«руслан и людмила». дивный отзвук золотого века

Краткое содержание оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

М. И. Глинка считается родоначальником истинно русской оперы. Это именно он впервые решил использовать в музыке сюжеты из русской жизни и первым из музыкантов начал включать в свои произведения русские народные напевы. Прекрасная поэма-сказка великого Пушкина вдохновила Глинку на сочинение монументального произведения – оперы «Руслан и Людмила».

Композитор работал над оперой пять лет, с 1837 года. Но на самом первом представлении оперу ждал провал. Но с каждой новой постановкой, слушатели все больше проникались симпатией к этому истинно русскому по духу произведению.

Действие начинается с княжеского пира. Великий Князь Светозар со свитой празднует свадьбу дочери Людмилы и витязя Руслана. Молодые любят друг друга, они счастливы. За общим столом сидят и мрачные соперники жениха – Фарлаф и Ратмир. Звучит песнь Баяна, который предсказывает молодым беду.

Неожиданно в княжеских хоромах раздается страшный гром, и все засыпают. После пробуждения оказывается, что исчезла молодая княжна. Князь Светозар в порыве отчаяния провозглашает, что отдаст в жены Людмилу тому герою, кто первым отыщет ее.

Руслан, Фарлаф и Ратмир отправляются на поиски Людмилы. Руслан решает прежде, чем отправиться в дальний путь, спросить совета у мудрого Финна. Старец открывает тайну исчезновения Людмилы. Княжну украл злой колдун Черномор и унес ее в свое царство.

Финн рассказывает Руслану историю своей любви. Когда-то он был покорен красотой гордой и надменной девушки Наины. Но она отвергла его любовь. Гордыня Наины не дала соединиться их сердцам даже после того, как Финн стал героем. Финн долгое время покорял врагов, овладевал тайными знаниями, стал чародеем. С помощью чар он влюбил в себя Наину. Но к тому времени красавица превратилась в старуху-колдунью, и Финн в страхе отверг ее. Теперь Наина мстит старцу.

Двигаясь в царство Черномора, Руслан встречает огромную голову, которая пытается сдуть витязя с пути, устраивая ураган. Но храбрый герой побеждает и достает из-под головы огромный меч, которым можно победить проклятого Черномора. Голова перед гибелью успевает поведать о том, что могущество Черномора – в его бороде. Потеряв бороду, колун утратит свою силу.

Между тем, Фарлаф встречает на своем пути колдунью Наину, которая обещает ему помочь избавиться от Руслана и Ратмира. Наина подсылает к Ратмиру юных прелестниц, которые обольщают его танцами и песнопениями, полностью лишая воли. Наина пытается убить спящего Ратмира. Этому ей мешает пленница Горислава, влюбленная в витязя. Появляется волшебник Финн и освобождает героев.

Тем временем Людмилу в дивных садах Черномора развлекают танцами, музыкой и богатыми дарами. Но Людмила грустна, она мечтает о любимом.

В чертогах Черномора появляется Руслан. Он вызывает колдуна на бой и побеждает, отрубив его длинную бороду. Но перед битвой Черномор успевает усыпить Людмилу, ее невозможно разбудить. Руслан, спящая Людмила, Финн, слуги Черномора, Ратмир и Горислава отправляются в княжество Светозара.

Наступает ночь. Герои располагаются на ночлег, а стережет их сон Ратмир. Но любовь к Гориславе отвлекает его, и он не замечает, как Фарлаф и Наина похищают Людмилу. Однако, коварству Наины противостоит Финн. Он вручает Руслану волшебный перстень, который поможет пробудить красавицу от сна.

Фарлаф доставляет в хоромы Светозара прекрасную княжну. Но как разбудить ее, Фарлаф не знает. Слышится топот подков коней Руслана и его друзей. Фарлаф, понимая, что его ждет возмездие, в страхе убегает. Благородный Руслан надевает на палец своей невесты волшебный перстень, и Людмила пробуждается!

Герои вместе с народом славят богов, родную землю, Князя, Руслана, Людмилу и Финна, который помог добру восторжествовать над злом.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Пушкин «Руслан и Людмила» очень краткое содержание

А. С. Пушкин Руслан и Людмила краткое содержание для читательского дневника:

В Киеве великий князь Владимир выдает свою дочь Людмилу замуж за храброго князя Руслана. В ночь после свадьбы Людмила внезапно исчезает: ее бесследно уносит прочь какая-то неведомая сила. Убитый горем Владимир объявляет, что снова выдаст Людмилу замуж за того, кто спасет ее. Руслан и три его соперника – Рогдай, Фарлаф и Ратмир – отправляются на поиски Людмилы, каждый своей дорогой.

В пути Руслан знакомится со старым волшебником Финном, живущим в пещере. Старик сообщает Руслану, что его Людмила похищена злым карликом-колдуном Черномором. Финн также предупреждает о злой ведьме Наине. Продолжая путь, Руслан сталкивается с витязем Рогдаем, который намеревается убить его. Богатыри сражаются. В конце концов храбрый Руслан побеждает мстительного Рогдая и сбрасывает его в Днепр, где тот погибает.

Затем на своем пути Руслан встречает огромную живую Голову. Эта Голова когда-то была витязем, но теперь заколдована Черномором (ее младшим братом). Голова дает Руслану меч, чтобы тот с его помощью отомстил Черномору.

Тем временем Людмила живет в заточении во дворце у злодея Черномора. Роскошь и богатство дворца не радуют девушку. Черномор пытается добиться расположения Людмилы: однажды он заходит к ней в комнату, но девушка кричит и хватает его шапку-невидимку. Черномор убегает. С этого момента Людмила пользуется шапкой-невидимкой, прячась от Черномора и его слуг. Наконец Черномор с помощью обмана ловит Людмилу и усыпляет странным сном. Чтобы девушку не обнаружили посторонние, старик надевает на нее шапку-невидимку.

Добравшись до дворца Черномора, Руслан вызывает злодея на бой. В конце концов Руслан побеждает Черномора и отрубает ему бороду, таким образом лишив его колдовских чар. После этого Руслан кладет безбородого карлика Черномора к себе в котомку за седло и возит с собой.

Обходя владения Черномора, Руслан не может найти Людмилу. Размахивая мечом, Руслан случайно скидывает с невидимой Людмилы ее шапку-невидимку. Девушка снова становится видимой. Однако Руслана печалит то, что его возлюбленная спит странным сном. Руслан скачет со спящей Людмилой домой в Киев. По пути он встречает богатыря Ратмира.

Отправившись на поиски Людмилы, витязь Ратмир вскоре забыл ее, влюбился в пастушку и стал рыбаком. Ратмир признается Руслану, что ему надоели сражения и что он хочет спокойной жизни. Простившись с Ратмиром, Руслан продолжает путь в Киев и останавливается на ночлег. С помощью ведьмы Наины Фарлаф оказывается рядом. Он подкрадывается к спящему Руслану, наносит ему три удара и забирает спящую Людмилу.

Наконец Фарлаф привозит спящую Людмилу в Киев. Он врет князю Владимиру о том, как он храбро сражался ради спасения девушки. Отец и братья Людмилы опечалены ее странным сном.

После нападения Фарлафа раненый Руслан умирает. Однако добрый колдун Финн возвращает его к жизни с помощью волшебной воды. Также Финн дает Руслану кольцо, прикосновение которого может оживить Людмилу. Руслан скачет в Киев. Когда Руслан подъезжает к Киеву, он видит, что город находится в осаде печенегов. Храбрый Руслан бесстрашно бьет печенегов своим мечом. Понеся большие потери, печенеги убегают прочь.

Руслан идет к спящей Людмиле и с помощью кольца пробуждает ее ото сна. Трусливый Фарлаф признается Руслану в своей подлости и просит прощения. Тот прощает его. Черномор без бороды и своих чар остается жить во дворце князя Владимира. Князь и его семья празднуют счастливый конец истории.

Популярные сегодня пересказы

  • Долгое прощание — краткое содержание повести Трифонова Действие происходит в одной из театральных трупп. Артисты прибыли в Саратов, чтобы выступить с новыми постановками. Погода выдалась жаркая, да и их поселили в гостинице с ужасными условиями.
  • Мальчик-звезда (Звёздный Мальчик) — краткое содержание сказки Оскара Уайльда Одной зимней ночью, в лютый мороз, два Лесоруба шли через лес. Они долго выбирались из чащи, но вот, наконец, вышли к своему селению. Поначалу мужчины обрадовались, но их радость быстро
  • Юшка — краткое содержание рассказа Платонова В этом произведении мы наблюдаем за жизнью Ефима Дмитриевича, но люди называют его Юшкой. Он работал в кузнеце подручным помощником. В кузнеце он помогал носить песок, воду, уголь
  • Краткое содержание пьесы Мистерия-Буфф Маяковского Данное произведение описывает время, когда шла революция. Сам же автор решил помочь в осуществлении великой революции. В это время Маяковский был в Смольном, он писал стихи в жанре сатиры

Два брата

Руслан в чистом поле встретил огромную говорящую голову, боролся с ней, изловчился и свалил. «Тогда на месте опустелом меч богатырский засверкал». Меч здесь образ мудрого сознания народа. Голова – разум, старший брат, — поведал Руслану, как обманул его ум — младший брат Черномор

«Послушай,- хитро мне сказал,- не откажись от важной службы: я в черных книгах отыскал, что за восточными горами на тихих моря берегах, в глухом подвале под замками хранится меч – и что же? Страх! Я разобрал во тьме волшебной, что волею судьбы враждебной сей меч известен будет нам; что нас он обоих погубит: мне бороду мою отрубит, тебе главу». «За отдаленными горами нашли мы роковой подвал; я разметал его руками и потаенный меч достал»

 Диалог между братьями – это наш внутренний диалог между худшим (приземленным) в нас и между возвышенными нашими мыслями то есть между умом и разумом. В России были уничтожены все источники информации о происхождении  русичей и нашей многовековой истории. Но разве можно такое уничтожить безвозвратно? Нашлось очень много документальных свидетельств в виде рукописей, произведений искусства;  при раскопках  на земле нынешних европейских государств, в Сибири,  нашли много артефактов, указывающих уже без сомнения о великой истории нашего народа.  И это неоспоримый факт!

  Голова отдала меч Руслану: «О, витязь! Ты храним судьбою, возьми его и Бог с тобою! Быть может на своем пути ты карлу – чародея встретишь. – Ах, если ты его заметишь, коварству, злобе отомсти!»

Мудрость святых отцев говорит, что от мести злоба только разрастается. Человек как раб страстей и животных инстинктов, игнорирующий потребности души и духа и есть образ этого злобного карла с бородою. Очистить свою душу от низких чувств, значит отсечь карле бороду: нет зависимости, нет рабства. И карла становится просто земным умом, необходимым для жизни в физическом мире.

«Руслан, сей витязь беспримерный, в душе герой, любовник верный. Упорным боем утомлен, под богатырской головою он сладостный вкушает сон». В современном мире ученые всех стран сделали много открытий, давших  пищу для нашего разума – «богатырской головы». Эти открытия подтверждают знания о тонком и духовном мире.

Песнь 6

Фарлаф привозит Людмилу во дворец. Князь Владимир рад тому, что дочь нашлась. Созвали всех музыкантов, чтобы они разбудили Людмилу. Но радость возвращения омрачается нападением печенегов на Киев.

Тем временем Финн оживляет Руслана и дает ему перстень, которым Руслан сможет разбудить жену. Молодой герой едет в Киев, вступает в битву с печенегами. Вдохновленные неожиданной помощью, в бой вступают и киевляне.

Печенеги окончательно разбиты, а Руслан с перстнем идет к Людмиле. Он касается ее чела, и Людмила пробуждается ото сна. Фарлаф, увидев живого Руслана, пугается, что его преступление раскроется, сам кается в содеянном. Его прощают. Карлика тоже оставляют жить при дворе.

Поэма заканчивается эпилогом, часть которого была написана во время пребывания Пушкина на Кавказе. Сюжет поэмы заканчивается счастливой развязкой, но эпилог получился грустным и каким-то безнадежным. «Огонь поэзии угас», — признается автор в последних строчках.

Образы героев в поэме «Руслан и Людмила»

Особенности языка поэмы

Главной мыслью поэмы является подвиг человека ради настоящей любви, готовность ради нее победить любое зло. Руслан – преданный возлюбленный, бесстрашный витязь. Победа над полчищами печенегов, осадивших Киев, напоминает подвиги былинных богатырей над врагами.Символическим торжеством «русской силы» над «кознями вероломства» стала покорение Черномора Русланом. Духовным наставником Руслана в борьбе со злом стал мудрый волшебник Финн. В молодости он был пастухом, воином. Ради любви он стал изучать магию.

Красавица Людмила – верная жена Руслана. Ее не прельщают богатства Черномора. Она великодушная, добрая и озорная, но способна проявить твердость характера, протестуя против неволи и принуждения. Шутливо изображена ее девичья непосредственность и жизнелюбие: в плену у Черномора она, решив отказаться от еды и покончить с собой, о смерти «подумала – и стала кушать».

Автор с иронией характеризует трех соперников главного героя, которые своими поступками лишь оттеняют глубину его чувства к Людмиле. Мрачный и жестокий Рогдай страдает безумной страстью;любовь томного хазарского хана Ратмира была недолгой; горлопану, трусу, обжоре и пьянице Фарлафу княжна нужна ради положения и богатства.

Пушкин иронично, как в русских былинах, изображает князя Владимира Красное Солнышко, правителя Киевской Руси. Он заботливый и щедрый отец, гостеприимный и радушный хозяин, но бывает своенравным и несправедливым. После похищения дочери, он нарушает данное Руслану слово, не верит ему и обещает выдать Людмилу замуж за любого ее спасителя. Когда Киеву угрожает опасность от печенегов, князь беспомощен, надеется на защиту богатырей.

Черномор – уродливый карлик с длинной бородой, в которой скрыта колдовская сила. Он страшен не только внешне, у него порочная и злая натура. Из зависти он обманул и обезглавил собственного брата-великана, вероломно похитил чужую жену. Лишенный своей волшебной силы, слабый духом Черномор остается всего лишь жалким карликом. Силы зла воплощает также злобная, коварная и хитрая старуха Наина, напоминающая Бабу-Ягу.

Помимо сказочно-былинного содержания, новаторским был язык поэмы, разрушивший нормы дворянского языка. Он был простой и понятный, близкий к живой народной речи, изобилующий простонародными выражениями. Многие осуждали автора за наличие в поэме «низких» слов «площадного» языка, не отвечающих требованиям «хорошего вкуса».

Руслан и Людмила (поэма А.С. Пушкина)

Фарлаф с боязнию глядит;В тумане ведьма исчезает,В нем сердце замерло, дрожит,Из хладных рук узду роняет,Тихонько обнажает меч,Готовясь витязя без бояС размаха надвое рассечь…К нему подъехал. Конь героя,Врага почуя, закипел,Заржал и топнул. Знак напрасный!Руслан не внемлет; сон ужасный,Как груз, над ним отяготел!..Изменник, ведьмой ободренный,Герою в грудь рукой презреннойВонзает трижды хладну сталь…И мчится боязливо вдальС своей добычей драгоценной.Всю ночь бесчувственный РусланЛежал во мраке под горою.

Часы летели. Кровь рекоюТекла из воспаленных ран.Поутру, взор открыв туманный,Пуская тяжкий, слабый стон,С усильем приподнялся он,Взглянул, поник главою бранной -И пал недвижный, бездыханный.

Обман Людмилы

Людмила же тем временем так и разгуливала невидимой по садам и чертогам Черномора. Иногда она снимала волшебную шапку, дразня искавших её слуг колдуна. Но когда её пытались поймать, она мигом исчезала. Черномор в гневе и досаде все-таки придумал способ поймать девушку. Он обернулся Русланом, получившим рану, и стал жалобно звать княжну. Людмила, конечно, бросилась к нему в объятья, но вдруг увидела, что перед ней вовсе не супруг, а ненавистный похититель. Девушка пыталась убежать, но Черномор навёл на неё беспробудный сон. И в этот момент недалеко послышался звук рога – это Руслан доехал до земель злодея.

Темы

  1. Любовь. Лишь истинное чувство привело Руслана к цели и принесло счастье героям. В то же время автор осуждает другие мотивы для брака: жадность Фарлафа, легкомыслие Ратмира, жажду власти Рогдая. Все витязи любили не Людмилу, а ее положение или ее красоту. Один лишь Руслан смог по-настоящему проникнуться любовью к ней и освободить ее.
  2. Патриотизм. Сказочный сюжет дополняет историческое повествование о судьбах родины. Противостояние печенегов и Киевской Руси является историческим фактом. Автор вводит этот мотив, чтобы показать настоящий героизм и самоотверженность Руслана. По его мнению, идеальный сказочный принц должен быть защитником Родины. В битве за Русь Руслан демонстрирует свою готовность стать не только мужем Людмилы, но и князем Киевским.
  3. Милосердие. Положительные герои в поэме не убивают и не мстят — это очень важный посыл автора. Чтобы люди жили как в сказке, необходимо научиться прощать. Ни Черномор, ни Фарлаф не получают серьезного наказания за свои преступления. Их исправляют раскаяние и возможность заслужить прощение.
  4. Счастье. Каждый герой сказки ищет свое счастье, но многие люди безвозвратно его потеряли, предъявляя завышенные требования к судьбе. Эту ошибку совершила Наина, отказавшая всем женихам. В эту же ловушку попал Рогдай, который хотел получить все и сразу бесчестными методами. Зато истинное счастье нашел Ратмир, уединившийся со своей избранницей и отвергнувший суету больших амбиций. Истинное наслаждение автор видит в любви, а не во власти и не в богатстве.

Суть: о чем поэма?

В самом разгаре пир в честь бракосочетания Людмилы, дочери князя, и Руслана, самого храброго воина. Все веселятся, кроме других претендентов на руку красавицы — Ратмира, Рогдая и Фарлафа. Однако их мотивы для брака более прозаичны, чем чувства Руслана. И вот когда влюбленные поднимаются в опочивальню, в комнаты врывается злой маг — Черномор. Пользуясь магической силой, он уносит Людмилу в свою резиденцию. Князь опечален похищением и обижен на Руслана, ведь он не защитил невесту. Он объявляет конкурс на спасение дочери: витязь, освободивший ее, женится на ней. Тут же Ратмир, Рогдай и Фарлаф отправляются на поиски. Как и Руслан.

Все герои едут за Людмилой, но разъезжаются по разным дорогам. Руслан попадает к волшебнику финну, который рассказывает о Черноморе и его мотивах. Маг силен, но очень стар, и в этом его главная проблема. Он живет в горах, куда трудно добраться, но финн сориентировал Руслана и помог советами.

История финна драматична и комична одновременно: он добивался любви надменной красавицы Наины. Но она отказала пастуху. Финн стал воином и принес много сокровищ. Но и тогда Наина отвергла его любовь. После этого герой изучил магию и приворожил прелестницу. Но не знал финн, что прошло уже очень много лет. Наина состарилась, и в него влюбилась уже древняя старуха. Финн с отвращением бежал от нее. А избранница возненавидела его. Она так и не вышла замуж со своим характером и стала ведьмой.

В это же время автор показывает, чем заняты другие воины. Жестокий и вероломный Рогдай решает найти Руслана и убить его, чтобы было меньше сильных соперников. Он встречает Фарлафа, который спал до обеда и кушал. Фарлаф трусит и убегает. На пути Рогдая появляется Наина. Она указывает путь Руслана. А Фарлафу она советует ехать домой. Ведьма предрекает, что Фарлаф и так добьется руки Людмилы. Он следует ее совету.

Рогдай догоняет Руслана, начинается бой. Схватка Руслана и Рогдая привела к поражению последнего. Рогдай упал в воду и утонул.

В это время Наина прилетает к Черномору в образе птицы и рассказывает ему о Руслане. Маг не боится соперника, ведь пока еще цела его волшебная борода — источник силы. Наина улетает. Но у Черномора другая проблема — Людмила пропала. Оказывается, он обронил шапку-невидимку, и красавица ею воспользовалась. Никто не может ее найти.

Руслан продолжил путь и обнаружил огромную голову павшего великана. Голова была не расположена к беседе. Она громко свистела и пыталась отогнать Руслана. Но богатырь выдержал испытание и попытался договориться с головой. Выяснилось, что великан был братом Черномора. Но карлик завидовал ему и хитростью победил брата. Голова великана была обречена на вечное проклятие, ее удерживали на земле чары Черномора. Узнав о беде Руслана, голова согласилась его пропустить и поведала об уязвимости злого мага: вся сила Черномора скрыта в его бороде. Если ее отрубить, карлик лишится сил. Руслан ночует возле головы и отправляется дальше. А в это же время отважный Ратмир встречает юных красавиц и остается с ними в замке, забыв о Людмиле.

Черномор выманил Людмилу, прикинувшись ее раненым женихом. Но его сладкие речи прерывает появление настоящего Руслана. Он зовет мага на бой. Черномор скрывает невесту с помощью шапки-невидимки и принимает вызов. Тяжел бой с чародеем, но Руслан хватает его за бороду. Два дня носит его Черномор на себе, но не сдается храбрец. И тогда маг лишился сил и признал победу Руслана. Витязь отрезал бороду, но не нашел Людмилу, скрытую шапкой невидимкой. Случайным ударом он сбил шапку, но невеста спала беспробудным сном. Отчаявшийся Руслан услышал голос финна, который посоветовал витязю вести Людмилу в Киев, чтобы там она очнулась. Руслан пустился в обратный путь, а по дороге увидел Ратмира в образе рыбака. Он нашел счастье с другой женщиной и мирно пропустил Руслана.

В это же время Наина решила погубить Руслана. Она подговорила Фарлафа напасть на спящего витязя, убить его и похитить Людмилу, приписав подвиг себе. Так он и сделал. Но не получается у хитреца пробудить княжну. С этим он и едет в осажденный печенегами Киев. А к Руслану на помощь пришел финн. Он напоил героя живой и мертвой водой, благодаря чему Руслан воскрес. Финн подарил ему волшебное кольцо, которое поможет оживить Людмилу. Руслан мчится в Киев.

В борьбе с печенегами именно Руслан оказывается храбрее и сильнее всех. Он помогает освободить город и предстает перед князем. Прикосновение кольца пробуждает Людмилу. Фарлаф признается в обмане, его прощают. Черномор становится слугой во дворце. Главные герои воссоединяются.

Оперы. Все произведения

  • Балет Ромео и Джульетта
  • Беллини — Норма
  • Бородин — Князь Игорь
  • Вагнер — Валькирия
  • Вагнер — Гибель богов
  • Вагнер — Золото Рейна
  • Вагнер — Летучий голландец
  • Вагнер — Лоэнгрин
  • Вагнер — Тангейзер
  • Вебер — Вольный стрелок
  • Верди — Аида
  • Верди — Бал-маскарад
  • Верди — Дон Карлос
  • Верди — Зигфрид
  • Верди — Луиза Миллер
  • Верди — Макбет
  • Верди — Набукко
  • Верди — Риголетто
  • Верди — Травиата
  • Верди — Трубадур
  • Верди — Фальстаф
  • Гендель — Оттон
  • Гершвин — Порги и бесс
  • Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
  • Глинка — Руслан и Людмила
  • Глюк — Орфей и Эвридика
  • Гуно — Фауст
  • Даргомыжский — Русалка
  • Доницетти — Дон Паскуале
  • Доницетти — Любовный напиток
  • Доницетти — Лючия ди Ламмермур
  • Жизель
  • Жорж Бизе — Кармен
  • Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
  • Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
  • Корсар
  • Лебединое озеро
  • Леонкавалло — Паяцы
  • Масканьи — Сельская честь
  • Моцарт — Волшебная флейта
  • Моцарт — Дон Жуан
  • Моцарт — Похищение из сераля
  • Моцарт — Свадьба Фигаро
  • Мусоргский — Борис Годунов
  • Мусоргский — Хованщина
  • Мюзикл Кошки
  • Пуччини — Богема
  • Пуччини — Джанни Скикки
  • Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
  • Пуччини — Манон Леско
  • Пуччини — Принцесса Турандот
  • Пуччини — Тоска
  • Рахманинов — Алеко
  • Римский-Корсаков — Золотой петушок
  • Римский-Корсаков — Псковитянка
  • Римский-Корсаков — Садко
  • Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Римский-Корсаков — Снегурочка
  • Римский-Корсаков — Царская невеста
  • Россини — Севильский цирюльник
  • Рубинштейн — Демон
  • Рыбников — Юнона и Авось
  • Спящая красавица
  • Тристан и Изольда
  • Чайковский — Евгений Онегин
  • Чайковский — Иоланта
  • Чайковский — Пиковая дама
  • Чайковский — Чародейка
  • Чайковский — Щелкунчик

Песнь пятая

Руслан обошел все владения Черномора, но Людмилы не нашел. Он злости он начал крушить все вокруг и нечаянно сбил шапку-неведимку с ее головы. Упав к ногам любимой, он целует ей руки, но она не реагирует на мужа. Людмила крепко спит. Он едет с ней в Киев, но по пути не забыл навестить голову, сообщив ей радостную весть, что Черномор побежден.

На берегу реки Руслан встретил рыбака в котором узнал Ратмира. Тот был не один, с красивой девой. Он был счастлив и успел забыть Людмилу. К Фарлафу явилась колдунья и научила его как убить соперника. Когда Руслан крепко спал, Фарлаф подкрался к нему и вонзил меч в грудь его.

Похищение Людмилы

«Вдруг гром грянул, свет блеснул в тумане, лампада гаснет, дым бежит, кругом все смерклось, все дрожит, и замерла душа в Руслане»

… Вере в любовь согласно учению Иисуса Христа: «да любите друг друга», на земле не дали темные силы воплотиться быстро: пошло гонение на христиан – колдун, – объединенный образ  мирового зла, рожденный несовершенным сознанием людей, «украл Людмилу».

«О горе: нет подруги милой! Похищена безвестной силой.»

«Но что сказал великий князь?

Скажите, кто из вас согласен скакать за дочерью моей? Чей подвиг будет не напрасен, тому я дам ее в супруги с полцарством прадедов моих».

«Я!» — молвил горестный жених. Я, я – воскликнули с Рогдаем Фарлаф и радостный Ратмир».

«Все четверо выходят вместе. Руслан томился молчаливо, и смысл и память потеряв». Русскому народу много талантов от  Бога дано было изначально. Враги русского народа, те, кто очень не хотели, чтобы на нашей земле царицей стала людям милая Любовь, исказили историю Руси Великой.

Фарлаф (разъевшееся эго личности отдельного человека или государства)  спесиво, надменно хвастал своими будущими подвигами, Хазарский хан уже считал Людмилу своею, полон азарта молодого, Рогдай угрюмый, страшился неведомой судьбы, похоже не жаждал геройских подвигов: он уже имеет опыт битвы  с Русланом – Русью.

«Соперники одной дорогой все вместе едут целый день». Живем на одной планете, и общечеловеческие ценности как бы одинаковые: все жаждут любви  и считают себя самыми достойными ее. Но в какой то момент истории произошел раскол в христианстве.

«Разъедемся, пора! – сказали, — безвестной вверимся судьбе». И каждый конь, не чуя стали, по воле путь избрал себе». Конь «не чует стали», когда седок неуверенно им управляет.

Мужчина и женщина

Далее старец поведал Руслану про свою жизнь. В молодости он, пастух, был искренне  влюблен в красавицу Наину: — и я любовь узнал душой.  Наина отвергла его любовь, лишь прелести свои любя:- пастух, я не люблю тебя! Тогда он решил бранной славой заслужить вниманье гордое Наины.- Молва неслась, цари чужбины страшились дерзости моей!  Сбылись давнишние мечты, к ногам красавицы надменной принесен меч окровавленный, кораллы, злато и жемчуг. Стоял я пленником послушным, но дева скрылась от меня:- герой, я не люблю тебя. И я, любви искатель жадный, решился в грусти безотрадной Наину чарами привлечь и в гордом сердце девы хладной любовь волшебствами зажечь.  Но в самом деле победитель был рок, упорный мой гонитель.  Я в ученье колдунов провел невидимые годы. Теперь, Наина, ты моя! Победа наша, думал я.  И вдруг сидит передо мной старушка дряхлая, седая, глазами впалыми сверкая, с горбом, с трясучей головой, печальной ветхости картина.

Ах, витязь,  то была Наина!.. И было в самом деле так. Немой, недвижный перед нею, я совершенный был дурак со всей премудростью моею. Могильным голосом урод  бормочет мне любви признанье. Вообрази мое страданье! Но между тем она, Руслан, мигала томными глазами; изменник, изверг! О позор! Но трепещи девичий вор!»

Огромные таланты Творец заложил в мужчине, но ключ к их раскрытию лежит в организме женщины. Мужчина из беззаботного юноши превратился сначала в храброго мужественного воина, но и этого было недостаточно: его любимая не оценила ни подвигов его, ни даров, принесенных к ее ногам. Эгоизм женщин порой не знает предела, но он же придает смысл жизни мужчинам.  Мужчина не сдался: решил постичь всю земную  мудрость. Это тоже подвиг во имя любви женщины. Познать-то познал, да время ушло: состарилась Наина, хоть и пробудил он ее чувства. Но чувства то были пробуждены колдовством, причем и Наина ему призналась, что она колдунья, то есть сердца друг другу не открылись. Получился обман взамен любви. Так устроен этот мир: наши чувства побуждают к  развитию мозга: чтобы что-то сделать, нужно захотеть этого. Наши желания постепенно усложняются и являются движителем  развития мира: сначала нам хочется достаточно еды, теплый кров, затем, обретя это, мы хотим красоты, эстетики, славы. Но и этого становится недостаточно, нам становится скучно и хочется познать законы этого мира, чтобы владеть им. Но мир создан Творцом и Он один только и может им владеть. Человеческое превозношение приводит к краху и отдельного человека и целые народы, зараженные этой идеей. Все это мы проходили в учебниках истории (и в сказке о рыбаке и рыбке).

«Теперь мне утешенье природа, мудрость и покой. Но чувства прежние свои еще старушка не забыла и пламя поздное любви с досады в злобу превратила. Колдунья старая, конечно, возненавидит и тебя; но горе на земле не вечно». Чувства в человеке должны подчиниться уму – разуму. Но это процесс медленный. Наина здесь отображает наши чувства, старик – ум. Эти процессы происходят в человечестве в целом и в душе каждого человека: чувства очень трудно подчиняются уму. Земная мудрость уступит духовной, когда исполнит свое предназначенье. И еще Наина чем то напоминает Америку, а старик Россию. На Америку равнялись, с ней соревновались. Наши ученые, артисты находили там возможность реализовать свои таланты и, по сути, дарили их ей. Даже российский стабфонд  находится почему то в американском банке.

Второе действие

Центр 1-й картины второго действия – баллада Финна, где звучит цитата финской народной песни (в форме, сочетающей рондо с вариациями). В предпоследнем куплете, где Финн описывает Наину как «старушку дряхлую, седую», звучат аккорды стаккато деревянных духовых, которые станут лейтмотивом Наины.

Сцена Фарлафа и Наины (2-я картина второго действия) – комическая. Фарлаф боится Наины («Страшная старушка зачем идет сюда» и т. п.). В Рондо Фарлафа «Близок уж час торжества моего» используется типичный для итальянской комической оперы буффа прием скороговорки в басовой партии; здесь он изображает характер Фарлафа, труса и лентяя. Герой захлебывается от радости, что ему удастся найти Людмилу без усилий, при помощи Наины.

3-я картина второго действия посвящена Руслану (баритон). В этом образе отразились представления о патриотизме и доблести былинных и сказочных богатырей, которые в народном сознании всегда олицетворяли защитников и спасателей земли русской.

В портретной арии Руслана три раздела. Первые два – медленные, минорные: «О поле, поле» (с.154) и «Времен от вечной темноты» (с.156). Вокальная партия в характере распевного речитатива передает раздумья о бренности всего земного. Начальная интонация 1-го раздела – движение по глинкинскому гексахорду (как в главной теме увертюры и начальной фразе Баяна).

3-й раздел – «Дай, Перун, булатный меч мне по руке» (с.159) – основной, раскрывающий героическую суть образа. Он написан в сонатной форме без разработки. Главная тема маршеобразная, энергичная, она родственна всем темам с глинкинским гексахордом. Тема побочной партии – «О, Людмила» (с. 160) – лирическая (она выступает в роли побочной и в увертюре к опере). Картина завершается сценой Руслана с Головой. Партия Головы исполняется мужским хором, поющим в унисон.

Поверженная голова рассказывает Руслану свою историю. Когда-то она была храбрым витязем-гигантом, но на свою беду имела младшего брата-карлика, злоб­ного Черномора, который завидовал старшему. Однажды Черномор открыл секрет, найденный им в черных книгах, что за восточными горами в подвале хранится меч, который опасен для обоих братьев. Черномор уговорил брата отправиться на поиски этого меча и, когда он был найден, обманным путем завладел им и отрубил брату голову, перенес её в этот пустынный край и обрек на то, чтобы она вечно сторожила меч. Голова предлагает Руслану взять меч и отомстить коварному Черномору.

Песнь первая

После пиршества молодожены отправились в свои покои. Жених радостен и счастлив в предвкушении любовных утех. Невеста скромна и стыдлива. Стоило им зайти в опочивальню случилось невероятное. Раздался гром, померк свет. Грозную тишину рассек голос странный. Чья-то тень взметнулась вверх. Жених вспотел от страха. Придя в себя он не обнаружил рядом с собой Людмилы. Неизвестная сила похитила ее.

Владимир был разгневан, узнав, что дочь пропала. Он созывает зятя и двор, пообещав, что тот, кто отыщет Людмилу, получит ее в жены и полцарства впридачу. Соперники Руслана не мешкая стали седлать коней. Вчетвером они отправляются на поиски княжеской дочки. Каждый из них мечтает заполучить Людмилу себе. Вскоре их пути разошлись.

Крещение Руси

Из размышления о смысле  предыдущих сказок, мультфильмов стало понятно, что все они отражают иносказательно жизнь Вселенной: сотворение человека, ослушание  человеком сказанного Отцом Небесным не есть с дерева познания добра и зла, — что повлекло смерть первую, падение в мир твердых форм – физический. Далее, находясь в кожаных одеждах, задачей стало вернуться на свою Небесную Родину – в Эдем, избежав смерти второй – смерти души. Но о чем же поэма?

Руслан – Русь любящий, дух русского народа, Людмила – людям милая – вера христианская. Поэма начинается повествованием о крещении Руси.

«В толпе могучих сыновей с друзьями в гриднице высокой  Владимир-солнце пировал; меньшую дочь он выдавал за князя храброго Руслана. Почему  князь Владимир — ясно солнышко принял решение о крещении  Руси? Дело в том, что на  тот момент у славян был свой пантеон богов. Согласно родоплеменным традициям каждое племя, почитая всех славянских богов, выделяло одного главного бога, связывая прежде всего с ним сохранение всего общественного и хозяйственного быта. В результате межплеменные конфликты и распри в восточнославянском мире получали закрепление  и в религиозной форме. Это ослабляло Русь в борьбе с врагами ее. Владимир Святославович осознает необходимость новой религии, чтобы освободить Русь от родоплеменных традиций, укрепить великокняжеский централизм. Владимир начал с «испытания вер». Стали тогда приходить на Русь посольства и князь Владимир неспешно выбирал.  Он «испытание вер» проводил основательно, стараясь уразуметь по истине, какая из религий нужнее всего Руси. Остановившись на христианстве, он и тут прежде всего уступил место размышлению и лишь после этого окончательно сделал свой выбор в пользу восточного православия. (А.Ф. Замалеев, Е.А.Овчинникова «Очерки древнерусской духовности»)

Почему «меньшую дочь», хотя о других и не сказано в поэме?  Я предполагаю, что речь идет о трансформации нашего сознания: начало преображения человека – Вера, далее за верой у нас появляется Надежда и, наконец, высшая ступень сознания — Любовь.

…«Не скоро ели предки наши»…

Вера христианская постепенно, не торопясь  входила в сознание людей: присматривались, обдумывали.  Дух русского народа – Руслан уже готов был соединиться с верой христианской, за этим бы последовало «воскресение» то есть возможность возвращения в Эдем. Но «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

 «За шумным, свадебным столом сидят три витязя младые;…

…Потупили смущенный взгляд: то три соперника Руслана;

В душе несчастные таят любви и ненависти яд».

В душе каждого из нас наряду с качествами высокого достоинства гнездятся и такие как зависть, агрессия, похотливость, лень, чревоугодие и др. Это и есть соперники. На межгосударственном уровне все то же самое. Менталитет  страны – это объединенное сознание ее населения.

«Один Рогдай, воитель смелый, мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей; другой —  Фарлаф, крикун надменный, в пирах никем непобежденный, но воин скромный средь мечей; последний, полный страстной думы, младой хазарский хан Ратмир: все трое бледны и угрюмы и пир веселый им не в пир». Со-радость  даже между близкими людьми редко проявляется искренне, а межгосударственные отношения строятся еще сложнее. Какое государство или группа государств кому из этих имен соответствует, поразмышляйте сами, это история нашей страны. Александр Сергеевич написал поэму в 1820 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: