Рассказы Виктора Драгунского. «Выросли из безмерной любви к сыну»
Виктор Драгунский с сыном Денисом. 1961. Фотография: Самарий Гурарий / etazhi-lit.ru
В декабре 1958 года на своей даче в Подмосковье Виктор Драгунский написал первые рассказы. Главным героем стал мальчик Денис Кораблёв, который постоянно попадал в забавные ситуации. Писатель сочинял истории про своего восьмилетнего сына Дениса. Юрий Нагибин писал: «Денискины рассказы» выросли из его безмерной любви к сыну, из жадного внимания к раскрывшемуся перед ним миру детства». У всех персонажей рассказов — пионервожатой Люси, классного руководителя Раисы Ивановны и учителя музыки Бориса Сергеевича — были реальные прототипы, которые окружали Дениса Драгунского. Его лучший друг Михаил Слоним стал прототипом Мишки Слонова. Короткие произведения писатель объединил в цикл «Денискины рассказы».
В 1960 году был опубликован сборник Виктора Драгунского «Железный характер», в который вошли все фельетоны, написанные для «Крокодила». Спустя год в издательстве «Детский мир» вышла книга «Он живой и светится», где впервые напечатали «Денискины рассказы». «Все тайное становится явным», «Шляпа гроссмейстера», «Смерть шпиона Гадюкина» — всего 16 коротких историй. На обложке был изображен мальчик со спичечным коробком. Художник Виталий Горяев срисовал его с фотографии Дениса Драгунского, которую писатель отдал в типографию. Тираж в 100 тысяч копий разошелся мгновенно. Тогда Виктор Драгунский отдал в редакцию все оставшиеся рассказы, и в 1961 году появился второй сборник «Расскажите мне про Сингапур». Его тираж составлял уже 250 тысяч экземпляров. Действие нескольких произведений происходило в цирке. В рассказе «Не хуже вас, цирковых!» Драгунский подробно описывал трюк, в котором иллюзионист «прокалывал» себя длинной иглой. В произведении «Девочка на шаре» главной героиней стала юная акробатка.
В 1961 году Виктор Драгунский написал автобиографическую повесть «Он упал на траву» о первых днях Великой Отечественной войны. А спустя три года опубликовал еще одно произведение для взрослых: повесть «Сегодня и ежедневно» о жизни цирковых артистов во время войны. Режиссер Сергей Юрский в книге «Кого люблю, того здесь нет» вспоминал: «В повести Драгунского о цирке все лица реальные, а фамилии выдуманы. Там есть и худрук цирка, высокий, с бородкой и усами, похожий на Дон Кихота <…>»</…>.
В 1962 году в журнале «Огонек» вышел рассказ «И мы!». В нем два героя книги, Денис Кораблев и Мишка Слоним, называли друг друга кодовыми именами космонавтов Андрияна Николаева и Павла Поповича — «Сокол» и «Беркут». Летчики совершили первый групповой и многодневный полет в космос. Драгунский работал быстро: произведение напечатали всего спустя 11 дней после их успешного приземления. В этом же году на экраны вышел фильм Вениамина Дормана «Веселые истории» по мотивам рассказов писателя. Автором сценария был сам Драгунский: он адаптировал текст произведений для съемки.
В 1965 году в семье писателя родилась дочь. Момент, когда ее принесли из роддома, описан от лица Дениса в одном из рассказов «Сестра моя Ксения»: «И мы сели обедать. Я каждую минуту вскакивал и смотрел на Ксеньку. Она все время спала. Я удивлялся и трогал пальцем ее щеку. Щека была мягкая, как сметана. Теперь, когда я рассмотрел ее внимательно, я увидел, что у нее длинные темные ресницы».
Всего писатель сочинил примерно 70 юмористических историй. В 1966 году впервые вышел сборник под названием «Денискины рассказы». Драгунского звали читать отрывки на радио, приглашали на публичные чтения. Его рассказы сразу стали классикой детской литературы. По ним сняли 10 фильмов и сюжет для киножурнала «Ералаш».
В 1968 году Виктор Драгунский тяжело заболел и перестал писать. Спустя четыре года писателя не стало. Его похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище.
Зрелое литературное творчество
В 1959 году в печати впервые появляются произведения писателя Драгунского для детей из серии «Денискины рассказы». Они принесли автору большую популярность. Многие из рассказов были экранизированы.
В 1960 году был опубликован сборник юмористической прозы писателя «Железный характер». В 1961 году вышла военная повесть «Он упал на траву», в 1964 году – повесть «Сегодня и ежедневно» о цирковой жизни.
6 мая 1972 года Виктор Юзефович Драгунский умер в Москве. Похоронили писателя на Ваганьковском кладбище.
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
Интересные факты
- Мать Драгунского дважды выходила замуж. Второй муж, М. Рубин, был актером водевильного театра. Вместе с ним семья ездила на гастроли по стране, а затем и переехала в Москву.
- В годы Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, выступал с фронтовыми концертными бригадами.
- Прототипом главного героя «Денискиных рассказов» стал сын писателя Денис.
- Совместно с Л. Давидович Драгунский написал такие известные песни, как «Теплоход», «Три вальса», «Березонька», «Чудо-песенка», «Звезда моих полей».
- В школе произведения Драгунского изучаются в начальных классах.
-
/11
Вопрос 1 из 11
Начинающий актер
Виктор Драгунский, биография которого неразрывно связана с творчеством,семнадцатилетним юношей стал частым гостем в Литературно-театральных мастерских Алексея Дикого. Не прошло и пяти лет, как состоялся его актерский дебют на сцене Театра транспорта. Сегодня это Театр имени Н. В. Гоголя. Именно в это время в окружении талантливых людей Драгунский, биография которого полна необыкновенных перевоплощений, заинтересовался литературной деятельностью.
Некоторое время параллельно он работал в цирке. Необходимо заметить, что в театре царила здоровая и творческая обстановка. Виктора окружали такие же, как он, молодые, талантливые, полные сил и желания работать актеры. Именно здесь появляется писатель Драгунский.
В большом актерском коллективе, где работало немало прославленных звезд, начинающий артист вряд ли мог рассчитывать на частую и постоянную занятость в спектаклях. Поэтому довольно скоро талантливый молодой человек стал задумываться над созданием небольшого коллектива актеров внутри театра.
«Синяя птичка»
Работа над созданием небольшой студии не затянулась, и очень скоро Виктор Драгунский, биография которого вновь делала крутой вираж, стал руководителем группы актеров, которые демонстрировали литературно-театральные пародии. Коллектив был назван «Синяя птичка». Ему было суждено прожить с 1948 по 1958 год.
Труппа «Птички» не ограничивалась работой с актерами родного театра, постепенно в нее стали приходить и артисты других заведений Москвы. Шло время, и к группе пришла популярность. Их часто приглашали выступать в Доме актера. Веселые пародии и талантливые артисты имели успех у публики, поэтому спустя некоторое время Драгунскому предложили создать подобный коллектив в Мосэстраде, но непременно с тем же названием.
Виктор Драгунский, биография которого подарила ему встречу с Людмилой Давыдович, придумывал для спектаклей вновь созданной труппы тексты к музыкальным композициям. Через непродолжительное время они стали очень популярны и свою вторую жизнь нашли на эстраде.
С 1940 года Драгунский публиковал свои фельетоны и юмористические рассказы, а в 1960-м вышла его книга «Железный характер», в которой впервые была опубликована краткая биография Драгунского. Так читатели познакомились с жизнью и творчеством автора.
В. Ю. Драгунский. презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему
Слайд 1
. Ви́ктор Ю́зефович Драгу́нский (1913 — 1972)
Слайд 2
Родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке, в еврейской семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. В 1925 году семья переехали в Москву.
Слайд 3
Виктору пришлось зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на , затем в 1930 году устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм».
Слайд 4
Одновременно Драгунский занимался литературной работой: писал фельетоны и юморески, придумывал интермедии, сценки, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Сблизился с цирковыми артистами и даже какое-то время работал в цирке. Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. В 1944 году работал клоуном в цирке.
Слайд 5
Произведения для детей
Слайд 6
Широкую известность и большую популярность принесли Виктору Драгунскому детские юмористические рассказы о Дениске Кораблеве, объединенные в цикл общим названием «Денискины рассказы». (1966 ). В этой книге 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской.
Слайд 7
« Не одного дня работы не для детей, ни одного ребёнка без радости». Рассказы о Дениске автобиографичны : прототипом главного героя стал сын писателя Денис, в них были отражены некоторые действительные события жизни семьи.
Слайд 8
Причина «Причина»- какое удобное слово! Оно выручает лентяя любого. Оно объясняет, Оно покрывает, Оно от стыда и позора спасает. Не сделал, Забыл, Тяжело, Далеко… Причину найдёшь – И дыши глубоко! С совестью мир, Не запятнана честь… Чего-то там нет, Но причина-то есть! Ребята, ребята, Вы завтра – мужчины. Не надо причин! Не ищите причины! ( В.Викторов )
Слайд 9
«Главные реки», Словарная работа Прыть – быстрота, подвижность Позор- бесчестье, стыд и срамота ( и срам) –позорище Ловко- проворно, юрко, вертко Сноровисто- удобно Примчаться- прибежать, приехать Вежливый- учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный Бодро – молодцом, лихо, жизнерадостно Продекламировать — прочитать Влепить- поставить, ударить
Слайд 10
«Что любит Мишка» 1.Назовите главных героев произведения. 2.А кто они друг другу ? 3.Одинаковые ли у них интересы? 4.Как вы считаете, какова основная идея этого рассказа? 5.Какой совет вы могли бы дать Мишке?
Слайд 11
( Рассказ — это прозаическое произведение, небольшое по объему, с малым количеством действующих лиц. Изображенные в нем события проходят в небольшом временном промежутке.) Итог урока 1.С какими произведениями В. Ю. Драгунского вы познакомились? 2.К какому жанру литературы они относятся? ( литературные сказки или литературные произведения)
Слайд 12
Драгунский прожил одну, на редкость многообразную, насыщенную, напряжённую и цельную жизнь. Ему выпала редкая участь быть ни на кого не похожим, создать свой стиль и в жизни, и в творчестве. Он был блестящим устным рассказчиком, интересно, по-своему «читал» людей, открывая в них порой такое, чего не видели те, кто стоял к ним ближе. Он не боялся распахнуться новому человеку, ощутив в нём родную кровь, и не боялся разрыва, если обнаруживал низость. Ю. Нагибин Писатель щедрый и радостный
Слайд 13
Могила Драгунского на Ваганьковском кладбище Москвы. Писатель скончался в Москве 6 мая 1972 года
Слайд 14
Спасибо за внимание!
От цирка до собственного театра пародий: актерская карьера
Виктор Драгунский (слева) в роли радиодиктора в художественном фильме Михаила Ромма «Русский вопрос», 1947
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Из-за хронической болезни Виктора Драгунского не взяли в армию. Тогда он записался в ополчение. Осенью 1941 года подразделение актера отправили в Можайск — строить укрепления для обороны Москвы. В автобиографической повести «Он упал на траву» Драгунский писал: «Через час огромный вал свежеотрытой коричневой земли протянулся по трехверстному фронту. Это было ослепительное начало. Мы смотрели и не верили, что это сделали мы. Мы гордились этой комковатой неприбранной землей, и, хотя самое трудное было впереди, мы уже видели, что сможем — можем, черт побери!». Однако немцы обошли укрепление, и отряд Драгунского попал в окружение. Спустя несколько недель в живых осталась только треть отряда. Актера наградили медалью «За оборону Москвы». С 1943 года и до конца войны Виктор Драгунский вместе с другими артистами ездил по разным фронтам и давал концерты для солдат.
В 1944 году Драгунский работал в цирке клоуном. На арену он всегда выходил в ярко-рыжем парике. Сценарии для выступлений прописывал сам. В повести «Сегодня и ежедневно» актер говорил: «Я терпеть не могу такие номера, где клоуна бьют молотком по голове или разбивают о его лоб сырые яйца. Люди должны не жалеть меня, а гордиться мною. Они должны любить меня так, как они любят солдата из народных сказок, смекалистого солдата, который сумел сварить суп из топорища». В этот же время Драгунский начал писать фельетоны.
После войны он устроился в Театр киноактера, основная труппа которого состояла из артистов «Мосфильма». Драгунский в кино не снимался. На работу его пригласил учитель, режиссер Алексей Дикий. В 1947 году актер впервые получил роль в фильме: он сыграл радиодиктора в картине Михаила Ромма «Русский вопрос». Виктора Драгунского редко задействовали в постановках: в это время в театре работало много знаменитых артистов — Инна Макарова, Нина Алисова, Борис Андреев. Тогда он решил создать собственный «театр в театре».
В 1948 году появилась «Синяя птичка» — объединение, в которое вошли артисты Театра киноактера. Они устраивали капустники. Сначала это были небольшие концерты пародий: Драгунский и поэтесса Людмила Давидович сочиняли юмористические стихи и песни. Некоторые из них позже стали популярными на эстраде: «Теплоход» исполнял Леонид Утесов, «Три вальса» — Клавдия Шульженко. Постепенно количество номеров увеличивалось. В театре играли Всеволод Санаев и Зиновий Гердт, Борис Сичкин и Евгений Весник, а чуть позже на сцену вышли молодые Ролан Быков и Юрий Яковлев. Людмила Давидович вспоминала: «Успех был ошеломляющий. Толпы осаждали Дом актера ВТО, где «Птичка» нашла пристанище. Все хотели видеть, над чем смеются и что изображают: ведь время такое, что не до смеха было». Актеры высмеивали современную театральную жизнь в условиях цензуры. В одной из сценок артист выходил на сцену с текстом пьесы и начинал ножницами обрезать у листа «острые углы» — сразу же появлялись новые, и, в конце концов, от произведения ничего не оставалось.
В начале 1950-х годов Драгунский отнес свои фельетоны в редакцию сатирического журнала «Крокодил». Коллегия опубликовала тексты, и актеру сразу же предложили писать каждую неделю. Работа в издании иногда отвлекала его от театра. Карикатурист Марк Вайсборд вспоминал: «Драгунский много работал для «Крокодила», писал фельетоны, рассказы, часто бывал в редакции. Журнал явно перетягивал его на свою сторону. Я спрашивал: «Виктор, а как же «Синяя птичка»? Он отвечал: «С этим делом все! «Крокодил» проглотил «птичку».
В это же время Виктор Драгунский на вечеринке знакомых познакомился с Аллой Семичастновой, студенткой ВГИКа. У них начался роман. Актер развелся с Еленой Корниловой и женился во второй раз. У пары родилось двое детей: Денис и Ксения.
Театр «Синяя птичка» проработал десять лет. В 1958 году он распался: с наступлением хрущевской оттепели зрителей на спектакли приходило все меньше — шутить теперь можно было открыто. Тогда артист уволился из театра Киноактера и решил писать прозу. Поэт Леонид Зорин вспоминал: «Это было где-то в конце 50-х годов. Ему казалось, что жизнь надо кардинальным образом менять, должен был совершиться какой-то важный поворот».
Послевоенный период
Драгунский долго не мог заниматься творчеством, так как был сломлен гибелью брата. Вновь ощутить подъём ему удалось только в 1959 году. Именно в это время из-под его пера стали выходить смешные и поучительные рассказы о Денисе Кораблёве — маленьком мальчике, проживающем в обычной городской квартире с папой и мамой. У главного героя есть друг Мишка, и вдвоём они часто попадают в разные смешные истории.
Книга «Денискины рассказы» остаётся популярной до сих пор. Её с удовольствием читают дети младшего школьного возраста. Имя главному герою дано неслучайно — так зовут сына Виктора. В книге несколько десятков рассказов. Уже по названиям можно понять, что они полны искромётного юмора, однако в каждом произведении присутствуют нотки грусти. Вот лишь несколько рассказов, которые детям хочется перечитывать снова и снова:
- «На Садовой большое движение»;
- «Фантомас»;
- «Что любит Мишка»;
- «Старый мореход»;
- «Слон и радио»;
- «Рыцари»;
- «Первый день»;
- «Запах неба и махорочки»;
- «Синий кинжал»;
- «Сестра моя Ксенька»;
- «Шляпа гроссмейстера».
Кроме этого цикла, Виктор Юзефович написал ещё несколько повестей, отдельных рассказов и сборников. Многие произведения экранизированы. Фильмы получились не менее интересными, чем книги. Первый детский кинофильм по рассказам Драгунского вышел на экраны в 1962 году. Он назывался «Весёлые истории». Вот какие экранизации были поставлены в другое время:
- «Капитан» — 1973 г.;
- «Клоун» — 1980 г.;
- «Волшебная сила» — 1970 г.;
- «По секрету всему свету» — 1976 г.;
- «Подзорная труба» — 1973 г.;
- «Девочка на шаре» — 1966 г.
Известное произведение Драгунского — «Он упал на траву». В самом начале упоминается стих, давший название книге. За основу сюжета взята личная трагедия молодого инвалида, который хотел отправиться на войну. Естественно, ему отказали, но герой не сдался и нашёл способ записаться в ополчение.
Повесть по праву можно назвать биографией Виктора Драгунского для детей. Краткое содержание описывает то, что пережил писатель на самом деле. События излагаются от лица главного героя. Ещё одним автобиографическим произведением стала повесть «Сегодня и ежедневно», увидевшая свет в 1964 году. Это одновременно автобиография и портреты цирковых артистов. Главный персонаж повести — клоун, не желающий смириться с заведёнными порядками и живущий по своим правилам. Публика и критики высоко оценили повесть, которая издавалась несколько раз.
Актерская работа
Параллельно с игрой в театре Драгунский занимается литературой. Он начинает с написания юморесок и фельетонов, сочиняет сценки, интермедии, цирковые клоунады, эстрадные монологи. Одно время цирковой жанр становится очень близким ему, он даже начинает трудиться в цирке.
Помимо театральных ролей Драгунский получает и роли в кино. В 1947 году он играет радиодиктора в политической драме Михаила Ромма «Русский вопрос», после этого начинает работать в театре киноактера. В труппе было много знаменитостей, поэтому закрепиться Драгунскому было непросто. Тогда он решил создать внутри театра свою самодеятельную труппу. Многие с энтузиазмом отнеслись к этой идее, создав пародийный «театр в театре».
Вскоре Драгунский начал руководить ансамблем литературно-театральной пародии под названием «Синяя птичка». Он просуществовал до 1958 года. Со временем эта небольшая труппа начала выступать в Доме актера, где директором был Александр Эскин. На сцене актеры представляли веселые пародийные постановки, которые пользовались успехом. Драгунского пригласили создать такой же коллектив на базе Мосэстрады.
Вместе с Людмилой Давидович герой нашей статьи сочиняет тексты к нескольким песням, которые со временем становятся очень популярными. Среди них «Теплоход» в исполнении Леонида Утесова, а также «Березонька», «Чудо-песенка», «Три вальса».
Подростковые годы
Как уже было сказано выше, в 1925 году семейство Драгунских оказалось в Москве. Вите было всего 12 лет. А через пять лет, окончив школу, он был вынужден, вместо того чтобы получать дальнейшее образование, идти работать. Рубин к тому времени уже оставил семью, и Виктор, как старший сын, должен был помогать матери финансово. Сначала он устроился на завод, помощником токаря, затем трудился на фабрике, где изготавливали упряжь для лошадей.
Годы, прожитые бок о бок с Менахемом Рубином, не прошли даром. Отчим сумел привить Виктору страстную любовь к творчеству и прежде всего – к театру. Наблюдая, как выступает Рубин, маленький Витя сам мечтал однажды выйти на сцену. Это желание никуда не делось и в юношестве – и потому параллельно с работой Виктор стал ходить на литературно-театральные курсы известного педагога, режиссера и актера Алексея Дикого. В его мастерской Виктор учился пять лет.
Интересные факты
Виктор Драгунский. Фотография: chzdk.ru
1. В доме у Драгунского часто бывали гости. К нему приходили поэты Михаил Светлов, Белла Ахмадулина и Михаил Матусовский, журналист Юрий Нагибин. Фирменным угощением были драники и винегрет. Чтобы салата хватило всем, его готовили в специальном ведре.
2. Драгунский сочинял не только рассказы, но и песни. В 1990 году жена писателя Алла Драгунская посмертно издала его авторский сборник «Чудо-песенка».
3. Дочь писателя Ксения Драгунская тоже стала известным драматургом. Она написала около 30 пьес: «Тайна пропавшего снега», «Пробка», «Истребление» и другие.
4. Рассказы Драгунского были настолько известны, что их переводили на непопулярные языки: хинди, японский, норвежский, шведский, молдавский.
«Артист из тебя точно получится, а писатель — нет»: детство и юность Драгунского
Виктор Драгунский с матерью Ритой Драгунской. Фотография: persons-info.com
Виктор Драгунский родился в Нью-Йорке. К тому моменту его родители жили в Америке уже год: они уехали из родного Гомеля сразу после свадьбы. Семья отца, Юзефа Перцовского, владела в Белоруссии магазином одежды. Мать будущего писателя, Рита Драгунская, была дочерью учителя русского языка и литературы.
В Нью-Йорке родители Драгунского прожили недолго: с рождением ребенка перестало хватать денег, и в 1914 году они вернулись в Гомель. Виктор Драгунский шутил: «Да, я родился в Нью-Йорке, но американский образ жизни произвел на меня такое отталкивающее впечатление, что уже через полгода я вернулся на родину».
Когда Драгунскому исполнилось 5 лет, умер его отец. Через несколько месяцев мать вышла замуж во второй раз. Ее супругом стал большевик Ипполит Войцехович — член белорусского революционного комитета. В 1920 году он погиб в бою с белогвардейцами. Спустя два года третьим мужем Риты Драгунской стал актер еврейского театра Менахем-Мендл Рубин. Мать и сын ездили с артистом на все гастроли. Рубин учил Виктора Драгунского громко и выразительно читать стихи, отбивать чечетку и пародировать. Иногда он давал приемному сыну эпизодическую роль в спектакле. Отчим был для Драгунского кумиром: с первого выхода на сцену мальчик мечтал стать актером, как он.
В 1925 году семья переехала в Москву. Там Рубин создал свою труппу и вскоре эмигрировал в США. Денег не хватало, и чтобы помочь матери, тринадцатилетний Драгунский начал работать. После уроков он катал на лодке туристов по Москве-реке и перевозил жителей столицы с одного берега на другой. А в 1929 году, когда закончил семь классов средней школы, стал учеником токаря на .
В 1931 году, возвращаясь с работы, Виктор Драгунский увидел объявление о наборе учеников в литературно-театральную мастерскую режиссера Алексея Дикого. Будущий писатель прошел прослушивание и стал по вечерам ходить на занятия. Драгунский так описывал Дикого: «Он любил повторять слова Марка Твена о том, что «морщины должны быть следами улыбок», — но на адовых репетициях и на ночных прогонах мы понимали, что совсем не от веселой жизни лицо его иногда напоминало изрезанный трещинами серый камень на морском берегу»
Большое внимание на курсах уделялось литературе: студенты изучали древнегреческие трагедии, средневековые романы, пьесы эпохи Просвещения. Тогда же Виктор Драгунский написал свои первые рассказы и прочитал их режиссеру
Прослушав несколько произведений, Алексей Дикий ответил: «Не писал бы ты ничего, дружок. Артист из тебя точно получится, а писатель — нет».
В 1935 году Виктор Драгунский закончил курсы и устроился на работу в Театр транспорта (сегодня — Московский драматический театр им. Николая Васильевича Гоголя). Там он познакомился со своей будущей женой, артисткой Еленой Корниловой. Вскоре у них родился сын Леонид. В 1937 году Драгунский перешел в Театр Сатиры: режиссер Николай Горчаков пригласил его после смотра молодых талантов. Первым спектаклем актера на новой сцене стала комедия «Таланты» по одноименной пьесе Константина Финна. Драгунский играл роль начинающего актера, которого никто не принимал всерьез. У него была еще одна эпизодическая роль — безумный ученый Евстигнейка в пьесе Максима Горького «Дети». Режиссер Борис Голубовский писал в книге «Шаг в профессию»: «От Драгунского ждали аттракциона, фортелей, в лучшем случае — иронию, и вдруг в спектакле, совершенно вразрез со всем строем, зазвучал трагический аккорд! Судьба загубленного таланта сразу изменила настроение зрительного зала. Ясно, что перпетум мобиле Евстигнейка не выдумает, ну а вдруг? Его вера заражала окружающих».
Детские и юношеские годы
В. Ю. Драгунский родился в 1913 году в еврейской семье, проживавшей в то время в Нью-Йорке, где и прошло детство будущего советского писателя. Его мать и отец эмигрировали в США из Гомеля, и через некоторое время у них родился сын.
Рита Лейбовна Драгунская и Юда Фалькович Перцовский не смогли долго жить в Америке. Манера общения местных жителей, обычаи, порядки, менталитет — всё было чуждым, не таким, как в родной Беларуси. Для молодой пары с малышом оказалось невыносимым пребывание в такой обстановке, и вскоре семья переехала обратно в Гомель.
Когда Виктору исполнилось 5 лет, в городе началась эпидемия тифа. От этой ужасной болезни скончался Юда Фалькович. Мальчик почти не запомнил своего отца. По другой информации, он трагически погиб. Сейчас проверить достоверность этих сведений не представляется возможным. Впоследствии Рита Лейбовна попыталась построить семью с Войцеховичем Ипполитом Ивановичем. Но и прожить с отчимом долгое время мальчику было не суждено: в 1920 г. новый муж матери скончался.
Ещё через 2 года мать мальчика познакомилась с актёром по имени Менахем-Мендл. Так у Виктора появился новый отчим. Менахем-Мендл выступал в водевильном еврейском театре, который регулярно гастролировал. Рита Лейбовна и Виктор сопровождали главу семейства в проездках. И снова ребёнку пришлось отвыкать от приёмного отца: пожив вместе некоторое время, Рита и Менахем разошлись.
Живя вдвоём, мать и сын испытывали нужду в деньгах. Виктор начал подрабатывать ещё в школьные годы. Отучившись, он устроился на завод, где проработал помощником токаря несколько месяцев. Впоследствии Виктор пошёл трудиться на фабрику, которая выпускала конскую сбрую. Интересный факт из жизни юноши: несколько месяцев он собственноручно изготавливал упряжь для лошадей.
Всё это время молодой человек ощущал потребность творить. Уже в 17 лет он начал ходить в литературно-театральный кружок, организованный А. Диким. Это происходило уже в Москве. В 1935 году он дебютировал в качестве актёра, выступив в театре железнодорожников, который позднее был переименован в Центральный театр транспорта. Ещё позже, в 1959 году, учреждение получило нынешнее название — Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя.
Детство
Несмотря на тот факт, что Драгунского всегда считали выходцем из России, родился он в Соединенных Штатах Америки 1 декабря 1913 года в городе Нью-Йорке. Его родителями были трудовые эмигранты, которые в поисках лучшей жизни и достатка покинули родной Гомель и переселились в Америку за год до рождения ребенка. Однако там они не то что не нашли желаемого, а скорее наоборот – разочаровались в жизни, после чего в 1914 году решили вернуться на родину.
С самого детства Виктор привык к переездам. Как признается писатель, это казалось ему обычным и даже нормальным явлением – постоянно менять места жительства.
«Будучи ребенком, я не понимал, почему родители так нервничали и переживали, переезжая на новое место. Позже я, наконец, понял, чего именно они ожидали от новых стран и городов – лучшей жизни. Именно поэтому постоянно находились в поисках, хоть и, честно говоря, безрезультатных».
В 1918 году Виктор переносит страшную потерю. Его отец скоропостижно умирает от тифа, оставляя жену и ребенка без средств к существованию. Мать, погоревав некоторое время, выходит замуж за ревкома их родного города, с которым проживает достаточно счастливые и финансово стабильные два года, после чего отчим Виктора также умирает. Через два года мать Драгунского в третий раз выход замуж за Менахем-Мендла Хаимовича Рубина – актера еврейского водевильного театра.
После этого семья вслед за новым кормильцем начинает путешествовать по стране. Являясь довольно-таки талантливым актером, Рубин гастролирует и, в конце концов, приезжает в Москву, где встречает своего будущего коллегу по сцене – Илью Триллинга. Решив, что обуза в виде жены и ребенка сильно мешают карьере мужчины, Илья уговаривает друга бросить семью и заняться открытием собственного театра. Уговоры не проходят даром, и в 1930 году Рубин уходит из семьи.
Юность и начало актерской карьеры
Как позже признается сам Виктор Драгунский, у него практически не было детства.
«Несмотря на то, что Рубин позволял нам с мамой жить хорошей и можно даже сказать богатой жизнью, я видел, что это продлится недолго – так и произошло. Поэтому всё детство и юность мне приходилось подрабатывать то здесь, то там, чтобы накопить на будущее».
Получив лишь школьное образование (и то частичное), Драгунский в 1930 году записывается в «Литературно-театральную мастерскую» А. Дикого, где и начинает впервые появляться на сцене. Тот факт, что этот самый год является временем расторжения очередного брака и нищеты, вовсе не пугает Виктора, наоборот, даёт ему силы и воодушевляет. И уже через 5 лет он добивается своего первого признания – его замечают на одном из спектаклей и приглашают в Театр транспорта.
Видя семейное неблагополучие и несчастную мать, Виктор Драгунский еще больше старается посвятить себя творчеству, чтобы оградиться от негативных мыслей. Так, он начинает самостоятельно придумывать рассказы, повести, сказки, сочинять небольшие сценки и даже пьесы, писать фельетоны и юморески. Но отсутствие, как такового, опыта писателя вынуждает его обратиться к профессионалам, а именно, цирковым артистам, благодаря которым он впоследствии начинает сочинять по-настоящему интересные и смешные произведения. Они же помогают ему устроиться в Театр киноактера, где Драгунскому сразу же предлагают несколько небольших ролей второго плана.
Однако даже будучи достаточно известным человеком, Виктор видит, что в Театре киноактера и без него хватает «звездных персонажей». А поскольку конкурировать с ними он пока не в состоянии, в 1948 году он решает создать «Театр в театре» под названием «Синяя птичка», чтобы обеспечить себе и другим таким же малоизвестным актерам достойную работу. Затея сразу же становится популярной и обрастает всё новыми коллегами по сцене (пусть и более профессиональными актерами). Уже через несколько месяцев «самостоятельный коллектив» молодых и талантливых впервые выступает за пределами родной сцены. Их приглашают в Дом актера, где они на собственном опыте узнают, что такое настоящая слава.
Тем не менее, успех «Синей птички» заканчивается в 1958 году, когда самого талантливого из актеров – Виктора Драгунского – приглашают в Мосэстраду. Там он участвует в многочисленных постановках и даже пишет песни «Теплоход», «Берёзонька», «Три вальса», которые впоследствии становятся чуть ли не хитами отечественной эстрады.