Анализ пьесы «три сестры» (а.п. чехов)

«Три сестры»: Краткое содержание по действиям

Первое действие. Начинается все с мажорных нот, герои полны надежд в ожидании прекрасных перспектив: сестры Ольга, Маша и Ирина надеются, что их брат Андрей скоро поступит в Москву, они переедут в столицу и их жизнь чудесно изменится. В это время в их город приезжает артиллерийская батарея, сестры знакомятся с военными Вершининым и Тузенбахом, которые тоже весьма оптимистичны. Маша наслаждается семейной жизнью, ее муж Кулыгин светится благодушием.  Андрей делает предложение своей скромной и стыдливой возлюбленной Наташе. Друг семьи Чебутыкин развлекает окружающих шутками. Даже погода веселая и солнечная.

Во втором действии наблюдается постепенное снижение радостного настроения. Вроде бы Ирина стала трудиться и приносить конкретную пользу, как и хотела, но служба на телеграфе для нее  «труд без поэзии, без мыслей». Вроде Андрей женился на любимой, но прежде скромная девушка забрала в свои руки всю власть в доме, а ему самому стало скучно работать в земской управе секретарем, но решительно поменять что-то все сложнее, быт затягивает. Вроде Вершинин еще говорит о скорых переменах, но для себя он не видит просвета и счастья, его удел только работать. У него с Машей взаимная симпатия, но они не могут все разорвать и быть вместе, хоть она и разочаровывается в своем муже.

Кульминация пьесы  заключена в третьем  действии, обстановка и настроение его полностью противоречат первому:

Нам показываются события спустя три года, и они абсолютно не радуют. И герои пришли в крайне безысходное состояние: Ирина плачет о безвозвратно ушедших счастливых днях; Маша тревожится, что ждет их впереди; Чебутыкин уже не шутит, а лишь пьет и плачет:

И только Кулыгин сохраняет спокойствие и довольство жизнью, это лишний раз подчеркивает его мещанскую натуру, а также еще раз показывает, как все тоскливо на самом деле.

Финальное действие проходит осенью, в это время года, когда все умирает и уходит, а все надежды и мечты откладываются до следующей весны. Но весны в жизни героев уже, скорее всего, не будет. Они успокаиваются на том, что есть. Артиллерийскую батарею переводят из города, который после этого будет будто под колпаком повседневности. Маша и Вершинин расстаются, теряя в жизни последнее счастье и ощущая ее законченной. Ольга смиряется с тем, что желанный переезд в Москву невозможен, она уже начальница гимназии. Ирина принимает предложение Тузенбаха, готова выйти за него и начать другую жизнь. Ее благословляет Чебутыкин: «Летите, мои милые, летите с Богом!». Советует он «улетать», пока возможно, и Андрею. Но и скромные планы персонажей разрушены: Тузенбах убит на дуэли, а Андрей не может собраться с силами для перемен.

Читать краткое содержание пьесы Три сестры

Начинается пьеса солнечным днем, сестры ждут гостей. Все на эмоциональном подъеме, Все верят в светлое будущее, надеются на лучшее. Кроме того, семья собирается переехать в Москву, а там новые светлые перспективы. Но их привычная жизнь будто не пускает их. Уже к середине пьесы меняется и настроение героев, и даже сама обстановка, отражая их эмоциональное состояние. Плохая погода, вечер, пожар, люди вокруг в ужасе… Сами герои страдают. Все недовольны своим положением.

Недовольство усиливается тем, что их прекрасные мечты слишком контрастируют с ужасной реальностью. Работа Ирины оказывается механической и неинтересной, другую найти невозможно, от учебы постоянно болит голова. Семейная жизнь Марии становится невыносимой, её муж, его друзья вызывают в ней отвращение. У сестер ощущение, что жизнь их ушла куда-то, выход они, как многие люди, видят в переезде. Смена места жительства, новые знакомства и возможности… И конечно, они всё ещё стремятся в столицу. Даже их брат (мужчина) рыдает, оплакивая свои надежды, мол, три года назад женился и думал, что будет счастлив, но ошибся.

Дальше приходит осень, всё становится ещё более печальным. Кроме того, артиллерийскую бригаду, которая хоть немного скрашивала своим обществом жизнь сестер, переводят куда-то за границу. Героям приходится бороться ещё и со страшной скукой – с тоской. Марии приходится расстаться со своим возлюбленным, который должен уехать с бригадой. В отчаянии Маша называет всю свою жизнь «неудачной». Старшая Ольга возглавляет гимназию и понимает, что с мечтой о Москве нужно распрощаться.

Поняв эти настроения, Ирина принимает предложение пожилого барона, готовится стать его женой. Но и эта нить обрывается, ведь барона её поклонник убивает на дуэли. Брат Андрей, который хотел было уйти от опостылевшей жены, не может этого сделать… из-за душевной слабости. Не жизнь героев, а они сами становятся серыми, не пройдя испытаний судьбы.

Оцените произведение:

  • 3.07

Голосов: 58

Читать краткое содержание Три сестры. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Чехов. Краткие содержания произведений

  • Анна на шее
  • Аптекарша
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька Жуков
  • Вверх по лестнице
  • Вишневый сад
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов (пьеса)
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата номер 6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Черный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Краткое содержание

Краткое содержание «Трех сестер» нужно начать с того, что все действие пьесы разворачивается в неназванном губернском городе. В центре повествования семья Прозоровых.

20 лет исполняется самой младшей из сестер, которую зовут Ирина. По этому случаю намечаются торжества, накрывают на стол и ждут гостей. К Прозоровым должны наведаться офицеры артиллерийской батареи, которая расквартирована в городе. Придет и ее новый командир Вершинин.

Все пребывают в радостном ожидании предстоящего вечера. Сама Ирина признается, что на душе у нее так светло, будто она несется на парусах.

Предстоящей осенью все семейство Прозоровых планирует перебраться в Москву. Их брат Андрей намерен поступать в университет и планирует в будущем стать профессором.

В приятном расположении духа пребывает и учитель гимназии Кулыгин, который является мужем Маши, одной из сестер. В возвышенном настроении на праздник приходит и военный врач Чебутыкин, который когда-то страстно любил покойную мать Прозоровых. Теперь он нежно и трогательно обращается с Ириной.

Мажорные ноты в пьесе в четырех действия А. П. Чехова присутствуют практически у всех героев. Например, у поручика Тузенбаха. Он с воодушевлением смотрит в будущее, утверждая, что пришло время, когда наше общество должно избавиться от равнодушия и лени, а также губительного пренебрежения к труду.

Оптимизм присутствует и у Вершинина. Смущена большим количеством гостей только Наташа. Андрей делает ей предложение.

Давайте семейные ценности чтить!

Красивые стихи о семье, семейных ценностях и семейном счастье

***

Детей не заменишь! Семью не заменишь
Деньгами, карьерой, друзьями, собой.
Семья — это там, где ты любишь и веришь,
Картинка из счастья, заботы, покой.
Духовная близость, секрет долголетия,
Борьба всех болезней, надежда и свет.
И пусть что-то вышло не так и сомнения,
Семья — талисман для удач и побед!

***

Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей наш дом!

Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья – это главное! Через года
Сумеем мы счастье своё пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!

Семейное счастье

Семейный уют: разговоры, улыбки,
Прощания, встречи, объятья сердец,
Любовь и тепло, несмотря на ошибки,
И рядом с детьми самый лучший отец!
Семейная жизнь – как движение в гору:
Приятно и трудно, но легче вдвоем!
Достаточно выбросить мысли о ссоре,
И вдруг начинается быстрый подъем!
Семейное море – волнения, встряски,
Порывистый ветер, мучительный дождь…
И кажется, будет несчастной развязка,
Но день на случайность скорее похож.
Семейные узы – беззвучные струны,
Услышат их песню родные сердца.
Мелодией слаженной солнечно-лунной
Наполнят друг друга они до конца!
Семейное счастье – так близко разгадка!
Так просто друг другу тепло подарить,
Довериться связи сердец без остатка,
Неистово и беспрестанно любить!

***

Семья – это значит так много,
Семья – это слово простое,
Идите семейной дорогой,
Живите в любви и покое,
Детишек своих вы любите,
Они – это вас продолженье,
Семейные ценности чтите,
И счастье вас ждет, без сомненья!

***

Говорим урывками, обедаем наспех,
Живем на бегу, будто курам на смех,

А я люблю, когда стол накрывается,
И к нему вся семья вечерком собирается:
Молодые, детишки, бабуля и дед, –
Вот это настоящий семейный обед!

Скатерть красивая, лица счастливые,
Блюда стоят: красота, аромат.
Нам очень такие минуты важны:
Семь я, и все вместе, добры и дружны!

***

Я горжусь своей семьей
Вместе мы всегда во всем!
Дар волшебный – дружба
В семье моей – не служба.
И в радости, и в горе,
На празднике и в поле
Мы всегда все вместе
Взрослые и дети.
Так вот дружно мы живём
В гости вас к себе зовём!

***

Семья — это то, что удержит нас в шторм,
Ведь ей не страшны брызги жизненных волн,
Укроет от стужи и в дождь защитит.
Семья — наша крепость и верный наш щит.
Семья — это дети и брачный союз.
Что может сильней быть таких прочных уз?
Здесь каждый понятен и очень любим,
По-своему дорог и незаменим.
Желаем вам быть настоящей семьёй,
Ведь здорово, если родные — с тобой!
Желаем единства всегда и во всём,
И счастье наполнит пусть ваш дружный дом!
Дементьева Татьяна

Любовь! Семья! Верность!

Мы с любовью в сердце вырастаем,
Если ею полнится семья.
Свои чувства верностью питаем,
Если рядом верные друзья.

Ради близких мы на всё готовы.
Выше к ним не знаем мы любви!
На любую жертву мы готовы!
Лишь бы были счастливы они!

В жизни семьи разные бывают,
К сожаленью, изменить нельзя.
Верю, те, кто хочет, обладают!
Среди них и вы, мои Друзья!!!
А. Мальцев

Действие 4

Ирина спрашивает у Чебутыкина о том, что произошло на бульваре. Он сказал, что Тузенбах поссорился с Соленым, но это пустяки. Ирина признается, что ей тревожно. Завтра она венчается с Тузенбахом, и они уезжают. Она смирилась, что ей не суждено вернуться в Москву. После того как барон сделал ей предложение, она воспряла духом, жить захотелось.

Ольга стала начальницей, живет в гимназии вместе со старой няней. Маша узнает от Чебутыкина о дуэли Соленого и Тузенбаха. Она считает, что им нужно помешать, иначе барон погибнет. Соленый настроен серьезно, он поставил цель убить Тузенбаха.

Барон прощается с Ириной и уходит. Андрей сожалеет о прошлом. Он недоумевает, почему люди, только начав жить, становятся несчастными.

Вершинин прощается с Машей, она плачет. Кулыгин смущенно сочувствует ей. Он не упрекает ее и надеется, что скоро все будет по-прежнему.

Наталья в разговоре с Ириной сожалеет, что та уезжает. На самом деле она уже давно чувствует себя хозяйкой в доме, сестры ей только мешают.

Чебутыкин сообщает о смерти барона, Ирина плачет. Маша тоскует по Вершинину. Ирина решает все же уехать и работать в школе. Ольга говорит о том, что скоро потомки забудут о них, «но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас».

Белые ночи

Вспоминая ещё одну книгу Достоевского «Белые ночи», можно раскрыть ещё одну тему по направлению «Надежда и отчаяние». Отчаяние разрушает душу человека и уничтожает его. Мечтатель искренне полюбил, но вскоре разочаровывается и не верит в светлое будущее с Настенькой. Мир перестаёт быть светлым и радостным. Он погружается в иллюзию, где видит только плохое, серое и будничное. Происходит крушение всех надежд, гармония души нарушается. Впереди маячит только одиночество. Автор говорит, что отчаяние способно изменить мировоззрение и разрушить мечту.

В жизни и фильмах встречается огромное количество примеров по направлению «Отчаяние и надежда». Но аргументы из литературы самые убедительные. Используя определённый план и угадывая замысел автора, можно написать итоговое сочинение на высокие баллы.

Действие 3

Наталья делает вид, что хочет помочь бедным людям. В то же время она сетует, что в доме собралось столько народу, а в городе инфлюэнца. Ей неведомы страдания других, она беспокоится только о себе и своих детях. Увидев, что старая нянька присела, Наталья требует, чтобы ее отправили в деревню. В ее голосе появляются барские нотки. Ольга упрекает ее в грубости.

Появляется пьяный Чебутыкин. Он признается, что совершенно не может лечить. Его мучает совесть, поэтому он напился.

Вершинин сообщает о том, что их переводят. Чебутыкин разбил часы, которые принадлежали матери Прозоровых. Оправдывая себя, он говорит, что, может, и не разбивал он ничего. «Никто ничего не знает», может быть, людям только кажется, что они существуют, а на самом деле нет никого.

Тузенбах вышел в отставку. Он вспоминает именины Ирины. Это было так давно, она тогда была «веселая, говорили о радости труда». Теперь все это куда-то ушло безвозвратно. Проснувшаяся Маша ругает Андрея, который заложил дом, а деньги отдал жене. Ирина поддерживает ее. Она считает, что Андрей очень изменился в худшую сторону, и виновата в этом Наталья. Девушка жалуется на свою жизнь. Маша признается сестрам, что они с Вершининым любят друг друга.

Вошедший Андрей требует выяснения отношений. Он пытается оправдаться. Потом плачет и сознается, что ему нельзя верить, он виноват во всем.

Ольга убеждает Ирину, что ей нужно выйти замуж за барона, и та соглашается с ней.

Примечания

Впервые — «Русская мысль», 1901, № 2, стр. 124—178. Подпись: Антон Чехов.

С изменениями и поправками — в отдельном издании: Антон Чехов. Три сестры. Драма в 4-х действиях. СПб., изд. А. Ф. Маркса, 1901 (ценз. разр. 5 апреля 1901 г.). В течение года вышло еще два выпуска этого издания, сделанных с того же стереотипа (с обозначением на титульном листе: «второе издание», «третье издание»).

С небольшими изменениями вошло в т. VII2 издания А. Ф. Маркса (1902). С того же стереотипа одновременно выпущен оттиск отдельным изданием: Антон Чехов. Три сестры. Драма в 4-х действиях. СПб., изд. А. Ф. Маркса, 1902 (ценз. разр. 15 марта 1902). Тот же текст напечатан и в сборнике трех пьес, выпущенном в качестве дополнения к т. VII1: Свадьба. Юбилей. Три сестры. Пьесы Антона Чехова. СПб., изд. А. Ф. Маркса, 1902.

Сохранились: черновые заготовки к пьесе (автограф) — на отдельных листах, а также в Записной книжке I и III (см. т. XVII Сочинений); цензурный театральный экземпляр (машинопись) с текстом первоначальной редакции, относящейся к ноябрю 1900 г.: Три сестры (без подзаголовка и фамилии автора). На обложке — резолюция цензора: «К представлению дозволено. С.-Петербург. 18 декабря 1900 г. И<сполняющий> д<олжность> цензора драматических сочинений А. Крюковской», с его же подписью через все листы рукописи — текст Ценз.1 (Музей МХТ); второй цензурный экземпляр пьесы (тоже машинопись, но другой оттиск ремингтона), с небольшими разночтениями в тексте, из архива библиотеки драматической цензуры, с тем же заглавием; на обложке — штемпель с датой представления в цензуру: «17 дек<абря> 1900» и аналогичная первому экземпляру разрешительная резолюция цензора; по корешку — другая резолюция: «К представлению на сценах народных театров признано неудобным. 15 марта 1902 г. Цензор драмат<ических> сочин<ений> С. Трубачев» — текст Ценз.2 (ЛГТБ); режиссерский экземпляр пьесы (машинопись), с небольшими разночтениями в тексте IV акта первоначальной редакции (еще один, отличный от первых двух оттиск ремингтона) — текст Реж. (Музей МХТ); беловая рукопись (автограф) переработанной редакции пьесы, относящейся к декабрю 1900 г., — текст А (Музей МХТ).

2 вариант

Тема произведения.

Произведение «Три сестры» было написано в 1900 году. Оно является пьесой и на тот момент вызвало много споров и разногласий. Это произведение о счастье, о мечтах, которым не суждено сбыться, о будущем, которое кажется никогда не наступит. Кажется, что надежда так и останется надеждой. Ведь герои произведения просто плыли по течению и не делали ничего, чтобы их мечта сбылась, а не оставалась просто иллюзией.

Жанр.

Чехов отнес это произведение к такому жанру, как драма. Но в пьесе также встречается и веселая музыка и смех.

Герои произведения.

Главными героинями в пьесе являются сестры Прозоровы, зовут их Ольга, Мария и Ирина. Сестры были все с разными характерами и нравами. Но воспитывали их всех одинаково и дали всем образование. Все три сестры хотят перемен в жизни, они мечтаю о Москве. Но мечты остаются мечтами и девушки так и остаются в своем городе.

Еще одним героем в пьесе является Андрей Сергеевич Прозоров. Он умен и образован, на мужчину возлагались надежды, что он станет профессором и уедет из этого города. Но этого не случается, так как сам Прозоров ничего не делает. Мечты стерлись, будущее не такое, какое ожидалось. А сестры связывали свою жизнь с успехом Андрея Сергеевича. Он человек умный, интеллигентный, но безвольный и бесхарактерный. Все эти герои не способны действовать.

Андрей был женат на Наташе, которая во втором действии произведения, стала властвовать. А одну из систер, Марию, влюбляется военный, но их союзу не место в этой жизни, так как у Маши есть муж. Третье действие пьесы совершенно не похоже на два других. Ирина совсем опечалилась и Мария поняла, что боится будущего. А в конце произведения, военных перевели в другое место и Марии пришлось расстаться со своим возлюбленным и смириться с этим. Ну а сами сестры же смирились с тем, что остаются в этом городе и что окончательно разрушилась мечта о Москве. А Тузенбах умер, и их женитьба с Ольгой не состоялась.

Еще один герой произведения, Вершинин, который был влюблен в Марию, тоже уныл. В него влюбилась Маша, так как ей был не интересен ее супруг. Самая молодя сестра все-таки еще жет перемен, а Ольга, оказалась совсем без амбиций и устала. А Наташа же выгнала всех сестер из дома.

Композиция пьесы.

Конец пьесы остается открытым и читателю можно самому додумать финал. Из речей персонажей можно узнать об их желаниях и мечтах. Становится известным из их реплик, что Ирина больше всех хотела уехать в столицу, Ольга отдавала себя всю воспоминаниям из прошлого. Та пьеса раскрыла характеры персонажей и дала понять читателю, что герои являются просто мечтающими, но ничего не предпринимающими людьми.

Короткий пересказ «Три сестры» Чехова

Действие пьесы происходит в губернском городе в семье Прозоровых. Семья Прозоровых состоит из трех сестер – Ольги, Маши и Ирины — и их брата Андрея. Старшей Ольге — 28 лет; младшей Ирине — 20 лет. Прозоровы родились и выросли в Москве обеспеченной дворянской семье, но уже 11 лет живут в провинции, куда их привез покойный отец.

Три сестры не чувствуют себя счастливыми и жалуются на то, что они слишком образованны для этого городка. Ирина и Ольга хотят вернуться в Москву. Маша вряд ли переедет в Москву, так как она замужем за местным учителем Кулыгиным. В доме Прозоровых часто бывают офицеры: барон Тузенбах, полковник Вершинин, штабс-капитан Соленый, врач Чебутыкин и др.

Старшая из сестер – Ольга работает учительницей в гимназии. Она не замужем. Младшая Ирина тоже не замужем. В нее безответно влюблены офицеры Тузенбах и Соленый. Ирина хочет работать: ей кажется, что труд сделает ее счастливой. Маша также недовольна своей жизнью и своим мужем Кулыгиным – добрым, но не очень умным человеком. Маша изменяет мужу с полковником Вершининым, который тоже женат.

Андрей Прозоров влюблен в местную девушку Наталью Ивановну. Он делает ей предложение и вскоре герои женятся, у них рождается сын и дочь. Скромная Наталья превращается во властную и грубоватую даму. Постепенно она ведет себя как главная хозяйка в доме. Это не нравится трем сестрам, которые тоже являются хозяйками общего дома. Андрей несчастлив с женой Наташей. Он чувствует себя одиноким и скучает по Москве. Андрей мечтает стать ученым и профессором в университете в Москве, однако в итоге устраивается на работу мелким чиновником.

Спустя 1–2 года Ирина устраивается работать на телеграфе. Однако эта “работа без поэзии” не делает ее счастливее. Ирина и Ольга по-прежнему мечтают переехать в Москву и планируют переезд, но на деле ничего не предпринимают. Ирина увольняется из телеграфа и устраивается работать в управу. При этом она презирает свою работу. Ирина соглашается выйти замуж за барона Тузенбаха, который давно за ней ухаживает. Девушка не любит Тузенбаха, но решает стать его женой, потому что тот – хороший человек.

Спустя еще 1–2 года Ольга становится начальницей гимназии. Она понимает, что ей с Ириной вряд ли удастся переехать в Москву. Тем временем Андрей увлекается игрой в карты и проигрывает много денег. Наталья изменяет ему с его начальником Протопоповым. Сам Андрей делает вид, что не замечает измен жены. Постепенно Андрей смирается с жизнью в провинции и больше не стремится стать профессором в Москве. Он считает свою жизнь и жизнь своих сестер неудачной.

Внезапно полковник Вершинин и другие офицеры покидают город, чтобы служить в другом месте. В итоге Прозоровы остаются без своего круга общения, который спасал их от тоски. Маша со слезами прощается со своим любовником Вершининым. Кулыгин знает об изменах Маши, но не упрекает ее и просто радуется отъезду Вершинина.

Ирина и барон Тузенбах собираются венчаться и вместе ехать работать на кирпичный завод. Накануне свадьбы у Тузенбаха случается конфликт с Соленым, который давно ведет себя вызывающе. Мужчины встречаются на дуэли, на которой погибает Тузенбах. Три сестры грустят и утешают друг друга. Они приходят к выводу, что все-таки жизнь не кончена и нужно жить дальше, несмотря ни на что.

Это интересно: Рассказ «Дама с собачкой» Чехов написал в 1898 году. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Дамы с собачкой» по главам для подготовки к уроку литературы, проверочной работе. В основу произведения легли автобиографические обстоятельства из жизни писателя – поездка в Ялту и встреча с его последней любовью О. Книппер.

«Три сестры»: новаторство Чехова-драматурга

Антона Павловича по праву считают одним из первых драматургов, которые начали двигаться в русле модернистского театра – театра абсурда, который полностью захватит подмостки в 20 веке и станет настоящей революцией драмы – антидрамой. Пьеса «Три сестры» не случайно была не понята современниками, ведь она уже содержала элементы нового направления. К ним относятся диалоги, обращенные в никуда (такое ощущения, что герои не слышат друг друга и говорят сами с собой), странные, ни к чему не относящиеся реплики-рефрены (в Москву), пассивность действия, экзистенциальная проблематика (безысходность, отчаяние, безверие, одиночество в толпе, бунт против мещанства, закончившийся мелкими уступками и, наконец, полным разочарованием в борьбе). Герои пьесы тоже не типичны для русской драмы: они бездеятельны, хоть и говорят о действии, они лишены тех ярких однозначных характеристик, которыми наделяли своих героев Грибоедов и Островский. Они – обычные люди, их поведение нарочито лишено театральности: все мы так же говорим, но не делаем, хотим, но не решаемся, понимаем, что не так, но не боимся изменить. Это настолько очевидные истины, что о них не часто говорили на сцене. Там любили показывать зрелищные конфликты, любовные коллизии, комические эффекты, но в новом театре этой обывательской зрелищности уже не было. Драматурги заговорили и осмелились критиковать, высмеивать те реалии, абсурдность и пошлость которых не разглашалась по взаимному молчаливому уговору, ведь почти все люди так живут, значит, это норма. Чехов победил в себе эти предрассудки и начал показывать на сцене жизнь без прикрас.

Этот писатель достиг высокого мастерства в изображении души человека. Вроде бы в пьесе ничего не происходит, кроме разговоров, но перед читателями и зрителями проносится целая жизнь. Пьесы А.П. Чехова стоит прочитать и не один раз, потому что с каждым новым прочтением открываются новые грани и новое понимание его творчества.

Повесть «Шинель»

Главный герой — Акакий Акакиевич — ни в чём не нуждается, у него есть всё. Жизнь его спокойна, в ней нет места приключениям и радостным моментам. И вот в его жизни наступает счастливое событие — заказ новенькой шинели. Как мечтал он об этой вещи, как надеялся! Герой отказывал себе во всём, лишь бы позволить себе приобрести её. Ведь появление этого предмета одежды обещало изменить его серую жизнь.

Действительно, так и происходит. Сослуживцы поздравляют его и приглашают хорошо отметить это. К сожалению, счастье заканчивается. Шинель похищена, а Акакий Акакиевич вновь становится «маленьким человечком». Им овладевает отчаяние. В результате герой умирает, не пережив этой потери. Воплощение отчаяния происходит в фантастической форме. Герой в виде призрака является к людям и даже отбирает шинель у генерала. Грустно читать строки, в которых говорится, что никто даже не вспомнил о скромном служащем. Этот пример показывает, что нельзя отчаиваться и опускать руки, иначе всё закончится очень плохо.

2

Замысел «Трех сестер» возник, видимо, в конце 1898 — начале 1899 г.: при работе над пьесой Чехов использовал заметки, находящиеся в Записных книжках среди черновых набросков к повестям «Архиерей», «В овраге», «Калека» (см. т. X Сочинений).

Серия заметок, занесенных в то время в Первую записную книжку, открывалась записью фамилии Соленого: «Действующее лицо: Соленый» (Зап. кн. I, стр. 95). Далее шла запись разговора двух лиц, спорящих о том, сколько в Москве университетов, с предваряющей ее заметкой: «В провинции с упорством спорят о том, чего не знают» (Зап. кн. I, стр. 98) — использованная затем во II акте пьесы.

Для ролей Вершинина и Тузенбаха из этих заготовок перешел в пьесу ряд записей: «Русскому человеку в высшей степени свойственен возвышенный образ мыслей, но почему же в жизни хватает он так невысоко?»; «русский человек, если послушать его, с женой замучился, с домом замучился, с имением замучился, с лошадьми замучился»; «Ах, если бы к трудолюбию прибавить образование, а к образованию трудолюбие!»; «Дерево засохло, но все же оно вместе с другими качается от ветра», и т. д. (Зап. кн. I, стр. 95, 98, 105, 108, 109; см. также Зап. кн. III, стр. 66).

К подготовительному периоду относятся записи на отдельных листах, среди которых выделяется несколько заметок, существенно важных для понимания общей идейной направленности будущей пьесы, например: «Чтобы жить, надо иметь прицепку… В провинции работает только тело, но не дух»; «до тех пор человек будет сбиваться с направления, искать цель, быть недовольным, пока наконец не отыщет своего бога…», и т. д. В этих записях были намечены отдельные сюжетные звенья пьесы и краткие характеристики почти всех действующих лиц. Оттуда перешли в пьесу имена трех сестер — Ольги, Маши и Ирины, осиротевших после смерти отца и сохранивших привычки к быту военной среды: «Трудно жить без отца, без матери», «Тяжело без денщиков». Отмечены артистические способности Маши и странности ее характера: «Маша с предрассудками, прекрасная музыкантша».

В заметках об Ирине подчеркнута ее неудовлетворенность работой и одиночество: «Ирина: как гадко работать! и никакого сознания, никаких мыслей», «жалобы на одиночество». Для II акта использована запись рассказа Ирины о даме, которая «телеграфирует своему брату в Саратов, что у нее сын умер, и никак не может вспомнить адреса».

Часть 2

Андрей от скуки не находит себе места. Он мечтал о профессуре, но вынужден работать секретарём земской управы. Ему не нравится в городе, он чувствует себя одиноким и чужим.

Маша разочаровывается в муже, она страдает от общения с его товарищами учителями. Также не радуется своей должности на телеграфе Ирина, ведь она мечтала совсем не о такой бездумной работе. Ольга возвращается из гимназии уставшей и с головной болью.

Вершинин не в духе, но всё ещё продолжает уверять, что вскоре всё на земле должно измениться. Правда, теперь добавляет, что счастья не существует, а основная задача людей – работать.

Чебутыкин пытается потешать окружающих различными каламбурами, но в них прорывается боль, вызванная одиночеством.

Наташа, став женой Андрея, постепенно прибирает весь дом к своим рукам. Сёстры Прозоровы считают её мещанкой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: