Глава 4 – краткое содержание
Жилин начинает делать подкоп под стену своего сарая. Во время одной дневной прогулки он забирается на соседнюю гору, осматривает с неё окрестности и догадывается, какая из дорог ведёт к русской крепости.
Однажды вечером в аул привозят тело брата Кази-Мугамеда, убитого в стычке с русскими. Жилин наблюдает за обрядом мусульманских похорон: видит, как покойного не кладут, а сажают в яму, которая подкопана под землю на манер подвала.
На четвёртый день большинство мужчин уезжает из аула. Жилин предлагает Костылину бежать вдвоём этой же ночью. Тот вначале отказывается, но потом соглашается.
Краткое содержание произведения «Кавказский пленник» по главам
Читатется за 3 минуты
Глава 1
Жилин – русский офицер, каких много, на Кавказе. Служит и не тужит. В один из дней он получает от матушки письмо с просьбой приехать погостить (да еще она пишет, что невесту ему присмотрела…). Офицер не может перечить матери и, отпросившись у начальства, едет на побывку домой.
Времена были неспокойные, на Кавказе война шла. Страшно. Татары. Жилин и другой офицер Костылин, едут в обозе, но им хочется добраться поскорее и они принимают решение обогнать обоз. Они впереди, свободны. А что еще надо молодым? И вдруг…
Татары нападают на них и забирают в плен Жилина. Костылину пока удалось бежать от них.
Глава 2
Идет время. Спустя несколько дней Жилин узнает, что Костылина тоже пленен и, мало того, он (то есть Костылин) продан Абдул-Мурату.
Татары не теряют времени даром и принуждают пленников писать письма на родину с просьбой о выкупе. Жилин, мать жалеючи, указывает неправильный адрес. Он ведь знает, в какой бедности и нужде живет родительница.
Глава 3
Прошел месяц. Пленники живут в сарае. Днем им сковывали свободу движений, чтобы они не убежали. Жилин был рукастым мужиком, поэтому, чтобы не скучать, мастерил из глины игрушки для Дины (дочь хозяина). Дина за его поделки тайно по ночам подкармливала пленников молоком и лепешками. Да еще своему новому хозяину некоторые вещи нужные починил!
Глава 4
В плену время тянется мучительно долго. Много есть о чем подумать и что придумать. И вот Жилин задумал убежать из плена. Для осуществления мечты он с Костылиным выкопали подкоп. Воспользовавшись покровом ночи и отсутствием татар, им удалось осуществить свой план.
Глава 5
Пленники на свободе. Их пока никто не преследует. Но вот незадача – Костылин натер ноги. Сначала он шел, как мог, а потом, когда стало совсем невмоготу – его понес Жилин на горбуше. Так им не удалось уйти далеко, и вскоре друзья были пойманы татарами. Их снова везут к Абдул-Мурату. Татары взбешены дерзким поступком русских. Многие татары приняли решение, что пленников надо лишить жизни, но Абдул мудро ждет выкуп за них и пока дарует им жизнь. Костылин и Жилин снова в плену, в глубочайшей яме. Условия их содержания теперь во много раз хуже.
Глава 6
Время идет своим чередом. А житье пленных с каждым днем все хуже. Их кормят подобно скоту сырой едой. В яме условия для жизни далеко не идеальны: холодно, сыро, воздух спертый. Костылина лихорадит, а Жилину все горше и горше с каждым днем.
Однажды Жилин увидел у ямы Дину. Она принесла ему немного пищи. В следующий приход Дина сообщила Жилину о том, что его собираются казнить. В результате у Жилина созрел план собственного спасения. Он попросил Дину принести длинный шест, она ночью выполнила его просьбу.
Жилин думает бежать вместе с Костылиным, но последний не может даже шевелиться. Тогда Жилин бежит один. Они тепло расстаются с Диной. Она напоследок дает ему еды на дорожку.
Жилин бежит один. Он пробирается по лесу. Когда он выходит на поле, то опасается, чтобы его не обнаружили татары. Но казаки помогли ему в самой критической ситуации.
Жилина отвезли в крепость. Тогда он принял решение не ехать домой, а служить на Кавказе.
Костылина же выкупили еле живого только спустя месяц.
2 РОЛАНД ОТКАЗЫВАЕТСЯ ТРУБИТЬ В РОГ. ТУРПИН БЛАГОСЛОВЛЯЕТ АРМИЮ
‹LXXXV› «Роланд, мой друг, трубите в Олифан,Услышит вас Карл, что ущельем идет,Верно говорю, французы будут здесь».«Не до пустит Бог, — отвечает Роланд. —Про меня не должны говорить среди людей,Что ради поганых яНе хочу опозорить свою родню,Вот когда начнется великий бой,Я ударю тысячу раз и еще семьсот —Всем сверкнет Дюрандаля кровавая сталь.Французы хорошие люди, сражаются правильно,Ждет людей из страны испанской неминучая смерть».
‹LXXXVI› Говорит Оливье: «Тут рассуждать нечего.Я видел сарацинов из страны испанской;Ими усеяны холмы и долиныИ все равнины и плоские земли.
109
Несметная сила у этих чужестранцев,А у нас всего небольшая горстка».Отвечает Роланд: «Это мне сил прибавит.Не допустит Бог со святыми и ангелами,Чтобы Франция из— за меня лишилась чести.Лучше мне умереть, чем быть опозоренным.Император нас любит за то, что сражаемся правильно».
‹LXXXVII› Роланд храбр — Оливье мудр,Одинаковой доблестью отличены оба.Уж если они на коне и при оружьи,Ради темного страха спиной не станут к битве.Хороши князья с высокомерной речью.Одурели язычники, коней пришпорили.Говорит Оливье: «Друг Роланд, оглянитесь —Трубите в Олифан, — сейчас вполне прилично.Был бы здесь император — мы бы сразу окрепли, —И для спутников наших ваша трубля не зазорна:Взгляните на горы перед Аспрским ущельем —Увидите войска печальное охвостье.Я говорю правильно, другого не придумаешь».«Бросьте, Оливье, советовать бесчестье.Не на месте сердце сидит у малодушных,Стреножим коней, выберем место битвы.Приготовим большие удары и самые большие».
‹LXXXVIII› Когда Роланд увидел, что битва им предстоит,Заиграл гордостью, стал как лев, как леопард,Кличет французов, Оливье выговаривает:«Товарищ мой ласковый, полно вам говорить,Когда император приказал нам здесь быть.Он так подобрал двадцать тысяч, один к другому,Чтобы ни один не примазался к нам изменник.Ради господина человек должен жестко спатьИ терпеть большую стужу и великий жар,Для него сложить голову и пролить кровь.Ты бей копьем, а уж я Дюрандалью,Доброй шашкой, подарочком императорским.Если меня убьют, тот, кто возьмет шашку,Скажет: «Она служила честному вассалу».
110
‹LXXXIX› А с другой стороны Турпин, епископ,Лошадь пришпорил, на холм въезжает,Кличет французов, начинает проповедь.«Господа бароны, Карл нам велел здесь быть.Ради государя вам должно умереть.Вы опора христианства, не дай Бог ему упасть!Теперь вы видите: битва на носу.Сарацины так близко, что можно глаз уколоть.Сознавайтесь в грехах погромче, просите милости Божьей!А уж я отпущу вас — не пропадать же вашим душам.Если вы умрете — попадете в святые мученики,Поставят для вас троны в наилучшем месте рая».Французы спешились, сходят на землю.Подает им епископ благословенье Божие,В искупленье грехов советует сражаться.
‹XC› Французы выровнялись, стали крепко на ноги,Начисто отпущены, очистились от грехов.Божью благодать им епископ шлет.Потом влезают на лошадей сильных и быстрых,Вооружены по всем правилам рыцарстваИ к битве по всем правилам приготовлены.Князь Роланд молвит к Оливье:«Государь мой товарищ, вы говорите правильно,Присудил нас к смерти этот Ганелон.Собака взял золото, добра и динариев —Ужо император за нас отомстит.Король Марсил нашу жизнь приторговал —Под ударами сабель он будет платить».
Куплеты LIII – LXVIII: Возвращение предателя Ганелона к франкам. Уход основных сил Карла из Испании
Ганелон возвращается к франкам и докладывает Карлу о результатах посольства. Он обманывает императора, утверждая, что Марсилий обязательно выполнит свои обещания. Успокоенный Карл собирает своих воинов и направляется в сторону Франции. По совету Ганелона император оставляет в арьергарде своих лучших полководцев и воинов, в том числе и Роланда. Они должны охранять опасное Ронсевальское ущелье, пока основные силы франков не вернуться в пределы родной страны.
Карл переживает за племянника, ему снятся тревожные сны, и поэтому он хочет оставить с Роландом половину своего войска. Но Роланд – бесстрашный и дерзкий молодой человек, он гордо отказывается от помощи и, выбрав несколько проверенных товарищей, разбивает лагерь в ущелье. Остальные франки под предводительством своего императора покидают Испанию.
Куплеты СCLXVII – CCXC: Возвращение в Ахен и суд над Ганелоном
Карл возвращает в столицу франков город Ахен. Войско победителей встречает прекрасная Альда – сестра графа Оливье и невеста графа Роланда. Узнав о смерти брата и любимого жениха, девушка умирает от горя.
Карл назначает суд над предателем Ганелоном. Вельможа утверждает, что он не предавал страну и императора, он хотел уничтожить только своего врага Роланда, а это нельзя считать государственной изменой. За Ганелона выступают 30 его родственников. Судьи просят Карла помиловать Ганелона, но тот не соглашается. Тогда решают устроить бой между близким другом Ганелона Пинабелем и младшим братом одного из рыцарей, погибших вместе с Роландом, Тьерри. Пинабель – опытный и умелый воин, а Тьерри молод и не так искусен в военном деле. Но все верят, что Бог не оставит того, кто прав. Так и происходит. Тьерри побеждает Пинабеля, поручителей Ганелона убивают, а его самого приговаривают к позорной казни четвертованием.
Карл смог отомстить всем предателям. Он устал от войн и крови и хочет насладиться спокойной мирной жизнью. Однако ночью к императору является архангел Гавриил, который сообщает ему, что христианский город Энф находится в осаде язычников. Карл должен немедленно собирать воинов и идти спасать единоверцев. Король с грустью произносит: «Боже, сколь мой жребий горек!».
На этом рассказчик по имени Турольд умолкает, и старофранцузская героическая поэма «Песнь о Роланде» завешается.
Виновница Ла Кава
«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись», — заметил поэт спустя целую вечность после описываемых событий. Он не ошибся — поэты вообще редко ошибаются. У Запада и Востока разные мироощущения, различная философия — в этом смысле они и впрямь несхожи. Если же говорить об истории человечества, то Востоку иной раз доводилось сходиться с Западом, точнее, сшибаться лбами, кипеть в едином котле, выплавляя из стали и воска человеческих отношений новые, невиданные формы культуры и быта.
К моменту вторжения арабов на полуостров никакого понятия «Испания», разумеется, не существовало. Здесь в ту пору располагалось королевство вестготов. О них известно немногое. Скажем, то, что это были не те дикие пришедшие с севера германцы, которые громили античный Рим, а племена, этим самым Римом уже перемолотые и частично окультуренные. Еще в IV веке вестготы приняли христианство, правда, не каноническое, а арианского толка, где на первый план выдвигалась человеческая природа Христа. Вести свой род от готов почетно. До сих пор, говоря о древности рода и о его несомненном благородстве, испанец скажет: этот из готов. Последним правителем этого загадочного народа был злосчастный король Родриго.
Историческая достоверность поэмы
По словам многих ученых, героическая поэма «Песнь о Роланде» пропитана духом истории, хотя не содержит никаких достоверных фактов. Роланд кратко упоминается в летописи времен Карла Великого, где он назван одним из префектов короля, и его смерть в Пиренейских горах упоминается как незначительное поражение мощи императора.
Поэма считается абсолютным вымыслом, черпающим вдохновение из реальных исторических событий и поступков. Первые крестовые походы – главная историческая основа «Песни о Роланде». В поэме чувствуется убеждение в христианской истине и вера в божественное вмешательство, которая сопровождала рыцарей в самые первые религиозные войны. Кроме того, некоторые из персонажей являются реальными историческими личностями описанного периода, среди них: архиепископ Турпин, Гвенелон, Жоффруа из Анжу и сам Роланд.
Повествование и последовательность событий
Последовательность событий в поэме проходит по прямой временной шкале – все начинается с начала и заканчивается в конце, каждое описанное событие следует за предыдущим, таким образом, складывается вся песня о Роланде. Краткое содержание следует этому же принципу прямолинейного изложения.
Простая организация временной шкалы событий отличает поэму от многих других эпосов, которые часто перескакивают из настоящего в прошлое или даже будущее. В то время как другие chansons de geste (песни о деяниях) часто используют ретроспекцию и предзнаменования в повествовании, поэма рассказывает о событиях в том порядке, в котором они происходили, что значительно упрощает анализ «Песни о Роланде».
Само повествование построено на «растягивании» некоторых событий и «сокращении» других. Например, несколько куплетов описывают сцену совета Марсилия с придворными, и всего один куплет выделен путешествию его послов в лагерь Карла. Такое построение наблюдается на протяжении всей поэмы.
2 вариант
1. Представителей реформированной церкви во Франции называли
1) пуританами
2) кальвинистами
3) гугенотами
4) лютеранами
2. Религиозные войны во Франции продолжались в
1) 1553-1538 гг.
2) 1558-1603 гг.
3) 1560-1574 гг.
4) 1562- 1598 гг.
3. Лидером гугенотов во Франции был
1) Генрих Наваррский
2) Карл IX Валуа
3) Генрих де Гиз
4) Генрих VIII
4. Варфоломеевская ночь — это
1) избиение католиков гугенотами в Васси
2) избиение католиков гугенотами в Ла-Рошели
3) резня гугенотов в Париже
4) штурм католиками Ла-Рошели
5. Реальными правителями при Людовике XIII были
1) Екатерина Медичи и Генрих де Гиз
2) Мария Медичи и кардинал Ришелье
3) Анна Австрийская и кардинал Мазарини
4) Маргарита Валуа и герцог Ришелье
6. «Все политики согласны с тем, что если бы народ слишком благоденствовал, его нельзя было бы удержать в границах его обязанностей» — эти слова принадлежат
1) Генриху Наваррскому
2) Александру Борджиа
3) Екатерине Медичи
4) кардиналу Ришелье
7. Установите соответствие между правителями Франции и временем их правления.
Правители
А) Карл IX
Б) Генрих III
В) Генрих IV
Г) Людовик XIII
Даты правления
1) 1560-1574 гг.
2) 1574-1589 гг.
3) 1594-1610 гг.
4) 1610-1643 гг.
8. Выберите имя, лишнее в списке французских королей, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Людовик XVIII
2) Генрих IV
3) Генрих III
4) Генрих де Гиз
5) Карл IX Валуа.
Ответы на тест по истории Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции1 вариант
1-4
2-3
3-2
4-1
5-4
6-1
7-1243
8-22 вариант
1-3
2-4
3-1
4-3
5-2
6-4
7-1234
8-4
Часть V, куплеты с 265-го по 291-й. Суд над Гвенелоном
Победоносное войско Карла во главе с удрученным императором возвращается во Францию. По пути захоронены тела Роланда и его товарищей. В Ахене Карл сообщает сестре графа Оливье, помолвленной с Роландом, о славной гибели ее брата и суженого, и девушка умирает от горя.
Карл назначает суд над Гвенелоном, где обвиняемый в предательстве вельможа настаивает на том, что его действия были не предательством, а местью Роланду за то, что «лишил меня сокровищ граф. Вот я Роланду смерти и желал. Нельзя изменой это называть». Близкий друг Гвенелона Пинабель вызывается доказать его правоту в бою с любым человеком, настаивающим на казни предателя.
Судьи готовы помиловать Гвенелона, но младший брат одного из погибших товарищей Роланда вызвался принять бой. Молодой Тьерри готов сразиться с Пинабелем, несмотря на силу и военную славу последнего. Карл принимает вызов. Тьерри храбро сражается, но уступает в силе и мастерстве более опытному воину и почти погибает от ловкого удара Пинабеля. Однако Господу неугодна смерть Тьерри, и он помогает молодому рыцарю нанести сокрушительный удар. В соответствии с оговоренными правилами, Гвенелона казнят жестокой смертью – четвертованием.
После тяжкого похода, стоившего Карлу множества верных вассалов, император готов уйти на покой и отдохнуть от войн, но во сне посещает его архангел Гавриил и сообщает, что христианский город Энф находится под осадой мусульман и нуждается в немедленном вмешательстве Карла.
Развязка
Продолжает описывать раскаяние Игнатьича Астафьев. Царь-рыба, герои из числа деревенских жителей и брат становятся здесь причинами для осознания главным героем своих дурных поступков.
В миг отчаяния Игнатьич взывает к Богу и умоляет отпустить «эту тварь» на свободу, признавая, что «не по руке» ему поймать царь-рыбу. Просит прощения у Глаши, каясь в том, что когда-то ее обидел. После этих слов рыба освобождается от пут и уплывает.
Игнатьич ощущает легкость: телесную — оттого, что избавился от рыбы, тянувшей его на дно, душевную — оттого, что прощены его грехи. Теперь у героя появился шанс начать жизнь заново, не совершая прошлых ошибок и не беря греха на душу.
Таков путь духовного перерождения человека, каким решил показать его Астафьев.
Куплеты CLXXVII – ССII: Скорбь и месть Карла Марсилию
Наконец Карл вместе с войском прибывает в Ронсевальское ущелье. Перед ним открывается трагическая картина – все франки, включая любимого племянника, мертвы. Император скорбит и горюет по своим лучшим подданным. Он клянется жестоко отомстить изменнику Марсилию.
Воины Карла настигают мавров и истребляют всех врагов. Всюду слышны победные крики франков и вопли мавров о пощаде. Раненный Марсилий пытается найти поддержку у соседних князей, но они, напуганные яростью Карла, ему отказывают. Лишь могущественный эмир Балиган согласен выступить против Карла. Марсилий передаёт эмиру свою власть и оставшихся в живых воинов и умирает.
Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)
Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше.
- Из северной Франции выступило войско под предводительством Гуго Великого (Гуго Вермандуа).
- Из центральной Франции выдвинулось войско, которое вел Готфрид Бульонский.
- Боэмунд Тарентский командовал выходцами из Италии. Крестоносцев южной Франции вел Раймунд IV.
- Роберт Нормандский был предводителем войска из северо-западной Франции.
Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим.
В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись:
- Графство Триполи;
- Княжество Антиохия;
- Графство Эдесское.
Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход.
Сжатый пересказ «Песни о Роланде»
В результате многолетней войны за веру император Карл обратил в христианство большую часть Испании. Из последних сил сопротивлялся владыка Сарагосы мавр Марсилий, по совету своих чиновников, он посылает французскому владыке щедрые дары и просит о мире, обещая принять веру в Христа вместе со своими подданными. Вместе с подарками, как залог правдивости своего обещания, посылает он и заложников — наследников знатных сарагосских родов. Впрочем, держать слово он не собирается, но предпочитает лучше пожертвовать детьми, чем предать Аллаха.
Получив весть от Марсилия в день празднования победы, император Карл озабочен. Чтобы решить, как ему следует поступить, он созывает на совет своих вельмож. Граф Роланд, юный и горячий родственник императора Карла, держит слово, пока старшие отмалчиваются. Он вспоминает, что Марсилий хитер и коварен. Уже не раз в прошлом он предавал оказанное доверие, от его руки погибли несколько славных вельмож, посланных к нему в качестве парламентеров. Роланд требует поднять войско и выступить на Сарагосу, чтобы взять ее силой.
Другим баронам не по вкусу такой совет. За них говорит граф Ганелон. Он напоминает, что войска французов вымотаны сражениями и ослабели, а земля истощена многими годами походов. К тому же, Марсилий окружен со всех сторон, и наверняка ослеплен мощью великого владыки Европы. Нет причин не верить тому, что он хочет заключить союз на позорных для себя условиях — лишь бы закончить все миром.
Выслушав его, Карл спрашивает у своих вассалов, кто из них отправится с ответным визитом к Марсилию. Роланд вызывается взять на себя миссию, но Карл отказывает ему. Племянник дорог императору, и, несмотря на свои молодые лета, уже успел покрыть себя ратной славой. За ним другие бароны предлагают себя, не говорит ничего один Ганелон. Роланд предлагает ехать ему, как человеку опытному и искусному в переговорах. Император поддерживает эту кандидатуру. Испуганный и разъяренный Ганелон обвиняет Роланда, приходящегося ему пасынком, в давнишней ненависти к себе. Он умоляет пощадить его, не отправлять на верную гибель, не оставлять сиротами его детей и вдовой жену. При виде такого низкого малодушия, Карл приходит в ярость и велит графу немедля собираться в путь.
По пути в Сарагосу Ганелон сталкивается с послом Марсилия Бланкардином, возвращавшимся к своему властелину. Мавр расспрашивает французского эмиссара о том, за что все так любят молодого Роланда, Гвенелон повествует о подвигах рыцаря, но рассказ его дышит ненавистью. Двое новых союзников замышляют погубить героя.
При дворе Марсилия Гвенелон передает ему волю Карла: если царь мавританский не сдержит обещания явиться в собор для принятия новой веры, его притащат во Францию в цепях. Взбешеный этими словами Марсилий хочет убить посла на месте, но Бланкардин удерживает владыку. Гвенелон говорит далее, что после крещения Марсилий получит из рук Карла правление над половиной Испании. Другую же половину император посулил Роланду, своему племяннику. Именно этот человек стал причиной всех бед Марсилия. Он горяч и спесив и будет притеснять его, потому от Роланда надо избавиться. Для этого надо дождаться, пока основные войска французов уйдут, останется только Роланд со своим отрядом, и тогда напасть на него. В награду за предательство Гвенелон получает милость и щедрые подарки.
На другой день Гвенелон возвращается к императору Карлу с известием, что Марсилий принял условия. Военный лагерь поднимается с места, остается только Роланд да триста отборных воинов, которые будут прикрывать отход Карла в ущелье. Когда войско императора уходит, дозорный Оливьер поднимается на холм и видит подступающее полчище врага. Он обращается к Роланду, прося его протрубить в рог и призвать Карла обратно, но тот отказывается. Отряд вступает в неравный бой. Совершив много великих подвигов, почти все франки падают замертво. В ужасе глядя на раненых и умирающих товарищей, Роланд трубит в рог, хотя уже слишком далеко, чтобы Карл мог услышать. Однако звук достигает ушей императора на границе Франции, он поворачивает обратно.
Тем временем, Роланд убивает сына Марсилия и ранит его самого, но и великий герой убит, полегли все его товарищи. Вне себя от горя, Карл налетает на потрепанные войска сарацинов, гонит их до самой Сарагосы и занимает город, побеждая Марсилия. Затем он приказывает поднять тела убитых ратников и отвезти их на родину, чтобы оплакать и предать земле.
Ганелона винят во всех бедах. Тот просит пощады — он требует права поединка, и Карл позволяет ему доказать свою честь. Ганелон выставляет за себя могучего воина, тот сходится в борьбе с рыцарем Карла и проигрывает. Осужденного Ганелона четвертуют.
Другие Крестовые походы
В 1212 году состоялся так называемый «Детский крестовый поход. Так как люди объясняли неудачные попытки освободить Иерусалим многочисленными грехами крестоносцев, решено было отправить в Святую землю детей из Франции и Германии. Дети были вооружены одной лишь молитвой. Участь малолетних крестоносцев оказалась печальной. Вместо того, чтобы доставить их в Палестину, купцы продали детей в египетское рабство.
Остальные четыре Крестовых похода прошли неудачно. Лишь в ходе Шестого похода (1228-1229 гг.) в результате мирных переговоров удалось вернуть христианам Иерусалим и часть земель, захваченных ранее Саладином.
Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.
Седьмой Крестовый поход (1248-1254 гг.) и Восьмой Крестовый поход (1270 г.) под предводительством французского короля Людовика IX Святого закончились неудачно, а для самого короля трагично — он погиб.
Крестовые походы: причины
Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман.
В 677 году Иерусалим оказался под властью арабов. Город был священным местом не только для христиан, но и для иудеев и мусульман. И, если сначала арабы не препятствовали тому, чтобы христианские паломники посещали Святой город, то с приходом к власти турков-сельджуков ситуация изменилась коренным образом. В 1071 году они закрыли доступ в Иерсуалим «неверным», то есть христианам.
В то время Европа переживала глубокий кризис. Засуха и неурожай на протяжении нескольких лет привели к тому, что феодалы не могли платить рыцарям за их службу. Кроме того, в конце XI века в Европе остро стояла проблема перенаселения. Неудивительно, что появилось огромное количество рыцарей, объединившихся в настоящие банды. Эти банды занимались грабежом, обкладывали поборами деревни. Назрела необходимость направить их воинственную энергию в нужное русло. Тем более, Римско-католическая Церковь стремилась распространить свое влияние на восточное Средиземноморье.
В 1095 году византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой о помощи. Он опасался, что турки-сельджуки могут захватить Константинополь. В ноябре 1095 года на Клермонском соборе Папа Урбан II произнес свою знаменитую речь, призвав всех королей, сеньоров, рыцарей и простых людей отправиться в Святую землю, освободить ее от «ненавистных бусурман» и отвоевать Гроб Господень. Речь Папы Урбана II вызвала большое воодушевление. Тем более, что паломники, которые возвращались из Иерусалима, рассказывали о сказочно богатом Востоке.
Люди, пожелавшие отправиться в поход нашивали на свою одежду Кресты. Их стали называть «крестоносцами», а походы, в которые они отправлялись — «Крестовыми походами».
Крестовые походы были вызваны:
- Стремлением освободить Святую землю;
- Желанием распространить влияние католической Церкви на восток.
- Бедственным положением, сложившимся в Европе в результате экономического кризиса и демографической ситуации.