литературе возникло такое понятие, как «байронический герой». Фактически Чайльд-Гарольд был первым представителем такого вида.
В дальнейшем подобные персонажи часто встречались в произведениях российских писателей – Пушкина, Лермонтова, Тургенева и, конечно же, Достоевского.
Каковы же отличительные черты байронического героя?
- Он всегда очень умен, имеет отличное образование и воспитание.
- Герою присущи цинизм и высокомерие. Он почти всегда находится в оппозиции к власти – а значит, обречен на долю изгнанника.
- Подобный персонаж является своеобразным секс-символом, способным обольстить любую. Однако классический байроновский герой не находит в этом особой радости и чаще всего делает это просто так.
- И главной чертой такого героя является его таинственность. В сердце и прошлом каждого подобного персонаже кроется тайна, которая как магнит манит к себе всех, особенно женщин.
X
Вдруг луч незапный посетил
Мой ум… то голос птички был.
Он умолкал; он снова пел;
И мнилось, с неба он летел;
И был утешно-сладок он.
Им очарован, оживлен,
Заслушавшись, забылся я;
Но ненадолго… мысль моя
Стезей привычного пошла;
И я очнулся… и была
Опять передо мной тюрьма,
Молчанье то же, та же тьма;
Как прежде, бледною струей
Прокрадывался луч дневной
В стенную скважину ко мне…
Но там же, в свете, на стене
И мой певец воздушный был;
Он трепетал, он шевелил
Своим лазоревым крылом;
Он озарен был ясным днем;
Он пел приветно надо мной…
Как много было в песни той!
И все то было про меня!
Ни разу до того я дня
Ему подобного не зрел;
Как я, казалось, он скорбел
О брате и покинут был;
И он с любовью навестил
Меня тогда, как ни одним
Уж сердцем не был я любим;
И в сладость песнь его была:
Душа невольно ожила.
Но кто ж он сам был, мой певец?
Свободный ли небес жилец?
Или, недавно из цепей,
По случаю к тюрьме моей,
Играя в небе, залетел
И о свободе мне пропел?
Скажу ль?.. Мне думалось порой,
Что у меня был не земной,
А райский гость; что братний дух
Порадовать мой взор и слух
Примчался птичкою с небес…
Но утешитель вдруг исчез;
Он улетел в сиянье дня…
Нет, нет, то не был брат… меня
Покинуть так не мог бы он,
Чтоб я, с ним дважды разлучен,
Остался вдвое одинок,
Как труп меж гробовых досок.
Комментарии
Отчасти вы правы. Не все знают тёмные уголки жажа, например, есть вот такое — https://jaaj.club/ratings.aspx, где можно увидеть всех новичков.
15.09.2022
Jaaj.Club
К тому же я не очень понимаю, если этот аккаунт создан кем-то с целью фейковой раскуртки и отбора у него нужных предметов, то я то как его увижу? Вот и получается что все просто если кто-то нападает на только что созданный аккаунт, у которого нет ни статей ни комментов, он сам этот аккаунт и создал, потому как другие на него напасть не могут, они просто не знают о его существовании. В меню есть статьи, есть книги, но нет списка участников и участника я могу увидеть, только если он проявляет какаю-либо активность)) Однако тот кто его создал, видит его сразу и может на него напасть)))
15.09.2022
Kris
Да, согласна — маловато будет
15.09.2022
radioda
Если честно, то это всё для меня большое открытие. Что вы имеете в виду под «чем выше вибрации диапазона»? То есть подразумевается какая-то амплитуда диапазона удовольствия, самые примитивные из которых это — жрать и размножаться, следующая ступень — интеллектально-эмоциональная? Что-то ещё? Не сводится ли это всё к той же пирамиде потребностей Маслоу, только другими словами?
15.09.2022
Jaaj.Club
Привычка — это получение удовольствия в разных диапазонах. И что в данный диапазон входит у человека, зависит от человека, но в основном, приблизительно — у всех людей в один и тот же диапазон могут входить схожие действия.Например диапазон физических удовольствий — кто-то может есть с утра до вечера, кто-то трахает все что движется, или со всем что движется, кто-то мозг выносит своим близким — все это способы получения удовольствия в одном диапазоне. Так вот получение этого удовольствия и есть привычка — а как он проявляется у всех по-разному. Удовольствие во всех его проявлениях — это то что нужно человеку для жизни, чем выше вибрации диапазона, тем выше по развитию человек. Например чтение научной литературы, решение логических задач, образование — это тоже получение удовольствия, но только в другом диапазоне. Так что секрет не жрать — сменить диапазон для получения удовольствия))
15.09.2022
Kris
Особенные черты этого литературного течения
Узнав ответ на вопрос «Байронизм – это что такое?», стоит рассмотреть отличительные особенности произведений, написанных в подобном стиле.
Для большинства приверженцев рассматриваемого течения в творчестве характерно настроение разочарованности в мире и его общественном укладе.
Также важной чертой байронических персонажей является так называемая мировая тоска. Как писал об этом Пушкин «Подобно аглицкому сплину, короче: русская хандра».
Еще одной особенностью байронических произведений является ощущение главного героя собственного отличия от всех окружающих.
Несмотря на показную отрешенность от мира и тоску, для приверженцев данного течения характерна попытка вознести своих героев (как и самих себя) в роль возможных спасителей человечества
Своеобразным воплощением этого идеала для многих в то время стал Наполеон Бонапарт. Кстати, именно поэтому он в той или иной форме фигурирует во многих произведениях того времени.
Композиция
Произведение Байрона «Дон Жуан» включает в себя шестнадцать песен и посвящение.
Первую песнь поэмы начинают слова: «Ищу героя». Здесь писатель рассказывает, что ему не удалось найти настоящего героя. По этой причине он был вынужден обратиться к «старому другу» Дон-Жуану. Автор рассказал о детстве главного персонажа и его родителях. Затем Байрон рассказывает о первой любви героя к донне Юлии. Также читатель узнает, что к молодому человеку питали нежные чувства гречанка Гайдэ, султанша Гюльбея, Дуду, русская императрица Екатерина, а также английские аристократки Аделина Амондевилл и Фиц-Фалк.
Листая страницы известного произведения, читатель осознает, что автор ни в коем случае не упрекал своего персонажа. По его мнению, Дон Жуан оказался лишь жертвой сложившихся обстоятельств. Ведь с женщинами Дон Жуан разлучался либо насильно, либо вследствие болезни.
VIII
Но он — наш милый, лучший
цвет,
Наш ангел с колыбельных лет,
Сокровище семьи родной,
Он — образ матери душой
И чистой прелестью лица,
Мечта любимая отца,
Он — для кого я жизнь щадил:
Чтоб он бодрей в неволе был,
Чтоб после мог и волен быть…
Увы! он долго мог сносить
С младенческою тишиной,
С терпеньем ясным жребий свой;
Не я ему — он для меня
Подпорой был… вдруг день от дня
Стал упадать, ослабевал,
Грустил, молчал и молча вял.
О боже! боже! страшно зреть,
Как силится преодолеть
Смерть человека… я видал,
Как ратник в битве погибал;
Я видел, как пловец тонул
С доской, к которой он прильнул
С надеждой гибнущей своей;
Я зрел, как издыхал злодей
С свирепой дикостью в чертах,
С богохуленьем на устах,
Пока их смерть не заперла:
Но там был страх — здесь скорбь была,
Болезнь глубокая души.
Смиренным ангелом, в тиши,
Он гас, столь кротко-молчалив,
Столь безнадежно-терпелив,
Столь грустно-томен, нежно-тих,
Без слез, лишь помня о своих
И обо мне… увы! он гас,
Как радуга, пленяя нас,
Прекрасно гаснет в небесах;
Ни вздоха скорби на устах;
Ни ропота на жребий свой;
Лишь слово изредка со мной
О наших прошлых временах,
О лучших будущего днях,
О упованье… но, объят
Сей тратой, горшею из трат,
Я был в свирепом забытьи.
Вотще, кончаясь, он свои
Терзанья смертные скрывал…
Вдруг реже, трепетнее стал
Дышать, и вдруг умолкнул он…
Молчаньем страшным пробужден,
Я вслушиваюсь… тишина!
Кричу как бешеный… стена
Откликнулась… и умер гул!
Я цепь отчаянно рванул
И вырвал… к брату… брата нет!
Он на столбе — как вешний цвет,
Убитый хладом, — предо мной
Висел с поникшей головой.
Я руку тихую поднял;
Я чувствовал, как исчезал
В ней след последней теплоты;
И, мнилось, были отняты
Все силы у души моей;
Все страшно вдруг сперло́ся в ней;
Я дико по тюрьме бродил —
Но в ней покой ужасный был:
Лишь веял от стены сырой
Какой-то холод гробовой;
И, взор на мертвого вперив,
Я знал лишь смутно, что я жив.
О! сколько муки в знанье том,
Когда мы тут же узнаём,
Что милому уже не быть,
И миг сей мог я пережить!
Не знаю — вера ль то была,
Иль хладность к жизни жизнь спасла?