Краткое содержание рассказа Хрустальный ключ Крюковой
По жанровой направленности произведение относится к разряду небольшого рассказа, предназначенного для маленьких читателей, основная тема которого заключается в их приобщении к миру волшебной и доброй литературы.
Центральное место в произведении отводится маленько девочке Даше шести лет, проводящей летние каникулы вместе со своим двенадцатилетним братом Петей в деревне у бабушки.
Сюжетное повествование в рассказе разворачивается с момента рассказа бабушки одной из местных легенд, касающейся деревенского озера, которое в настоящее время является болотом. Когда-то в прошлом озеро являлось местной достопримечательностью, поскольку имело способность излечения любой болезни. Однако в один из дней озеро становится местом заточения злой и коварной ведьмы Морры, которая с целью сохранения своей красоты убивает малолетних детей. С этой поры озеро теряет свои лечебные способности и постепенно становится заиленным болотом.
В соответствии с легендой имеется возможность спасения озера, но для этого необходимо на его дне отыскать хрустальный ключ, который очистит воду от грязи и негатива.
Даша с Петей принимают решение спасти водоем и отправляются в подземное царство, где ребята сталкиваются с различными сказочными персонажами в виде говорящего червячка, эльфов, гномов, карликов, русалок. Во время приключений дети даже оказываются в плену ведьмы Морры, из которого им удается выбраться и все же добыть хрустальный ключ.
В финале рассказа дети представляются свои приключения обычным сном, однако озеро, названное ведьминым болотом, снова приобретает свои волшебные способности и становится местной достопримечательностью.
Смысловое значение произведения заключается в необходимости проявления смелых и решительных поступков ради благой цели.
«Старик Хоттабыч» — краткое содержание для читательского дневника
«Старик Хоттабыч» Лазаря Иосифовича Лагина — увлекательное произведение о том, как обычный школьник подружился с джинном.
Жанр произведения
— сказочная повесть.
Тема произведения.
Сказочная повесть Л.И. Лагина «Старик Хоттабыч» рассказывает о детях.
Идея произведения.
Идея сказки Лагина заключается в том, что славу человеку приносят не материальные блага, а его поступки и заслуги. Неправильно жить стремлением к личной выгоде. Нужно жить для других людей.
Проблематика произведения.
В своем произведении Лазарь Иосифович Лагин поднимает проблему невежества, показывая, сколько вреда оно может принести человеку. Кроме этого, автор затрагивает вопросы уважительного отношения к пожилым людям.
Основные герои произведения.
Волька Костыльков — ученик 7 класса, умный и любознательный мальчик. Поступает по совести, не хулиган.
Старик Хоттабыч — джинн, волшебник, умеющий выполнять любые желания.
Женя Богорад — закадычный друг Вольки.
Омар Юсуф — брат Хоттабыча, хвастун, постоянно замышляющий недоброе.
Сюжет произведения.
Однажды Волька Костыльков, простой советский школьник, купаясь в озере, достал бутылку с волшебником внутри. Звали джинна Гассан Абдурахман ибн Хоттаб. Много лет томился он в заточении. За то, что мальчик избавил его от этой напасти, Хоттабыч обещал служить ему верой и правдой и исполнять любые желания. И вот в Москве стали происходить невероятные события.
Старик Хоттабыч из кожи вон лез, чтобы угодить своему новому владельцу, но разница в представлениях восточного джина из древних времен и советского школьника была огромной, как пропасть. Это приводило к тому, что с героями постоянно происходили курьезы.
К примеру, учитель географии был в легком шоке от познаний старика Хоттабыча. Джин рассказал о том, что наша планета — плоский диск, а муравьи настолько огромны, что напоминают величиной собак.
Волшебник одарил Вольку огромной бородой, чтобы попасть на вечерний сеанс. Боясь, что приятель Костылькова, Женя Богорад, об этом проболтается, Хоттабыч отправил его в Индию. Но оставаться там мальчишке было никак нельзя, воинственные индусы представляли опасность. Пришлось лететь за Женей на ковре-самолете и возвращать его обратно.
Но на этом приключения не заканчиваются. Вскоре в жизни мальчишек появляется еще один джинн, Омар Юсуф, брат Хоттабыча. Его выпускает из кувшина Женька. Вот только характер Юсуфа был полной противоположностью. Хоттабыч — добрый и любознательный волшебник. А Омар жесток и бессердечен, любит он только себя. Чтобы спасти от Юсуфа Женьку, Хоттабычу пришлось отправить брата в космос. Другого выхода просто не было.
В завершении произведения добрый джинн понял, как важно получать знания. Его невежество доставляло ему большие неудобства
Хоттабыч, глядя на мальчишек, тоже захотел учиться.
Вольке и Женьке теперь нельзя было получать плохих оценок, ведь они делились полученными знаниями с джинном, а тот был старательным и любознательным учеником.
Чему учит произведение?
Сказочная повесть «Старик Хоттабыч» учит помогать тем, кто попал в беду, защищать тех, кто слабее. Кроме этого, произведение Лагина учит быть открытым для новых знаний, понимать их значимость.
Отзыв о произведении.
Поведение обычного мальчишки достойно восхищения. Волька помогает джинну жить в неведомом ему современном мире. Глядя на школьника, старик Хоттабыч меняется в лучшую сторону: он совершает добрые дела, становится любознательным учеником, понимающим значимость новых знаний.
Краткое содержание
Семиклассник Волька был большим любителем приключений, поэтому он не очень удивился, когда, ныряя в речке, нашел старинный сосуд. Он был уверен, что там точно спрятан клад. Прибежав домой, затаив дыхание, он начинает соскребать печать. Как только Волька заканчивает, комната наполняется сизым дымом, а его самого какая-то сила резко подбрасывает к потолку. Оказавшись подвешенным на крючке для люстры, мальчик осматривает комнату и замечает, что находится не один.
Волька видит старика с длинной белой бородой в весьма странной одежде. На нем был старинный кафтан, расшитый золотыми нитками, и туфли с загнутыми вверх носками. Мальчик сначала подумал, что этот человек пришел из домоуправления. Старик, завидев висящего мальчика, падает перед ним на колени с просьбой помиловать его и дать возможность вознаградить за спасение.
Он представляется Гассаном Абдурахманом ибн Хоттабом. Старик рассказывает, что в кувшин его заточил за непослушание могущественный волшебник Сулейман ибн Дауд. То же самое он сделал с его бедным братом Омаром Юсуфом. Гассан готов на исполнение любого желания мальчика. Волька желает очутиться на полу, и тут же оказывается стоящим на ногах с абсолютно целыми брюками.
Хоттабыч узнает, что Вольке предстоит экзамен по географии. Он готов проводить мальчика, попутно уверяя, что хорошо знает устройство мира и сможет подсказать Вольке. Школьник сначала отказывается – ведь он пионер, но потом соглашается на одну маленькую подсказку. Он достает для старика более современную одежду, и они отправляются в школу.
Вольке очень повезло. Ему достался билет, ответ на который он знал хорошо, – Индия. Однако показать свои знания он не может. Ему приходиться повторять слова Хоттабыча, который подсказывал ему за стеной про лысых людей, муравьев величиной с огромную собаку, диск вместо Земли, который стоит на китах. К счастью, все, включая учительницу, понимают, что Волька болен, и его освобождают от экзамена до полного выздоровления. Опасаясь, что старик может отомстить учительнице, мальчик заверяет его, что сдал отлично.
Вечером Волька не может попасть на киносеанс, поскольку вечерние показы имели ограничения по возрасту. Хоттабыч быстро решает проблему – на лице мальчика вырастает густая растительность. Старик искренне считал, что борода – показатель солидного возраста. Тем не менее, в зал их пропустили. Когда погас свет, мальчик потребовал от Хоттабыча, чтобы тот убрал бороду, но старик забыл заклинание. И хотя действие колдовства должно было вскоре пройти, после сеанса Волька направляется в парикмахерскую и сбривает растительность.
К несчастью, одноклассник мальчика видел его с бородой и, чтобы избежать слухов, старик отправляет Женю в рабство. Узнав об этом, Волька требует немедленно вернуть Богорада. В результате этого состоялся долгий полет мальчика с Хоттабычем на ковре-самолете за Женей в Индию.
Мальчики осознают, что Хоттабычу трудно освоиться в окружающем мире. В кинотеатре он испугался паровозного гудка, грозился заколдовать буфетчицу, которая недостаточно вежливо обратилась к нему, не знал, для чего существуют элементарные бытовые приборы, и боялся машин, метро и высоких зданий. Вольке и Жене приходиться объяснять старику каждую мелочь.
Самому Хоттабычу, казалось, очень нравится быть в центре тех событий, которые он же и устраивает. В цирке он показывает свои фокусы, которые неподвластны никому, на стадионе во время решающей игры активно подыгрывает своей любимой команде, двигая ворота, возле книжного киоска на шумной улице создает большой переполох, свидетелями чего становятся многие прохожие. В такие моменты ни Вольке, ни Жене не удается остановить старика.
Часто Хоттабыч грустит, поскольку ему хотелось бы встретиться с братом. Во время путешествия по Ледовитому океану друзьям попадает в руки кувшин. Распечатывает его Женя. Из кувшина появляется брат Хоттабыча. По традиции, он должен уничтожить своего спасителя. Однако джин с Волькой чудом успевают спасти своего друга от гибели. Омар Юсуф совсем не похож на брата: он злой, эгоистичный, совершенно не верит в современное человечество и науку. Хоттабычу приходится превратить Юсуфа в спутник и отправить в космос, чтобы тот не смог натворить больших бед.
Проходит время, и мальчики продолжают учиться в школе. Свои знания они передают Хоттабычу, который жаждет новой, современной информации. Каждый из героев мечтает о своем и идет к своей цели.
От автора (1938 г.)
В книге «Тысяча и одна ночь» есть «Сказка о рыбаке». Вытянул рыбак из моря свои сети, а в них – медный сосуд, а в сосуде – могучий чародей, джинн. Он был заточён в нём без малого две тысячи лет. Этот джинн поклялся осчастливить того, кто выпустит его на волю: обогатить, открыть все сокровища земли, сделать могущественнейшим из султанов и, сверх всего, выполнить ещё три его желания.
Или, например, «Волшебная лампа Аладдина». Казалось бы, ничем не примечательная старая лампа, можно сказать – просто утиль. Но стоило только потереть её – и вдруг неведомо откуда возникал джинн и выполнял любые, самые невероятные желания её владельца. Вам угодны редчайшие яства и пития? Пожалуйста. Сундуки, по самые края наполненные золотом и драгоценными камнями? Готово. Роскошный дворец? Сию же минуту. Превратить вашего недруга в зверя или гада? С превеликим удовольствием.
Предоставь такому чародею по собственному вкусу одарить своего повелителя – и снова посыпались бы всё те же драгоценные сундуки, всё те же султанские дворцы в личное пользование.
По понятию джиннов из старинных волшебных сказок и тех, чьи желания они в этих сказках выполняли, это и было самое полное человеческое счастье, о котором только и можно было мечтать.
Сотни и сотни лет прошли с тех пор, как впервые были рассказаны эти сказки, но представления о счастье долго ещё связывались, а в капиталистических странах у многих людей и по сей день ещё связываются с сундуками, битком набитыми золотом и брильянтами, с властью над другими людьми.
Ах, как мечтают те люди хоть о самом завалящем джинне из старинной сказки, который явился бы к ним со своими дворцами, сокровищами! Конечно, думают они, любой джинн, проведший две тысячи лет в заточении, поневоле несколько отстал бы от жизни. И возможно, что дворец, который он преподнесёт в подарок, будет не совсем благоустроен с точки зрения современных достижений техники. Ведь архитектура со времён калифа Гарун аль Рашида так шагнула вперёд! Появились ванные комнаты, лифты, большие, светлые окна, паровое отопление, электрическое освещение… Да ладно уж, стоит ли придираться! Пусть дарит такие дворцы, какие ему заблагорассудится. Были бы только сундуки с золотом и брильянтами, а остальное приложится: и почёт, и власть, и яства, и блаженная, праздная жизнь богатого «цивилизованного» бездельника, презирающего всех тех, кто живёт плодами своих трудов. От такого джинна можно и любое огорчение стерпеть. И не беда, если он не знает многих правил современного общежития и светских манер и если он иногда и поставит тебя в скандальное положение. Чародею, швыряющемуся сундуками с драгоценностями, эти люди всё простят.
Ну, а что, если бы такой джинн да вдруг попал в нашу страну, где совсем другие представления о счастье и справедливости, где власть богачей давно и навсегда уничтожена и где только честный труд приносит человеку счастье, почёт и славу?
Я старался вообразить, что получилось бы, если бы джинна спас из заточения в сосуде самый обыкновенный советский мальчик, такой, каких миллионы в нашей счастливой социалистической стране.
И вдруг я, представьте себе, узнаю, что Волька Костыльков, тот самый, который жил раньше у нас в Трёхпрудном переулке, ну, тот самый Волька Костыльков, который в прошлом году в лагере лучше всех нырял… Впрочем, давайте я вам лучше всё расскажу по порядку.
Хоттабыч действует вовсю
Домой идти не хотелось. На душе у Вольки было отвратительно, и хитрый старик почувствовал что-то неладное.
Добрых три часа он рассказывал своему спасителю, сидя на скамейке на берегу реки, о разных своих похождениях. Потом Волька вспомнил, что мама дала ему деньги на билет в кино. Предполагалось, что он пойдет в кино сразу после того, как сдаст испытание.
– Знаешь что, старик, – сказал Волька загоревшись, – сходим в кино!
– Твои слова для меня закон, о Волька ибн Алеша, – смиренно отвечал старик. – Но скажи мне, сделай милость, что ты подразумеваешь под этим непонятным для меня словом: кино? Не баня ли это? Или, может быть, это так у вас называется рынок, где можно погулять, побеседовать со своими друзьями?
– Каждый ребенок знает, что такое кино. Кино – это… – Тут Волька неопределенно поводил в воздухе руками и добавил: – Ну, в общем, придем – увидишь.
Около кинотеатра стояла большая очередь в кассу.
Над кассой висел плакат: «Детям до шестнадцати лет вход воспрещен».
– Что с тобой, о красивейший из красавцев? – всполошился Хоттабыч, увидев, что Волька вдруг снова помрачнел.
– А то со мной, – с досадой ответил Волька, – что из-за твоих россказней мы опоздали на дневной сеанс. Теперь пускают уже только с шестнадцати лет. И потом – видишь, какая очередь. Прямо не знаю, что теперь делать… Домой идти не хочется…
– Ты не пойдешь домой! – заорал на всю площадь старик Хоттабыч. – Не пройдет и одного мгновения, как нас пропустят в твое кино, и мы пройдем в него, окруженные вниманием и восхищением. «Старый хвастунишка!» – выругался про себя Волька, сжав кулаки
И вдруг обнаружил в правом кулаке два билета на восьмой ряд
«Старый хвастунишка!» – выругался про себя Волька, сжав кулаки. И вдруг обнаружил в правом кулаке два билета на восьмой ряд.
– Ну идем, – сказал старик Хоттабыч, которого буквально распирало от счастья. – Идем. Теперь-то они тебя пропустят.
– Ты уверен в этом? – осведомился Волька.
– Так же, как в том, что тебя ожидает великое будущее. Пусть попробуют не пропустить, – сказал он и подвел Вольку к зеркалу, висевшему около контроля.
Волька обмер. Из зеркала на него глядело уродливое существо: в коротких штанишках, в пионерском галстуке и с бородой апостола на розовом мальчишеском лице.
Необыкновенное утро
В семь часов тридцать две минуты утра веселый солнечный зайчик проскользнул сквозь дырку в шторе и устроился на носу ученика пятого класса Вольки Костылькова. Волька чихнул и проснулся.
Как раз в это время из соседней комнаты донесся голос матери:
– Нечего спешить, Алеша. Пусть ребенок еще немножко поспит – сегодня у него экзамены.
Волька досадливо поморщился. Когда это мама перестанет наконец называть его ребенком? Шуточки – ребенок! Человеку четырнадцатый год пошел…
– Ну что за чепуха! – ответил за перегородкой отец. – Парню уже тринадцать лет. Пускай встает и помогает складывать вещи. У него скоро борода расти начнет, а ты все: ребенок, ребенок…
Складывать вещи! Как он мог это забыть?! Волька моментально сбросил с себя одеяло и стал торопливо натягивать штаны. Как он мог забыть! Такой день!
Семья Костыльковых переезжала сегодня на новую квартиру. Еще накануне вечером почти все вещи были запакованы. Мама с бабушкой уложили посуду на дно ванночки, в которой когда-то, давным-давно, купали младенца Вольку. Отец, засучив рукава и по-сапожницки набрав полный рот гвоздей, заколачивал ящики с книгами и в спешке заколотил в одном из них учебник географии, хотя даже ребенку ясно, что без учебника сдавать испытание невозможно.
– Ладно, – сказал отец, – на новой квартире разберемся.
Потом все спорили, где складывать вещи, чтобы удобнее было их выносить утром на подводу. Потом пили чай по-походному, за столом без скатерти, сидя на ящиках, а Волька очень удобно устроился на футляре из-под швейной машины. Потом решили, что утро вечера мудренее, и легли спать.
Одним словом, уму непостижимо, как это он мог забыть, что они сегодня утром переезжают на новую квартиру.
Не успели напиться чаю, как в квартиру постучались. Затем вошли двое грузчиков. Они широко распахнули обе половинки двери и зычными голосами спросили:
– Можно начинать?
– Пожалуйста, – ответили одновременно мать и бабушка и страшно засуетились.
Волька торжественно вынес на улицу, к фургону, диванные валики и спинку. Его сразу окружили ребята, игравшие на дворе.
– Переезжаете? – спросил у него Сережа Кружкин, веселый паренек с черными хитрыми глазами.
– Переезжаем, – сухо ответил Волька с таким видом, как будто он переезжал с квартиры на квартиру каждую шестидневку, и будто в этом не было для него ничего удивительного.
Подошел дворник Степаныч, глубокомысленно свернул цигарку и неожиданно завел с Волькой солидный разговор, как равный с равным. У мальчика от гордости и счастья слегка закружилась голова. Он с уважением отозвался о сложности дворницкой профессии, потом набрался духу и пригласил Степаныча в гости на новую квартиру. Дворник сказал «мерси». Словом, налаживалась серьезная и положительная беседа двух мужчин, когда вдруг из квартиры раздался раздраженный голос матери:
– Волька! Волька! Ну куда девался этот несносный ребенок?
И все сразу пошло прахом. Дворник, еле кивнув Вольке, принялся с ожесточением подметать улицу. Ребята сделали вид, будто безумно увлеклись слепым щенком, которого еще вчера неведомо откуда приволок на бечевке Сережа. А Волька, понурив голову, пошел в опустевшую квартиру, в которой сиротливо валялись обрывки старых газет и грязные пузырьки из-под лекарств.
– Наконец-то! – накинулась на него мать. – Бери свой знаменитый аквариум и срочно влезай в фургон. Будешь там сидеть на диване и держать аквариум в руках. Только смотри не расплескай воду.
Непонятно, почему родители так нервничают, когда переезжают на новую квартиру.
Мне нравится2Не нравится
Интересные факты
- Алексей Литвинов, который сыграл в фильме Вольку Костылькова, получил за свою работу 2400 рублей.
- Так как для жителей СССР экзотические фрукты оказались новшеством, в фильме «Старик Хоттабыч» бананы походили на огурцы: они были сделаны из папье-маше и выкрашены в зеленый цвет.
Бананы в фильме «Старик Хоттабыч»
- Режиссер Геннадий Казанский, желающий приблизиться к голливудским стандартам, поразил телезрителей невиданными для тех времен спецэффектами: сцена с ковром была ноу-хау для советского кинематографа. На самом деле актеров снимали в павильоне, а затем «волшебный полет» накладывался на нужный фон: чтобы зрители увидели облака, создателям пришлось напускать в помещение для съемок дым, отчего у Женьки заслезились глаза. Для антуража режиссер решил не убирать «плачущего» мальчика из кадра.
- Вместо мороженого с глазурью актер Николай Волков поглощал глазированные сырки. Дублей было снято немало, поэтому актер до конца дней возненавидел шоколадное лакомство.
Самые сложные в мире загадки на логику с подвохом и ответами
Как можно поместить два литра молока в литровую бутылку?
Ответ: Налить в бутылку сначала литр, дождаться, пока его выпьют, и налить еще один литр.
Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла 300 метров. Как такое могло быть?
Ответ: Собака прошла 30 раз круг с десятиметровым радиусом.
Когда рыболовная сеть может вытянуть воду?
Ответ: Когда вода станет льдом.
Чего становится больше, если их поставить вверх ногами?
Ответ: Песок в песочных часах.
Что все люди на Земле делают одновременно?
Ответ: Живут.
Завязать можно, а развязать нельзя.
Ответ: Разговор.
Когда мы смотрим на цифру 22, а говорим 10?
Ответ: Когда произносим время на часах.
Назовите то, что можно взять левой рукой, но нельзя – правой?
Ответ: Правый локоть.
Быстро ест, мелко жует, сама ничего не глотает и другим не дает.
Ответ: Пила.
Какое число должно быть напротив собаки?
- Кошка – 3
- Петух – 8
- Лошадка – 5
- Кукушка – 4
- Лягушка – 3
- Ослик – 2
- Собака — ?
Ответ: 3 (гав), поскольку кошка – мяу (3), ослик – иа (2), лягушка – ква (3) и т.д.
Ну как вам такие загадки с подвохом, дорогие мои? Быстро ли получилось их разгадать?
Очень краткий пересказ
Старик Хоттабыч творил настоящие чудеса с помощью волосков на длинной бороде
Действие рассказа начинается с того момента, как пионер Волька, нырнув в водоем, находит на дне сосуд и, открыв его, выпускает наружу древнего волшебника. Старик Хоттабыч желает во что бы то ни стало щедро отблагодарить школьника. Однако он сильно отстал от современной жизни, и поэтому все, что он пытается наколдовать, получается нелепым.
Со временем он начинает лучше разбираться в современной действительности. Джин увлекается футболом, открывает для себя мороженое, которое, по его мнению, «вкуснее щербета» и даже вполне успешно учится читать.
Друзья со стариком едут на поиски его брата Омара и находят его в Арктике. Он очень коварен и пытается погубить освободителей, но те заставляют его скрыться в сосуде. Он улетает на орбиту, где становится спутником. А Хоттабыч не на шутку увлекается радиотехникой.
Советизация джинна
Герои путешествуют на ковре-самолете, на паруснике, на ледоколе. Хоттабыч узнает разные детали советского быта и со временем сам становится достойным представителем коммунистического общества. Он страстно увлекается радио. Заканчивается повесть почти трагически:
«Гамлет» на фоне личной трагедии Хоттабыча кажется детской байкой. Всесильный джинн фактически становится «маленьким человеком», неспособным преодолеть сопротивление бюрократической машины. Но и из этого Лагин умудряется вывести показательную мораль: по логике его повествования обычность Хоттабыча вовсе не плоха, наоборот, она лишь подчеркивает, что в Советском Союзе хорошо живется всем.
Страсть советского государства к нравоучениям подчеркивал еще писатель Андрей Синявский:
Детская литература, несущая, помимо прочего, воспитательные функции, тут разворачивается в полную мощь. Волька учит старика Хоттабыча, эта повесть — роман воспитания наоборот: ребенок, юный пионер, воспитывает джинна возрастом в пару тысяч. Потому что в советской утопии даже самые маленькие осознают свое место в обществе и могут успешно интегрировать в него других.
Александр Фадеев утешал Лагина, к которому так и не пришел успех, такими словами:
Тем не менее почти все произведения автора забыты. Вечен только Хоттабыч — всесильный джинн, попаданец из прошлого, мечтатель. Видимо, секрет успеха «Старика Хоттабыча» не только в том, что наивность джинна близка читателю, не только в забавных и ироничных моментах, высмеивающих эпоху, но и в обещании утопии, где хотелось бы жить каждому, — с честными пионерами, которым не нужны дворцы, с радио и ледоколами, И Хоттабыч растворяется в этой утопии, потому что в ней не нужна магия, поскольку всего может достичь наукой и трудом.