Кто такие падшие ангелы их темная сторона и какие цели они преследуют

Гордеца прельщает Диавол

Говоря о гордыне необходимо помнить, о таком понятии, как духовная прелесть. Прельщение – это деятельность Врага рода человеческого принявшего вид ангела или даже самого Христа. Человек, пленённый им, может совершать необычные вещи.

Так гордец, например, может считать, что он достиг многого в науке благодаря тому, что он «особенный», гений. Однако в основе такого заявления лежит желание славы. Здесь и речи не идёт о смирении.

Если же говорить о тех гордецах, которые находятся в церковной ограде, то многие еретики впали в грех гордыни. Отсюда объявление себя пророками и святыми или же утверждения о даре пророчества.

Об опасности духовного прельщения для православного писали такие видные подвижники, как старцы Иосиф Исихаст, Паисий Святогорец и Даниил Катунакский.

Смотри также статью Почему умирают дети

История создания

«Принцессу на горошине» написал датский писатель Ганс Христиан Андерсен в 1835 году. Для автора она стала одним из первых произведений, в котором он бросает вызов сложившимся представлениям об аристократическом знатном происхождении, утверждая, что по рождению истинное благородство не может быть получено. Особенностью сказки является её сюжет. В нем используется простой текст, а также минимум основных и второстепенных героев.

Андерсен опубликовал «Принцессу на горошине» в тематическом детском литературном журнале и получил прекрасные отзывы критиков. В скором времени был издан сборник его сказок, который включал это произведение.

Сюжетная линия

Краткое содержание «Принцессы на горошине»: состоятельный принц искал себе жену, причем главным условием было то, что будущая жена должна быть потомственной принцессой без пятна на родословной, с королевской внешностью и идеальным характером. Естественно, поиски прошли даром, ведь, как известно, идеальных людей нет в природе. Принц в печали засел в родовом замке, вгоняя себя в депрессию.

И как-то вечером, в сильную грозу, на ночлег попросилась девушка модельной внешности, выдававшая себя за принцессу, хотя выглядела она примитивно и убого за счет одежды низкого качества и последствий стихии. Королева-мать сразу смекнула, что девушка — охотница за богатым женихом, но виду не подала, а тихонько подложила «свинью» принцессе в виде горошины, которую спрятала под 20 матрасов.

Но девушка тоже была не лыком шита. Хотя кто знает, может, на самом деле настолько тонка душой? Она проследила за старушкой-королевой. В итоге поутру, в процессе опроса о самочувствии, королева признала аристократическое происхождение девушки, принц незамедлительно женился, а злополучную горошину поместили в Кунсткамеру.

ПРИРОДА АНГЕЛОВ

Архангел Гавриил

По своей природе Ангелы суть деятельные духи, имеющие разум, волю и знание. Они служат Богу, исполняют Его промыслительную волю и прославляют Его. Они — духи безплотные, и поскольку принадлежат к миру невидимому, не поддаются лицезрению нашими телесными очами. «Когда Ангелы, — наставляет св. Иоанн Дамаскин, — по воле Божьей являются достойным людям, то являются не такими, каковы сами в себе, а в таком преображенном виде, в каком плотские могут видеть их». В повествовании книги Товита Ангел, сопровождающий Товита и его сына, сказал им о себе: все дни я был видим вами, но я не ел и не пил, и только взором вашим представлялось это (Тов. 12,19).

«Впрочем, — высказывает мысль Иоанн Дамаскин, — безтелесным и невещественным называется Ангел только по сравнению с нами. Ибо в сравнении с Богом, Единым несравнимым, все оказывается грубым и вещественным; одно Божество всецело невещественно и безтелесно».

Люцифер и его небесные братья

Павший архангел Люцифер известен собственным грехопадением. Бог низвергнул его с небес после бунта и попытки обрести свободу. Но во всей этой истории за завесой остаётся важный момент — братские узы между тремя архангелами. Их имена — Михаил, Гавриил, Люцифер. Разберемся в этой ситуации, когда в первой войне брат пошёл на брата. И начнем с основ – кто из них чем занимался в Царстве Божьем.

Архангел Люцифер — имеются разные версии о том, в чем заключалась его работа. Но есть два основных мнения, что заслуживают доверия. Во многих текстах-источниках указывается, что Люцифер – личное оружие Бога. Он выступал как ангел смерти, насылал кару на грешников — вспомните Содом и Гоморру. Ещё падший выступал обвинителем на небесном суде. И он правая рука Господа.

Архангел Михаил — второй после Люцифера. Он занял вакантное место, когда «утреннюю звезду» сместили. Предводитель воинов-ангелов. Люцифер – вроде палача, исполнителя воли Бога, Михаил — генерал небесного воинства. Под его предводительством пойдут в бой божьи рати.

Архангел Гавриил — вестник Бога. Открывает небесный замысел обычным смертным. Этим голосом доводится до человечества божественная воля. Он, как и Михаил, имеет звание Архистратига — военачальника. Да, чаще так величают покровителя ангелов-воинов, но и у глашатая такие полномочия.

Легенда о Люцифере

Прольет свет на ситуацию легенда о Люцифере. Здесь скрываются предпосылки к будущему конфликту. И ещё одно подтверждение, что ангелы были повержены человеческим чувствам.


В те времена, когда род людской находился в зародыше, появились на Земле Высшие сущности. Они спустились в нашу скорбную юдоль подтолкнуть его. Как отец, который бережно учит ребёнка ходить, чтобы однажды тот пошёл по дороге великих свершений. Вместе с ними спустился и Люцифер, правая рука Господа.

Он, как и остальные, ратовал за процветание человечества. Нёс свет знаний и оказался настоящим Князем Всего Сущего. Великая мощь упала в его руки. Но не главный среди братьев, они равны между собой. И когда познал собственную бесконечную мощь, понял, что ничто его не остановит, не удержался от великой гордыни и воспылал завистью, когда понял, что стоит не выше остальных.

Люцифер не справился с соблазнами. Один Бог совершенен, но не создания его. Так что архангел и зародил в душах человечества ростки пороков. Эта легенда рассказывает о будущем противостоянии двух великих духов — Архангела Михаила и Люцифера.

Печальная история первых трёх архангелов — о предательстве и братской войне, что положила начало великому противостоянию. Но она рассказывает и о том, что и божественные сущности поддаются душевным порывам — никто не совершенен.

Гордыня — стремление возвысить себя

Опасность гордыни состоит в том, что она рождается из греха и порождает другие грехи. Так богословы выводят этот грех из такого греха, как тщеславия. Ища ложного почёта и похвалы, человек получает завышенную самооценку.

Человек, болеющей грехом гордыни, утверждается в том мнении, что он выше всех и достойнее.

При этом никакого объективного подтверждения этом может и не быть.

Ложное чувство собственной значимости рождает осуждение. Далее рождается желание судить других. В результате люди становятся несправедливыми судьями. В Евангелии же сказано:

(Матф., 7, 1-2)

Об этом многие забывают, хотя понимать эти слова необходимо постоянно.

Наибольшая же опасность для возгордившегося состоит в том, что он начинает отрицать помощь других людей и высших сил. Такой человек начинает хвастаться своими достижениями, присваивая их себе.

Хвастаясь своими достижения, человек сам того не подозревая, подвергается греху гордыни.

В результате он возвышает себя, а других принижает. При этом человек даже может не осознавать того, что он подвергается воздействию самого свирепого греха. Со временем он может привести к погибели — богоборчеству.

Зачем сатане было нужно искушать Христа, если он наверняка должен был хорошо понимать, что Бога невозможно искусить?

Одно из первых мест Священного Писания, в котором мы находим хоть какие-то указания на свидетельство того, что диавол знал или не знал Божества Иисуса Христа, является Евангельский рассказ об искушении Господа в пустыне. Об этом событии из жизни Иисуса Христа совместно повествуют евангелисты Матфей и Лука (Мф. 4,1-11; Лк. 4,1-13). Сами рассказы вполне идентичны, разнятся лишь последовательностью искушений

Это место особо важно, потому что тут с Иисусом Христом в диалог вступает сам сатана. И уже из характера разговора можно сделать определенные выводы о ведении или неведении сатаной Божественной природы

Но прежде чем приступить к разбору текста, нужно уяснить несколько вопросов. Первый аргумент, который выдвигают приверженцы теории не ведения диаволом Божественной природы Христа (назовем еетеорией неведения, а противоположную ей – теорией ведения) в адрес своих противников, заключается в постановке вопроса: зачем сатане было нужно искушать Христа, если он наверняка должен был хорошо понимать, что Бога невозможно искусить? Однажды Денница уже усомнился в Божественном  всесилии, результатом чего стала всем нам известная история. Тогда, будучи высшим из всех ангелов, он имел возможность непосредственно созерцать Бога, осознавать его всемогущество, но и это его не остановило, и он, надеясь на невозможное, предпринял бессмысленное действие, получив важный урок. Отказать сатане в введении всемогущества Божия вполне допустимо, но было бы не разумно утверждать, что сатана не обладает памятью, что он попытается сделать в союзе с меньшим количеством уже падших духов на земле, то, что ему не удалось сделать на небе, окруженным множеством подчиненных ему ангелов. Утверждение в том, что лукавый не обладает памятью, противоречит церковному преданию, зафиксированному в многочисленных житиях святых, творениях святых отцов. Итак, если диавол помнит о своем бессмысленном поступке, если он понимает, что вторая попытка заведомо приговорена на ту же участь, зачем он искушает Господа?

Противники же теории ведения настаивают на том, что как когда-то сатана проявил свое безумие, восстав против Господа, так и сейчас он вновь, возможно уже даже не надеясь на победу, пытается нанести Господу хоть и не смертельные, но все же раны. Для наглядного уяснения часто рисуется образ, в котором Господь изображается как человек, а диавол как не опасное кусачее животное (к примеру, собака), которое зная, что не сможет одолеть, все же в порыве безумия доставляет укусы человеку.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Мильтон Потерянный рай Когда Сатана с мятежными ангелами восстал против Бога, он был повержен, но не смирен. Он созывает на совет свое воинство и предлагает отомстить Богу. Он знает, что Господь создал людей (Адам и Ева)

    Его собственная жизнь была чем-то вроде сказки, так как уличный еж стал одним из героев, наиболее испорченных европейским обществом. В традиционной шведской версии этой истории, перед бессмертным рассказом Андерсена, принцесса, чтобы продемонстрировать легитимность ее благородства, спит на семи матрасах, с горохом между одним из них.

    Крайняя чувствительность настоящих персонажей также породила народные сказки на Востоке. В этой истории три брата богатого брамина соревнуются, чтобы определить, какая из них наиболее утончена. Когда спит на семи сложенных матрасах, младший брат просыпается, жалуясь на боль и с сильным красным сигналом на коже. Кровать исследуется, и под нижним матрасом находится один человеческий волос.

  • Краткое содержание Госпожа Бовари Флобер (Мадам Бовари) Главная героиня романа Флобера, собственно, мадам Бовари была провинциалкой с мышлением столичной светской львицы. Она рано вышла замуж за овдовевшего доктора, который лечил перелом ноги у ее отца, а сам ухаживал за молоденькой Эммой — будущей Бовари.

Рассказ девушки

Всю ночь девушка не могла найти себе места. Ей казалось, что она никогда еще так плохо не спала. После пробуждения королева спросила у девушки, как ей спалось и удобно ли ей было в постели. На что та призналась, что за всю длинную ночь она не смогла нормально уснуть. Она думала, что спит не на мягчайших пуховых подушках, а на чем-то очень твердом и некомфортном.

Тело девушки сильно болело и было покрыто синяками. После этого королева убедилась, что она не врет и что действительно является настоящей благородной персоной. Принц сразу же взял ее в жены, а горошину отнесли в королевский музей.

Если внимательно прочитать произведение, то можно составить такой план пересказа сюжета «Принцессы на горошине» для читательского дневника:

  • поиски принца настоящей принцессы и их полный провал;
  • появление в королевском замке таинственной незнакомки;
  • признание девушки и испытание королевы;
  • рассказ незнакомки про ночные мучения и свадьба с принцем.

Автор говорит, что первое впечатление бывает обманчивым. За скромной и неказистой оболочкой может прятаться настоящий бриллиант. После ознакомления с аннотацией произведения стоит прочитать книгу полностью. Это поможет подобрать подходящий для ее иллюстрации рисунок и описать суть повествования.

Следующая цитата

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга. Толкование отцов церкви.

Иоанн Златоуст (

Ст. 27−28 И по хлебе тогда вниде в онь сатана. Глагола убо ему Иисус: еже твориши, сотвори скоро. Сего же никтоже разуме от возлежащих, к чесому рече ему

Глагола убо ему Иисус: друже, еже твориши, сотвори скоро. И никтоже разуме от возлежащих (13, 27−28) . О, какая бесчувственность! Как можно было не смягчиться и не устыдиться! Но он вышел вон, сделавшись еще более бесстыдным. Слова же: сотвори скоро не означают ни повеления, ни совета; напротив, ими (Христос) укоряет и показывает, что Он хотел бы, чтобы (предатель) исправился, и что Он оставляет его только потому, что он был неисправим. И сего, говорится, никтоже разуме от возлежащих. Здесь может кто-либо прийти в недоумение касательно того, отчего ученики и после того, как спросили: кто есть? — и получили в ответ: емуже Аз омочив хлеб подам, — и после того не узнали (предателя). Вероятно, Христос сказал тихо, так, что никто не слышал. Потому-то, конечно, и Иоанн, припав к персям Его, спрашивал почти на ухо, чтобы не сделать явным предателя, и Христос отвечал таким же образом, так что и теперь не сделал его явным. И хотя Он с выразительностию сказал: друже, еже твориши, сотвори скоро, однако ж Апостолы, несмотря и на это, не поняли. Этими словами Он показывал, что все, сказанное Им иудеям о смерти, было истинно. А иудеям Он говорил: область имам положити душу Мою и область имам паки прияти ю: и никто же возмет ю от Мене (10, 18). И действительно, доколе Он не дозволял взять, никто не в силах был; а когда позволил, тогда это стало делом легким. Намекая на все это, Он и сказал: еже твориши, сотвори скоро. Но и тогда еще Он не сделал предателя известным. Могло статься, что он был бы растерзан и убит. Поэтому-то никтоже разуме от возлежащих. Ужели и Иоанн? Да, и Иоанн, — потому что он не предполагал, чтобы ученик мог дойти до столь великого беззакония. Будучи сами далеки от такого злодейства, (Апостолы) не могли подозревать и в других ничего подобного. Итак, как прежде сказал им «не о всех глаголю» и нигде не открыл (предателя), так и теперь они подумали, что Он говорит о постороннем.

Евфимий Зигабен (

И по хлебе тогда вниде в онь сатана

Об этом прочитай там же. Сатана вошел в Иуду не так, чтобы Иуда сделался бесноватым; это значит только, что сатана сделался совершенным господином Иуды и сделал его своим рабом, как сказано в толковании двадцать второй главы Евангелия от Луки. Или — вошел в него путем злых помышлений.

Глагола убо ему Иисус: еже твориши, сотвори скоро

См. Толкование на Ин.13:28

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 27−30 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь

Иуда должен бы тронуться этим знаком любви, но он был уже слишком ожесточен. На ожесточенных же людей и самые большие благодеяния тех лиц, против которых они ожесточены, производят еще более ожесточающее действие. Получив знак любви, Иуда от этого еще более ожесточился, и тогда в него «вошел сатана», т. е. завладел им уже окончательно, чтобы более не выпустить его из своих рук. В нем еще сильнее вспыхнула ненависть ко Христу, ему было тяжко оставаться в обществе Христа и апостолов, и он начал придумывать предлог к тому, чтобы оставить вечерю. Господь видит его терзания и отпускает: пусть он скорее совершит то, к чему стремится его душа. Но никто из учеников, конечно, кроме Иоанна, не понял слов Христа. Они полагали, что Христос посылает Иуду что-либо купить к празднику. Отсюда видно, что лавки в Иерусалиме были еще не закрыты (ср. Мф.25:9−11) и, следовательно, вечеря, которую совершал Христос, совершена была на день ранее узаконенного времени для совершения пасхи.

«А была ночь». Этими словами евангелист отмечает наступление той мрачной поры, о которой Господь говорил ученикам ранее (см. Ин.9:4, 11:10).

  • Соперник пенелопа дуглас цитаты

      

  • Мерил стрип цитаты и афоризмы

      

  • Ну и что цитаты

      

  • Марина москвина учись видеть цитаты

      

  • Цитаты из чужой 3

Как выглядят падшие ангелы?

Падший темный ангел, считается, что может предстать перед человеком в любом обличии: женщиной, мужчиной или ребенком, а также в виде мифических персонажей, например, дракона. Плоть падшего ангела лишена привычной грубой материи, как у людей и соткана из тонкой эфирной субстанции. В описательных религиозных источниках встречаются следующие внешностные характеристики:

  1. Черные или грязно-серые птичьи крылья или жесткие костяные) – признак, отличающий падших от светлых ангелов.
  2. В целом обладают человеческими чертами и лишь некоторые из частей тела выглядят как у животного (рога, копыта, хвост), которое покровительствует падшему ангелу.
  3. Могут являться как в безобразном устрашающем облике, так и прекрасном, соблазняющем.

Описание поиска невесты

На страницах произведения Андерсена рассказывается о молодом принце, который мечтал жениться только на настоящей принцессе. Это был очень трудный выбор, потому что очень сложно не ошибиться и понять, настоящая ли она, потому что вокруг было огромное количество ложных персон королевских кровей.

Однажды принцу помог счастливый случай. За окном была страшная непогода, и шел проливной дождь. В ворота королевского дворца постучала красивая девушка и сказала, что она принцесса. Однако она была совершенно непохожа на представительницу благородного сословия. Молодая особа была насквозь мокрой, а ее платье испачкалось в грязи и с него текла вода. Но королева пустила ее в жилище и захотела проверить, не врет ли заблудившаяся гостья.

Служение ангелов

Архангел Салафиил

Каково же, наконец, назначение существ мира духовного? Очевидно, они предназначены Богом к тому, чтобы быть совершеннейшими отображениями Его величия и славы, с нераздельным участием в Его блаженстве. Если о видимых небесах сказано: небеса проповедают славу Божию (Пс. 18, 2), то тем более такова цель духовных небес. Поэтому св. Григорий Богослов называет их «отблесками Совершенного Света», или вторичными светами.

Ангелы из чинов, более близких к роду человеческому, предстают в Священном Писании как вестники воли Божьей, руководители людей и служители их спасения. Апостол Павел пишет: Не все ли они (Ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр. 1,14).

Ангелы не только воспевают славу Богу, но и служат Ему в делах Его промышления о мире вещественном и чувственном. О таком их служении часто говорят святые отцы: «Одни из них предстоят великому Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир» (св. Григорий Богослов); Ангелы «поставлены для управления стихиями и небесами, миром и всем, что в нем» (Афинагор); «каждый из них получил (в заведование) одну какую-либо часть вселенной или приставлен к чему-либо только одному в мире, как ведомо это все Устроившему и Распределившему, и все они ведут к одному концу (цели), по мановению Зиждителя всяческих» (св. Григорий Богослов). Встречается у некоторых церковных писателей мнение об особенных Ангелах, поставленных над отдельными видами царства природы — неорганическим, органическим и животным (у Оригена, у блаженного Августина). Последнее мнение имеет свой источник в Апокалипсисе, где говорится об Ангелах, управляющих согласно воле Божией некоторыми земными стихиями (тайновидец пишет в Откр. 16, 5: И услышал я Ангела вод, который говорил…; в Откр. 7,1: И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево…; в Откр. 14,18: И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул…). По видению пророка Даниила, есть Ангелы, которым доверяется Богом наблюдение за судьбою существующих на земле народов и царств (Дан. 10,11; 12).

Православная Церковь верует, что каждый человек имеет своего Ангела Хранителя, если его не отдалил от себя нечестивой жизнью. Господь Иисус Христос сказал: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю всем, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного (Мф. 18,10).

Подготовлено по книге
«Православное догматическое богословие»

Как бороться с гордыней

Гордыня ставит палки в колеса при любых попытках избавиться от нее, вырасти духовно, стать лучше самого себя. Вследствие этой борьбы она теряет над вами власть, поэтому и сопротивляется так отчаянно всем вашим усилиям. Гордец не видит в других прекрасного и частички Бога, он не умеет прощать, признавать свое поражение, просить прощения. Он даже не может позволить другому иметь свое мнение! Подумайте, как это звучит. Сколько самонадеянности и надменности в том, чтобы считать только свои собственные мысли самыми правильными, а свою личность величайшей. Проявления любви и великодушия не сводятся к победам и поражениям, здесь нет никакой гонки с другими. Вся жизнь сводится к безоговорочной любви к каждому, а не соревнованию «раздутых эго».

Методы борьбы с опасной страстью

Гордыня – смертный грех, от которого необходимо избавиться. Если человек осознает, что оказался во власти порока и пожелает победить его, то придется пройти долгий путь и смиренно принимать испытания, ниспосланные Творцом.

Осознайте проблему

Это первый и самый важный шаг на пути к исцелению. Его трудно сделать, но без осознания проблемы невозможно найти решение. Придется научиться анализировать свои поступки, мысли и прорабатывать самооценку.

Осознание – первый шаг к исцелению от греха

Рассмотрите горизонты

В мире существует много людей, которые занимают высшую ступеньку в обществе. Если вы смотрите на других сверху вниз, то и другие могут относиться также пренебрежительно к вашим достижениям.

Общайтесь с более успешными людьми

Полезным опытом будет общение с людьми, которые достигли значительных высот не только в карьере, но и в личной жизни. Нужно наблюдать, как они выстраивают общение с деловыми партнерами, коллегами, друзьями и родственниками. Если оценка достижений других оставляет неприятный осадок в душе, то стоит задаться вопросом, почему этот человек успешен, а вы еще не перешагнули на новую ступень развития.

Постоянно меняйте хобби

Постоянное стремление к саморазвитию и познанию нового откроет глаза на то, что есть еще много чему учиться и к чему стремиться. Достигнув вершины в одном, ищите новое хобби и постарайтесь стать профессионалом в нем.

Работайте с собственными недостатками

Горделивый человек не видит собственных недостатков и не умеет с ними работать. Поэтому пригодится чистый лист бумаги, на котором следует выписать все свои недостатки. Если их трудно определить самостоятельно, то стоит вспомнить слова окружающих людей. Составленный список должен находиться перед глазами, чтобы появилось осознание количества недостатков.

Достичь гармонии с собой и взаимопонимания с окружающими поможет кропотливая работа по устранению каждого из недостатков. При необходимости можно обратиться за помощью к специалисту или духовному наставнику.

Совет автора

Критикуйте сами себя

Самокритичность – очень важное и полезное качество, которое поможет останавливать горделивые позывы вовремя. Замечания могут быть в голове, записаны на бумаге или диктофоне, а также проговорены вслух

Главное, не бояться и не давать себе поблажек.

Самокритичность позволяет останавливать горделивые позывы вовремя

Попросите критику у близкого человека

Грех гордыни затуманивает трезвость мышления и не позволяет критически оценить свои поступки. Обратитесь к людям, которым действительно доверяете, с просьбой назвать три главных недостатка вашей личности. Услышанное необходимо обдумать, а когда придет осознание правоты собеседника, то можно приниматься за работу.

Человек – очень эмоциональное создание, но он может достигнуть всего, чего захочет, если приложит должное усилие и будет уповать на милость Творца. Однако, достигнув вершины, многие предаются гордыне, забывая, что она разрушит все достижения и не позволит открыть для себя новые горизонты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Евангельская история искушения Христа в пустыне

Теперь вернемся к тексту Евангелия. Это всем нам известная история о том, как сатана, после сорокадневного поста Господа в пустыне, приступает к Нему с искусительными вопросами. Первое искушение сатаны заключается в том, чтобы алчущий Христос претворил Себе камни в хлебы. Святитель Иоанн Златоуст толкует это место так: «После того как слышал уже голос, снишедший с неба и свидетельствующий: сей есть Сын Мой возлюбленный (Мф. 3, 17), слышал столь же славное о Нем свидетельство Иоанново, искуситель вдруг видит Его алчущим. Это приводит его в недоумение: припоминая сказанное об Иисусе, он не может поверить, чтобы это был простой человек; с другой стороны, видя Его алчущим, не может допустить, чтобы это был Сын Божий. Находясь в таком недоумении, он приступает к Нему со словами сомнения. И, как некогда, приступив к Адаму, выдумал то, чего совсем не было, чтобы узнать истину, так и теперь, не зная ясно неизреченного таинства воплощения, и того, кто пред ним, коварно сплетает новые сети, чтобы, таким образом, узнать сокровенное и остававшееся в неизвестности» (Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XIII).

Здесь особого внимания заслуживают выражения: «Находясь в таком недоумении», а также «не зная ясно неизреченного таинства воплощения и того, кто пред ним».

Таким же образом, диавол приступает ко Христу во второй и третий раз. Важным представляется замечание свт. Иоанна Златоуста касательно этих двух искушений. Он говорит: «Однако Христос и после этих слов не открывает Себя, но все еще говорит с ним как человек; слова: не о хлебе единем жив будет человек, и: не искусиши Господа Бога твоего еще не обнаруживали ясно, кто Он, но показывали в Нем простого человека».

Хотя святитель и говорит, что Христос Своими двумя первыми ответами не открывал Своего Божества, но вместе с тем он и не утверждает, что когда Христос сказал «отойди от Меня, сатана» (Мф.4,10) (третий ответ), диавол действительно понял, Кто перед ним.

Каждую свою новую попытку сатана предпринимает с постановки вопроса, предваряемого вопросительной фразой: «если Ты Сын Божий…». Тот же святитель Иоанн, разъясняя это место Священного Писания, говорит, что подобно тому как тогда словами: «в оньже аще день снесте, отверзутся очи ваши» (Быт. 3, 5) он клеветал на Бога, желая этим показать, что они (Адам и Ева) обмануты, обольщены и нимало не облагодетельствованы, так и теперь старается внушить то же самое, и как бы говорит: напрасно Бог назвал Тебя Сыном Своим, Он ввел Тебя в обольщение этим даром, если же это не так, то покажи нам божественную Свою силу.

Слова святителя «покажи нам божественную Свою силу» – указывают на то, что жаждущий увидеть Божественную силу никак не мог видеть ее источника, т.е. Божества Христа.

На вопрос, который был поднят несколькими абзацами выше, касательно того, зачем же диавол искушает Господа, святитель Иоанн Златоуст дает следующий ответ: «Дьявол говорил это (искушения – свящ. И.П.) не для того, чтобы самому уверовать, но чтобы, как он думал, обличить Христа в неверии, так как и прародителей он обольстил таким же образом, и обнаружил, что они мало имели веры к Богу». Попыткаобличить в неверии не указывает ли на отсутствие истинного ведения диавола, т.к. можно ли пытаться обличить в неверии Бога в Самого Себя?

Оканчивается Евангельский рассказ тем, что когда Христос отразил все искушения диавола, к Нему приступили Ангелы. У евангелиста Луки (4,13) содержится интересное дополнение о том, что после всех искушений “диавол отошел от Него до времени”. На вопрос, что это означает, и до какого времени отошел лукавый, преподобный Максим Исповедник отвечает, что сатана отошел до времени крестного страдания, дабы как он полагал, ему удалось с помощью искушений … найти в Господе какое-либо человеческих страстей. У преподобного Максима здесь нет прямого ответа на исследуемый вопрос, но смысл его слов о том, что диавол посредством крестных страданий будет пытаться победить Господа, скорее всего, указывает на его восстание против человека, нежели против Бога.

Выводы

Исходя из данных доводов, вполне логичным было бы сделать вывод о том, что миру падших духов, а, следовательно, и сатане, была открыта некая часть Божественной силы Христа, которая проявляясь сквозь кенозис (зрак раба), скорее всего просто давало понять сатане, что перед ним непростой человек, Который обладает силой, доселе еще невиданной на земле.

Также представляется немаловажным вопрос о том, зачем диаволу нужно было стремиться и тем более ускорять смерть Господа? Ведь если диавол знал, что Христос есть Бог, то, следовательно, Его смерть либо невозможна, либо попытка ее достичь послужит причиной разрушения царства диавола? А если сатана доподлинно не знал, Кто перед ним, то тогда вполне логичными оказываются его действия направленные на умерщвление Иисуса Христа, которое и означало бы победу над Богом в борьбе за человечество. Весьма логичным соображением по этому поводу кажутся выводы западного отца, основателя средневекового энциклопедизма Исидора Севильского: «Хотя дьявол не знал порядка нашего освобождения, он тем не менее знал, что для спасения людей пришел Христос. Однако дьявол не знал, что Христос выкупит нас своей смертью, а потому и убил Его. Ибо если бы дьявол знал, что Христос выкупит нас смертью, он Его никогда бы не убил» (Сентенции. Lib. I, сар. XIV. 10-13).

Таким образом, несмотря на разные мнения по поводу вышеподнятого вопроса, можно с большой долей уверенности сказать, что сonsensus patrum в отрицательном ответе: диавол не знал, что перед ним именно Бог во плоти, а не просто великий пророк, учитель или праведник.

“Академический Летописец” №2, 2014г. Стр. 44-49

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: