Анализ стихотворения необычайное приключение на даче маяковского

Мнения

Рембо в поисках вдохновения. Набросок Поля Верлена (b)

Рембо, ныне признанный как один из первых поэтов-символистов (b) и предтеча экспрессионизма (b) , при жизни удостоился похвалы лишь со стороны немногих, таких же как он про́клятых поэтов (b) , причем даже они осуждали его нарочитую асоциальность и хулиганство.

Читателей XIX века поражал неистовый напор и дикое буйство метафор (b) , проносящихся от звездного сверкания до луж блевотины, и действительно способных навести на мысль о пьяных видениях, или наркотических галлюцинациях.

Истоки поэтического образа исследователи усматривают в Старом отшельнике поэта-парнасца (b) Леона Дьеркса (b) , Ветре с моряМалларме (b) и в знаменитом ПлаванииБодлера (b) . При этом, в отличие от прежних поэтов, лишь сравнивавших героя с потерявшим управление кораблем, Рембо уже прямо отождествляет себя с судном и пишет от его имени: приём, ставший обычным только в XX веке.

Личная жизнь

Когда Рембо исполнилось 17 лет, в его жизни случилась первая любовь. Недаром он сочинил стих «В 17 лет серьезность не к лицу…».

Парень познакомился с основоположником импрессионизма и символизма – Полем Верленом. Между двумя мужчинами вспыхнули дружеские отношения и романтические чувства, о чем свидетельствуют многочисленные переписки. В конечном итоге Рембо уехал к своему другу в Париж, но пробыл там недолго, так как поссорился с его семнадцатилетней беременной супругой.

Поль Верлен и Артюр Рембо

Артюр называл ее глупой и необразованной женщиной, а она считала поэта хамом и грязнулей. Поэтому парень был выгнан из квартиры и перебивался у своих знакомых, например, ночевал у критика Теодора Банвиля и художника Жан-Луи Форена. Спустя время Рембо и Верлен вновь воссоединяются, правда, последний умудрился получить 2 года тюрьмы за то, что в результате жаркого спора под действием выпитого абсента прострелил своему любовнику запястье.

О взаимоотношениях двух мужчин в 1995 году был снят фильм под названием «Полное затмение», где главные роли исполнили Леонардо Ди Каприо и Дэвид Тьюлис.

Леонардо Ди Каприо и Дэвид Тьюлис в роли Рембо и Верлена

Рембо так и не постиг истинной любви, которая заставляет человека окунуться в омут. В большей степени поэт винил в этом себя, порицая свою трусость как в поступках, так и в мыслях.

Примечательно, что биография Артюра, как и жизнеописание Эрнеста Хемингуэя, пестрит путешествиями и неожиданными должностями: он подрабатывал переводчиком в цирке, служил в голландской армии, бывал в Скандинавии и Африке, где продавал боеприпасы, пока у него не обнаружили онкологическое заболевание.

Стихотворение

Стихотворение состоит из 25 катренов (b) александрийского стиха (b) с перекрестной рифмовкой и намеренно расшатанным ритмом. Написано от имени корабля, сорванного с якоря и носящегося по свету по воле волн и ветров.

Перед взором поэта проходит череда фантасмагорий, яростные бури «в темных глазницах морей», каскады молний «из пылающих ям черно-синих небес», таинственные и зловещие прибрежные леса, «где глазами людей леопарды глядят», и отчаянная мечта о великолепии могущества:

Строки 80—84 Перевод Е. Головина

J’ai vu des archipels sidéraux! et des îlesDont les cieux délirants sont ouverts au vogueur:— Est-ce en ces nuits sans fonds que tu dors et t’exiles,Million d’oiseaux d’or, ô future Vigueur?

Были звездные архипелаги и былиОстрова… их просторы бредовы, как сон.В их бездонных ночах затаилась не ты лиМощь грядущая — птиц золотых миллион?

В конце — лишь разочарование и желание добраться хоть до какой-нибудь пристани.

Написав это гениальное стихотворение в 17 лет, Рембо предсказал в нём собственную судьбу, полную скитаний и странствий, закончившихся жизненным крахом и смертью в старинной европейской гавани.

Постмодернизм и проблемы с поиском смысла

Можно сказать, что концепт – это и есть одновременно и тема, и главная мысль произведения. Литературоведы порой даже представляют концептосферу визуально в виде «паутины», в центре которой расположен самый сильный, основной концепт, а по всей периферии размещены все остальные ассоциации. Такое оформление позволяет максимально четко представить себе структуру стихотворения и выделить все стилистические средства, использованные автором для создания определенной атмосферы. Однако и после такого анализа учащиеся могут не понять, что такое тема стихотворения. Особенно часто вопросы возникают при анализе стихов спорного характера, относящихся к постмодернизму, где упор делается на образность и эмоциональность. Анализировать произведения этого направления вообще очень сложно, независимо от формы повествования. Тема и идея стихотворения в данном случае будут очень размытыми, многогранными, если сам автор не объясняет их в эпиграфе или пояснении в сноске.

Образ героя

Вопрос о том, как сделать анализ стихотворения, необходимо рассматривать на школьных уроках по литературе особенно тщательно, поскольку практика показывает, что данное задание часто оказывается особенно сложным для школьников, которым иногда легче работать с прозой, чем с лирикой

Важное место в анализе занимает описание действующих лиц произведения, которых, как правило, насчитывается не больше двух-трех персонажей. Их раскрытие помогает понять содержание и смысл произведения, так как их мысли, чувства и переживания, как правило, служат двигателем сюжета

В рассматриваемом стихе присутствуют два персонажа – сам поэт, скрытый под маской лирического героя, и его возлюбленная

Последней уделено основное внимание автора. Ее душевное состояние, страдания и нравственные мучения вызывают у автора ответную скорбь

Поэтому эти два героя неразрывно между собой связаны.

Смерть

Зимой 1891 года Артюр захворал и почувствовал боль в правом колене. Врачи не могли поставить Рембо правильного диагноза, ссылаясь на банальный артрит. С каждым днем боль становилась невыносимее, молодому писателю пришлось отправиться на родину, чтобы вылечиться от недуга.

Но и во Франции врачи ошибочно предположили, что у гения литературы туберкулезный синовит. Поэтому медики настаивали на срочной ампутации. Однако мужчина не стремился вновь попасть в больницу, а пытался уладить свои финансовые дела в Адене.

Могила Артюра Рембо

Болезнь заставила Рембо вновь отправиться в путешествие, на этот раз французские врачи положили его в госпиталь. После ампутации выяснилось, что на самом деле Артюра мучил рак кости. Несмотря на здоровье, писатель пытается вернуться в Аден, но болезнь не оставляет его. После того как Артюр вновь попал в медицинское учреждение, 10 ноября 1891 года он умер. Артюру Рембо было 37 лет.

Могила поэта находится в его родном городе Шарлевиле. В честь Артюра были установлены памятники, а также назван сорт розы.

Тема и настроение

Тематика стихотворения богата и незаурядна.

Рутина и призвание. В тот год в Пушкино стояла невыносимая жара, и день за днем поэт, изнуренный духотой, следил за солнцем, которое то и дело «шлялось» по небу. Сначала вечное движение солнца раздражает Маяковского. Он пишет в стихотворении о своей надоевшей рутине: с 1919 года он сочиняет и рисует тексты и плакаты для информационного агентства РОСТА. Поэту надоело заниматься этой деятельностью, она его «заела» — это и подзадорило его так дерзко обратиться к «светилу». Однако солнце объясняет, что и его основная задача — светить день изо дня. Ему так же не легко, как и творцу, но оно «идет — и светит в оба…». Так и роль поэта в обществе — светить, но стихами

Как бы ни надоедала привычная деятельность, важно не отказываться от призвания и идти вперед, выполняя долг на совесть.

Поэт и поэзия. Маяковский возвышает значимость поэта и поэзии, он верит, что творчество просвещает умы людей

Он соглашается «светить» вместе с солнцем до конца своей жизни. Здесь автор имеет в виду и значение гражданской поэзии для дела революции: она просвещает людей, указывает им путь к свободе, равенству и братству.

Радость труда. Свое дело, каким бы тяжелым оно ни было, нужно любить. Только осознавая важность своей работы, можно достичь успеха. Солнце понимает необходимость всего живого в свете, поэтому не ленится каждый день выходить на службу.

Ответственность перед обществом. Спустившаяся звезда говорит о том, что если уж взялась идти, то надо светить в оба. Так автор хочет донести до читателя, что взятые на себя обязанности нужно выполнять достойно, это дело чести.

Настроение стихотворения бодрое и веселое, оно мотивирует читателя и настраивает его на позитивный лад.

Композиция

В поэме – одиннадцать глав, каждая из которых имеет собственное лаконичное название и свою тему. Маяковский говорит о своей личности и главах “Мальчишкой” и “Юношей”, которые показывают, в каких условиях проходило его становление как поэта и личности.

«К морю» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – стихотворный размер, жанр, кому посвящено

Глава “Взрослое” – это уже история о взглядах поэта на любовь, на достойное и недостойное поведение, на причины, по которым люди влюбляются друг в друга.

Одной из самых важных глав в произведении является “Ты”, посвященная лирической героине, которая пленяет сердце мужчины тем, что она оказалась способна увидеть в нем ребенка и не высмеять его за это.

Глава “Вывод” совершенно соответствует пафосной манере поэта, который делает безапелляционные заявления и произносит высокие слова с искренней верой в них.

Литературные средства выразительности

В анализе стихотворения Маяковского «Необычайное приключение» также нужно отметить использованные литературные тропы и средства выразительности. Поэт применил характерные для футуристов гиперболу и преувеличение значимости личности. Гипербола позволяет показать, насколько огромно солнце по сравнению с обычными людьми.

Большую роль в создании сказочного сюжета сыграла метафора, благодаря ей солнце стало живым существом. А использование разговорной лексики во время диалога героев позволило передать непринужденную атмосферу. В анализе стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение» следует отметить, что использование омонимов стало оригинальным решением.

Следует отметить и то, что скупые, не отличающиеся поэтической возвышенностью детали, подчеркивают простоту обстановки, в которой встретились солнце и поэт, они делают эту встречу менее фантастичной. Все перечисленные художественные средства представляют это произведение еще выразительнее.

Детство и юность

Будущий поэт родился в городке Шарлевиле, который находится на северо-востоке Франции, произошло это 20 октября 1854 года. Родина писателя богата достопримечательностями, церквушками, монастырями и другими гражданско-религиозными сооружениями. Примечательно, что Рембо рос и воспитывался в нетворческой семье, его родители были обычными рабочими людьми.

Его отец, по профессии военный, служил в Алжире, а мать Мари-Катрин-Витали Кюиф была крестьянкой из зажиточной семьи. Правда, после рождения четверых детей глава семейства решил покинуть свою супругу, а Кюиф так и не нашла счастья в личной жизни, посвящая свободное время воспитанию ребятишек.

Бюст Артюра Рембо

В детстве Рембо не было примечательных подробностей, но известно, что его феноменальная любовь к литературе была отмечена еще в школе: маленький мальчик сочинял стихотворения, за что и удостаивался похвалы от учителей, которые зачитывали его произведения классу.

Свои первые серьезные стихи молодой человек начал сочинять в пятнадцатилетнем возрасте. Когда Рембо исполнилось шестнадцать, преподаватель риторики посоветовал ему продолжить обучение и поступить в университет. Дебютные произведения Артюра были опубликованы в местных изданиях, после чего юноша отправился в путешествие: он побывал на севере Франции и на юге Бельгии.

Артюр Рембо в детстве

Мать Артюра не разделяла творческие увлечения сына: суровая и консервативная женщина видела будущее Артюра приземленным, она не хотела, чтобы Рембо был приверженцем свободной профессии, то ли дело юрист или чиновник, трудящийся на благо французского народа.

Артюр был не в силах терпеть пререканий с матерью, поэтому неудивительно, что парень сбежал из дома в город возможностей и любви – Париж. В столице Франции Артюр начал постигать азы журналистского мастерства, однако с творчеством дела шли туго, ибо начинающему поэту так и не удалось увидеть свои произведения опубликованными в изданиях.

Портрет Артюра Рембо

После того как паря задержала полиция, ему пришлось проделать дорогу в Бельгию, но в конечном итоге Артюр вернулся в отчий дом.

Несмотря на трудности, происходящие в жизни, тогда еще несовершеннолетний Рембо продолжает макать перо в чернильницу и сочинять стихотворения, которые были пропитаны нотками меланхолии, тоски и печали, а также неприятием мещанского мира, который окружал поэта. Эта тенденция прослеживается в стихотворении «Зло». Также в его работах заметен дух Гюго и Бодлера.

Как не путать стихотворные размеры

Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

Д — дактиль;АМ — амфибрахий;А — анапест. 

Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.   

Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана: 

Вовсе не сложныеРазмеры трёхсложные,Всё зависит от сильных в них мест. 

Дактиль — он первый,Второй — амфибрахий,Ну а третий уже анапест!

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых несет в себе определенный смысл, а вместе они создают единую цепочку размышлений поэта. Из первой мы узнаем о встрече героя с его возлюбленной, которую он давно не видел. Прошлые времена, связанные с ней, он называет – “время золотое”, они дороги ему. От мысленного возвращения к ним оживают прежние чувства: “и сердцу стало так тепло”.

Во второй строфе поэт сравнивает свою жизнь с осенью, а вновь напомнившие о себе ощущения – с весной.

Следующие строфы – это постепенное усиление, наплыв чувств: “слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне…”. И уже в конце стихотворения он смело называет это любовью: “жизнь заговорила вновь”.

Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвёртой – мужская (ожило – тепло, час – нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).

Средства выразительности

В стихотворении А.С.Пушкина «Поэт» можно выделить несколько особо важных тропов:

  • Так, в произведении часто встречаются метафоры: «меж детей ничтожных мира»(так автор называет людей), «божественный глагол», «молчит его святая лира».
  • Сравнения также присутствуют в стихотворении: поэт уподобляется орлу во второй строфе.
  • Эпитеты придают словам особый оттенок: вдохновлённый поэт становится «диким и суровым», простое слово превращайся в «божественный глагол» в устах поэта.
  • Также в первой и во второй строфе можно увидеть увидеть такой троп, как инверсия («Бежит он, дикий и суровый»).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные в стихотворении, достаточно разнообразны. Их сочетание создает ощущение сопереживания лирическому герою, его чувств. Тютчев использует эпитеты: “в отжившем сердце”, “время золотое”, “душевной полноты”, метафоры: “весь обвеян дуновеньем”, “сердцу стало так тепло”.

Также интересны олицетворения: “…всё былое… ожило”, “…жизнь заговорила вновь”, гипербола: “после вековой разлуки…”.

Особая мелодичность и напевность стихотворению придаётся за счёт повторения звуков: “з”, “с”, “д”, “т”, “б”, “п” (аллитерация). Например, звук “т” в первой строфе встречается семь раз. А также используется ассонанс – повторение звуков “о”, “а”, “е”.

Для усиления производимого на читателя эффекта поэт применяет и такие художественные приёмы, как анафора (“Тут не одно…”, “Тут жизнь…”; “И то же в вас…”, “И та ж в душе…”), и градация (“Бывают дни, бывает час”).

Другие примеры

Еще одна распространенная темы в отечественной лирике – описание природы и Родины. В данном случае в качестве образца школьникам можно предложить сочинения С. Есенина

При анализе его стихов следует указать на то, что русская природа в фольклорном преломлении занимала важное место в его творчестве

Основная идея всех его стихотворений – это глубокая любовь к России. Отдельно следует указать на поэтическую лексику автора. Есенин принадлежал к направлению имажинистов, поэтому в его ранних сочинениях встречаются выразительные эпитеты, которые создают поэтические символы крестьянского быта, природы. Итак, план анализа стихотворения на школьных уроках литературы должен включать следующие компоненты: краткую характеристику истории создания произведения, выделению темы, идеи, поэтической лексики. Кроме того, школьник обязан указать общие особенности творчества автора, которые проявились в конкретном сочинении. Приведенный пример анализа стихотворения может послужить образцом для учащихся.

Проблема выбора

Часто школьникам бывает трудно определить, какое именно произведение взять для анализа на уроке по литературе. К сожалению, многие при этом руководствуются объемом произведения, ошибочно полагая, что небольшое лирическое сочинение легче для изучения. Однако выбор стихотворения должен определяться не данным параметром.

Лучше всего брать для анализа ключевое стихотворение в творчестве того или иного поэта. Так ученикам, которые уже ознакомились на занятиях с литературными сочинениями автора, будет легче выделить наиболее важные черты, характерные для его лирики. Например, в творчестве А. Пушкина главными являются тема дружбы и любви, М. Лермонтова – вольнолюбивая тематика, С. Есенина – русская природа и т. д. Автор и название стихотворения уже во многом являются своеобразной подсказкой для ученика. Школьник, знакомый с творчеством выбранного автора, уже по заголовку может примерно определить, о чем пойдет речь в данном произведении.

Анализ поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»

Поэма написана А.С.Пушкиным в 1833 году и пред­ставляет собой одно из самых глубоких, смелых и совер­шенных в художественном отношении произведений поэта. Автор с небывалой силой и смелостью показывает противоречия общественной жизни во всей их наготе, не стараясь их искусственно примирять там, где они непри­миримы в самой действительности. В «Медном всаднике» в обобщенной образной форме противопоставлены две силы: государство, олицетворенное в образе Петра I (а затем в символическом образе ожившего памятника, «Мед­ного всадника»), и простой человек с его личными, част­ными интересами и переживаниями. В поэме вдохновен­ными стихами прославляются «великие думы» Петра, его творенье — «град Петров», «полнощных стран краса и диво», новая столица русского государства, выстроенная в устье Невы, «под морем», «на мшистых, топких берегах», из соображений военно-стратегических («отсель грозить мы будем шведу»), экономических («сюда по новым их волнам все флаги в гости будут к нам») и для установления культурных связей с Европой («природой здесь нам сужде­но в Европу прорубить окно»).

Но эти государственные соображения Петра оказыва­ются причиной гибели ни в чем не повинного Евгения, простого, обыкновенного человека. Он не герой, но умеет и хочет трудиться («. молод и здоров, трудиться день и ночь готов»). Он смел во время наводнения: «дерзко» плывет в лодке по «едва смирившейся» Неве, чтобы узнать о судьбе своей невесты. Несмотря на бедность, Евгению дороже всего независимость и честь. Он мечтает о простом чело­веческом счастье: жениться на любимой девушке и скром­но жить своим трудом.

Наводнение, показанное в поэме как бунт покорен­ной, завоеванной стихии против Петра, губит его жизнь: Параша погибает, а Евгений сходит с ума.

Трагическая судьба Евгения и глубокое сочувствие ему поэта выражены в «Медном всаднике» с громадной силой и поэтичностью. А в сцене столкновения безумного Евге­ния с Медным всадником, его пламенного, мрачного про­теста, злобной угрозы «чудотворному строителю» от лица жертв этого строительства язык поэта становится таким же высокопатетическим, как в торжественном «Вступлении» к поэме.

Заканчивается «Медный всадник» скупым, сдержан­ным, нарочито прозаическим сообщением о гибели Евге­ния:

. Наводнение Туда, играя, занесло

Домишко ветхий. Его прошедшею весною

Свезли на барке. Был он пуст

И весь разрушен. У порога

Нашли безумца моего,

И тут же хладный труп его

Похоронили ради бога.

Никакого эпилога, возвращающего нас к первоначаль­ной теме величественного Петербурга, — эпилога, прими­ряющего нас с исторически оправданной трагедией Евге­ния, Пушкин не дает. Противоречие между полным признанием правоты Петра I, не могущего считаться в своих государственных «великих думах» и делах с интере­сами отдельного человека, который требует, чтобы с его интересами считались, — это явное противоречие остается неразрешенным в поэме.

Пушкин был вполне прав и проявил большую сме­лость, не боясь открыто демонстрировать это противоре­чие. Ведь оно заключается не в его мыслях, не в его неумении разрешить его, а в самой жизни. Это — проти­воречие между благом государства и счастьем отдельной личности, противоречие, которое в той или в иной форме неизбежно, пока существует государство, то есть пока не исчезло в мире окончательно классовое общество.

В художественном отношении «Медный всадник» представляет собой чудо искусства. В предельно ограни­ченном объеме (в поэме всего 481 стих) заключено множе­ство ярких, живых и высокопоэтических картин. Таковы отдельные образы во «Вступлении», из которых составля­ется величественный образ Петербурга; насыщенное силой и динамикой, из ряда частных картин слагающееся описа­ние наводнения; удивительное по поэтичности и яркости изображение безумного Евгения.

Отличают «Медного всадника» от других пушкинских поэм необычайная гибкость и разнообразие его стиха, то торжественного и слегка архаизированного, то предельно простого, разговорного, но всегда поэтичного.

Особый характер придает поэме применение приемов почти музыкального строения образов: повторение с неко­торыми вариациями одних и тех же слов и выражений (сторожевые львы над крыльцом дома, образ памятника Петру, «кумира на бронзовом коне. »); проведение через всю поэму в разных изменениях одного и того же темати­ческого мотива — дождя и ветра, Невы (в бесчисленных ее аспектах и т.п.), не говоря уже о прославленной звукописи этой удивительной поэмы.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я встретил вас — и все былое.

История создания – стихотворение было написано в 1870 году, когда Тютчеву уже исполнилось 67 лет, это один из примеров произведений о любви.

Тема – стихотворение о чувствах, забытых поэтом, но вновь вспыхнувших при встрече после долгой разлуки.

Композиция – линейная, автор сообщает читателю о своей внезапной встрече с когда-то любимой им женщиной, сравнивает её с кратковременным ощущением весны поздней осенью, описывает свои чувства, приходя в конце концов к осознанию, что всё это – истинная любовь.

Жанр – это лирическое стихотворение: очень яркое эмоциональное начало, в произведении отражены мысли и чувства лирического героя.

Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, используется точная, мужская и женская рифмы, причём они чередуются, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Эпитеты – “в отжившем сердце”, “время золотое”, “душевной полноты”.

Гипербола – “после вековой разлуки…”.

Олицетворения – “…всё былое… ожило”, “…жизнь заговорила вновь”.

Метафоры – “весь обвеян дуновеньем”, “сердцу стало так тепло”.

Аллитерация – повторение звуков “з”, “с”, “д”, “т”, “б”, “п”.

Ассонанс – повторение гласных звуков “о”, “а”, “е”.

Анафора – “Тут не одно…”, “Тут жизнь…”; “И то же в вас…”, “И та ж в душе…”.

Описание

Описание ядовитого дерева Пушкин почерпнул из околонаучных сообщений некоего голландского ботаника Г. Румпфа, посланного в середине XVII века в колонию для изучения ядовитых растений.

Очевидно, опасаясь отравления или из лени, он не изучил растение досконально, а воспользовался рассказами и легендами местных жителей, весело проводя время у губернатора Макассары. Его псевдо отчеты долгие годы (почти 3 века) составляли основу знаний о ядовитых растениях. На них основывался и Пушкин.

Миф об анчаре как самом ядовитом дереве был развеян в прошлом веке. Это оказалось красивое и совершенно безвредное для птиц и животных, растение, получившее научное название Антиарис Токсикария. Растет это дерево на острове Ява. Ядовитым является его млечный сок. Прежде чем превратиться в смертельный яд, он перегонялся туземцами. В результате, повышалась концентрация ядовитых веществ. Только после такой перегонки местные аборигены смазывали ядом свои стрелы.

Пушкин воспользовался этой легендой-полуправдой об анчаре для выражения своей аллегорической идеи, изложенной в стихотворении.

Основная тема стихотворения «Дума»

Основной темой и кратким содержанием произведения являются размышления о бессмысленности жизни человека, который не способен чувствовать, понимать искусство, сопереживать и признавать Бога.

В произведении заложена идея невозможности жизни без понимания своего предназначения и жажды оставить после себя след для будущих поколений.

Жизнь «потерянного поколения» видится Лермонтову куда более ужасной, чем смерть. Ум и сердце этих людей зачерствели, они не способны ценить жизнь и стараться менять ее к лучшему. На фоне этих переживаний лирический герой обнаруживает признаки этого недуга и у себя.

Автор призывает читателя отринуть сытую жизнь, построенную на «ошибках отцов» и взять судьбу духовного наследия в свои руки.

Краткий анализ

История написания – Стих написан в 1961 году, и относится к завершающему периоду творчества поэтессы.

Тема стихотворения – Любовь к родине.

Композиция – Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отрицает любое внешнее проявление любви к родине, а второй – делится своим определением отчизны.

Жанр – Патриотическая лирика.

Стихотворный размер – Первые 8 строк написаны ямбом, последующие 6 строчек – анапестом, с использование перекрестной и парной рифмовки.

Метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Эпитеты – «заветные», «горький», «обетованный».

Инверсия – «не делаем ее в душе своей».

Главная мысль

Тема стихотворения должна быть названа школьником с предельной точностью: ведь от ее правильного определения зависит дальнейший ход работы над анализом произведения. Идею лирического сочинения лучше всего выразить одной фразой для того, чтобы сам школьник отчетливо понимал, о чем именно писал поэт (о природе, дружбе, любви, Родине, поэзии, истории и т. д.). В рассматриваемом стихе Тютчева речь идет о раскаянии за причиненное возлюбленной горе. Поэтому ученики могут сказать, что перед ними – любовное стихотворение, однако сразу же необходимо пояснить, настоящая тема стихотворения – это скорее боль по ушедшему счастью, которое, пройдя, причинило возлюбленным столько горя.

Литература

В послужном списке гения не так много произведений, но все они оставили след в мире литературы. Правда, Артюр не всегда был доволен своими творениями. Например, стихотворение «Пьяный корабль», написанное в 1871 году, – одно из немногих, к которому Артюр отнесся положительно. Оно состоит из 25 катренов александрийского стиха, а критики отметили благозвучную ритмику.

Стихотворения Артюра Рембо

Стих погружает читателя в историю, рассказанную от имени корабля, который плывет по морским волнам. Некоторые вспоминают похожее произведение русского автора Лермонтова «Белеет парус одинокий». Также из произведений, опубликованных при жизни автора, можно выделить работы под названием «Одно лето в аду» (1873) и «Озарения» (1874). Кстати, «Одно лето в аду» было написано тогда, когда Рембо решил перестать быть поэтом и начал заниматься прозой.

Книги Артюра Рембо

Если говорить о жанре, то Артюра Рембо считают основоположником символизма, который желает быть посредником между человеком и вселенной, а также его причисляли к экспрессионизму. Популярность Артюр Рембо получил только после смерти, а при жизни мужчина входил в порочное число проклятых поэтов, в круге которых оказались также Тристан Корбьер и Стефан Малларме. Но даже они осуждали Артюра за нарочитость и хулиганское поведение.

Задумка

Второй пункт задания предполагает приведение небольшой исторической справки о том, какие события в жизни автора привели к написанию того или иного лирического сочинения. Как правило, речь идет о каких-либо важных переменах в личной жизни, в его творчестве, связанных с сильным душевным подъемом либо, наоборот, психологическим кризисом.

В данном случае речь идет о тяжелой сердечной драме Тютчева, который фактически вступил в гражданский брак, что по понятиям 19 века считалось крайне постыдным поступком. История создания стихотворения связана с этой тяжелой историей: возлюбленная поэта Е. Денисьева за свой роман с Тютчевым подверглась гонению светского общества, прошла через тяжелые нравственные страдания. Тютчев, остро чувствуя свою вину за мучения девушки, посвятил ей рассматриваемое произведения, в котором излил свою горечь и боль, а также просил у нее прощения за все то, что ей пришлось ради него перенести. Итак, описание истории создания стихотворения очень важен для понимания смысла и содержания произведения.

Тематика произведения

В данном пункте школьник должен несколькими фразами указать, какие идеи чаще всего находили отражение в творчестве автора. Таким небольшим вступлением он покажет свое знание особенностей лирики изучаемого поэта и одновременно сделает небольшое вступление к основной части анализа.

Сюжет и композиция стихотворения в этом пункте должны быть в центре внимания учащегося. Рассматриваемое произведение, как уже говорилось выше, строится на принципе контраста: автор противопоставляет счастливую любовь тяжелому горю от нареканий света. Тема любви сквозной линией проходит через все произведение, определяя лексику и поэтические обороты. Особенностью стиха является то, что оно пронизано горечью и болью. Это произведение стало не признанием в любви, как у многих других поэтов, а раскаянием и просьбой о прощении.

Русские переводы

Serge. Пьяный корабль (1971). Тушь-перо

Первый полный (прозаический) перевод был опубликован в 1901 киевским филологом и философом А. Н. Гиляровым (b) (1856—1938) в книге «Предсмертные мысли XIX века во Франции по её крупнейшим литературным произведениям», причём переводчик задался целью познакомить читателей с «безобразным произведением», наделённым лишь «отталкивающим своеобразием».

В том же Киеве в 1909 вышел неполный стихотворный перевод Владимира Эльснера (b) . Самый ранний полный поэтический перевод принадлежит, по-видимому, Сергею Боброву (b) (под псевдонимом Мар Иолэн): он выполнен в 1910-е гг. под заглавием «Пьяное судно» и при жизни переводчика опубликован не был.

Что такое стихотворный размер и зачем он нужен

Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.

В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно. 

В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение. 

В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В

Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм. 

<<Форма демодоступа>>

Сравните: 

С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: