Краткое содержание эпилога в романе преступление и наказание достоевского (финал, конец)

Эпилог и его роль в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение

Эпилог романа «Преступление и наказание» Достоевского занимает особое место в произведении. Он пронизан светом духовности и надежды на прекрасное будущее. В эпилоге Достоевский рассказывает о том, как в дальнейшем сложилась жизнь героев романа, и вместе с тем дает надежду для всех живущих на земле людей на искупление грехов.

Раскольников получил сравнительно небольшой срок за свое преступление, т.к. раскаялся в содеянном. Судьи посчитали смягчающими обстоятельствами и явку с повинной, и то, что он не воспользовался ценностями, похищенными у убитой. Когда-то он спас детей на пожаре, рискуя собственной жизнью, а еще ухаживал за больным отцом своего умершего друга. Преступление, по мнению судей, было совершено в состоянии «временного помешательства».

В результате Раскольников попадает на каторгу в Омский острог на восемь лет. Следом за ним едет Соня. Она любит его и хочет быть рядом. Зарабатывает шитьем и, чем может, помогает Раскольникову.

Он же – замкнут и неразговорчив. Не общается с сокамерниками, неохотно разговаривает с Соней, когда ей удается добиться свидания. Она сообщила ему о смерти матери, о замужестве младшей сестры Дуни, но даже эти события особо не взволновали его. Заключенные относятся к нему с неприязнью.

А вот Соню они полюбили. Это очень удивляет Раскольникова. И еще его удивляет, почему они так любят жизнь. Он же своей жизнью не дорожит и жалеет, что не покончил с собой, как хотел, а пошел в полицию и признался в убийстве. Раскольников болен. Он болен не от тягот тюремной жизни, а от крушения надежд на свою исключительность.

Он попадает в больницу. Соня каждый день приходит и молча стоит под окнами тюремной палаты, чтобы просто быть рядом. Однажды он увидел ее, и это поразило его. Что-то дрогнуло в его сердце. На следующий день он опять выглянул в окно, но девушки не было. Он забеспокоился. Несколько дней Соня не появлялась. Раскольников не на шутку испугался и пытался выяснить, что случилось, почему она не приходит. Наконец удалось узнать, что Соня больна, но болезнь неопасная, и девушка скоро поправится.

Когда Раскольников вновь увидел Соню, в нем произошел какой-то перелом. Он упал к ее ногам, стал целовать ее руки. Соня сначала сильно испугалась, а потом поняла, произошло наконец то, чего она так долго и терпеливо ждала. Очищение и раскаяние грешной души Родиона. И еще – что он любит ее.

Оба так счастливы, что их не пугает целых семь лет ожидания, пока наконец они смогут жить вместе.

Под действием окружающей обстановки и тихой, ненавязчивой любви Сони в душе Раскольникова происходят огромные изменения. У него появилась цель в жизни, он понял, как он ошибался, пытаясь добиться справедливости убийством никчемного, по его мнению, человека. Понял, что человеческая жизнь бесценна, и решил «бесконечной любовью искупить страдания» прекрасной девушки.

Терпение и милосердие, вера в Бога и любовь – вот главные ценности, которые помогают человеку перенести все невзгоды и страдания в жизни.

Другие сочинения:

Внутреннее состояние героя

Проведя в заключениии уже почти полтора года, он находился в состоянии беспросветной апатии и равнодушия ко всему, что его окружало.

Его равнодушие распространялось и на него самого. Ему было безразлично, что он ест, что пьёт, он не проявлял никакого интереса к товарищам по несчастью, даже сторонился их.

Целиком отдавая себе отчёт в том, что с ним произошло, он больше не видел в жизни никаких надежд и перспектив на будущее. Поэтому к собственному положению относился без эмоций, наблюдая за собой со стороны, как за кем-то посторонним.

За это время в Петербурге умерла мать Раскольникова, так и не узнав, что случилось с её сыном на самом деле. Предчувствуя что-то неладное, она постоянно ждала вестей от сына, но её уверяли, что он надолго отправился за границу.

Сестра вышла замуж за Разумихина, который впоследствии планировал переселиться поближе к месту, где отбывал наказание Раскольников.

Сонечка Мармеладова, унаследовав после смерти Свидригайлова его деньги, последовала за любимым человеком. Она поселилась в городе, где располагался острог для заключённых, и стала навещать Раскольникова.

Судьба героев

Эпилог был необходимостью в смысловом плане произведения, он раскрывает те “плоды”, которые принесли поступки персонажей в их судьбу

Особое внимание автор уделяет обновлённым семьям Безуховых (Наташа и Пьер) и семье Ростовых (Мария и Николай). Автор описывает события 1821 года, война позади и герои живут мирной жизнью

Вечно ищущий Пьер наконец нашёл успокоение в семейной жизни, в чувствах к Наташе, в заботе о детях. Он не перестал мыслить и тянуться к самосовершенствованию, его влечёт общественная деятельность, в герое формируется будущий декабрист. Несомненно Безухов будет участвовать в восстании, он не сможет остаться в стороне, такова уж натура героя. Наташа, его супруга, обрела своё счастье после многочисленных испытаний судьбы, потерь именно в союзе с Пьером.

Она поддерживает супруга во всех начинаниях, наслаждается материнством и семейными узами. Образ Ростовой закончен именно благодаря эпилогу, в нём автор раскрывает её предназначение – материнство (у пары четверо детей). Автор рисует свой идеал женщины, которую видит матерью, хранительницей уюта и семейных уз. Наташа Ростова “раздобрела”, её уже не узнать, материнство и замужество изменило героиню и внутренне и внешне.

Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф

Соню сильно заботит не только душевное, но и духовное состояние Раскольникова. Она всей душой жаждет, чтобы он раскаялся и поверил в возможность собственного перерождения

Ей важно, чтобы Родион захотел жить не из страха перед смертью («Неужели же одно только малодушие и боязнь смерти могут заставить его жить?»), а с желанием что-то изменить и исправить

По пути в контору, ведя непрерывный диалог с самим собой, Раскольников приходит к выводу, что нуждается в человеческом обществе, что ему крайне нужна поддержка Сони. Однако пока он это воспринимает как собственную слабость, как еще одно подтверждение того, что он «тварь дрожащая»: «И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!»

Признание Раскольникова в убийстве Соне в романе “Преступление и наказание”: анализ эпизода

Признание Раскольникова в убийстве Соне является очень важным эпизодом в романе “Преступление и наказание”.

В этой статье представлено описание и анализ эпизода с признанием Раскольникова в убийстве Соне в романе “Преступление и наказание”.

Смотрите:Все материалы по “Преступлению и наказанию”Все статьи о РаскольниковеВсе статьи о Соне МармеладовойПочему Раскольников признается Соне в преступлении?

Раскольников впервые слышит о Соне Мармеладовой от ее отца, чиновника Мармеладова. Сидя в распивочной, пьяный Мармеладов рассказывает Раскольникову о тяжелой судьбе своей дочери, которая вынуждена зарабатывать на жизнь “непристойной работой”. Раскольникова впечатляет история кроткой и самоотверженной Сони. Бедная Соня уже некоторое время одна содержит отца-пьяницу, мачеху Катерину Ивановну и ее троих детей.Вскоре Раскольников лично знакомится с Соней в день, когда ее отец, Мармеладов, попадает под лошадей и погибает. С этого дня между героями завязываются доверительные дружеские отношения.Раскольников решает открыть Соне свою страшную тайну, чтобы облегчить свою душу. Почему именно Соне? Потому что Раскольников видит в ней родственную душу, грешную и глубоко страдающую, как и он сам.

Как и когда происходит признание?

Признание Раскольникова происходит примерно через неделю после преступления. Беседа происходит на квартире у Сони. Любопытно, что на момент признания Соня и Раскольников знают друг друга всего около трех дней.

Но этого времени Раскольникову оказывается достаточно, чтобы проникнуться доверием к Соне Делая свое признание, Раскольников не говорит Соне прямо, что это он совершил преступление.

Раскольников объясняет Соне, что совершил преступление, основываясь на своей теории об обычных и великих людях. Он признается, что пошел на преступление не ради денег, а из-за этой чудовищной теории, которая в конце концов потерпела крах.

Соня внимательно выслушивает Раскольникова и всячески пытается его поддержать. Она советует Раскольникову признаться прямо сейчас в преступлении, но молодой человек отказывается делать этот шаг. После этого признания Соня и Раскольников понимают, что теперь они – “блудница” и убийца – должны идти вместе по жизни.

Фрагмент с признанием Раскольникова Соне можно найти в IV-ой главе 5-ой части романа.

Роль сна Раскольникова, который он увидел во время болезни

В сне, который видит Раскольников, через фантастический сюжет Достоевский передает собственную точку зрения по поводу распространения вокруг безбожных, нигилистических идей вроде той, которая была у Родиона. Этот сон не случайно описывается в произведении (эпилог романа «Преступление и наказание»).

Анализ его можно провести следующий. Теории, подобные той, что была у Раскольникова, делают людей бесноватыми, безумными, заражают их. Но, что самое страшное, этого не замечают зараженные, которые мнят себя миссиями, избранными. Повальное увлечение такими идеями вырождает род человеческий. Только несколько непрочных душ, которые сохранили нравственную чистоту, способны спасти людей от уничтожения.

Именно сон изменил что-то в сознании Раскольникова. Он помог ему понять то, что давно чувствовал Родион. Он уяснил наконец, что любит Соню, что она — его поддержка, опора и спасение. Проснувшись, главный герой не осознает еще, что в нем произошла перемена, однако он чувствует в душе то, что бессознательно не любили в нем остальные заключенные: то, что он болен этой самой заразой. Имя ей — презрение к людям, гордыня, нелюбовь, безверие!

Гдз, сочинения, биографии

Люди заражаются, начинают убивать друг друга, пожирать… Как-то утром Раскольников идет на «работы», видит дальний берег реки, где «была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его». К герою приходит Соня. Раскольников бросается к ее ногам, плачет. Он понимает, что бесконечно любит ее. Раскольникову оставалось еще семь лет каторги, но он чувствовал, что воскрес! Непонятно, почему, но отношение каторжников к герою изменилось.

Внимание

Раскольников понимает, что «наступила жизнь», под подушкой у него лежит Евангелие. Так заканчивается роман Достоевского. Основную мысль, которую автор проводит в финале – возрождение человека через веру в Христа. Достоевский оставляет своему герою возможность искупления и воскрешения с помощью веры.

Популярные сочинения

  • Сочинение Земляника в комедии Ревизор (Образ и характеристика) В комедии «Ревизор» автор, обнажает дурные стороны жизни царской России. В характерах героев произведения переплелись многочисленные пороки. Образ Земляники имеет сходство с образом других его сослуживцев
  • Сочинение по картине Врубеля Тамара и Демон Михаила (Описание) Картина была написана выдающимся русским художником Михаилом Врубелем. Основой для написания картины послужила поема М.Ю. Лермонтова «Демон».
  • Сочинение Как мы готовили подарки на 8 марта 8 Марта — Международный женский день. День наших мам, бабушек и сестер. И всегда в этот день хочется чем-нибудь порадовать своих близких. В этом году мы собрались большой компанией, чтобы приготовить подарки на 8 марта

Вариант 2

Он страдает от социального зла, бросается к ложному выходу из него, обрекает себя на муки нравственного отчуждения и, наконец, через болезненную ломку ложных убеждений постепенно обретает общность с людьми.

4 вариант

Это уже не то коленопреклонение, когда Расколь­ников «дико» произнес: «Я не тебе поклонился, я все­му страданию человеческому поклонился». Соотнесе­ние этой фразы с законами раскольниковской «ариф­метики» может означать, что и Соню, подобно Лизавете или Миколке, можно принести в жертву «всему человечеству». Не так уж трудно воскликнуть «вечная Сонечка!», но намного труднее исключить ее из «низшего» разряда, и вообще отказаться от всяких разрядов. Прежнее коленопреклонение — это символ боли, замутненной «трихнинами». «Не тебе, а всему страданию. » — слова эти произносил язык еще «грешный», «празднословный» и «лукавый». Но в молчаливом финальном коленопреклонении звучит уже совсем другой мотив. «В этот день ему даже пока­залось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. отвечали ласково».

17 мая 2021 8uristgbk 446

Поделитесь записью

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Платонова Фро В своем рассказе «Фро» автор затронул человеческие переживания. В произведении рассказывается о любви Фроси к супругу, который уехал очень далеко. Творение отличается линейным сюжетом
  • Фамусовское общество в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение В фамусовском обществе считалось, что надо уничтожать вольнодумство и беспрекословно подчиняться старшим по званию, обязательно жить в роскоши
  • План рассказа Шмыгимышь (Мария Вайсман) 4 класс Мальчик Филя с сестрой Верой и мамой идут в музей. Филя взял с собой свою игрушку-мышь, которую зовут Шмыгимышь. В музее мальчик увлечен скульптурами и мышью
  • Сочинение Сострадание. Что такое сострадание 15.3 ОГЭ 9 класс Многие люди часто говорят о положительных качествах, но в действительности не каждый понимает суть таких качеств. К примеру, детей часто стараются приучить быть сострадательными, но, чем является сострадание, не особенно объясняют.
  • Сочинение Анализ пьесы Островского Бесприданница Произведение рисует картину жизни купцов в период бурного экономического роста, начавшегося в России после отмены крепостного права.

Переломный момент

Постоянное нервное напряжение постепенно провоцировало у него развитие психического заболевания. Однажды он в болезненном бреду увидел сон, который напугал его и что-то сдвинул в сознании.

В том сне люди, считавшие себя носителями сверхценных идей, сходили с ума и погибали. Выживали лишь немногие, те, кто не заразился этим страшным вирусом. Мир катился в пропасть, и не было спасения никому.

Роль эпилога «Преступление и наказание» трудно переоценить после описания такого аллегорического сна, в котором мир раскалывается на грешников и праведников.

Выздоровев и вернувшись к работе, Раскольников узнаёт, что теперь больна Соня, и это вызвало в нём беспокойство и панику. Он начинает смутно осознавать, что Соня — это та невидимая нить, которая ещё связывает его погрузившийся во мрак мир с человеческим началом. Он понимает, что, потеряв её, окончательно и навсегда потеряет и загубит себя.

Они встречаются после болезни Сони, и тогда Раскольников впервые сам берёт её руку в свою и не может отпустить. Непонятный порыв заставляет его в слезах броситься перед Соней на колени.

Соня, испугавшись такого проявления чувств, в первое мгновение была ошарашена. Но почти сразу к ней пришло счастливое осознание того, что Раскольников её бесконечно любит.

Анализ эпилога «Преступление и наказание» заставляет поверить, что теперь судьбы этих людей сплетены в одну. А впереди их ждёт трудный, но радостный путь к воскрешению в новой жизни.

Раскольников в остроге

На суде были приняты во внимание обстоятельства, смягчающие вину Раскольникова. Такими обстоятельствами послужили и чистосердечное признание, и некоторые эпизоды из его прошлого, которые свидетельствовали о том, что он не является закоренелым злодеем

Например, во время учёбы он тратил последние деньги на уход за сокурсником, болевшим чахоткой. Впоследствии свои заботы он перенёс на отца погибшего товарища и даже похоронил его на свои средства.

Рискуя жизнью, спас при пожаре малолетних детей и получил при этом сильные ожоги. Суд не усмотрел корысти в его преступлении, потому что он не воспользовался похищенными у старухи деньгами. Сразу после преступления, чтобы отвязаться от страшных мыслей, он спрятал их под камень, даже не поинтересовавшись, сколько денег было в кошельке убитой процентщицы.

Учитывая все эти обстоятельства, суд посчитал, что на момент совершения преступления подсудимый находился в состоянии временного помешательства. Он получил приговор — 8 лет каторжных работ.

Шанс на спасение

Именно третий сон Раскольникова становится итогом всех его мук. Истинное наказание – в настоящем раскаянии, в муках, которые человек испытывает после преступления. У всех есть шанс на спасение. Герой не обделен положительными качествами изначально. Он способен сострадать и сопереживать, он готов отдать последнее. В поисках ответа, он обвиняет в этом Сонечку Мармеладову, но именно это качество помогает Раскольникову спастись и встать на путь истинный. Только поняв разрушающую силу эгоизма, ненависти и преступлений, герой способен переродиться. Через страдание и сострадание, которое он находит в Соне Мармеладовой, Родион понимает ценности, которые действительно могут спасти человека от страшных грехов и помыслов.

В романе «Преступление и наказание» автором поднимаются глобальные вопросы о человеческой сущности, о нравственности, о разделении добра и зла в человеке. Сон на каторге является итогом мук Раскольникова и началом его новой жизни.

Статья поможет написать грамотное и вдумчивое сочинение на тему «Сон Раскольникова на каторге».

Вариант 2

Мощнейший эпизод «Преступление и наказание» —эпилог. Несмотря на, что кульминация прошла, и события «физического» уровня случились (убийство, явка, наказание), но в эпилоге истинная, духовная вершина.

Эпилог состоит из двух частей. В первой писатель рассказывает об судебном процессе над главным героем. А также о том, как сложилась судьба наиболее близких ему людей: матери, сестры, друга. Стоит отметит, что пейзаж очень важен в этой части романа.

Сделав признание, Родион не покаялся. В тюрьме он жалеет о признании. Ощущение своей правоты не исчезло, он лишь стал ненавидеть собственную слабость. Но тут случаются малопонятные вещи: другие осужденные почему-то испытывать беспочвенную неприязнь к нему. Для него это странно. Ведь их злодеяния порой страшнее. К тому же они не знакомы с ним! В то же время они с почтением смотрят на Соню, навещающую Родиона, несмотря на то, что они и с ней совсем незнакомы! Однажды эти люди с воплями «Безбожник!» кидаются на него, бьют, и лишь охранник мешает им добить его…

Ему непонятно из-за чего так происходит? Ответ он получает во сне про. Он видит эпидемию, поразившую человечество. Как будто возникли некие микроскопические трихины. Их действие необычно. Те, кто ими заболевают, делаются бесноватыми, но они считают, что правы и совершенны. Очнувшись, главный герой не понимает, но ощущает душой то, что неосознанно возненавидели в нем каторжники: он поражен этой заразой! Она является неверием, гордыней, презрением к другим! И когда Родион видит свою любимую, душа возрождается. Он плачет. Невыразимая боль, но уже не беспросветная, а дарующая свет, заставляет его склониться к ее ногам в рыданиях. Слезы очищают мятущееся сердце!

Это истинная кульминация произведения! Это — победа любви и веры! Это — истинное раскаяние, которое дает возможность спасения любого грешника! Именно в этой части произведения, ощущаются что-то светлое и жизнеутверждающие. Они предвещают духовное возрождение Родиона. Тут чувствуется вера Достоевского в то, что в каждом сердце присутствует искра Божья. Это подчеркивается тем, что в эпилоге еще раз упоминается Евангелие и воскресение Лазаря.

Преступление и наказание Раскольникова

После совершенного образ Раскольникова в романе приобретает некую раздвоенность, как будто герой находится на перекрестке.Он пытается понять, сможет ли он дальше жить с таким пятном на совести или ему нужно признаться и искупить вину.

Терзаемый муками совести, Родион все больше осознает, что он не таков, как его герои, мирно спящие, послав на смерть тысячи невинных людей.

Ведь убив всего двух женщин, он оказывается не способен простить себе это.Чувствуя свою вину, он отдаляется от людей, но при этом ищет родственную душу.

Ею становится Соня Мармеладова – девушка, отправившаяся на панель, дабы спасти от голодной смерти родных.

Достоевский и возрождение Раскольникова

Теперь осталось ответить на один конкретный вопрос, зачем нужен эпилог романа «Преступление и наказание» Достоевского? История замечательная, законченная. Родион Романыч признался и упал в обморок в полиции — блестящий финал.

Но Достоевскому не хотелось оставлять героя в пучине отчаяния, поэтому он своей авторской волей обратил Раскольникова к Богу, тем самым насытив существование последнего не отчаянием, а надеждой.

Эрнест Хемингуэй говорил, что жизнь — трагичная штука с известным финалом. Дополняя американского классика, хочется сказать, что при всем этом в ней все-таки должно быть место надежде.

(360 слов)
В своём знаменитом романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский отразил глубокий социальный кризис своего времени. На примере обычного молодого человека, Родиона Раскольникова, писатель отобразил новые взгляды, господствовавшие среди молодёжи. Немалую роль в повествовании играет эпилог, в котором автор окончательно развенчивает идеалы своего героя, указывая людям другой, правильный, по его мнению, путь.

В эпилоге перед нами предстаёт Родион уже после того, как он добровольно признался в своём преступлении. Герой пошёл на это, чтобы облегчить свою совесть. Совершив убийство ради благой цели, он осознал, что не способен нести эту ношу в одиночку. Наказание должно было снять с него вину и помочь ему возродиться для новой жизни, но мы видим, что этого не произошло. Даже в сибирской ссылке Раскольников не отказывается от своей теории о превосходстве одних людей над другими. Разочаровавшись в себе, он продолжает отчаянно цепляться за свои заблуждения, продолжая делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», разница лишь в том, что теперь он относит себя к первой группе. В результате застывший в презрении к окружающим и самому себе он вызывает к себе ненависть со стороны других каторжных, но, главное, он отталкивает от себя Софью Мармеладову, которая отправилась в Сибирь в след за ним, надеясь спасти его и вернуть к Богу. Достоевский показывает нам, насколько губительной может быть человеческая гордыня, как, боясь признать свои ошибки, человек уничтожает сам себя. Однако автор не мог позволить своему герою заблуждаться на протяжении всей жизни. Раскольников заболевает и в лихорадке видит сон, который в полной мере демонстрирует ему всю ущербность его теории. Человечество поразили микроскопические трихины, каждый, кого они коснулись, уверовал с собственную гениальность и исключительность. Мир погрузился в хаос, когда люди, исполненные ненависти к окружающим, даже не пытаясь найти общий язык, начали убивать друг друга. По мнению Достоевского, человек, слепо считающий себя выше других, сеет вокруг себя только разрушения и смерть. Мы должны стремиться к равенству, а не личному возвышению, иначе цивилизация исчезнет. Оправившись после болезни, Раскольников наконец-то отрекается от своих прошлых взглядов. Он по-новому смотрит на окружающий мир и перерождается. Открывшись Соне и всему человечеству, герой делает первый шаг на своём пути искупления.

Именно в эпилоге Достоевский окончательно разрушает ницшеанские, индивидуалистские теории своего времени, приводя им на замену доброту, веру в людей и Бога.

Вариант 2

В эпилоге романа описывается жизнь героев спустя пять лет с момента совершения Раскольниковым преступления.

Читатель попадает обстановку сибирского острога, где идет следствие по делу. Мы узнаем некоторые важные факты об убийстве старухи. В частности, о том, что главный герой спрятал кошелек и вещи из квартиры процентщицы под камнем. Но ничего из этого он не брал, денег не тратил. Некоторые эпизоды преступления Родин описывал подробно, не упуская ни малейшей детали, о других же не мог вспомнить ничего. Из этого следствием был сделан вывод о временном умопомешательстве Родиона. Совокупность этих фактов стала для судей основанием смягчения окончательного вердикта – Раскольникову было назначено 8 лет каторжных работ.

Параллельно Достоевский показывает судьбу и других героев. Во время следствия Разумихин делает многое для смягчения приговора Раскольникову. Соня неотступно следует за Родионом сначала в острог, затем на каторгу. Она старается всячески скрасить его жизнь в заключении, занимается шитьем, чтобы обеспечивать себя и помогать ему.

Особое внимание автор уделяет судьбе матери Раскольникова. Ей прямо не говорили, что случилось и почему ее Родя так долго не приезжает, но сердце матери чует беду

Постепенно Пульхерья Андреевна начинает догадываться о происходящем, но озвучить этого она не может. Материнское сердце страдает по сыну. В конце концов она умирает.

Во время заключения постепенно меняется отношение Раскольникова к Соне. В начале он был к ней практически безразличен, в общении демонстрировал холодность и отстраненность. Но постепенно Родион начинает испытывать к девушке чувства. Это становится очевидным, когда Соня заболела, а Раскольников, узнав об этом серьезно расстроился. Он начинает как будто прозревать, думая о том, что она вместе с ним претерпевает все скорби, неотступно следует за ним с момента задержания, старается помогать всем чем может не только ему самому, но и другим каторжанам. Человечность и человеколюбие Сони восхищает его. Раскольников осознает, что любит ее и что неведомая сила буквально бросает его к ее ногам. Вместе они смогут пройти тяжелый путь наказания и преодоления жизненных невзгод. Благодаря подаренному Евангелию, Родион постепенно приходит к вере в Бога. Автор приводит нас к мысли о том, что искупление вины Раскольникова возможно только через настоящую любовь и возвращение к христианской вере.

Роль Эпизода Признания Раскольникова Соне

Он никак не хочет смириться с тем, то по человеческим законам он совершал преступление и является виноватым. Он продолжает бунтовать до самого последнего момента, постоянно раздумывает над тем, стоит ли вообще делать признание, ведь никто не может догадаться, что это он совершал убийство. Несколько раз Раскольников стремится повернуть назад и не идти в участок.

Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи-процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский участок и признаться в содеянном? Какие причины побудили его к этому?

Вам может понравиться => Реквизиты Документа, Удостоверяющего Личность Лица, Предоставляющего Вам Жилое Помещение (Арендодателя)

Переломный момент

Постоянное нервное напряжение постепенно провоцировало у него развитие психического заболевания. Однажды он в болезненном бреду увидел сон, который напугал его и что-то сдвинул в сознании.

В том сне люди, считавшие себя носителями сверхценных идей, сходили с ума и погибали. Выживали лишь немногие, те, кто не заразился этим страшным вирусом. Мир катился в пропасть, и не было спасения никому.

Роль эпилога «Преступление и наказание» трудно переоценить после описания такого аллегорического сна, в котором мир раскалывается на грешников и праведников.

Выздоровев и вернувшись к работе, Раскольников узнаёт, что теперь больна Соня, и это вызвало в нём беспокойство и панику. Он начинает смутно осознавать, что Соня — это та невидимая нить, которая ещё связывает его погрузившийся во мрак мир с человеческим началом. Он понимает, что, потеряв её, окончательно и навсегда потеряет и загубит себя.

Они встречаются после болезни Сони, и тогда Раскольников впервые сам берёт её руку в свою и не может отпустить. Непонятный порыв заставляет его в слезах броситься перед Соней на колени.

Соня, испугавшись такого проявления чувств, в первое мгновение была ошарашена. Но почти сразу к ней пришло счастливое осознание того, что Раскольников её бесконечно любит.

Анализ эпилога «Преступление и наказание» заставляет поверить, что теперь судьбы этих людей сплетены в одну. А впереди их ждёт трудный, но радостный путь к воскрешению в новой жизни.

Признание Раскольникова (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)

Именно Соне первой Родион сообщает о том, что хочет пойти в контору и признаться во всем содеянном. Он безумно волнуется, не может устоять на месте, хотя не хочет признаваться в этом даже самому себе. Но его выдают дрожащие руки, путающиеся мысли, постоянная суета в движениях.

Символическое значение анализируемому эпизоду придает и момент надевания крестика. Соня Мармеладова вешает на шею Родиону кипарисный крестик, а себе берет тот, который был на убитой старушке. Это не просто ритуал, в нем заключен огромный смысл. Наконец-то, молодой человек признает наличие Бога. Вера есть, и с этим нужно смириться. Он отделился от всех, когда переступил грань между добром и злом, а теперь он снова становится наравне с другими людьми. Именно сейчас в этот серьезный и торжественный момент герой встает на путь духовного перерождения, пересмотра всего своего существования до этого дня.

Жизнь после преступления

После совершения убийства старухи и её сестры, признавая все свои действия правильными, преступник обнаруживает, что больше не способен жить жизнью обычного человека. Преодолев ту грань, которая отделяет добро от зла, он обрекает себя на нестерпимые моральные страдания. К нему приходит понимание того, что, совершив насилие, он автоматически причислил себя к той же категории общества, которую так ненавидел. Он сам стал тем, кто может безнаказанно причинять зло более слабым и беззащитным. Анализ эпилога «Преступления и наказания» заставляет понять, как низко пал тот, кто мечтал взлететь так высоко.

Перейдя запретную грань, он мучительно сознаёт, что сломал себя как личность. Раскольников начинает понимать, что насилие, совершённое им в отношении двух сестёр, в первую очередь он совершил над своей внутренней природой и нравственностью.

Именно это – нравственное самоубийство и невозможность включиться в привычную жизнь — сводит его с ума. Он не может избавиться от ощущения совершенной изолированности от «обыкновенного» мира людей. Преступление и наказание — проблемы, которые не оставляют его в покое ни днём, ни ночью.

Он понимает, что, убив старуху, он не решил никаких мировых проблем. Не раскаиваясь в совершённом, он просто терзается осознанием бессмысленности преступления. Ведь получилось так, что если он как-то и изменил мир, то только свой собственный.

Он сам своими руками развернул свой мир от света в сторону кромешной тьмы, в которой ему теперь придётся жить. Не освободив от оков нищеты и отчаяния ни одного человека, он в то же время ввергнул себя в самое сердце тьмы. Заложник собственной идеи, он превратился в живого мертвеца.

«Преступление и наказание» — история о том, как легко можно потерять свою душу, и ценой какого великого подвига человек снова способен обрести себя.

Роль эпилога в романе ф.м. достоевского «преступление и наказание»

Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: «С высокого берега открывалась широкая окрестность… Там была свобода и жили другие люди…». В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим…»

Здесь следует обратить внимание и на христианскую тему

На страницах эпилога в третий раз в романе упоминается Евангелие и воскресение Лазаря. Это возвращает читателя к главной, глубинной мысли Достоевского – к его надежде на «восстановление падшего человека» через приобщение к христианскому идеалу «великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех… по Христову евангельскому закону». Значение эпилога в романе велико.Главный герой болен, но ни страдания, ни тяжелая работа не сломили его. Пока еще он не раскаивается в своем преступлении. Только в одном герой считает себя виновным — в том, что не выдержал, пришел к следователю с повинной. Раскольников страдал, что не убил себя, как Свидригайлов.
В остроге все преступники очень дорожили своей жизнью, что удивляло Родиона. Героя никто не любил, скорее, наоборот, — ненавидели. Одни говорили: «Ты барин! Тебе ли было с топором ходить!» Другие: «Ты безбожник! Ты в бога не веруешь! Убить тебя надо!», хотя сами были во много раз преступнее его.

Зато все любили Соню, хотя она и не старалась никому понравиться. В бреду Раскольникову чудилось, что весь мир должен погибнуть из-за болезни.

Она заводит в городе различные знакомства, которые хоть как-то могут помочь Раскольникову. Во второй части эпилога перед нами предстает внутренний мир Родиона Раскольникова. О его состоянии очень хорошо говорят следующие строки: «… его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости».

Раскольников очень сильно переживал из-за того, что он сам так глупо погубил свою жизнь, пытаясь убийством кому-то что-то доказать. Сразу же после совершения преступления он понял бессмысленность своего поступка. Позже герой поймет, что изменять окружающую жизнь к лучшему надо совершенно другим способом.

В начале заключения у Раскольникова не складываются отношения с другими арестантами из-за того, что он постоянно погружен в свои мысли, ни с кем не общается, всех чуждается.
Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: