Читать краткое содержание Дикий помещик Салтыков-Щедрин
Рассказывается, что жил на свете помещик, у которого не было ума. Всё его устраивало, кроме того, что очень много развелось мужика. Замечает он, что с каждым днём мужика становится больше, и решил он попытаться что-то сделать. Начал помещик обкладывать мужиков штрафами. За что крестьяне не возьмутся, что не сделают – за всё штраф.
Поняли крестьяне, что из-за помещика нет им житья, что куда они не пойдут — всё его, захотели они исчезнуть, чем жить так, как у этого помещика.
Исчезли крестьяне, чувствует помещик, что воздух стал чище, обрадовался он и начинает мечтать, как будет он отдыхать, лениться, нежиться на солнышке в саду. Решает он пригласить к себе актёра Садовского с актёрками. Садовский приезжает и видит, что никого нет, спектакль показывать не для кого, театр собирать некому, и спрашивает у помещика, где все его крестьяне. Помещик с гордостью отвечает, что нет их больше. Садовский интересуется, как же тот умывается, но, услышав в ответ, что никак, актёр уезжает.
Вспоминает помещик, что в соседстве с ним живут четыре генерала и зовёт он их в гости. Генералы принимают приглашение, в надежде вкусно покушать. Приехав, они решают поиграть в карты. Спустя какое-то время, генералы просят выпить и закусить. Помещик достаёт из своих запасов леденцы и печатные пряники. Генералы, удивившись, просят его принести им что-нибудь другое. Хозяин дома отвечает, что нечего больше потому, как крестьяне все исчезли и печь топить некому. Рассердились на него генералы и уехали.
Помещик, было, удивился, но всё равно решает быть твёрдым в своём намерении обходиться без крестьян до конца. И начинает он ходить по дому и мечтать, как выпишет новейшие паровые английские машины для того, чтоб за холопов всё делали. Мечтает о фруктовом саде, как с деревьев фрукты сами будут на землю падать, а ему останется только их ходить и собирать. Смотрит помещик в окно и видится ему, что всё сбылось, что вот во дворе уже и деревья с плодами стоят, фрукты в изобилии лежат на аллее, а машины ездят, их собирают, а он только кушает.
Намечтавшись, подходит помещик к зеркалу, замечает на нём слой пыли, забывшись, кличет слугу, но, вспомнив, что крестьян больше нет, решает оставить пыль на зеркале.
Во снах он продолжает мечтать. Снится ему, что за твёрдость, им проявленную, хвалят его высшие чины, а потом его назначают министром. Но пора вставать и, снова забывшись, зовёт помещик Сеньку, а вспомнив, поникает головою.
К помещику приезжает капитан-исправник, видит, что крестьян нет, и спрашивает у хозяина, кто за них подати платить будет. Помещик отвечает, что все исчезли, и платить он за них отказывается. Капитан говорит, что в лавках нет больше продуктов, в трактиры никто не ходит, в казну никто не платит. Пригрозив помещику и чиновник уезжает.
Помещик задумался, ведь его уже третий раз называли глупым! Но больше он испугался капитана-исправника. Ходит он, не знает чем занять себя.
Проходит время, помещик видит, что дорожки все заросли репейником, за поместьем никто не следит, даже дикие звери ходить по двору начали. Увидев медведя, он позвал Сеньку и, вспомнив, что того нет, заплакал. Но помещик всё ещё не был намерен сдаваться, он решил держаться своих принципов до конца.
И одичал помещик, появилась у него шерсть, когти стали длиннее, передвигаться стал на четырёх конечностях, удивляясь, почему он не ходил так раньше. Начал охотиться дикий помещик на зверей. Он даже подружился с медведем и предложил ему охотиться вместе. Медведь соглашается. Общаясь с дикими зверями, помещик разучился разговаривать, вместо человеческой речи были мычащие звуки.
В городе не на шутку забеспокоились, узнав об этом происшествии, и решают вернуть всех крестьян потому, как и казна без них опустела. Капитан-исправник рассказывает, что на него недавно чуть было, не напал не то зверь, не то человек.
Крестьян возвращают, и жизнь становится прежней. На базаре вновь появляются мука, мясо, дичь всякая. В трактирах после рабочего дня снова собираются мужики, а податей стали платить столько, что все удивляются. Помещика поймали, умыли, привели в человеческий вид. Капитан-исправник поручил Сеньке следить за ним. Помещик по-прежнему любит раскладывать пасьянс, умывается редко, скучает по своей дикой жизни да временами мычит что-нибудь.
Оцените произведение:
3.73
Голосов: 116 Читать краткое содержание Дикий помещик. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Краткий пересказ
В своей усадьбе жил богатый князь Урус-Кучум-Кильдибаев, который не терпел мужицкого духа и поэтому постоянно просил Бога, чтобы тот убрал из его имения весь простой народ. Но Господь знал, что этот господин – совершенный глупец, поэтому не слушал его просьб. Тогда помещик стал сам изводить мужиков, и те пропали.
Воздух в имении стал свежий и чистый. Но когда в имение приехал капитан-исправник, соседи-помещики наведались поиграть в вист, а затем пожаловал актер Садовский со своими актерками, все они хотели элементарных удобств, которые могли дать только простые люди.
Узнав о том, что все мужики в усадьбе исчезли, приехавшие как один назвали князя глупым и тут же уехали.
Оставшись в одиночестве, князь стал мечтать о том, как ему пришлют из Англии машины, которые станут выполнять всю необходимую работу. А поскольку мужиков у него не было, то ел он только леденцы да печатные пряники, а ногти не стриг и не умывался.
Опять приехал к помещику капитан-исправник и стал того ругать, что раз мужиков нет, то и деньги в казну не поступают, поскольку подати некому платить, а еще на рынке продукты кончились, торговать некому и сельхозпродукцию производить некому.
Исправник отругал помещика за глупый поступок, но тот ничего не понял
Тем не менее, князь своим принципам не изменил и по-прежнему считал, что без мужиков воздух чище.
Спустя какое-то время сиятельный князь полностью одичал: он стал жить в саду, питался пойманными зайцами, причем, ел их прямо с мехом, ходил на четвереньках, говорить перестал, а только рычал. Появился у него и друг-медведь, но даже он считал помещика глупым.
Вскорости помещик совсем одичал и превратился в дикого зверя
И тут губернское начальство забеспокоилось положением дел в уезде, а уж после того, как на капитана-исправника напал то ли медведь, то ли человек, в котором он заподозрил князя Урус-Кучума, то и вовсе впало в панику. Ведь продукты кончились, а казне был прямой убыток. И тут как раз мимо губернии пролетал целый рой мужиков, их быстро изловили и водворили на законное место. После этого все стало, как прежде: товары на базаре появились, деньги в казну стали поступать исправно, а помещика велели изловить, помыть, побрить, переодеть и привести в человеческий вид.
Вот только князя в одиночестве уже нельзя было оставлять, поскольку он тут же вставал на четвереньки. Поэтому его поручили заботам слуги – молодого мужика Сеньки. Помещик и доныне жив, но очень тоскует по своей прежней жизни и порой воет на луну.
Виктор Страшинский
Пятьсот с лишним женщин и девушек изнасиловал и дворянин Виктор Страшинский из Киевской губернии. Причем многие из его жертв были не его собственными крепостными, а крестьянками дочери, Михалины Страшинской, владелицы имения в селе Мшанец. По свидетельству настоятеля мшанецкого храма, помещик постоянно требовал присылать в свою усадьбу, село Тхоровка, девушек и жен для плотских утех, а если присылка почему-либо задерживалась — приезжал в село сам.
Против Страшинского возбуждали четыре судебных дела, однако расследование тянулось беспрецедентно долго. От первых обвинений до приговора прошло без малого 25 лет. А мера наказания, избранная императором Александром II, как и в случае с Измайловым, привела в изумление русское общество: «1) Подсудимого Виктора Страшинского (72 лет) оставить по предмету растления крестьянских девок в подозрении. 2) Предписать киевскому, подольскому и волынскому генерал-губернатору сделать распоряжение об изъятии из владения Страшинского принадлежащих ему лично на крепостном праве населенных имений, буде таковые окажутся в настоящее время, с отдачею оных в опеку…».
Гарем Юсупова
Достоверно неизвестно, но многие знаменитые личности XIX века отмечали в своих воспоминаниях, что у князя Николая Юсупова — большого эстета и богатейшего человека Российской империи, имелся свой собственный гарем из крестьянок.
Особенность этого сераля заключалась в том, что все его наложницы обладали неимоверной красотой и в обязательном порядке обучались балету. Для повышения профессионализма сералек Юсупов пригласил на должность преподавателя известного балетмейстера Йогеля.
Князь весьма дорожил своим женским коллективом, который он представлял гостям в дни шикарных празднеств. На протяжении всего торжества дворовые девушки танцевали, а в конце, когда Николай Борисович подавал секретный сигнал, девицы скидывали с себя театральные костюмы, и представали перед собравшимися похотливыми стариками в обнаженном виде. В этот самый момент князь вставал, и демонстративно долго аплодировали своей труппе, его примеру следовали все приглашённые, которые вместе с ним участвовали в последующей оргии.
Дарья Салтыкова
Когда в 1801 году умерла помещица Дарья Салтыкова, одной кровавой фигурой в Российской империи стало меньше, ибо Салтычиха за свою жизнь зверски замучила многих крепостных.
Так, дворовую свою Максимову она собственноручно била скалкой по голове, жгла волосы лучиной. Девок Герасимову, Артамонову, Осипову и вместе с ними 12-летнюю девочку Прасковью Никитину помещица велела конюхам сечь розгами, а после того едва стоявших на ногах женщин заставила мыть полы. Недовольная их работой, она снова била их палкой. Когда Авдотья Артамонова от этих побоев упала, то Салтыкова велела вынести ее вон и поставить в саду в одной рубахе (был октябрь). Затем помещица сама вышла в сад и здесь продолжала избивать Артамонову, а потом приказала отнести ее в сени и прислонить к углу. Там девушка упала и больше не поднималась. Она была мертва. Агафью Нефедову Салтычиха била головой об стену, а жене своего конюха размозжила череп железным утюгом.
Дворовую Прасковью Ларионову забили на глазах помещицы, которая на каждый стон жертвы поминутно выкрикивала: «Бейте до смерти»! Когда Ларионова умерла, по приказу Салтычихи ее тело повезли хоронить в подмосковное село, а на грудь убитой положили ее грудного младенца, который замерз по дороге на трупе матери.
Всего на совести Дарьи Салтыковой не меньше 138 погубленных жизней. За это она и попала под суд Екатерины II. Преступницу-дворянку приговорили выставить на один час к позорному столбу с вывеской на груди «мучительница и душегубица», а затем заключить в оковы и отвезти в женский монастырь, где содержать до смерти в специально для того устроенной подземной камере без доступа дневного света.
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание книги Красное яблоко Айтматова Исабеков – главный герой рассказа «Красное яблоко». Центральная тема сюжета – это семейные взаимоотношения главного героя и его жены Сабиры.
- Вельд — краткое содержание рассказа Брэдбери Джордж и его жена Лилия живут вместе со своим детьми в доме, который полностью автоматизирован. Он сам выполняет всю домашнюю работу, так что супругам ничего не приходится делать.
- Краткое содержание книги Шахнаме Фирдоуси По жанровой направленности произведение является одним из народных эпосов, основная тематика которого заключается в изображении событий, происходящих в Восточной Азии.
- Маленький водяной — краткое содержание книги Пройслера Милое и трогательное произведение под названием «Маленький водяной» написано писателем по фамилии Пройслер. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.
Из истории возникновения дворянства
История возникновения русского дворянства начинается в конце 12 века. Тогда появилась прослойка людей, которые целиком и полностью зависели от князя. Они постоянно состояли при княжеском дворе, выполняя различные поручения (административные, судебные и другие). Эти люди буквально «кормились» из рук князя, получая в качестве вознаграждения за свои труды либо постоянно жалование, либо часть собранной дани или военной добычи.
Высшим сословием в то время считались бояре, которые были независимыми от князя, имели большие земельные наделы. У них было гораздо больше прав, чем у других.
К концу 14 века за верную службу дворяне начали получать земельные наделы, так называемые поместья. Отсюда возникло их второе название — помещики. Первоначальное имение выдавалось на срок службы. Его нельзя было продать или передать по наследству. Как только помещик уходил с государственной службы, надел возвращался в казну. Наряду с помещиками в России были вотчинники — люди, получившие землю по наследству.
В начале 18 века Петр I издал указ, согласно которому поместья сравнялись с вотчинами, теперь это было недвижимое имущество.
Чуть позже, в 1762 году, был издан Манифест о вольности дворянства, в котором закреплялось монопольное право на владение землей. С этого времени помещиками стали считать владельцев тех земель, на которых жили и работали крестьяне.
Состояние помещика зависело от количества душ, находящихся в его владении. Крупнейшие помещики имели более 1000 душ, средние — не менее 500. Если у землевладельца было до 100 душ, его относили к мелкопоместным. Были в России и мельчайшие помещики. Им принадлежало не больше 20 человек.
С отменой крепостного права считать души перестали. Теперь главным богатством стала земля. Ее считали десятинами (1,0925 га). Крупнейшие имения насчитывали десятки тысяч десятин. Например, графы Шереметьевы имели 75 тысяч десятин.
У среднепоместного дворянина было от 100 до 500 десятин, а у мелкопоместного — до 100. Количество крупных помещиков было невелико, две трети всех дворян были мелкопоместными и количество их неуклонно возрастало.
Связано это было с тем, что в отличие от Европы, закон о наследовании не запрещал раздел поместья между всеми наследниками. Петр I пытался противостоять подобным традициям и в 1714 году издал Указ о единонаследии, однако действовал он недолго и в 1731 году был отменен Анной Иоановной.
Весь 19 век число помещиков среди дворян неуклонно уменьшалось и перед революцией 1905 года не превышало 30%. Землю они отдавали в аренду.
После Октябрьской революции помещики были ликвидированы как класс, их земля была национализирована.
Какая вещь русского царя упоминалась в описи 1611 года, которая подлежала продаже, чтобы уплатить жалованье польским ротам?
Ответы Поле чудес 8.07.2022. Вот задание на третий тур. Какая вещь русского царя упоминалась в описи 1611 года, которая подлежала продаже, sprintotvet.ru, чтобы уплатить жалованье польским ротам? (Слово из 9 букв)
Первой отгаданной буквой оказалась последняя в слове буква «А». После отгаданной пятой буквы «Е» участнице игры выпал сектор «Приз», который Леонид Якубович отдал без торга. Призом оказался туристический тур на двоих. Затем выступил творческий коллектив, sprintotvet.ru.
Затем очередному игроку выпал сектор «Приз», от которого игрок предпочел отказаться. Затем была отгадана предпоследняя буква «А», а затем четвертая буква «В». Потом выпал сектор «Ключ», но игроку не удалось открыть дверь автомобиля. Далее выпал сектор «Плюс» и была открыта первая буква «У» и сразу же выпал снова сектор «Плюс». Слово было разгадано – это уховёртка.
Ответ: Уховертка (9 букв).
Популярные сегодня пересказы
- Медведь — краткое содержание рассказа Чехова У помещика Попова есть жена Елена Ивановна. Он умер, она осталась вдовой. Никуда не выходит, ни с кем не встречается. Слуга уговаривает её не кручиниться уж так сильно. Ведь жизнь продолжается. Муж, как выяснилось
- Утраченные иллюзии — краткое содержание романа Бальзака Только провинциалы тешат себя напрасными иллюзиями. Люсьен Шардон был рожден в Ангулеме. Его отец был простым аптекарем. Как-то раз в 1973 он спас последнюю наследницу очень вельможной семьи де Рюбампре
- Святогор и Микула Селянинович — краткое содержание былины В данном поэтическом сказании повествуется о русском богатыре Святогоре, обладающего недюжинной силой, да такой, что он сам не мог справиться с нею. Однажды богатырь, мечтая померяться с кем-нибудь силушкой своею
- Клякса — краткое содержание рассказа Носова Поучительная история произошла как-то с Федей Рыбкиным, любителем повеселиться на уроке и рассмешить других учеников. В тот день Федя не поделил с одноклассником Гришей пузырек с тушью.
Короткий пересказ «Дикого помещика» Салтыкова-Щедрина
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, “и всего-то у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. Был он глуп, читал газету “Весть” и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”.
Одно только ему не нравится, и вот, жалуется он Богу: слишком много развелось мужиков! Но Бог знал, что помещик глуп, а потому его не послушал. Тогда помещик решил сам их извести и начал всячески притеснять. Крестьяне взмолились всем миром к Господу Богу: “Господи! Легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!” Бог услышал их молитву — “и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика”.
Помещик обрадовался. Решил он завести у себя театр, пригласил труппу, но в доме помещика пусто, некому даже поднимать занавес, так что актеры уехали. Помещик созвал гостей, те приехали голодные — а есть-то нечего! Пришлось уезжать несолоно хлебавши, дивясь глупости помещика. А тот решил разложить пасьянс: если три раза кряду выйдет, значит, надо стоять до конца. Как раз три раза пасьянс и выходит.
Помещик бродит по комнатам и думает, какие он машины из Англии выпишет, как сад разведет, какие коровы у него будут. Забудется, позовет слугу, а никто не откликается. И тут приезжает к нему сам капитан-исправник и спрашивает, кто за мужиков подати платить будет. Да и на базаре стало совсем пусто, нет ни мяса, ни хлеба. “Глупый же вы, господин помещик!” — говорит исправник. Тут уж помещик призадумался: все его глупым называют, неужели он в самом деле дурак?
Между тем имение помещика приходит в запустение, зарастает травой, а однажды появился даже медведь. “Сенька!” — вскрикнул испуганный помещик, спохватился и… заплакал. Но все еще хочет держаться до конца. «И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами… а ногти у него сделались как железные. Сморкаться он уж давно перестал, ходил же все больше на четвереньках… Утратил даже способность произносить членораздельные звуки… Но хвоста еще не приобрел». Залезет он на дерево и сидит. Прибежит заяц — он на него бросается сверху и поедает прямо со шкурой. Исправник тем временем сообщил об исчезновении мужиков губернскому начальству.
Созвали совет. Было решено: “Мужика изловить и водворить, а глупому помещику, который всей смуте зачинщик, наиделикатней-ше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствия не чинил”. Мужиков вернули в уезд, и на базаре снова появились и мука, и мясо, и живность всякая, да и подати потоком пошли в казначейство. Помещика, с большим трудом, изловили. “Изловивши, сейчас же высморкали, вымыли и обстригли ногти”.
Капитан-исправник отобрал у помещика газету “Весть” и поручил его надзору Сеньки. Помещик “жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит”.
Николай Струйский
Потомственный дворянин коллекционировал орудия пыток. Коллекцию он держал в подвале усадьбы, время от времени спускаясь туда и устраивая суд «понарошку» над одним из своих крепостных. Приговор в данном случае был далеко не «понарошечный». Как правило, «подсудимого» приговаривали к такому наказанию — замучить до смерти с помощью любовно собранных со всей Европы орудий пыток.
Николай Струйский
Еще одно «увлечение» Струйского — домашний тир, где крепостных заставляли бегать в ограниченном пространстве, а хозяин вел по ним огонь из ружей и пистолетов. В кровавых забавах помещика-садиста погибли более двухсот крестьян, причем окончательная цифра так и неизвестна.
Струйского никто не судил за его «забавы», и умер он в преклонном возрасте в своем богатом имении. После смерти помещика крепостные крестьяне разнесли по кирпичикам барский дом, в подвале которого хранилась пыточная коллекция садиста-графомана. Причиной неуязвимости Струйского были огромные богатства, которые достались ему благодаря бунту Пугачева. Дело в том, что в Пензенской губернии восставшие вырезали под корень многочисленную родню Струйского, который и унаследовал их имения.
Основная идея сказки
Аграрная реформа 1861 года не освободила крестьян, а лишь поставила их в чрезвычайно затруднительное положение, поскольку они должны были выплачивать выкупное и подушное, а также арендовать землю у помещиков. Помещики сами были абсолютно беспомощны и полностью зависели от труда крестьян, но не ценили их, считая бессловесным скотом. В сказке высмеивается паразитический образ жизни, при котором отмирает все человеческое.
Прочитав краткое содержание «Дикий помещик», обязательно познакомьтесь с полным текстом сказки. Это произведение обязательно вас заинтересует, и вы захотите прочесть и другие творения автора.
Параметры сералек
Однозначных параметром, по которым девушки отбирались в гарем, не было. Всё зависело от личных предпочтений барина.
Однако чаще всего серальками становились незамужние девицы, не утратившие девичьей чести. Многие помещики считали своей почётной обязанностью лишить их целомудрия, став первым мужчиной в их жизни. Одни питали слабость к совсем юным созданиям, другим нужны были умудрённые опытом особы.
Красота, как относительное понятие, не являлась определяющим фактором для отбора наложниц. Таким образом, становится, очевидно, что попасть в число наложниц могла любая крестьянка вне зависимости от возраста и внешних данных, ведь для барина главное было насытить свою похоть. Хотя бывали исключения, когда дворяне создавали специализированные гаремы, куда отбирали девушек с определёнными параметрами.
Информация о книге
Название и автор книги | Тема, идея книги | Главные герои | Сюжет | Дата чтения |
ЛЕВША Н.С.Лесков | мастерство и талант русских людей | Левша- мастер, император, Платов-казак атаман | После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «своё ничуть не хуже». В самой последней кунсткамере, государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. Вскоре Александр умирает. Взошедший на престол Николай Павлович блоху ценит, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам. Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет», и ему приходится везти Левшу в Петербург. Николай Павлович и его дочь Александра Тимофеевна обнаруживают, что «брюшная машинка» в блохе не действует. Разгневанный Платов казнит и треплет Левшу, а тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный «мелкоскоп». Но попытка оказывается неудачной, и Левша велит «всего одну ножку в подробности под микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено. А сам он выковывал гвоздики, которые никак разглядеть невозможно. Платов просит у Левши прощения. Левшу отправляют отвезти блоху в подарок англичанам. Остаться в Англии Левша отказывается, ссылаясь на родителей и русскую веру, которая «самая правильная. Вскоре Левша начинает тосковать и, несмотря на приближающуюся бурю, садится на корабль и не отрываясь смотрит в сторону России. | 30.06.2015 |
Отзыв
Мне очень понравилась сатирическая сказка Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Она помогает наиболее ярко и полно представить положение крепостных в царской России, абсурдность существования класса помещиков, которые не умеют работать и жить без чужой помощи. Главная мысль книги «Дикий помещик», которую хотел донести автор, заключается в том, что вся земля держится благодаря работающим «мужикам». Без «мужиков» помещики не способны сделать ничего, все хозяйство держится на них. Их труд должен цениться, и они достойны уважения. Мое мнение о сказке «Дикий помещик» совпадает с мнением автора и считаю, что сейчас эта проблема не является актуальной для нас. К счастью, в наше время любая работа ценится и уважается другими людьми, а крепостное право давно отменили. Но благодаря этому произведению, мы можем узнать, как жили люди раньше, и с какими проблемами им приходилось бороться. Прочтение сказки помогло сформировать мое отношение к крепостному праву. Нетрудно догадаться, что оно негативное.
Произведение «Дикий помещик» заставило меня задуматься, всегда ли я поступаю правильно, когда не слушаю окружающих и продолжаю идти к своей цели. В сказке помещика несколько раз называют глупым окружающие люди. Даже медведь, который стал его другом, признается, что считает помещика и его поступки глупыми. Но он настойчиво продолжает верить, что его задумка и непобедимая воля к своей цели приведет к посту министра, он будет ходить и писать циркуляры: «Быть твердым и не взирать!». Мне хочется верить, что этим автор хотел показать только его глупость и непонимание того, что за такими словами должна стоять реальная и адекватная цель, которая принесет хоть кому-то пользу.
Салтыков-Щедрин учит читателя быть мудрее и избавляться от предрассудков. Необходимо постоянно развивать себя и трудиться, иначе мы ничем не будем отличаться от глупого помещика, который остался в прошлом. Мое впечатление от сказки «Дикий помещик» положительное: она весьма поучительна и способна рассмешить.
Глава вторая
Он начал речь свою очень деликатно, – каким-то чрезвычайно приятным и в своем роде даже красивым обращением к пребывающему здесь «обществу», а потом и перешел прямо к предмету давних и ныне столь обыденных суждений.
– Видите ли, – сказал он, – мне все это, о чем вы говорили, не только не чуждо, но даже, вернее сказать, очень знакомо. Мне, как видите, уже не мало лет, – я много жил и могу сказать – много видел. Все, что вы говорите про жидов и поляков, – это все правда, но все это идет от нашей собственной русской, глупой деликатности; все хотим всех деликатней быть. Чужим мирволим, а своих давим. Мне это, к сожалению, очень известно и даже больше того, чем известно: я это испытал на самом себе-с, но вы напрасно думаете, что это только теперь настало: это давно завелось и напоминает мне одну роковую историю. Я положим, не принадлежу к прекрасному полу, к которому принадлежала Шехеразада, однако я тоже очень бы мог позанять иного султана не пустыми рассказами. Жидов я очень знаю, потому что живу в этих краях и здесь постоянно их вижу, да и в прежнее время, когда еще в военной службе служил, и когда по роковому случаю городничим был, так не мало с ними повозился. Случалось у них и деньги занимать, случалось и за пейсы их трепать и в шею выталкивать, всего приводил бог, – особенно когда жид придет за процентами, а заплатить нечем. Но бывало, что я и хлеб-соль с ними водил, и на свадьбах у них бывал, и мацу, и гугель, и аманово ухо у них ел, а к чаю их булки с чернушкой и теперь предпочитаю непропеченной сайке, но того, что с ними теперь хотят сделать, – этого я не понимаю. Нынче о них везде говорят и даже в газетах пишут… Из-за чего это? У нас, бывало, просто хватишь его чубуком по спине, а если он очень дерзкий, то клюквой в него выстрелишь, – он и бежит. И жид большего не стоит, а выводить его совсем в расход не надо, потому что при случае жид бывает человек полезный.
Что же касается в рассуждении всех подлостей, которые евреям приписывают, так я вам скажу, это ничего не значит перед молдаванами и еще валахами, и что я с своей стороны предложил бы, так это не вводить жидов в утробы, ибо это и невозможно, а помнить, что есть люди хуже жидов.
– Кто же, например?
– А, например, румыны-с!
– Да, про них тоже нехорошо говорят, – отозвался солидный пассажир с табакеркой в руках.
– О-о, батюшка мой, – воскликнул, весь оживившись, наш старец: – поверьте мне, что это самые худшие люди на свете. Вы о них только слыхали, но по чужим словам, как по лестнице, можно черт знает куда залезть, а я все сам на себе испытал и, как православный христианин, свидетельствую, что хотя они и одной с нами православной веры, так что, может быть, нам за них когда-нибудь еще и воевать придется, но это такие подлецы, каких других еще и свет не видал.
И он нам рассказал несколько плутовских приемов, практикующихся или некогда практиковавшихся в тех местах Молдавии, которые он посещал в свое боевое время, но все это выходило не ново и мало эффектно, так что бывший средь прочих слушателей пожилой лысый купец даже зевнул и сказал:
– Это и у нас музыка известная!
Такой отзыв оскорбил богатыря, и он, слегка сдвинув брови, молвил:
– Да, разумеется, русского торгового человека плутом не удивишь!
Но вот рассказчик оборотился к тем, которые ему казались просвещеннее, и сказал:
– Я вам, господа, если на то пошло, расскажу анекдотик из ихнего привилегированного-то класса; расскажу про их помещичьи нравы. Тут вам кстати будет и про эту нашу дымку очес, через которую мы на все смотрим, и про деликатность, которою только своим и себе вредим.
Его, разумеется, попросили, и он начал, пояснив, что это составляет и один из очень достопримечательных случаев его боевой жизни.
Александра Козловская
Поведение с крепостными людьми другой дворянки, княгини Александры Козловской, и вовсе было таково, что, по замечанию Шарля Массона, помещица «олицетворяла в себе понятие о всевозможных неистовствах и гнусностях».
Кроме того, что наказания, которым Козловская подвергала своих слуг, носили часто извращенный характер, они отличались просто патологической жестокостью: в частности, она приказывала раздевать людей при себе догола и натравливала на них собак. Массон писал о том, как она наказывала своих служанок: «Прежде всего, несчастные жертвы подвергались беспощадному сечению наголо; затем свирепая госпожа, для утоления своей лютости, заставляла класть трепещущие груди на холодную мраморную доску стола и собственноручно, со зверским наслаждением, секла эти нежные части тела. Я сам видел одну из подобных мучениц, которую она часто терзала таким образом и вдобавок еще изуродовала: вложив пальцы в рот, она разодрала ей губы до ушей…».
4 часть. Пир на весь мир
Странники расположились в конце села под ивою. Они вспоминают барина – Последыша. Под пир начинают петь и делиться историями.
Песнь Веселая. Ее поют как плясовую попы и дворовые люди. Не пел только вахлак. Песня о тяжелой доле русского мужика.
«Славно жить народу на Руси святой»:
Барщинная песня. Вторая песнь печальная и протяжная. Герой сказания – нечесаный Калинушка. Расписная у него только спина от розги и плетей. Горе топит Калинушка в кабаке, жену видит только в субботу, «аукнет» ей из барской конюшни.
Про холопа примерного – Якова Верного. Рассказ ведет дворовый Викентий Александрович. Главный герой рассказа – господин, жестокий и злой. За взятки он приобрел себе деревню и установил свой закон. Жестокость господина была по отношению не только к дворовым. Родную дочь выдал замуж, высек парня и «прогнал (детей) нагишом». У Поливанова был холоп – Яков. Он служил хозяину как верный пес. Заботился о барине холоп, ублажал, как мог. Старик начал болеть, отказывали ему ноги. Яков носил его на руках как ребенка. У Якова вырос племянник Гриша. Яков попросил разрешения женить на девушке Арише, но барину самому нравилась девчонка, отправил он Григория в рекруты. Холоп загоревал. 2 недели пил, почувствовал барин, каково ему без помощника. Яков вернулся и предано снова стал ухаживать за помещиком. Направились они проведать сестру. Беззаботно расположился помещик в карете, Яков повез его в лес. Барин испугался, когда увидел, что свернули они с дороги к оврагу. Испугался, решил, что ждет его смерть. Но зло смеялся холоп:
«Нашел душегуба!»,
«…руки убийством марать…».
Рассказ «О двух великих грешниках». Ионушка стал рассказывать историю отца Питирима из Соловков. Двенадцать разбойников с атаманом Кудеяром бесчинствовали на Руси. Неожиданно у разбойника Кудеяра проснулась совесть. Он стал спорить с ней, пытаясь одержать верх. Отрубил голову красавице, убил есаула. Но совесть победила. Распустил атаман шайку, ушел молиться. Долго он сидел под дубом, прося у Бога. Услышал господь грешника. Предложил ему спилить ножом вековое дерево. Атаман приступил к труду, но дуб ему не поддавался. Пришел к нему пан Глуховский. Он стал хвастаться, что легко убивает и спит спокойно, без угрызений совести. Не выдержал Кудеяр, вонзил нож пану в сердце. Дуб рухнул в ту же минуту. Одному грешнику отпустил Бог грехи, освободив мир от другого злодея.
Крестьянский грех. Аммирал-вдовец получил за службу от государыни 8 тысяч душ. Оставляет аммирал завещание старосте. В ларце спрятаны вольные. Родственник после смерти аммирала выведывает у Глеба, где хранится вольная и сжигает завещание. Крестьянский грех – это предательство среди своих. Он не прощается даже Богом.
Песня Голодная. Мужики поют ее хором, как чеканный марш, слова надвигаются тучей и затягивают душу. Песня о голоде, постоянном желании еды у мужика. Он готов съесть все один, мечтает о ватрушке с большой стол. Песня поется не голосом, а голодным нутром.
К странникам присоединяется Гриша Добросклонов. Он говорит мужикам, что главное для него добиться хорошей жизни крестьянам. Поют песню о доле народной и трудовой жизни. Мало чего просит народ у Бога – света и свободы.
Эпилог. Гриша Добросклонов
Григорий жил в семье бедного захудалого крестьянина. Он был сыном дьяка, который хвастался детьми, но не думал об их пропитании. Григорий помнил песню, которую пела ему мать. Песня «Соленая». Суть песни – мать сумела посолить кусок хлеба сына своими слезами. Парень рос с любовью к матери в сердце. Уже в 15 лет он знает, за кого отдаст жизнь. Перед человеком простираются две дороги:
- Просторная, где бесчеловечно воюют между собой люди ради страстей и греха.
- Тесная, где честные люди страдают и борются за угнетенных.
Добросклонов думает о родине, он идет своей дорогой. Встречает бурлаков, поет песни о великой и могучей стране. Григорий сочиняет песню «Русь». Он верит, песня поможет крестьянам, придаст оптимизма, заменит грустные сказания.